Научная статья на тему 'История христианизации инородцев в Российской историографии (на примере калмыков)'

История христианизации инородцев в Российской историографии (на примере калмыков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
567
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / КАЛМЫЦКАЯ СТЕПЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МИССИОНЕРСТВО / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / RUSSIAN STATE / KALMYK STEPPE / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / MISSIONARY WORK / CONVERSION TO CHRISTIANITY / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горяев Мерген Саналович

Формирование России как полиэтнической империи требовало от власти политики, которая бы обеспечила процесс развития, связанный с объединением в целое различных народов, входящих в ее состав. Кроме того, необходимо было осуществление той властной составляющей, которая способствовала бы сохранению центростремительных тенденций и прочности ее государственного единства. В качестве одного из важных средств достижения успеха такой политики власть рассматривала обращение в православие нехристианских народов, в том числе и калмыков. Исторический опыт миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди нехристианских народов до сих пор еще не получил своего исчерпывающего всестороннего исследования, и ее изучение уже само по себе представляет актуальную задачу исторической науки. Вопросами, связанными с историей расселения калмыков по территории России, политикой государства в отношении их, процессом их христианизации занимались, начиная с XVIII в. и особенно в XIX в., многие российские ученые, деятели Православной церкви, а также представители чиновничества. При общности мировоззренческих позиций в подходе к данным вопросам их видение проблем и оценки порой могли различаться, что в немалой степени определялось спецификой их деятельности, конкретными целями, которые преследовали представители каждой из этих групп. Различно и время обращения их к указанным вопросам, что отражает разновременность возникновения достаточно тесных и постоянных контактов с калмыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Горяев Мерген Саналович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE CONVERSION TO CHRISTIANITY OF NON-CHRISTIAN PEOPLES IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF KALMYKS)

The Russian empire had a multinational society and needed a policy to unite different nations. It tried to maintain the unity of the state through the process of conversion to Christianity non-Christian peoples including Kalmyks. The historical experience of missionary activity of the Russian Orthodox Church among the non-Christian people has not been fully researched yet. This research is a relevant problem of historical science. Many prominent Russian scientists, representatives of the Orthodox Church and some officials were engaged in investigation the history of the settlement of Kalmyks across the Russian territory, the development of state relations with them and the state attempts to convert this nation into Christianity in the XVIII-th and XIX-th centuries. These groups of researchers had some common views but their assessments and approaches were different due to their aims and group interests. It should be noted that they carried out their investigations in different periods of time.

Текст научной работы на тему «История христианизации инородцев в Российской историографии (на примере калмыков)»

УДК 271.2-9(470.47) ББК Э372.24(Рос.Калм)-3

М.С. Горяев

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ИНОРОДЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКОВ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 17-01-00327 «Русская православная церковь: миссионерская деятельность и культура калмыков»

Формирование России как полиэтнической империи требовало от власти политики, которая бы обеспечила процесс развития, связанный с объединением в целое различных народов, входящих в ее состав. Кроме того, необходимо было осуществление той властной составляющей, которая способствовала бы сохранению центростремительных тенденций и прочности ее государственного единства. В качестве одного из важных средств достижения успеха такой политики власть рассматривала обращение в православие нехристианских народов, в том числе и калмыков. Исторический опыт миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди нехристианских народов до сих пор еще не получил своего исчерпывающего всестороннего исследования, и ее изучение уже само по себе представляет актуальную задачу исторической науки. Вопросами, связанными с историей расселения калмыков по территории России, политикой государства в отношении их, процессом их христианизации занимались, начиная с XVIII в. и особенно в XIX в., многие российские ученые, деятели Православной церкви, а также представители чиновничества. При общности мировоззренческих позиций в подходе к данным вопросам их видение проблем и оценки порой могли различаться, что в немалой степени определялось спецификой их деятельности, конкретными целями, которые преследовали представители каждой из этих групп. Различно и время обращения их к указанным вопросам, что отражает разновременность возникновения достаточно тесных и постоянных контактов с калмыками.

