Научная статья на тему 'Менеджмент развития персонала на основе технологии коучинга на примере предприятий Алтайского края'

Менеджмент развития персонала на основе технологии коучинга на примере предприятий Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Евгеньевна, Безрукова Татьяна Львовна

Комплексный подход менеджмента развития персонала на различных предприятиях позволяет наглядно представить ситуацию экономического состояния многих отраслей производства, которые ориентированы на достижение их конкурентоспособности и стабильности. Правомерно утверждать, что применяемые методики менеджмента развития персонала, средства, педагогические технологии стимулирования развития творческих способностей сотрудников (особенно торговых и предприятий АПК) доказали не только практическую надежность, устойчивость, эффективность, но и заслуживают применения в обучении персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Евгеньевна, Безрукова Татьяна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT MANAGEMENT BASED ON COACHING TECHNOLOGY BY THE EXAMPLE OF ENTERPRISES OF THE ALTAI REGION

Integrated approach to management of human resources development at various enterprises allows representing the situation of economic condition of many branches of industry, which are focused on achievement competitiveness and stability. It is right to assert, that the used techniques of management human resources development, the means, pedagogic motivation technologies of creative abilities development of the employees (especially trade and agricultural enterprises), proved not only their practical reliability, stability, efficiency, but also their applicability in human resources training.

Текст научной работы на тему «Менеджмент развития персонала на основе технологии коучинга на примере предприятий Алтайского края»

работникам — ученое звание профессора по специальности и доцента по специальности. Нами в рамках функционирования лаборатории совместно с ректоратом и управлением персоналом разработан Порядок рассмотрения аттестационных документов к присвоению ученых званий профессора (доцента) по кафедре в АГАУ, что значительно облегчило подготовку документов как для соискателей, так и для работы ученого совета.

Заключение

Структура ППС по должностям и уровню квалификации должна, на наш взгляд, определяться требованиями образовательных программ. Избыток квалифицированных кадров, как и их недостаток, в конечном итоге сказывается на качестве образовательных услуг и затратах на их оказание. Эффективная деятельность образовательных учреждений в рыночных условиях требует разумного и экономически оправданного соотношения должностей персонала вуза по их составу и структуре.

Существующая система определения уровня квалификации персонала высших учебных заведений в разрезе занимаемых должностей и тарификационных разрядов имеет глубокие исторические корни и академические традиции. Начавшийся процесс реформирования организации оплаты труда работников федеральных

бюджетных учреждений и реализации идеи создания федеральных университетов, несомненно, приведут к пересмотру квалификационных требований и должностных обязанностей персонала. Это потребует в новых условиях проведения научных разработок и актуализации нормативных правовых актов в области кадровой политики для принятия эффективных управленческих решений для достижения целей и реализации миссии университета.

Библиографический список

1. Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения: утверждена Постановлением Г оскомстата России от 07.12.1998 г. № 121 по согласованию с Минэкономики России и Минтрудом России.

2. Федеральный закон от 10.06.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

3. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

4. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

5. Рофе А.И. Научная организация труда / А.И. Рофе. М.: МИК, 1998. 320 с.

УДК 331.1.005.95

Т.Е. Кузнецова, Т.Л. Безрукова

МЕНЕДЖМЕНТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Введение

Консультант любого предприятия (как торгового, так и предприятий АПК) является специалистом в определённой области знаний. В ходе консультирования выясняются причины возникших затруднений, осуществляется обращение к личностному опыту в контексте событий, приведших к возникновению трудных ситуаций, в ре-

зультате чего дается экспертная оценка или заключение по рассматриваемому вопросу. В коучинге рассматриваются индивидуальная стратегия успеха, способ достижения результата в той области, в которой человек наиболее успешен и эффективен. Это позволяет объединить как цели фирмы, так и профессиональные цели сотрудников и сонаправить их.

