ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 3
Оригинальная статья УДК 303.4:365.286(470.64)
Стратегирование выхода региона из дотационного экономического состояния на примере Кабардино-Балкарской Республики
А. З. Мидов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3094-9693
Аннотация: Региональная картина России обусловлена большим количеством регионов, зависящих от безвозмездных трансфертов из федерального центра. Отставание экономического развития и уровня жизни подобных регионов от среднероссийского создает неравномерные предпосылки для обеспечения экономического роста. Подобные регионы за счет базово низких факторов имеют обоснованные ограничения инвестиционной привлекательности, а эффективность использования безвозмездных поступлений зачастую невозможно оценить. Данные условия формируют причину увеличения неравенства экономического развития, уровня жизни и благосостояния населения между регионами страны. Это создает социальную напряженность, дополнительные проблемы и ограничения для экономического роста страны. Объектами исследования являлись труды по теории стратегии и методологии стратегирования иностранного члена РАН, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации В. Л. Квинта, научные выкладки которого были успешно реализованы в ряде региональных и отраслевых стратегий. Согласно общей методологии стратегирования поиск новых возможностей функционирования объекта стратегирования осуществляется после анализа глобальных, отраслевых и региональных трендов. Анализ особенностей стратегирования развития дотационных регионов на примере Кабардино-Балкарской Республики позволил сформулировать ряд положений для теоретической и практической ценности работы. Предложенный термин дотационного экономического состояния позволяет учитывать особенности подобных регионов в процессе стратегирования. Предложенные инструменты оценки эффективности стратегии выхода Кабардино-Балкарской Республики из дотационного экономического состояния обосновывают роль выявленных стратегических приоритетов для обеспечения повышения качества жизни населения региона, а также для увеличения уровня финансовой самостоятельности. Проведенный анализ позволил выявить и обосновать теоретические особенности стратегирования выхода региона из дотационного экономического состояния, а также предложить инструментарий оценки эффективности реализации стратегии Кабардино-Балкарской Республики. Ключевые слова: стратегирование, регион, региональное развитие, дотационное экономическое состояние, финансовая самостоятельность, качество жизни
Цитирование: Мидов А. З. Стратегирование выхода региона из дотационного экономического состояния на примере Кабардино-Балкарской Республики // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 333-345. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
Поступила в редакцию 01.05.2022. Прошла рецензирование 05.05.2022. Принята к печати 11.05.2022.
© 2022. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии СС BY 4.0 333
2022. Vol 2. No 3
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
original article
Strategizing the Exit from Subsidized Economy in the Kabardino-Balkarian Republic
Asian Z. Midov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3094-9693
Abstract: Many Russian regions depend on gratuitous transfers from the federal center. These regions lag behind the average Russian level of economic development and standard of living, which creates uneven prerequisites for economic growth. In addition, such regions attract no investments, and the effectiveness of the use of federal money is often impossible to assess. These conditions lead to inequal economic development, living standards, and welfare in different regions, which creates social tension and hinders the economic growth of the whole country. The research relied on the theory of strategy and methodology of strategizing developed by V.L. Kvint, Foreign Member of the Russian Academy of Sciences and Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, whose projects have been successfully implemented in a number of regional and sectoral strategies. According to the general methodology of strategizing, new opportunities are determined by analyzing global, sectoral, and regional trends. . The present research featured the subsidized region of the Kabardino-Balkarian Republic. The proposed term of subsidized economic condition made it possible to take into account the peculiarities of such regions during strategizing. The author developed some tools for assessing the effectiveness of the Kabardino-Balkarian Republic's exit strategy from subsidized economy. The main strategic priority was to improve the quality of life in the region, as well as to increase the level of its financial independence. The analysis made it possible to identify and substantiate the theoretical features of strategizing the exit from subsidized economy, as well as to develop some tools for assessing the effectiveness of this strategy for the Kabardino-Balkarian Republic. Keywords: strategizing, region, regional development, subsidized economic condition, financial independence, quality of life
Citation: Midov AZ. Strategizing the Exit from Subsidized Economy in the Kabardino-Balkarian Republic. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(3):333-345. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/ 2782-2435-2022-2-3-333-345
Received 01 May 2022. Reviewed 05 May 2022. Accepted 11 May 2022.
