Научная статья на тему 'Формирование инвестиционной поддержки агросектора с использованием технологии блокчейн'

Формирование инвестиционной поддержки агросектора с использованием технологии блокчейн Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ АГРОСЕКТОРА / ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН / КРАУДФАНДИНГ / ВИДЫ КРАУДФАНДИНГА В АГРОСЕКТОРЕ / ЭТАПЫ КРАДФАНДИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джалал Мир Абдул Каюм, Додонов Сергей Владимирович, Додонова Мария Владимировна, Бунчук Николай Александрович

Инвестиционные проекты в агросекторе не развиваются достаточными темпами из-за слабой финансовой поддержки государства. Основным источником финансирования для большинства сельскохозяйственных производителей в России остаются прибыль и кредиты. Поскольку возможности для местного финансирования и доступ к зарубежному капиталу ограничены, финансирование как для крупных, так и для мелких сельскохозяйственных производителей может стать проблемой. Технология блокчейн поможет создать заинтересованным сторонам систему, которая организовывает и оцифровывает цепочку создания стоимости, а также предоставляет доступ потенциальным инвесторам к централизованной базе данных. Неформальный финансовый сектор может эффективно дополнять формальный банковский, предоставляя финансовые услуги в недостаточно обслуживаемых областях. Инновации в области доступа к финансированию для фермеров являются важной отправной точкой; у технологических решений в этой сфере есть большой потенциал улучшения качества поставок сельскохозяйственных продуктов на различные рынки. Различные технологии, продукты и виды деятельности в сельском хозяйстве могут быть обеспечены всеми видами краудфандинга. Социальные сети в настоящее время рассматриваются как интерактивные многопользовательские порталы, которые не только позволяют пользователям общаться, но и объединяют их в соответствии с их интересами и потребностями, становясь таким образом потоком потенциальных спонсоров. Краудфандинг может стать эффективным инструментом для реализации различных проектов в сельской местности (инновационных, экологических, социальных и т. д.). Однако, как и любой другой метод финансирования, он имеет свои недостатки и сложные моменты. Следовательно, это требует тщательного планирования и проработки всех его этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инвестиционной поддержки агросектора с использованием технологии блокчейн»

УДК 334.012.74

Джалал Мир Абдул Каюм,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой экономики агропромышленного комплекса,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Додонов Сергей Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент,

проректор по развитию приоритетных проектов,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Додонова Мария Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономики агропромышленного комплекса,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Бунчук Николай Александрович,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики агропромышленного комплекса, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Djalal Mir Abdul Kaum,

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of Economics Agriculture,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Dodonov Sergey Vladimirovich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

vice-rector for development of priority projects,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Dodonova Mariia Vladimirovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economics Agriculture,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Bunchuk Nikolay Aleksandrovich,

Ph.D. in Economics,

Associate Professor of the Department of Economics Agriculture, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОСЕКТОРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН

FORMATION OF INVESTMENT SUPPORT FOR THE AGRICULTURAL SECTOR

USING BLOCKCHAIN

Инвестиционные проекты в агросекторе не развиваются достаточными темпами из-за слабой финансовой поддержки государства. Основным источником финансирования для большинства сельскохозяйственных производителей в России остаются прибыль и кредиты. Поскольку возможности для местного финансирования и доступ к зарубежному капиталу

67

ограничены, финансирование как для крупных, так и для мелких сельскохозяйственных производителей может стать проблемой.

Технология блокчейн поможет создать заинтересованным сторонам систему, которая организовывает и оцифровывает цепочку создания стоимости, а также предоставляет доступ потенциальным инвесторам к централизованной базе данных. Неформальный финансовый сектор может эффективно дополнять формальный банковский, предоставляя финансовые услуги в недостаточно обслуживаемых областях.

Инновации в области доступа к финансированию для фермеров являются важной отправной точкой; у технологических решений в этой сфере есть большой потенциал улучшения качества поставок сельскохозяйственных продуктов на различные рынки. Различные технологии, продукты и виды деятельности в сельском хозяйстве могут быть обеспечены всеми видами краудфандинга.

