ЛИТЕРАТУРА
1. Кирьянова, Л. А. Мир спорта в условиях пандемии / Л. А. Кирьянова, Л. В. Морозова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2021. - № 2( 49). - С. 153-159.
2. Кирьянова, Л. А. Информационная безопасность в сфере физической культуры и спорта / Л. А. Кирьянова, Л. В. Морозова, П. К. Кузнецов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 144-148.
REFERENCES
1. Kiryanova, L.A. and Morozova, L.V. (2021), "The world of sports in a pandemic". Scientific works of the North-West Institute of Management, RANEPA, No. 2 (49), рр. 153-159.
2. Kiryanova, L.A., Morozova, L.V., and Kuznetsov, P.K. (2018), "Information security in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 144-148.
Контактная информация: ludasport@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.02.2022
УДК 796.015
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ КОНВЕРСИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБОГАЩАЕМОЙ СИСТЕМЫ И ВНЕДРЯЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Сергей Владимирович Мухаев, кандидат педагогических наук, тренер, Баскетбольный
клуб «Енисей», г. Красноярск
Аннотация
В статье представлены критерии, которым должны удовлетворять структурные схемы, тренировочные программы, упражнения и методики при формировании конверсионной тренировочной системы, а также правила адаптации этих структурно-функциональных компонентов в соответствии с представленными критериями. Показано, что цель и задачи конверсии являются системообразующим фактором формирования обогащенной конверсией тренировочной системы, задавая её функцию, которая определяет необходимую структурную организацию формируемой системы тренировки и критерии, которым должны соответствовать составляющие её структурно-функциональные компоненты. Разработанные инструменты конверсии позволяют производить модернизацию тренировочных систем изменением или заменой составляющих их компонентов, а также конструировать новые технологии из функционально законченных модулей.
Ключевые слова: конверсия; тренировочные системы; спортивные технологии; критерии; правила адаптации структурно-функциональных компонентов.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p305-312
FORMING AN INTEGRATED TRAINING SYSTEM BASED ON THE CONVERSION OF STRUCTURAL AND FUNCTIONAL COMPONENTS OF THE ENRICHED SYSTEM AND THE TECHNOLOGY BEING IMPLEMENTED
Sergei Vladimirovich Mukhaev, the candidate of pedagogical sciences, coach, Basketball Club
"Yenisei", Krasnoyarsk
Abstract
This article presents the criteria that structural schemes, training programs, exercises and methods must satisfy when forming a conversional training system, as well as the rules for adapting these structural and functional components according to criteria presented. It is shown that conversion goal and objectives are a system-forming factor in the formation of a conversion-enriched training system, setting its function, which determines the necessary structural organization of training system being formed and the criteria
that needs to be met by its structural and functional components. Developed conversion tools make it possible to modernize training systems by changing or replacing their components, as well as to design new technologies using functionally completed modules.
Keywords: conversion, training systems, sport technologies, criteria, rules for adapting structural-functional components.
ВВЕДЕНИЕ
В предыдущей публикации [6] было представлено концептуальное обоснование трёх способов конверсии наукоёмких спортивных технологий при модернизации тренировочных систем, в соответствии с особенностями различных уровней осуществления спортивной деятельности. При осуществлении конверсии первым способом, в обогащаемой тренировочной системе «устаревшая» процессуальная часть заменяется более эффективной процессуальной частью из внедряемой технологии. При втором способе конверсии производится приспособительное изменение наиболее подходящей под цель и задачи конверсии общей схемы тренировочного процесса и различных структурно-функциональных компонентов из двух систем, после чего формируется единая тренировочная система. При осуществлении конверсии третьим способом, из общих и специальных принципов спортивной тренировки, с использованием системных законов адаптации и законов переноса тренированности формируется система принципов, на основе которой конструируется тренировочная технология.
