Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЦИФРОВЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЦИФРОВЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / цифровые технологии / конструктор / цифровая модель проектной и исследовательской деятельности / инициативное поведение / образовательная среда / цифровизация / cognitive interest / digital technologies / constructs / digital model of project and research activities / initiative behavior / educational environment / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краузе Александра Анатольевна, Соловьева Светлана Игоревна

Рассмотрены условия и инструменты перехода современной системы образования на цифровые технологии в контексте научно-исследовательской и проектной деятельности. Выделяются основные аспекты, раскрывающие специфику и проблемы формирования исследовательских и проектных умений учащихся в новых реалиях. Исследование основывается на философском, и педагогическом подходах. Предмет исследования отражает возникший разрыв между запросом современных субъектов образовательного процесса на цифровую трансформацию в соответствии с целями и задачами федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и реальными условиями методической оснащенности научно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе. В качестве решения предложена и обоснована целостная цифровая модель проектно-исследовательской деятельности, включающая методический инструментарий в виде конструкторов, позволяющий осуществлять разноуровневые преобразования в образовательном поле, в том числе междисциплинарные связи, социальное проектирование и т.д. Предложенная структурно-функциональная модель реализации проектной и научноисследовательской деятельности обусловлена необходимостью снижения рисков для качественного управления процессом внедрения и применения инновационных технологий и принципов цифрового образования в области организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий, а также недостаточностью методического инструмента совершенствования цифровой инфраструктуры образовательного процесса. Авторы детально описывают разработанную ими цифровую модель организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, обосновывая, что при работе с конструктором развивается инициативное поведение учащегося, формируется важнейшая способность осуществлять анализ, синтез, обобщение и абстрагирование при работе с научным материалом, проектом. Осуществление научного исследования, проекта с помощью конструктора опосредованно формирует познавательный интерес и обеспечивает высокую степень самостоятельности участия, качество выполняемой работы, получение новых знаний, формирует готовность ими делиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краузе Александра Анатольевна, Соловьева Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' RESEARCH AND PROJECT SKILLS BY DIGITAL DIDACTIC MEANS

The article is devoted to the consideration of the conditions and tools for the transition of the modern education system to digital technologies in the context of research and project activities. The main aspects that reveal the specifics and problems of the formation of research and project skills of students in the new realities are highlighted. The research is based on philosophical and pedagogical approaches. The subject of the study reflects the gap that has arisen between the demand of modern subjects of the educational process for digital transformation in accordance with the goals and objectives of the federal project "Digital Educational Environment" and the real conditions of methodological equipment of research and project activities in the educational process. As a solution, a holistic digital model of design and research activity is proposed and justified, including methodological tools in the form of designers, which allows for different-level transformations in the educational field, including interdisciplinary connections, social design, etc. The proposed structural and functional model for the implementation of project and research activities is due to the need to reduce risks for the qualitative management of the process of introduction and application of innovative technologies and principles of digital education in the organization of project and research activities of students using digital technologies, as well as the lack of a methodological tool for improving the digital infrastructure of the educational process. The authors describe in detail the digital model of the organization of research and project activities of students developed by them, justifying that when working with the designer, the initiative behavior of the student develops, the most important ability to analyze, synthesize, generalize and abstract when working with scientific material, project is formed. The implementation of scientific research, a project with the help of a designer indirectly generates cognitive interest and provides a high degree of independence of participation, the quality of the work performed, obtaining new knowledge, forms a willingness to share them.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЦИФРОВЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ»

УДК 378.147 Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9389/2023.3.16

А.А. Краузе, С.И. Соловьева Поступила: 02.09.2023

Одобрена: 27.09.2023

._. „ Принята к печати: 15.11.2023

Пермскии государственный

гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЦИФРОВЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

Рассмотрены условия и инструменты перехода современной системы образования на цифровые технологии в контексте научно-исследовательской и проектной деятельности.

Выделяются основные аспекты, раскрывающие специфику и проблемы формирования исследовательских и проектных умений учащихся в новых реалиях. Исследование основывается на философском, и педагогическом подходах. Предмет исследования отражает возникший разрыв между запросом современных субъектов образовательного процесса на цифровую трансформацию в соответствии с целями и задачами федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и реальными условиями методической оснащенности научно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе. В качестве решения предложена и обоснована целостная цифровая модель проектно-исследовательской деятельности, включающая методический инструментарий в виде конструкторов, позволяющий осуществлять разноуровневые преобразования в образовательном поле, в том числе междисциплинарные связи, социальное проектирование и т.д.

