Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ESG'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ESG Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО / СОЦИАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов М.К., Пупенцова С.В.

Актуальность работы подтверждается проблемами в реализации целей устойчивого развития, требующих особой консолидации действий предпринимательского сектора и государственных стратегий финансирования. Цель работы - разработать предложения по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG. Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG. Объект исследования - интеллектуальная среда государственно-частного партнёрства. Методы исследования: метод наблюдения использовался для обобщения и описания накопленного опыта отечественных и зарубежных ученых и практиков; метод обобщения позволил выявить отсутствие единого подхода к категоризации и необходимость создания благоприятной интеллектуальной среды для эффективного взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG; метод абстрагирования использовался для описания структурно-логической схемы взаимодействия государства и бизнеса в рамках основных составляющих интеллектуальной среды в реализации концепции ESG. Авторами проведен сравнительный анализ существующих подходов и методов инновационно-инвестиционного обеспечения устойчивого развития территорий. Отмечено, что формы взаимодействия бизнеса и политики в инвестиционной сфере, в том числе и в сфере реализации концепции ESG, должны иметь благоприятную интеллектуальную среду, поскольку она обеспечивает технологичное и ориентированное на инновации устойчивое развитие государства . Авторами разработаны предложения по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG, отличающиеся единой цифровой платформой с возможностью привлечения льготного финансирования для частных инвесторов и инвесторов проектов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTELLECTUAL ENVIRONMENT OF INTERACTION BETWEEN BUSINESS AND STATE AUTHORITIES IN THE IMPLEMENTATION OF ESG CONCEPT

The relevance of the work is confirmed by the problems in the implementation of sustainable development goals that require special consolidation of the business sector and public financing strategies. The aim of the work is to develop proposals to improve the interaction of business and public authorities in the implementation of the ESG concept. The subject of the research - managerial relations arising in the process of forming the intellectual environment of interaction between business and public administration bodies in the implementation of the ESG concept. The object of the research - the intellectual environment of public-private partnership. Research methods: method of observation was used to summarize and describe the accumulated experience of domestic and foreign scientists and practitioners; method of generalization allowed to identify the lack of a unified approach to categorization and the need to create a favorable intellectual environment for effective interaction between business and public administration bodies in implementing the concept of ESG; method of abstraction was used to describe the structural and logical scheme of state-business interaction within the main components of the intellectual environment. The authors have conducted a comparative analysis of existing approaches and methods of innovation and investment support of sustainable development of territories. It has been marked those forms of interaction of business and politics in investment sphere, including realization of ESG concept, must have favorable intellectual environment, as it provides technological and innovation-oriented stable development of the state. The authors have developed proposals to improve the interaction between business and government agencies in the implementation of the ESG concept, characterized by a single digital platform with the possibility of attracting concessional financing for private investors and investors in public.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ESG»

УДК 332.025:338.246.027.2

DOI: 10.17586/2310-1172-2022-17-3-147-155

Научная статья

Формирование интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG

Канд. экон. наук Измайлов М.К. izmajlov_mk@spbstu.ru Канд. экон. наук Пупенцова С.В. pupentsova_sv@spbstu.ru Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

Актуальность работы подтверждается проблемами в реализации целей устойчивого развития, требующих особой консолидации действий предпринимательского сектора и государственных стратегий финансирования. Цель работы - разработать предложения по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG. Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG. Объект исследования -интеллектуальная среда государственно-частного партнёрства. Методы исследования: метод наблюдения использовался для обобщения и описания накопленного опыта отечественных и зарубежных ученых и практиков; метод обобщения позволил выявить отсутствие единого подхода к категоризации и необходимость создания благоприятной интеллектуальной среды для эффективного взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG; метод абстрагирования использовался для описания структурно-логической схемы взаимодействия государства и бизнеса в рамках основных составляющих интеллектуальной среды в реализации концепции ESG. Авторами проведен сравнительный анализ существующих подходов и методов инновационно-инвестиционного обеспечения устойчивого развития территорий. Отмечено, что формы взаимодействия бизнеса и политики в инвестиционной сфере, в том числе и в сфере реализации концепции ESG, должны иметь благоприятную интеллектуальную среду, поскольку она обеспечивает технологичное и ориентированное на инновации устойчивое развитие государства. Авторами разработаны предложения по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG, отличающиеся единой цифровой платформой с возможностью привлечения льготного финансирования для частных инвесторов и инвесторов проектов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова, государственно-частное партнерство, инновационно-инвестиционный проект, устойчивое развитие территорий, интеллектуальная среда, единая цифровая платформа, концепции экологического, социального и корпоративного управления.