Ключевые слова: Российское государство, Калмыцкая степь, Русская Православная церковь, миссионерство, христианизация, историография.

M.S. Goryaev

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE HISTORY OF THE CONVERSION TO CHRISTIANITY OF NON-CHRISTIAN PEOPLES IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF KALMYKS)

The Russian empire had a multinational society and needed a policy to unite different nations. It tried to maintain the unity of the state through the process of conversion to Christianity non-Christian peoples including Kalmyks. The historical experience of missionary activity of the Russian Orthodox Church among the non-Christian people has not been fully researched yet. This research is a relevant problem of historical science. Many prominent Russian scientists, representatives of the Orthodox Church and some officials were engaged in investigation the history of the settlement of Kalmyks across the Russian territory, the development of state relations with them and the state attempts to convert this nation into Christianity in the XVIII-th and XIX-th centuries. These groups of researchers had some common views but their assessments and approaches were different due to their aims and group interests. It should be noted that they carried out their investigations in different periods of time.

Key words: The Russian State, Kalmyk steppe, the Russian Orthodox Church, missionary work, conversion to Christianity, historiography.

Четыреста лет тому назад калмыцкий народ определился со своим будущим, войдя в состав Российского государства и навечно связав себя с его историей. Становление и развитие Российского многонационального государства ставило вопрос перед правительством страны - действовать в русле политики, обеспечивающей интеграцию входящих в нее народностей, гарантированные центростремительные тенденции, устойчивость и непоколебимость государственного единства. И в качестве одного из важных средств достижения успеха такой политики рассматривалась проповедническая деятельность Православной церкви, направленная на христианизацию народов-инородцев Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа, в том числе и калмыков.

Исторический опыт миссионерской деятельности РПЦ среди инородцев и до сего дня подвергался комплексному всестороннему изысканию, что в полной мере относится и к истории принятия христианства кочевниками-калмыками, и его изучение как таковое уже представляет исключительную, важную в условиях данного момента задачу отечественной исторической науки. Вопросы, связанные с историей переселения калмыков, этапами вхождения их в состав Русского государства, расселения в процессе перекочевания на ее территории, политикой центрального правительства в отношении номадов - новых подданных, течением их христианизации, разрабатывались как русскими учеными, подвижниками церкви, так и представителями государственных органов - чиновниками, на протяжении XVIII - XIX вв.

История крещеных калмыков Поволжья и Приуралья не была объектом специального научного исследования и была представлена только несколькими десятками монографий и научных статей [1]. Начало исследования истории, культуры, быта, хозяйства и религии калмыков-кочевников было положено еще в XVIII в. участниками академических экспедиций, которые собрали богатейший этнографический и лингвистический материал и труды которых заложили новое направление в российской науке - калмыковедение [6].

Родоначальником в изучении поселений крещеных калмыков Оренбургского края Российской империи считается первый историк, географ и краевед П.И.Рычков, который в своей работе рассматривает вопросы внутренней миграции кочевого народа, переход их в православие, затрагивает образ жизни, быт, промыслы и занятия крещеных калмыков [16].

Таким образом, вклад участников академических экспедиций неоценим, так как в своих научных изысканиях они собрали неоценимый, богатейший этнографический и лингвистический материал о малых народах Поволжья, Урала и Сибири, в том числе и о калмыках. Опубликованные материалы научных экспедиций содержат колоссальный пласт информации о быте, образе жизни, хозяйственной деятельности, языке и религии номадов-калмыков.

Первые полвека XIX столетия характеризуются тем, что внимание исследователей сосредоточивается не на принятии нового для калмыцкого народа вероисповедания, а на изучении их древнего патриархального исповедания и степени влияния на них ламаистского духовенства [18]. При этом необходимо учитывать, что они были сторонниками и проводниками политики правительства на местах и принимали меры по ослаблению влияния буддийского духовенства, что, в частности, выражалось в сокращении его численности.

