Библиографический список
1. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителей. Москва, 2009.
2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Москва, 2010.
3. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула. Директор школы. 2008; № 3: 11 - 16.
4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Москва: Сентябрь, 2008.
5. Шарипов Ф.В. Образовательные технологии: проектирование и функционирование. Уфа, 2011.
References
1. Angelovski K. Uchitelya i innovacii: kniga dlya uchitelej. Moskva, 2009.
2. Stupnickaya M.A. Chto takoe uchebnyj proekt? Moskva, 2010.
3. Chechel' I.D. Metod proektov ili popytka izbavit' uchitelya ot obyazannosti vseznayuschego orakula. Direktorshkoly. 2008; № 3: 11 - 16.
4. Chechel' I.D. Upravlenie issledovatel'skojdeyatel'nost'yupedagoga i uchaschegosya vsovremennojshkole. Moskva: Sentyabr', 2008.
5. Sharipov F.V. Obrazovatel'nye tehnologii: proektirovanie i funkcionirovanie. Ufa, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.01.20
УДК 371
Isaeva Z.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Mathematics Teaching Methods,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru
FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF THE FUTURE MATHEMATIC TEACHER. The meaning of the concept of "research competence" is studied in the article, the process of forming the research competence of a future teacher of mathematics is considered. It is concluded that research competence is the quality of a person who owns research competencies to solve research problems in professional activities. The process of formation of research competence in the professional training of a future teacher of mathematics is the consistent mastery of students in different types of activities by research knowledge, skills, actions, research competencies and research position. Research competence is seen as an integral characteristic of a bachelor's personality, including a high level of mastery of a set of research competencies, a degree of actual readiness (ability) for their application in research activities, including the organization of student research activities.
Key words: competence, research competence, future mathematics teacher, student.
З.И. Исаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: rukisha@bk.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.
В статье изучена сущность понятия «исследовательская компетентность», рассмотрен процесс формирования исследовательской компетентности будущего учителя математики. Сделан вывод о том, что исследовательская компетентность - это качество личности, которая владеет исследовательскими компетенциями для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности. Процесс формирования исследовательской компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя математики представляет собой последовательное овладение студентами в разных видах деятельности исследовательскими знаниями, умениями, действиями, исследовательскими компетенциями и исследовательской позицией. Исследовательская компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности бакалавра, включающая высокий уровень владения совокупностью исследовательских компетенций, степень актуальной готовности (способности) к их применению в исследовательской деятельности, в том числе для организации исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые слова: компетенция, исследовательская компетентность, будущий учитель математики, студент.
Анализируя современную социальную ситуацию, можно сделать вывод, что системе образования необходим педагог который способен к глубокому изучению психолого-педагогических явлений, наблюдательный, умеющий формулировать, анализировать, критически оценивать результаты собственной деятельности, выдвигать новые идеи, творчески подходить к решению исследовательских задач, т.е. иметь сформированную исследовательскую компетенцию.
Исследовательская компетентность является одной из составляющих профессионализма учителя математики, выступает условием его саморазвития и реализации его готовности к труду Она относится к ключевым инвариантным компетентностям, которые позволяют педагогу быть постоянно востребованным на рынке труда, обусловливая такие его характеристики, как инновационность, мобильность, эвристичность, конкурентоспособность, креативность. Именно наличие исследовательской компетентности у выпускника позволяет ему принимать профессионально грамотные решения в динамично развивающихся педагогических ситуациях. В этой связи представляется актуальным и значимым обоснование необходимости средств диагностики профессиональных компетентностей, в том числе и исследовательской, для будущей педагогической деятельности.
В настоящее время наблюдается большой интерес к поиску решений задачи формирования исследовательской компетентности в педагогической подготовке студентов. В исследованиях А.В. Карпова, Л.А. Никитиной, А.И. Савенкова, М.Б. Шашкиной, Л.В. Шкериной, Т.А. Шкериной фокусируется внимание на возможностях и подходах к диагностике отдельных компонентов данной компетентности и качеств, ее обеспечивающих, - у студентов университетов. Однако открытым остается вопрос о становлении и динамике исследовательской компетентности будущего учителя математики в процессе обучения в педагогическом вузе, в том числе в процессе различных видов практики.
В настоящее время компетентностный подход является приоритетным, направленным на развитие всех аспектов компетентности выпускников вуза. Являясь основным в профессиональной деятельности, особенно при переходе к
Федеральному государственному стандарту высшего образования (далее ФГОС ВО), он довольно широко изучался в работах отечественных психологов Э.Ф. Зе-ера, И.А. Зимней, М.И. Лукьяновой, Ю.Г Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.
