Оригинальная статья / Original article УДК 332.3
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЛЕСНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
© И.В. Зеньков1, Ю.А. Анищенко2, К.В. Раевич3
1'2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. 3Сибирский федеральный университет,
Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 26.
Резюме. Цель. Разработать и экономически обосновать инвестиционную региональную программу для Красноярского края с привлечением государственных и частных инвестиций. Методы. Статистическая обработка информации, сбор и анализ технико-экономических показателей предприятий. Результаты. Приведена характеристика современного состояния лесного сектора машиностроительной отрасли России, представлена линейка лесозаготовительного оборудования, выпускаемого предприятием лесного машиностроения «Краслесмаш». Разработана блочная модель, являющаяся ядром формируемой инвестиционной программы, с видами работ по переработке и источниками лесных ресурсов, раскрывающая механизм прироста капитализации регионального бизнеса за счет увеличения объема выпуска средств производства. Показано наличие в инвестиционной программе мультиплицирующего эффекта, генерирующего оживление социально-экономического развития в регионе ее реализации - в Красноярском крае. Выводы. В условиях российской экономики привлекательными становятся региональные инвестиционные программы, обладающие мультипликативным эффектом и учитывающие хозяйственную направленность территорий для их реализации.
Ключевые слова: стратегия развития лесного комплекса, лесопромышленный комплекс, предприятие лесного машиностроения, диверсификация производства, региональная инвестиционная программа, государственно-частное партнерство.
Формат цитирования: Зеньков И.В., Анищенко Ю.А., Раевич К.В. Основы формирования инвестиционной программы развития предприятия лесного машиностроения на принципах государственно-частного партнерства в Красноярском крае // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1. C. 37-44.
BASIS OF FORMATION OF INVESTMENT DEVELOPMENT PROGRAM OF THE COMPANY OF FOREST MACHINERY ON THE PRINCIPLES OF GOVERNMENT AND PRIVATE PARTNERSHIP IN
KRASNOIARSK KRAI
© I.V. Zenkov, Yu.A. Anischenko, K.V. Raevich
Siberian State Aerospace University named after academician M.F. Reshetnev, 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. Siberian Federal University,
26, Ac. Kirenskogo St., Krasnoyarsk, 660074, Russian Federation.
Abstract. Purpose. Develop and economically prove investment regional program for Krasnoiarsk Krai with the attraction of government and private investments. Methods. Statistic data processing, gathering and analyses of technical and economical indexes of companies. Results. We gave characteristics of the modern condition of a forest sector in machinery in Russia, presented the line of forest equipment, released by the company of forest machinery «Kraslesmash». We developed a box model, which is the nuclear of the created investment program with the types of works to recycle and sources of forest resources which releases the mechanics of growth of capitalization of regional business at the expense volume increase of releasing the means of production. We have shown the gear up effect in the investment program which generates revival of social and economic development in the region of its realization - in Krasnoiarsk Krai. Conclusions. In the conditions of Russian economy regional investment programs become attractive; they have gear up effect and count household orientation of the territories for their realization.
Keywords: development strategy of a forest complex, forest-industry complex, company of a forest machinery, production diversification, regional investment program, government and private partnership
For citation: Zenkov I.V., Anischenko Yu.A., Raevich K.V. Basis of formation of investment development program of the company of forest machinery on the principles of government and private partnership in Krasnoiarsk Krai. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' [Proceedings of Universities. Investments. Construction. Real estate], 2017, vol. 7, no. 1, pp. 37-44. (In Russian)
Введение
Основными стратегиями развития лесного комплекса РФ предусмотрено к 2020 г. увеличение объема заготовки древесины с 207 до 294 млн м3 (приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31.10.2008 г.). При этом площадь сплошных рубок будет увеличена с 757 до 1000 тыс. га в целом по России и с 211 до 250 тыс. га в Сибирском федеральном округе (распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р (ред. от 26.12.2014)). Восстановление лесов, соответственно, возрастет на 168 тыс. га с 872 до 1040 тыс. га. По оценкам независимой экспертизы, в тех регионах России, где намечено первоочередное освоение лесосеки, объем заготовки древесины оценен в 387 млн м3 в год. В основном заготовка древесины запланирована в регионах на севере Европейской части России и в регионах Центральной и Восточной Сибири.