KWtt^^if^^H^^^.'ii^WKWtt; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-3094-9693 «fi^tv.L
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 3
2022^6Л01Й if$B«: 2022^6Д06В Ш^'ШИВШ: 2022^10Д03В
ВВЕДЕНИЕ
Высокая дивергенция социально-экономического развития регионов в России формирует большое количество регионов, зависящих от безвозмездных поступлений из федерального центра. Это создает дополнительные ограничения для экономического роста. Регионы, зависимые от дотаций и других безвозмездных перечислений, нуждаются в стратегии, способной вывести их экономику из дотационного экономического состояния. Для подобных регионов, в условиях ограниченности ресурсов, реализация стратегических приоритетов должна концентрироваться на повышении уровня финансовой самостоятельности и качества жизни населения региона. В связи с этим изучение методологических особенностей формирования стратегических приоритетов, целей и задач, способных вывести экономику региона из дотационного состояния, обосновывает актуальность и важность выбранной темы научного исследования.
В экономической науке вопросы стратегиро-вания нашли отражение в стратегическом менеджменте и теории формирования корпоративных стратегий1,2. Развитие концепции корпоративной стратегии рассматривалось рядом исследователей. Одним из них является А. Д. Чандлер, который предполагал, что стратегия - это определение долгосрочных целей
и задач компании, принятие мер и распределение необходимых ресурсов для их достижения3. Согласно К. Р. Андрюусу стратегия - это модель целей, политики, задач и планов по их достижению, сформулированная таким образом, чтобы они определяли, в каком бизнесе находится или будет находиться компания4. Исходя из подхода М. Портера, стратегия состоит в том, чтобы выбрать набор видов деятельности, в которых компания выделяется для создания устойчивой разницы на рынке; дифференциация возникает из выбранных видов деятельности и того, как они осуществляются5. Следуя этому подходу, Т. Дж. Питерс и Р. Х. Уотерман утверждают, что ключи к совершенству связаны с сосредоточением внимания на людях, клиентах и действиях6. Для Р. Румельта хорошая стратегия - это последовательный набор анализа, концепций, политики, аргументов и действий, которые дают ответы на проблему высокого риска7. Представленные подходы рассматривают стратегию только в плоскости корпоративного развития. Поэтому ограничивают возможность применения данных формулировок в процессе разработки стратегии выхода региона из дотационного экономического состояния. Подобный подход ограничивает значимость стратегии как науки в экономическом развитии отдельных субъектов. По этим при-
1 Ansoff H. I. Corporate strategy: An analytic approach to business policy for growth and expansion. Ann Arbor: McGraw-Hill, 1965. 241 p.
2 Квинт В. Л. К анализу формирования стратегии как науки // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1
3 Chandler A. D. Strategy and structure: Chapters in the history of the American industrial enterprise. New York: Beard Books, 1962. 480 p.
4 Andrews K. R. The concept of corporate strategy. Homewood: Dow, Jones-Irwin, 1971. 245 p.
5 Porter M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press, 2008. 436 p.
6 Peters T. J., Waterman R. H. In search of excellence: Lessons from America's best-run companies. New York: Harper and Row, 1982. 392 p.
7 Rumelt R. The evaluation of business strategy. New York: McGraw-Hill, 1980.
2022. Vol 2. No 3
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
чинам дефиницию «стратегия» необходимо рассматривать наиболее широко.
Согласно теории стратегии В. Л. Квинта стратегию следует понимать как результат критического анализа внешней и внутренней среды, существующих прогнозов будущих условий, глубоких знаний и интуиции, направленных на формулирование и развитие доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации8. Стратегия - молодая наука, которая включает в себя как экономические, так и философские аспекты, которые прослеживаются в фундаментальных трудах9.
Отечественная школа стратегирования формировалась в парадигме стратегического планирования - фундаментальной части развития теории и практики стратегии. Вклад в теорию стратегического планирования внесли труды, посвященные стратегическим аспектам развития регионов и специфике развития их типов, а также особенностям управления
в процессе реализации региональных страте-
„10,11,12 -р.
гий . Роль стратегии как важнейшего инструмента для долгосрочного экономического роста в России и регионах прослеживается в работах С. Ю. Глазьева и А. И. Татаркина13,14 Отдельно следует выделить работы В. Л. Квинта, который считается основоположником теории стратегии и методологии стратегирования как отдельной области экономической науки15.
Региональные стратегические документы в России разрабатываются в соответствии с Федеральным Законом «О стратегичес-
ком планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ16. В главе 8 данного документа приводятся порядок и методология разработки стратегий социально-экономического развития для субъектов Федерации17. Согласно данному постановлению стратегия социально-экономического развития макрорегиона содержит следующие разделы:
- основные тенденции социально-экономического развития макрорегиона на основе анализа его социально-экономического положения;
- основные проблемы и вызовы;
- цель, задачи и приоритеты;
- основные направления;
- сценарии;
- механизмы и инструменты реализации основных направлений, меры государственной поддержки, в том числе преференциальные режимы;
- целевые показатели социально-экономического развития макрорегиона.
