Научная статья на тему 'Формирование качеств молодежного лидера в социально-коммуникативном пространстве'

Формирование качеств молодежного лидера в социально-коммуникативном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
855
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПОЛИТИКА / POLITICS / ИМИДЖ / IMAGE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНЫЙ ЛИДЕР / YOUTH LEADERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппов Иван Михайлович

Интернет является ведущим средством коммуникации между политиком и обществом, которое он представляет. В современном обществе специфика информационно-коммуникативного пространства такова, что население формирует, как правило, свои представления о политических деятелях на основе символической репрезентации их в медийном пространстве, в СМИ, в оценках и суждениях близких и знакомых, а не в результате непосредственного контакта и взаимодействия с ними. В этой связи знания о характеристиках информационного и массового политического сознания, психологических и социальных особенностях функционирования политического лидерства, готовности масс следовать за политическим лидером, приобретают особую значимость. Потребность в этих знаниях испытывают как молодые политические деятели, так и состоявшиеся политические лидеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Competences of Youth Political Leaders in Social and Communicative Space

The Internet is the leading means of communication between political leaders and social groups that they represent. In modern society, the specificity of information and political space presupposes that citizens, as a rule, form their ideas on political figures based on their symbolic representation in media space, in assessments and judgments of relatives and friends, rather than as result of direct contact and interaction with political representatives. In this regard, knowledge about the characteristics of information and mass political consciousness, psychological and social features of the functioning of political leadership, the willingness of the masses to follow the political leader, acquire special importance. The need for this knowledge is experienced both by young politicians and by political leaders. For modern politics, the formation of the information image of the leader has become an important integral part.

Текст научной работы на тему «Формирование качеств молодежного лидера в социально-коммуникативном пространстве»

■ ■ ■ Формирование качеств молодежного лидера в социально-коммуникативном пространстве

Филиппов И.М.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Интернет является ведущим средством коммуникации между политиком и обществом, которое он представляет. В современном обществе специфика информационно-коммуникативного пространства такова, что население формирует, как правило, свои представления о политических деятелях на основе символической репрезентации их в медийном пространстве, в СМИ, в оценках и суждениях близких и знакомых, а не в результате непосредственного контакта и взаимодействия с ними. В этой связи знания о характеристиках информационного и массового политического сознания, психологических и социальных особенностях функционирования политического лидерства, готовности масс следовать за политическим лидером, приобретают особую значимость. Потребность в этих знаниях испытывают как молодые политические деятели, так и состоявшиеся политические лидеры. Для современной политики формирование информационного имиджа лидера стало важной неотъемлемой частью.

Ключевые слова: интернет, политика, имидж, молодежь, молодежный лидер

Для цитирования: Филиппов И.М. Формирование качеств молодежного политического лидера в социально-коммуникативном пространстве // Коммуникология. 2018. Том 6. №3. С. 130-139. DOI 10.21453/2311-3065-2018-6-3-130-139.

Сведения об авторе: Иван Михайлович Филиппов, магистр, соискатель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); начальник отдела управления административными зданиями Минобрнауки России. Адрес: 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 11. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию: 05.06.2018. Принята к печати: 16.06.2018.

Политические лидеры являются конечной точкой принятия стратегических решений, от них зависит выбор социально-экономических моделей, определение приоритетов и направлений изменения общества, уровня благосостояния граждан, выбор способов повышения качества жизни.

Политик, имея хорошие человеческие и лидерские качества, без формирования своего имиджа в информационно-коммуникативном пространстве1, мо-

1 Информационно-коммуникативное пространство может быть определено в качестве части социо-культурного пространства (подпространства). Определенная «матре-шечная» схема, то есть включение в социальную реальность и действительность областей, в которых действуют преимущественно информационно-коммуникативные факторы. В самом информационно-коммуникативном пространстве также могут быть выделены подпространства: научно-технической, экономической, политической, управленческой, культурной и других видов социальной информации. Их объединяет единство форм коммуникативной деятельности и ее информациональный характер.

жет оставаться незамеченным в информационном потоке. На сегодняшний день для политического лидера имидж - это необходимое условие его признания и электоральной поддержки граждан.