Предложенная структурно-функциональная модель реализации проектной и научно- исследовательской деятельности обусловлена необходимостью снижения рисков для качественного управления процессом внедрения и применения инновационных технологий и принципов цифрового образования в области организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий, а также недостаточностью методического инструмента совершенствования цифровой инфраструктуры образовательного процесса.

Авторы детально описывают разработанную ими цифровую модель организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, обосновывая, что при работе с конструктором развивается инициативное поведение учащегося, формируется важнейшая способность осуществлять анализ, синтез, обобщение и абстрагирование при работе с научным материалом, проектом. Осуществление научного исследования, проекта с помощью конструктора опосредованно формирует познавательный интерес и обеспечивает высокую степень самостоятельности участия, качество выполняемой работы, получение новых знаний, формирует готовность ими делиться.

Ключевые слова: познавательный интерес, цифровые технологии, конструктор, цифровая модель проектной и исследовательской деятельности, инициативное поведение, образовательная среда, цифровизация.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

A.A. Krause, S.I. Solovieva Received: 02.09.2023

Accepted: 27.09.2023

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Publish^: 15.11.2023 Perm, Russian Federation

FORMATION OF STUDENTS' RESEARCH AND PROJECT SKILLS BY DIGITAL DIDACTIC MEANS

The article is devoted to the consideration of the conditions and tools for the transition of the modern education system to digital technologies in the context of research and project activities.

The main aspects that reveal the specifics and problems of the formation of research and project skills of students in the new realities are highlighted. The research is based on philosophical and pedagogical approaches. The subject of the study reflects the gap that has arisen between the demand of modern subjects of the educational process for digital transformation in accordance with the goals and objectives of the federal project "Digital Educational Environment" and the real conditions of methodological equipment of research and project activities in the educational process. As a solution, a holistic digital model of design and research activity is proposed and justified, including methodological tools in the form of designers, which allows for different-level transformations in the educational field, including interdisciplinary connections, social design, etc.

The proposed structural and functional model for the implementation of project and research activities is due to the need to reduce risks for the qualitative management of the process of introduction and application of innovative technologies and principles of digital education in the organization of project and research activities of students using digital technologies, as well as the lack of a methodological tool for improving the digital infrastructure of the educational process.

The authors describe in detail the digital model of the organization of research and project activities of students developed by them, justifying that when working with the designer, the initiative behavior of the student develops, the most important ability to analyze, synthesize, generalize and abstract when working with scientific material, project is formed. The implementation of scientific research, a project with the help of a designer indirectly generates cognitive interest and provides a high degree of independence of participation, the quality of the work performed, obtaining new knowledge, forms a willingness to share them.

Keywords: cognitive interest, digital technologies, constructs, digital model of project and research activities, initiative behavior, educational environment, digitalization.

Введение

В настоящее время на формирование у обучающихся проектных и исследовательских навыков существует огромный запрос как со стороны родителей и учащихся, так и со стороны государства и работодателей. Готовность к самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности играет существенную роль в профессиональном и личностном развитии. Актуальность формирования научно-исследовательской и проектной компетентности обучающихся можно рассматривать в трех аспектах: философском, социокультурном и собственно педагогическом. С точки зрения философского подхода исследовательская деятельность, познание в целом являются инструментом самосохранения общества. Интерес к науке в современном обществе обусловлен повышенным запросом на высокие технологии и переходом на стадию развития «общества знания». Такое общество ориентировано на

триаду: наука - инновация - подготовка в будущее, где научно-исследовательская деятельность выступает как способ существования. С точки зрения социокультурного аспекта актуальность научно-исследовательской, познавательной компетентности субъектов «общества знания» определяется переходом на «умное производство», что формирует непрерывный запрос на модернизацию системы образования в части формирования опыта самостоятельного проектирования и исследовательской деятельности. Этот запрос в педагогическом ключе актуализирует проблему преодоления разрыва в обучении и практике.