Также установлено, что территории Центральной и Восточной Сибири, позиционируемые как продуктивные земли сельскохозяйственного назначения, непрерывно сокращаются путем их заселения древесно-кустарниковой растительностью. Например, на территории Красноярского края выбыло из сельскохозяйственного оборота почти 500 тыс. га пахотных земель. Вполне естественным считается проведение мелиоративных работ на полях агропромышленного комплекса (АПК) с получением порядка 70-80 млн м3 круглого леса.
Вместе с тем в развитии российского лесного комплекса так и остались нерешенными технологические и организационно-экономические хронические проблемы [1]:
- использование технологий лесозаготовительных работ в комплексе с материалоемкими и энергоемкими механизмами, при эксплуатации которых превалирует ручной труд;
- технологическое отставание предприятий российского лесного машиностроения от потребностей времени. На сегодняшний день практически все заводы лесного машиностроения не загружены даже на 20-25 % своей производственной мощности. Результатом явилось развитие направления по закупке дорогостоящей импортной техники;
- те предприятия лесного машиностроения, которые остались «на плаву», слабо обеспечивают приемлемый технический уровень и качественные характеристики выпускаемых машин. Практически отсутствуют отечественные научные разработки и программы устойчивого развития лесного машиностроения как самостоятельной отрасли. Не осталось централизованных пунктов по ремонту и техническому обслуживанию российской лесозаготовительной техники, вырабатывающей амортизационный срок;
- нехватка требуемых временем производственных мощностей по глубокой переработке низкосортной и тонкомерной древесины в высококачественную конечную продукцию;
- отсутствие спецоборудования, способного перерабатывать отходы как лесозаготовительных работ, так и переработки древесины.
Мы бы добавили в перечень этих проблем отсутствие для предприятий лесного машиностроения инвестиционных программ их развития с указанием потребителей машиностроительной продукции, направления ее использования, и, что немаловажно с позиции прозрачности, влияния реализации таких программ на региональное развитие экономики в целом.
В связи с этим считаем актуальным разработку и обоснование инвестиционных программ по устойчивому развитию отечественных предприятий лесного машиностроения на географических территориях с развитым лесным и агропромышленным комплексом. Сибирский федеральный округ выбран не случайно, поскольку является одним из ведущих регионов по объему лесозаготовительных работ, и в его центре, в г. Красноярске, находится предприятие лесного машиностроения - открытое акционерное общество «Красноярский завод лесного машиностроения» [2]. Завод относится к предприятиям со сформированными традициями, имеющим богатый задел в опытно-конструкторских разработках и их внедрении в практику.
Материал и методы исследования
Исторически промышленная продукция ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения» поставлялась на российский и зарубежный рынки, поскольку обладала приемлемым качеством при низкой цене. Заводом в основную линейку выпускаемой продукции включены: бесчокерные трелевочные машины ЛТ-187, ЛП-18К, ЛП-18К-2П; валочно-трелевочные машины ЛЗ-235; бесчокерные машины манипуляторного типа ЛТ-230; челюстной лесопогрузчик ЛТ-188; пачкоподборщики; погрузчики на гусеничной и колесной базе. На базе трактора ТЛТ-100 Онежского тракторного завода сконструирован лесопогрузчик ЛТ-240. Разработан эффективный автомобильный манипулятор МА-100, применяемый на спецавтомобилях Урал, КамАЗ, КрАЗ, МАЗ.