Социальные сети в настоящее время рассматриваются как интерактивные многопользовательские порталы, которые не только позволяют пользователям общаться, но и объединяют их в соответствии с их интересами и потребностями, становясь таким образом потоком потенциальных спонсоров.

Краудфандинг может стать эффективным инструментом для реализации различных проектов в сельской местности (инновационных, экологических, социальных и т. д.). Однако, как и любой другой метод финансирования, он имеет свои недостатки и сложные моменты. Следовательно, это требует тщательного планирования и проработки всех его этапов.

Ключевые слова: финансирование агросектора, технология блокчейн, краудфандинг, виды краудфандинга в агросек-торе, этапы крадфандинговой компании.

Investment projects in the agricultural sector are not developing at a sufficient pace due to weak financial support from the state. The main source of financing for most agricultural producers in Russia remains profit and loans. As opportunities for local financing and access to foreign capital are limited, financing for both large and small agricultural producers can be a problem.

Blockchain technology will help create a system for stakeholders that organizes and digitizes the value chain, as well as providing potential investors with access to a centralized database. The informal financial sector can effectively complement formal banking by providing financial services in underserved areas.

Innovations in access to finance for farmers are an important starting point; technological solutions in this area have great potential for improving the quality of deliveries of agricultural products to various markets. Various technologies, products and activities in agriculture can be provided with all types of crowdfunding.

Social networks are currently considered as interactive multi-user portals that not only allow users to communicate, but also unite them in accordance with their interests and needs, thus becoming a stream of potential sponsors.

Crowdfunding can be an effective tool for implementing various projects in rural areas (innovative, environmental, social, etc.). However, like any other financing method, it has its drawbacks and difficult points. Therefore, this requires careful planning and development of all its stages.

Keywords: agricultural sector financing, blockchain technology, crowdfunding, types of crowdfunding in the agricultural sector, stages of a crowdfunding company.

ВВЕДЕНИЕ

Создание стимула для инвестиций является одним из приоритетов экономического механизма развития агросектора. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции требует технологического переоснащения предприятий, увеличения количества селекционных сортов растений, использования современных комплексных технологий сельскохозяйственного производства и привлечения средств в крупные инвестиционные проекты в животноводстве, что предусмотрено, в том числе, и соответствующей государственной программой. Однако инвестиционные проекты не развиваются достаточными темпами из-за слабой финансовой поддержки государства.

Прибыль и кредиты по-прежнему остаются основным источником финансирования для большинства сельскохозяйственных производителей в России. Поскольку государство субсидирует процентные ставки, что делает кредиты более доступными, финансовое положение сельскохозяйственных предприятий меняется. Во-первых, это увеличивает процент банковских кредитов в оборотных активах, а во-вторых, уменьшает долю собственного капитала в них. Поскольку сельскохозяйственным предприятиям требуется больше внешних средств, очевидно, что на рынке недостаточно кредитных организаций. В настоящее время Россельхозбанк и Сбербанк обслуживают около 78% кредитов, привлеченных сельскохозяйственными организациями.

Технология блокчейн поможет создать заинтересованным сторонам систему, которая организовывает и оцифровывает цепочку создания стоимости, а также предоставляет доступ потенциальным инвесторам к централизованной базе данных. Такой инструмент может служить в качестве системы управления в реальном времени для транзакций и финансирования цепочки поставок для предоставления информации (о состоянии фермерских хозяйств, инвентаризации, контрактов и т. д.).

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является изучение возможностей использования современных технологий финансовой поддержки агросектора с использованием краудфандинга, основанного на блокчейне. РЕЗУЛЬТАТЫ

Эффективность банков определяется состоянием конкуренции в банковском секторе. Высококонцентрированный сектор может привести к отсутствию конкурентного давления для привлечения сбережений и их эффективного направления инвесторам и недостаточно обслуживаемым сегментам эконо-

68

мики или населению, таким как мелкие фермеры, расположенные в отдаленных районах. Отдельные регионы Российской Федерации с ограниченным числом крупных коммерческих банков могут страдать от относительно высоких процентных ставок и отсутствия специализированных и диверсифицированных схем финансирования и банковских продуктов. Поскольку возможности для местного финансирования и доступ к зарубежному капиталу ограничены, финансирование как для крупных, так и для мелких сельскохозяйственных производителей может стать проблемой.