Результаты исследования

Поскольку внутриличностные цели имеют мотивирующую силу, то результатом является повышение мотивированности сотрудников по отношению к целям компании. Результаты исследования «Manchester Inc.» показывают, что программы коучинга обеспечили улучшение многих параметров, например, производительность труда (это подтвердили 53% участников исследования); качество выполняемой работы (48%); укрепление организации (48%); качество обслуживания клиентов (39%) и т.д. [ 1 ] Показатели исследования объясняют стремление все большего числа руководителей использовать коучинг как передовой и эффективный способ управленческого консультирования. Отмечая достоинства коучинга, необходимо отметить, что он имеет свои ограничения, связанные, в частности, с индивидуальными особенностями и возможностями каждого человека. В различных организациях коучинг представлен своими структурными разновидностями: индивидуальный (проводится внештатным консультантом для менеджеров и руководящих работников); управленческий (управление сотрудниками руководством, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей); групповой (направлен на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей); коучинг для отдельно взятого проекта; системный проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи: коучинг организационного развития); корпоративный (его цель заключается в упорядочении взаимодействия по всем проводимым в организации мероприятиям). В отличие от традицион-ного консалтинга, коучинг фокусирует внимание на будущем и настоящем положении вещей и разрабатывает «маршрут движения» к оговоренной заранее цели [2]. Коучинг, как правило, направлен на достижение цели путем выработки неких навыков, а для этого традиционные методы обучения неэффективны, пос-кольку не учитывают предпочтений восприятия обучаемого, это своеобразный синтез методов и приемов и отдельный метод со своей философией, технологией и правилами, а его грамотное применение дает новое качество деятельности, не доступное другим методам. Для эффективного обучения коучу необходимо нивелировать негативный опыт традиционного обучения, учитывать особенности и потребности каждого обучаемого. Основой для описания предпочтений в обучении

послужил цикл обучения, впервые описанный в трудах П. Хани и А. Мамфорда (рис.).

Действительный опыт обучения может быть реактивным (когда событие спонтанно) и проактивным (в процессе стремления к накоплению опыта). Проактивный коучинг помогает достигнуть наивысшего уровня эффективности сотрудника в оптимальные сроки для увеличения продуктивности организации. Например, (в торговых организациях и на предприятиях АПК) при проведении тренинговых занятий могут быть поставлены следующие цели: наработать базовые навыки применения коучинга в работе с персоналом. По окончании тренинга участники приобретут навыки работы по схеме GROW; научатся использовать основные технологии коучинга в управлении персоналом; смогут применять полученные знания в своей работе; увидят в новом ракурсе стоящие перед ними рабочие задачи и др.

Цель применения коучинга (как в торговых организациях, так и на предприятиях АПК) вербально оформляется по-разному: «Я хочу быстро и успешно освоиться на новой должности, создать продуманную стратегию работы», «Мне нужна команда единомышленников. Как сплотить этих сильных лидеров-оди-ночек?», «Как я могу еще эффективнее влиять на своих подчиненных и партнеров по бизнесу?»; «Я получил уже второй диплом о высшем образовании, занимался на тренингах. Как развиваться дальше?» и др. В зависимости от запросов личности процесс коучинга строится индивидуально, имеет свои методические и внедренческие приемы и технологии, однако первоначальный этап для всех схож — это обязательное анкетирование работников [3]. Анкета включает в себя различные составляющие, например, самостоятельность выполнения заданий, требовательность к себе и другим, поведение в критической ситуации, желание учиться и возможность самообучаться и т.д. Методика внедрения технологии коучинга (как в торговых, так и в организациях переработки производства в АПК) предусматривает проведение системы оценки результатов деятельности работников, а также непременно учитывает специфику труда на каждом участке по наиболее существенным параметрам, включает в себя стандарты и критерии оценки результативности, порядок установления оценки и расчета оценочных баллов, организацию процесса аттестации и меры, принимаемые по ее результатам.