Для тракторов сельскохозяйственного назначения предприятие разработало навесное гидромеханическое оборудование для погрузки круглого леса и отходов лесозаготовок и лесопиления и освоило выпуск. Это оборудование предназначено для тракторов ДТ-75, МТЗ-80 и
К-701. На конструкцию лесопогрузчика ЛТ-188 с гидроманипулятором были получены соответствующие патенты. В регионах России, на территории которых находится основной лесной фонд лесозаготовок, - Архангельской, Вологодской, Кировской, Пермской, Свердловской, Иркутской, Амурской областях, Пермском, Красноярском, Забайкальском и Хабаровском краях -довольно широко используется трактор трелевочный ТТ-4М с навесным оборудованием, производимым в ОАО «Краслесмаш» [2]. В условиях холодного климата Сибири на территории Красноярского края, Иркутской области лесозаготовительная техника - трелевочная бесчокерная машина ЛТ-230 и челюстной лесопогрузчик ЛТ-240 - прошла испытания и по результатам приемки рекомендована к серийному производству.
Восстанавливать производство после кризиса «Краслесмаш» начал в 2010 г., когда производство и отгрузка техники увеличились почти в 2 раза по сравнению с 2009 г. Так, в 2009 году завод выпустил 31 машину, а в 2010 г. их количество увеличилось до 66. Емкость внутреннего рынка выпускаемой техники составляет до 600 и более машин в год.
Хозяйственная деятельность российского общества обусловливает интенсивное развитие сырьевых регионов. Рост объемов заготовки леса при ввозе дорогостоящей импортной техники негативно сказывается на состоянии сектора лесного машиностроения машиностроительного комплекса. Поэтому, на наш взгляд, разработка, обоснование и практическая реализация региональных инвестиционных программ на основе государственно-частного партнерства по развитию промышленных предприятий лесного машиностроения будут как никогда характеризоваться своевременностью и актуальностью. В мировой экономике общеизвестными являются ситуации, когда в условиях депрессии крупные инвестиционные программы оказывали мультиплицирующее воздействие в целом на региональное развитие. Это достаточно подробно описано в специальной литературе, в том числе зарубежной [3-6].
В настоящее время в России вопросам импортозамещения и повышения уровня экономической безопасности отдельных регионов и государства в целом уделяется большое внимание. К главным показателям экономической безопасности любого государства, в том числе и РФ, служит наличие современной машиностроительной отрасли экономики. Наличие высокоразвитых производительных сил по выпуску средств производства, безусловно, является основой машиностроения. В ближайшей перспективе в промышленно развитых регионах России необходимо решить задачи по модернизации машиностроительной базы.
Как показывает практика управления инвестиционной деятельностью в регионах РФ с сырьевой направленностью экономики, реализованные и готовые к реализации инвестиционные предложения изначально направлены на опережающее изъятие значительных объемов природных ресурсов, что и лежит в основе оценки экономической эффективности инвестиций. Мы считаем, что экономическое развитие природно-сырьевых регионов России неизбежно приведет к модернизации и расширению объемов выпускаемой промышленной продукции машиностроительной отрасли. Модернизация и реанимация предприятий лесного сектора машиностроения на территории регионов с большими объемами лесозаготовительных работ в Центральной и Восточной Сибири должна производиться с учетом всех видов работ, входящих в перечень лесозаготовительных работ, в том числе и нетрадиционных, например, при проведении культуртехнической мелиорации полей АПК.
Российский лесопромышленный комплекс является открытой системой и широко взаимодействует со смежными предприятиями, обеспечивающими его стабильную работу. Поэтому увеличение физических объемов лесозаготовки выступает базовым фактором в факторной экономике и является своеобразной и достаточно яркой точкой роста в экономическом развитии. В современной ситуации прирост базового фактора (увеличение объема древесины) неизбежно приведет к приросту трех остальных производственных факторов, а именно: к расширению площади лесозаготовок за счет вовлечения полей севооборота, требующих проведения работ по культуртехнической мелиорации земель; приросту капитала в различных формах его проявления (основные фонды предприятия, оборотные средства, нематериальные активы и др.); созданию новых трудовых мест с улучшенными качественными характеристиками. Объединяющим в единое целое эти факторы выступает четвертый фактор - физические и интеллектуальные усилия предпринимателей. Вполне понятным становится мультиплицирующее воздействие увеличения объемов лесозаготовки на социально-экономическое развитие региона в целом.
