Научная статья на тему 'Формирование исследовательских умений у студентов при проведении ландшафтно-фенологических полевых практик'

Формирование исследовательских умений у студентов при проведении ландшафтно-фенологических полевых практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ / УМЕНИЕ / ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ / ФЕНОЛОГИЯ / ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / PHЕNOLOGY / RESEARCH / SKILLS / LANDSCAPE / FIELD PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янцер Оксана Васильевна

Рассматриваются особенности формирования исследовательских умений у студентов в процессе проведения ландшафтно-фенологических полевых практик. Организация исследовательской деятельности рассматривается как условие развития системного, творческого характера мышления будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янцер Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research skills formation at students during the carrying out landscape and phenological field practice

The editional goes that special features of research skills formation at students during the carrying out landscape and phenological field practice. In clause features of formation of research skills at students during carrying out landscape and phenological field an expert are considered. The organization of research activity is considered as a condition of development of system, creative character of thinking of the future teacher

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских умений у студентов при проведении ландшафтно-фенологических полевых практик»

УДК 372.891

О. В. Янцер

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАНДШАФТНО-ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исследование; исследовательская стратегия; умение; ландшафтоведение; фенология; полевая практика.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности формирования исследовательских умений у студентов в процессе проведения ландшафтнофенологических полевых практик. Организация исследовательской деятельности рассматривается как условие развития системного, творческого характера мышления будущего учителя.

O. V. Yantser

RESEARCH SKILLS FORMATION AT STUDENTS DURING THE CARRYING OUT LANDSCAPE AND PHENOLOGICAL FIELD PRACTICE

KEY WORDS: research; skills; landscape; phеnology; field practice.

ABSTRACT. The editional goes that special features of research skills formation at students during the carrying out landscape and phenological field practice. In clause features of formation of research skills at students during carrying out landscape and phenological field an expert are considered. The organization of research activity is considered as a condition of development of system, creative character of thinking of the future teacher.

В условиях интенсивного развития и преобразования отечественной общеобразовательной школы поле профессиональной деятельности учителя насыщается новыми задачами, новыми типами проблем, в связи с чем становится заметно более сложным и дифференцированным. Эти обстоятельства предполагают соответствующие изменения в способах мышления учителя, в способах осуществления профессиональной деятельности, сущностными чертами которых становятся системность и творческий характер. Одной из целевых установок высшего педагогического образования является создание условий для становления молодого специалиста как компетентного, активного, творческого субъекта профессиональной деятельности. Предполагается, что выпускник педагогического вуза активно поддерживает инновационное развитие образовательного пространства школы своей творческой индивидуальностью и деятельностными способностями. Одно из важнейших условий, обеспечи-

вающее достижение заданного идеала в образовательном процессе вуза, состоит в организации целенаправленной, систематической исследовательской деятельности студентов. Поскольку именно развитие способностей к осуществлению исследовательской деятельности в студенческие годы задает необходимые основания для становления системного мышления и готовности к творческой самореализации в профессиональной педагогической деятельности. Перечисленные личностные качества определяют авторитет учителя — исследователя, слагаемыми которого являются глубокие и разносторонние специальные знания, владение профессиональными и исследовательскими навыками и общая культура [4, с. 16].

Вместе с тем многолетний опыт работы на географо-биологическом факультете Ур-ГПУ показывает, что, несмотря на определенные сдвиги в организации учебной деятельности студентов, усиливающие его развивающую направленность, черты репро-

дуктивного обучения продолжают преобладать. Поэтому в реальной практике образовательного процесса существует проблема, состоящая в необходимости определения условий организации продуктивной учебной деятельности студентов, одним из проявлений которой является исследовательская деятельность. Ее специфика во многом определяется методами географической науки, специфическими источниками географической информации. Для осуществления исследовательской деятельности студентам географо-биологического факультета необходимо овладеть комплексом профессиональных умений получения, анализа и обработки географической информации, активной интерпретации текстовых, графических и картографических и других источников информации.

Организация исследовательской деятельности во время аудиторных занятий во многом сдерживается лимитом учебного времени, хотя и здесь существуют незадей-ствованные пока ресурсы. В изучении выделенной проблемы в качестве объекта исследования мы выбрали ландшафтные и фенологические полевые практики, проведение которых со студентами 2—3 курсов географо-биологического факультета создает чрезвычайно благоприятные условия для освоения студентами методологии организации и проведения полевых географических исследований. В процессе проведения полевых практик студенты знакомятся с методами полевых географических исследований, а также приобретают исследовательские умения, необходимые для педагогической деятельности. В дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности приобретенные умения выступают необходимой ориентировочной основой для организации учебных исследований со школьниками.