Процесс обучения Опыт

План

Рефлексия

" ——-- Вывод

Рис. Процесс обучения, описанный в трудах П. Хани и А. Мамфорда

Экспериментальная часть

Современная оценка сложности и качества работы специалистов, разработанная НИИ труда, как типовая включает в себя оценку деловых качеств и результатов труда по набору параметров, сведенных в формулу:

L = К, х I, + К2 х 12, (1)

где L — комплексная оценка качеств сотрудника (руководителя и его команды), различных специалистов;

К — профессионально-квалификационный уровень работника, зависящий от уровня образования, опыта работы, креативного подхода к порученному заданию;

11 — оценка деловых качеств, предъявляемых к данной должности (определяется экспертным путем по набору существенных признаков);

К2 — оценка сложности выполняемых функций;

12 — оценка непосредственных результатов труда по количеству плановых и внеплановых работ, качеству и срокам выполнения поставленных задач.

Усредненные оценки заносятся в таблицу (табл. 1), анализируются, и коуч по-

лучает оценку деловых качеств того или иного сотрудника. Данная оценка совокупности деловых качеств является определенной базой построения плана работы с тем или иным сотрудником, включения в группу для объединения в процесс решения поставленной задачи: научиться самообучению в организации на основе той базы, которая предоставлена руководством компании. Такая оценка определяется путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и может быть выраженной формулой:

П

11 = 2 аУХ х Х (2)

1=1

где i — порядковый номер признака деловых качеств;

п — число признаков; а^ — j-тый уровень i-того признака у изучаемого работника, балл;

хi — удельная значимость i-того признака в общей оценке деловых качеств, доли единицы.

Таблица 1

Регистрационная таблица балльных оценок, определяющих деловые качества специалистов (как торговых организаций, так и на предприятиях АПК)

Признаки деловых качеств Удельная значимость признака (х,) Балльная оценка признаков с учетом их удельной значимости (а х ^ 1 2 3 4

1. Компетентность 0,33 0,33 0,66 0,99 1,32

2. Способность организовывать и планировать свой труд 0,07 00,7 0,14 0,21 0,28

3. Сознание ответственности за выполняемую

порученную работу 0,25 0,25 0,50 0,75 1,00

4. Самостоятельность и инициатива 0,14 0,14 0,28 0,42 0,56

5. Способность к самообучению, новые методы 0,08 0,08 0,16 0,24 0,32

6. Работоспособность 0,08 0,08 0,16 0,24 0,32

7. Способность контактировать с сотрудниками фирмы как по горизонтали, так и по вертикали 0,05 0,05 0,10 0,15 0,20

ИТОГО 1,00

Согласно таблице 1 определяются баллы, соответствующие уровням признаков и учитывающие их удельную значимость. К примеру, сумма баллов составляет общую оценку деловых качеств сотрудника торгового дома «Гратис», г. Барнаул:

^ = 0,99 + 0,21 + 0,75 + 0,28 + 0,32 + + 0,32 + 0,20 = 3,07.

По аналогии проводятся расчеты достижений и показателей других сотрудников ТД «Гратис». Среди всех оценочных показателей важна «способность к обучению и самообучению», так как внедряемый коучинг основан на определенных в процессе анкетирования свойствах и качествах личности каждого сотрудника. Выделяется ряд факторов, влияющих на эффективность технологии коучинга внутри торговой организации или предприятий АПК. В целом положительно изменяется менеджмент развития персонала в процессе использования технологии коучинга (особенно торговых организаций и предприятий АПК).

1. Наличие четкого представления о процессе использования технологии коучинга в менеджменте обучения и развития сотрудников:

а) цель (задачи/сроки): кого и в каком направлении предполагается развивать. Что в результате получит организация (возможно за какой срок);

б) анализ ситуации в компании = корпоративная культура + кадровая политика + корпоративная культура обучения (система, традиция, особенности);

г) анализ возможностей коучинга в рамках поставленной цели и ситуации в компании, возможно ли эффективное использование коучинга как метода менеджмента для обучения и развития сотрудников, если да, то в каком объеме;

д) критерии оценки эффективности: что изменится;

е) описание в целом роли коучинга в процессе менеджмента развития сотрудников и в частности процедуры взаимодействия коуч + игрок.