Работа А. А. Бобровникова второй половины столетия исследует факторы, сдерживающие процесс принятия государственной религии кочевниками, и проводит к мысли, что это, во-первых, склонность калмыков «вовсе не думать о религии»; во-вторых -их мнение о том, что «... калмык перестанет быть калмыком, когда отстанет от

своих древних суеверий и привычек ...»; в-третьих, это отношение к христианизации степной светской и религиозной аристократии - нойонов, зайсангов и буддийского духовенства. Кроме того, и сами калмыки-простолюдины «смотрели на крещение как на измену ... владельцу и имеют понятия о крещеных ... как о негодяях» [5; с. 498; с. 499; с. 501]. Однако автор был уверен, что эти препятствия можно устранить просвещением калмыков и переводом крещеных в оседлое состояние.

Российский востоковед, монголовед, доктор монгольской и калмыцкой словесности, профессор А.М.Позднеев занимался редактированием монгольских, китайских, персидских источниковых материалов, введя их в научный оборот, издавал оригинальные тексты калмыцких исторических памятников и их переводы на русский язык. Ученый сочетал научную работу с научно-практической экспедиционной деятельностью, основной целью которых было изучение духовного и общественного быта калмыков, а также приобретение калмыцкой литературы и предметов религиозного культа. Условием успеха политики перевода калмыков в православие он считал обучение на их родном языке, особенно в младших классах, в национальных школах: «... каждое русское слово должно быть объяснимо детям на их родном языке, только прослушав эти толкования, ученики вполне основательно поймут и усвоят их содержание на русском языке ...». Кроме того, он рекомендовал подвергнуть корректировке систему образования на местах и издавать учебные пособия для учащихся калмыков на их языке [11]. Как сторонник и последователь официального мировоззрения и миропонимания, как государственной деятель, он не мог не гиперболизировать преимущество и успехи царского правительства по опеке и покровительстве калмыков.

Неоценимый вклад в становление научного подхода к истории калмыков внесли работы государственных чиновников. Так, в начале 60-х гг. XVIII в. секретарь Калмыцких дел при Коллегии иностранных дел В.М. Бакунин подготовил научный труд, в котором детально описал и проанализировал события, проходивши! в Нижнем Поволжье на территории Калмыцкого ханства в первой половине XVIII в., и осветил процесс феодальной усобицы, разгоревшейся после смерти Аюки-хана в 1724 г. и связанной напрямую с борьбой за власть и престол [2].

В.Н. Татищев, руководитель Калмыцких дел, астраханский губернатор, сторонник научного просвещения малых народов страны, также высказывался о необходимости христианизации и обучения русскому языку калмыков-кочевников, что сделает их настоящими православными и приобщит к русской культуре, в том числе, приведет к обоседлению [19].

В 1869 г. попечитель П. Д. Шестаков опубликовал статью «Некоторые сведения о распространении христианства среди калмыков», в которой дал описание деятельности первых миссионеров среди калмыков. В числе прочих он упоминает об отце Никодиме (Ленкеевиче), его стараниях, связанных с переводческой деятельностью -переводом и изданием литературы на калмыцком языке. Автор выступает за открытую проповедь православия среди калмыков-кочевников, причем главным образом на калмыцком языке, что, несомненно, не может не дать положительного результата [20, с. 142].

В конце XIX столетия бывший Главный Попечитель калмыцкого народа К.И. Костен-ков, на основании собранного фактического материала о количестве и положении калмыцкого ламаизма, дополненных данными, предоставленными местными чиновниками, издал статью «О распространении христианства у калмыков»- первую крупную работу столетия, обобщившую сведения о христианизации калмыков за предыдущее время [12, с. 122]. При этом, он был сторонником «гибкой и осторожной» формы

миссионерской просветительской деятельности. В другой своей работе он описал расселение крещеных калмыков Моздокского казачьего полка и указал причины неудачи православной миссии среди них - большое влияние на народ буддийского духовенства и слабаяорганизация православной миссии [13].

В этом же контексте опубликовал в Ставропольских губернских ведомостях статью И.В. Бентковский, член Ставропольского статистического комитета, в которой автор оценил переход калмыков в православие как действие «формальное, не повлиявшее на их приверженность буддизму» [4].