Scientific article

Formation of intellectual environment of interaction between business and state authorities in the implementation of ESG concept

Ph.D. Izmaylov M.K. izmajlov_mk@spbstu.ru Ph.D. Pupentsova S.V. pupentsova_sv@spbstu.ru Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU) 195251, Russia, St.Petersburg, Polytechnicheskaya, 29

The relevance of the work is confirmed by the problems in the implementation of sustainable development goals that require special consolidation of the business sector and public financing strategies. The aim of the work is to develop proposals to improve the interaction of business and public authorities in the implementation of the ESG concept. The subject of the research - managerial relations arising in the process of forming the intellectual environment of interaction between business and public administration bodies in the implementation of the ESG concept. The object of the research - the intellectual environment ofpublic-private partnership. Research methods: method of observation was

used to summarize and describe the accumulated experience of domestic andforeign scientists and practitioners; method of generalization allowed to identify the lack of a unified approach to categorization and the need to create a favorable intellectual environment for effective interaction between business and public administration bodies in implementing the concept of ESG; method of abstraction was used to describe the structural and logical scheme of state-business interaction within the main components of the intellectual environment. The authors have conducted a comparative analysis of existing approaches and methods of innovation and investment support of sustainable development of territories. It has been marked those forms of interaction of business and politics in investment sphere, including realization of ESG concept, must have favorable intellectual environment, as it provides technological and innovation-oriented stable development of the state. The authors have developed proposals to improve the interaction between business and government agencies in the implementation of the ESG concept, characterized by a single digital platform with the possibility of attracting concessional financing for private investors and investors in public-private partnership projects.

Keywords: public-private partnership, innovation and investment project, sustainable development of territories, intelligent environment, unified digital platform, environmental, social and corporate governance concepts.

Введение

Усиление инновационно-инвестиционной составляющей экономического развития при реализации концепции экологического, социального и корпоративного управления или ESG-концепции (Environmental, Social, and Corporate Governance) диктует создания в России условий для построения современной инфраструктуры, которая будет способствовать построению постиндустриального общества. Нынешнее положение дел в части решения указанных проблем требует расширения инвестиционного партнерства бизнеса и государственных органов управления, прежде всего, в связи с ограниченностью бюджетных средств и, соответственно, необходимостью поиска дополнительных источников финансирования проектов ESG.

Актуальность работы подтверждается проблемами в реализации целей устойчивого развития, требующих особой консолидации действий предпринимательского сектора и государственных стратегий финансирования.

Цель работы - разработать предложения по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG

Задачи исследования:

1) обобщить накопленный опыт отечественных и зарубежных ученых и практиков-исследователей по тематике проекта;

2) провести анализ существующих подходов и методов инновационно-инвестиционного обеспечения устойчивого развития территорий;

3) представить структурно-логическую схему взаимодействия государства и бизнеса в рамках основных составляющих интеллектуальной среды в реализации концепции ESG;

4) разработать предложения по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG.

Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе формирования интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG.

Объект исследования - интеллектуальная среда государственно-частного партнёрства.

Методы и методика исследования

Сочетание базовых методов общенаучного и естественнонаучного познания позволили решить поставленные задачи.

Метод наблюдения использовался для обобщения и описания накопленного опыта отечественных и зарубежных ученых и практиков-исследователей по тематике проекта. Для получения более значимых результатов метод наблюдения использовался в работе вместе с методами обобщения и абстрагирования.

Метод обобщения позволил нам выявить отсутствие единого подхода к их категоризации инновационно-инвестиционного обеспечения устойчивого развития территорий и необходимость создания благоприятной интеллектуальной среды для эффективного взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG.