Методология

В процессе работы применялось сочетание общенаучных и педагогических методов, что является основой системного подхода к исследованию образовательной среды. В исследовании применяется антропологический подход, позволяющий рассматривать проблемы цифровизации и внедрения цифровых технологии в контексте их влияния на субъектов образовательного процесса. В антропологическом контексте цифровую среду и информационные технологии можно рассматривать как основание субъектных трансформаций. В результате возрастания роли цифровизации как в повседневной практике людей, так и в профессиональных средах, к которым относится и сфера образования, осуществляется переход от традиционных компетенций к гибким навыкам. Философский подход позволяет исследовать феномен цифровой образовательной среды и внедрения педагогических технологий с позиции динамики общественного развития. В процессе создания цифровой платформы организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся были объединены методы разного уровня: философские (методологические), педагогические, общенаучные, частно-научные, соответствующие различным параметрам, - объяснительным, описательным, поведенческим, мотивационным и т.д. Для достижения цели и решения поставленных задач исследования использованы данные опроса педагогов Российской Федерации с целью получения более глубокой и качественной информации для формирования содержания структурно-функциональной модели. Одним из основных подходов исследования является следование принципу системности. Системный подход применяется при разработке структурно-функциональной модели. Сущностные характеристики и педагогический инструментарий структурно-функциональной модели рассмотрены на основе деятель-ностного подхода, пересекающегося с системным. При анализе практики применения современных цифровых технологий в образовании используется компаративистский подход. Применение конструктивистского подхода позволяет осуществлять конструирование смыслов процесса цифровизации и внедрения цифровых технологий в образование.

Исследование и его результаты

Формирование исследовательских и проектных навыков - важный элемент современного образовательного процесса, и новые идеи в этой сфере имеет смысл рассматривать в рамках концепции образовательной среды как системы педагогических условий развития личности. Понятие «образовательная среда» является многоаспектным и может рассматриваться с разных точек зрения. Ю. Кулюткин, С. Тарасов описывают образовательную среду как совокупность исторически сложившихся факторов и обстоятельств, при этом отмечая целостность специально организованных педагогических условий для развития обучающихся [1]. С точки зрения Т.Н. Гущиной, понятие «образовательная среда» отражает целый ряд воздействий на личность и включает в себя значительное число факторов, которые оказывают воздействие на воспитание, обучение и развитие [2]. А.И. Савенков подчеркивает, что образовательная среда - это система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия имеющихся способностей, а также для формирования новых [3, с. 4-5]. Важнейшая задача современной образовательной среды - создать условия для формирования не шаблонного, а инициативного поведения ученика [4, с. 62], одним из видов которого можно рассматривать исследовательское поведение. Эмоцио-нально-мотивационной основой инициативного поведения выступает интерес. С философско-педагогических позиций «интерес - единственная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества» [5, с. 105-106]. Формирование интереса является осуществлением связи субъекта и объекта, которая возникает через саморефлексию. Еще Л.С. Выготский называл проблему интереса ключом ко всей проблеме психологического развития подростка [6]. Познавательный интерес широко исследуем в педагогической науке по сей день, в его структуру принято включать:

- стремление к решению поисковых познавательных задач;

- личностное отношение к деятельности;

- стремление выйти за пределы программы в избранной области;

- начитанность, довольно широкий кругозор;

- активность, пытливость, любознательность [7].

Данные элементы, по мнению ученых-педагогов, составляют широкий познавательный интерес, который пересекается со стержневым интересом, специализирующим и индивидуализирующим деятельность личности. Он включает относительно большую нацеленность и более узкую локальность предметной направленности, высокую активность и практическую действенность, тесную связь со склонностью учащегося [8].

Как уже отмечалось выше, на современном этапе в процессе развития образовательной среды как системы педагогических условий наблюдается

ряд вызовов. Прежде всего, это технологический вызов. В текущем моменте социум предъявляет к выпускнику ряд требований в области владения различными технологическими инструментами, прежде всего из области информационных технологий. Кроме того, мы можем говорить об инновационных вызовах, поскольку стремительное развитие научно-технического прогресса требует от личности умения быстро обучаться, находить нестандартные пути решения задач, использовать в своей деятельности новые, современные инструменты, активно применять в профессиональном развитии инновационные методы и легко адаптироваться к изменениям жизни в информационном обществе.

Для решения этих вызовов в рамках образовательного процесса важно сосредоточиться на развитии технологий формирования проектных и исследовательских навыков обучающихся. Исследование - базовый способ освоения действительности. В науке как особом социальном институте в истории культуры взято за основу своей деятельности исследование. А исследовательская позиция стала рассматриваться как субъективно значимая направленность личности [9, с. 19].

