Научная статья на тему 'Формирование интегрированной межгосударственной системы информационного обеспечения таможенного аудита'

Формирование интегрированной межгосударственной системы информационного обеспечения таможенного аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / AUDIT / AUDIT ORGANIZATIONS / INFORMATION SUPPORT / INTEGRATED INTERSTATE SYSTEM / CUSTOMS AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березюк Валентина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования интегрированной межгосударственной системы информационного обеспечения таможенного аудита в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Систематизированы причины проблем, связанных с внешнеэкономической деятельностью и таможней в Казахстане, а также выделены принципы создания и организации функционирования интегрированной системы информационного обеспечения таможенного аудита. Эффективность функционирования органов таможенного аудита в решающей степени зависит от актуальности, полноты и надежности используемой ими информации. Эффективная система таможенного аудита должна обеспечивать объективной и достоверной информацией об использовании ресурсов ЕАЭС в соответствии с принципами законности, экономичности и эффективности деятельности государственных органов.Отмеченные в статье аспекты информационного обеспечения таможенного аудита могут быть решены на основе создания межгосударственного интегрированного информационно-экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Березюк Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTEGRATED INTERSTATE SYSTEM OF INFORMATION SUPPORT OF CUSTOMS AUDIT

This article examines the formation of an integrated information management system of the interstate customs audit within the Eurasian Economic Union. It systematizes the reasons of the problems related to foreign trade activities and customs in Kazakhstan and highlights the principles of creation and operation of an integrated information management system for customs audit. The performance of the customs audit authorities largely depends on relevance, completeness and reliability of the information they use. An effective system of customs control and audit should provide the objective and reliable information on the use of the EAEC resources in accordance with the principles of legality, efficiency and effectiveness of the public authorities’ activity.The problems of information support of customs audit stated in the article can be solved by means of establishing the integrated interstate information and economic environment.

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированной межгосударственной системы информационного обеспечения таможенного аудита»

УДК 657.6

Формирование интегрированной межгосударственной системы информационного обеспечения таможенного аудита

БЕРЕЗЮК ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, г. Караганда, Казахстан E-mail: valuha-hilo@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования интегрированной межгосударственной системы информационного обеспечения таможенного аудита в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Систематизированы причины проблем, связанных с внешнеэкономической деятельностью и таможней в Казахстане, а также выделены принципы создания и организации функционирования интегрированной системы информационного обеспечения таможенного аудита. Эффективность функционирования органов таможенного аудита в решающей степени зависит от актуальности, полноты и надежности используемой ими информации. Эффективная система таможенного аудита должна обеспечивать объективной и достоверной информацией об использовании ресурсов ЕАЭС в соответствии с принципами законности, экономичности и эффективности деятельности государственных органов.

Отмеченные в статье аспекты информационного обеспечения таможенного аудита могут быть решены на основе создания межгосударственного интегрированного информационно-экономического пространства.

Ключевые слова: аудит, аудиторские организации, информационное обеспечение, интегрированная межгосударственная система, таможенный аудит.

Development of Integrated Interstate System of information Support of Customs Audit

VALENTINA I. BEREZIUK,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting and Auditing, Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz, Karaganda, Kazakhstan E-mail: valuha-hilo@mail.ru

ABSTRACT

This article examines the formation of an integrated information management system of the interstate customs audit within the Eurasian Economic Union. It systematizes the reasons of the problems related to foreign trade activities and customs in Kazakhstan and highlights the principles of creation and operation of an integrated information management system for customs audit. The performance of the customs audit authorities largely depends on relevance, completeness and reliability of the information they use. An effective system of customs control and audit should provide the objective and reliable information on the use of the EAEC resources in accordance with the principles of legality, efficiency and effectiveness of the public authorities' activity.

The problems of information support of customs audit stated in the article can be solved by means of establishing the integrated interstate information and economic environment.

Keywords: audit, audit organizations, information support, integrated interstate system, customs audit.

В настоящее время создание механизма упрощения и ускорения таможенных процедур становится особенно актуальным в рамках ЕАЭС.

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами — участниками ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Евразийский экономический союз создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-участников.

Евразийская экономическая комиссия ЕАЭС планирует, что с 01.01.2017 вступит в силу новая редакция Таможенного кодекса. Таможенный кодекс получит новое название — Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Процесс затягивают принципиальные разногласия государств — членов ЕАЭС в подходах к принципам таможенного регулирования1. В нем будет ряд новшеств, в частности:

• взаимное признание уполномоченных экономических операторов;

• перспективы исключения представления при таможенном декларировании документов о подтверждении соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза;

1 URL: http://rg.ru/2015/12/15/kodeks.html (дата обращения: 11.05.2016).

• меры, направленные на развитие механизма единого окна2.

