Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персонал / организация / кадровый резерв / управление / personnel / organization / personnel reserve / management

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Елена Александровна Бюллер

На сегодняшний день важнейшим направлением совершенствования системы управления в организации является организация планомерной и эффективной работы с кадровым резервом. Актуальность данной темы исследования обусловливают многие факторы, в том числе то, что в последнее время мы наблюдаем тенденцию к интеграции во всех сферах деятельности. Рост и объединение компаний приводят к увеличению потребности в высококвалифицированных специалистах. Отсутствие мотивации на возможный карьерный рост приводит к потере элитных кадров, что является опасным моментом для организации в части потери молодых и весьма талантливых специалистов. В связи с этим важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе становится своевременное выявление и успешное развитие кадров для работы в различных должностях компании. Стратегически важной на данный момент является задача по формированию резерва кадров в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Елена Александровна Бюллер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PERSONNEL RESERVE AS THE TOOL OF EFFECTIVE PERSONNEL POLICY OF THE COMPANY

To date, the most important direction of improving the management system in the organization is the organization of systematic and effective work with the personnel reserve. The relevance of this research topic is determined by many factors, including the fact that we have recently observed a trend towards integration in all spheres of activity. The growth and consolidation of companies lead to an increase in the need for highly qualified specialists. The lack of motivation for possible career growth leads to the loss of elite personnel, which is a dangerous moment for the organization in terms of the loss of young and very talented specialists. Therefore, the most important factor of success in the competitive struggle is the timely identification and successful development of personnel to work in various positions of the company. Strategically important at the moment will be the task of forming a reserve of personnel in the organization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 332.1

ББК 65.04

Ш 78

DOI: 10.53598/2410-3683-2023-2-320-70-76

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

(Рецензирована)

Рузана Аслановна ШОМАХОВА,

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г Нальчик, Россия.

khunagowa@mail. ги

Аннотация. В статье рассматриваются сущностное содержание приоритетов регионального социально-экономического развития и особенности практической деятельности по их формированию и реализации. Подчеркивается важность адекватного определения приоритетов, основанного на анализе текущих и потенциальных тенденций данного развития. Предлагается использование сценарного подхода, предполагающего неоднородность систем приоритетов, которые наиболее актуальны при движении региона в рамках определенного тренда своего развития. Практическая апробация представленного подхода производится на примере формирования системы приоритетов регионального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Ключевые слова: приоритет, региональное социально-экономическое развитие, функциональный подход, сценарный подход, нормированная оценка, Кабардино-Балкарская Республика.

Для цитирования: Шомахова Р.А. Разработка системы приоритетов регионального социально-экономического развития в различных сценарных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2023. Вып. 2 (320). С. 70-76. DOI: 10.53598/2410-3683-2023-2-320-70-76.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

THE PRIORITIES SYSTEM OF REGIONAL SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT IN DIFFERENT CONDITIONS

Ruzana A. SHOMAKHOVA,

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia.

[email protected]

Abstract. The content of priorities of regional social and economic development as well as the formation and implementation activities are considered. The priorities are based on the analysis present-day tendencies. The most relevant scenario approach which assumes heterogeneity of priority systems for the regions' development is suggested. Practical testing of the method is being done on the example of the Kabardino-Balkaria Republic development.

Keywords: priority, social and economic development, functional approach, scenario approach, Kabardino-Balkaria Republic.

For citation: Shomakhova R.A. The priorities system of regional social and economical development in different conditions // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2023. No. 2 (320). Pp. 70-76 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2023-2-320-70-76.

В системе инструментальных средств, которые способствуют эффективному региональному социально-экономическому развитию, особую значимость имеют процессы формирования его приоритетов, воплощающие результаты анализа текущих и потенциальных трендов данного развития.

Касаясь сущностного содержания рассматриваемой категории, отметим, что она, прежде всего, воплощает сочетание двух основных характеристик — проблем-ности и значимости. В значительной степени данное обстоятельство обусловливает тот факт, что обоснованное и адекватное сложившимся условиям регионального развития определение его приоритетов и разработка программ действий по их практической реализации является важнейшим фактором обеспечения успешности территориальной социально-экономической политики.

В основе формирования системы этих приоритетов обычно лежит ранжирование проблем регионального социально-экономического развития в зависимости от срочности и важности их решения. При этом формулирование содержательной стороны приоритетов должно обеспечивать соответствие практических действий, направленных на их реализацию, достижению ключевых целей, закрепленных в стратегических документах, принятых на региональном уровне.

Адекватное как текущим, так и перспективным трендам территориального развития определение приоритетов является важнейшим условием обеспечения гибкости и адаптивности реализуемой региональными властями политики, так как позволяет использовать в практической деятельности тот инструментарий, который наиболее эффективно позволяет двигаться к достижению стратегических ориентиров в объективно складывающихся условиях.