Метод абстрагирования использовался для описания структурно-логической схемы взаимодействия государства и бизнеса в рамках основных составляющих интеллектуальной среды в реализации концепции ESG.

Применение вышеперечисленных методов позволили разработать предложения по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG, отличающиеся

единой цифровой платформой для стартапов в реализации концепции ESG и крупных инвестиционных проектов, с возможностью привлечения льготного финансирования для частных инвесторов и инвесторов проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Представленное исследование основано на вторичных данных: академических работах исследователей, найденных в научно-электронной библиотеке elibrary.ru [1-6] и сети Web of Science, посвященных различным аспектам устойчивого развития и ГЧП [7-15].

Результаты и обсуждения

1) Обзор научных трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков-исследователей по тематике проекта

Проблема определения особенностей взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG достаточно широко представлена в работах зарубежных авторов.

Так, к примеру, D. Dentoni, J. Pinkse, R. Lubberink отмечают, что отдельные организации не могут решить сложные проблемы устойчивости в одиночку, им необходимо взаимодействовать со своими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить устойчивые бизнес-модели [8]. Взаимодействие как способ обмена ресурсами и знаниями также упоминалось в работах Lea Fobbe, Per Hilletofth [9]

Результаты исследований Gábor Harangozó, Gyula Zilahy [10] показывают, что малые и средние предприятия оценивают важность различных заинтересованных сторон так же, как и более крупные предприятия, и часто сотрудничают с неправительственными организациями. Также показано, что стратегии сотрудничества составляют важную и эффективную составляющую поведения неправительственных организаций по отношению к бизнесу и что косвенное влияние гражданского сектора также важно, как и его прямое воздействие.

Камилла Теллбро, Тереза Бьярстиг и Катарина Эккерберг в своей статье [12] отмечают, что, участвуя в государственно-частных партнерствах, участники развивают отношения, которые будут влиять на результат их сотрудничества. В частности, авторы указывают, что взаимодействие бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции устойчивого развития сосредоточено на экологических партнерствах, направленных на улучшение качества окружающей среды или использование природных ресурсов. Это исследование основано на 38 полуструктурированных интервью с представителями экологических ГЧП в горном регионе Швеции, выбранных случайным образом из базы данных 245 государственных и частных совместных проектов. Авторы определили косвенные стимулы в качестве основной движущей силы для большинства ГЧП, где в качестве основных причин выделялись финансирование, предыдущее успешное сотрудничество и наличие проблемы/области, которая в противном случае не была бы решена.

Статья Xiaodan Zheng, Jingfeng Yuan, Jiyue Guo, Miroslaw J. Skibniewski и Sujun Zhao [15] посвящена тому, как взаимоотношения бизнеса и государственных органов связаны с производительностью и эффективностью. Используя выборку из 109 анкет от китайских специалистов по проектам, которые имели опыт работы с проектами государственно-частного партнерства, в этой статье рассматриваются отношения между государственными и частными субъектами, нормы, формирующие эти отношения (гибкость, обмен информацией и солидарность), их влияние на выполнение проекта и то, как они формируют интересы различных пользователей. Авторами сделан вывод, что постоянная поддержка со стороны государственных субъектов может сделать государственно-частное партнерство более эффективным.

В литературе также представлены различные подходы организации эффективного взаимодействия бизнеса и государства в целях реализации концепции ESG. Многие зарубежные исследователи предпринимали попытки систематизировать данные подходы. Так, к примеру, Raphael Wasserbaur, Tomohiko Sakao, Leonidas Milios на основе исследования ряда научных работ приходит к выводу, что чаще всего изучается взаимодействие между командно-административными правилами и элементом ценностного предложения бизнес-моделей. Мягкие меры политики, такие как информационная или коммуникационная политика, или механизмы поддержки, менее изучены [14].

Что касается вопросов формирования интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG, то большинство авторов приходят к выводу о том, что интеллектуальная среда в так называемой современной экономике знаний играет решающую роль в деловой, институциональной и академической сферах, способствуя переходу к инновационному, конкурентоспособному и устойчивому организационному развитию [13]. К этому выводу приходят и российские исследователи С. Н. Ларин, Е. Ю. Хрусталев, Н. В. Ноакк [4].