Генеральная цель разработки стратегии в нормативно-правовом документе - снижение территориальной дифференциации. Постановка подобной генеральной цели является неправильной с точки зрения стратегического развития, ввиду того что конечными пользователями стратегии должны быть люди, живущие на территории субъекта РФ. Соответственно, генеральной целью стратегии экономического и социального развития региона должно быть повышение качества жизни населения. Достижение подобной цели невозможно без
8 Квинт В. Л. Бизнес и стратегическое управление. СПб.: СПбГУП, 2010. 36 с.
9 Квинт В. Л. Вглядываясь в будущее: изыскания пророков, предсказателей, лидеров и стратегов. СПб.: РАНХиГС, 2018. 28 с.
10 Минакир П. А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.: Наука, 1983. 224 с.
11 Абалкин Л. И. Конечные народнохозяйственные результаты: Сущность, показатели, пути повышения. М.: Экономика, 1982. 183 с.
12 Аганбегян А. Г. Управление и эффективность. М.: Экономика, 1981. 71 с.
13 Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 254 с.
14 Татаркин А. И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов // Экономика региона. 2014. Т. 37. № 1. С. 9-33. https://doi.org/10.17059/2014-1-1
15 Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. Т. 79. № 7. С. 6-11.
16 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
17 Постановления Правительства РФ от 8.08.2015 № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов».
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 3
фундаментального подхода к формированию документа стратегии экономического и социального развития региона.
В силу широкого признания международной экономической общественностью, а также многолетнего и успешного практического применения в разработке стратегических документов в данной работе использована методология разработки и реализации стратегии академика В. Л. Квинта18.
Согласно этой методологии разработка любой стратегии начинается с детального анализа глобальных трендов и закономерностей, которые либо уже влияют, либо будут влиять на объект стратегирования19. Анализ глобальных стратегических тенденций необходим для формирования глобального прогноза, который затем дополняется региональными и отраслевыми. В процессе формирования глобальных, региональных и отраслевых прогнозов эффективно применение методов математического моделирования, в частности агент-ориентированных моделей20,21. Рассматривая регион как объект стратегирования, необходимо понимать, что определенная территория, для которой разрабатывается стратегия, является частью экономической системы всей страны, а страна является частью мировой экономической системы. Поэтому в условиях рыночных и открытых экономических взаимоотношений правильное определение глобальных тенденций и закономерностей, которые будут влиять на развитие региона и мира в долгосрочной перспективе, позволит сформировать долгосрочную стратегию22.
Завершающим этапом прогнозирования является стратегический анализ внешней и внутренней среды и создание их объективной характеристики23. Анализ внешней среды региона должен начинаться с анализа природных ресурсов и экологических факторов ограничения их использования. Следующий этап - анализ трудовых ресурсов, существующих производственных мощностей и капитала. Завершающим фактором анализа внешней среды являются технологические и научные достижения, которые имеют высокую значимость в долгосрочной перспективе и могут формировать устойчивые стратегические возможности для развития региона. Анализ внешней среды по базовым экономическим факторам позволит выявить совокупность возможностей и угроз развития региона в структуре национальной экономической сис-темы24. Важность анализа внешней среды обосновывается большим влиянием кумулятивного эффекта в распространении экономического развития территориальных образований. Как подтверждается в теоретических и практических работах, развитие региона зависит от точек роста: чем ближе регион расположен к ним, тем больше стратегических возможностей появляется для экономическо-
25
го развития . Соответственно, анализ внешней среды позволяет выявить тенденции и закономерности, которые влияют на соседние регионы и которые в долгосрочной перспективе возможно
использовать как драйвер экономического
26
роста .
18 Квинт В. Л. Глобальный формирующийся рынок - влияние на стратегию России и стратегическое развитие российских компаний // Эффективное антикризисное управление. 2012. Т. 72. № 3. С. 50-61.
19 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
20 Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Макаров [и др.] // Форсайт. 2016. Т. 10. № 3. С. 76-90. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90
21 Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика, 2008. 279 с.
22 Как будет развиваться экономика России? / В. В. Ивантер [и др.] // Инновации. 2013. Т. 171. № 1. С. 3-12.
23 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
24 Хворостяная А. С. Разработка стратегии развития инновационно-инвестиционного проекта в индустрии моды // Administrative Consulting. 2018. Т. 4. № 2. С. 36-40.