Среди всех видов полевых практик студентов географо-биологического факультета комплексная ландшафтная практика является наиболее сложной по содержанию и многогранной по способам проведения. Ландшафтные практики являются важным звеном в системе подготовки учителей географии. Они включены во все Государственные образовательные стандарты (ГОС) и Учебные планы высших педагогических учебных заведений Российской федерации. В ГОС 2005 г. такого рода практик выделе-

но две: зимняя комплексная ландшафтная практика (далее — фенологическая), и комплексная полевая ландшафтная практика [2, с. 22]. Основная образовательная цель практик состоит в создании условий для качественного усвоения теоретических знаний о природных комплексах и их свойствах, к числу основных из которых отнесены целостность, ритмичность (в том числе сезонная) и устойчивость. Указанные свойства отражают проявление общих географических закономерностей, происходящих в глобальном масштабе, на уровне географической оболочки в целом. Кроме того, полевые практики призваны познакомить студентов с приемами и методами полевых ландшафтных исследований в разные сезоны года (с учетом сезонной ритмики природных процессов), а также подготовить будущих учителей к проведению школьных природоведческих экскурсий.

Выбор для специального анализа исследовательских умений определяется программой полевой практики (составленной в соответствии с требованиями ГОС), возможностью их интенсивного освоения студентами за ограниченное время, высокой результативностью обучения в условиях активизации познавательной деятельности студентов. Методы научных исследований, применяемые во время практик (теоретические, эмпирические, статистические, картографические) составляют методологическую основу проектирования исследовательской деятельности студентов во время практик.

Однако, как показывает опыт, простое насыщение содержания полевых практик заданиями исследовательского характера далеко не всегда побуждает студентов к активной познавательной деятельности. Большинство студентов предпочитает выполнение типовых заданий с известным алгоритмом деятельности. Кроме психологических особенностей студентов (заниженная либо завышенная самооценка) это связано, в том числе и со слабой мотивацией к выполнению исследовательской деятельности. Лишь небольшая часть студентов по собственному желанию выполняет задания исследовательской направленности. Поэтому необходимо определить методические условия совершенствования всей системы проведения полевых практик в рассматриваемом аспекте. На наш взгляд, к

основным могут быть отнесены следующие

условия:

• при определении целей проведения полевых практик необходимо предусмотреть формирование у студентов исследовательских умений и определяющего их успешность системного мышления;

• отражение в содержании полевых практик не только предметных географических знаний, но и насыщение его методологическими знаниями — знаниями о деятельности, позволяющей получить научные географические знания, о способах их организации, которые использует современная географическая наука, о методах и логике географических исследований, имеющих системный характер;

• изменение методов обучения в процессе проведения полевых практик, усиление их направленности на фиксацию ориентировочной основы исследовательской деятельности; осваиваемая студентами ориентировочная основа исследовательской деятельности постепенно в процессе проведения полевых практик превращается в ориентировочную основу усваиваемых умений исследовательского характера;

• последовательное, поэтапное, систематическое освоение студентами приемов и способов осуществления исследовательской деятельности в следующей логике: простые исследовательские умения — сложные исследовательские умения — стратегия осуществления исследовательской деятельности с четким осознанием цели, средств и результатов ее осуществления;

• общая направленность исследовательской деятельности на диалектическое взаимоотношение в ее содержании общего, которое фиксирует общий для научного познания метод системного анализа и моделирования объектов, и специального, что отражает система методов географического (фенологического и ландшафтного в нашем случае) исследования;

• знакомство студентов с критериями и показателями успешной исследовательской деятельности. К ним следует отнести такие как: способность студента самостоятельно выделять и формулировать проблему исследования, опреде-

лять ведущий способ ее решения, разная по продолжительности, но сильная мотивация деятельности, новизна результата и процесса деятельности (новый прием, способ деятельности, их сочетание).

Сформулированные условия позволяют уточнить планируемые результаты обучения в рамках полевых практик, рассматриваемые в аспекте исследовательской деятельности студентов. К наиболее важным мы относим следующие умения осуществлять исследовательскую деятельность:

— ставить цель исследования и организовывать ее достижение, уметь пояснять, аргументировать цель;

— осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебной исследовательской деятельности, организовывать процесс учения, выбирать собственную траекторию исследования;

— задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать и объяснять причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

— ставить познавательные задачи, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, выбирать и моделировать условия проведения наблюдения, владеть измерительными умениями, работать с инструкциями, описывать результаты, решать учебно-познавательные проблемы, формулировать выводы;

— выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием НИТ;

— осмысливать, оценивать, структурировать выполнение различных видов деятельности.