Библиографический анализ, проведенный Alvino, Federico & Di Vaio, Assunta & Hassan, Rohail & Palladino, Rosa [7] показал, что исследование, опубликованное по интеллектуальной среде с точки зрения устойчивости, сосредоточено в основном на измерении результатов с точки зрения повышения эффективности

бизнеса. Результаты автора показывают, что интеллектуальная среда связана с концепцией долгосрочной стоимости.

Российские исследователи А.А. Колпащикова, Е.Н. Акимова, М.Н. Лавров [2] на основе исследования научной литературы по вопросам использования концепции интеллектуального капитала в анализе социально-экономического развития региона, делают вывод, что показатели развития интеллектуальной среды в регионе взаимосвязаны не только с развитием предпринимательской, инновационно-инвестиционной деятельностью, но и с обеспечением процесса его устойчивого развития.

Н.Б. Любушин, Р. Э. Бабичева, О. М. Купрюшина, Д. Г. Ханин предлагают в своей статье при оценке показателей устойчивого развития региона основываться на интегральном показателе развития интеллектуальной среды, поскольку именно она может адекватно отражать деятельность экономических субъектов в быстро меняющихся условиях экономики [5].

Проведенный обзор научных трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков-исследователей по тематике проекта показал, что несмотря на то, что исследователи в своих работах подробно изучают процессы взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG, недостаточно внимания в их работах уделено аспекту формирования интеллектуальной среды в анализируемой сфере. Из-за важности этой темы количество академических работ, найденных в сети Web of Science, посвященных различным аспектам устойчивого развития, значительно выросло за последние несколько лет. Таким образом, мы продвинулись с почти 1100 статей в 2000 году [11] до примерно 23 000 в 2022 году. Тем не менее, когда в таком поиске объединяются темы интеллектуального капитала и устойчивого развития, результаты значительно уступают: чуть более 50. Следовательно, существует все еще важный дефицит, когда дело доходит до статей, изучающих взаимосвязь между управлением интеллектуальным капиталом и устойчивостью как в фирмах, так и на территориях. В то время как формирование интеллектуальной среды относится к главным двигателям научно-технического и общественно-экономического прогресса, в том числе и в концепции ESG. В условиях формирования цифрового общества владение уникальной информацией и знаниями, которые приобретая новые свойства в воспроизводственном процессе реализуются в интеллектуальной среде, обеспечивает их владельцам высокий уровень конкурентоспособности и технологического развития.

2) Анализ представленных в исследованиях существующих подходов и методов инновационно-инвестиционного обеспечения устойчивого развития территорий

Анализ представленных в научных исследованиях существующих подходов и методов организации взаимодействия государства и бизнеса в контексте инновационно-инвестиционного обеспечения устойчивого развития территорий показал отсутствие единого подхода к их категоризации.

Так, по мнению Е. Д. Копытова [3] государство и бизнес могут взаимодействовать посредством социальных профессиональных и общеформатных сетей, традиционной и системной благотворительности, социального прартнерства (ГЧП, локально-территориального партнёрства, общественно-государственного партнёрства), а также базовой, внутренней и внешней корпоративной социальной ответственности, не исключая исполнительного, законодательного и судебного лоббизм.

По мнению других исследователей [1, 6], взаимодействие бизнеса и государственных органов управления необходимо рассматривать с позиции форм партнерства. Авторы рекомендуют различать три важнейшие формы партнерства бизнеса и государственных органов управления: экономическое партнерство, направленное на получение неналоговых бюджетных поступлений за счет использования ресурсов предпринимательского сектора; правовое партнерство, когда представители бизнеса входят в рабочие группы по разработке законодательства; и организационное партнерство при участии представителей правительства в органах корпоративного управления коммерческой организации и наоборот, при участии коммерческих представителей в органах, влияющих на принятие государственных решений.

Российский ученый Копытова Е. Д. в своей работе приводит перечень существующих основных моделей взаимодействия:

- модель «добровольно-принудительная благотворительность» (патронатная -модель);

- модель «торг» (партийная благотворительность);

- модель «город-комбинат» («приватизации власти»);

- модель «социальное партнерство» [3].