Сегодня о своем имидже заботятся, как состоявшиеся лидеры политических партий, так и лидеры молодежных организаций, зачастую выделяя на его формирование и продвижение огромные ресурсы. Информирование людей о проводимой положительной работе лидера с помощью средств массовой информации (СМИ) способствует развитию доверительных отношений, укреплению социальных связей, поддержке населения, а также повышению престижа, авторитета и влияния. Использование социальных медиа максимально сокращает дистанцию и количество посредников между политическими партиями, органами государственной власти, политическими лидерами разного уровня, и простыми гражданами в разных направлениях: в процессе решения насущных проблем, выработки и согласования политико-государственных решений, участия в обсуждении предложенных путей развития различных вопросов и т.д. [Василенко].

При создании имиджа политического лидера в сети необходимо грамотно подходить к подаче информации в СМИ, ведению интернет-страниц социальных медиа, непосредственно контактируя с посетителями/подписчиками и поддерживая обратную связь. Также для успешной работы в социальных медиа необходимо знание специфики данной интернет-площадки и ее аудитории. ОСледу-ет преподносить информацию в интересной креативной форме, постоянно обновляя контент1.

Грамотное использование информационного присутствия в СМИ может помочь молодому лидеру начинающему политическую карьеру, применяя определенные алгоритмы действий, в относительно небольшой период достичьлидер-ских устойчивых позиций, позволяющих конвертировать паблицитный капитал в материальные выходы, такие как избрание на определенную должность, повышение в должности и т.п.

При формировании грамотного имиджа политического лидера, а также профессионального подхода к управленческому потенциалу первостепенно необходимо определить основные критерии, качества и новые черты молодежного лидера, востребованные и молодежью, и другими социальными группами граждан.

В современной России участие молодежи в информационно-политическом процессе носит сложный и, нередко, противоречивый характер. Молодежь является самой активной группой пользователей сети Интернет и по общему призванию одной из наиболее активных сил социально-политических изменений, а с другой стороны многие социологи отмечают пассивный характер политического участия современной российской молодежи [Григорьев, Миронова: 77].

1 Контент - (англ. соп!еП - содержание, содержимое; информационное наполнение) - собирательный термин, характеризующий любую информацию, которая содержится на шеЬ-ресурсе. В буквальном смысле контентом можно назвать тексты, аудио и видеофайлы, графические изображения, анимацию, картинки и прочую информацию, размещенную на интернет-ресурсе.

Осенью 2017 г с участием автора было проведено социологическое исследование «Российское молодежное лидерство»1. Для проведения данного исследования был выбран метод анкетирования. Были опрошены респонденты, для более объективной картины, разных социальных групп из разных регионов страны в возрасте от 17 лет и старше (до 18 лет - 11,6%, до 25 лет - 19%, до 30 лет - 17,7%, до 35 лет - 20%, до 40 лет - 16,4%, старше 40 лет - 15,3%). Респонденты, имеющие ученую степень - 6,5%, имеющие законченное высшее образование - 73%, имеющие незаконченное высшее образование - 20,5%. Соотношение респондентов по гендерному признаку: 54,4% - мужской и 45,6% -женский. Средний возраст респондентов равнялся 31 год.

Были опрошены респонденты разных социальных групп (предпринимательство - 25,1%, бюджетные организации, предприятии - 20,5%, учреждение органа власти/управления - 23,7%, инфраструктура для развития бизнеса - 14,9%, преподаватель ВУЗа, учитель в школе - 3,8%, находятся в поиске - 12%), а предметом исследования являлось отношение и восприятие респондентами личности молодежного политического лидера.

Большинство респондентов (до 80%) подчеркнули актуальность темы социологического исследования и потребность общества в профессиональных молодежных лидерах.

Отвечая на вопрос сложились ли системные условия воспитания и подготовки молодежных лидеров в регионах, большинство респондентов 67% считает, что больше пока «не сложились», чем «сложились». Треть респондентов 33% не смогли определиться. В стране целом большинство респондентов считают, что системные условия воспитания и подготовки молодежных лидеров тоже больше «не сложились», чем они есть (53%).

Общество не доверяет молодым людям, которые, по общепринятым оценкам, еще не получили в ходе социализации необходимых умений, знаний и опыта. В лидерах хотят видеть личности, пользующиеся большим авторитетом, приобретенным в процессе решения сложных задач, стоящих перед организацией или группой. Им чаще доверяют решение кризисных ситуаций и именно им готовы отдать свой голос.