Важными характеристиками при определении приоритетов социально-экономического развития являются такие опции как значимость и проблемность [1]. В связи с тем, что этим опциям, как правило, соответствует определенная совокупность направлений регионального развития, актуальность и обоснованность формирования комплексной системы приоритетов в значительной степени определяет эффективность этого развития.

Как уже было подчеркнуто, приоритеты социально-экономического развития должны соответствовать таким его направлениям, для которых характерна именно стратегическая значимость. При этом подобная значимость может иметь отношение к потребностям не только региональной, но и национальной экономики.

Любая отдельно взятая региональная социально-экономическая система является частью аналогичной системы национального уровня, поэтому приоритеты регионального развития должны находиться во взаимозависимости с приоритетами, установленными на уровне государства.

При этом, если проанализировать ключевые направления, обозначенные в качестве приоритетов стратегического развития российских регионов, можно увидеть, что в наибольшем числе российских регионов ими определены развитие человеческого капитала и социальной сферы. Следующие за этими двумя направлениями позиции занимают развитие инфраструктуры и повышение эффективности территориальных систем управления [2].

Однако ознакомление с имеющей место в настоящее время практикой формирования систем приоритетов регионального развития в субъектах Российской Федерации позволяет констатировать, что достаточно распространенным является подход, в рамках которого под приоритетами понимаются ключевые проблемы территориального развития. Этот подход, как правило, характеризуется сугубо отраслевой ориентированностью, а его ключевой негативной стороной можно назвать создание препятствий на пути обеспечения максимально эффективного распреде-

ления достаточно ограниченных ресурсов, которыми обладают регионы, в процессе достижения целевых ориентиров территориального развития, которым достаточно часто присущ межотраслевой характер.

Исходя из этого, более оправданным является предлагаемое рядом отечественных специалистов использование функционального подхода, который предполагает выделение нескольких достаточно широких по своему содержательному наполнению приоритетов территориального развития, относящихся к различным направлениям реализуемой на уровне региона социально-экономической политики [3]. Например, наиболее характерными примерами подобных приоритетов можно назвать повышение уровня региональной конкурентоспособности либо инвестиционной привлекательности территории, реализацию ее экспортного потенциала, усиление инновационной ориентированности развития социально-экономической системы и т.д.

При этом крайне важным представляется указать на то, что в процессе выделения конкретных приоритетов регионального развития важнейшее значение имеет имманентный учет специфики пространственной организации региональной социально-экономической системы, а также неоднородности развития расположенных на территории региона муниципальных образований [4].

Вполне справедливым выглядит замечание о том, что выделение приоритетов социально-экономического развития региона должно подразумевать обязательное соответствие каждого из этих приоритетов требованиям жизнеспособности, соответствия ключевым потребностям регионального развития, согласованностью с приоритетами федерального уровня и наличия ресурсной базы, обеспечивающей возможность практической реализации приоритета. Также они должны обеспечивать достижение потенциального эффекта в случае их реализации, быть достаточно обоснованными и понятными для всех заинтересованных сторон и обеспечивать наиболее полное раскрытие потенциала регионального развития [5].

Говоря об особенностях выделения конкретных приоритетов социально-экономического развития в различных субъектах Российской Федерации, следует отметить, что наличие достаточно существенной региональной дифференциации является весьма значимой причиной неоднородности направлений, обозначенных в качестве подобных приоритетов. Это объясняется неравномерностью ресурсного потенциала и развитости важнейших производственных факторов в различных регионах, а также разной степенью их территориальной конкурентоспособности.

Помимо уже вышеотмеченных проблемных моментов, имеющих непосредственное отношение к процессу выделения приоритетов социально-экономического развития на уровне субъектов РФ, следует отметить, что достаточно часто в документах стратегического развития регионального уровня указанная процедура не имеет четко выстроенного логического обоснования выбора тех или иных приоритетов социально-экономического развития, что обуславливает необходимость использования более совершенных подходов, ориентированных на решение этой проблемы.

Формирование приоритетов социально-экономического развития региона должно иметь дуалистическую направленность. С одной стороны, они должны быть связаны с развитием сфер, обеспечивающих наиболее эффективное использование конкурентных преимуществ региона. С другой стороны, целесообразно добиваться того, чтобы сформулированные приоритеты отражали наиболее проблемные направления регионального развития или потенциальные угрозы для будущего региона.

При этом вполне очевидно, что в различных условиях социально-экономического развития региона значимость тех или иных его приоритетов может существенно различаться. Именно поэтому, по нашему мнению, процесс формирования приоритетов регионального социально-экономического развития должен происходить в рамках реализации сценарного подхода.