В наших исследованиях доказана целесообразность за счет совместных усилий (государственные и частные инвестиции) расширения производственной мощности предприятия лесного машиностроения ОАО «Краслесмаш» путем расширения линейного ряда выпускаемой спецтехники.
Итак, изначально крупная инвестиционная программа устойчивого развития предприятия лесного машиностроения формируется следующими методологическими положениями: инициатором программы выступают государственные органы федерального и регионального управления; организация учета всех передовых достижений в отраслях, смежных с
лесопромышленным комплексом; обязательно комплексное и безотходное использование лесных ресурсов; технико-экономическая оценка программы производится на основе интегрального критерия, учитывающего формат программы; формирование крупной региональной инвестиционной программы базируется на взаимной увязке совместной деятельности сектора государственного управления и предприятий различной отраслевой принадлежности; временной интервал ее реализации должен быть не менее 10-15 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
В формировании программы в качестве исходной информации выступают следующие базисные показатели: 1) площади земель, на которых будут производиться лесозаготовительные работы; 2) площади земель, на которых будут производиться лесопосадочные работы; 3) площади земель, на которых будут производиться работы по культуртехнической мелиорации с параллельной заготовкой круглого леса; 4) информация о таксации лесных угодий; 5) объемы отходов лесозаготовительных работ, подлежащих переработке.
Первый, третий и четвертый показатели необходимы для обоснования потребности в лесозаготовительной технике как основы для планирования ее выпуска. Второй показатель используется для планирования количества спецтехники для работ по лесопосадке. Пятый является основой для комплектования работ по переработке отходов, образующихся в процессе производства лесозаготовительных работ. Заказы на изготовление спецоборудования для перечисленных видов работ должны размещаться на предприятии «Краслесмаш».
На начальной стадии создания программы предприятия намеревающиеся участвовать в ней подают в региональный координационный совет заявки, в которых указывают либо резерв производственной мощности предприятия, либо план возможного расширения ассортимента продукции для ее передачи в пользование предприятиям, участвующим в программе.
Сущность предлагаемой для реализации программы представим графически в виде блочной модели на рис. 1. На нем в центральном секторе показана цепочка, начальное звено которой - вложение государственных и частных инвестиций в перспективные виды работ, связанные с лесозаготовкой. Работы в первых четырех блоках комплектуются выпуском техники на предприятии ОАО «Краслесмаш».
В блоках 5, 6 и 7 показан прирост объемов сельхозпродукции, получаемой с полей севооборота при их расширении. Цепочка ведет к конечной цели - появлению максимального количества факторов, способствующих устойчивому развитию предприятия «Краслесмаш». Каждое звено в этой цепи указывает на необходимость прироста объемов выпуска спецтехники и спецоборудования, что представлено в правом секторе «Прирост капитализации регионального бизнеса».
За счет государственных и частных инвестиций проводятся работы по культуртехнической мелиорации - срезка и уборка древесно-кустарниковой растительности, заготовка деловой древесины. В результате выполнения данных работ расширяется земельный фонд сельхозназначения. Мы предлагаем создать на территории Ачинской, Канской, Сухобузимской и Ужурской групп районов по две передвижные механизированные колонны. Каждая такая колонна комплектуется 14 единицами техники (бульдозеры, корчеватели, лесопогрузчики, колесные тракторы и т.п.) [7]. При этом создается 440 рабочих мест.
В результате расширения площади полей севооборота потребуется либо дополнительный парк сельхозтехники, либо более интенсивное использование парка техники, имеющегося на предприятиях АПК.