Прослеживается тенденция в распределении по полу, так изучение тендерной асимметрии в управленческой деятельности достаточно актуальны в исследовательском поле российской науки, подтвержденная данными российских исследований» [Хозинов: 164]. В современной России оба пола обладают равными правами в экономике (т.е. равными трудовыми правами, правами на собственность), в политике (правом на участие в общественной и политической жизни, правом избирать и быть избранным), в семейной жизни и в сфере социального обеспечения. Только доля женщин, назначенных на руководящие

1 В рамках исследования современных потребностей государства и общества в профессиональной подготовке молодежных лидеров проведен анализ данных 215 опрошенных респондентов.

должности, никогда не превышала трети, причем даже эта треть набирались с большим трудом. Руководство страны, как федеральное, так региональное испытывало определенный «дефицит» в подборе женских кандидатур для законотворческой деятельности.

Результаты исследования полученные нами близки к результатам всероссийских исследований по распределению лидеров и руководителей по полу, объектом которых стали бизнес-структуры, государственные, муниципальные и прочие организации. «Суммарно 64% респондентов ответили, что видят в лидере только мужчину. 21,6% опрошенных считают, что лидером может стать и мужчина, и женщина, и только 14,4% респондентов признают лидером исключительно женщину». Таким образом, женщину лидером видят 36% респондентов, что очень близко к показателю, упомянутому выше.

Данные вопроса «коррелируют с показателями по вопросу пола руководителя, где ответы сложились соответственно 52,1%, 36,3%, и 11,6%. Отметим, что на вопрос имеют ли мужчины и женщины в нашем обществе одинаковые возможности для своего продвижения в профессиональной сфере, мнения разделились: утвердительный ответ дали 66%, отрицательный выбрали 34%.

Отметим, что результаты исследования подтверждают данные российских исследований, характеризующих общую тенденцию выдвижения на основные руководящие должности в большинстве организаций (коммерческих, административно-управленческих, и общественно-политических) индивидов мужского пола и среднего возраста. Современного молодежного лидера чаще ожидают увидеть мужчину в возрасте 29-30 лет.

По мнению большинства респондентов среди молодых людей имеющих высшее профессиональное образование навыками руководителя в профессиональной сфере обладает «треть» заканчивающих ВУЗ, остальная часть респондентов считает, что показатель не превышает даже 15 процентов. Мнения респондентов по лидерским навыкам в политической сфере относительного большинства не выявили, но показатель «единицы» отметили почти половина респондентов.

«Молодежный лидер» - это лидер, который наиболее полно отражает и защищает интересы народа или определенной социальной группы, обладает совокупностью качеств, необходимых политическому лидеру, отвечающему на потребности научно-технического прогресса, который в условиях динамично меняющегося мира способен предложить новые, неординарные решения, готов взять на себя обязательства по их воплощению в жизнь и ответственность за результат.

Результаты опроса показали, что обязательным условие для молодежного лидера должно быть признание граждан разных возрастов (91%), также по мнению респондентов нельзя стать руководителем не проявив лидерских качеств (75%). Молодежный лидер должен завоевать доверие умениями, которых нет у других (20,5%). Молодежный лидер обязан иметь навыки строить политику подчинения сверстников, людей (13,5 %).

Наиболее важными качествами молодежного лидера, по мнению респондентов, являются (по убыванию)1:

- профессионализм и компетентность, стремление к самообразованию -1913 баллов;

- уравновешенность, самообладание - 1768 баллов;

- трудолюбие, работоспособность - 1732 баллов;

- сострадательность, милосердие и терпение - 1606 баллов;

- умение понять и принять чужую точку зрения - 1567 баллов;

- видеть и переоценивать свои недостатки - 1483 баллов;

- умение делиться властью и полномочиями - 1441 баллов;

- умение противостоять давлению, отстаивать свою позицию в интересах коллектива - 1315 баллов;

- способность к нововведениям - 1308 баллов.

- предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели - 1187 баллов.

Большинство респондентов считают, что овладеть профессионально востребованными навыками и умениями можно в основном во время осваивания вузовской программы, во время учебы и практики в рамках молодежных политических партий, также при освоении специальных программ дополнительного обучения.

Вопрос о социальной активности молодежных лидеров имеет особое значение, а именно готовность к включению во властно-управленческие отношения на местном и региональном уровне, как наиболее приближенном и доступном для широких масс населения. Поэтому вопрос «Готовы ли Вы лично, добровольно и на безвозмездной основе содействовать - участию в жизни Вашего местного сообщества?» вызвал объективную реакцию. Однозначно готовы проявлять социальную активность и участвовать в управлении на уровне муниципального образования - 63,26% респондентов. Соответственно, можно утверждать, что потенциально готовых стать лидерами респондентов в данной когорте оказалось более 63%, что вписывается в рамки, принятые концепциями о лидерстве. Таким образом, можно утверждать, что социально активными являются или готовы быть большая часть респондентов, что говорит о активном желании участвовать в управлении общественной жизнью и высоком уровне развития лидерства.