25 Pottier P. Axes de communication et development economique // Revue economique. 1963. Vol. 14. № 1. P. 58-132.
26 Квинт В. Л. Глобальные экономические тенденции: анализ и перспективы // Экономика и управление. 2012. Т. 77. № 3. С. 4-6.
STRATEGIZING: _
THEORY AND PRACTICE
2022. Vol 2. No 3
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ С точки зрения формирования государственной политики и бюджетного федерализма регионы можно разделить на доноров и реципиентов. Регионы-доноры характеризуются высокой степенью бюджетной автономии и имеют уровень социально-экономического развития выше показателей по стране в целом27. Регионы-реципиенты (дотационные) имеют высокую зависимость бюджета от безвозмездных поступлений из федерального центра, а также низкие темпы роста экономики регионов. В России наблюдается превалирующее количество регионов-реципиентов, уровень развития которых колоссально различается. Подобные регионы можно сравнить с классификацией, представленной выше, и отнести к виду проблемных регионов (А. Г. Гранберг). Однако с точки зрения стратегирования подобная классификация не дает понимания особенностей подхода и формирования стратегии развития.
Таким образом, на основании вышеприведенного анализа причин дифференциации регионального развития, а также проблем межбюджетных взаимоотношений под дотационным регионом можно понимать субъект РФ, доходы бюджета которого формируются за счет безвозмездных поступлений из федерального центра.
Следуя данной логике, дотационное экономическое состояние - это продолжительный застой социально-экономического уровня развития региона при высокой степени зависимости регионального бюджета от федеральных безвозмездных трансфертов. Для дотационного экономического состояния характерны низкий уровень качества жизни населения по стране и отстающие темпы развития экономики региона.
Дотационное экономическое состояние является целостным термином для страте-гирования по сравнению с другими под-
Midov AZ. Strategizing the Exit from Subsidized Economy... https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
ходами к определению проблемных типов регионов. Основное отличие от подходов, рассмотренных ранее, - это учет специфики ограниченности ресурсов в данной дефиниции, а также обоснование низкого уровня социально-экономического развития в регионе (рис. 128). Следует учесть фактор времени при применении данной терминологии, т. к. дотационное экономическое состояние предполагает конечность подобной ситуации и переход в развитые фазы экономического развития при планомерной и последовательной реализации стратегии.
Следует отметить особенности стратегиро-вания выхода регионов из дотационного экономического состояния. При формировании стратегических документов следует учитывать условия ограниченности ресурсов и конкурентных преимуществ для реализации стратегических приоритетов. Именно по этой причине следует сфокусироваться на тех стратегических приоритетах, которые улучшают качество жизни населения подобных регионов. При последовательной и успешной реализации стратегии выхода региона из дотационного экономического состояния и улучшения социально-экономических показателей подходы к формированию стратегии и концентрации на определенные ресурсы будут меняться. Соответственно, необходимо будет предложить стратегию социально-экономического развития, ориентированную на более широкий выбор конкурентных преимуществ и ресурсов для их реализации, которые возникли благодаря выполнению стратегии выхода региона из дотационного экономического состояния.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ В качестве анализируемого региона была выбрана Кабардино-Балкарская Республика (КБР) из-за прикладного и научного интереса в изучении региона, не обладающего явными
27 Аганбегян А. Г. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов России (методические заметки) // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 4. С. 15-28. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2019-14-4-15-28
28 Составлено автором.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 3
Рис. 1. Концептуальная схема факторов, формирующих дотационное экономическое состояние региона
Fig.1. Factors that form the subsidized economic condition of the region
Дотационное экономическое состояние
Дотационные регионы
Регионы реципиенты
Характеризуют
финансовую
самостоятельность
«
«
Слаборазвитые регионы
Депрессивные регионы
Отсталые регионы
Характеризуют экономическое состояние
П т
■а
z s Sc
конкурентными преимуществами. Выбор данного региона как объекта исследования и апробации предложенной методологии формирования стратегии экономического и социального развития обусловлен сильной зависимостью экономики региона от федеральных трансфертов и продолжительно низким уровнем показателей социального и экономического развития.
Кабардино-Балкарская Республика входит в Северо-Кавказский федеральный округ. По данным Росстата за 2019 г. численность
29
населения составила 868,4 тыс. человек . На территории республики проживают представители различных национальностей: кабардинцы (57,2 %), русские (22,5 %), балкарцы (12,7 %) и остальные народы (7,6 %)30. Официальными языками являются русский, кабардинский и балкарский. Столица - город Нальчик.