Модель «добровольно-принудительная благотворительность» или модель «патроната», предполагает безоговорочное принятие «социального налога» для вхождения на рынок и средством преодоления административных барьеров.

Модель «торг». В данной модели никто ни государство, ни бизнес не определяет для партнера собственных условий. Взаимодействие бизнеса и государственных органов управления в рамках данной модели осуществляется по принципу оппортунизма: «Выгодно одному - невыгодно другому».

Модель «город-комбинат». Ключевой особенностью этой модели является диктат бизнес-структур, который по сути, невыгоден им самим. В этой модели бизнес-структуры частично выполняют социальные функции государства на территории расположения. Как пример для данной модели можно отнести деятельность градообразующего предприятия по осуществлению различного рода социальных проектов в регионе расположения.

Модель «социального партнерства». Наиболее оптимальная модель взаимодействия бизнеса и государственных органов управления, в которой реализуется главный принцип социального партнерства «Выгодно каждому - выгодно всем». В данной модели ни государство, ни бизнес-структура не может реализовать проект самостоятельно.

Оптимальные модели партнерства бизнеса и государственных органов управления должны способствовать ускоренной реализации и региональному развитию; повышать финансово-экономическую эффективность и снижать инвестиционные расходы; оптимизировать структуру финансирования.

Таким образом, формы взаимодействия бизнеса и политики в инвестиционной сфере, в том числе и в сфере реализации концепции ESG могут быть самыми разнообразными. Однако все они должны иметь в качестве основы благоприятную интеллектуальную среду, поскольку она обеспечивает технологичное и ориентированное на инновации устойчивое развитие государства.

3) Представление структурно-логической схемы взаимодействия государства и бизнеса в рамках основных составляющих интеллектуальной среды в реализации концепции ESG

Главным препятствием в осуществлении программ по концепции ESG для бизнес-структур является нехватка средств, налоговое давление и несовершенство нормативно-правовой базы по содействию реализации концепции ESG, недостаточность информации и опыта в процессе внедрения мероприятий ESG. Итак, выбор и реализация экономических моделей взаимодействия политики и бизнеса зависит от уровня социальной направленности бизнес-структур, активности государства в решении задач улучшения уровня и качества жизни граждан и участия некоммерческих общественных организаций в реализации различных социальных проектов.

Отношения между государством и бизнесом должны формироваться на основе взаимной ответственности, что обеспечит гармонизацию их интересов в направлении повышения социальных стандартов, уровня и качества жизни людей. В выборе моделей сотрудничества необходимо учитывать особенности задач, которые стоят перед обществом и бизнесом, специфику функционирования предпринимательских структур и их реальные возможности влияния на социально-экономическое развитие государства. Государство и бизнес должны быть взаимно ответственными за выполнение их обязанностей перед обществом и гражданами.

Применительно к процессу формирования интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG, по нашему мнению, данное взаимодействие должно строиться на основе выделения отдельных составляющих интеллектуальной среды, представленных на рис. 1.

Основными направлениями совершенствования механизма формирования интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG могут быть такие действия, как: рост гибкости механизма в реализации государственных программ по поддержке функционирования интеллектуального капитала; усиление адаптивности механизма к изменениям внешних условий реализации государственных программ; рост целеустремленности государственных программ; усиление взаимосвязи механизма реализации государственных программ с организационными мероприятиями программ социально-экономического развития регионов и другие.

Основные составляющие интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции Б80

Государство У \ Бизнес

Институциональ- Бюджетно- Организационно- Социально- Ресурсно- Научно-

ное и правовое финансовое информационное экономическое пространствен- техническое

обеспечение обеспечение обеспечение обеспечение ное обеспечение обеспечение

ъ ъ ъ Ъ 1 ъ

- соблюдение - рост затрат на - целевое - создание - рациональное - внедрение

законодательства НИР; использование действенной использование инновационных

и оперативное - целевое ресурсов на системы стиму- ограниченных идей, новейших

внесение всех направление управленческие лирования и ресурсов; решений;

необходимых бюджетных меры; мотивации - подкрепление - увеличение

изменений в средств; - развитие труда; ресурсами уровня

соответствии с - регулирования информационных - государствен- выполнения наукоемкости