Кроме того, коммерческие банки, как правило, больше представлены в городских районах, чем в сельских, что ограничивает возможности финансирования сельских МСП, имеющих решающее значение для развития сельского хозяйства. Усиление конкуренции в банковском секторе может потребовать устранения барьеров для расширения частного кредитования инвестиций агросектор. Доступ к кредитным ресурсам может предоставить возможность инвестирования, но мобилизация сбережений также имеет существенное значение для того, чтобы позволить им накапливать капитал. Следует поощрять банки предлагать сберегательные продукты в сельских районах.

Неформальный финансовый сектор может эффективно дополнять формальный банковский, предоставляя финансовые услуги в недостаточно обслуживаемых областях. Присутствие небанковских участников обеспечивает большую инновационность и охват. Поэтому регулирование не должно способствовать развитию одного типа институтов по сравнению с другими. Микрофинансовые организации, в частности, могут предоставлять кредиты мелким фермерам, не имеющим доступа к кредитам через банковский сектор, поскольку они не отвечают требованиям или проживают в отдаленных районах.

Политика должна быть направлена на обеспечение достаточных возможностей для ограничения системного риска. Такой инструмент, как лизинг, например, помимо поддержки механизации, может облегчить доступ к финансированию для мелких фермеров, поскольку он не требует какого-либо залога; лизинговые контракты могут быть согласованы без учета кредитных историй; и арендодатели берут на себя небольшой риск, поскольку право собственности на активы остается за ними. Правительства могут содействовать развитию рынков лизинга не только путем разработки и внедрения надежной правовой базы, но и путем наращивания потенциала в сфере лизинга.

Мелкие фермеры часто не в состоянии предоставить необходимое обеспечение и воспринимаются финансовыми учреждениями как рискованные клиенты, в частности из-за их подверженности климатическим неопределенностям, влияющим на получение урожая, а соответственно и на погашение кредитов. Таким образом, кредитные гарантии могут эффективно облегчить их доступ к кредиту. Схемы кредитных гарантий снижают риски, распространяя двусторонние отношения между кредитором и заемщиком на третью сторону-гаранта. Они обычно смягчают информационную асимметрию, поскольку, соглашаясь одобрить заявку на получение банковского кредита, гарант сигнализирует о доверии, предположительно основанном на более глубоком знании проекта и риска предлагаемой сделки. Посредством дополнительной проверки гарант помогает перенаправить средства на недостаточно обслуживаемые сегменты рынка, в частности на МСП. Поэтому банки могут предоставлять кредиты, которые они не предоставили бы в другом случае.

Правительство может создавать свои собственные схемы кредитных гарантий, но также оказывать поддержку другим субъектам — таким, как крупные инвесторы или ассоциации взаимных гарантий -в качестве гарантов. Крупные инвесторы, полагающиеся на производителей в качестве поставщиков, могут выступать в качестве кредитных гарантов для обеспечения производителей высококачественными ресурсами для ведения сельскохозяйственного производства. Члены ассоциаций взаимных гарантий, как правило, предприниматели в отрасли или региональном кластере, коллективно подписывают кредит, предоставленный одному из них, тем самым распределяя риск между всеми участниками, используя возможность коллег заемщика оценивать риск лучше, чем банк.

Доступ к финансированию может быть расширен не только за счет предложения, но и за счет увеличения спроса на финансовые услуги. Низкий спрос может быть связан с тем, что предприниматели неохотно используют свои активы в качестве залога, иными словами, они размывают свою собственность или уступают контроль инвесторам. Однако неспособность малых предпринимателей оценить имеющиеся варианты финансирования и понять проблемы и потребности банков также представляет собой серьезный барьер для спроса на финансовые услуги, который может быть решен путем постоянного повышения уровня знаний и навыков, в том числе путем программ финансовой грамотности.