В Кабардино-Балкарской Республике действует Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 г., которая принята распоряжением правительства КБР от 30.04.2019 № 251-рп31. Данный документ является переделанным вариантом стратегии развития КБР до 2030 г.,
которая была принята в 2006 г., но целевые задачи которого не были достигнуты. Для формулирования рекомендаций и предложений по стратегированию выхода Кабардино-Балкарской Республики из дотационного экономического состояния следует понять, почему действующий документ не отвечает данным критериям. Для этой цели проведен критический анализ структуры и методологии данного документа.
Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 г. состоит из следующих разделов:
- Раздел I. Оценка социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
- Раздел II. Цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
- Раздел III. Сценарии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
- Раздел IV. Основные инструменты и механизмы реализации стратегии.
29 Регионы России. Социально-экономические показатели 2020: Статистический сборник. М.: Росстат, 2020. 1242 с.
30 Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 20.04.2022 )
31 Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года. URL: https://economy.kbr.ru/upload/medialibrary/ ffa/251_rp2019.pdf (дата обращения: 20.04.2022)
2022. Vol 2. No 3
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
Возможности Угрозы
Развитие образовательных технологий Развитие онлайн-образования Высокая доля населения моложе трудоспособного возраста Слабый уровень школьного образования «Утечка мозгов»
Сильные стороны Слабые стороны
Наличие в регионе вузов и сильной системы высшего образования Интеграция образовательных технологий в образовательный процесс Слабый уровень школьного образования Несоответствие подготовки специалистов среднего и высшего звена требованиям рынка труда
Рис 2. OTSW-анализ системы образования Кабардино-Балкарской Республики Fig 2. OTSW analysis of the education system of the Kabardino-Balkarian Republi
Анализируя структуру документа, можно увидеть нарушение порядка и усиленную обобщенность разделов, что является слабой стороной документа. В Разделе I проводится детальный анализ внутренней среды и проблем КБР, но упускаются глобальные возможности и угрозы, а также глобальные стратегические тенденции, которые могут повлиять на развитие региона в долгосрочной перспективе. Данный раздел завершается SWOT-анализом, который повторят анализ из документа 2006 г. Например, одним из пунктов возможностей в данном анализе является устойчивый экономический рост России, в то время как темпы роста ВВП РФ отстают
32
от мирового последние несколько лет .
Раздел II рассматривается в 2 блоках: основные направления развития социальной сферы и основные направления экономического развития Кабардино-Балкарской Республики. В документе отсутствует сформулированная миссия и видение. Стратегические приоритеты сформулированы как «направления развития», которые не имеют должного обоснования и не подкреплены конкурентными преимуществами, выявленными из анализа внешней и внутренней среды. Цели и задачи расписаны под каждое «направление». Однако при определении количественных характеристик задач в документе не указывается
ресурсная обеспеченность реализации стратегических целей и задач. Кроме этого, в документе не рассматривается общественная и экономическая эффективность от реализации предложенных мероприятий.
В разделе III предлагается два стратегических сценария развития Кабардино-Балкарской Республики: первый (целевой) выступает как инвестиционно ориентированный вариант, второй (базовый) предполагает инерционный тип развития под воздействием неблагоприятных факторов. В определении стратегических сценариев развития допущена ошибка в рекомендации инерционного подхода к развитию, т. к. данный подход не предполагает развитие совсем. Долгосрочное стратегическое развитие и выход из дотационного экономического состояния требует инновационных и эффективных подходов к достижению стратегических приоритетов развития. Другие подходы в условиях ограниченности ресурсов будут терпеть неудачу.
В разделе IV рассматриваются основные инструменты и механизмы реализации стратегии. Данному разделу уделено мало материала, который не раскрывает систему инструментов реализации стратегии, нет сформированных дорожных карт реализации стратегии и предложенных
32 Эксперты спрогнозировали экономике России отставание от среднемировых темпов роста. URL: https://www.forbes.ru/finansy/443143-ek-sperty-sprognozirovali-ekonomike-rossii-otstavanie-ot-srednemirovyh-tempov-rosta (дата обращения: 20.04.2022)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 3
Возможности Угрозы
Глобализация и развитие мировой торговли Развитие интернет-торговли Низкий порог входа для предприятий МСП Высокая конкуренция на рынке электронной коммерции
Сильные стороны Слабые стороны
Успешный опыт интеграции мировых практик Удобное географическое положение Высокая плотность автомобильных дорог Слабый уровень развития оптовой и розничной торговли Слабый уровень развития малого предпринимательства в регионе
Рис. 3. OTSW-анализ отрасли «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в Кабардино-Балкарской Республике
Fig 3. OTSW-analysis of the wholesale and retail trade, repair of vehicles, motorcycles, household, and personal items in the Kabardino-Balkarian Republic
инструментов оценки эффективности реализации стратегии.