В ФГОС ВО третьего поколения модель выпускника представлена в компетенциях, таким образом, компетентностный подход в образовании переходит в стадию самореализации. Но его реализация затруднена по причине того, что концептуальные понятия «компетенция» и «компетентность» имеют большое число определений. А.Н. Дахин, анализируя сложившуюся ситуацию с терминологией, выяснил, что использование их как дань моде повлекло упрощенное толкование и даже отказ от них и возвращение к классическим прототипам (уровень подготовленности выпускника и учебные умения) [1].
Анализ литературы показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность этих понятий. Понятия «компетенция» и «компетентность» являются основополагающими для нашего исследования, поэтому необходимо четко их сформулировать и развести.
Есть 2 подхода к определению понятий «компетенция» и «компетентность»:
1-й подход - понятия отождествляются, используются как синонимы у отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы. Квинтэссенция идей данного подхода отражена в европейском проекте TUNING, в котором понятие компетенций включает знание и понимание, знание, как действовать и знание, как быть. Это сочетание характеристик, которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно их реализовать.
2-й подход - понятия дифференцируются (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). В огромном количестве существующих определений можно найти общие элементы, выявляющие категориальную суть данного концепта. Отметим, что все авторы отошли от отождествления компетенции с суммой знаний, умений и навыков, как это было раньше. В словаре «Современное российское профессиональное образование» сущность понятия «компетенция» определяет-
ся способностью применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Мы остановимся на определении, данном в исследованиях Ю.П Татуры: компетенция - это сложное интегрированное понятие, характеризующее стремление и способность (готовность) человека реализовывать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для решения профессиональных и социальных задач в определенной области [2].
Директор Института образования человека А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенции: ключевые, общепредметные, предметные [3]. Ключевые (наиболее универсальные) компетенции - это результат образовательного и профессионального опыта человека в целом. О.В. Зданович в своих исследованиях соотнесла выделенные А.В. Хуторским компетенции (ключевые, метапредметные и предметные) с компетенциями ФПОС ВО [4].
Более аргументированная классификация дана В.И. Байденко, который выделяет социально-личностные, экономические, общенаучные, организационно-управленческие, общепрофессиональные и специальные компетенции [5].
Остановимся теперь подробно на понятии компетентность. Позицию отечественных ученых можно коротко определить так: «Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умениями, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовывать их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает творческим потенциалом саморазвития».
Если исходить из понимания того, что компетентность - это качество, способность личности, которая владеет определенной системой компетенций, а компетенция - умение воспользоваться своей компетентностью, то здесь прослеживается взаимосвязь между компетенцией и компетентностью (по диалектическому закону перехода количества в качество: компетенция + компетенция... + компетенция = новая компетентность).
Итак, компетенция - потенциальное, а компетентность - актуальное качество личности, определяющее степень овладения человеком соответствующими компетенциями, это совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности. Компетентность - не простая сумма знаний, умений и навыков; это свойственная конкретной личности динамически многообразная система актуальных качеств личности или скрытых психологических новообразований.
Компетентность - это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности и актуальной способности к применению компетенций в профессиональной деятельности, это оценка результата деятельности человека, который действовал в соответствии с компетенциями, проявляя компетентность. В этой связи актуализируется вопрос о месте исследовательской компетентности в системе профессиональных характеристик выпускника вуза.
Исследовательскую компетентность чаще не выделяют в качестве отдельной, самостоятельной компетентности (она находится в составе ряда компетенций). Однако возросшие требования общества к качеству подготовки бакалавра психолого-педагогического профиля, готового реализовывать и создавать инновационные программы развития на практике, актуализировал вопрос определения содержания и условий формирования исследовательской компетентности будущих педагогов-психологов.
В педагогических исследованиях, специально посвященных исследовательской компетенции педагога, обозначены её составляющие и признаки проявления. Она является характеристикой личности педагога, определяющей владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями - целями современного образования, миссией образовательного учреждения, желаемого образовательного результата. Наиболее упрощенно - это комплекс качеств, необходимых для выполнения функций исследовательской деятельности или способность осуществлять целенаправленную исследовательскую деятельность (выполнять поисково-исследовательскую функцию, решать исследовательские задачи). Мы встретили и расширенную трактовку содержания исследовательской
Библиографический список
компетенции - как интегральной характеристики, определяющей способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального опыта, ценностей, наклонностей (способность приравнивалась ее умению) [6]. Таким образом, любые профессиональные задачи могут быть рассмотрены как исследовательские.
