Научная статья на тему 'Совершенствование механизма осуществления таможенного аудита'

Совершенствование механизма осуществления таможенного аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / риск / стратегия / таможенный аудит / таможенный контроль / audit / risk / strategy / customs audit / customs control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березюк Валентина Ивановна

Аннотация: необходимость переосмысления механизма правового регулирования в аудиторской деятельности, учитывая новые экономические реалии, создания и даль-нейшего совершенствования контрольных функций поз-воляют получать достоверную информацию состояния законности, полноты нормативно-правового регулирова-ния таможенного аудита. Имеющие место проблемы внедрения таможенного аудита обязывают разрабатывать новые подходы, свя-занные с регулированием аудиторской деятельности. Возникает необходимость улучшения нормативно-правовой базы и создание качественного теоретического, организационного, методологического обеспечения ауди-та как основы для решения практических задач. Решение вопросов, связанных с осуществлением тамо-женного аудита и их анализ помогает выстроить новые подходы теоретического и прикладного исследования в сфере таможенного аудита, что, в свою очередь, имеет большое экономическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Березюк Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS AUDIT

Annotation: the need to rethink the mechanism of legal regulation in the audit activity, taking into account new economic realities, the creation and further improvement of control functions, allows obtaining reliable information on the state of legality, completeness of the regulatory legal regulation of customs audit. The existing problems of introducing customs audit oblige to develop new approaches related to the regulation of audit activities. There is a need to improve the regulatory framework and create a high-quality theoretical, organizational, methodological support for auditing as a basis for solving practical problems. The solution of issues related to the implementation of the customs audit and their analysis helps to build new approaches to theoretical and applied research in the field of customs audit, which, in turn, is of great economic importance.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма осуществления таможенного аудита»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

20.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА

Березюк Валентина Ивановна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Место работы: Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

[email protected]

Аннотация: необходимость переосмысления механизма правового регулирования в аудиторской деятельности, учитывая новые экономические реалии, создания и дальнейшего совершенствования контрольных функций позволяют получать достоверную информацию состояния законности, полноты нормативно-правового регулирования таможенного аудита.

Имеющие место проблемы внедрения таможенного аудита обязывают разрабатывать новые подходы, связанные с регулированием аудиторской деятельности. Возникает необходимость улучшения нормативно-правовой базы и создание качественного теоретического, организационного, методологического обеспечения аудита как основы для решения практических задач. Решение вопросов, связанных с осуществлением таможенного аудита и их анализ помогает выстроить новые подходы теоретического и прикладного исследования в сфере таможенного аудита, что, в свою очередь, имеет большое экономическое значение.

Ключевые слова: аудит, риск, стратегия, таможенный аудит, таможенный контроль.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS AUDIT

Berezyuk Valentina I., Ph.D., Associate Professor, associate professor of the department «Accounting and Audit» Work place: Karaganda Economic University Kazpotrebsoyuz

[email protected]

Annotation: the need to rethink the mechanism of legal regulation in the audit activity, taking into account new economic realities, the creation and further improvement of control functions, allows obtaining reliable information on the state of legality, completeness of the regulatory legal regulation of customs audit. The existing problems of introducing customs audit oblige to develop new approaches related to the regulation of audit activities. There is a need to improve the regulatory framework and create a high-quality theoretical, organizational, methodological support for auditing as a basis for solving practical problems. The solution of issues related to the implementation of the customs audit and their analysis helps to build new approaches

to theoretical and applied research in the field of customs audit, which, in turn, is of great economic importance.

Keywords: audit, risk, strategy, customs audit, customs control.

Таможенный аудит в процессе управления представляет ведущую роль, а его органы определяются как стержневое звено всей системы управления, так как включают в себя и сферу таможенного контроля и методы управленческого контроля, выделяются в виде внешнего контрольного элемента в отношении ко всем субъектам, наделяются необходимыми функциями и определенными полномочиями.