И, если для практического использования первого способа, достаточно имеющихся теоретико-методологических наработок в области конверсии, то остальные способы нуждаются в детальной проработке. Поэтому целью данной работы является развитие второго способа конверсии, через решение следующих задач: разработка критериев, которым должны удовлетворять структурные схемы, тренировочные программы, системы упражнений и тренировочные методики, внедряемые в обогащаемую тренировочную систему; разработка правил адаптации указанных структурно-функциональных компонентов тренировочных систем в соответствии с этими критериями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Феномен конверсии данным способом следует понимать как эффект положительного переноса в соответствующие структурные образования таких компонентов конверсируемой технологии и обогащаемой тренировочной системы, которые наиболее эффективно совершенствуют подготовленность спортсмена. Структурно-функциональные компоненты внедряемой технологии и модернизируемой тренировочной системы объединяются в единую систему, в соответствии с функцией, задаваемой целью конверсии. В основе процесса адаптации конверсируемой технологии в обогащаемой тренировочной системе лежит формирование абсолютно специфической тренировочной системы, решающей конкретные тренировочные задачи. Обязательными инструментами формирования этой специфической системы, согласно принципам конверсии: «изменения содержания конверсируемой технологии» и «изменения содержания обогащаемой тренировочной системы» [5], являются адаптационные изменения в компонентах, как внедряемой технологии, так и обогащаемой тренировочной системы.
Два фактора влияют на выбор технологии, посредством которой собираются повысить эффективность обогащаемой тренировочной системы. Первым фактором являются закономерности и принципы конверсии [5], которые определяют возможность внедрения и адаптации технологии в модернизируемую тренировочную систему. Вторым фактором является величина прироста спортивного результата и сроки его достижения. Для этого анализируется опыт подготовки спортсмена на предыдущих этапах тренировки и те сдвиги в уровне его мастерства, которые могут быть реально обеспечены в текущем году.
Стыковки и адаптация соответствующих структурно-функциональных компонентов при внедрении технологии в модернизируемую тренировочную систему, схематично
представлены на рисунке. _ _4
Название, Название, цель, задачи Цель, задачи Конвер-
О цель, задачи сии О
Концептуальный компонент Концептуальный компонент Концептуальный компонент
б о г Принципы функционирования Принципы функционирования —> Система принципов функционирования модернизированной б о г
а системы системы тренировочной си- а
щ тренировки тренировки стемы щ
а Содержа- Содержа- Модернизированные ё
е Содержа- тельная тельная Содержа- системы упражне- Содержа- н
м тельно- часть часть тельно- ний, методики, тре- тельно- н
а я процессуальный компонент Процессуальная часть Процессуальная часть процессуальный компонент —> нировочные программы по компонентам подготовки процессуальный компонент а я
с Исходный Конечный с
и уровень уровень Сличение реальных и и
с подготов- подготов- заданных характери- с
т Управляю- ленности ленности Управля- — стик тренировочного Управляю- т
е м а щий компонент Состояние псих. сферы Состояние псих. сферы ющий компонент процесса по компонентам подготовки щий компонент е м а
Педагог. Педагог. Коррекция програм-
тесты тесты мы тренировки
Рисунок - Стыковки и адаптация частей и компонентов конверсируемой технологии и модернизируемой тренировочной системы
Критерии и правила приспособления структурно-функциональных компонентов
Концептуальный компонент. Концептуальный компонент состоит из названия технологии, её целевой направленности, принципов функционирования. Название технологии отражает суть решаемой проблемы, основную идею и характерную ситуативную направленность. Целевая направленность в сжатом виде даёт представление о результатах применения технологии, через конкретизацию решаемых задач.