Критический анализ документа показывает важность фундаментального подхода к формулированию базовых элементов стратегии выхода экономики Кабардино-Балкарской Республики из дотационного экономического состояния. Обоснование и формулирование стратегических приоритетов должны учитывать ограниченность ресурсов в процессе реализации стратегии. Именно поэтому необходимо сконцентрироваться на тех приоритетах, которые способствуют повышению качества жизни и повышению финансовой самостоятельности региона.
Поиск стратегических возможностей в отраслях, развитие которых повышает качество жизни населения региона, можно систематизировать в виде OTSW-анализа (рис. 2 и 3 33).
На основе базовых элементов концепции стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики удалось сформулировать стратегические приоритеты, которые подкреплены конкурентными преимуществами:
- приоритет 1: повышение человеческого капитала населения;
- приоритет 2: развитие малого и среднего предпринимательства за счет стимулирования оптовой и розничной торговли;
33 Рисунки 2 и 3 составлены автором.
- приоритет 3: стратегическая диверсификация экономики;
- приоритет 4: развитие туристско-рекреаци-онного кластера;
- приоритет 5: обеспечение стратегической безопасности.
Из-за условий сильной ограниченности ресурсов для реализации стратегии экономического и социального развития дотационного региона необходимо сформировать систему оценки эффективности реализации стратегических приоритетов.
Инструментарий оценки эффективности реализации стратегии выхода Кабардино-Балкарской Республики из дотационного экономического состояния должен ориентироваться на факторы, влияющие на качество жизни населения, а также на уровень финансовой самостоятельности региона. По результатам проведенного исследования качество жизни населения оценивается с помощью сводного интегрального индикатора, который делится на качество населения, уровень благосостояния, качество социальной сферы и качество экологической ниши.
На уровень финансовой самостоятельности в дотационном регионе влияет набор факторов, характеризующих бюджетную обеспеченность, которая формируется следующими показателями:
2022. Vol 2. No 3
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
Увеличение качества жизни населения
Качество населения
Увеличение
продолжительности жизни
Увеличение показателей здоровья
Уровень благосостояния
Увеличение доходов население
Стимулирование экономического роста
Качество социальной сферы
Сокращение уровня безработицы
Снижение уровня преступности
Качество экологической ниши
Развитие принципов «зеленной экономики»
Увеличение уровня финансовой
Рис. 4. Концептуальная схема оценки эффективности реализации стратегических приоритетов Кабардино-Балкарской Республики
Fig. 4. Conceptual scheme for assessing the effectiveness of the strategic priorities of the Kabardino-Balkarian Republic
доля налоговых доходов в КБС (БО1); размер ДВБО относительно налоговых доходов (БО2); степень покрытия расходов КБС налоговыми доходами (БО3); уровень покрытия расходов КБС безвозмездными поступлениями (БО4); уровень покрытия расходов консолидированного бюджета его налоговыми и неналоговыми доходами (БО5); отношение безвозмездных поступлений к доходам КБС (БО6); уровень занятости (ЭС1); доля просроченной кредиторской задолженности (ЭС2); доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (ЭС3); уровень налогообложения оборота организаций (ЭС4). Для простоты изложения разделили систему показателей «бюджетной обеспеченности» на 2 группы: показатели бюджетной обеспеченности (БО) и показатели экономической стабильности (ЭС) и оценили эффект приоритета повышения уровня человеческого капитала.
ВЫВОДЫ
Сформулированные базовые элементы концепции стратегии выхода Кабардино-Балкарской Республики из дотационного экономического состояния обосновывают роль выявленных стратегических приоритетов для обеспечения повышения качеств жизни населения региона и увеличения уровня финансовой самостоятельности. Рассмотрение стратегических приоритетов без взаимной зависимости упомянутых факторов не позволит добиться эффективных результатов для региона. Постепенная реализация стратегических приоритетов должна увеличивать финансовую самостоятельность региона, тем самым создавая дополнительные ресурсы для повышения качества жизни населения. Оценку эффектов от реализации стратегических приоритетов на повышение качества жизни и увеличение финансовой самостоятельности Кабардино-Балкарской Республики можно представить
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 3
в виде концептуальной схемы. На данной схеме выделены основные эффекты и взаимосвязь реализации стратегических приоритетов (рис. 4).