Инновации в области доступа к финансированию для фермеров являются важной отправной точкой; у технологических решений в этой сфере есть большой потенциал улучшения качества поставок сельскохозяйственных продуктов на различные рынки. Фермеры — в основном не имеющие доступа к финансовым услугам - преобладают в цепочке создания стоимости в сельском хозяйстве. Проблемы создания традиционных учреждений, предоставляющих финансовые услуги, в сельских регионах не позволяют им получить доступ к этим услугам; заставляя их проходить длительные платежные циклы и/ или обращаться за помощью к посредникам.

69

Потенциальному инвестору в сельское хозяйство трудно обеспечить уверенность в возвратности и окупаемости вложенных финансовых ресурсов. Практически не доступны для наблюдения и такие процессы, как сбор и сортировка продукции, переработка и сбыт, несмотря на то, что инвестор предоставляет необходимое финансирование в виде ссуды или гранта различным субъектам, начиная с фермера. Это связано с несколькими факторами: отсутствие доступа, неспособность контролировать/оценивать и обеспечивать лучшие практики, сложные цепочки поставок и отсутствие рычагов в получении доходов от инвестиций.

Исследователи краудфандинга рассматривают его как вариант использования ресурсов широкой общественности и информационных технологий для поддержки бизнеса, государства или общества на добровольной основе. Краудфандинг по сути представляет собой проектное или бизнес-финансирование, убеждая многих людей делать пожертвования, как правило, через Интернет.Такие взгляды могут быть найдены в исследованиях Хау Д. [7], Седельников С.Р. [5], Сивакс А.Н. [6], Ларионовой Н.А. [3].

Рост краудфандинга также отражает растущее число краудфандинговых платформ. Согласно исследованию Massolution, в 2010 году насчитывалось около 200 веб-сайтов, где бизнес-инициативам удалось собрать 854 миллиона долларов США. За пять лет было создано 1250 краудфандинговых вебсайтов с пожертвованиями на общую сумму 34,4 млрд долларов. По прогнозам, объем краудфандин-говой индустрии удвоится, достигнув 96 млрд долларов. Основные краудфандинговые сайты принадлежат США. Предприниматели из любой страны могут представить или поддержать проекты и интересы бизнеса в качестве бенефициаров или спонсоров, соответственно. Они могут сделать это самостоятельно или через представителя. Например, Kickstarter объединяет более 12 миллионов человек, которые успешно поддерживают более 120 тысяч творческих проектов, а объем финансирования составляет около 3 миллиардов долларов.

В последние годы появляются специализированные платформы для сельскохозяйственных предприятий. Так, ведущими являются Barnraiser и AgFunder. На российском рынке специальных платформ для агробизнеса пока нет. Тем не менее, краудфандинг набирает обороты как источник финансирования для стартапов и инновационных проектов в сельском хозяйстве. Достаточно отметить рост средств, привлеченных на крупнейших российских краудфандинговых платформах.

Венцлав К., Валльхойзер М., Гусева Д.Е., Малыхин Н. классифицируют краудфандинг по видам вознаграждений, которые применимы и к сельскохозяйственным проектам [8, 9]:

1) благотворительность. Спонсоры не рассчитывают на вознаграждение за вклад или покупку токе-нов. В качестве вознаграждения рассматривают обычно благодарность, особое упоминание в СМИ или на сайте. В этом случае краудфандинговый сайт накапливает обещания спонсоров и передает их инициатору проекта.

Этот тип краудфандинга предназначен для поддержки социально значимых проектов, таких как строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры в сельской местности, помощь сельским общественным клубам, учреждениям по поддержке малообеспеченных, медицинским предприятиям и т. д.;

2) обычный краудфандинг. Это один из самых популярных методов краудфандинга в самых различных отраслях. В обмен на финансовую помощь, сельхозпроизводители обычно предлагают поставлять по предварительному заказу свою продукцию, которая позиционируется как экологически безопасная или уникальная. Получатели могут также предложить своим спонсорам остаться на ферме на несколько дней, участвовать в сборе урожая. В рамках этой стратегии краудфандинга, сайты могут действовать как каналы «продажи» вариантов вознаграждений;

3) краудинвестинг, или краудфандинг на основе акционерного капитала. Инвесторы получают долю в имуществе или долю в прибыли компании. Эта краудфандинговая стратегия больше всего напоминает обычную инвестиционную модель. Законодательную основу она получила с подписанием в США в апреле 2012 года закона, который позволил мелким инвесторам вкладывать деньги в стартапы и инновационные проекты. AgFunder (США) является пионером краудинвестингового подхода в сельском хозяйстве;

4) долговой краудфандинг. Выгодоприобретатели получают проценты по кредитам. В литературе упоминаются также частные беспроцентные кредиты, которые в первую очередь предоставляются социально значимым проектам [4].