Говоря о методологии его реализации, отметим, что оценку степени важности реализации приоритетов регионального социально-экономического развития в различных сценарных условиях представляется целесообразным осуществить на основе использования подхода, который включает следующие этапы:

— выделение совокупности важнейших приоритетов регионального социально-экономического развития;

— оценка степени важности реализации данных приоритетов вне зависимости от сценарных условий;

— оценка возможности и целесообразности реализации рассматриваемых приоритетов в рамках каждого из трех вышеотмеченных сценариев регионального социально-экономического развития.

В качестве иллюстрации его практической реализации осуществим подобную процедуру на примере обоснования важности приоритетов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики (КБР) в различных сценарных условиях. Совокупность этих приоритетов была выделена на основе анализа содержательного наполнения действующей Стратегии социально-экономического развития КБР [6].

Исходя из этого, в качестве ключевых приоритетов регионального развития могут быть обозначены следующие направления:

— Развитие системы образования — Р1.

— Укрепление здоровья населения — Р2.

— Развитие промышленного производства — РЗ

— Устойчивое природопользование — Р4.

— Развитие агропроизводственного сектора — Р5.

— Развитие сферы туризма и рекреации — Р6.

— Повышение качества жизни населения — Р7.

В рамках реализации процедуры оценки целесообразности вышеотмеченных приоритетов в условиях реализации различных сценариев социально-экономического развития КБР восьмью экспертами, которыми выступили ведущие преподаватели Кабардино-Балкарского государственного университета, было осуществлено распределение приоритетов регионального развития в соответствии со степенью их значимости в целом путем присвоения самому важному из них оценки «7», а наименее важному — «1». Затем производится соотнесение совокупной суммы баллов, полученных каждым из оцениваемых параметров (СО, с общей суммой баллов всех параметров, на основе чего определяется нормированная оценка степени важности каждого из приоритетов регионального развития (х\), параметры которой представлены в рамках табл. 1.

На основе вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что наиболее важными приоритетами социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики опрошенные эксперты считают повышение качества жизни населения, а также развитие сферы туризма и рекреации. Несколько ниже, по их мнению, значимость развития в регионе устойчивого природопользования и агропроизводственного сектора.

Таблица 1

Результаты ранжирования степени важности приоритетов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики

Эксперты Pi P2 Рз P4 P5 P6 P7

1 l 2 3 5 7 4 6

2 l 2 5 3 4 6 7

3 2 1 3 4 5 6 7

4 2 1 3 7 5 6 4

5 2 3 4 5 1 6 7

6 1 3 4 5 6 7 2

7 2 3 4 5 1 6 7

8 1 3 2 4 6 5 7

2>< 12 18 28 38 35 46 47

M'i - ' 27 0,05 0,08 0,13 0,17 0,16 0,20 0,21

Вторым шагом в рамках рассматриваемого подхода является проведение оценки ранжированных приоритетов регионального социально-экономического развития, осуществляемой привлеченными экспертами по десятибалльной шкале в отношении степени целесообразности их реализации в рамках выделенных в тексте региональной стратегии социально-экономического развития на период до 2040 года целевого и базового сценариев развития Кабардино-Балкарской Республики (табл. 2).

Характеризуя специфику указанных сценариев, отметим, что для базового сценария присуща ориентация на отражение ситуации, складывающейся в рамках движения республики по инерционному пути развития, предполагающего сохранение его основных трендов, воздействие совокупности неблагоприятных факторов и наличие проблемных моментов в области привлечения в регион инвестиций.

В свою очередь, целевой сценарий предполагает следование региона по инвестиционно ориентированному варианту развития, позволяющему обеспечить реализацию ряда достаточно значимых инфраструктурных проектов.

Таблица 2

Экспертные оценки целесообразности реализации выделенных приоритетов в рамках реализации различных сценариев регионального развития

ПАРАМЕТРЫ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

Приоритет Вес Базовый Целевой

Pi 0,05 6 7 7 6 6 5 6 7 7 6 8 7 7 7 6 6

P2 0,08 6 7 8 8 6 7 7 8 7 8 7 7 6 7 7 7

P3 0,13 7 7 5 6 7 7 5 7 6 6 7 6 7 6 6 6

P4 0,17 7 5 7 6 6 7 6 6 6 6 7 6 7 8 6 6

P5 0,16 7 7 8 8 8 7 7 8 5 7 7 5 6 6 6 6

P6 0,20 7 7 8 6 6 7 7 7 8 7 6 7 7 6 8 7

P7 0,21 7 8 8 7 8 8 6 7 5 6 5 7 5 5 7 5

Усредненная оценка целесообразности реализации выделенных приоритетов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в рамках различных сценариев, полученная по результатам анкетирования экспертов, выставлявших оценки по десятибалльной шкале, представлена в табл. 3.

