Научная статья на тему 'Формирование интеллектуальной культуры младшего школьника в учреждении дополнительного образования'

Формирование интеллектуальной культуры младшего школьника в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / НАВЫКИ САМОРАЗВИТИЯ / OUT-OF-SCHOOL EDUCATIONAL ACTIVITY / INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL / INTELLECTUAL LEVEL / SELF-DEVELOPMENT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромина Светлана Геннадьевна

Внешкольная учебная деятельность рассматривается как важный фактор усвоения учебных программ, как средство воспитания и развития неординарной творческой личности. Основная цель внешкольного образовательного учреждения создание единого образовательного пространства на основе взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хромина Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of a primary school child's intellectual culture at supplementary education establishment

Out-of-school educational activity is considered as an important factor of study programmes' mastering, as a means of educating and developing of a non-ordinary creative personality. The main aim of an out-of-school educational establishment is the creation of an integrated educational space on the basis of the interconnection of educational standards and the supplementary education potential.

Текст научной работы на тему «Формирование интеллектуальной культуры младшего школьника в учреждении дополнительного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики Мурманского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. А. Рычкова

Внешкольная учебная деятельность рассматривается как важный фактор усвоения учебных программ, как средство воспитания и развития неординарной творческой личности. Основная цель внешкольного образовательного учреждения - создание единого образовательного пространства на основе взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования.

Ключевые слова: внешкольная учебная деятельность, интеллектуальнотворческий потенциал, интеллектуальный уровень, навыки саморазвития.

8. КНгошта

FORMING OF A PRIMARY SCHOOL CHILD’S INTELLECTUAL CULTURE AT SUPPLEMENTARY EDUCATION ESTABLISHMENT

Out-of-school educational activity is considered as an important factor of study programmes’ mastering, as a means of educating and developing of a non-ordinary creative personality. The main aim of an out-of-school educational establishment is the creation of an integrated educational space on the basis of the interconnection of educational standards and the supplementary education potential.

Key words: out-of-school educational activity, intellectual and creative potential, intellectual level, self-development skills.

Дополнительному образованию в последнее время уделяется все больше внимания. Активная деятельность за пределами основных учебных занятий всегда рассматривалась не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и как средство воспитания и развития неординарной творческой личности. Внешкольная образовательная деятельность - это свободная, нерегла-ментированная обязательным государственным обучением деятельность. Основана на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей. Она обеспечивает удовлетворение широкого спектра их разнообразных наклонностей, опирается на богатый арсенал средств, форм и методов получения знаний, умений и навыков, достаточных для обретения своего места в жизни, позволяет углубить, дополнить и развить информацию и знания, по-

черпнутые детьми в общеобразовательной школе. Основная цель деятельности внешкольного образовательного учреждения - создание единого образовательного пространства, формируемого на основе гармоничной взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования и предназначенного для разностороннего развития личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, для постепенного появления у него потребности к творческому саморазвитию, социальной реализации и профессионального самоопределения [1]. Важной чертой современного образования является перераспределение нагрузки между основным и дополнительным образованием. Все это оказывается принципиально важным с точки зрения интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Источником полноценного развития ребенка в

начальных классах школы выступают две деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая, в отличие от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового. Осуществляя перечисленные виды деятельности, дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисковые задачи с целью развития способностей ребенка. Поэтому если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения [4].

Учреждения дополнительного образования определяются как социальные институты, обеспечивающие самоопределение личности. Они призваны способствовать адаптации ребенка к жизни в современном обществе, выявлению и реализации его потенциальных возможностей, формированию общей культуры растущего человека. Одной из составляющих общей культуры является интеллектуальная культура. Интеллектуальная культура младшего школьника предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, -это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости школьников. Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: объемом приобретенной ин-

формации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй - его интеллектуальное развитие [3]. Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте [2, с. 218]. Ведущую роль в развитии интеллекта имеет мышление -способность к абстрактному, обобщенному отражению действительности, глубокому пониманию сущности и причинности явлений. Оно связано с познавательными качествами: ощущениями, восприятием, вниманием, памятью, воображением, представлением, речью. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, их превращению в регулируемые, произвольные процессы. Смысл интеллектуальных занятий в системе дополнительного образования состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные - могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не только на школьные знания, а в большей степени на поисковую активность и сообразительность ребенка. Практически все обучение в школе направлено на формирование у учащихся определенных учебных навыков и выработке методов передачи им конкретной информации. Но для того, чтобы эти навыки формировались быстро и полно, а информация становилась прочными знаниями, необходимо ее воспринять, осмыслить, связать с уже имеющимися знаниями, сохранить, своевременно и правильно использовать, а если необходимо, то придать ей новый смысл и значение, и, возможно, на ее основе создать новые знания. Все это обеспечивается базис-