Различные технологии, продукты и виды деятельности в сельском хозяйстве могут быть обеспечены всеми видами краудфандинга. Тем не менее, отраслевые отличия сельскохозяйственного производства должны быть приняты во внимание при выборе определенной стратегии краудфандинга. Они влияют на показатели сельскохозяйственного бизнеса в целом. На рис. 1 показаны факторы, определяющие, какую стратегию краудфандинга следует выбрать и какие различия сельского хозяйства способствуют этому.

Можно говорить о следующих основных моделях сбора средств, наблюдаемых на краудфандинго-вых платформах. Согласно первому сценарию, инициатор проекта получает обещанные деньги только в том случае, если проект достигает целевой суммы. В противном случае деньги возвращаются спонсо-

70

рам. В соответствии со вторым сценарием, инициаторы проекта могут взять на себя обязательства за вычетом сборов платформы, независимо от того, соберет ли проект заявленную сумму или нет. Некоторые платформы объединяют эти модели, что позволяет инициаторам проекта выбирать между двумя моделями, в то время как веб-сайт краудфандинга корректирует соответствующие сборы в соответствии со степенью, в которой проект достигает финансовой цели. Прибегая к различным финансовым моделям, потенциальные участники оценивают преимущества и выбирают определенный краудфандин-говый веб-сайт.

Y-

/ Отраслевые различиясельскохо-I зяйственнош производства

Локальные ограничения рынков сбыта из-за малого срока хранения большинства продуктов

Продолжительность производственного цикла и долгосрочнэй окупаемости инвестиционных проектов

Относительно низкая эффективность по сравнению с другими секторами

I

I

Критерии выбора стратегии краудфандинга в рамках проектного финансирования в сельском хозяйстве

Социальный эффект проекта

Масштаб проекта (финансовые потребности)

Рентабельность и срок окупаемости проекта

Ли: 1. Отраслевые различия и ключевые критерии выбора стратегии краудфандинга в сельском хозяйстве (Составлено авторами)

Сельскохозяйственные предприниматели должны в полной мере соответствовать техническим и экономическим показателям проекта, а также ключевым критериям стратегии краудфандинга и желаемому объему проекта (рис. 2).

Между тем, не каждый проект, размещенный на веб-сайтах, обязательно является успешным. Это может быть связано с тем, что создатели полагаются на классическую технологию проекта и не учитывают различия этапов краудфандинговой кампании. Можно рассмотреть несколько общих подходов к формированию проекта на сайте компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановка цели проекта. Цель должна быть понятна не только для создателя, но и для общественности. Цели часто являются расплывчатыми и неточными, например, восстановление фермы, восстановление сельской местности, развитие экологически чистого производства и т. д.

Цель проекта должна отражать причину сбора средств, то есть создание нового продукта, создание актива, организацию мероприятия и т.д. В то время как целевая сумма будет получена от участников, инициатор проекта должен сформулировать цель точно, конкретно и привлекательно. Цель должна преследовать общественные интересы, а не только личные и деловые. Если проект дорогой, разумно использовать метод отсроченной цели, проект разбить на этапы с целью, поставленной на начальном этапе и жизненно важной для проекта.

Оценка финансовых потребностей для достижения цели. Окончательная заявленная сумма обычно состоит из четырех компонентов, а именно: стоимости проекта, сборов с веб-сайта краудфандинга и платежных систем, затрат на создание и отправку вознаграждений, налогов.