Практически все зарубежные компании, как и компании Казахстана, испытывают трудности, связанные с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). В основном это связано с таможенными, валютными, налоговыми и другими государственными структурами, контролирующими ВЭД и с постоянно меняющимся и запутанным законодательством, имеющим двойственный смысл.

На наш взгляд, причины возникновения проблем некоторых казахстанских предприятий в ВЭД и с таможенным декларированием можно систематизировать следующим образом:

1. Незнание законов и правоприменительной практики. Это связано со сложностью и изменениями законодательства Казахстана, с межведомственными противоречиями и многовариантным толкованием законов и, как следствие, с особенностями и нюансами правоприменительной практики.

2. Неумение участников рынка отличить предложения, связанные с «серыми», т.е. незаконными, таможенными схемами ввоза и вывоза товаров в Казахстан и из него, а также оценить последующие риски.

3. Незнание требований контрольно-надзорных органов, проверяющих деятельность участников ВЭД, или недооценка этих рисков.

4. Неумение понять уровень ответственности и квалификации тех, кто предлагает услуги, а также оценить уровень их пренебрежения законами и склонности к финансовым рискам.

5. Тотальный дефицит квалифицированных и опытных кадров по всем специальностям, связанным с ведением ВЭД.

Эффективность функционирования органов таможенного аудита в решающей степени зависит от актуальности, полноты и надежности используемой ими информации, глубины и качества ее анализа. Все они испытывают острый

2 Сайт ЕАЭС. URL: http://tass.ru/ekonomika (дата обращения: 03.12.2015).

недостаток в такой информации, дефицит которой связан с отсутствием полноценной системы регистрационно-учетных функций государства и слабой разработанностью научно обоснованных подходов к определению характера и объема данных, необходимых для мониторинга использования определенных ресурсов в целях эффективного развития ВЭД.

На наш взгляд, необходимо рассматривать систему информационного обеспечения таможенного аудита и государственного управления в целом как инструмент формирования государственных информационных ресурсов и современных технологий, используемый для повышения эффективности таможенного аудита. В числе направлений системы информационного обеспечения таможенного аудита необходимо отметить: моделирование, прогнозирование, планирование, управление и регулирование, мониторинг и контроль в рамках методологически единой интегрированной информационной среды, позволяющей фиксировать текущее состояние и оценить перспективы развития национальной экономики.

Отмеченные выше аспекты информационного обеспечения таможенного аудита могут быть решены на основе создания межгосударственного интегрированного информационно-экономического пространства.

Межгосударственное интегрированное информационно-экономическое пространство определяется как совокупность административных, организационных и нормативно-правовых мер, технических и программных средств, а также собственно экономической информации, формируемой всеми органами государственного управления и субъектами стран ЕАЭС. Эта информация на основе информационного взаимодействия (обмена информацией) и консолидации в требуемых аспектах в состоянии целостно, функционально полно, методологически единообразно, во взаимосвязях и в динамике описать межгосударственный хозяйственный комплекс, социально-экономическую среду общественного организма на всех уровнях и во всех звеньях государственной иерархии. Подобная совокупность мер и средств должна обеспечивать сбор, передачу, актуализацию, хранение, защиту и санкционированное

предоставление экономической информации, являющейся объектом управленческого учета, различным категориям потребителей в соответствии с конкретными запросами и правом доступа [1, с. 18].

Межгосударственное интегрированное информационно-экономическое пространство призвано преодолеть ограниченность частных, узковедомственных подходов к организации информационного обеспечения таможенного аудита и механизмов рыночного регулирования. С этой целью, с одной стороны, необходимо соблюсти примат общегосударственных интересов реализации целостного управления межнациональным развитием и социальным прогрессом, а с другой — формировать и поддерживать баланс интересов государств ЕАЭС.

Развитие теории создания системы информационного обеспечения таможенного аудита будет способствовать вхождению стран — участниц ЕАЭС в зону формирования информационных основ публичного управления и международного информационного обмена в исследуемой области с учетом обеспечения требуемого уровня безопасности.