Вовлеченность в исследовательскую деятельность обеспечивает личности возможность раскрыть в себе творческие способности, систематизировать умения по самостоятельному поиску, анализу информации и ее практической обработке к применению, самостоятельному формированию ответов на поставленные задачи. Кроме того, в рамках исследований решаются задачи по самовоспитанию и самореализации творческих и аналитических способностей.

В.И. Андреев рассматривает учебно-исследовательскую деятельность как деятельность учащихся, направленную на поиск объяснения экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, для которой характерно самостоятельное использование учащимися научных методов. Результат учебно-исследовательской деятельности -активное овладение знаниями и развитие исследовательских умений и способностей. Таким образом, в основе учебно-исследовательской деятельности - самостоятельное творческое исследование в рамках поставленной задачи [10]. С точки зрения А.В. Леонтовича, исследовательская деятельность учащихся - это образовательная технология, которая обеспечивает развитие личности учащихся на основе освоения культуры исследования как универсального средства освоения действительности [11].

Проектная деятельность - это вид учебной деятельности, в рамках которой учащиеся в рамках работы над задачей с заранее неизвестным решением самостоятельно создают новый проект в какой-либо области знаний. Проектная деятельность может осуществляться в рамках любой учебной дисциплины, и ее результатом будет является новый по форме и содержанию комплекс идей, предложенных автором проекта. Для проекта важны обе со-

ставляющие - и содержание, и оформление (представление результатов в наглядной форме).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельность объединяет исследовательский и проектный вид деятельности, и для нее характерна направленность на создание собственного проекта по результатам собственного исследования. Проектная и исследовательская деятельность включает самостоятельную разработку целей и задач исследования, подбор подходящих методов исследования, формулирование гипотезы и результатов, а также оформление результатов в виде проекта.

Для данной деятельности свойственно наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов. Участие в проектной и исследовательской деятельности помогает повысить мотивацию обучающихся для овладения новыми знаниями, поскольку в данном случае речь идет о самостоятельном получении новых знаний, которые приобретают для личности особую значимость и ценность.

В ходе реализации проектной и исследовательской деятельности у обучающихся формируются проектные и исследовательские навыки, которые крайне важны для любого специалиста в современном информационном обществе. Проектные и исследовательские навыки - это навыки, обеспечивающие личности способность к активному участию в проектной и исследовательской деятельности, позволяющие эффективно выполнять поставленные в рамках исследования задачи и получать качественный результат. Исследовательские навыки - это способность находить, отбирать, оценивать, анализировать и структурировать полезную информацию, необходимую для решения поставленной творческой задачи, а также строить на основе полученной полезной информации собственные гипотезы. Исследовательские умения и навыки могут относиться к разным сферам: интеллектуальной, познавательной, коммуникативной, организационной, презентационной [12, с. 37-43].

Важная задача современного образования - ускорить формирование проектных и исследовательских навыков, максимально привлечь внимание обучающихся к творческой и аналитической деятельности. Прежде всего, это возможно при помощи информационных технологий. Действительно, сейчас развитие образовательной среды невозможно без ИТ. Информационные технологии не только помогают привлечь внимание обучающихся, обеспечивают им увлекательный процесс овладения новым материалом или отработки навыков, но и обеспечивают качественный результат учебной деятельности. Педагогу важно помочь обучающимся преодолеть трудности, связанные с проектными и исследовательскими задачами, с необходимостью самостоятельного анализа и получения результата. Обучающимся сложно овладеть навыками самоорганизации, для этого требуется поддержка в виде интерес-

ных, привлекающих внимание инструментов (интерактивных форм обучения). Традиционно возможными подходами к формированию познавательной самостоятельности считаются:

- организация самостоятельной работы. В данном ключе исследовал проблему известный ученый педагог М.Н. Скаткин [13];

- разработка приемов познавательной деятельности. Проблемы формирование когнитивных способностей школьника в контексте внешних факторов, таких как программа, метод обучения, рассматривали такие известные ученые, как В.В. Давыдов [14], и Н.А. Менчинская [15];

- введение в содержание обучения методологических знаний, в данном контексте проблему формирования познавательной самостоятельности исследовали П.И. Пидкасистый [8] и И.Я. Лернер [16].

