О
(N
«к
он
н
о
УДК 338.45:66(47) Е.И. Бархатова
ББК 65.605.3(2Рос)
ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ХИМИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены основные проблемы и тенденции, преобладающие при формировании инвестиционной и инновационной политики на предприятиях химического сектора экономики. Проанализированы возможности повышения инвестиционного потенциала предприятий химического комплекса, а также факторы, сдерживающие развитие химической промышленности. Предложены меры, необходимые для активизации инвестиционной и инновационной деятельности на предприятиях химического комплекса России.
Ключевые слова: химическая промышленность, инвестиционный потенциал, нефть, инвестиционно-инновационная политика.
Ye.I. Barkhatova INVESTMENT AND INNOVATIVE POLICY IN CHEMICAL SECTOR OF ECONOMY
The article describes key problems and tendencies of forming investment and innovative policy at chemical enterprises, and analyses opportunities to increase their investment potential, and factors impeding development of chemical industry. The author suggests measures which are necessary for stimulating investment and innovative activity at chemical enterprises.
Keywords: chemical industry, investment potential, oil, the investment and innovative policy.
» Химическая промышленность — ведущая отрасль индустрии, кото-
ч| рая наиболее быстро обеспечивает внедрение достижений научно-тех-
ой ^ нического прогресса во все сферы хозяйства и способствует ускорению
^ ^ I развития экономики в каждой стране.
& I С распадом СССР были практически ликвидированы условия для
О ^ «-» ./-ч
0р развития химической промышленности во всех странах региона. Очень
| сильно упало производство химической продукции в странах СНГ и осо-
§к | бенно в России. Если по получению основных видов химической продук-
I ции СССР входил в первую десятку стран мира, был даже среди ведущих
по некоторым из них (минеральные удобрения, кислоты, щелочи, авто-к®Э покрышки и др.), то Россия утратила эти позиции.
В настоящее время есть угроза существенного сокращения в ближайшие годы производственного потенциала отрасли в связи с ожидаемым массовым выводом устаревших мощностей, на предприятиях отечественного химического комплекса 65% оборудования является морально и физически устаревшим, более 60% химических производств эксплуатируется свыше 40-45 лет. Коэффициент обновления основных фондов ИЧ составляет менее 2%, что в 3-4 раза ниже минимально необходимого.
Структура производства в отечественном химическом комплексе оказалась неадекватна современным тенденциям развития российской экономики. Основу его составляет продукция с низкой степенью передела пер-
© Е.И. Бархатова, 2011
«К1
2нё Д 5 =
Н£ї
НД
оК
^ 1
5к І
^ Л £ ё§! ь Е
« ^ I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
вичного сырья, поэтому потребность в высокотехнологичной продукции удовлетворяется главным образом за счет импорта1.
Существующие классические технологии второго и третьего поколений превращают химический комплекс России в поставщика сырья или продукции простейших переделов, засоряющих окружающую среду и растрачивающих энергию и рабочую силу. Товарную номенклатуру экспорта химического комплекса России составляет продукция, востребованная для дальнейшего передела в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
В отличие от экспорта номенклатура российского импорта многообразна и традиционно в ней превалируют высокотехнологичные товары с высокой добавленной стоимостью.
Около 30-35% уникальной наукоемкой продукции (катализаторы, высокотехнологичные добавки, полимеры, продукция переработки полимеров) российскими предприятиями импортируется. В настоящее время проявляется устойчивая тенденция нарастающего отставания технического, технологического и экономического уровня химических производств России от соответствующих производств развитых стран. В конечном итоге это приведет к безнадежному снижению конкурентоспособности химической отрасли России в целом.
На большинстве отечественных химических предприятий, возможность заниматься инновационной деятельностью и модернизацией производства сдерживается рядом факторов, важнейшим из которых является дефицит углеводородного сырья. Казалось бы звучит парадоксально, но тем не менее из страны вывозится продукция сырьевого назначения, которая за рубежом перерабатывается и в качестве товаров с высокой добавленной стоимостью возвращается на российский рынок.
Государственные монополии, руководствуясь только интересами бизнеса и получения сверхприбыли, нефть и газ экспортируют, лишая возможности отечественных товаропроизводителей быть гарантированно обеспеченными сырьем.
Назрела необходимость создания единой эффективной структуры управления, координирующей и разрабатывающей стратегию развития химической промышленности России в целом.
Для развития нефте- и газохимической промышленности необходимо создавать условия для инвестиций в освоение природных ресурсов, находящихся в непосредственной близости с территориальной концентрацией производства, с целью создания системного подхода к развитию химической и нефтехимической отрасли, в частности к примеру регионов Сибири и Дальнего Востока.