Таким образом, труды представителей государственного аппарата, непосредственных участников событий, являются ценными источниками для изучения истории крещения калмыков. Приведенные материалы помогают осмыслить политику правительства по отношению к принявшим православие, становятся очевидными его мероприятия по отселению в другие регионы страны, основанию православной миссии среди калмыков, что, конечно же, важно для понимания и осмысления политики христианизации кочевого народа Нижнего Поволжья.

Среди работ, посвященных христианизации калмыков, нельзя не упомянуть и работы подвижников Православной церкви, миссионеров и священнослужителей. Так, в 1878 г. в «Астраханских епархиальных ведомостях» вышла в свет статья П.А. Смирнова, священника и миссионера Николаевской походно-улусной церкви, который на основании архивных материалов Управления калмыцким народом, личных наблюдений изложил историю христианизации калмыков, обстоятельства основания походно-улусной церкви [17]. Он, как и многие церковные и светские деятели, исходил из того, что для успеха обращения калмыков в христианство православное богослужение надлежит вести на их родном языке. Кроме того, необходимо строить школы для обучения в них детей номадов.

В 1883 г. секретарь Астраханской консистории Ф.М. Юштин в своей статье «Обзор мероприятий к распространению христианства между калмыками» дал анализ политике центрального правительства, направленной на христианизацию калмыцкого народа за прошедшие десятилетия, с 70-х годов XVII столетия до 1871 г., т.е. до открытия Астраханского епархиального комитета Православного миссионерского общества. Главным в его исследовании является постулат, что разноплановые мероприятия, должные способствовать просвещению кочевников, не были успешными и не дали ожидаемого эффекта, так как сказались, во многом, «... отсутствие энергии у правительственных деятелей, малоопытность православных пастырей, влияние калмыцкого духовенства и владельцев ...» [21, с. 2,3].

Иеромонах Мефодий в своей работе «Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии», на базе личных отношений и наблюдений, документов местного статкомитета, Андреевского братства и канцелярии Главного Пристава кочующих народов данной же губернии, проанализировав неуспехи, провал политики правительства по распространению христианства среди калмыков, отмечал: «... нойоны и зайсанги сильно тормозят дела миссии, всячески удерживая своих подчиненных сородичей от принятия христианства из своекорыстных целей ...» [14, с. 110]. По мнению автора, правительству необходимо было разработать законодательную базу, закон, который бы уничтожил личную зависимость простолюдинов-калмыков от владельцев. Это должно было ускорить процесс христианизации, в то время как нойоны и зайсанги, лишившись власти над своими подвластными, больше не могли препятствовать их крещению.

В 1898 г. вышла в свет книга миссионера,помощника попечителя улуса и заведующего делами новокрещеных калмыков Я.П. Дубровы «Быт калмыков Ставропольской губернии», в которой автор отмечает активное противодействие буддийского духовенства миссионерской деятельности РПЦ, его борьбу за свою паству и точно оценивает суть политики христианизации [9].

Среди работ XX в. необходимо отметить труд духовного писателя, лингвиста-монголоведа, доктора церковной истории архимандрита Гурия (А.И.Степанова), в основу которого были положены статьи автора, посвященные православной миссии среди калмыков [8]. В них автор анализирует шаги правительства, направленные на распространение христианства среди калмыков, раскинувших свои кочевья в различных регионах страны, начиная с конца XVII и до начала XX столетия. На основе обширного круга источников, таких, как законодательные акты, статистические материалы, труды ученых-путешественников, Гурий рассмотрел и отобразил организацию первой православной миссии при ставке нойона Баксадая Доржи (П.Тайшин), переводческую и подвижническую деятельность отдельных приходских священников, также крестивших калмыков-простолюдинов и представителей калмыцкой аристократии, строивших первые школы для детей кочевников-калмыков, основание миссионерских станов в Калмыцкой степи вообще и т.д. Наиболее эффективным методом к массовой христианизации калмыцкого народа он видел в лояльном отношениик государственной религии со стороны кочевой аристократии - духовенства и знати. А наиболее убедительным путем, по его убеждению, является научное просвещение народа. А значит необходимо строить народные школы, которые должны быть доступными детям кочевников Поволжья.

