электроэнергетики, связи), модернизировано станкостроение, заложены основы ВПК, осуществлена культурная революция [13, с. 70]. Аналогичные по масштабу задачи необходимо решать, проводя новую индустриализацию экономики. Это, по мнению премьер-министра В. В. Путина, позволит России к 2020 г. войти в пятерку крупнейших экономик мира
Литература
1. http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund.
2. Гневко В. А. Модернизация модели и технологий подготовки специалистов в российских вузах // Экономика и управление. 2010. № 10. С. 16-19.
3. Добрынин А. И., Бахарев В. О. Большие проблемы малого предпринимательства // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 39-46.
4. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию / Под ред. С. А. Дятлова, Д. Ю. Миропольского, В. А. Плотникова. СПб.: Астерион, 2010. Т. 1. 394. с.
5. Интеллектуальный капитал — основа опережающих инноваций / Под общ. ред. А. В. Безгодова, В. В. Смирнова. СПб.: НЦ «Планетарный проект»; Орел: ОрелГТУ, 2007. 336. с.
6. Колоколов В. А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент щ в России и за рубежом. 2002. №. 1. Режим доступа: ^
А
http://www.cfin.ru/press/management/. ^
7. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // □= Проблемы теории и практики управления: Междунар. ж-л. 2
1999. №. 2. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/. х
8. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. М.: ЮНИТИ, х
2000. 288. с. 5
9. Каленская Н. В. Институциональные условия инноваци- т онного развития промышленного комплекса Республики £ Татарстан // Проблемы современной экономики. 2008. > № 1 (25). Режим доступа: http://www.m-economy.ru/issue. 2 php?nIssueNu m=25#31. ¡Е
10. Баев Л. А. Инновационное развитие: желания и возмож- < ности // Атомная стратегия. 03/10/2007. Режим доступа: 1= http://www.proatom.ru/. х
11. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // х Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М., 1965. о С. 58-65. н
12. Белоус А. Б. Управляемость как фактор инновационного развития экономики // Экономика и управление. 2007. №. 6 (32). С. 40-43.
13. Багров Н. М. Россия на рубеже веков. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 372 с.
Формирование инвестиционных программ устойчивого развития предприятий лесного машиностроения
Formation of Investment Schemes for the Development of Sustainable Forest Engineering Techniques
УДК 330.322.21
Зеньков Игорь Владимирович
старший научный сотрудник специального конструкторского технологического бюро «Наука» КНЦ СО РАН (г Красноярск), доктор технических наук, доцент 660049, г Красноярск, пр. Мира, д. 53
Zen'kov Igor' Vladimirovich
Ave Mira 53, Krasnoyarsk, 660049
Говорина Ольга Владиленовна,
преподаватель Сибирского федерального
университета (г. Красноярск)
660074, г Красноярск, ул. Киренского, д. 26а
Govorina Olga Vladilenovna
Kirenskogo Str. 26a, Krasnoyarsk, 660074
Территории Центральной и Восточной Сибири, позиционируемые как продуктивные земли сельскохозяйственного назначения, непрерывно сокращаются. Анализ показывает, что в развитии лесного комплекса сдерживающими рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов являются следующие проблемы: использование устаревших технологий; неадекватность российского лесного машиностроения (ЛМ) задачам развития лесного комплекса; действующие предприятия ЛМ не обеспечивают необходимый технический уровень и качество выпускаемой лесозаготовительной техники; недостаток мощностей по глубокой переработке древесины; отсутствие
для предприятий ЛМ инвестиционных программ их развития. В связи с этим в работе представлены факторы, являющиеся основой формирования инвестиционных программ устойчивого развития предприятий лесного машиностроения. Разработана блочная модель, объединяющая виды работ, связанные с использованием лесных ресурсов, формирование капитализации регионального бизнеса за счет выпуска средств производства, а также мультиплицирующее воздействие реализуемой инвестиционной программы на социально-экономическое развитие в регионе ее реализации.