Последний подход наиболее созвучен с современным видением формирования познавательной самостоятельности с помощью цифровых инструментов. На рис. 1. представлена структурно-функциональной модель проектной и исследовательской деятельности с учетом объективных и субъективных условий образовательной системы, которая позволяет осуществлять разноуровневые преобразования в образовательном поле, в том числе в междисциплинарных связях, социальном проектирование и т. д.

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОИ КОМПОНЕНТ

Предпосылки: потребность образовательной среды в информационно-коммуникационной технологии (цифровом формате) в рамках организации проектной, исследовательской деятельности

Цель - организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках форматов дополнительного образования обучающихся в образовательном пространстве

Средствообразующий фактор - методическое обеспечение в организации проектно-исследовательской деятельности при реализации программ дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

ОРГАНИЗАЦИОННО - ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНЫЙ

Образовательное путешествие. Музейная коммуникативность, как основа реализации музеем культурно-просветительской функции. Опыт изучения родного края. Опыт учебно-исследовательской деятельности краеведческой направленности. Виртуальные лаборатории. Методические практикумы. Формирование культуры мышления и навыков исследовательской деятельности в учебном и внеучебном формате. Средовое проектирование. Социальное проектирование. Социальное партнерство: реализация социально-значимых проектов.

средства: презентация, конструктор, игра и обучающий видеоматериал

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Результаты деятельности

Рис. 1. Структурно-функциональная модель реализации проектной и исследовательской деятельность в образовательном пространстве

Следует также отметить, что модель организации проектной и исследовательской деятельности в цифровом формате решает задачу преодоления разрыва между учебно-исследовательской и научной деятельностью. Учебно-исследовательская деятельность ограничена предметом исследования, в результате чего формируется иллюзия законченности мира, тогда как в науке

мир как конструкт сознания человека безграничен и опровергаем, в учебно -исследовательской деятельности учащийся ориентирован на установление факта, тогда как наука ориентируется на построение целостной когнитивной модели исследования. Более того, перенос организации исследовательской и проектной деятельности в цифровую платформу позволяет переориентировать обучение с трансляционного типа на креативно-исследовательский, выстроить индивидуализированную траекторию развития исследовательской культуры ребенка, имитировать собственный подчерк ученого, от работы с информацией, перейти на уровень работы с самим знанием, где методы и гипотезы подбирает сам ученик. Таким образом, формируется не только познавательный интерес, но и ориентация на научное достижение, где обучающийся осознает ценность полученного результата. Происходит обобщение своей роли в процессе познания, того, что достигнуто, и что может быть еще достигнуто.

Структура модели проектной и исследовательской деятельности представлена тремя кластерами (с учетом возрастных особенностей в начальной, средней и основной школы).

Первым кластером является культурно-просветительский кластер (рис. 2). В связи с актуализацией воспитательного компонента и социокультурного пространства в рамках формирования мировоззренческой позиции у обучающегося разработан цифровой инструментарий, который позволит сформировать компетенции в области истории и культуры Отечества:

- образовательные путешествия (в виде видеозанятий, презентации);

- электронные квест-игры;

- конструктор (твой помощник) по написанию портрета выдающейся личности, а также по созданию краеведческой экскурсии и электронной музейной экспозиции.

Рис. 2. Культурно-просветительский кластер

Вторым кластером является научно-исследовательский (рис. 3), который основан на познании и осваивании форм и видов научно-исследовательской деятельности. Обучающиеся могут:

- побывать в виртуальных лабораториях;

- воспользоваться методическими практикумами (видеолекциями, презентациями);

- использовать конструктор (твой помощник) в написании реферата, конспекта, эссе, устного доклада, научной публикации, стендового доклада;

- погрузиться в мир электронных квест-игр «Погружение в исследовательскую деятельность», которые позволят дополнить культуру креативного мышления и сформировать навык в научно-исследовательской деятельности в учебном и внеучебном форматах деятельности.

#мы НАУКА

.....ДГГ™

#МЫ НАУКА

вМ Ы НАУКА

®.....■ — #МЫ НАУКА ........й #МЫ НАУКА

ВВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ -----"

Рис. 3. Научно-исследовательский кластер

Третий кластер - социально-проектный (рис. 4) - целеполагание данного кластера основано на средовом проектировании, социальном проектировании и создании вектора «успеха» в социальном пространстве. Для достижения цели при работе в данном кластере предложены следующие формы инструментов:

- конструктор (твой помощник) проекта, дорожная карта проекта, SWOT-анализ проекта;

- обучающий видеоматериал;

- звуковые презентации.

