УДК 338. 45
Е.А. Замедлина ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Рассматриваются основные проблемы и тенденции,
преобладающие при формировании инвестиционной и инновационной политики на предприятиях химического комплекса. Анализируются возможности повышения инвестиционного потенциала предприятий химического комплекса. Выделены основные направления инновационного менеджмента, приоритетные направления инвестиционной политики, предложены меры, необходимые для активизации инвестиционной и инновационной деятельности на предприятиях химического комплекса региона.
E.A. Zamedlina INVESTMENT AND INNOVATIONAL POLICY IN CHEMICAL COMPLEXES ENTERPRISES
The article describes the basic problems and the tendencies prevailing at formation of investment and innovative policy at the enterprises of a chemical complex. Opportunities of increase of investment potential of the enterprises of a chemical complex are analyzed here. The basic directions of innovative management, priority directions of investment policy are allocated, the measures necessary for activation of investment and innovative activity at the enterprises of chemical industry are offered here as well.
В настоящее время на предприятиях отечественного химического комплекса 65 % оборудования является морально и физически устаревшим, более 60% химических производств эксплуатируется свыше 25 лет. Коэффициент обновления основных фондов в последние годы составляет менее 2%, что по расчетам в 3 раза ниже минимально необходимого. В производстве преобладают устаревшие технологии, внедренные в своем большинстве на импортном оборудовании в первой половине 60-х годов. Экспортируется в основном продукция первых химических переделов, т.е. сырье, полуфабрикаты и базовые крупнотоннажные материалы. Около 30-35% уникальной наукоемкой продукции (катализаторы, химикаты, добавки, смеси и сплавы полимеров, продукция переработки полимеров) импортируется из-за рубежа. В последние годы проявилась тенденция нарастающего отставания технического, технологического и экономического уровня химических производств от соответствующих производств в развитых странах, что ведет к снижению их конкурентоспособности.
Большинство химических предприятий придерживаются в своей инновационной деятельности, прежде всего, имитационной, догоняющей стратегии, внедряют, как правило, уже существующую продукцию, которая в своей основе является неконкурентоспособной. А постоянное наращивание выпуска традиционных материалов (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол, синтетический каучук,
метанол, минеральные удобрения и др.) на классических технологиях второго и третьего поколений превращают химический комплекс в поставщика сырья или продукции простейших переделов, засоряющих окружающую среду и растрачивающих энергию и рабочую силу.
В настоящее время наиболее остро встает проблема активизации инвестиционного процесса, от решения которой зависит эффективная деятельность предприятий химического комплекса. Мировая практика показывает, что малые и средние предприятия не в состоянии следовать за быстрым развитием научно-технического прогресса, что обусловливает необходимость усиления кооперации науки и химической промышленности, направленной на расширение сотрудничества по всей технологической цепочке от возникновения идеи до ее промышленной реализации.
Однако при всей сложности ситуации в химической отрасли промышленности есть все необходимые предпосылки для активизации инновационной и инвестиционной деятельности и перехода к стабильному устойчивому развитию. Причем инвестиционная активность должна выступать одним из основных условий повышения конкурентоспособности химического комплекса и обеспечения его стратегического развития. Такой вывод обусловлен следующими факторами:
- наличием в химическом комплексе достаточно мощного производственного и научно-технического потенциала и возможностей для развития интеграционных процессов;
- гарантией обеспеченности отрасли важнейшими видами сырья;
- перспективами роста емкости национального рынка химической продукции;
- адаптацией предприятий к новым условиям хозяйствования на основе мобилизации собственных ресурсов и активизацией инвестиционной деятельности.
В сложившихся экономических условиях основными источниками инвестиционных средств являются амортизационные отчисления, инвестируемая на предприятиях прибыль, кредиты и централизованные бюджетные средства [2]. Другие источники, например иностранные инвестиции, пока незначительны.
Высокая степень износа оборудования на предприятиях отрасли не обеспечивает достижения необходимых показателей производства для успешного развития химического сектора экономики и стабилизации экологической обстановки. В химическом комплексе проекты, как правило, имеют длительный инвестиционный цикл. В настоящее время для инвесторов наиболее привлекательны проекты, которые не требуют существенных затрат и обладают приемлемым сроком окупаемости. В связи с этим необходима целенаправленная государственная политика для активизации долгосрочного кредитования банками реального сектора экономики.