Стоимость проекта должна включать все расходы, связанные с идеей. Однако поддержание бюджета на минимально возможном уровне воспринимается как основная финансовая задача. Как советуют краудфандиншвые сайты, амбициозные финансовые цели оправданы и достижимы, если у проекта есть как минимум два качества из трех:

• проект соответствует современным тенденциям, понятен и интересен потребителям и имеет интенсивный информационный охват;

• автора проекта поощряют многие лояльные сторонники (инвесторы), которые заинтересованы в реализации проекта;

71

J-

се &

ю «

«

й а

5

s

6

<D

•е •е

m

О

О

се

и

s

о а

с g

ы

(9

8 х

е »8

П «

(D

Рч

О &

•е s

S

с О

Тип краундфандинга

Благотворительность

Обычный краунд-фандинг

Долговой краунд-фандинг

Краудинвестинг

^ ^ ^ ^

Высокий социальный эффект Проект направлен на решение важнейших социальных проблем в сельской местности Проект имеет как коммерческий, так и социальный эффект Проект коммерческий, но имеет социальный эффект Не может быть никакого социального эффекта

Проект может быть любого масштаба, но более мелкие и средние проекты предпочтительны Проекты МСП Средние и крупные проекты Крупные проекты с тучно-исследовательскими организациями

Нулевая или низкая рентабельность Низкая или средняя рентабельность Средняя или высокая рентабельность Высокая рентабельность

V ^

Социальные и инфраструктур ные проекты в сельской местности Экологичные (зеленые) и уникальные продукты, продуктивные инновации Проекты строительства и модернизации ферм, расширения производства, замене инноваций Т е хнолог ич ее кие инновации, проекты в области селекции сортов, генной инженерии, точного и интеллектуального земледелия

/5/с 2. Сравнительная характеристика видов краудфандинга в соответствии с ключевыми критериями отбора (Составлено авторами)

• повторный проект, инициированный автором, который доказал свою компетентность и надежность в первой краудфандинговой кампании, продемонстрировал разумное использование привлеченных средств.

Если проекту удается собрать достаточное количество объявленных взносов, краудфандинговые платформы взимают плату с этой суммы. Оценка стоимости вознаграждений для инвесторов является наиболее сложной задачей на данном этапе. Инициаторы проекта делают свои собственные оценки, учитывая, сколько вознаграждений обещано и сколько они стоят. Награды не должны быть проблемой для проекта, так как основная цель — собрать средства. Чтобы избежать непредвиденных расходов, многие инициаторы проекта устанавливают лимит вознаграждений, что делает их более ценными. Оценивая вознаграждения, инициаторы проекта должны также включить расходы по доставке в бюджет расходов, если предполагается, что вознаграждения будут доставляться.

Результирующие обязательства, переданные авторам проекта, квалифицируются как доход и облагаются налогами. Физическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации, уплачивает подо-

72

ходный налог в размере 13 процентов, а с физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации для целей налогообложения, взимается 30-процентный налог. Если проект представлен индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, налоговые платежи оцениваются в соответствии с применяемым им налоговым режимом.

Полученная сумма включает в себя все средства, необходимые для выполнения проекта, сборы за использование краудфандинговых платформ и платежных систем, затраты на вознаграждения и налоговые расходы. Окончательная сумма является финансовой целью проекта. Эффективность краудфан-дингового проекта можно определить как соотношение проектной цели и стоимости краудфандинга.

Сроки проекта. Есть два типа сроков в краудфандинге. Первый - это период, запланированный для реализации бизнес-идеи. Поскольку инвесторы должны понимать, как расходуются их обязательства, краудфандинговые проекты являются краткосрочными, если длятся от шести до двенадцати месяцев. Если речь идет о большом проекте, он должен быть поэтапным и иметь бюджет. Второй срок - период, запланированный для краудфандинговой кампании. Как рекомендует ведущая краудфандинговая платформа, 30-60 дней - это оптимальное время для сбора средств. Длительные краудфандинговые кампании (более 50 дней) менее успешны, чем короткие.