The article covers the formation of investment schemes for the development of sustainable forest engineering
< techniques. It claims that productive agricultural land in ^ central and eastern Siberia is currently decreasing. The 5 analysis suggests that efficient development of the forest * industry has been hampered by imposition of constraints ш on timber growth. These constraints have been caused, 5 inter alia, by resort to outdated technologies and by
the inadequacy of the currently used Russian forest x engineering practices. Consequently, it has set forth a
x series of challenges for the forest industry. Resolving
U them would improve the technical level and quality of
logging equipment in Russia, enhance its capacity for
< deep processing of timber and help to finds sources of investment for the development of other suitable forest
^ engineering concepts. The document presents a series of
^ factors that might be encountered during the formation
of investment programs. Its block model, which seeks
< sustainable forest development via timber engineering initiatives, presents programs related to the use of forest
x resources. The model initially would enable the estab-
к lishment of regional business capitalization projects that
cl would improve the means of production. But its long-
2 rang e goal would be to enhance the effect of realized
investment in a series of socio-economic development programs in the region.
Ключевые слова: предприятие лесного машиностроения, диверсификация производства, региональная инвестиционная программа, устойчивое развитие
Keywords: forestry enterprise engineering, product diversification, regional investment program, sustainable development
Лесное хозяйство России характеризуется масштабными показателями. Например, основные направления развития лесного комплекса РФ предусматривают увеличение к 2020 г. объема заготовки древесины с 207 млн м3 до 294 млн м3. При этом площадь сплошных рубок будет увеличена с 757 тыс. га до 1000 тыс. га в целом по России и с 211 тыс. га до 250 тыс. га в Сибирском федеральном округе (СибФО). Соответственно, восстановление лесов возрастет на 168 тыс. га — с 872 тыс. га до 1040 тыс. га [1; 2].
Согласно экспертным оценкам, в зоне, подлежащей первоочередному освоению, допустимый ежегодный объем изъятия древесины в России оценивается в 387 млн м3, в том числе на свободной от аренды площади 200 млн м3, главным образом в СевероЗападном (54 млн м3) и Сибирском (40 млн м3) федеральных округах. Спад в сельском хозяйстве России привел к возникновению еще одного сырьевого источника для лесопереработки. Так, территории Центральной и Восточной Сибири, позиционируемые как продуктивные земли сельскохозяйственного назначения, непрерывно сокращаются — их заполняет древесно-кустарниковая растительность. В частности, на территории Красноярского края из сельскохозяйственного оборота выбыли почти 500 тыс. га пахотных земель. Вполне естественным считается проведение на бывших полях мелиоративных работ с получением порядка 70-80 млн м3 круглого леса.
Анализ показывает, что в развитии лесного комплекса рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов сдерживают проблемы, ставшие уже хроническими:
• использование физически и морально устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью;
• неадекватность российского лесного машиностроения (ЛМ) задачам развития лесного комплекса (к настоящему времени большинство заводов ЛМ прекратили свою производственную деятельность, в результате резко снизились объемы выпуска лесозаготовительной техники и деревообрабатыва-
ющего оборудования: выпуск трелевочных тракторов, валочно-пакетирующих и сучкорезных машин снизился в десятки раз);
• неспособность действующих предприятий ЛМ обеспечить необходимый технический уровень и качество выпускаемой лесозаготовительной техники (разрушена отраслевая научно-исследовательская и проектная база развития лесного машиностроения, отсутствует база сервисного и эксплуатационного обслуживания отечественной лесозаготовительной техники);
• недостаток мощностей для переработки в конкурентоспособную продукцию низкокачественной, лиственной и тонкомерной древесины, а также древесных отходов лесозаготовок и деревообработки;
• отсутствие инвестиционных программ развития предприятий ЛМ с указанием потребителей машиностроительной продукции и направлений ее использования.