Для модернизации предприятий химической промышленности расширения производства и увеличения выработки продукции, в сложившихся условиях, необходимо государственное регулирование с целью гарантированного обеспечения углеводородным сырьем развивающиеся предприятия на долгосрочную перспективу. Необходимо создать и запустить единую систему, которая в будущем будет саморегулирующейся. В современных же условиях из-за дефицита сырья создается реальная угроза потери даже тех предприятий, которые еще выживают, получая
1 Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 г.
сырье по остаточному принципу, от той львинои доли, которая уходит на развитие Китая и других стран.
В качестве примера к вышесказанному, можно привести предприятие химического комплекса России в нашем регионе ОАО «Саянск-^ химпласт».
5^ | Основным сырьем для — продукции предприятия поливинилхлори-
да (ПВХ), является этилен, который поставляется с Ангарского завода полимер (АЗП), являющегося собственностью ОАО «Роснефть». Поставки этилена на ОАО «Саянскхимпласт» ограничены. Договора на поставку этилена Роснефть оформляет только на срок не более трех месяцев, гарантий и перспектив нет. Роснефть, планируя расширение мощностей АЗП, не предусматривает увеличение подачи этилена на ОАО «Саянскхимпласт» и декларативно заявляет о возможном снижении и даже прекращении поставок. О каком развитии, да еще на долгосрочную перспективу, здесь можно говорить?
Только кампанией «Роснефть» в 2008 г. было экспортировано 46% добытой нефти в дальнее зарубежье и еще 5% в страны СНГ. При этом на долю нашего ближайшего соседа — Китая в 2008 г. пришлось 16,4% всего объема экспорта нефти и газового конденсата НК «Роснефть».
В феврале текущего года Россия и Китай договорились о долгосрочных поставках российской нефти. Были заключены соответствующие соглашения. Согласован документ об организации долгосрочных поставок российской нефти в Китай и строительстве ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) на Китай для обеспечения этих поставок.
Согласно контракту между ОАО «Роснефть» и CNPC (Китайская национальная нефтяная кампания) в 2010 г. железнодорожным транспортом в Китай будет доставлено 48,4 млн т нефти.
Еще одним из факторов, не способствующим развитию российского производителя являются принятые в проекте Единого таможенного == тарифа изменения в ТНВЭД. Например, импортная пошлина на поличчі винилхлорид суспензионный (ПВХ) с 15% снижена до 10%. Для Ка-
ой § захстана и Белоруссии на территории, которых нет производств ПВХ,
^1 данные изменения не приведут к негативным последствиям, а для
^ | производителей ПВХ, находящихся на территории России, снижение
1 импортной пошлины скажется самым негативным образом. Это под-
в ^ і тверждается почти двадцатикратным ростом импорта ПВХ в Россию за
| очень короткий промежуток времени.
в Дальнейшая беспрепятственная экспансия китайских, корейских
и американских товаров на российский рынок, в сочетании с негатив-к®! ными последствиями мирового финансового и экономического кризиса
приведет к значительным потерям для российских товаропроизводителей. В Китае, на основе подписанных с Россией долгосрочных контрак-23 тов на поставку нефти, уже построены и строятся заводы. В том числе по
производству того же этилена около 5 млн т в год. Как следствие будем иметь: динамичный и стабильный рост мощностей в Китае по производству ПВХ, полиэтилена и другой востребованной полимерной продукции, экспорт этой продукции на российский рынок и ухудшение позиций отечественных товаропроизводителей. со При этом существенное влияние на российский экспорт оказыва-
Нет введение в ряде стран протекционистских и антидемпинговых мер. Такие меры применяют США, ЕС (как единый таможенный союз), Ки-
«К1
2нё Д 5 =
Н£ї
НД
оК
^ 1
5к І
^ Л £ ё§! ь Е
« ^ I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
тай, Индия, Мексика, Бразилия, Филиппины, Австралия, Индонезия. В недалеком прошлом 2003-2004 гг., Китай, проводя антидемпинговое расследование относительно ПВХ, вменил российским производителям специальную ввозную пошлину на уровне 63-82%.
Такого рода ситуация может быть расценена как протекционистская федеральная политика по отношению к зарубежным кампаниям, которая неизбежно приведет к стагнации российского химического производства, вытеснению отечественных компаний с внутреннего и внешнего рынков, углублению производственно-технологического и научно-технического отставания от мирового уровня, утрате отечественного научного потенциала.
Хотя в настоящее время можно было бы оптимально использовать снизившийся, в условиях кризиса, потенциал экспортных доходов, создав условия для переориентации части экспортных товарных потоков на цели внутреннего производства и потребления. То есть речь идет о замещении внешнего спроса внутренним.
Для решения проблемы отсутствия у предприятия оборотного капитала и невозможности получения кредитов на его формирование, государство должно стимулировать внутренний спрос на отечественную продукцию. Оно, прежде всего, должно разрабатывать и финансировать крупные проекты, направленные на развитие инфраструктуры и технологическое обновление производств.