Подтверждая вышенаписанное, респонденты, отвечая на вопрос об участии в общественно значимых формированиях за период 2013-2017 гг., принимали активное участие в избирательных процессах политических партий (имеются депутаты муниципального уровня), участвовали в молодежных общественных движениях в регионах, часть состоит в молодежных секциях партий, представляют структуры «молодежных парламентов» в муниципалитетах.

По мнению большинства респондентов, депутат молодежного возраста должен активно проявлять профессиональные качества при отстаивании позиций

1 Согласно вопросу в исследовании необходимо было проставить баллы характеристикам эффективного молодежного лидера от «1» - минимально важное до «10» -максимально важное.

сверстников в принимаемых решениях законодательных (представительных) органов. Хоть и считая, что депутат молодежного возраста - это, как правило, «не имеющий весомого слова «избранник», которому еще предстоит получать знания и опыт, респонденты отмечают, что он должен быть «быстропрогрессирую-щий представителем социального сообщества» и обладать совокупностью качеств, необходимых политическому лидеру.

Лидер должен обладать необходимым набором качеств, свидетельствующих о его способности быть примером для остальных, к грамотному и взвешенному подходу к принятию решений и выполнению своих обязанностей, о ведении им здорового образа жизни и т.д. Респондентами была оценена значимость определенных параметров в открытой форме: на важность телесных характеристик указывают - 55% опрошенных, а внешний вид считают важным - 76% респондентов. Респонденты отмечают, что внешняя привлекательность положительно влияет на восприятие молодежного лидера, однако считают, что это не является первостепенным. Намного важнее внутренние моральные качества, его умения и навыки.

Большинство респондентов считают оправданным необходимость принятия согласованного документа «Кодекса о молодежи и молодежной политики в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)» для укрепления интеграции и усиления интеграционных процессов.

На основании проведенного социологического исследования можно сделать следующие выводы:

- можно с уверенностью заявить, что собирательный имидж политического лидера сегодня - это сильная личность с высокими нравственными и деловыми качествами, которая должна сформировать устойчивый привлекательный эмоционально окрашенный образ, а также его продвижение и позиционирование, для узнавания, признания и поддержки последователей;

- необходима системная работа по подготовке и отбору молодежных активистов и их целевой профессионализации с совместным обучением по специальным программам молодежных лидеров, т.к. системные условия воспитания и подготовки молодежных лидеров на данный момент, как в стране в целом, так и в регионах не сложились.

- чтобы улучшить подготовку профессиональных молодежных лидеров для участия в государственной политике институтам власти необходимо перенести акценты с «развлекательного» метода воспитания к поддержке целевых программ подготовки «молодежных лидеров».

- необходимо разработать систему профессиональной подготовки лидеров, нет открытой и качественной (возможно, и единой) школы подготовки политических лидеров и системы правопреемников, также качественно не работает система кадрового резерва.

- для формирования имиджа современного лидера необходимо использовать информационные технологии, технологии политического РР и механизмы воздействия социальных медиа, также учитывать основные факторы политической и экономической ситуации в стране;

- в рамках Евразийского экономического союза необходимо принятие согласованного документа «Кодекса о молодежи и молодежной политики в ЕАЭС» для укрепления интеграции и усиления интеграционных процессов. Для системной работы необходимо заинтересованное решение глав государств ЕАЭС и законодательное решение парламентов государств ЕАЭС.

На основе проведённого исследования сформулированы предложения о том, как надлежит вести себя политическому лидеру для того, чтобы быть успешным, предложены пути решения ряда проблем.