По нашему мнению, основными принципами создания и организации функционирования интегрированной системы информационного обеспечения таможенного аудита являются:

• системность сбора и аналитической обработки информации в соответствии с целями и задачами таможенного аудита;

• методологическая, лингвистическая и информационная совместимость баз данных текущей, ретроспективной и прогностической информации на межгосударственном уровне;

• налаженный обмен информацией между органами — обладателями информационных ресурсов, субъектами и объектами контрольной деятельности;

• открытость системы для поэтапной модернизации с использованием межгосударственных информационных ресурсов, объединением финансовых и материально-технических средств заинтересованных сторон ЕАЭС;

• гарантированная обеспеченность информационной безопасности;

• достоверность и непротиворечивость информации;

• наличие хорошо подготовленных кадров.

Считаем, что проблема информационного

моделирования аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС должна быть сформулирована в виде четырех крупных блоков:

1. Первичность целей информационной системы таможенного аудита.

2. Информационно-программная среда, включая:

• выбор объектов и формирование информационного пространства предметной области;

• организацию информационной технологии, обеспечивающей поддержку таможенного аудита;

• формирование вывода, заключений и рекомендаций, основанных на профессиональном суждении аудитора.

3. Использование средств и методов экономико-математического моделирования информационных объектов и процессов отображения таможенного аудита в объектах информационных пространств (например, построение пространств, использующих методологию теоретико-множественного категорийного подхода, а также теорию пространственных матриц).

4. Разработка теоретических положений и практических рекомендаций по созданию таможенного аудита, в том числе и с использованием новых технологий.

Указанными обстоятельствами предопределяется актуальность исследования проблем информационного обеспечения таможенного аудита.

Инструментом таможенного аудита, способным обеспечить существенное повышение эффективности его функционирования, являются информационные ресурсы, методология создания и использования которых применительно к исследуемой области требует новых подходов, основанных на современных эффективных инновационно-информационных технологиях. Факторами информационного обеспечения таможенного аудита, системной связи всех его механизмов и структур становятся учет, отчетность и режим информационного взаимодействия всех субъектов контрольной деятельности.

Однако, несмотря на наличие определенной научной основы, до настоящего времени

не разработана проблема взаимосвязи таможенного аудита в Казахстане с созданными на базе теоретико-методологических положений информационными ресурсами ЕАЭС и обоснования обеспечения его органов информацией, необходимой для эффективной и результативной реализации их функций.

Экономико-статистическая и иная официальная информация, которая, так же как и система учета, занимает исключительно важное место для оценки количественных и качественных результатов деятельности таможенных структур, предпринимателей, итогов выполнения утвержденных в установленном порядке проектов, целевых программ и других приоритетных направлений. Однако на уровне ЕАЭС возможности получения сведений от субъектов разных стран ограничены по причинам организационного и методического характера, а также в силу отсутствия законодательной базы, регулирующей процесс информационного взаимодействия сторон.

Особенностью создаваемой интегрированной системы информационного обеспечения таможенного аудита является обилие субъектов информационного взаимодействия, объектов контроля и управления в целом, а также первоисточников информации. Кроме того, информационные ресурсы таможенного аудита «разбросаны» в географическом пространстве с соответствующими часовыми поясами.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо уточнить понятие формирования информационного пространства таможенного аудита во взаимодействии с источниками информации и отметить, что это самостоятельный этап работ, требующий специализированных технологий, обеспечивающих возможность инвентаризации имеющейся экономической информации, ее актуализации, кодирования сведений, формирования массивов баз данных и т.д.

Поддержание информационного пространства, элементов территориально-распределен-ной информационно-аналитической системы таможенного аудита и самой автоматизированной системы также является самостоятельной и сложной задачей. В информационном пространстве этой системы наличие достоверных первичных данных и обобщенных сведений

становится необходимым условием ее развития, а комплексность в использовании административных и иных источников информации позволит существенно сократить соответствующие бюджетные расходы [2, с. 56].

Прикладные программные комплексы, решающие основные функциональные задачи, должны использовать однородный массив данных, что на практике не реализуется.

В этих условиях территориально-распреде-ленная информационно-аналитическая система таможенного аудита должна:

• способствовать накоплению и систематизации данных в режиме информационного взаимодействия с другими органами власти по уровням управления, в том числе с финансовыми контролирующими структурами, имеющими, в отличие от органов таможенного аудита, территориальные подведомственные организации, с подконтрольными объектами и иными участниками данного процесса;

• обеспечивать предоставление информации в необходимой для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий временной, пространственной, объектной и иерархической ретроспективе с заданной степенью детализации;

• содействовать освоению развиваемой за рубежом технологии постоянного (непрерывного) аудита, позволяющего существенно повысить надежность и эффективность контроля, снизить нагрузку на подконтрольные объекты, оперативно выявлять нарушения и недостатки, предупреждать риски или в значительной степени уменьшать наносимый ими ущерб, а также значительно сократить время и трудозатраты на проведение самих аудиторских мероприятий [3, с. 93].

По нашему мнению, необходимо изучить положительные моменты создания ЕАЭС и выявить негативные последствия административно-территориальной разобщенности, связанной со слабой координацией в процессе создания, и дальнейшего развития государственных информационно-аналитических систем стран ЕАЭС. В их числе отметим:

• преимущества (сильные стороны):

1. Отмена уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов, в связи с этим — уменьшение фактической себестоимости товаров.

2. Составление и заключение договоров поставки товаров между государствами ЕАЭС требует от сторон знания специальной терминологии. Во избежание случаев неверного толкования понятий, используемых в сфере ВЭД, и, как следствие, возникновения споров необходимо руководствоваться правилами, закрепленными в Инкотермс. Четкое соблюдение правил Инкотермса позволяет точно определить сумму налога на добавленную стоимость (НДС).

3. Определение по Инкотермсу даты поставки товара, распределение между сторонами договора транспортных издержек и иных расходов, связанных с перевозкой груза, урегулирование условий перехода ответственности за риски, связанные с гибелью, утратой или порчей товара в процессе транспортировки. К примеру, раньше на таможенном пункте четко делали отметку о пересечении товаров таможенной границы, а теперь — в зависимости от того, какой определен момент и место перехода обязательств от поставщика к покупателю.

4. Отсрочка сроков уплаты суммы НДС — не позднее 20-го числа, следующего за месяцем поставки товаров.

5. Создание единой электронной базы Таможенного союза, доступ к ней при наличии электронной цифровой подписи (криптоключа) с целью увеличения уровня информационной и экономической безопасности. Возможность получить из единой электронной базы необходимую информацию и перенести ее на бумажные носители.

6. Предоставление статистической отчетности Агентству Республики Казахстан по статистике, налоговой отчетности — Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и отчетности по ВЭД — Национальному банку Республики Казахстан в электронном виде, что позволяет высвободить время бухгалтера, уменьшить утомительную работу по подборке данных для таможенных органов.

7. Использование товаров покупателем сразу, не проходя все процессы таможенного контроля груза (временной фактор).

8. Исключение личного контакта таможенного инспектора с декларантом является положительным моментом борьбы с коррупцией;

• недостатки (слабые стороны):

1. Очень большой объем документации, копий соответствующих приложений к заявлению на ввоз-вывоз продукции, товаров, сырья (при наличии электронной базы!), предоставляемых в налоговые органы для подтверждения ввоза-вывоза данных запасов и уплаты НДС, требования отдельных поставщиков предоставления налоговой отчетности предприятия, ввозившего товар с подтверждением уплаты НДС на бумажных носителях, мотивируя тем, что электронная база данных не достаточно эффективна. Но это субъективное мнение отдельных предприятий.

2. Предоставление данных каждому уполномоченному органу (Агентству Республики Казахстан по статистике, Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Национальному банку Республики Казахстан) в той форме, в которой они хотят видеть.

3. Сроки предоставления отчетности различные, например налоговой — до 20-го числа следующего за месяцем поставки товаров, а статистической — до 3-го числа следующего за месяцем поставки товаров. Отсюда иногда возникают погрешности в статистических данных, информация искажена. В налоговой отчетности информация представлена более точно, так как есть время (до 20-го числа) перепроверить имеющиеся данные, пересмотреть определенные показатели.

4. Отражение данных в статистической отчетности осуществляется в долларах США, курс постоянно изменяется, при этом применяются дополнительные расчеты либо статистические органы «навязывают» свой курс.

5. Использование данных о продвижении товаров, пересечении границы, полученных от поставщика либо логистических компаний в соответствии с договором, не всегда соответствуют действительности (человеческий фактор), а отчет составлен и предоставлен в электронном виде уполномоченным органам.

В предлагаемой межгосударственной системе организации информационного обеспечения таможенного аудита, по нашему мнению, должны быть воедино связаны его методология и информационные технологии, учтены

основные тенденции их развития. В связи с этим предлагаем:

1. Создать Единую информационную телекоммуникационную систему, реализуемую в рамках проекта «Электронное правительство», что окажет серьезное позитивное воздействие на результативность работы органов таможен -ного аудита всех уровней, будет способствовать общему развитию информационных ресурсов и положительно повлияет на формирование информационной культуры в рамках ЕАЭС.