2. Внутрикорпоративные факторы, влияющие на эффективность использования технологии коучинга для обучения и развития сотрудников (особенно торговых организаций и предприятий АПК):

а) наличие возможностей профессионального, карьерного и финансового развития;

б) корпоративная культура обучения:

- визионерская, в чистом виде, исключает использование коучинга;

- технологическая культура обучения, в чистом виде, минимизирует эффектив-

ность использования коучинга. Коучинг будет носить директивный характер, приближаясь к послетренинговому консультированию;

- культура обучения, направленная на специализацию, которая позволяет эффективно использовать коучинг, в первую очередь, недирективного характера, способствуя обучению и развитию сотрудников.

Результаты исследования

Анализ, проведенный в процессе изучения эффективности внедрения коучинга (особенно в торговых организациях и на предприятиях переработки в АПК), позволил определить список проблем, над решением которых необходимо работать специалистам, внедряющим технологию самообучения: объективизация оценки

развития, обучения руководителей и всего персонала предприятия; исследование имеющихся возможностей создания самообучающихся площадок (как торговых организаций, так и предприятий АПК). В ходе комплексной оценки менеджмента развития персонала необходимо получить эффективные подходы к созданию самообучающихся (как в торговых организациях, так и на предприятиях переработки в АПК) на основе технологии коучинга, рассмотреть методологические основы менеджмента развития персонала на основе технологии коучинга при помощи наставничества, консультирования и тренинга. Первоначально использовались традиционные методы, среди которых:

- сфокусированность на отдельном работнике. Оцениваются деловые качества специалистов как торгового предприятия, так и предприятия АПК. Работник изучается в организационном контексте. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку;

- обоснованность на оценке сотрудника руководителем. Фактически руководитель находится в положении единственного экзаменатора и наблюдателя по отношению к подчиненному: он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого (коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков);

- ориентированность в прошлое. Не учитывает долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.

Неудовлетворенность многих организаций (как торговых организаций, так и предприятий АПК) традиционными мето-

дами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов менеджмента развития персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Так, выделились указания для развития нетрадиционных подходов к обучению и оценке сотрудников:

- рассматривать рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации; предлагается делать акцент на оценку и обучение работника на основе технологии коучинга;

- оценку отдельного сотрудника и рабочей группы производить с учетом результатов работы всей организации;

- принимать во внимание не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.

Бесспорно, что цель обучения (самообучения) персонала заключается в следующем: повышение адекватности ка-

честв рабочей силы требованиям рабочих мест, обеспечение менеджмента развития работников и более эффективное использование их потенциала, расширение их кругозора и повышение удовлетворенности трудом, предоставление возможности карьерного роста, задействование факторов интереса к труду, обеспечения потребности предприятия в кадрах за счет внутреннего потенциала работников без привлечения иных ресурсов. Методика коучинга достаточно многообразна и позволяет учитывать личностные особенности и склонности работников, производственную ситуацию. Так, в торговом предприятии имеет место первичное обучение сотрудников, которые не имеют необходимого профессионального образования.

Оно осуществляется в различных направлениях: обучение на краткосрочных курсах, обучение в бригаде, индивидуальное обучение и самообучение, что предусматривало либо индивидуальную работу «шеф — наставник — новый сотрудник», либо выдачу перечня необходимой литературы, которую новый сотрудник должен освоить к определенному числу и пройти аттестацию. Результативность бизнес-тренингов; коуч-тренингов оценивается на основании критериев по модели Киркпатрика (табл. 2).