Формирование названных исследовательских умений можно рассматривать как последовательную систему взаимосвязанных действий преподавателя и студентов на основе инструментально-дидактических средств [1, с. 84].

С учетом комплекса сформулированных выше методических условий и уточненных планируемых результатов обучения мы попытались наметить общую технологическую схему организации учебных исследований студентов во время проведения полевой практики. Необходимо пояснить, что во время проведения полевой практики вначале организуется фронтальное обучение

всех студентов, в ходе которого формируются необходимые исходные приемы и способы деятельности, позволяющие в дальнейшем осуществлять исследовательскую деятельность каждому студенту самостоятельно индивидуально или при работе в группе. В наиболее общем виде технологическая схема, отражающая организацию исследовательской деятельности студентов, включает следующие этапы.

I. Организаиионно-мотиваиионный этап

• Определение форм организации учебной деятельности студентов (фронтально, индивидуально, в группе).

• Определение общей цели предстоящей деятельности, формулирование задач и этапов ее выполнения.

• Знакомство с конкретной ситуацией на местности, отражающей ее ландшафтную и фенологическую специфику, уточнение условий проведения исследования и основных задач его осуществления.

• Актуализация имеющихся знаний и их пополнение, что необходимо для проведения ландшафтного исследования. Итак, назначение первого этапа состоит

в выделении студентом предмета предстоящей исследовательской деятельности и способов ее осуществления в наиболее общем виде (мысленное познание и преобразование).

II. Этап пуоблематизаиии предполагает ценностное самоопределение студента в проблемном поле исследовательской деятельности. Назначение этапа состоит в том, чтобы выявить проблемы исследуемой ситуации, сформулировать их, систематизировать, выстроить по уровню значимости. При этом преподаватель помогает студенту сформулировать «свою проблему», которую этому студенту было бы интересно решить. Обнаружение проблемы «для себя» способствует появлению мотива включения в исследовательскую деятельность. Для этого организуется всестороннее обсуждение ситуации (состояние объекта) и формулируется комплекс проблем. Продуктивной формой их выделения и систематизации могут быть групповые или коллективные обсуждения с использованием методов мозгового штурма, построения пирамиды проблем, баскет-метода, анализа диаграмм и др. Процедура проблематизации предполагает содержательно-смысловую сортировку полученных проблем. Итог деятельности в

рамках этапа состоит в выделении проблем исследования и фиксации соответствующих им основных противоречий. Выделенные проблемы ранжируются, что позволяет представить дерево целей, отражающее логику и последовательность движения в проблемном поле. На этом же этапе происходит прогнозирование вероятных способов решения основной проблемы исследования, выдвижение гипотезы, принятие решения. Далее выстраивается программа и уточняются основные способы деятельности.

III. Технологический (исполнительский) этап. Основной смысл этапа состоит в «опредмечивании» приобретенных способностей студента в продукты деятельности. Предполагается выполнение следующих действий.

• Попытка решения исследовательской задачи известными способами.

• Переконструирование способа, плана решения, нахождение нового способа деятельности.

IV. Контгюлто-сиапематизириюший этап

• Решение исследовательской задачи новыми способами.

• Проверка решения.

• Осмысление и четкое структурирование нового способа деятельности, интеграция способа в структуру личного опыта студента.

V. Рефлексивный этап. Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла исследования, его хода, результатов (соответствие результатов первоначальному замыслу, качество конечного продукта, качество совместной деятельности и отношений в группе, между группами, перспективы использования продукта в дальнейшей учебной деятельности). Рефлексия связана с анализом каждым студентом собственного мышления и выполненной деятельности, а так же с пониманием смысла межличностного общения при проведении исследования. Рефлексия позволяет каждому студенту увидеть себя со стороны и в то же время осуществить ретроспективно-перспективный взгляд на себя (удовлетворенность, желание продолжить работу, оценка самого себя). Кроме рефлексии осуществляется экспертиза проведенного исследования — оценка соответствия полученного результата первоначальному замыслу. В заключении намечается возможный выход на решение новых проблем и задач.

Таким образом, все элементы учебной деятельности студента в период полевой практики (цель, мотивы, предмет, средства, программа деятельности, способы ее реализации, достигаемый результат) рассматриваются с позиции их значения для организации развивающего обучения, предполагающего исследовательскую деятельность.