Каждая из проблем требует своего исследования. Мы же остановимся на последней. В связи с этим актуальной задачей считаем разработку и обоснование инвестиционных программ по устойчивому развитию отечественных предприятий лесного машиностроения на географических территориях с развитыми лесным и агропромышленным комплексами. Для придания конкретного характера рассуждениям анализ проведем применительно к СибФО. Выбор не случаен, поскольку это весьма крупный регион по объему лесозаготовительных работ, а в его центре, в г. Красноярске, располагается ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения» — старейший и ведущий в Российской Федерации разработчик и производитель лесозаготовительной техники. Продукция ОАО «Крас-лесмаш», поставляемая на российский и зарубежный рынки, зарекомендовала себя с лучшей стороны в работе на лесозаготовительных предприятиях.
Основной продукцией предприятия являются: трелевочные чокерные машины, валочно-трелевочные машины, бесчокерные машины манипуляторного типа, пачкоподборщики, погрузчики на гусеничной и колесной базе. На сегодняшний день завод предлагает трелевочные тракторы ТТ4М-23К и лесозаготовительные машины на их базе: челюстной лесопогрузчик ЛТ-188, бесчокерные трелевочные машины ЛТ-187, ЛП-18К, ЛП-18К-2П, валочно-трелевочную машину Л3-235. На базе тракторов ТЛТ-100 Онежского тракторного завода здесь собирают лесопогрузчик ЛТ-240 и бесчокерную машину ЛТ-230. Кроме того, завод выпускает автомобильный гидроманипулятор МА-100, применяемый в качестве технологического оборудования на автомобилях «Урал», «КамАЗ», «КрАЗ», «МАЗ», а также сменное технологическое оборудование для погрузки леса и сыпучих материалов, которое агрега-тируется с сельскохозяйственными тракторами ДТ-75, МТЗ-80/82 и К-701.
Восстанавливать свои мощности после кризиса «Краслесмаш» начал в 2010 г.: производство и отгрузка техники выросли практически в 2 раза по сравнению с 2009 г. Так, в 2009 г. завод выпустил 31 машину, а в 2010-м их количество увеличилось до 66 единиц. При этом емкость внутреннего рынка выпускаемой техники составляет до 600 и более машин в год.
В настоящее время в России наблюдается интенсивное развитие сырьевых регионов. Использование на заготовке леса дорогостоящей импортной техники, с одной стороны, негативно сказывается на состоянии сектора ЛМ отечественного машиностроительного комплекса, а с другой — приводит к росту себестоимости лесозаготовительных работ. В этой связи весьма акту-
альны разработка и реализация крупных инвестиционных программ по устойчивому развитию предприятий ЛМ, оказывающих мультиплицирующее воздействие на экономическое развитие региона в целом.
Вполне естественно, что интенсивное экономическое развитие природно-сырьевых регионов приводит к необходимости расширения масштабов собственной машиностроительной базы. Ее модернизация в Центральной и Восточной Сибири должна осуществляться в соответствии с увеличением объемов заготовки леса и за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции. Отметим, что в современных условиях лесопромышленный комплекс (ЛПК) не замкнутая система — он находится в постоянном взаимодействии со многими другими отраслями и предприятиями.
Вследствие этого увеличение объемов лесозаготовительных работ служит базовым фактором в системе факторной экономики (земля, труд, капитал, предпринимательство) и выступает точкой роста в ее развитии. Это как раз тот уникальный случай, когда прирост базового фактора в физическом измерении неизбежно приводит к приросту капитала в различных формах его существования (материальная база, нематериальные активы и др.) и способствует вовлечению новых работников в процесс трудовой деятельности на создаваемых рабочих местах. Объединение двух указанных факторов в единое целое происходит посредством третьего фактора: физических и интеллектуальных усилий предпринимателей. В этой связи увеличение объемов лесозаготовки обладает рядом позитивных моментов, важнейшим из которых является мультиплицирующее воздействие на социально-экономическое развитие региона в целом.