текущей оплаты труда; технологий; ное регулирова- управленческих продукции;

ситуации; - улучшение - построение ние воспроизво- решений; - использование

- однородность покупательной комплексной дства - объективное ресурсосберегаю

институтов, способности организационной человеческого отношение к щих технологий;

сплоченность в населения; структуры капитала; направлениям - улучшение

функционирова- - поддержка и «интеллектуальн - совершенство- развития защиты

нии и адаптив- стимулирование ый капитал - вание программ отдельных интеллектуальн

ность к окружаю- инновационной государство - занятости территорий; ых прав

щим изменениям; деятельности; регион - населения; - снижение собственности;

- соответствие - улучшение предприятие»; - создание усло- миграции - повышение

отечественного уровня - модернизация в вий для повы- населения; уровня

законодательства финансирования сфере шения - уменьшение взаимосвязи

к международным научной образования и квалификации уровня между

нормам и деятельности науки работников смертности элементами

правилам населения инновационной системы

Рис. 1. Структурно-логическая схема взаимодействия государства и бизнеса в рамках основных составляющих

интеллектуальной среды в реализации концепции ЕБО

4) Разработка предложений по улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ЕБО

Проведенный обзор научных источников позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день в России целесообразно было создать благоприятные условия, при которых компании будут готовы увеличивать финансирование в проекты, реализуемые по принципам Б80.

Несмотря на высокую заинтересованность бизнеса в участии в проектах государственно-частного партнерства, реализуемых для достижения целей концепции Б80, активного сотрудничества со стороны властей не происходит вследствие ряда причин, основными из которых являются

- сложность финансирования из-за дефицита бюджета;

- проблемы юридического сопровождения ГЧП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- информационный вакуум всех участников ГЧП;

- ненадлежащее кадровое обеспечение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления специалистами в сфере государственно-частного партнерства.

В целях решения данных проблем мы предлагаем разработать и внедрить цифровую платформу взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции Б80. Данная платформа позволит минимизировать перечисленные выше проблемы и информирование населения и бизнеса. Подобные платформы уже созданы и успешно функционируют в зарубежных странах. К примеру, в Канаде в 2017 году была создана платформа Ореп1траС;. Платформа позволила объединить инвесторов и бизнес-структур, реализующих проекты, соответствующие принципам Б80. Платформа дает инвесторам возможность найти инвестиции, соответствующие их ценностям.

Создание подобной платформы в России позволило бы обеспечить реализацию принципа цифровой обратной связи, позволяющей обмениваться информацией, организовывать необходимые опросы и сбор общественного мнения.

Предприниматели на своей личной странице имели бы возможность предлагать инициативы в сфере Е80, получать обратную связь и продвигать инновационные товары и услуги,

У компании-инвестора, в том числе и государственного органа, на личной странице была бы возможность полно и достоверно рассказать о своих принципах инвестирования, выборе приоритетных проектов, условиях финансирования.

Схематично предлагаемый механизм эффективного взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции Е80 представлен на рис. 2.

Стартапы в сфере ESG Инвестпроекты крупных предприятий Инвестпроекты модернизации и развития в рамках ESG

ч/ ч/ r ^ ч/ г

Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и государства

Ч/ Ч/

Льготное финансирование и гарантирование Реализация проектов ГЧП Привлечение частных инвесторов

Рис. 2. Механизм эффективного взаимодействия бизнеса и государственных органов управления

в реализации концепции ESG

Выводы

Подводя итоги данной работы следует отметить, что масштабные преобразования в стране в реализации концепции ESG не будут возможны без поддержки государства. Необходимо предусмотреть источники, объем финансирования и режим поощрения инвестиций и внедрения новых инновационных моделей со стороны ответственных за реализацию стратегических проектов ESG концепцией. Так как проекты ESG для частного инвестора зачастую связаны с финансовыми рисками, немаловажно совершенствовать механизм государственной поддержки. С целью исполнения задач в осуществлении концепции ESG немаловажно содействовать активному участию граждан и предпринимательского сообщества в идеологической поддержке ESG. Для этого должна быть внедрена система постоянного способа финансирования проектов в рамках реализации концепции ESG. Предлагаемый механизм взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG будет способствовать улучшению взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG и отличается единой цифровой платформой для стартапов в реализации концепции ESG и крупных инвестиционных проектов, с возможностью привлечения льготного финансирования для частных инвесторов и инвесторов проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Литература

1. Бургонов О.В. Проблемы и перспективы развития частно-государственного предпринимательства / О. В. Бургонов, А.В. Семенов // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 9(179). С. 993-1004. - DOI 10.35854/19981627-2020-9-993-1004.

