Слепцова
Варвара Петровна,
учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Якутска», педагог дополнительного образования ГАУ ДО «Научно-образовательный центр агротехнологического образования, экологии и туризма», г. Якутск, Республика Саха (Якутия) e-mail: s.varvara-87@ mail.ru
Varvara
Sleptsova,
Biology teacher of the Municipal Educational Budgetary Institution "Secondary School No. 25 of Yakutsk", teacher of additional education of the State Autonomous Institution of Additional Education "Scientific and Educational Center of Agrotechnological Education, Ecology and Tourism" of the Republic of Sakha (Yakutia)
Формирование исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по биологии
Formation of students' research skills at extracurricular activities in biology
Аннотация. В статье рассматривается исследовательская работа по биологии и экологии в средней общеобразовательной школе № 25 г. Якутска Республики Саха (Якутия), роль школьных экологических экспедиций в развитии исследовательских навыков обучающихся, роль особо охраняемой природной территории «Кэнкэмэ» в формировании ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, а также эффективность организации научно-исследовательской работы в школе.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-исследовательская экспедиция, особо охраняемая природная территория, летний лагерь, экологическое образование, системно-комплексный подход
Abstract. The article describes the research work in Biology and Ecology in Secondary School 25, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), the role of environmental expeditions in the development of students' research skills, the role of the Kenkame Protected Area for the formation of a responsible and positive emotional-value attitude to the environment, the effectiveness of the organization of scientific and research work at school.
Keywords: research activity, research expedition, specially protected natural area, summer camp, environmental education, system-integrated approach
Исследовательская деятельность способствует умению самостоятельно добывать знания, она направлена на формирование исследовательской культуры мышления, в основе которой лежит способность видеть противоречия и проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать, описывать и объяснять факты, наблюдать, проводить эксперименты.
Формирование исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по биологии_
Слепцова Варвара Петровна
Исследовательский процесс предполагает использование методологических основ научной деятельности, но при этом он все-таки не является научным в полном смысле этого слова [Краузе, Зиновьева, Шаяхметова 2012].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки педагогических приемов развития познавательного интереса и активизации устойчивой творческой деятельности учащихся, обязательных для совершенствования образования. К таким приемам относится внедрение исследовательского, деятельностного, системно-комплексного подходов в процессе биолого-экологической подготовки и воспитания учащихся. Одним из эффективных источников этого процесса является исследовательская деятельность [Нуризянов 2000].
Исследовательскую деятельность у школьников можно развивать круглогодично по двум основным направлениям:
1. Организовать научно-исследовательские экспедиции в полевых условиях в летнее время.
Наша школа МОБУ СОШ № 25 г. Якутска имеет летнюю базу лагеря на территории ООПТ «Кэнкэмэ». Лагерь работает по трем направлениям с целью изучения экологии, биоразнообразия местности Кэнкэмэ:
• научно-исследовательское;
• оздоровительно-туристическое;
• информационные ресурсы.
Основной целью лагеря является развитие экологической культуры, ознакомление с инструментариями научно-исследовательской деятельности, организация деятельностного, творческого отдыха детей в полевых условиях. Задачи: Обучающие:
• расширить объем знаний, полученных в школе;
• обучить школьников методам проведения полевых исследований (сбору первичного материала, его обработке, анализу);
• познакомить с правилами оформления исследовательской работы;
• способствовать приобретению опыта безопасной жизнедеятельности в природных условиях.
Развивающие:
• совершенствовать навыки исследовательской и природоохранной деятельности учащихся в естественных природных условиях;
• развивать в детях познавательное начало во время научно-поисковой работы, приобщать подрастающее поколение к сохранению экологии окружающей среды и природы родного края;
• развивать положительные эмоции учащихся;
'Л
• обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности, в общении, в познании, т. е. неуклонно развивать их самостоятельность и творческие проявления.
Воспитательные:
• воспитывать умение учащихся сотрудничать со сверстниками, представителями других поколений;
• воспитывать дисциплинированность через соблюдение правил, установленных в лагере;
• развивать коммуникативную компетентность;
• способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»;
• воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
• организовывать и пропагандировать детский туризм;
• способствовать укреплению здоровья детей.
Летний лагерь «Кэнкэмэ» основан для городских школьников, чтобы они имели возможность соприкоснуться с естественной средой, так как именно городские школьники очень редко бывают на природе.