Для прироста объемов сырой сельхозпродукции необходимо строительство новых либо расширение существующих мощностей по ее переработке и хранению. Примерно 70-80 % сырой продукции перерабатывается в конечную - продукты питания. Для переработки этого объема также потребуется либо расширение, либо строительство новых технологических линий по выпуску конечной продукции.
В левом секторе блочной модели представлена социально-экономическая составляющая инвестиционной программы, имеющая региональный аспект. В процессе формирования программы учитывают следующие особенности функционирования промышленных предприятий в условиях рыночной экономики.
Сегодня промышленные предприятия находятся в поиске новых заказов на востребованную рынком продукцию. Важнейшим экономическим показателем в условиях рыночной экономики является хозяйственная деятельность этих предприятий в секторе, правее точки безубыточности на рис. 2.
В настоящее время до начала получения заказов при реализации инвестиционной программы предприятие лесного машиностроения работает с известным значением прибыли в секторе Р0-Р1.
Рис. 1. Схема формирования социально-экономического взаимодействия в регионе реализации программы устойчивого развития предприятия лесного машиностроения Fig. 1. Scheme of creating social and economic interaction in the region of program realization of a stable development of the company of forest machinery
При разных стратегиях реализации региональной инвестиционной программы развитие предприятия лесного машиностроения может происходить по двум направлениям: 1) за счет более интенсивного использования существующих основных фондов (работа предприятия в 2 или 3 смены); 2) за счет привлечения дополнительных финансовых средств для создания мощностей путем расширения линейки выпускаемой спецтехники (кусторезы, корчеватели). Последняя ситуация показана отрезком АВ на рис. 2. В случае работы предприятия по первому пути развития увеличение переменных издержек, показанное отрезком CD в секторе Р1-Р2, положительно отразится на финансовом состоянии предприятия за счет роста его доходности, показанном на отрезке EF.
Реализация инвестиционной программы по второму направлению переводит ее в более значимый формат, и она автоматически получает статус региональной инвестиционной программы.
Основным этапом в процессе разработки программы выступает комплексное обоснование объема инвестиционных вложений для ее реализации.
Рис. 2. Формирование затрат и выручки предприятия лесного машиностроения:
отрезок 0-Р1 - сектор работы предприятия до начала реализации инвестиционной программы; Р1-Р2 - сектор работы предприятия при его диверсификации; АВ - прирост основных фондов
предприятия; CD - прирост переменных издержек; EF - прирост валового дохода Fig. 2. Creation of expenses and profit of a company of forest machinery: leg 0-Р1 - sector of the company's work before realization of investment program; Р1-Р2 - sector of the company's work during its diversification; АВ - growth of the main funds of the company; CD - growth of temporary expenses;
EF - growth of gross income
При этом детализации подлежат источники и объемы их поступления в динамике. Принимаемая система экономических показателей должна отражать совокупные финансово-экономические результаты от совместных усилий в ходе ведения инвестиционной деятельности органов государственного управления регионом и бизнеса. По нашему мнению, оценка реализуемого проекта должна быть комплексной и учитывать всех резидентов во всех секторах экономики, реализующих крупную региональную программу. Применяющиеся в практике оценки инвестиционной деятельности критерии зачастую не учитывают особенности системного подхода в разработке региональных программ, имеющих межотраслевую основу, и тот масштаб взаимодействия десятков и, возможно, сотен предприятий, принадлежащих к различным секторам экономики.
При обосновании критерия оценки экономической эффективности вложения принимается во внимание дисконтированная (с учетом фактора времени) сумма получаемых доходов и расходов, осуществляемых при участии государственных органов управления и частных инвестиций на разных этапах реализации региональной инвестиционной программы. В критерий оценки также включены увеличение стоимости основного и оборотного капитала, фонда заработной платы, финансовых отчислений в обязательные фонды, налоговых отчислений за счет расширения налогооблагаемой базы. Практикой инвестиционной деятельности доказано, что эффект от инвестирования чаще всего достигается не сразу, а по истечении некоторого временного периода, как правило 3-5 лет. В нашей ситуации реализация программы намечается в долговременном периоде (не менее 15-20 лет). Поэтому в критерии оценки должна учитываться разновременность возникновения разнонаправленных денежных потоков, связанных с инвестированием и получением доходов.
