Научная статья на тему 'Формирование интеллектуального потенциала в инновационной организации'

Формирование интеллектуального потенциала в инновационной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОУЧИНГ В ОРГАНИЗАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ / POTENTIAL / INTELLECTUAL POTENTIAL / INNOVATIVE ORGANIZATION / COACHING IN ORGANIZATION / TRAINING OF EMPLOYEES IN ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Евгеньевна

Изучение интеллектуального потенциала персонала, уровень и качество полученного образования, приобретенные навыки, опыт, умения, совершенствующиеся на рабочем месте, напрямую связаны с повышением качества обслуживания потребителей и уровнем конкурентоспособности. В связи с этим подчеркивается необходимость разработки методики применения коучинга и использование накопленного интеллектуального потенциала в инновационной организации. Исследования проводились в Обществе с ограниченной ответственностью ТД «Гратис», видом деятельности которого является производство и оптово-розничная торговля. При обучении сотрудников в инновационной организации применяются методы «инцидента» и «имитации», ролевые игры, метод обратной связи, метод групповой динамики, конференции и лабораторный метод. Преимуществом пользуется метод анализа конкретных ситуаций и метод «кейс-стадии». С одной стороны, это метод ситуационного анализа, применяемый для получения навыков в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях (case study method). Среди рекомендаций по проведению развивающего обучения в инновационной организации следующее: выбор целей обучения; подготовка учебного занятия; выказываемое желание помочь работнику; формулировка проблемы и ее последствий; обоюдное признание проблемы; обсуждение возможных причин проблемы; обсуждение возможных решении и их преимуществ; согласование действий; документирование учебного занятия; контроль результатов занятия. Таким образом, проведенный анализ определяет необходимость развития и обучения персонала ООО ТД «Гратис», в первую очередь за счет внедрения методических приемов на основе технологии коучинга для достижения предприятием и персоналом более высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTELLECTUAL POTENTIAL IN AN INNOVATIVE ORGANIZATION

The study of personnel intellectual potential, the level and quality of received education, the skills and experience improved at the workplace is directly related to the improvement of customer service quality and competitiveness level. The need for the development of methods to use coaching and accumulated intellectual potential in an innovative organization is emphasized. The research was conducted at the company TD “Gratis”, engaged in the production and wholesale and retail trade. The following various methods are used in employees training in an innovative organization: methods of “incident”, “simulation”, role play, feedback method, group dynamics method, conferences and laboratory method. The priority is given to case study method. The recommendations for developmental training at an innovative organization are as following: the choice of learning objectives, preparation for a training session, expressed desire to help an employee, stating of a problem and its consequences, mutual recognition of the problem, discussion of possible causes of a problem, discussion of possible solutions and their advantages, coordination of activities, documentation of a training session, and monitoring of training results. The conducted analysis determined the necessity of the development and training of the personnel of the TD “Gratis” company, primarily through the implementation of instructional techniques based on coaching technology.

Текст научной работы на тему «Формирование интеллектуального потенциала в инновационной организации»

III этап. Прогнозный этап, на наш взгляд, является заключительным и включает в себя определение количественных параметров и показателей развития региональной экономики в перспективе. Рекомендуется составлять несколько типов прогнозов (чаще всего три типа):

1) общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом;

2) прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства;

3) прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц (городов, районов).

Данная поэтапная схема оценки текущего потенциала и возможностей его развития является универсальным инструментом.

Заключение

Понятие «социально-экономический» потенциал представляет собой механизм сбалансированного развития и воспроизводства, удовлетворяющего запросы населения, общественные потребности, обеспечивающий развитие производства и потребления с перспективой развития внешнеэкономической деятельности. Целью изучения и оценки потенциала региона является рост конкурентоспособности региона.

Оценка потенциала, возможностей его развития представляет собой сложный процесс, включающий в себя аналитику, построение концепции и прогнозов развития. На оценку потенциала имеет большое влияние множество факторов, которые необходимо классифицировать по основным признакам. Предложенная в статье

классификация факторов и целей отражает природу их возникновения и направленность, что облегчает изучение степени их влияния на потенциал.