Таким образом, реализация предложенных стратегических приоритетов Кабардино-Балкарской Республики позволит обеспечить повышение качества жизни за счет влияния на показатели блочных интегральных индикаторов. Полученные эффекты от увеличения продолжительности жизни и здоровья населения будут способствовать формированию положительной демографической обстановки в регионе, которая окажет влияние на показатели блока ИИ «Качество населения». Важнейшим показателем для увеличения качества жизни станет повышение доходов населения, которое отражено в блочном ИИ «Уровень благосостояния». Полученные эффекты от сокращения безработицы и снижения уровня преступности будут улучшать социальную обстановку в регионе, которое можно мониторить через ИИ «Качество социальной сфе-
ЛИТЕРАТУРА
Абалкин Л. И. Конечные народнохозяйственные результаты: Сущность, показатели, пути повышения. М.: Экономика, 1982. 183 с. Аганбегян А. Г. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов России (методические заметки) // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 4. С. 15-28. https://doi.org/10.22394/ 2071-2367-2019-14-4-15-28 Аганбегян А. Г. Управление и эффективность. М.:
Экономика, 1981. 71 с. Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели
экономики. М.: Экономика, 2008. 279 с. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 254 с. Как будет развиваться экономика России? / В. В. Ивантер [и др.] // Инновации. 2013. Т. 171. № 1. С. 3-12. Квинт В. Л. Бизнес и стратегическое управление. СПб.: СПбГУП, 2010. 36 с.
ры». Также развитие зеленной экономики будет способствовать созданию благоприятных условий для жизни и здоровья населения, которое отражено в ИИ «Качество экологической ниши». Данные индикаторы могут служить инструментами оценки и мониторинга эффективности реализации стратегии выхода Кабардино-Балкарской Республики из дотационного экономического состояния. Если данные значения показателей не увеличиваются, то необходимо скорректировать задачи и стратегические сценарии для наилучшего достижения сформулированных стратегических приоритетов.
Реализация стратегических приоритетов позволит увеличить уровень финансовой самостоятельности Кабардино-Балкарской Республики и будет способствовать выходу из дотационного экономического состояния за счет увеличения налоговой базы и диверсификации экономиче ской структуры региона.
Квинт В. Л. Вглядываясь в будущее: изыскания пророков, предсказателей, лидеров и стратегов. СПб.: РАНХиГС, 2018. 28 с. Квинт В. Л. Глобальные экономические тенденции: анализ и перспективы // Экономика и управление. 2012. Т. 77. № 3. С. 4-6. Квинт В. Л. Глобальный формирующийся рынок -влияние на стратегию России и стратегическое развитие российских компаний // Эффективное антикризисное управление. 2012. Т. 72. № 3. С. 50-61.
Квинт В. Л. К анализу формирования стратегии как науки // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. https:// doi.org/10.33276/S0000121-6-1 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7 Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. Т. 79. № 7. С. 6-11.
STRATEGIZING: _
THEORY AND PRACTICE
2022. Vol 2. No 3
Минакир П. А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.: Наука, 1983. 224 с.
Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Макаров [и др.] // Форсайт. 2016. Т. 10. № 3. С. 76-90. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90
Татаркин А. И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов // Экономика региона. 2014. Т. 37. № 1. С. 9-33. https://doi.org/10.17059/2014-1-1
Хворостяная А. С. Разработка стратегии развития инновационно-инвестиционного проета в индустрии моды // Administrative Consulting. 2018. Т. 4. № 2. С. 36-40.
Andrews K. R. The concept of corporate strategy. Homewood: Dow, Jones-Irwin, 1971. 245 p.
Ansoff H. I. Corporate strategy: An analytic approach to business policy for growth and expansion. Ann Arbor: McGraw-Hill, 1965. 241 p.
REFERENCES
Abalkin LI. Konechnye narodnokhozyaystvennye rezul'taty: Sushchnost', pokazateli, puti povysh-eniya [Final national economic results: Essence, indicators, and improvement prospects]. Moscow: Ehkonomika; 1982. 183 p. (In Russ.)
Aganbegyan AG. Analysis and forecasting of socioeconomic development of regions (methodical notes). Central Russian Journal of Social Sciences. 2019;14(4):15-28. (In Russ.) https://doi.org/ 10.22394/071-2367-2019-14-4-15-28
Aganbegyan AG. Upravlenie i ehffektivnost' [Management and efficiency]. Moscow: Ehkonomika; 1981. 71 p. (In Russ.)
Bakhtizin AR. Agent-orientirovannye modeli ehkono-miki [Agent-based models of economy]. Moscow: Ehkonomika; 2008. 279 p. (In Russ.)