Очевидно, что модернизируемая система тренировки и внедряемая технология должны быть близки друг с другом в сути решаемой проблемы, но могут различаться в способах преобразования исходного уровня тренированности в планируемый. Различия могут быть и в специфике: особенности вида спорта, тренируемого контингента и пр., что отразится на отличиях в иерархии целей и задач модернизируемой системы и внедряемой технологии, их структуре и содержании. При этом результатом конверсии должна быть единая система, конкретной направленности с чётко выстроенной иерархией цели и решаемых задач, единой структурой и содержанием. Именно цель и задачи внедрения и адаптации технологии являются исходным началом, системообразующим фактором формирования модернизированной тренировочной системы, определяя её целевую направленность. При этом возможны следующие варианты. Первый - когда цель и задачи кон -версии совпадают с целевой направленностью модернизируемой системы (если необходимо повысить эффективность системы в её исходном назначении). Если же необходимо модернизировать систему с коррекцией её функции, то именно цель и задачи конверсии, в каждом конкретном случае, дают представление о планируемых результатах такого слияния, определяют сдвиги в уровне специальной физической подготовленности и технико-тактического мастерства спортсмена, влияют на выбор спортивной технологии необходимой для модернизации тренировочной системы. Тем самым задавая функцию формируемой конверсионной тренировочной системы, которая становится возможной только при определённом целесообразном сочетании всех видов парциальных нагрузок, при наличии необходимого уровня организации системы тренировки в целом, т. е. её
структуры.
Что касается системы принципов построения и функционирования формируемой конверсионной технологии. При данном способе конверсии тренировочная технология выстраивается из самостоятельных структурно-функциональных компонентов: способа построения тренировочного процесса и тренировочных программ. Каждый из этих компонентов имеет свою систему принципов построения и функционирования. Соответственно формирование системы принципов конверсионной тренировочной системы происходит за счёт наполнения её частными принципами структурно-функциональных компонентов после их корректировки и объединения в систему в соответствии с целью и задачами конверсионных преобразований.
Структура формируемой тренировочной системы
Для построения структуры формируемой конверсионной тренировочной системы необходимо определиться с выбором способа построения тренировочного процесса. В первую очередь, рассматриваются способы, лежащие в основе построения тренировочного процесса в модернизируемой системе и внедряемой технологии. Если не один из этих способов невозможно приспособить к осуществлению заданной функции, то рассматриваются другие способы, имеющиеся в теории и методике спортивной тренировки. Основным критерием правильного выбора и приспособления способа построения тренировочного процесса является его способность к осуществлению функции, заданной целью и задачами конверсии. Для этого структурные компоненты, определяющие периодизацию тренировки, должны способствовать приведению организма спортсмена в состояние наилучшей подготовленности к главным стартам сезона или серии стартов, в зависимости от задач.
Ряд особенностей влияет на выбор способа построения тренировочного процесса. Если стоит задача сокращения срока вхождения спортсменами в состояние спортивной формы, то используют комплексные способы и комбинированный, а увеличения - этапные, блочные и вариативный. В каждом из видов спорта используется ограниченное количество способов построения периодов спортивной формы. В «художественных» видах применяется комбинированный, в циклических видах выносливости используются чаще всего этапные и вариативный способы, в ациклических и циклических скоростно-силовых видах - комплексные, комбинированный и вариативный [1].
Очевидно, что наиболее подходящий способ построения процесса тренировки необходимо адаптировать к условиям конверсии. Для этого временные рамки этапов, блоков (в зависимости от способа построения тренировочного процесса) должны быть скорректированы таким образом, чтобы создать условия для протекания адаптационных перестроек на уровне различных систем организма и обеспечения реализации заданной динамики состояния спортсмена в годичном тренировочном цикле. Основой для таких коррекций являются представленные в хронокартах [3] данные о граничных вариантах времени, объективно необходимого для развёртывания адаптационных перестроек при воспитании различных двигательных способностей. Но окончательный вид структура формируемой тренировочной системы примет лишь после адаптации внедряемых тренировочных программ.
Содержательно-процессуальный компонент системы тренировки раскрывает непосредственно тренировочный процесс и состоит из двух частей: содержательной и процессуальной. Содержательная часть определяется перечнем необходимых физических упражнений, особенностями их выполнения, объёмом и интенсивностью в тренировочном занятии, недельном и месячном циклах. Процессуальная часть раскрывает формы организации тренировочного процесса (т.е. способы упорядочения его содержания). Всё это реализуется на уровне тренировочных программ, в которых чётко определены по направленности и величине воздействий и выстроены в строгом порядке в мезо-, микро-
циклах подготовки, в тренировочных занятиях механизмы тренировочной системы: виды парциальных нагрузок, соотношения разных видов средств, методы и приёмы, что позволяет достигать конкретных результатов в рамках отведённого времени. По сути, в тренировочных программах закодирована тренировочная система для решения тренировочных задач за определённое число последовательных действий.