Для более глубокого изучения понятия «социально-экономический потенциал» региона необходим комплексный подход: необходимо изучить составляющие элементы потенциала региона с целью определения основных направлений воздействия на них, а также рассмотреть международный опыт, методологические подходы к оценке социально-экономического потенциала и его элементов.

Библиографический список

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник. — М.: ГУ ВШЭ, 2004.

- 496 с.

2. Большая советская энциклопедия / ред. Б.А. Введенский. — М.: Эксмо, 2008. — 672 с.

3. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. — М.: Гелиос, 2009. — 255 с.

4. Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: учебное пособие. — Иваново, 2002. — 58 с.

5. Нестерова И.В. Потенциал территории как субъект стратегического государственного управления // Регион 86 — журнал государственного и муниципального управления Югры. — 2008, октябрь.

6. Зубаревич Н.В. Социальное развитие

регионов России: тенденции и проблемы переходного периода. — М.: Эдиториал

УРСС, 2005. — 213 с.

+ + +

УДК 331.001.76 Т.Е. Кузнецова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: потенциал, интеллектуальный потенциал, инновационная организация, коучинг в организации, обучение сотрудников в организации.

Введение

Интеллектуальный потенциал персонала, уровень и качество полученного образования, приобретенные навыки, опыт, умения, совершенствующиеся на рабочем месте, напрямую связаны с повышением качества обслуживания потребителей и уровнем кон-

курентоспособности. Возрастающая роль коучинга определяется тенденцией ужесточения требований потребителей к квалификации торговых работников узкой направленности, а также повышенным интересом к интеллектуальному капиталу, его созданию и использованию. В связи с этим подчеркиваются необходимость разработки методики применения коучинга и использование накопленного интеллектуального потенциала в инновационной организации.

Обучение и развитие персонала, связанные с оценкой эффективности и накоплением интеллектуального потенциала, разработаны и внедрены на инновационном торговом предприятии в несколько этапов или блоков [3].

Цель исследований — разработать методические приемы развития и обучения персонала на основе технологии коучинга для достижения предприятием и персоналом более высокого уровня конкурентоспособности.

Задачи исследования:

1) изучить понятие «интеллектуальный потенциал» в условиях конкурентоспособности;

2) определить метод оценки производственно-финансовой деятельности инновационного предприятия;

3) выявить в результате оценки методику, позволяющую определить целесообразность вложения инвестиций в развитие организации, в частности на развитие интеллектуального потенциала.

Объект исследований

Исследования проводились в Обществе с ограниченной ответственностью ТД «Гра-тис», вид деятельности которого — производство и оптово-розничная торговля.

Результаты исследований

При обучении сотрудников в инновационных предприятиях и организациях применяются методы «инцидента» и «имитации», ролевые игры, метод обратной связи, метод групповой динамики, конференции и лабораторный метод. Преимуществом пользуется метод анализа конкретных ситуаций и метод «кейс-стадии». С одной стороны, это метод ситуационного анализа, применяемый для получения навыков в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях (case study method). Он состоит в том, что стажер ознакомившись с описанием организационной производственной проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и

представляет свои находки и решения в дискуссии с другими стажерами. Этот метод направлен на получение стажером реального опыта по выявлению и анализу сложных проблем. Контролируют действия обучаемых коучи. При обсуждении ситуации обучающийся, в частности, узнает о существовании нескольких путей решения сложных организационных проблем и о существовании различных путей их решения. Наставничество осуществляется в три этапа. На первом — подготовка, при которой определяются потребности в обучении, происходит оценка целесообразности метода; выбирается обучающий коуч-наставник; обсуждаются задачи и организация процесса обучения; согласовывается план повышения квалификации или первичного обучения с коучем предприятия. На втором этапе оцениваются потребности и способности обучаемого; непосредственное обучение на рабочем месте/тренерство/делегирование некоторых обязанностей; оценка результатов и определение дальнейших потребностей. на третьем этапе происходят наблюдение за процессом развития подопечного и оценивание эффективности методов наставничества (табл. 1).

Считается, что такой метод имеет определенные практические преимущества, среди которых сочетание демонстрации и исполнения, работник может несколько раз видеть демонстрацию; имеют место мыслительная репетиция, подкрепление; прямая и обратная связь дается на каждом шаге демонстрации [2]. Например, обучение на рабочем месте, тренинг. Используются техники развивающего обучения.

Существуют три ключевых приема эффективного сотрудничества, в которых используются два типа открытых вопросов: информационные и побуждающие к размышлению. Информационные вопросы помогают получить дополнительные сведения. Вопросы, побуждающие к размышлению, используются с тем, чтобы подтолкнуть собеседника к обдумыванию ситуации, исследованию альтернативных решений.

Таблица 1

Зависимость оценки учебных потребностей и методов, применяемых наставником в инновационных организациях

Знания Опыт Методология

Отсутствует Отсутствует Обучение — тренировка (натаскивание и отработка навыков) — делегирование отдельных функций

Некоторые знания Небольшой опыт или его полное отсутствие (кратковременные профессиональные действия) Тренировка, при необходимости обучения — делегирование

Некоторые предыдущие знания Некоторый предыдущий опыт Тренировка делегирования

Обширные предыдущие знания Значительный предыдущий опыт Оценка и делегирование

Среди рекомендаций по проведению развивающего обучения в инновационных самообучающихся торговых компаниях назовём следующее: выбор целей обучения; подготовка учебного занятия; выказываемое желание помочь работнику; формулировка проблемы и ее последствий; обоюдное признание проблемы; обсуждение возможных причин проблемы; обсуждение возможных решении и их преимуществ; согласование действий; документирование учебного занятия; контроль результатов занятия. Подробно методика описана П. Шейлом и направлена на высвобождение заложенной в людях энергии и обучение сосредоточенному решению проблем, возникающих у сотрудников в торговом учреждении. В инновационных самообучающихся торговых организациях проводятся бизнес-тренинги. А. Сорокоумов, профессиональный коуч, предлагает сравнение понятий «тренинг и коучинг». Тренинг воспринимают панацеей от всех проблем в торговых учреждениях. Необходимо выделить, по нашему мнению, несколько отличий технологии коучинга и тренинга:

1. Тренинг — это лишь один из инструментов, которые используются в бизнес-консультировании, психотерапии и современном образовании для решения определенных задач, а коучинг, как и бизнес-консультирование, как и всевозможные школы психологии, — это другой метод. Предложенный метод сравнения может использовать самые разные инструменты, в том числе и тренинги. Поэтому здесь и нет противопоставления.

2. Тренинг — это вид работы, которая проводится в группе и с группой. Коучинг — это работа с индивидуумом.

3. На тренинге люди тренируют необходимые им навыки в специально созданной среде, обеспечивающей сравнительно безопасные условия. Тренинг происходит в группе, относительно изолированной от жизни и работающей по определенным правилам. Часто разрыв между игровой ситуацией в тренинге и реальной ситуацией в жизни бывает настолько велик, что человеку может потребоваться квалифицированная помощь для применения навыков (и продолжения обучения) в реальной жизни для саморазвития, которое, в конечном счете,

складывается в совокупный интеллектуальный капитал. Именно на этом концентрируется коучинг.

Главное в технологии коучинга — это действия в реальном, производственно непредсказуемом мире. В коучинге навыки вырабатываются, закрепляются и применяются в решении реальных задач в профессиональной сфере, и таким образом, качество таких навыков гораздо более высокое.

4. Недостатки современных тренингов, «как они есть» в современной бизнес-среде, проявляются в наличии «эмоциональной подпитки» для участников извне, за счет «харизмы» тренера. В коучинге же сразу подразумевается длительный режим работы, постоянные, частые и тщательно сфокусированные воздействия [4].

Чтобы иметь рыночное преимущество, инновационная организация должна обладать банком знаний. Стоимость знаний интеллектуальной группы сотрудников и организации в целом может превышать стоимость ее финансового капитала. Сюда же следует отнести технические средства хранения и поиска необходимой информации, ее адаптации для решения текущих задач организации. Оценить величину интеллектуального потенциала можно, используя следующие методики оценки производственнофинансовой деятельности организации. В таблице 2 приводим пример такой оценки с использованием двух методических подходов.

Необходимые пояснения к таблице 2:

1. Согласно методике № 1 текущие затраты капитала отнесены к расходам, а не к инвестициям, поскольку они только обеспечивают производственный процесс.

2. Согласно методике № 2 часть зарплаты отнесена на капиталовложения, создающие интеллектуальный задел, дающий результат в будущем (научные исследования, обучение, прогнозирование и т. п.). Таким образом, вся зарплата служащего относится к «расходам», а половина зарплаты менеджеров и коучей — к долгосрочным инвестициям (другая половина отнесена к «расходам»).

3. Согласно методике № 2 инвестиции в развитие организации, исследования и разработки полностью отнесены на развитие интеллектуального потенциала.

Таблица 2

Методика оценки производственно-финансовой деятельности инновационного предприятия

№ п/п Структура денежного баланса предприятия Методика № 1 Методика № 2

1 Сумма продаж за год 3000000 3000000

2 Минус издержки: арендная плата, сырьё, материалы и т.п. -600000 -600000

3 Минус капитальные затраты -100000 -100000

4 Минус заработная плата -1500000 -

5 Минус расходная часть зарплаты - -700000

6 Плюс добавленная стоимость, происходящая из НИОКР - 50000

7 Излишек денежных средств на конец года 800000 1500000

8 Цена капитализированного банка знаний компании с учетом НИОКР (прибыль компании, обусловленная банком знаний) - 750000

Для оценки структурных интеллектуальных фондов можно использовать два вида данных: накопленные запасы корпоративных знаний и организационная эффективность организации, показывающая, в какой степени ее организация стимулирует, а не тормозит работу. Структурный капитал существует в различных формах и проявляет себя в различных компаниях по-разному. Патенты, изобретения, описания производственных процессов, торговые марки, авторские права имеют определенные формы своего представления, а также (в соответствии с технико-экономическим обоснованием) юридически оформленные оценочные характеристики. Наряду с перечисленными интеллектуальными фондами организация может иметь, и другие интеллектуальные актины, нематериальные структурные ценности, принимающие менее определенные формы. Для их определения и оценки все интеллектуальные ценности компании можно подразделить на три группы:

1) технические: результаты исследова-

ний, разработок, испытаний; производственные технологии; иные производственные секреты и т.п.;

2) рыночные: авторские права, товарное имя и товарный знак, реклама, гарантии, регистрация товарной марки, дизайн и т.п.;

3) знания и навыки: базы знаний; техническая, учебная, справочная, статистическая, нормативно-правовая литература, пособия, документы; стандарты качества; технические требования, руководящие документы; процессы управления; требования и системы безопасности; лицензии; системы контроля выполнения договоров; информационные системы и т.п. [3].

Интеллектуальный капитал инновационного предприятия, во-первых, имеет несколько составных элементов, во-вторых, на его формирование и величину влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов. Поэтому интегральная оценка интеллектуального потенциала отражает

многогранную деятельность организации в целом. Т. Стюарт предлагает всего три прагматичных принципа, руководствуясь которыми можно сделать правильный выбор инструментария оценки интеллектуального потенциала:

1. Не усложнять задачу. Для качественной и объективной оценки интеллектуального потенциала требуется, как правило, не более трех измеряемых параметров каждого его вида — человеческого, структурного, потребительского — плюс один интегральный показатель, характеризующий эту сторону потенциала в целом.

2. Измерять нужно только то, что имеет важное стратегическое значение для деятельности ТД.