Таким образом, научные труды и статьи представителей Православной церкви имеют отличительную особенность идеализации процесса христианизации кочевых народов Российской империи, в том числе и калмыков, как служащего просвещению народа «светом истины». Причины неудачной реализации правительственной политики христианизации калмыков авторы объясняли наличием кочевого образа жизни, тяготением к патриархальному вероисповеданию. Не отрицали они и активное противодействие со стороны калмыцкого духовенства и кочевой родовой аристократии, и в то же время все они отмечали определяющее значение расширения и совершенствования школьного образования. Вернее, рассматривали в качестве проводников православной религии детей, на которых возлагали большие надежды. Именно школьное просвещение, по их мнению, является действенным средством воплощения в жизнь и реализации официальной политики христианизации. Соответственно, оно создаст условия для подготовки национальных кадров православных миссионеров.

Охватывая взглядом и суммируя исследования дореволюционного периода, посвященные христианизации калмыков, необходимо отметить, что заслугой авторов научных материалов, участников академических экспедиций, ученых-востоковедов, представителей правительственной администрации и чиновников, деятелей церкви является, прежде всего, то, что они накопили большой фактический материал, ввели в научный оборот важные архивные и литературные источники. Ими была создана база для дальнейших углубленных исследований по данной теме, и, будучи современниками, участниками описываемых событий и проводниками правительственного курса, они пытались анализировать успехи и причины неудач христианизации калмыков.

В советский период, характеризующийся отсутствием научного интереса к процессу христианизации калмыцкого народа, было издано некоторое количество работ,

которые, касаясь эпизодов, имеющих в какой-то мере непосредственное отношение к поставленному вопросу, доказывали, что подвижническая деятельность «. подавляла и разрушала национальные формы быта и культуры .. .»[7].

Региональные ученые приступают к научным разработкам по истории Калмыкии и калмыцкого народа только с момента восстановления их государственности, но и здесь темы религии, подвижничества церкви и церковных деятелей не превратились в объект специального научного изыскания [10].

Таким образом, советская научная школа оценивала правительственную политику христианизации, деятельность церковных подвижников только как метод, способ великодержавной колонизаторской геополитики среди малых народов Российской империи и их закрепощения. Практические, позитивные особенности и достижения деятельности РПЦ и ее подвижников совсем не рассматривались или недостаточно оценивались.

Только после перестройки, краха коммунистической идеологии, начала национального возрождения и духовного обновления, деидеологизации, в конце XX - начале XXI вв. в свет выходят работы, посвященные вопросам христианизации калмыков. В них авторы попытались охарактеризовать и дать бесстрастный анализ инициативы православных подвижников, подчеркивают первостепенное значение общественной деятельности распространителей передовых идей и знаний [3]. Кроме того, начало нового тысячелетия отмечено возобновлением изучения миссионерской деятельности Русской Православной церкви в районах компактного проживания калмыков [15].

Таким образом, российские и региональные ученые-калмыковеды внесли существенный вклад в исследование процессов и этапов конфессиональной политики правительства, направленной на распространение христианства среди калмыков, накопили и ввели в научный оборот обширный фактический материал.. Историографический обзор позволяет сделать следующий вывод: в литературе, основанной на научных принципах, не отразились ни особенности, ни характерная специфика подвижнической деятельности и Православной церкви и ее представителей в калмыцком обществе в отношении как внутренней, так и внешней политики России, ни организация и проведение церковной организацией в жизнь конфессиональной политики государства, направленной на распространение православия среди малых народов России, в том числе и среди калмыков. Т.е. история миссионерской деятельности Русской Православной церкви, религиозная политика правительства, направленная на крещение калмыков-кочевников, может и должна рассматриваться как неотъемлемая часть общероссийской истории, в контексте государственной политики аккультурации, т.е. процессе взаимодействия и взаимопроникновения различных систем политических ценностей и противостоящему ей стремлению калмыков сохранить свою идентичность.