Поскольку любой вид двигательных действий представляет собой парциальную нагрузку, предназначенную для выполнения конкретной функции, то эти «частные» функции тренировочных программ должны быть приведены в соответствие с функцией формируемой технологии, заданной целью и задачами конверсии. Поэтому следующим шагом является подбор и приспособление программ к адаптированному ранее способу построения тренировочного процесса. Программы отбираются из «старой», модернизируемой тренировочной системы и «новой», внедряемой технологии. Также могут быть использованы подходящие тренировочные программы, используемые в тренировочных системах других спортивных дисциплин. Отобранные программы должны удовлетворять следующим критериям:
1. Адекватность цели и задачам тренировочного процесса, накопленному объёму и характеру тренировочной работы.
2. Соответствие логической структуре (этапу, блоку, периоду) тренировочного процесса.
3. Функциональность программы. Необходимо, чтобы за счёт задаваемой программы действий, их последовательности, порядка повторения, в точном нормировании нагрузок и интервалов отдыха, в организме спортсменов формировались специфические функциональные системы, способствующие достижению высокого спортивного результата.
4. Гармоническая взаимосвязь с другими программами в единой тренировочной системе. В идеале, внедряемые программы должны не просто вписаться в тренировочную систему, но и достигнуть синергии во взаимодействии между собой.
5. Соответствие временным рамкам. По продолжительности применения внедряемые программы необходимо вписать в соответствующий тренировочный этап, период. Поэтому, при адаптации внедряемых программ, некоторые из них придётся укоротить, а какие-то удлинить, при условии сохранения их функциональности. Если же при изменении продолжительности действия программ может пострадать их функциональность, то лучше пойти по пути коррекции временных рамок этапов, блоков и пр. Поэтому окончательные временные рамки структурных образований тренировочного процесса определяются после адаптации внедряемых программ.
Для увеличения или уменьшения сроков действия программы требуется физиологическое обоснование и определённые приёмы. Например, из принципа «экономии гормонов», в рамках мезоциклов, следует нагружать эндокринную систему 14-21 день и давать ей восстанавливаться 7-10 дней. Нагружают эндокринную систему развивающими силовыми или скоростно-силовыми упражнениями, а разгружают - тонизирующими [8]. Это даёт возможность на неделю увеличить или уменьшить продолжительность соответствующей работы. А, вместе с «разгрузочным» микроциклом, можно варьировать сроком до двух недель. При этом важнейшим условием является то, что все вносимые изменения должны положительно влиять или, если это вспомогательные программы, не оказывать отрицательного воздействия на формирование функциональных систем, способствующих достижению высоких спортивных результатов. Кроме того, время действия изменённой по продолжительности программы должно быть достаточным для формирования необходимых адаптационных изменений в соответствующих системах организма. Основанием для принятия решения об изменении продолжительности действия программы являются данные хронокарт [3] о временных параметрах поступательных и редукционных измене-
ний тренированности.
Правила и приёмы адаптации внедряемых программ
Системы упражнений являются одним из основных инструментов, влияющим на развитие тренированности спортсмена. Поэтому приспособительное изменение тренировочных программ начинается с подбора, частичной замены или видоизменения тренировочных средств, используемых конверсируемой технологией, модернизируемой тренировочной системой или другими технологиями. Критерием правильного подбора и приспособления тренировочных средств является «±10-15%-ый коридор специфичности» [1]. Для того чтобы осуществлялся «автоматический» положительный «перенос тренированности» на основное соревновательное движение, тренировочные упражнения, по кинематическим и динамическим характеристикам двигательных действий, не должны отличаться от соревновательного более чем на 10-15% при соблюдении оптимального объема тренировочной нагрузки. Если же, в тренировочном процессе, используются неспецифические упражнения, то выбираются такие, которые стимулируют развитие анаболических процессов в «нужных» для спортивной дисциплины мышцах. Затем задей-ствуются эти же мышцы, но уже в специфических режимах [7].