По данным работ С.М. Дзидзоевой, исследовательская компетенция вбирает в себя элементы ключевой (общая способность работать с информацией), базовой (отражает специфику педагогической деятельности в исследовании) и специальной (исследование разных сфер деятельности педагога) составляющих, которые взаимосвязаны и развиваются одновременно [6, с. 21.]. Следовательно, исследовательская компетенция является междисциплинарной, подчас надпредметной, категорией, т.к. необходимость ее формирования определена в любых направлениях подготовки бакалавра (даже негуманитарного профиля).
Опираясь на определение, предложенное в отечественных исследованиях, мы уточняем, что исследовательская компетенция бакалавра психолого-педагогического образования - сложное, интегрированное понятие, характеризующее стремление и готовность реализовывать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для решения профессиональных, психолого-педагогических и социальных задач в области исследования, для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности. Она предполагает умения целесообразно действовать в соответствии с требованиями исследования, методически организованно и самостоятельно решать исследовательские задачи и проблемы, оценивать результаты своей изыскательской деятельности. Она позволяет бакалавру занимать позицию исследователя, проявляется в различных ситуациях профессиональной деятельности, определяя ее успешность.
Мы остановимся на определении исследовательской компетентности как интегральной характеристике личности бакалавра, включающей высокий уровень владения совокупностью исследовательских компетенций, степень готовности к их применению в исследовательской деятельности.
Исследовательская компетентность формируется и проявляется в специально организованной квазипрофессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования, направленной на овладение основами организации психолого-педагогического исследования. Исследовательская компетентность является важной составляющей профессионализма современного преподавателя [7, 8]. Исследовательская компетентность в этом случае выступает характеристикой профессионального становления педагога-психолога, поскольку он, используя исследовательские умения, действия, компетенции, реагирует на ситуации в психолого-педагогической деятельности, выбирает, корректирует приемы сообразно ситуации, конструирует, проектирует, преобразует содержание деятельности, проявляя при этом исследовательскую позицию. Сформированная исследовательская компетентность изменяет качество психолого-педагогической деятельности бакалавра с воспроизводящей, репродуктивной на созидающую, преобразующую. В этом смысле, как мы и писали выше, это интегральное качество позволяет повысить качество будущей профессиональной и реальной учебно-профессиональной деятельности.
Процесс формирования исследовательской компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя математики представляет собой последовательное овладение студентами в разных видах деятельности исследовательскими знаниями, умениями, действиями, исследовательскими компетенциями и исследовательской позицией.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода исследовательская компетенция будущего учителя математики - это способность и готовность личности реализовывать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для решения профессиональных, психолого-педагогических и социальных задач в области исследования. Тогда как его исследовательская компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности бакалавра, включающая высокий уровень владения совокупностью исследовательских компетенций, степень актуальной готовности (способности) к их применению в исследовательской деятельности, в том числе для организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская компетентность - это качество личности, которая владеет исследовательскими компетенциями для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
1. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2012.
2. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: Методология и опыт проектирования: учебное пособие. Москва, 2005.
3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал «Эйдос». 2005. Available at: http://www.eidos.ru/iournal/2005/1212. htm
4. Зданович О.В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов - будущих математиков. Вестник ТГПУ. 2012; № 11 (126): 76 -79.
5. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода). Высшее образование в России. 2004; № 11: 3 - 13.
6. Дзидзоева С.М. Проблема формирования исследовательской компетенции студентов. Вестник Владикавказского научного центра. Серия «Педагогика и образование». 2008; Т. 8, № 2: 19 - 22.
7. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.
8. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2010; № 3: 10.
9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.
References
1. Dahin A.N. Modelirovanie kompetentnosti uchastnikov otkrytogo obschego obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
2. Tatur Yu.G. Obrazovatel'nyjprocess v vuze: Metodologiya i opyt proektirovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
3. Hutorskoj A.V. Tehnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij. Internet-zhurnal«'Ejdos». 2005. Available at: http://www.eidos.ru/iournal/2005/1212.htm
4. Zdanovich O.V. O strukture i soderzhanii issledovatel'skoj kompetencii studentov - buduschih matematikov. Vestnik TGPU. 2012; № 11 (126): 76 -79.
5. Bajdenko V.I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda). Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004; № 11: 3 - 13.
6. Dzidzoeva S.M. Problema formirovaniya issledovatel'skoj kompetencii studentov. Vestnik Vladikavkazskogo nauchnogo centra. Seriya «Pedagogika i obrazovanie». 2008; T. 8, № 2: 19 - 22.
7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.
8. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 3: 10.
9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.