Glaz'ev SYu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global'nogo krizisa [Russia's advanced development strategy in the conditions of the global crisis]. Mosow: Ehkonomika; 2010. 254 p.
Midov AZ. Strategizing the Exit from Subsidized Economy... https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-333-345
Chandler A. D. Strategy and structure: Chapters in the history of the American industrial enterprise. New York: Beard Books, 1962. 480 p.
Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Rou-tledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/ 9781315709314
Peters T. J., Waterman R. H. In search of excellence: Lessons from America's best-run companies. New York: Harper and Row, 1982. 392 p.
Porter M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press, 2008. 436 p.
Pottier P. Axes de communication et development economique // Revue economique. 1963. Vol. 14. № 1. P. 58-132.
Rumelt R. The evaluation of business strategy. New York: McGraw-Hill, 1980.
Ivanter VV, Phelps ES, Kvint VL, Maksimtsev IA, Alferov ZhI. How will Russia's economy develop? Innovations. 2013;171(1):3-12. (In Russ.)
Kvint VL. Biznes i strategicheskoe upravlenie [Business and strategic management]. St. Petersburg: SPbGUP; 2010. 36 p. (In Russ.)
Kvint VL. Vglyadyvayas' v budushchee: izyskaniya prorokov, predskazateley, liderov i strategov [Loo-kingto the future: prophets, soothsayers, leaders, and strategists]. St. Petersburg: RANKhiGS; 2018. 28 p. (In Russ.)
Kvint VL. Global economic trends: analysis and-perspectives. Economics and Management. 2012; 77(3):4-6. (In Russ.)
Kvint VL. Global'nyy formiruyushchiysya rynok -vliyanie na strategiyu Rossii i strategicheskoe raz-vitie rossiyskikh kompaniy [Global emerging market and its impact on Russian strategy and strategic development of Russian companies]. Ehffektiv-noe antikrizisnoe upravlenie [Effective Crisis Management]. 2012;72(3):50-61. (In Russ.)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2022. Том 2. № 3
Kvint VL. To the analysis of the formation of a strategy as a science. Vestnik TSEHMI [Bulletin of the Central Institute of Economics and Mathematics]. 2018;(1). (In Russ.) https://doi. org/10.33276/S0000121-6-1 Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7 Kvint VL. Development of strategy: Scanning and forecasting of external and internal environments. Administrative Consulting. 2015;79(7):6-11. (In Russ.)
Minakir PA. Ehkonomicheskoe razvitie regiona: programmnyy podkhod [Economic development of he region: program approach]. Moscow: Nauka; 1983. 224 p. (In Russ.) Makarov V, Ayvazyan S, Afanasyev M, Bakhtizin A, Nanavyan A. Modeling the development of regional economy and an innovation space efficiency. Forsajt. 2016;10(3):76-90. (In Russ.) https://doi. org/10.17323/1995-459X.2016.3.76.90 Tatarkin AI. Dialectics of public and market regulation of a region and municipality socio-economic development. Economy of Regions. 2014; 37(1):9-33. (In Russ.) https://doi.org/10.17059/ 2014-1-1
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Мидов Аслан Замирович, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; midov.a.z.@ mse-msu.ru; https://orcid.org/0000-0002-3094-9693
Khvorostyanaya AS. The development strategy of innovative investment project in the fashion industry. Administrative Consulting. 2018;4(2):36-40. (In Russ.) Andrews KR. The concept of corporate strategy.
Home wood: Dow, Jones-Irwin; 1971. 245 p. AnsoffHI. Corporate strategy: An analytic approach to business policy for growth and expansion. Ann Arbor: McGraw-Hill; 1965. 241 p. Chandler AD. Strategy and structure: Chapters in the history of the American industrial enterprise. New York: Beard Books; 1962. 480 p.
Kvint VL. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge; 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/ 9781315709314
Peters TJ, Waterman RH. In search of excellence: Lessons from America's best-run companies. New York: Harper and Row; 1982. 392 p.
Porter M. Competitive strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York: Free Press; 2008. 436 p.
Pottier P. Axes de communication et development economique. Revue economique. 1963;14(1): 58-132.
Rumelt R. The evaluation of business strategy. New York: McGraw-Hill; 1980.
CONFLICTS OF INTEREST: The author declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.
ABOUT AUTHOR: Aslan Z. Midov, Ph.D. (Econ), Senior Lecturer of the Department of Economic and Financial Strategy of the Moscow School of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; midov.a.z.@mse-msu. ru; https://orcid.org/0000-0002-3094-9693