Продвижение проекта начинается с размещения проекта на веб-сайте краудфандинга. Профиль проекта обычно содержит описание и видео-сообщение. Обращаясь к целевой аудитории и инвесторам, инициаторы проекта формируют инструменты коммуникации, которые направлены на каждую целевую группу потенциальных участников. Такие инструменты могут включать связь со средствами массовой информации, обращения к руководителям сектора за поддержкой, рассылки, участия в форумах, выставках и конференциях и т.д. Однако особое внимание уделяется странице проекта в социальных сетях и сетевых СМИ.

Социальные сети в настоящее время рассматриваются как интерактивные многопользовательские порталы, которые не только позволяют пользователям общаться, но и объединяют их в соответствии с их интересами и потребностями, становясь таким образом потоком потенциальных спонсоров. По словам Э. Моллика, количество подписчиков автора проекта в социальных сетях - не единственное, что имеет значение. Подписчики должны быть готовы поддержать проект, опубликовав его объявление [8]. В таблице 1 представлены основные показатели социальной активности, влияющие на результаты краудфандинговой кампании.

Табяица1. Факторы социальной активности, влияющие на успешность краудфандинговой кампании *

Показатели Средние параметров аккаунтов, представляющих сельскохозяйственные проекты на российских кра-удфавдинговых платформах

Planeta Boomstarter

Количество подписчиков инициатора проекта в социальных сетях

БасеЬоок 1056 425

ВКонтакте 633 272

Новости и обновления в аккаунте краундфан-диговой компании в социальной сети 3 13

Количество публикаций 12 32

Количество «репостов» публикаций

в БасеЬоок 35 1427

в ВКонтакте — 318

Количество спонсоров 72 282

Общая сумма обязательств, тыс. руб. 439 1490

* Составлено авторами

Оценивая проект в конце краудфандинговой кампании, инициаторы проекта определяют соответствие результатов основной идее, положительные и отрицательные аспекты и корректируют проект, если это необходимо. Успешное завершение краудфандинговой кампании открывает начальную стадию реализации проекта. На этой стадии краудфандинга инициаторы проекта сталкиваются с другим требованием, которое необходимо выполнить. Они должны сообщать о завершении проекта через свои личные учетные записи в социальных сетях, на сайте проекта, таким образом, поддерживая доверие спонсоров и обеспечивая безопасность будущих проектов.

73

ВЫВОДЫ

В заключение отметим, что краудфандинг может стать эффективным инструментом для реализации различных проектов в сельской местности (инновационных, экологических, социальных и т. д.). Однако, как и любой другой метод финансирования, он имеет свои недостатки и сложные моменты. Следовательно, это требует тщательного планирования и проработки всех его этапов.

Mелкие фермеры, желающие привлечь меньшие суммы денег, могут заняться краудфандингом на основе пожертвований. В краудфандинге, основанном на пожертвованиях, люди, желающие поддержать фермерские проекты, вносят деньги без особой награды, кроме благодарности бенефициара или создателя проекта. Фермеры, которым необходимо собрать более значительные суммы денег для финансирования запуска или развития своего проекта, могут выбрать краудфандинг за счет собственных средств. Как правило, инвесторы в краудфандинговом проекте - пассивные партнеры с ограниченной ответственностью, в то время как фермер является активным партнером, который принимает все решения, включая то, что вырастить, когда сажать и где продавать урожай. Краудфандинг может быть особенно привлекательным для начинающих фермеров, которые выращивают продукты, на получение которых уходит несколько лет, например, сады и виноградники. Эти фермеры не будут получать прибыль от своих инвестиций в продолжительном периоде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венцлав К. Вскладчину / К. Венцлав, M. Валльхойзер // Новое сельское хозяйство. — 2Q15. — № 3. — С. 44-47.

2. Гусева Д.Е. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски / Д.Е. Гусева, Н. Mалыхин [Электронный ресурс] // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2Q14.—№ 9-1Q. — C. 3Q-34. — Режим доступа: www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/—ep14-Q9/1278-a (дата обращения: Q6.11.2Q19).

3. Ларионов H.A. Особенности финансового поведения инвесторов в краудфандинговой модели финансирования инноваций / H.A. Ларионов [Электронный ресурс] // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2Q15. — № 2. — С. 77-8Q. — Режим доступа: www.seun.ru/content/nauka/5/4/doc/2_56_15.pdf (дата обращения: Q6.11.2Q19).