Политическим лидерам рекомендуется:

- управлять собственными ожиданиями по поводу известности в СМИ и в работе опираться исключительно на данные исследований, а не только на умозрительные заключения. Игнорирование этого подхода способно погрузить лидера в иллюзии по поводу текущего положения дел, привести к снижению уровня упоминаемости в СМИ, и, как следствие, привести к генерированию неконтролируемого паблисити;

- использовать информационные технологии, политического РР и механизмы воздействия социальных медиа в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международным правом. Выполнение всех требований нормативных правовых актов является половиной успеха в использовании информационных технологий, поскольку обеспечивает высокую защищённость и отказоустойчивость инфраструктуры информационных технологий;

- проявлять осторожность в использовании информационных технологий, политического РР и механизмов воздействия социальных медиа. На основании закрытости политического лидера нельзя судить о его профессионализме и других показателях работы. Тому могут быть причиной объективные обстоятельства или индивидуальные особенности личности. Есть ряд сфер, которые не предполагают публичности или где использование информационных технологий строго регламентировано. В таких ситуациях, где публичность не предполагается, нужно об этом открыто заявлять;

- воздержаться от мыслей о том, что использование технологий политического РР, социальных медиа, информационных технологий и современных тенденций формирования имиджа способно заменить собой основную деятельность. Такая логика губительна для карьеры и способна оказать долгосрочное негативное воздействие на будущее лидера. Аналогично не следует полностью игнорировать использование информационных технологий, полагая, что исключительно результаты работы сами по себе достаточны и каким-то неведомым способом становятся всем известными. Игнорирование использования информационных технологий в профессиональной деятельности неизбежно приводит к стагнации, снижению темпов развития, потере преимуществ в условиях политической конкуренции;

- быть в курсе современных тенденций развития информационных технологий, политического РР и механизмов воздействия социальных медиа, для чего следует участвовать в конференциях, посвящённых практическому применению

информационных технологий. Это обеспечит устойчивое личностное и профессиональное развитие лидера;

- самостоятельно пользоваться информационными технологиями даже в тех случаях, когда в подчинении находится структурное подразделение, ответственное за данное направление. Эта рекомендация является одной из самых важных, поскольку даёт возможность резко повысить темпы развития, улучшить показатель положительной упоминаемости в средствах массовой информации, добиться других плодотворных результатов;

- воздержаться от эмоциональной оценки публикаций при принятии решений. Как было отмечено выше, не следует переоценивать важность паблисити, так как некоторая его часть может быть сгенерирована политическими оппонентами. Поэтому в любых ситуациях необходимо придерживаться выбранного курса, направленного на упрочение политического лидерства;

- заранее закладывать финансовые средства на развитие информационных технологий. К сожалению, многие лидеры полагают, что информационные технологии можно развивать без дополнительных вложений, исключительно полагаясь на человеческий потенциал. На практике такой подход имеет результаты только в краткосрочной перспективе, что приводит к профессиональному выгоранию сотрудников, ответственных за информационные технологии, и износу инфраструктуры информационных технологий;

- для эффективного взаимодействия с реальностью массмедиа проводить регулярный мониторинг/контент-анализ блогосферы, публикаций средств массовой информации; периодически следует инвентаризировать всю имеющуюся инфраструктуру инноваций. Методика должна определяться исходя из целей и задач. Основной принцип работы в данном направлении заключается в системности. На основе анализа необходимо принимать решения, после чего контролировать результаты исполнения. Данную деятельность можно организовать в виде заседаний рабочей группы с использованием технологии видеоконферен-цсвязи. Дополнительно нужно находиться в режиме постоянного взаимодействия со СМИ для постоянного контроля реакции от принятых решений [Рябушко];

- взаимодействовать с рейтинговыми агентствами, занимающимися оценкой эффективности. Важно понять критерии оценок и соответствовать их данным. Достижение высоких позиций в современных рейтингах, таких как рейтингах открытости способствует получению репутационных бонусов для политического лидера;

- в своей работе постоянно использовать информационные технологии, политического PR, механизмы воздействия социальных медиа и уделять этому аспекту одно из приоритетных значений.

Источники

Câdima F.R. (2017). Media, diversity and globalisation in the digital age. Janus.net, 8 (2): 88-100.

MachadoR.C., RiveraL.N. (2017). Democratization in the digital age: Challenges for a conscious and equal dialogue. Revista Brasileira de Politicas Publicas, 7 (3): 602-616.

Pfetsch B. (2018). Dissonant and Disconnected Public Spheres as Challenge for Political Communication Research. Javnost, P. 1-8.

ЛёнайзенБ. (2012). Развитие лидерства: российский контекст // Управление качеством. №5.

Василенко В.И. (2013). Социальные сети в глобализующемся мире: культура безопасности и демократия // Коммуникология. Том 2. № 2. С. 77-82.

Григорьев А.В, Миронова Ю.Г. (2016). О Причинах пассивности политического участия астраханской студенческой молодежи // Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 3 (48). С. 77.

Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности // Международная конференция РКА [эл. ресурс]: http://www.russcomm.ru/ rca_biblio/text/com-2010.pdf.