По итогам анализа абсолютных значений экспертных оценок можно сделать вывод о том, что в условиях базового сценария социально-экономического развития региона наиболее существенна значимость развития агропроизводственно-го сектора и мероприятий по повышению качества жизни населения республики, а в рамках целевого сценария это можно сказать о развитии сферы туризма и рекреации и укреплении здоровья населения.

Таблица 3

Усредненная оценка целесообразности реализации приоритетов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в рамках его различных сценариев

ПРИОРИТЕТ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

Базовый Целевой

Pi 6,25 6,75

Р2 7,13 7,00

Рз 6,38 6,25

р4 6,25 6,50

р5 7,50 6,00

Ре 6,88 7,00

Р7 7,38 5,75

Следующим этапом проводимого анализа является осуществление нормированной оценки целесообразности реализации приоритетов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в рамках базового и целевого сценариев регионального развития, учитывающей, с одной стороны, степень их важности с точки зрения достижения ориентиров данного развития, а с другой — целесообразность реализации в рамках конкретного сценария. Результаты проведенной нормированной оценки иллюстрирует табл. 4.

Таблица 4

Нормированная оценка целесообразности реализации приоритетов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в рамках базового и целевого сценариев регионального развития

ПАРАМЕТРЫ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

Направление Вес Базовый Целевой

Развитие системы образования 0,05 0,31 0,34

Укрепление здоровья населения 0,08 0,57 0,56

Развитие промышленного производства 0,13 0,83 0,81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивое природопользование 0,17 1,06 1,11

Развитие агропроизводственного сектора 0,16 1,20 0,96

Развитие сферы туризма и рекреации 0,20 1,38 1,40

Повышение качества жизни населения 0,21 1,55 1,21

Вышеприведенные данные позволяют констатировать необходимость ориентации в рамках реализации базового сценария на реализацию такого приоритета как развитие туристско-рекреационной сферы. В то же время, при реализации целево-

го сценария ключевым приоритетом социально-экономического развития КБР является развитие сферы туризма и рекреации.

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что именно два указанных приоритета с различной степенью их актуализации должны находиться в центре внимания органов власти и управления при реализации социально-экономической политики Кабардино-Балкарской Республики.

Использование предложенного сценарного подхода позволяет акцентировать внимание органов власти и управления регионального уровня на выдвижение в качестве приоритетов территориального развития, которые в наибольшей степени соответствуют тем текущим трендам и целевым ориентирам, в рамках которых происходит это развитие.

Примечания:

1. Смольянова И.В. Формирование приоритетов региональной социально-экономической политики: проблемы и пути решения // Креативная экономика. 2022. № 4.

2. Будаева К.В. Структурно-содержательный анализ и оценка качества стратегий развития регионов: дис. ... канд. экон. наук. М., 2018.

3. Пономарева М.А., Шеховцов Р В., Хайбуллин J1.Р. Совершенствование методологии формирования системы стратегических приоритетов социально-экономической политики региона // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016, № 1

4. Швецов А.Н. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Вопросы экономики. 2009. № 5.

5. Великанова Д.С. Теоретические подходы к определению стратегических приоритетов в процессе управления // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4.

6. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2021 г. № 384-рп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// pravitelstvo.kbr.ru/upload/iblock/de8/384_rp.pdf.

References:

1. Smolyanovaa I.V. Formation of priorities of regional social and economic policy: problems and the ways of solving // Creative economy. 2022. № 4.

2. Budaeva K.V. Structure and content analysis and the assessment the quality of the regions' development: dissertation of candidate of economic sciences. M., 2018.

3. Ponamareva M.A., Shekhovtsev R.V., Khaybullin L.R. Improving of the system's formation methodology of strategy priorities of the region social-economic policy // Bulletin of thee Rostov State economical university (RSEU). 2016. № 1

4. Shvetsov A.N. Systematization of region's development perspective planning tools: the necessity and suggestions // Economics issues. 2009. № 5.

5. Velikunova D.S. Theoretical methods of strategic priority in the management process // Journal of law and economic research. 2011. №4.

6. The republic of Kabardino-Bulkaria Government Decree, 17. 09. 2021 r. № 384-pn "On approval of the Strategy of social-economic development of Kabardino-Bulkaria till 2040". https://pravitelstvo.kbr.ru/upload/iblock/de8/384_rp.pdf.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023; принята

к публикации 05.06.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 22.05.2023; approved after reviewing 29.05.2023; accepted for publication 05.06.2023.

© P.A. Шомахова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.