Все представленные цифровые дидактические средства в трех кластерах являются универсальным инструментом в обучении, формируют и проектные, и исследовательские навыки. Например, конструктор (твой помощник) по созданию проекта ведет обучающегося по четким, понятным шагам, при этом последовательность шагов четко определена и не дает обучающемуся возможности приступать к последующему этапу, если не завершен предыдущий. С одной стороны, процесс ведется в интерактивной (игровой)

форме, что позволяет заинтересовать ученика. С другой стороны, основные задачи обучающийся должен решить самостоятельно, ему дается только последовательность шагов, а также определенные подсказки (удачных формулировок тем, примеры и др.), контрольные вопросы для того, чтобы он мог определить, справился ли он с задачей определенного этапа.

Рис. 4. Социально-проектный кластер

Данный дидактический инструментарий в электронном формате на платформе университета помогает эффективно и результативно обучающимся и педагогам:

- собрать необходимый для исследования или проекта материал;

- проанализировать собранный материал;

- выбрать нужную для формирования исследования и проекта информацию;

- выполнять проектную и исследовательскую деятельность по определенным шагам;

- провести первичный самоконтроль на каждом этапе подготовки;

- обеспечить возможность самооценки.

Заключение

Разработанная цифровая платформа конструкторов является наиболее адаптированным к научно-исследовательской и проектной работе организационно-методическим инструментом по внедрению и оформлению результатов научного исследования, проекта на одном, двух или трех стратегических уровнях:

- решение конкретных научных проблем и проектных задач;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- решение общенаучных проблем и общепроектных задач;

- решение комплекса социально-научных проблем и задач.

Данная платформа обеспечивает:

- приобретение определенных знаний, связанных с исследовательской деятельностью и способствующих ее совершенствованию;

- получение организационно-методических умений в осуществлении научного исследования и проекта, в получении и интерпретации результатов с последующим предоставлением результатов;

- связь теоретических знаний и практических навыков, способствующих развитию когнитивных умений учащихся;

- развитие, расширение и систематизация владения методикой исследовательской и проектной деятельности - диагностикой, постановкой эксперимента, интерпретация результатов.

Конструкторы платформы можно рассматривать как современный методический инструментарий, способствующий формированию инициативного поведения, познавательной самостоятельности. Они применимы в любой предметной области. Конструктор является электронным цифровым ресурсом, методической и методологической формой организации научно-исследовательской и проектной деятельности, позволяющей эффективно и быстро освоить необходимые навыки осуществления исследовательской деятельности, достигнуть и оформить конкретный научный результат. При работе с конструктором не просто актуализируются знания в той или иной предметной области, но и формируется важнейшая способность осуществлять анализ, синтез, обобщение и абстрагирование при работе с научным материалом. Формируются готовность и способности вести научное исследование, презентовать полученный результат в форме статьи, реферата, эссе, доклада, конспектирования научных источников, реализации проекта. Осуществление научного исследования с помощью конструктора поддерживает динамику научного процесса и высокую степень самостоятельности участия в нем, качество выполняемой работы, получение новых знаний, формирует готовность ими делиться.

Современный методический инструментарий в форме конструктора отвечает на запрос профессиональных потребностей педагогического сообщества в сфере информационно-коммуникационных отношений, позволяет сформировать необходимую динамику процесса и дидактические условия внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Список литературы

1. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html

2. Гущина Т.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. -№ 4. - С. 187-190.

3. Савенков А.И. Образовательная среда // Школьный психолог. - 2008. -№ 19. - С. 4-5.

4. Колесов Д.В. Инициативное и шаблонное поведение // Развитие личности. - 2004. - № 1. - С. 62.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999. - С. 103-145.

6. Выготский JI.C. Развитие интересов в переходном возрасте // Педагогика: собр. соч. - Т. 4. - М., 1984. - С. 432.

7. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. - М.: Знание, 1972. - 32 с.

8. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. - М.: Пед. общество России, 2005. (Образование XXI века).

9. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - С. 19.

10. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1981.

11. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.

12. Павлова А.А. Формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Вестник науки. - 2019. - № 4 (13). - С 37-43.

13. Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М.: [б. и.], 1965. - 48 с. - (Материал к Научной конференции по дидактике 11-13 мая / Науч.-исслед. ин-т общего и политехн. образования Акад. пед. наук РСФСР).

14. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. -1999. - № 7. - С. 12-18.