Эффективность формирования инвестиционной политики в значительной степени зависит от организации управления инвестиционной деятельностью на предприятии. Принятие решений об инвестициях является наиболее сложной и важной задачей управления. В сфере интересов инвестора находятся все аспекты экономической деятельности предприятия. Комплексность задачи предъявляет особые требования к разработке проекта, процедуре подготовки данных. Назрела необходимость интеграции усилий всех участников процесса управления инвестиционной деятельностью, для чего требуется создание единой эффективной структуры управления инвестициями в рамках существующей организационной структуры управления. В настоящее время в деятельность по управлению инвестициями в той или иной мере вовлечены следующие службы предприятия - финансовый отдел, отдел капстроительства, отдел имущества, отдел договоров и маркетинга, бухгалтерия. Поэтому первые три отдела могут рассматриваться в качестве базы для организации службы управления инвестициями. Инвестиционная деятельность предприятия охватывает три основных направления, в соответствии с которыми должна быть сформирована и деятельность создаваемой службы: инвестиции в реальные активы (основной и оборотный капитал), финансовые
инвестиции и инвестиции в нематериальные активы. Следует отметить, что для эффективной работы такой службы необходимо решить ряд вопросов, связанных с погашением задолженности по заработной плате на предприятиях химической промышленности. Важная роль в решении этого вопроса и в вопросе оздоровления и стабилизации социальной обстановки на предприятиях отводится правительству области и руководству предприятий.
Приоритетными направлениями инвестиционной политики в химическом комплексе должны являться:
• повышение инвестиционной привлекательности комплекса за счет снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов инвесторов;
• создание макроэкономических условий для переориентации банковской системы на долгосрочное кредитование предприятий химической промышленности;
• активная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов для выпуска конкурентоспособной химической продукции;
• обеспечение благоприятных условий для привлечения в химический сектор экономики иностранных инвестиций.
Основными условиями, необходимыми для активизации инвестиционной деятельности в химическом комплексе, должны выступать:
• благоприятный инвестиционный климат;
• нормативно-правовая база, гарантирующая права инвесторов;
• страхование инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;
• повышение уровня управления кредитными рисками;
• продолжение антиинфляционной политики;
• совершенствование механизма ценообразования на тарифы и услуги естественных монополий.
Необходимым условием выхода из кризиса и создания основы для дальнейшего экономического роста является стимулирование инновационной деятельности, под которой следует понимать совокупность практических действий, направленных на научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки, на совершенствование техники и технологии, создание новых видов продукции и услуг и пр.
Инновационный менеджмент на предприятиях должен обеспечивать:
• мониторинг текущего и перспективного состояния рынка выпускаемой продукции;
• оценку конкурентных позиций предприятия на российском и мировом рынках;
• разработку среднесрочной и долгосрочной стратегии технологического обновления предприятий для поддержания конкурентоспособности продукции;
• формирование потребности в научно-исследовательских и технологических разработках в соответствии с конъюнктурой рынка;
• разработку комплексной программы технологического обновления предприятия с целью укрепления его конкурентных позиций на российском и мировом рынках.
Инновационную составляющую химического комплекса следует ориентировать на сохранение и развитие отечественного научно-технического потенциала, формирование на этой основе современных технологических укладов, повышение конкурентоспособности продукции, вытеснение с российского рынка импортного оборудования и химической продукции [1]. Важным направлением ускорения передачи результатов научных исследований на предприятия является развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Инновационная политика государства должна быть направлена на ускоренное решение следующих проблем отраслей химического комплекса:
- создание научно-технических центров по секторам химической промышленности;
- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, предусматривающей субсидии, дотации, льготное кредитование, налогообложение;
- разработку законодательной базы по защите интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения и экспертизы, системы сертификации и продвижение разработок, подготовки и переподготовки кадров;
- стимулирование малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- реализацию относительно недорогих и быстроокупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при избирательной поддержке государства.
Ключевым принципом инновационной политики должно стать выделение приоритетов, избирательная поддержка небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и обеспечивающих переход к новейшим технологическим укладам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фоломеев А.Н. Переход к инновационному типу развития экономики / А.Н. Фоломеев. М.: Экономика, 1999. 180 с.
2. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: учеб. пособие / под ред. Ю.В. Яковца. М.: ЮНИТИ, 2000. 260 с.
Замедлина Елена Александровна -
преподаватель кафедры «Маркетинг»
Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина