УДК 378.147 ББК Ч448.02
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.08
Загоскина Ирина Викторовна,
старший преподаватель, Уральский государственный университет путей сообщения; аспирант кафедры педагогики, Вятский государственный гуманитарный университет; 620219, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66; e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеллектуальная культура; межпредметная интеграция; учебные предметы; подготовка будущих экономистов.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов на основе межпредметной интеграции. Выявлены учебные предметы, содержание которых способствует формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов.
Zagoskina Irina Viktorovna,
Senior Lecturer, Ural State University of Railroads, Postgraduate Student of the Chair of Pedagogy, Viatsk State Humanitarian University, Yekaterinburg.
DEVELOPING THE INTELLECTUAL CULTURE OF FUTURE ECONOMISTS ON THE GROUND OF INTERSUBJECT INTEGRATION
KEY WORDS: intellectual culture; intersubject integration; subjects; training of future economists.
ABSTACT. The article concerns the matter of developing the intellectual culture of future economists. The subjects, which content make possible the developing the future economists’ intellectual culture are determined.
овременная система образования развивается с учётом рыночной экономики, информационных и производственных технологий. Современный специалист должен обладать не только знаниями, но и понимать смысл и предназначение своей деятельности: самостоятельно ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, использовать различные источники экономической информации. Выпускник должен уметь обновлять свои знания, умения и навыки, быть готовым к международному взаимодействию. Это определяет требования, которые предъявляются к подготовке будущих экономистов в период перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему обучения. Востребованными являются не только дипломы о высшем образовании, но и «их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки, готовность их реализовывать» (6, с. 3).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предполагает, что молодой специалист должен уметь адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, владеть профессиональными умениями и навыками, использовать полученные ранее знания в решении профессиональных задач. В данном случае целесообразно говорить о формировании компетентного специалиста, обладающего развитой интеллектуальной культурой, имеющего устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности.
Целью нашего эксперимента является формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов на основе межпредметной интеграции. На основе анализа пси-холого-педагогической литературы межпредметную интеграцию мы рассматриваем как средство интеллектуального развития в процессе сближения, взаимосвязи и взаимодополнения разных дисциплин с целью формирования интеллектуальной культуры будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки, в ходе которого происходит синхронизация и интеграция знаний, получаемых студентами на различных предметах. В Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС) была разработана инновационная программа, направленная на формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов.
Мы рассмотрели понятие «интеллектуальная культура личности», предложенное авторами Федерального портала Российского образования (7) в контексте нашего исследования: интеллектуальная культура будущих экономистов - это организация умственного труда, позволяющая ставить цели, самостоятельно и самоорганизованно планировать свою деятельность, владеть различными мыслительными приёмами, работать с источниками экономической информации, решать модели экономических проблем, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Межпредметная интеграция специальных предметов и иностранного языка позво-
© Загоскина И. В., 2013
ляет воспитать у студентов заинтересованное отношение к будущей профессиональной деятельности и в значительной степени влияет на формирование интеллектуальной культуры личности. Она обеспечивает осмысление сущности и понимание закономерных и логических связей между понятиями, изучаемыми на разных курсах в рамках различных учебных предметов. «Образовательный процесс, ориентированный на интеллектуальное развитие студентов, предполагает особый вид целей, состоящих в формировании важнейших интеллектуальных умений у студентов; качественно новые подходы к проектированию содержания образования, отражающие специфическую природу ментального (умственного) опыта; специальные технологии преподавания и учения, учитывающие психологические закономерности процесса усвоения знаний и умений, развития интеллектуальных качеств, а также способствующие включению важнейших психологических структур и механизмов интеллекта» (2, с. 127).
Основой для интеграции является теория межпредметных связей, которые рассматриваются как дидактическое условие повышения научного уровня знаний, формирования научного мировоззрения, развития мышления и творческих способностей, оптимизации учебного процесса (8). Согласимся с В. Н. Максимовой, что межпредметные связи - это значимый процесс в современных условиях современной интеграции, фактор формирования содержания и структуры учебного процесса (5, с. 33).
По мнению И. Д. Зверева, межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным предметам, построение и отбор материала, которое определено общими целями образования, а также оптимальным учётом познавательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета (4).
В связи с присоединением России к Болонскому процессу и переходом на двухуровневое образование интерес к изучению иностранного языка возрастает, так как «в широком смысле слова Болонский процесс -это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств» (1, с. 19).
Обучение иностранному языку играет важную роль в формировании интеллектуальной культуры будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки, т. к. оно способствует развитию интеллектуальных умений, мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, интерпретация, развитие памяти. Иностранный язык как предмет также повышает общую культуру студентов, расширяет кругозор, повышает интерес к дальнейшему изучению языка.
Мы провели анализ УМК, учебных программ (по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр», учебные планы направления подготовки «Экономика» УрГУПС, профили «Экономика предприятий и организаций», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»), учебных пособий и установили межпредметные связи на основе общей идеи, концепций, понятий, способствующих формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов (см. рисунок 1).
На рисунке предметы расположены по горизонтали и соответствуют одному курсу. Учебные предметы объединяют установленные нами горизонтальные и вертикальные связи, выраженные через понятия и идеи.
Выделенные нами предметы (макроэкономика; экономика труда; экономика предприятия; деньги, кредит, банки; мировая экономика и мировые экономические отношения) носят сквозной характер, отличают будущих экономистов от будущих менеджеров.
Межпредметная интеграция иностранного языка и дисциплин экономического цикла повышает мотивацию к изучению языка, уровень владения иностранным языком и позволяет целенаправленно готовить студентов к их будущей профессиональной деятельности. В этом и заключается новый компетентностный уровень обучения.
Предметы «Деловая этика» и «Деловое общение» включены в курс дисциплины «Иностранный язык». Целью разработанного нами курса «Деловой немецкий» является обучение студентов деловой лексике, умению составлять автобиографию, резюме, написанию делового письма, ведению деловых и телефонных переговоров.
Также на занятиях со студентами-экономистами второго, третьего и четвёртого курсов по иностранному языку рассматриваются такие основные экономические понятия, как экономика, труд, валюта, деньги, рынок, рыночная экономика, кредит, банк, предприятие, спрос, предложение, рабочая сила, импорт. В содержании общих экономических понятий обобщаются результаты мыслительной работы студентов. Общие экономические понятия объединяют вокруг себя множество других узкоспециальных понятий и не могут быть усвоены вне связи с ними. Общие и конкретные понятия требуют высокой способности к обобщению и абстрагированию. Они вступают в широкие связи с множеством других, менее общих экономических понятий.
Иностранный язык является частью культуры и орудием производства будущего выпускника вуза, поэтому необходима фундаментальная и разносторонняя подготовка будущих экономистов по иностранному языку.
Рисунок 1. Формирование интеллектуальной культуры на основе межпредметной интеграции
Интегрированные занятия отличаются от традиционных новизной и оригинальностью, у студентов повышается мотивация к учёбе, к самообразованию, происходит систематизация полученных знаний, развитие интеллектуальных умений, формируется интеллектуальная культура личности.
Специфика интеллектуальной культуры будущих экономистов проявляется в умениях ставить цели, анализировать, обобщать, синтезировать, критически оценивать информацию, относящуюся к сфере экономики, выбирать способы решения вопросов и проблем, сохраняя при этом эмоциональную устойчивость. Стремление будущего экономиста «выйти за пределы известного, активность ума находят выражение в постоянном стремлении к расширению знаний и их творческому применению в теоретических и практических целях» (3, с.136).
Итак, межпредметная интеграция специальных дисциплин и иностранного языка является важным условием формирования
ЛИТЕРАТУРА
1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М. : РЕЦЭП, 2005.
2. Гончарук Н. П. Интеллектуализация профессионального образования в техническом вузе. 13.00.08 - дисс. на соискание докторской степени канд. пед. наук, Казань, 2004.
3. Иванова В. П., Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. №134.
4. Зверев И. Д. Взаимосвязь учебных предметов. М. : Знание, 1977.
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. М. : Просвещение, 1987.
6. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М. : Академия, 2012.
7. Федеральный портал Российское образование. URL: http://www.edu.ш/mdex.php?page_id
=50&op=word&wid=825
8. Усова А. В. Сущность, значение. Основные направления в осуществлении межпредметных связей // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Вып. 3. Челябинск, 1973.
интеллектуальной культуры в процессе профессиональной подготовки. Интегрированным результатом этого процесса следует назвать: умения анализировать новые ситуации и применять для их анализа уже имеющиеся знания; умение интерпретировать экономические знания; умения обобщать, систематизировать и классифицировать полученную информацию; умения выделять главное; умения сравнивать полученные результаты.
Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:
- формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов в вузе возможно на основе межпредметной интеграции;
- использование межпредметной интеграции способствует формированию заинтересованного отношения студентов к будущей профессии, усилению их мотивации к изучению иностранного языка.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. В. Машарова.