В мировой экономике не один раз было показано и доказано, что совместное инвестирование (государственное и частное) в значительной степени обладает явно выраженным синергетическим эффектом. Уровень последнего предлагаем измерять интегральным показателем «Мультипликатор региональной инвестиционной программы», представленным следующей формулой:
k n k n k n k n k n
М — 1 1_1 1_1 1_1 1_1 1_
МР.И.П. - k n k n ,
ZZ 14t] 1ГОСу
J 1 ] '
где ЛК/ - прирост капитализации регионального бизнеса за счет увеличения стоимости основных фондов (средств производства), выпускаемых машиностроительными предприятиями, и в том
числе лесного машиностроения, руб.; ЛО// - прирост стоимости оборотных средств на предприятиях, получающих основные фонды, руб.; ЛФОТ/j - увеличение фонда оплаты труда, связанное с созданием дополнительных рабочих мест, руб.; ЛЕСНij - увеличение объема единого социального налога, руб.; ЛНБ// - увеличение налоговой базы, руб.; Л|Ч// - частные инвестиции, направляемые на реализацию программы, руб.; ЛГОС/ - государственные инвестиции, руб.; i,n -соответственно условный номер предприятия, участвующего в программе, и их количество; j,k -соответственно условный год и количество лет во временном периоде реализации программы.
Годовые объемы и предполагаемое увеличение объемов промышленной продукции, увеличение стоимости основных фондов предприятий, участвующих в программе, стоимости оборотных фондов, значительной части фонда оплаты труда и отчислений в обязательные социальные фонды инициированы частными инвестициями. Государственные инвестиции призваны оказать мультиплицирующее воздействие на дополнительные финансовые потоки, наполняющие бюджеты различных уровней налоговой системы России. К ним относят: налог на имущество, прибыль, налог с заработной платы работников предприятия и др.
При расчете уровня мультипликатора в процессе реализации основных этапов программы выявляют эффективность использования прежде всего государственных инвестиций. Эффективность частных инвестиций напрямую зависит от менталитета инвесторов, относящихся к различным отраслям экономики.
Заключение
Итак, в условиях увеличения удельного веса лесопромышленного комплекса в структуре валового внутреннего продукта РФ необходимо всестороннее обоснование устойчивого развития предприятий лесного машиностроения путем разработки инвестиционных программ, структурно показывающих взаимодействие основных секторов экономики. Установлено, что программы развития предприятий лесного машиностроения обладают мультиплицирующим воздействием на региональный экономический рост на территориях, где масштабно производится заготовка деловой древесины и имеют место проблемы, связанные с сокращением продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, поскольку как в первом, так и во втором случае необходим значительный парк лесозаготовительной спецтехники. Растущий спрос на продукцию предприятий лесного машиностроения со стороны лесопромышленного и агропромышленного комплексов является основным фактором в их устойчивом развитии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Официальный сайт «Ассоциации организаций лесного машиностроения России» («РОСЛЕСМАШ») [Электронный ресурс]. URL: http://www.roslesmash.org/ (18.10.2016).
2. Официальный сайт ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения» [Электронный ресурс]. URL: http://klm.tplants.com/ru/company/review/ (18.10.2016).