Статья поступила в редакцию 28.01.20
УДК 371
Yadrov K.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, MSRU, Department of Preschool Education, Faculty of Psychology (Moscow, Russia),
E-mail: yadrov@inbox.ru
INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN. The work studies a problem of influence of innovative processes in education on the successful development of young children. The article presents the author's review of materials devoted to the development of views on innovative processes as such, as well as their transformation in the field of education. The social side of the ongoing changes in the state's innovation policy is reflected. Some trends in the use of innovations in the education of young children are shown. The author describes a number of educational technologies that have made a notable contribution to innovative pedagogy. Currently, they are being implemented quite widely, but new types of technologies are being developed, which have proven themselves in the educational practice of other countries.
Key words: innovation, younger age, innovations in education, student portfolio, game technologies.
К.П. Ядров, канд. пед. наук, доц., ГОУ ВО МО МГОУ, г. Москва, E-mail: yadrov@inbox.ru
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Работа посвящена проблеме влияния инновационных процессов в образовании на успешное развитие детей младшего возраста. В статье представлен авторский обзор материалов, посвященных развитию взглядов на инновационные процессы как таковые, а также их трансформация в сфере образования. Основываясь на современных подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии, которые объединяют методики, способы и методы передачи знаний и оценивания, которые внедряются в российские образовательные учреждения. Отражена социальная сторона происходящих изменений в инновационной политике государства. Показаны некоторые тренды в применении инноваций в образовании детей младшего возраста. Автор описывает ряд образовательных технологий, которые внесли свой заметный вклад в инновационную педагогику. В настоящее время они реализуются достаточно широко, но отрабатываются новые виды технологий, которые положительно зарекомендовали себя в образовательной практике других стран.
Ключевые слова: инноватика, младший возраст, инновации в образовании, портфолио учащихся, игровые технологии.
В последнее время активизируются процессы перехода России из категории стран «догоняющего развития» в категорию «мировых лидеров». Как отмечается в "Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года", перед Россией стоит важная задача посткризисного восстановления. Несмотря на то, что в системе образования уже много сделано в условиях реформ (в том числе не всегда однозначно положительного), и инновационные процессы продолжаются, требует переосмысления уже сделанное [1 - 12].
Осуществляемая в настоящее время инновационная политика государства детерминирует инновационные тенденции развития всех уровней системы образования, в которой уникальная роль в становлении растущего человека принадлежит дошкольному образованию.
В 2010 году появляются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а в 2013 году утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Обозначенная стратегия в определяющей степени зависит от личност-но-профессионального ресурса учителя начальных классов, его инновационного потенциала.
В условиях современных инновационных процессов к сфере образования, к современному педагогу дошкольного обучения, который должен стать первым педагогом в жизни ребёнка, предъявляются следующие требования:
• высокий уровень профессиональной и личностной компетентности,
• постоянное стремление к саморазвитию и самообразованию,
• направленность на освоение и апробацию в образовательной практике современных технологий и др.
Между тем ещё вначале 90-х гг XX в. произошёл переход отечественной системы образования на новую образовательную парадигму. Это обстоятельство открыло возможность постоянного исследовательского поиска в области педагогической инноватики. Тем самым были созданы объективные условия для активной востребованности инноваций в педагогической практике.
Таблица 1
№ Учёные Их вклад в педагогическую инноватику
1. Н.М. Анисимов, A.C. Ахнезер, В.П. Беспалько, В.Е. Пмурман, A.A. Деркач, ПА. Китайгородская, Д.Н. Ковтарадзе, H.A. Морева, М.М. Поташник, О.П Хомерики и др.); - поиск путей, способов и приёмов внедрения педагогических инноваций в образовательную практику;
2. Ш.А. Амонашвили, А.Н. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В.А. Сухомлинский; - исследование профессиональной деятельности учителей и их личностных качеств;
3. В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никан-дров, Н.И. Посталюк, Т.Н. Прохорова, Н.М. Таланчук, В.Д. Шадриков и др.); - изучение общих и специфических особенностей инновационной педагогической деятельности как особого вида творческой деятельности;
4. М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, Н.Я. Найн, А.И. Пригожин, В.А. Сластенин, Н.Р Юсуф-бекова и др.; - разработка основ теории и методологии педагогической инноватики;
5. В.К. Дьяченко, И.Л. Бим, П.И. Железовская, Н.В. Кухарев, И.В. Кучерук, Н.В. Кузьмина, AÄ Миньяр-Белоручева, H.A. Морева, В.В. Петрусинский, Д.В. Чернилевский, В.В. Сериков, П.П. Щедровицкий и др.). - разработка, освоение и апробация инновационных педагогических технологий, форм, методов проектирования и применения инновационных средств обучения.
Вклад учёных в отечественную педагогику инноваций