Список литературы

1. Алексеева П.Э. Библиографическом указателе работ по истории ойратов и калмыков с древнейших времен до 1917 года. - Элиста: Джангар, 2004. - 432 с.

2. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутовского, и поступков их ханов и владельцев. Сочинение 1761 года. - Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1995. - 153 с.

3. Белоусов С.С. Православные приходы в Калмыкии в XIX - начале XX вв. (1806-1917 гг.). Элиста: АПП «Джангар», 2003. 160 с.; Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства

Российской империи (середина XVII - начало XX вв.). - Элиста: АПП «Джангар», 1995. - 126 с.

4. Бентковский И.В. Материалы по истории колонизации Северного Кавказа. Моздокские так называемые крещеные калмыки // Ставропольских губернских ведомостей. 1880. №35, 38, 42.

5. Бобровников А.А. Очерк религиозного состояния калмыков // Православный собеседник. 1865. Т. 17. №5-8. С. 498, 499, 501.

6. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Спб.: При Имп. Акад. наук, 1799. Ч. 4. 385 с.; Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб.: При Имп. Акад. наук, 1809. Ч. 2. 657 с.; Лепехин И.И. Записки путешествия академика Лепёхина // Полное собрание ученых путешествий по России. Спб.: При Имп. Акад. наук, 1821. - Т. 3. - С. 119-365.

7. Грекуловой Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX - начало XX вв.). М., 1969; Церковь в истории России (IX в. - 1917 гг.). Критические очерки. М., 1967; Русское православие: вехи истории. - М., 1989.

8. Гурий (Степанов). Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. - Казань: Центральная типография, 1915. Т. 1. Ч. 1. 254 с. Ч. 2. - 700 с.

9. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1980. - 180 с.

10. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории. -Элиста, 1968. № 3. С. 125; Килганов В.У Становление школьного образования в Калмыкии. - Элиста: Калмиздат, 1968. 67 с.

11. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии / Сост. проф. А. Позднеев. СПб.: Берман и Рабинович, 1889. 98 с.

12. Костенков К.И. О распространении христианства у калмыков // Астраханские епархиальные ведомости. 1892. №13,14,16,20. № 13. С. 122.

13. Костенков К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии. СПб.: Тип. Н. Нусвальта, 1870. 170 с.

14. Мефодий (Львовский Н.). Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии и калмыцкие хурулы. - Ставрополь, 1898. 172 с. С. 110.

15. Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII - начало XX в. - М.: Вост. лит., 2006. - 207 с.

16. Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть Обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым. СПб.: При Имп. АН, 1762. Ч. 1. 331 с.

17. Смирнов П.А. О походно-улусных церквах для калмыков, кочующих в Астраханском крае // Астраханские епархиальные ведомости. 1878. № 25. С. 378-382; № 26. С. 391-394; № 28. С. 425; № 29. С. 439-443; № 31. С. 467-474; № 32. С. 484-490; № 33. С. 497-502.

18. Страхов Н.И. Нынешнее состояние калмыцкаго народа, с присовокуплением Калмыцких законов и судопроизводства, десяти правил их Веры, молитвы, нравоучительной повести, сказки, пословиц и песни Савардин. - СПб: Типография Шнора, 1810. 97 с.; Нефедьев Н.А. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1834. 286 с.; Бюлер Ф.А. Кочующие

и оседло-живущие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт // Отечественные записки. 1846. Т. 47. №7,8. Т. 48. № 10. Т. 49. № 11; Небольсин Н. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1852. 192 с.

19. Татищев В. Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Собрание сочинений. Т. VIII. Работы разных лет. М.: Ладомир, 1996. С. 51-132.

20. Шестаков П. Д. Некоторые сведения о распространении христианства среди калмыков // Журнал Министерства народного просвещения. 1869. Ч. 145. № 10. С. 142.

21. Юштин Ф.М. Обзор мероприятий к распространению христианства между калмыками // Астраханские епархиальные ведомости. 1883. № 21-24. С. 2,3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.