Уточним основные действия преподавателя в рамках исследовательского обучения: введение студентов в исследовательскую деятельность; определение и утверждение тематики исследований; составление графика работы над исследованием; подбор и анализ информационных источников, усиливающих поисковый характер полевого этапа фенологической и ландшафтной практики; анализ и контроль процесса выполнения исследования, консультации; контроль за оформлением результатов исследовательской деятельности; организация и проведение презентации и защиты результатов исследовательской деятельности; подведение итогов.

Далее представленную в общем виде технологическую схему формирования у

студентов умений осуществлять исследовательскую деятельность необходимо конкретизировать. Поскольку исследовательское умение в общих чертах имеет сложную структуру и включает как минимум три основных составляющих. Это: 1) интеллектуальный составляющая (приемы анализа, обобщения, сравнения и т. д.); 2) информа-ционно-рецептиваный компонент (действия связанные с восприятием и переработкой информации); 3) продуктивный или результирующий компонент, связанный с фиксацией, обработкой, представлением информации, полученной в исследовании.

Процесс формирования исследовательских умений у студентов является длительным, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Рассмотрим этапы формирования исследовательских умений на примере фенологической и ландшафтной практик, в процессе проведении которых исследовательские умения преемственно развиваются и совершенствуются под руководством преподавателя (см. рис.).

Освоение простых исследовательских умений

Освоение сложных (комплексных) исследовательских умений

_____________________________1_____________________________

________Формирование исследовательской стратегии___________

_____________________________1_____________________________

Реализация исследовательской стратегии

В практической педагогической деятельности (во время педагогической практики — проведение экскурсий, организация исследования со школьниками) В самостоятельной работе студента (при написании курсовых и выпускной квалификационной работ)

Рис. Общая схема формирования исследовательских умений у студентов во время полевой практики

Поясним схему.

Во время фенологической практики от сезона к сезону студентами осваиваются простые исследовательские умения (наблюдение, математическая обработка, анализ наблюдаемого фенологического явления, сравнение скорости его протекания в различных геокомплексах). Осенью и зимой студенты знакомятся с методиками фенологических наблюдений, учатся математиче-

ски обрабатывать и анализировать результаты. Применяя общие положения физикогеографических закономерностей к анализу полученных точных данных, студенты учатся анализировать взаимосвязи между отдельными компонентами геокомплекса. В следующем фенологическом сезоне, а именно весной и летом спектр умений расширяется: происходит систематизация про-

стых исследовательских умений, их усложнение, формирование новых, имеющих более комплексный характер. В результате повторного проведения комплекса наблюдений формируются умения выделять и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, организовать проведение фенологических наблюдений количественными фенологическими методами (первичным методом группы регистраторов срока, методами: описательной группы; группы индикаторов урожайности; экометрической группы), а также выявлять и анализировать взаимосвязи между отдельными компонентами природы., Кроме того, студенты приобретают умения организовывать и проводить учебные экскурсии в природу. Показателем сформированности усложненных умений является проведение студентами самостоятельного анализа причинноследственных связей, комплексная оценка состояния геокомплекса, выявление факторов, влияющих на развитие фитокомпонента [3]. При дальнейшем изучении дисциплин физико-географического цикла эти умения применяются в таких видах деятельности студентов, как выявление, сбор измерение, фиксирование полученных данных в письменных и графических формах, моделирование фенологических ситуаций с анализом особенностей проявления в них общих географических закономерностей, прогнозирование географических процессов и явлений.

Дальнейшее усложнение исследовательских умений происходит во время комплексной ландшафтной полевой практики. Студенты применяют сформированные исследовательские умения для изучения отдельных геокомпонентов, что создает условия для их обобщения, повышает уровень их системного осмысления и гибкого применения. Отраслевые практики по геологии, топографии, метеорологии, гидрологии, биогеографии, почвоведению, проводятся в черте г. Екатеринбурга (Калиновский лесопарк, лесопарк Лесоводов России, Уктус и. т. д.), а также и на особо охраняемых природных территориях — ООПТ Свердловской области (заповедник «Де-нежкин камень», природный парк «Оленьи ручьи», ландшафтный памятник природы г. Чертово городище). Поэтому студенты знакомы с отдельными компонентами природы. Основными местами организации и

проведения фенологической практики, кроме перечисленных, являются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Выбор лесопарков и ООПТ в качестве учебных полигонов для проведения ландшафтной и фенологической практик связан с их территориальной близостью, доступностью для изучения (что особенно значимо для дальнейшей педагогической деятельности при организации экскурсий в природу). Немаловажна обеспеченность многих из них топографическими картами (или близкими к ним картами спортивного ориентирования) масштабов 1 : 25 000 или крупнее (то есть тех масштабов, в которых можно исследовать и картографировать урочища и фации — основные геокомплексы топологического уровня).

На ландшафтной практике основной акцент делается на методику изучения низших природных территориальных комплексов (геокомплексов), т. е. территорий, обладающих однородностью или сходством совокупности всех взаимосвязанных компонентов. В связи с комплексностью объекта исследования происходит закономерное усложнение вырабатываемых умений. Среди них умение выявлять границы наименьших геокомплексов (фаций) и их антропогенных модификаций; обрабатывать полевой материал, анализировать его, в том числе в контексте сезонного развития; выявлять и анализировать взаимосвязи между геолого-геоморфологическим, климатическим, растительным компонентами природы; проводить ландшафтное картографирование отдельных участков территории, используя выявленные закономерности. При этом происходит отработка методики ландшафтного картографирования. Перечисленные умения вырабатываются как при составлении характеристики отдельных компонентов в пределах фации, так и при составлении названий геокомплексов, дешифрировании снимков, разработке экскурсии для школьников.

Важным элементом плана характеристики растительности фации служит фенологическая составляющая, которой многие преподаватели, к сожалению, не уделяют должного внимания. Сезонное развитие фитокомпонента геокомплекса зависит от изменения гидротермического режима других компонентов, поэтому весьма физионо-мично показывает взаимосвязи в геоком-

плексе. Фенологические показатели развития растительности являются одним из индикаторов развития всего ландшафтного геокомплекса. Во время ландшафтных исследований применение количественных фенологических методов (освоение которых происходит на 2 курсе во время проведения сезонных полевых практик и выполнения самостоятельных работ по фенологии) позволяет выявлять корреляционные зависимости между физико-географическими условиями и сезонным развитием фитокомпонента. В конечном итоге в процессе проведения полевых практик в структуре учебно-познавательной деятельности складывается особая подструктура — исследовательская стратегия. Она имеет гибкую ориентировочную основу и применяется студентом в зависимости от выбранного объекта (объектов), цели, методов исследования. Анализ особенностей реализации стратегии помогает выявить основные познавательные предпочтения (индуктивные, дедуктивные, традуктивные), тип мотивации, собственные внутренние критерии эффективности в деятельности. Рефлексия этого этапа позволяет уточнить общие подходы к организации учебной деятельности (распределению времени, ресурсов, осознанности промежуточных результатов каждого этапа, оптимальной последовательности этапов реализации исследования).

Опыт работы показывает, что освоение студентами умений осуществлять исследовательскую деятельность развивает у них такие личностные качества как инициативность, готовность осуществлять учебную деятельность творчески. Их проявление в учебной деятельности студентов фиксируют следующие показатели сформированности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

открытой познавательной позиции (по М. А. Холодной):

• гибкость и многовариантность оценок студента в отношении изучаемого;

• готовность к принятию необычной и противоречивой ситуации;

• умение осмысливать происходящее в терминах «прошлое — настоящее — будущее»;

• ориентация на выявление существенного, объективно значимого;

• склонность мыслить в категориях вероятностного мышления (что произойдет, если);

• способность видеть отдельное явление в контексте целого;

• новизной обладает не только результат, но и сам процесс его получения (новый метод, прием деятельности);

• способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему, предложить и обосновать способы ее решения.

В заключение следует отметить, что освоение в ходе ландшафтно-фенологических практик исследовательских умений полезны, а часто и необходимы при выполнении различных научно-исследовательских работ: самостоятельных, курсовых и выпускных квалификационных. Студенты и выпускники факультета успешно применяют полученные знания и умения, при организации работы краеведческих и фенологических кружков школьников.

Итак, проведение ландшафтно-фенологических практик является важной частью подготовки учителей-географов. Их воспитательный и развивающий эффект может быть значительно усилен путем целенаправленной организации исследовательской деятельности студентов.

1. БЕЛЯЕВ, А. В. Профессиональная педагогическая деятельность : содержание и организация / А. В. Беляев. — М. : Илекса ; Ставрополь : Сервис школа, 2005.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «032500 География». — М., 2005.

3. РАБОЧИЕ программы полевых физико-географических практик для студентов педагогических вузов по специальности 032500 «География» / Урал. гос. пед ун-т. — Екатеринбург, 2005.

4. СЕРЕДЕНКО, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / П. В. Середенко ; МПГУ. — М., 2008.

Получено 27.03.09 © Янцер О. В., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.