ЛебонГ. (2015). Психология народов и масс // Академический проект. С.240.

Новикова Е. (2011). Формирование имиджа национального политического лидера в России. LAP Lamdert Academic.

Рябушко А.Н. (2016). Роль информационных технологий в формировании образа региональных политических лидеров. дисс. к анд. политических наук. Санкт-Петербург

Фонд перспективных проектов «Бастион» (2012). Исследование коммуникативно-информационного пространства СКФО. Повышение эффективности информационной составляющей в управлении субъектами СКФО. Москва.

Хабермас Ю. (2016). Структурное изменение публичной сферы: исследования относительно категории буржуазного общества. Москва.

Хозинов Р.Р. (2015). Социальный портрет эффективного лидера // Вестник Самарского муниципального института управления. № 2. С. 164.

Шарков Ф.И., БузинВ.Н. (2013). Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». С. 488.

Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2017). Коммуникология: теория и практика массовой информации. М.:Дашков и Ко.

■ ■ ■ The Development of the Competences of Youth Political Leaders in Social and Communicative Space

Ivan M. Filippov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.

Abstract. The Internet is the leading means of communication between political leaders and social groups that they represent. In modern society, the specificity of information and political space presupposes that citizens, as a rule, form their ideas on political figures based on their symbolic representation in media space, in assessments and judgments of relatives and friends, rather than as result of direct contact and interaction with political representatives. In this regard, knowledge about the characteristics of information and mass political consciousness, psychological and social features of the functioning of political leadership, the willingness of the masses to follow the political leader, acquire special importance. The need for this knowledge is experienced both by young politicians and by political leaders. For modern politics, the formation of the information image of the leader has become an important integral part.

Keywords: Internet, politics, image, youth, youth leaders

For citation: Filippov I.M. The Development of the Competencies ofYouth Political Leaders in Social and Communicative Space Communicology(Russia). 2018. Vol. 6. No.3. P. 130-139. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-3-130-139.

Inf. about the author: Ivan Mikhailovich Filippov, postgraduate student at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; head of department of administrative buildings of the Ministry of education and science of Russia. Address: 125009, Russia, Moscow, Tverskaya st., 11. E-mail: [email protected].

Received: 05.06.2018. Accepted: 16.06.2018.

References

Grigoriev A.V., Mironova Y/G. (2016). On reasons of political passivity of Astrakhan students // Caspian region: policy, economy, culture. No. 3 (48). P. 77 (In Rus.).

Hasanov R.R. (2015). Social portrait of an effective leader // Bulletin of the Samara municipal Institute of management. No. 2. P. 164 (In Rus.).

Sharkov F.I., Buzin N. (2013). Integrated communications: Mass communications and media planning. Moscow: Dashkov & Co. P. 488 (In Rus.).

Vasilenko.I. (2013). Social networks in a globalizing world: culture of security and democracy // Communicology. Vol. 2. No. 2. P. 77-82(In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Habermas Y (2016). Structural change in the public sphere: research on the category of bourgeois society. Moscow (In Rus.).

Sharkov F.I., Silkin V.V. (2017). Communicology: theory and practice of mass information. M.: Dashkov and Ko. (In Rus.).

Ryabushko A. N. (2016). The role of information technology in shaping the image of regional political leaders. Thesis for the degree of cand. sc. (Pol.). Saint Petersburg (In Rus.).

The Foundation for promising projects "Bastion" (2012). The study of the communicative and information space of the North Caucasus Federal district. Increasing the efficiency of the information component in the management of subjects of the NCFD. Moscow (In Rus.).

Communicative space: dimensions, limits, opportunities. In: International RCA conference [el. source]: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/text/com-2010.pdf (In Rus.).

Le Bon G. (2015). Psychology of crouds. Moscow: Academic project. P. 240 (In Rus.).

Lenaizen B. (2012). Leadership development: Russian context. Quality management. No.5.

Novikova E. (2011). Image formation of a national political leader in Russia. Moscow: Lamdert Academic (In Rus.).

Pfetsch B. (2018). Dissonant and Separated public spheres as a challenge for the study of political communication. Javnost. P. 1-8.

Cadima, F.R. (2017). Media, diversity and globalization in the digital age. Janus.net [el. journal]. No. 8 (2). P. 88-100.

Machado R., Rivera N.L. (2017). Democratization in the digital age: challenges for conscious and equitable dialogue. Revista Brasileira de Politicas Publicas. No. 7 (3). 602-616.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.