3. Измерять нужно только те виды деятельности, которые создают интеллектуальное богатство.

В целом можно сделать вывод, что внедрение коучинг-систем в торговое предприятие способствует эффективной работе организации, превращая его в инновационное самообучающееся предприятие.

Коучинг-система внедряется в организацию для решения следующих задач: а) повышения у сотрудника приверженности организации; б) повышения уровня мотивации; в) максимального использования потенциала сотрудника и увеличения его профессиональной эффективности; г) увеличения интеллектуального потенциала организации

[4].

Так, руководитель ТД «Гратис» (генеральный директор) крайне заинтересован в том, чтобы увидеть реальный возврат на инвестиции (Я01) от коучинг-проекта. По данным исследования, ROI (возврат инвестиций) в коучинг составляет примерно 1:5. После внедрения технологий коучинга произошло улучшение следующих параметров:

- уровень партнерства увеличился на 70%;

- эффективность работы в группах — на 67%;

- удовлетворенность работой — на 60%;

- продуктивность сотрудников — на 50%;

- качество работы — на 48%.

По другим оценкам, возврат инвестиций в коучинг составляет 1:8 и 1:10. Эти цифры красноречиво говорят о том, что коучинг — не просто модная теория, а действенный метод повышения эффективности развития персонала организации, метод накопления интеллектуального потенциала.

Вероятно, что проведенный выше анализ определяет необходимость развития и обучения персонала ООО ТД «Гратис» и, в первую очередь, за счет внедрения методических приемов на основе технологии коучинга, для достижения предприятием и персоналом более высокого уровня конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Елистратова Т.Г., Павлусенко О.П., Кузнецова Т.Е. Развитие кадрового потенциала предприятия (инновационный подход): монография. — ООО «Сибирь+», 2012.

2. Мансуров Р.Е., Настольная книга директора по персоналу: практическое пособие. — Юрайт, 2012.

3. Кузнецова Т.Е. Менеджмент развития персонала на основе технологии коучинга: на примере предприятий Алтайского края // Вестник Алтайского аграрного университета. — 2008. — № 7.

4. Кузнецова Т.Е. Обучение персонала организаций с использованием технологии коучинга // Экономика и управление. —

2007. — № 4.

+ + +

УДК 334.732.2:63 А.Ф. Максимов

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА

Ключевые слова: сельское развитие, финансовая услуга, кредитный кооператив, член кооператива, сельские жители, заём, заемщик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение

Последнее двадцатилетие характеризуется активным развитием кредитной кооперации в России. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее по тексту — СКПК) в настоящее время выполняют важную функцию по обеспечению доступности финансовых услуг на селе [1]. Они аккумулируют свободные денежные средства сельских жителей и направляют их на расширение и развитие хозяйств членов кооператива - создание новых рабочих мест, расширение землепользования, развитие малого бизнеса и сферы услуг на селе. В отличие от коммерческих финансовых организаций, СКПК не только удовлетворяют потребности своих членов в финансовых услугах, но и повышают их уровень благосостояния посредством распределения полученной прибыли между членами кооператива в зависимости от объема оказанных им услуг [2].

Поэтому СКПК являются важным институтом устойчивого развития сельской местности, повышения экономической активности и уровня человеческого капитала на селе.

Целью исследования явилось выявление роли СКПК в жизни сельских жителей и повышении их экономической активности. В качестве объекта исследования выступили 299 членов 48 кооперативов из 8 регионов России: Вологодская, Кемеровская, Пензенская, Саратовская и Ярославская области, Республик Адыгея, Калмыкия и Марий-Эл. В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос членов кооперативов, который был проведен в 2010 г.

Для сопоставления ряда показателей в динамике были использованы результаты аналогичных обследований, проведенных автором в 2004-2005 гг. [3].

Результаты исследования и их обобщение

При оценке роли СКПК в жизни села больше половины респондентов (57,9%) выразили мнение, что влияние кооператива ограничивается кругом его членов (табл. 1). Менее четверти опрошенных полагают, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.