Способствовать увеличению внутреннего спроса — это, прежде всего, привести размер изымаемых налогов в соответствие с изменившимися условиями на рынке, также увеличению внутреннего спроса будет способствовать ввод ограничений на движение капитала и возврат к стопроцентной продажи валютной выручки. Это устранит потребность в крупных инвестициях Центрального банка на валютном рынке и сбережет валютные резервы для более важных целей. Также будет создано препятствие на пути механизма «долларизации» экономики и отпадет необходимость поддерживать высокую процентную ставку, что приведет к нормализации процесса предоставления кредитов.
Государство должно изменить отношение к отечественным товаропроизводителям, создав им нормальную возможность работать на внутреннем рынке емкость, которого по многим видам продукции химического комплекса достаточна. Продукция востребована со стороны промышленного производства, строительства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей-потребителей продукции химического комплекса.
При всей сложности ситуации в химической отрасли промышленности России при наличии поддержки государства и соответствующей политики есть все необходимые предпосылки для активизации инвестиционной и инновационной деятельности и перехода к стабильному устойчивому развитию. Причем инвестиционная активность должна выступать одним из основных условий повышения конкурентоспособности химического комплекса и обеспечения его стратегического развития. Такой вывод обусловлен следующими факторами: наличием в химическом комплексе достаточно мощного производственного и научно-технического потенциала, возможностей для развития интеграционных процессов, возможностей обеспечения гарантией снабжения отрасли важнейшими видами сырья, перспективами роста емкости национального рынка химической продукции, а также активизацией инвестиционной деятельности.
В сложившихся экономических условиях основными источниками инвестиционных средств являются амортизационные отчисления, инвестируемая на предприятиях прибыль, кредиты и централизованные бюджетные средства. Другие источники, например иностранные инвес-^ тиции, пока незначительны. Иностранные инвесторы ориентируются,
5^ главным образом, либо на эксплуатацию таких конкурентных преиму
ществ, как сравнительно дешевые сырье и рабочая сила, а также относительно низкие экологические требования.
Высокая степень износа оборудования на предприятиях отрасли не обеспечивает достижения необходимых показателей производства для успешного развития химического сектора экономики и стабилизации экологической обстановки. В химическом комплексе проекты, как правило, имеют длительный инвестиционный цикл. В настоящее время для инвесторов наиболее привлекательны проекты, которые не требуют существенных затрат и обладают приемлемым сроком окупаемости. В связи с этим необходима целенаправленная государственная политика для активизации долгосрочного кредитования банками реального сектора экономики.
Эффективность инвестиционной политики в значительной степени зависит от организации управления инвестиционной деятельностью. Принятие решений об инвестициях является наиболее сложной и важной задачей управления. В сфере интересов инвестора находятся все аспекты экономической деятельности. Назрела необходимость интеграции усилий всех участников процесса управления инвестиционной деятельностью, для чего требуется опять же создание единой эффективной структуры управления инвестициями в химическую отрасль России.
Приоритетными направлениями инвестиционной политики в химическом комплексе должны являться: во-первых, повышение инвестиционной привлекательности химического комплекса за счет снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов ; инвесторов; во-вторых, создание макроэкономических условий для
переориентации банковской системы на долгосрочное кредитование ой § предприятий химической промышленности; в третьих, активная под-
держка высокоэффективных инвестиционных проектов для выпуска ^ | конкурентоспособной химической продукции; в четвертых совершенс-
1 твование механизма ценообразования на тарифы и услуги естествен-
[н нГ « ¡г I
§к§ Необходимым условием выхода из кризиса и создания основы для
в дальнейшего экономического роста является стимулирование инно-
вационной деятельности, под которой следует понимать совокупность к®3 практических действий, направленных на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские разработки, на совершенствование техники и технологии производств химической промышленности, создание новых 23 видов продукции.
От успешного проведения инновационной политики в химическом комплексе зависит не только устойчивое развитие предприятий химического комплекса и повышение конкурентоспособности продукции, но и обеспечение экономической, оборонной и экологической безопасности России.
со Потребности людей растут быстрее, чем используемые для их удов-
Нлетворения ресурсы, тем более что их объем ограничен, а следовательно должен быть использован в высшей мере разумно. Поэтому разрыв
О
(N
между потребностями и ограниченностью ресурсов можно уменьшить на основе перехода на новый уровень технологического уклада. Переход на новый уровень, когда использование новых технологий, основанных, в том числе, на бережном отношении к окружающему миру даст неоспоримое преимущество не только для базовых отраслей экономики, но и для социально-экономического развития в целом.
SS1
2нё Д 5 =
§«!■
«Зі
ОЙ"
^ 1
5к І
«Л* ё§| h Е
« Р I
8s! Й§ о
ЕнО а
£м§|
МО | £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Информация об авторе
Бархатова Елена Иннокентьевна — аспирант, кафедра мировой экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Barkhatova Yelena Innokentiyevna — post-graduate student, Chair of World Economy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].