Из многообразия форм и методов организации внеклассных занятий наиболее эффективными, на наш взгляд, являются исследовательские работы учащихся в полевых условиях. Учебные исследования позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, регулярные наблюдения и измерения (при наличии соответствующего оборудования и материалов) формируют у учащихся навыки самостоятельной работы. И перед педагогом стоит задача выбрать только форму организации исследовательской деятельности учащихся. При выборе формы нужно учитывать интерес самих детей.
Одной из эффективных форм летней полевой работы является экспедиция. Исследовательская экспедиция — это и есть точка опоры для юных исследователей. Во время нее нужно правильно выбрать цель и задачи работы, маршрут и деятельность учащихся [Циклов 2006]. Так, у современных учащихся пробуждается живой интерес к экологическим проблемам. Поэтому важно в ходе исследовательской работы предлагать такие задания, которые позволяют конкретизировать задачи, связанные с мониторингом окружающей среды и привлекать учащихся к поэтапному развитию научно-исследовательских навыков. При этом необходимо, чтобы каждому этапу исследовательской деятельности школьников соответствовал вполне определенный уровень познавательной самостоятельности учащихся, который должен постепенно возрастать от начала к концу обучения (табл. 1).
Формирование исследовательских навыков учащихся
во внеурочной деятельности по биологии__
Слепцова Варвара Петровна
Таблица 1. Поэтапное развитие исследовательских навыков учащихся
Универсальная последовательность этапов исследовательской работы Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя
Осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы Способность ориентироваться в современных тенденциях науки
Постановки цели и задач исследования Уметь ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к ее достижению
Изучение литературы по избранной теме Широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний
Составление схемы исследований Логичность мышления
Проведение исследований и интерпретация результатов Уверенность в работе с лабораторным оборудованием, трудолюбие и наблюдательность
Формулирование выводов Умение кратко и логично представить полученные результаты
Оформление работы Логичность отражения хода исследования, творческий подход к оформлению работы
Защита НИР Ответственность за полученные результаты, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков
Определяя содержание исследований учеников, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:
• простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, соответствующими возрасту учащихся;
• разнообразными по содержанию;
• интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
• разными по форме проведения, взаимозаменяемыми, привлекательными для учащихся.
Кроме того, исследовательские работы должны способствовать раскрытию основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
Таким образом, основными задачами экспедиции являются: расширение и углубление знаний школьников по экологии и биологии, повышение качества экологического образования, активизация исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в деятельность по исследованию и улучшению состояния окружающей среды, раскрытие творческого потенциала детей, воспитание доброго и бережного отношения к природе.
Во время экспедиции школьники собирают материал для исследовательских работ, которые затем с успехом представляют на районных, республиканских и российских конкурсах.
И, конечно, нельзя забывать о большой роли экспедиции в деле укрепления здоровья учащихся, что особенно актуально в настоящее время. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивейшими уголками природы создают прекрасный физиологический и психологический фон для учебы в течение года, а также способствуют формированию толерантной личности.
По результатам летнего поискового исследования в течение учебной деятельности ведется камеральная обработка материалов, подготовка к научным докладам на разных конференциях. Начинается другой этап направления научно-исследовательской работы школьников в форме деятельности — кружка.
2. Проводить внеурочную деятельность во время учебного процесса по исследовательской работе школьников. В МОБУ СОШ № 25 основан кружок «Занимательная биология» с целью повышения качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий; развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, развития навыков по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА, олимпиад; ознакомления с инстру-ментариями научно-исследовательской деятельности; воспитания культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами; позитивного и ценностного отношения к живой природе, к собственному здоровью и здоровью других людей.
Биологический кружок позволяет учащимся расширить и углубить знания основ и закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач. Школьники, соприкасаясь с наукой и поисково-творческой работой, повышают свой уровень знания, интеллект, развивают познания, навыки проведения исследования, учатся правильно выступать и высказывать свое мнение перед большой аудиторией.
Исследовательская деятельность в современном мире является одной из важнейших задач школы. У школьников, которые плодотворно и целеустремленно занимаются исследовательской деятельностью, формируются навыки продуктивной деятельности, развиваются их творческие способности, которые необходимы для успешной социализации личности в будущем. И?
Литература
Краузе, Зиновьева, Шаяхметова 2012 — Краузе А. А., Зиновьева Л. Е, Шаяхметова В. Р. Развитие исследовательских умений учащихся: учебное пособие; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. Пермь, 2012.
Нуризянов 2000 — Нуризянов Р. М. Развитие экологической культуры учащихся в учебно-исследовательской деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2000.
Циклов 2006 — Циклов С. Б. О школьной полевой практике // Биология в школе. 2006. № 4. С. 56.