2. Колпащикова А.А. Интеллектуальный капитал как фактор устойчивого развития региона / А. А. Колпащикова, Е.Н. Акимова, М.Н. Лавров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 377-379. DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44450.

3. Копытова Е.Д. К вопросу о взаимодействии власти, бизнеса и общества в решении задач развития территорий / Е. Д. Копытова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 5. С. 197-215. DOI 10.15838/esc.2017.5.53.14.

4. Ларин С.Н. Трансформация структуры интеллектуального капитала и рост значимости его составляющих -человеческого капитала и интеллектуальной собственности - в современной экономике / С. Н. Ларин, Е. Ю. Хрусталев, Н. В. Ноакк // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 4(385). С. 745758. DOI 10.24891/ni. 16.4.745.

5. Методика формирования показателей оценки устойчивого развития экономических субъектов в условиях больших вызовов / Н. П. Любушин, Р. Э. Бабичева, О. М. Купрюшина, Д. Г. Ханин // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 11(518). С. 1994-2020. - DOI 10.24891/ea.20.11.1994.

6. Рабаданова А.А. Региональный аспект партнерства государства и бизнеса с позиции эффективности государственного управления модернизацией экономики / А.А. Рабаданова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 3(125). С. 29-34. DOI 10.26726/1812-7096-2021-3-29-34.

7. Alvino F., Di Vaio A., Hassan R., Palladino R. Intellectual capital and sustainable development: A systematic literature review. Journal of Intellectual Capital. ahead-of-print. 2020. https://doi.org/10.1108/JIC-11-2019-0259.

8. Dentoni, D., Pinkse, J., LubberinkR. Linking sustainable business models to socio-ecological resilience through cross-sector partnerships: a complex adaptive systems view. Bus. Soc. 2020, https://doi.org/10.1177/0007650320935015

9. Fobbe, L., Hilletofth, P., The role of stakeholder interaction in sustainable business models. A systematic literature review, Journal of Cleaner Production. Volume 327. 2021. 129510. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.129510.

10. Harangozó G., Zilahy G. Cooperation between business and non-governmental organizations to promote sustainable development. Journal of Cleaner Production. Volume 89. 2015. Pages 18-31. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2014.10.092.

11. Sánchez-Medina A.J., Alonso-Hernández J.B., Arteaga-Ortiz J. Intellectual Capital and Sustainability. Sustainability 2019. 11. 5328. https://doi.org/10.3390/su11195328

12. Thellbro C., Bjarstig T., Eckerberg K. Drivers for Public-Private Partnerships in Sustainable Natural Resource Management—Lessons from the Swedish Mountain Region. Sustainability 2018. 10. 3914. https://doi.org/10.3390/su10113914

13. Vale J., Miranda R., Azevedo G., Tavares M.C. The Impact of Sustainable Intellectual Capital on Sustainable Performance: A Case Study. Sustainability 2022. 14. 4382. https://doi.org/10.3390/ su14084382

14. Wasserbaur R., Sakao T., Milios L. Interactions of governmental policies and business models for a circular economy: A systematic literature review. Journal of Cleaner Production. Volume 337. 2022. 130329. https://doi.org/ 10.1016/j.j clepro.2021.130329.

15. ZhengX., Yuan J., Guo,J., SkibniewskiM.J., Zhao S. Influence of Relational Norms on User Interests in PPP Projects: Mediating Effect of Project Performance Sustainability. 2018. 10. 2027. https://doi.org/10.3390/su10062027

References

1. Burgonov O.V. Problemy i perspektivy razvitiya chastno-gosudarstvennogo predprinimatel'stva / O. V. Burgonov, A.V. Semenov // Ekonomika i upravlenie. 2020. T. 26. № 9(179). S. 993-1004. - DOI 10.35854/1998-1627-20209-993-1004.