В наших исследованиях доказана целесообразность расширения (за счет государственных и частных инвестиций) производственной мощности предприятия лесного машиностроения ОАО «Краслесмаш» с целью обеспечения техникой лесопромышленного комплекса. При этом инвестиционная программа устойчивого развития предприятия ЛМ формируется на основе следующих методологических положений:
• инициатором программы выступают государственные органы федерального и регионального управления;
• осуществляется всесторонний учет передовых достижений в смежных с ЛПК отраслях экономики;
• лесные ресурсы используются комплексно и безотходно;
• технико-экономическая оценка программы производится на основе интегрального критерия, учитывающего формат программы;
• формирование крупной региональной инвестиционной программы базируется на взаимоувязке совместной деятельности сектора государственного управления и предприятий различной отраслевой принадлежности;
• временной интервал реализации программы должен составлять не менее 10-15 лет.
В формировании программы в качестве исходной информации выступают следующие базисные показатели:
1) площади земель, на которых будут производиться лесозаготовительные работы;
2) площади земель, на которых будут производиться лесопосадочные работы;
3) площади земель, на которых будут производиться работы по культуртехнической мелиорации с параллельной заготовкой круглого леса;
4) информация о таксации лесных угодий;
5) объемы отходов лесозаготовительных работ, под- ^
лежащих переработке. ш
Первый, третий и четвертый показатели необходимы | для обоснования потребности в лесозаготовительной ^ технике как базового фактора для планирования ее □= выпуска. Второй показатель позволяет запланировать 5 количество спецтехники для работ по лесопосадке. х Пятый показатель служит основой для комплектования х механизмами процессов переработки отходов, об- 5 разующихся в ходе лесозаготовки. Заказы на произ- т водство спецтехники для перечисленных видов работ £ следует размещать на ОАО «Краслесмаш». >
На начальной стадии создания программы лесоза- 2 готовительные предприятия, намеревающиеся при- Е нять в ней участие, подают в региональный координа- < ционный совет — Министерство природных ресурсов 1= и лесного комплекса Красноярского края — заявки, х в которых представляют график выбытия активной х части основных фондов и план по их вводу. Затем о они определяют потребность в производственных н-площадях, металлообрабатывающем оборудовании, сварочно-сборочных линиях и рассчитывают материальные, финансовые и людские ресурсы, необходимые для ее удовлетворения.
Сущность предлагаемой для реализации программы представим графически, в виде блочной модели (см. рис. 1). В центральном секторе показана цепочка, начальное звено которой — вложение государственных и частных инвестиций в перспективные виды работ, связанные с лесозаготовкой. Работы в первых четырех блоках комплектуются выпуском техники на ОАО «Краслесмаш». В 3-х нижних блоках показан прирост объемов сельхозпродукции, получаемой с полей севооборота при их расширении. Цепочка ведет к конечной цели — появлению максимального количества факторов, способствующих устойчивому развитию ОАО «Краслесмаш». Каждое звено в этой цепочке указывает на необходимость прироста объемов выпуска спецтехники и спецоборудования, что сконцентрировано в секторе «Прирост капитализации регионального бизнеса».
За счет государственных и частных инвестиций проводятся работы по культуртехнической мелиорации: срезка и уборка древесно-кустарниковой растительности, заготовка деловой древесины. В результате расширяется земельный фонд сельскохозяйственного назначения. Мы предлагаем создать на территории Ачинской, Канской, Сухобузимской и Ужурской групп районов по две передвижные механизированные колонны. Каждая такая колонна комплектуется 14 единицами техники (бульдозеры, корчеватели, лесопогрузчики, колесные тракторы и т. п.) [3]. При этом создается дополнительно 440 рабочих мест.