15. Менчинская Н. А. Проблемы общения, воспитании и психического развития ребенка. - М.; Воронеж, 2004.

16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

References

1. Kuliutkin Iu., Tarasov S. Obrazovatel'naia sreda i razvitie lichnosti [Educational environment and personality development]. Available at: http://www.znanie.org/jornal/ n1_01/obraz_sreda.html (accessed 02.09.2023).

2. Gushchina T.N. Pedagogicheskaia sushchnost' fenomena "obrazovatel'naia sreda": po materialam issledovaniia [The pedagogical essence of the phenomenon "educational environment": Based on research materials]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 2011, no. 4, pp. 187-190.

3. Savenkov A.I. Obrazovatel'naia sreda [Educational environment]. Shkol'nyi psikholog, 2008, no. 19, pp. 4-5.

4. Kolesov D.V. Initsiativnoe i shablonnoe povedenie [Initiative and patterned behavior]. Razvitie lichnosti, 2004, no. 1, pp. 62.

5. Izard K.E. Psikhologiia emotsii [Psychology of emotions]. St. Petersburg, 1999, pp. 103-145.

6. Vygotskii JI.C. Razvitie interesov v perekhodnom vozraste [Development of interests in adolescence]. Pedagogika, Moscow, 1984, vol. 4, 432 p.

7. Shchukina G.I. Poznavatel'nyi interes v uchebnoi deiatel'nosti shkol'nika [Cognitive interest in schoolchildren's educational activities]. Moscow, Znanie, 1972, 32 p.

8. Pidkasistyi P.I. Organizatsiia uchebno-poznavatel'noi deiatel'nosti studentov [Organization of students' educational and cognitive activities]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2005.

9. Obukhov A.S. Razvitie issledovatel'skoi deiatel'nosti uchashchikhsia [Development of students' research activities]. Moscow, Natsional'nyi knizhnyi tsentr, 2nd ed., 2015, 19 p.

10. Andreev V.I. Evristicheskoe programmirovanie uchebno-issledovatel'skoi deiatel'nosti [Heuristic programming of educational and research activities]. Moscow, Vysshaya shkola, 1981.

11. Leontovich A.V. Proektirovanie issledovatel'skoi deiatel'nosti uchashchikhsia [Designing student research activities]. Ph.D. thesis. Moscow, 2003.

12. Pavlova A.A. Formirovanie navykov nauchno-issledovatel'skoi i proektnoi deiatel'nosti v khode vneauditornoi samostoiatel'noi raboty studentov [Formation of skills in research and design activities during extracurricular independent work of students]. Vestniknauki, 2019, no. 4 (13), pp. 37-43.

13. Skatkin M.N., Aktivizatsiia poznavatel'noi deiatel'nosti uchashchikhsia v obuchenii [Activation of students' cognitive activity in learning]. Proc. of Acad. Conf. for Didactics. Moscow, Scientific Research Institute of General and Polytechnic Education of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1965, 48 p.

14. Davydov V.V. Chto takoe uchebnaia deiatel'nost'? [What is the learning activity?]. Nachal'naia shkola, 1999, no. 7, pp. 12-18.

15. Menchinskaia N.A. Problemy obshcheniia, vospitanii i psikhicheskogo razvitiia rebenka [Problems of communication, education and mental development of a child]. Moscow, Voronezh, 2004.

16. Lerner I.Ia. Didakticheskie osnovy metodov obucheniia [Didactic foundations of teaching methods]. Moscow, 1981.

Сведения об авторах

КРАУЗЕ Александра Анатольевна

e-mail: krauze@pspu.ru

Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и общественных наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

About the authors

Alexandra A. KRAUSE

e-mail: krauze@pspu.ru

Cand. Sc. (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and Social Sciences, Perm State Humanitarian and Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

СОЛОВЬЕВА Светлана Игоревна

e-mail: solovieva.sv2017@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии и общественных наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Российская Федерация)

Svetlana I. SOLOVIEVA

e-mail: solovieva.sv2017@yandex.ru

Cand. Sc. (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences, Perm State Humanitarian and Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Краузе, А.А. Формирование исследовательских и проектных навыков учащихся цифровыми дидактическими средствами / А.А. Краузе, С.И. Соловьева // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. - № 3. - С. 211-224.

Please cite this article in English as:

Krause А.А., Solovieva S.I. Formation of students' research and project skills by digital didactic means. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 3, pp. 211-224 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.