2. Kolpashchikova A.A. Intellektual'nyi kapital kak faktor ustoichivogo razvitiya regiona / A. A. Kolpashchikova, E.N. Akimova, M.N. Lavrov // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2019. № 12. S. 377379. DOI 10.23672/SAE.2019.2019.44450.

3. Kopytova E.D. K voprosu o vzaimodeistvii vlasti, biznesa i obshchestva v reshenii zadach razvitiya territorii / E. D. Kopytova // Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2017. T. 10. № 5. S. 197-215. DOI 10.15838/esc.2017.5.53.14.

4. Larin S.N. Transformatsiya struktury intellektual'nogo kapitala i rost znachimosti ego sostavlyayushchikh -chelovecheskogo kapitala i intellektual'noi sobstvennosti - v sovremennoi ekonomike / S. N. Larin, E. Yu. Khrustalev, N. V. Noakk // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2020. T. 16. № 4(385). S. 745-758. DOI 10.24891/ni.16.4.745.

5. Metodika formirovaniya pokazatelei otsenki ustoichivogo razvitiya ekonomicheskikh sub"ektov v usloviyakh bol'shikh vyzovov / N. P. Lyubushin, R. E. Babicheva, O. M. Kupryushina, D. G. Khanin // Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2021. T. 20. № 11(518). S. 1994-2020. - DOI 10.24891/ea.20.11.1994.

6. Rabadanova A.A. Regional'nyi aspekt partnerstva gosudarstva i biznesa s pozitsii effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya modernizatsiei ekonomiki / A.A. Rabadanova // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2021. № 3(125). S. 29-34. DOI 10.26726/1812-7096-2021-3-29-34.

7. Alvino F., Di Vaio A., Hassan R., Palladino R. Intellectual capital and sustainable development: A systematic literature review. Journal of Intellectual Capital. ahead-of-print. 2020. https://doi.org/10.1108/JIC-11-2019-0259.

8. Dentoni, D., Pinkse, J., Lubberink R. Linking sustainable business models to socio-ecological resilience through cross-sector partnerships: a complex adaptive systems view. Bus. Soc. 2020, https://doi.org/10.1177/0007650320935015

9. Fobbe, L., Hilletofth, P., The role of stakeholder interaction in sustainable business models. A systematic literature review, Journal of Cleaner Production. Volume 327. 2021. 129510. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2021.129510.

10. Harangozó G., Zilahy G. Cooperation between business and non-governmental organizations to promote sustainable development. Journal of Cleaner Production. Volume 89. 2015. Pages 18-31. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2014.10.092.

11. Sánchez-Medina A.J., Alonso-Hernández J.B., Arteaga-Ortiz J. Intellectual Capital and Sustainability. Sustainability 2019. 11. 5328. https://doi.org/10.3390/su11195328

12. Thellbro C., Bjarstig T., Eckerberg K. Drivers for Public-Private Partnerships in Sustainable Natural Resource Management—Lessons from the Swedish Mountain Region. Sustainability 2018. 10. 3914. https://doi.org/10.3390/su10113914

13. Vale J., Miranda R., Azevedo G., Tavares M.C. The Impact of Sustainable Intellectual Capital on Sustainable Performance: A Case Study. Sustainability 2022. 14. 4382. https://doi.org/10.3390/ su14084382

14. Wasserbaur R., Sakao T., Milios L. Interactions of governmental policies and business models for a circular economy: A systematic literature review. Journal of Cleaner Production. Volume 337. 2022. 130329. https://doi.org/ 10.1016/j.j clepro.2021.130329.

15. Zheng X., Yuan J., Guo J., Skibniewski M.J., Zhao S. Influence of Relational Norms on User Interests in PPP Projects: Mediating Effect of Project Performance Sustainability. 2018. 10. 2027. https://doi.org/10.3390/su10062027

Статья поступила в редакцию 29.06.2022 Received 29.06.2022

Принята к публикации 14.09.2022 Accepted for publication 14.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.