Методы и методики тренировочного процесса. Содержание тренировочного процесса наполняют упражнения различных видов и различной направленности, а метод связывает их в единую динамическую систему. Перефразируя на тренировочный процесс описание сути метода и методики, приведённое В. И. Загвязинским в отношении педагогического исследования [4] получаем, что тренировочный метод есть производное от общей концепции и общей стратегии тренировочного процесса, функционально-инструментальная часть тренировочной системы. Тренировочная методика - это целенаправленная система методов и приёмов в определённой последовательности их использования, выражающая планируемый способ достижения необходимого уровня тренированности спортсмена и обеспечивающая достаточно полное и надежное решение тренировочной задачи. Эта последовательность задаётся алгоритмами тренировочной программы. Алгоритм своим набором инструкций, описывающих последовательность использования отдельных методов и приёмов, является системным основанием формирования тренировочных методик. Связка «алгоритм - методы» является одним из основных механизмов тренировочной программы, позволяющим осуществлять её эффективное функционирование. Согласно принципу конверсии: «сохранности концептуальной основы конверсируемой технологии» [5], хорошо отлаженные тренировочной практикой механизмы необходимо использовать без изменений. Вполне может быть, что в «старой», модернизируемой тренировочной системе, многолетней практикой были сформированы довольно совершенные методики тренировки, но устарели используемые тренировочные средства. А новые технологии оказываются эффективнее «старой» системы лишь благодаря новым тренировочным средствам. Тогда, не исключено, что симбиоз «старых» методик и «новых» тренировочных средств может оказаться более эффективным, чем полно -стью внедрённые методики и средства из новых технологий.
Методики тренировки выбираются в зависимости от цели и задач конверсии, специфики спортивной дисциплины, уровня подготовленности спортсмена по критерию наибольшей эффективности, которая оценивается по динамике индивидуальных результатов каждого спортсмена. Внедрение новых тренировочных средств может потребовать новых способов и приёмов их использования. В таком случае внедрение новых способов и приёмов в устоявшуюся методику производится на основе имеющихся алгоритмов.
Следующим шагом является оценка качества проведённых приспособительных изменений структурно-функциональных компонентов и внесение корректив при необходимости.
Управляющий компонент. Управление - это контроль хода тренировочного процесса и коррекция его в случае необходимости [2]. Управление ходом тренировочного процесса сводится к оценке и контролю динамики состояния спортсмена, учёту выполненной нагрузки и анализу взаимосвязи между ними, руководствуясь следующими положениями:
1. Объективной оценкой уровня специальной физической и технической подготовленности, а также состояния психологической сферы спортсмена, на основе специальных инструментальных методик или педагогических тестов. Тесты должны быть объективными и валидными.
2. Тестирование должно проводиться со строгой периодичность 1-2 раза в месяц независимо от периодизации и структуры этапов подготовки. Необходимо соблюдать постоянство условий тестирования, исключающих вероятность влияние на его результаты случайных факторов.
3. Управление требует систематического сличения реальных и заданных характеристик хода тренировочного процесса. В случае расхождения между ними, необходимо выяснения причин и коррекция программы тренировки.
После внедрения, адаптации и внесённых изменений, возникает необходимость внесения дальнейших коррекций из-за изменения состояния подготовленности спортсмена, прошедшего тренировку по данной системе. Соответственно, для выведения спортсмена на новый уровень специальной работоспособности, происходит корректировка задач, перенос акцентов в тренировке, что приводит к изменению содержания тренировочного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным итогом работы является разработка критериев и правил адаптации в соответствии с этими критериями конверсируемых структурных схем, тренировочных программ, систем упражнений и методик при формировании интегрированной тренировочной системы. Разработанные инструменты конверсии позволяют, с одной стороны, производить модернизацию существующих тренировочных систем изменением или заменой составляющих их компонентов. С другой - являются системными основаниями методики конструирования содержательно-процессуального компонента технологии модульным способом - собирать их как конструктор из функционально законченных модулей. Это позволит облегчить и ускорить процесс конструирования технологий для решения широкого круга задач спортивной тренировки, а также гибко и эффективно их переориентировать на решение меняющихся задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 303 с.