3. Pender J.L., Weber J.G., Brown J.P. Sustainable Rural Development and Wealth Creation: Five Observations Based on Emerging Energy Opportunities // Economic Development Quarterly. 2014. Т. 28. P. 73-86. DOI: 10.1177/0891242413513327
4. Brown J.P., Goetz S.J., Ahearn M.C., Chyilyi (Kathleen) Liang. Linkages Between Community-Focused Agriculture, Farm Sales, and Regional Growth // Economic Development Quarterly. 2014. Т. 28. P. 5-16. DOI: 10.1177/0891242413506610
5. Trauth E.M., DiRaimo M., Hoover M.R., Hal-lacher P. Leveraging a Research University for New Economy Capacity Building in a Rural Industrial Region // Economic Development Quarterly. 2015. Т. 29. P. 229-244. DOI: 10.1177/0891242415581053
6. Galope R.V. A Different Certification Effect of the Small Business Innovation Research (SBIR) Program: Evidence From the Kauffman Firm Survey // Economic Development Quarterly. 2016. Т. 30. P. 371-383. DOI: 10.1177/0891242416658346
7. Справочник мелиоратора. М.: Россельхозиздат, 1976. 235 с.
REFERENCES
1. Ofitsial'nyi sait "Assotsiatsii organizatsii lesnogo mashinostroeniya Rossii" ("ROSLESMASh") [Official site "Association of organizations of forest machinery in Russia" ("ROSLESMASH")]. Available at: http://www.roslesmash.org/ (accessed 18.10.2016).
2. Ofitsial'nyi sait OAO "Krasnoyarskii zavod lesnogo mashinostroeniya" [Official site OAO "Krasnoiarsk factory of forest machinery"]. Available at: http://klm.tplants.com/ru/company/review/ (accessed 18.10.2016).
3. Pender J.L., Weber J.G., Brown J.P. Sustainable Rural Development and Wealth Creation: Five Observations Based on Emerging Energy Opportunities. Economic Development Quarterly, 2014, vol. 28, pp. 73-86. DOI: 10.1177/0891242413513327
4. Brown J.P., Goetz S.J., Ahearn M.C., Chyilyi (Kathleen) Liang. Linkages Between Community-Focused Agriculture, Farm Sales, and Regional Growth. Economic Development Quarterly, 2014, vol. 28, pp. 5-16. DOI: 10.1177/0891242413506610
5. Trauth E.M., DiRaimo M., Hoover M.R., Hal-lacher P. Leveraging a Research University for New Economy Capacity Building in a Rural Industrial Region. Economic Development Quarterly, 2015, vol. 29, pp. 229-244. DOI: 10.1177/0891242415581053
6. Galope R.V. A Different Certification Effect of the Small Business Innovation Research (SBIR) Program: Evidence From the Kauffman Firm Survey. Economic Development Quarterly, 2016, vol. 30, pp. 371-383. DOI: 10.1177/0891242416658346
7. Spravochnik melioratora [Meliorator's guide]. Moscow, Rossel'khozizdat Publ., 1976. 235 p.
Информация об авторах
Зеньков Игорь Владимирович, профессор, доктор технических наук, e-mail: [email protected]; Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31.
Анищенко Юлия Анатольевна, доцент, кандидат технических наук, e-mail: [email protected]; Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31.
Раевич Ксения Владиславовна, старший преподаватель кафедры систем искусственного интеллекта, e-mail: [email protected]; Сибирский федеральный университет, Российская Федерация, 660074, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 26.
Критерии авторства
Зеньков И.В., Анищенко Ю.А., Раевич К.В. имеют равные авторские права. Зеньков И.В. несет ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
Igor V. Zenkov, doctor of technical sciences, professor, e-mail: [email protected]; Siberian State Aerospace University named after M.F. Reshetnev, 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation.
Yuliya A. Anischenko, candidate of technical sciences, associate professor, e-mail: [email protected]; Siberian State Aerospace University named after M.F. Reshetnev, 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation.
Ksenia V. Raevich, senior lecturer in "Artificial intelligence systems", e-mail: [email protected]; Siberian Federal University, 26, Ac. Kirenskogo St., Krasnoyarsk, 660074, Russian Federation.
Contribution
Zenkov I.V., Anischenko J.A., Raevich K.V. have equal author's rights. Zenkov I.V. bears the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.
Статья поступила 25.12.2016 г.
The article was received 25 December 2016