ными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, мышлением, памятью, воображением, речью. Оптимальным вариантом являются развивающие занятия именно в рамках отдельного специального курса. Это позволяет повысить личностномотивационный настрой школьников и их заинтересованность благодаря объединению различных по направленности заданий единым сюжетом. Дети успешно воспринимают такие занимательные, богатые эмоциями занятия, несмотря на то что выполнение отдельных заданий представляет для них существенные трудности. Необходимо заметить, что, вне зависимости от выбираемой формы проведения занятий, максимальная их эффективность достигается при условии тесного сотрудничества педагога с педаго-гом-психологом. В этом случае обеспечивается индивидуальный подход, основанный на данных проводимого психологом непрерывного мониторинга и уровня развития познавательных способностей. Немаловажным является сотрудничество учителя и педагога дополнительного образования: не может

быть успешной внешкольной учебной работы без ее начала на уроке. Принцип единства урочной и внеурочной работы - важнейший принцип организации учебно-воспитательного процесса. Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление самостоятельно осуществлять то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. В педагогической теории имеется несколько вопросов общего характера, непосредственно относящихся к практике внешкольной учебной деятельности по предметам. К таким вопросам прежде всего следует отнести правильный выбор соотношения между двумя сторонами деятельности учащихся: приобретением ими определенной суммы знаний, сообщаемых учителем или черпаемых из учебника, и активной, по возможности самостоятельной работы, в максимальной степени отвечающей задаче развития творческих способно-

стей учащихся. Нет необходимости доказывать, что для решения этой задачи внешкольные занятия открывают особенно широкие перспективы, поскольку именно здесь легче всего реализуется исследовательский вариант совместной деятельности учителя и учащихся. Дополнительное образование строится на основе принципа добровольности. Поэтому особенно на первых порах весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся еще до того, как они глубже познакомятся с предметом в порядке прохождения школьной программы. Таким стимулом могут быть элементы занимательности, внешняя эффективность различных демонстраций, элементы игры и театрализации. Скуке не место и на уроке, но внеурочная работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся. Они, однако, не должны представлять собой самоцель и должны подчиняться общим задачам обучения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы организации, методы и содержание. Организация внешкольной учебной деятельности должна быть хорошо продумана, увязана со школьной программой и календарным планом. Внешкольную учебную работу необходимо планировать: перспективно - на учебный год и более детально на полугодие и четверть. Каждый педагог дополнительного образования имеет, как правило, либо модифицированную, либо авторскую программу по своему направлению деятельности. Необходимость эта определяется не только тем, чтобы связать внеурочные занятия с учебными планами по предметам, но и тем, чтобы избежать перегрузки учащихся внеурочными занятиями и мероприятиями. Следует учитывать и большие возможности в организации внешкольной работы, возникающие в связи с различными мероприятиями, как таковой: участие в олимпиадах по предметам, конкурсах, выставках творчества.

Учреждения дополнительного образования играют огромную роль в формировании интеллектуальной культуры младшего школьника.

Во-первых, для развития интеллекта, в частности мышления, используется сензи-тивный период, что благотворно сказывается на развитии всех познавательных способностей, следовательно, и на всем учебном процессе. Развивая интеллект, мы можем дать ребенку мощное орудие для познания окружающего мира, содержащее компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мыш-

ления. Получить такую личность и есть высшая цель образования.

Во-вторых, сфера дополнительного образования позволяет использовать широкий спектр форм организации занятий, различные методы преподавания и содержание, насыщенное дополнительной информацией по предметам для вовлечения младших школьников в познавательный, поисковоисследовательский, увлекательный (вызывающий интерес) мир знаний. Формирование интеллектуальной культуры становится более успешным, если оно основано на добровольности и интересе младшего школьника к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БуйловаЛ. Н. Дополнительное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 2005 189 с.

2. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. М., 1994. Т. 4.

3. Немов Р. С. Психология: учебник. М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1995. 414 с.

4. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М.: Рольф, 2000. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.