2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Спорт, 2019. - 184 с.
3. Вовк С.И. . Диалектика непрерывности и дискретности в процессе подготовки квалифицированных спортсменов: дис. ... д-ра пед. наук / Вовк Сергей Иванович. - Москва, 2008. - 268 с.
4. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвя-зинский. - Москва : Педагогика, 1982. - 160 с.
5. Мухаев С.В. Теоретико-методологическое основание внедрения и адаптации передовых спортивных технологий в новую среду их функционирования / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 73-76.
6. Мухаев С.В. Конверсия наукоёмких спортивных технологий как механизм модернизации систем спортивной тренировки / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 6-8.
7. Павлов С.Е. «Секреты» подготовки хоккеистов / С.Е. Павлов. - Москва : Физкультура и Спорт, 2008. - 224 с.
8. Селуянов, В.Н. Физическая подготовка футболистов / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. - Москва : ТВТ Дивизион, 2004. - 192 с.
REFERENCES
1. Bondarchuk, A.P. (2005), Periodization of sports training, Olympic Literature, Kiev.
2. Verkhoshansky, Y.V. (2019), Programming and organizing training process, 2nd ed., Sport, Moscow.
3. Vovk, S.I. (2008), Dialectics of continuity and discreteness in the process of training qualified athletes, dissertation, Moscow.
4. Zagvyazinsky, V.I. (1982), Methodology and methods of didactic research, Pedagogika, Moscow.
5. Mukhaev, S.V. and Semenov, L.A. (2018), "Theoretical and methodological basis for the introduction and adaptation of advanced sports technologies into a new environment of their functioning", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 73-76.
6. Mukhaev, S.V. and Semenov, L.A. (2021), "Conversion of high-tech sports technologies as a mechanism of modernization for the sports training system", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 6-8.
7. Pavlov, S.E. (2008), "Secrets" of hockey players' training, Physical Culture and Sports, Moscow.
8. Seluyanov, V.N., Sarsania, S.K. and Sarsania, K.S. (2004), Physical training offootball players, TVT Division, Moscow.
Контактная информация: smukhaev@bk.ru
Статья поступила в редакцию 24.02.2022
УДК 37.013
ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Наталья Юрьевна Налётова, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Ивановна Маханькова, аспирант, Смоленский государственный университет, г. Смоленск
Аннотация
Статья посвящена изучению содержания и формам организации волонтерской деятельности в России. Волонтерство рассматривается как инструмент социализации и нравственного становления студентов, а также как инструмент формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Развитие волонтерства определено как составляющая часть развития российского общества. Целью исследования является анализ роли волонтерства в процессе социализации и нравственного становления студентов колледжа. В исследовании применены следующие методы: анализ научно-методической литературы и анализ проведенного исследования. На основе проведенного исследования дана сравнительная характеристика готовности к участию в различных видах волонтерства среди студентов с опытом волонтерства и без. Результаты проведенного исследования позволили определить самые важные терминальные и инструментальные ценности студентов, выбирающих волонтерскую деятельность. Также по результатам исследования была определена готовность студентов к участию в различных видах волонтерства. Формирование профессиональных, социально активных и ответственных граждан - основная задача современной организации среднего профессионального образования в России. Волонтерство в образовательной организации является неотъемлемым условием результативности подготовки специалистов.
Ключевые слова: образование, педагогика, волонтерство, волонтер, терминальные ценности, инструментальные ценности, мотивация, потребности, мотивы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p312-316
VOLUNTEERING AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND MORAL DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENTS
Natalia Yuryevna Naletova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Ivanovna Makhankova, the post-graduate student, Smolensk State University