Расширение площади полей севооборота потребует увеличения парка сельхозтехники либо более интенсивное использование парка техники, имеющегося на предприятиях АПК. Для прироста объемов сырой сельхозпродукции необходимо строительство новых либо расширение существующих мощностей по ее переработке и хранению. Примерно 70-80% сырой продукции перерабатывается в конечную — продукты питания. Для переработки этого объема также потребуется расширение либо строительство новых технологических линий по выпуску конечной продукции.
В левом секторе блочной модели представлены отдельные элементы социально-экономической составляющей инвестиционной программы, раскрывающие ее воздействие на региональный экономический рост.
> <
к
X
сг
О
Прирост социально-экономической составляющей
Увеличение численности
занятых в экономике
Прирост ФОТ
Прирост ЕСН
Прирост дополнительных оборотных средств
Увеличение налоговой базы
ИНВЕСТИЦИИ
Частные Государственные
Лесозаготовительные работы
Лесопосадочные работы
Работы по культуртехнической мелиорации
Переработка отходов лесозаготовительных работ
Прирост площади земледельческих работ
Прирост объема сырой сельхозпродукции
Прирост объема переработки сельхозпродукции
V
о
>
о
о
о
о
о
Факторы устойчивого развития предприятия лесного машиностроения
Прирост капитализации регионального бизнеса
Прирост объемов выпуска лесозаготовительной техники
Прирост объемов выпуска спецтехники
Прирост объемов выпуска мелиоративного оборудования
Прирост объемов выпуска оборудования по переработке отходов
Прирост объемов выпуска пропашной и зерноуборочной техники
Прирост объемов выпуска перерабатывающего оборудования
Прирост объемов выпуска пищевого оборудования
Увеличение объемов выпуска средств производства
Расширение инфраструктуры региона (финансово-кредитные учреждения, социальная сфера, связь, транспорт и др.)
Рис. 1. Схема формирования социально-экономического взаимодействия в регионе реализации программы устойчивого развития предприятия лесного машиностроения
Важным этапом в формировании программы является всестороннее обоснование инвестиций для ее реализации: источники и объемы их поступления во времени.
В комплексе показателей региональной эффективности следует отражать совокупные экономические результаты совместной инвестиционной деятельности органов управления регионом и бизнеса. Критерий оценки проекта должен быть интегральным, учитывающим совокупность всех секторов экономики, принимающих участие в реализации крупной региональной программы.
Существующие в оценке инвестиционной деятельности критерии не всегда учитывают особенности комплексного подхода в формировании крупных региональных программ, имеющих межотраслевой контекст, а также привлечения к такой деятельности десятков и, возможно, сотен предприятий различной отраслевой принадлежности. Поэтому в качестве критерия региональной эффективности инвестиций нами предлагается дисконтированная сумма доходов и расходов, инициированных участием государственных органов управления и частных инвестиций в реализации круп- м ной инвестиционной програм- РИ' мы по устойчивому развитию предприятия ЛМ.
В критерий включим прирост основного и оборотного капитала, увеличение фонда оплаты труда, увеличение отчислений в ЕСН и налоговых поступлений за счет роста налогооблагаемой базы. В практике инвестиционной деятельности установлено, что положительный эффект от инвестирования, как правило, достигается с определенным временным лагом. Поскольку реализация программы осуществляется на протяжении длительного периода, в качестве критерия нужно учитывать разновременность возникновения отрицательных и положительных денежных потоков, связанных с инвестированием и получением доходов.
Мировым опытом хозяйствования доказано, что совместное (государственное и частное) инвестирование обладает синергетическим эффектом. Уровень последнего предлагаем измерять интегральным показателем «Мультипликатор региональной инвестиционной программы», представленным следующей формулой:
ЦДК, +ЦАО, +ЕЕАФОТу. + ХХДЕСН, +ЕЕАнбу.
ХХЧ +11!
ГОС.