4. Санин M.K История развития краудфандинга. Классификация видов. Aнализ перспектив развития и преимуществ / M.K Санин [Электронный ресурс] // Шучный журнал БИУ ИТ^О. Серия: Экономика и экологический менеджмент. —2Q15. — № 4. — С. 57-63. — Режим доступа: economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/14199.pdf (дата обращения: Q6.11.2Q19).

5. Седельников С.Р. Инвестирование инновационной деятельности стартапов с помощью краудфандинга / С.Р. Седельников [Электронный ресурс] // Инновационное развитие экономики. — 2Q16. — № 1. — С. 82-87. — Режим доступа: ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version/zhurnal_no_1_31.pdf (дата обращения: Q6.11.2Q19).

6. Сивакс A.H. Краудфандинг как специфический вид краудсорсинга / A.H. Сивакс // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2Q15. — № 11. — С. 3Q-34.

7. Хау Д. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Д. Хау. — M. : Aльпина Паблишер, 2Q12. — 288 с.

8. Mollick E. The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study / E. Mollick [Electronic resource] // Journal of Business Venturing. — 2Q14. — Vol. 29, Iss. 1. — Pp. 1-16. — Access mode: doi.org/1Q.1Q16/j.jbusvent.2Q13.Q6.QQ5 (date of the application: Q6.11.2Q19).

SPISOK LITERATURY

1. Ventslav K. Vskladchinu / K. Ventslav, M. Vall'khoyzer // Novoye sel'skoye khozyaystvo. — 2Q15. — № 3. — S. 44-47.

2. Guseva D.Ye. Kraudfanding: sushchnost', preimushchestva i riski / D.Ye. Guseva, N. Malykhin [Elektronnyy resurs] // Sovremennaya nauka: Aktual'nyye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. — 2Q14. — № 9-1Q. — C. 3Q-34. — Rezhim dostupa: www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/—ep14-Q9/1278-a (data obrashcheniya: Q6.11.2Q19).

3. Larionov N.A. Osobennosti finansovogo povedeniya investorov v kraudfandingovoy modeli finansirovaniya innovatsiy / N.A. Larionov [Elektronnyy resurs] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. — 2Q15. — № 2. — S. 77-8Q. — Rezhim dostupa: www.seun.ru/content/nauka/5/4/doc/2_56_15.pdf (data obrashcheniya: Q6.11.2Q19).

4. Sanin M.K. Istoriya razvitiya kraudfandinga. Klassifikatsiya vidov. Analiz perspektiv razvitiya i preimushchestv / M.K. Sanin [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. — 2Q15. — № 4. — S. 57-63. — Rezhim dostupa: economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/14199.pdf (data obrashcheniya: Q6.11.2Q19).

5. Sedel'nikov S.R. Investirovaniye innovatsionnoy deyatel'nosti startapov s pomoshch'yu kraudfandinga / S.R. Sedel'nikov [Elektronnyy resurs] // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki. — 2Q16. — № 1. — S. 82-87. — Rezhim dostupa: ineconomic.ru/ sites/default/files/field_print_version/zhurnal_no_1_31.pdf (data obrashcheniya: Q6.11.2Q19).

6. Sivaks A.N. Kraudfanding kak spetsificheskiy vid kraudsorsinga / A.N. Sivaks // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 2Q15. — № 11. — S. 3Q-34.

7. Khau D. Kraudsorsing: Kollektivnyy razum kak instrument razvitiya biznesa / D. Khau. — M.: Al'pina Pablisher, 2Q12. — 288 s.

8. Mollick E. The Dynamics of Crowdfunding: An Exploratory Study / E. Mollick [Electronic resource] // Journal of Business Venturing. — 2Q14. — Vol. 29, Iss. 1. — Pp. 1-16. — Access mode: doi.org/1Q.1Q16/j.jbusvent.2Q13.Q6.QQ5 (date of the application: Q6.11.2Q19).

Статья поступила в редакцию 2Q ноября 2Q19 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2Q19 года

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.