2. Совершенствовать Единый межгосударственный регистр субъектов и обеспечить на его основе интеграцию, развитие и применение в государственных информационных системах данных, основанных на единых принципах идентификации и учета субъектов, стандартизации отчетности и организованных, в первую очередь на основе Единого межгосударственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, иных системообразующих регистров, баз статистических данных и других массивов информации.

3. Расширить прогностические возможности учета и отчетности, что будет способствовать ориентированности таможенного аудита на будущие изменения в системе управления. Анализ практики таможенного аудита показывает его тесную связь с учетом и отчетностью, являющимися важными средствами осуществления его функций. Это обусловлено, в частности, тем, что предметом учета являются факты, имеющие экономическую и юридическую природу, а сам учет служит средством, методом и формой контроля. Главным направлением совершенствования учета является его формирование на основе единой методологии и единой исходной информационной базы.

4. Сформировать информационную инфраструктуру таможенного аудита и наладить информационное взаимодействие с обладателями информационных ресурсов, например с органами проведения налогового аудита.

5. Унифицировать не только технологию представления сведений и интерфейсы доступа к ним, но и создать единую логическую структуру баз данных контрольных органов по уров-

ням межгосударственной системы в рамках ЕАЭС.

Предложенные в исследовании подходы позволят, по нашему мнению, сформировать информационную базу, определить информационный процесс таможенного аудита, основные этапы его организации, состав информации, предназначенной для решения аудиторских задач, осуществлять прогноз и мониторинг, направленный на поиск путей, определяющих выбор правильных решений различными группами пользователей информационного поля.

Таможенный аудит обеспечивает независимую объективную оценку результатов управленческой деятельности и дает информацию, позволяющую на основе принципа обратной связи вырабатывать и воплощать в жизнь корректирующие решения, ориентированные на достижение целей ВЭД. Осуществление органами таможенного аудита действенных мер возможно только при использовании адекватных форм и методов их работы, наличии высококвалифицированных кадров, развитой

информационной среды и совершенной нормативной базы [4, с. 78].

Разрабатываемые вопросы развития и организации таможенного аудита направлены на обеспечение качественных аудиторских услуг в таможенной сфере, создание благоприятных условий для ведения бизнеса. При этом аудиторской организацией могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения законодательства и искажений финансовой отчетности у участника ВЭД, но она не вправе заставить принимать решения. Однако на основании таких рекомендаций участник ВЭД может самостоятельно изменить данные, например величину заявленной таможенной стоимости, тем самым избежав наличия правонарушения.

Комплексное информационное обеспечение органов власти по уровням управления и субъектов позволит, на наш взгляд, создать действенные механизмы таможенного аудита и экономической самоорганизации общества в рыночных условиях, способствующие эффективному развитию экономики всех стран ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. АбсемитовМ.О. Таможенное дело Казахстана: история, опыт, перспективы. Астана, 2011. 112 с.

2. Юсупова Н.И., Иванова Е.И., Фаттахов Р.В., Сметанина О.Н. Информационное обеспечение управления и контроля: монография. М.: Машиностроение, 2008. 351 с.

3. Иванова Е.И., Коваль Г.М., Тимофеева О.Ф. Приграничное сотрудничество: пути и перспективы развития: учеб. пособие. Курск: КИГМС, 2007. 167 с.

4. Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учеб. пособие. М.: КноРус, 2007. 326 с.

References

1. AbsemitovM.O. Tamozhennoe delo Kazakhstana: istoriia, opyt, perspektivy [Customs of Kazakhstan: history, experience, prospects]. Astana, 2011, 112 p. (in Russ.).

2. Iusupova N.I., Ivanova E.I., Fattakhov R.V., Smetanina O.N. Informatsionnoe obespechenie upravleniia i kontrolia: monografiia [Information support of management and control: monograph]. Moscow, Mashinostroenie — Engineering, 2008, 351 p. (in Russ.).

3. Ivanova E.I., Koval' G.M., Timofeeva O.F. Prigranichnoe sotrudnichestvo: puti i perspektivy razvitiia: ucheb. posobie [Cross-border cooperation: the ways and perspectives of development: textbook]. Kursk, KIGMS — KIGMS, 2007, 167 p. (in Russ.).

4. Ivanova E.I., Mel'nik M.V., Shleinikov V.I. Audit effektivnosti v rynochnoi ekonomike: ucheb. posobie [Performance audit in market economy: manual]. Moscow, KnoRus — KNORUS, 2007, 326 p. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.