где ДКц — прирост капитализации регионального бизнеса за счет увеличения стоимости основных фондов (средств производства), выпускаемых машиностроительными предприятиями (в том числе ЛМ), руб.; ДО^ — прирост стоимости оборотных средств на предприятиях, получающих основные фонды, руб.; ДФОТ^ — увеличение фонда оплаты труда, связанное с созданием дополнительных рабочих мест, руб.; ДЕСН^ — увеличение объема социальных отчислений, руб.; ДНБ^ — увеличение налоговой базы, руб.; Д1Чц — частные инвестиции, направляемые на реализацию программы, руб.; Д7ГОСц — государственные инвестиции, руб.; I, п — соответственно условный номер предприятия, участвующего в программе, и их количество; ], & — соответственно условный год и количество лет во временном периоде реализации программы.
Физические объемы промышленной продукции и их прирост, капитализация регионального бизнеса, стоимость оборотных средств, большей части фонда оплаты труда и социальных отчислений инициированы частными инвестициями. Государственные инвестиции выступают инициатором возникновения финансовых потоков, наполняющих бюджеты различных уровней, — это все виды налогов, уплачиваемые предприятиями и связанные с их производственной деятельностью. Рассчитывая значение мультипликатора по этапам реализации программы, определяют эффективность использования как государственных,
так и частных инвестиций, имеющих направленность ¡5
на развитие предприятий, принадлежащих к разным ш отраслям экономики.
Итак, в условиях увеличения удельного веса ле- ^ сопромышленного комплекса в структуре ВВП РФ
необходим поиск стратегий устойчивого развития 5
предприятий лесного машиностроения путем разра- х
ботки и практической реализации инвестиционных х
межотраслевых программ. При этом программы раз- ш
вития предприятий ЛМ обладают мультиплицирующим т
воздействием на региональный экономический рост на £
территориях, где масштабно производится заготовка >
деловой древесины в лесном комплексе и имеют ме- 2
сто масштабные проблемы, связанные с сокращением н
продуктивных земель сельскохозяйственного назначе- <
ния. Растущий спрос со стороны ЛПК и АПК на продук- 1=
цию предприятий лесного машиностроения является ^
основным фактором в их устойчивом развитии. ^
Литература
1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года / Утв. приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г. № 248/482.
2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.
3. Справочник мелиоратора. М.: Россельхозиздат, 1976. 235 с.
Методика определения инвестиционной привлекательности муниципальных образований региона
Methods for Determining Investment Attractiveness and Risk in Different Municipalities
УДК 334.724.2
Матвиенко Ирина Ивановна
доцент Всероссийского заочного финансово-экономического института — филиал (г Архангельск), кандидат экономических наук 163000, г Архангельск, ул. Набережной Северной Двины, д. 54, корп. 1
Matvienko Irina Ivanovna
Naberezhnaya Severnoy Dviny Str. 54, Bldg. 1, Arkhangel'sk, 163000
Тутыгин Андрей Геннадьевич
доцент Всероссийского заочного финансово-экономического института — филиал (г Архангельск), кандидат физико-математических наук 163000, г Архангельск, ул. Набережной Северной Двины, д. 54, корп. 1
Tutygin Andrei Gennad'evich
Naberezhnaya Severnoy Dviny Str. 54, Bldg. 1, Arkhangel'sk, 163000
Чижова Людмила Александровна
доцент Всероссийского заочного финансово-экономического института — филиал (г. Архангельск), сотрудник Архангельского научного центра УрО РАН, кандидат экономических наук 163000, г Архангельск, ул. Набережной Северной Двины, д. 54, корп. 1
Chizhova Ludmila Aleksandrovna
Naberezhnaya Severnoy Dviny Str. 54, Bldg. 1, Arkhangel'sk, 163000
В России до настоящего времени в силу различных причин, в том числе существенной межрегиональной дифференциации, не создана единая методика определения инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Вместе с тем такая методика может быть самостоятельно разработана каждым субъектом РФ (группой субъектов федерации) на уровне регионального управления на основе единых методологических подходов. В статье предложена методика определения инвестиционной привлекательности муниципальных образований с учетом специфики