Обучение на предприятии имеет и иную цель: показывает, каково состояние обученности опытных сотрудников, так как повышение их профессиональной и управленческой компетентности позволяет усовершенствовать программу обучения, предоставить возможность карьерного роста, будет способствовать более эффективному использованию внутренних кадровых ресурсов. В то же время констатировано, что там, где сотрудники не имели целенаправленного воздействия тренеров-коучей на творческое развитие, не наблюдалось существенных изменений, развитие шло медленней, работники не испытывали особой потребности в изменении своей деятельности, эффективности работы отдела не наблюдалось. Данные формирующего тестирования показали устойчивую динамику менеджмента развития сотрудников экспериментальной группы и относительную стабильность менеджмента развития сотрудников контрольной группы ТД «Гратис» (табл. 3).

В ходе диагностики в процессе выполнения определенных заданий оценке подвергался уровень мышления экспериментальной и контрольной групп в 2003 г. при первичном использовании технологии обучения персонала методикой коучинга.

Таблица 2

Определение результативности тренингов

№, п/п Критерии результативности тренинга Оценка эффективности тренинга

1 Реакция участников Все участники согласны продолжать обучение на тренингах, проводимых в компаниях коучем предприятия

2 Уровень усвоения материала Работники демонстрируют хорошее знание материала

3 Изменения в поведении Сотрудники используют более 30% инструментов, знаний и навыков, приобретенных на тренинговых занятиях

4 Результат Увеличение продаж

Таблица 3

Динамика развития способностей сотрудников торговой организации (по данным тестирования и анализа результатов тренинговых коуч-программ),

количество сотрудников

Подгруппы Экспериментальная группа 2003 г. Контрольная группа 2003 г. Экспериментальная группа 2007 г. Контрольная группа 2007 г.

1-я подгруппа (высокие показатели развития) 6 4 10 5

2-я подгруппа (средние показатели развития) 9 8 15 8

3-я подгруппа (низкие показатели развития) 10 12 0 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 25 24 25 23

Заключение

Таким образом, правомерно утверждать, что применяемые методики менеджмента развития персонала, средства, педагогические технологии стимулирования развития творческих способностей сотрудников торговой фирмы и предприятий АПК доказали не только свою практическую надежность, устойчивость, эффективность, но и заслуживают применения в обучении персонала, в многоплановой работе с сотрудниками как торгового предприятия так и предприятия АПК. Главное — помнить несколько базовых принципов коучинга:

1. Открытый партнерский режим работы, что означает, что все делается с согласия клиента и с «раскрытыми картами».

2. Клиент двигается туда, куда ему действительно нужно.

3. Обучающийся принимает решения и делает все своими руками.

4. После обучения сотрудник способен решать аналогичные проблемы самостоятельно.

Самообучающаяся организация — это команда связанных единым видением и ценностями сотрудников, которые способны развивать, совершенствовать производственный процесс (продукт этого процесса), отношения, в нем возникающие, а также свое понимание ситуации через постоянное получение обратной связи от своих коллег, клиентов, партне-

ров, руководителей, т.е. внешней и внутренней среды.

Вывод

Самообучающаяся организация — это организация, которая, получая обратную связь, использует ее как для корректировки рабочего процесса в соответствии с заданной технологией, так и для совершенствования своих способностей на будущее. Если организация (как торговая, так и предприятия АПК) находится в плену интеллектуальных моделей, то она не формирует новое понимание ситуации в активно изменяющихся условиях рынка. Поэтому в процессе внедрения технологии коучинга присутствует важный сегмент

— постоянное личностное развитие сотрудников.

Библиографический список

1. Сартан Г.Н. Новые технологии управления персоналом / Г.Н. Сартан, А.Ю. Смирнов, В.В. Гудимов и др. СПб.: Речь, 2003.

2. Сердунич М.И. Оценка мастеров

как элемент целостной системы управления персоналом / М.И. Сердунич // Управление персоналом. 2006. № 8.

С. 121-125.

3. Сенге Питер. Пятая дисциплина: ис-

кусство и практика самообучающейся организации / Питер Сенге. М.: ЗАО

«Олимп-Бизнес», 1999. 408 с.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.