Контроль регулирования и управления зафиксирован как система проверки и наблюдения соответствия работы подсистемы принятым резолюциям, а также разработки основных и дополнительных действий путем осуществления управленческих санкций, что поспособствует наилучшему достижению намеченного результата. Он представляет инструмент обнаружения и предупреждения ошибок, отклонений и трактуется как часть деятельности определенной системы управления, любой управленческой структуры [3, с.18].

В современных условиях, когда возникает сложность в межвалютных отношениях, основной упор делается на налоговое урегулирование экономики как главного источника образования доходной части бюджета, неоднократно повышается первостепенное значение таможенного аудита во внешнеэкономических связях. Определенная принципиальность таможенного аудита устанавливается с учетом создания и выполнения долгосрочных программ расширения и развития ЕАЭС [1]. Таможенный аудит оказывается нужным на всех определенных этапах составления стратегического плана, начиная со стратегического планирования и анализа и заканчивая корректировкой стратегических программ и планов.

Основная задача внешнего таможенного аудита - контролировать и проверять эффективное использование национальных ресурсов для повышения качества жизни населения и обеспечения национальной безопасности. Внутренний таможенный аудит направлен на контроль достижения государственными органами окончательных результатов в их работе, точности и достоверности финансовой отчетности, эффективности работы таможенных органов, соблюдения таможенного законодательства.

Преобразование национального бизнеса позволяет произвести принципиальные изменения в выполнении контрольной деятельности как внутри субъекта, так и внешними контролирующими органами. При этом значительная часть контрольных органов создавалась при командно-административной системе управления. Их функции, цели и структура фиксировали потребность и необходимость подобной системы.

Появление новых видов и типов субъектов, организационных структур, изменение форм собственности предполагают систематическое развитие контрольной деятельности как целой части современной инфраструктуры. Улучшение результативности внешнего контроля за осуществлением деятельности субъектов отнюдь не устраняет правильной организации общей системы внутреннего контроля.

По нашему мнению, таможенный аудит позволяет выявить явные или скрытые ошибки и нарушения, возможные риски и последствия, а также разработать необходимые предложения и альтернативы решений по их устранению и недопущению. Такой подход позволит уклониться или своевременно снизить

Березюк В. И.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА

риски и последствия, или уйти от непредсказуемых финансовых проблем и расходов [6, с. 192].

Таможенный контроль - это комплекс мер, которые осуществляют таможенные органы, в том числе с применением системы управления рисками с целью гарантии соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства каждой страны-участника ЕАЭС. В соответствии с мировыми тенденциями система таможенного контроля при таможенном оформлении товара должна быть максимально упрощена с целью ее понимания большинством участников ВЭД. При проведении таможенного контроля таможенные органы должны проверять следующее:

- правильность определения кода ТН ВЭД-

- правильность определения таможенной стоимости;

- соблюдение тарифных мер таможенного регулирования (правильность начисления и уплаты таможенных платежей и сборов);

- соблюдение нетарифных мер таможенного регулирования (сертификация, лицензирование и т.п.) [9, с. 59].

Не секрет, что процедура проверки запутана и не всегда обоснована. Особенно это касается проверки правильности определения таможенной стоимости. В последнем случае нельзя использовать только статистическую информацию, имеющуюся в распоряжении таможенных органов, необходим индивидуальный подход к каждой сделке с учетом всех характеристик товара, влияющих на ценообразование. Зачастую при проведении таможенного контроля (как при оформлении товара, так и после его выпуска) таможенные органы запрашивают у декларанта или таможенного представителя документы и сведения, не относящиеся к рассматриваемой сделке или таможенной операции.

Для того чтобы снизить риск возникновения проблем при проведении таможенного контроля (корректировка стоимости, доначисление платежей, начисление штрафов и т.д.), необходимо комплексно и профессионально с самого первого этапа подходить к вопросу подготовки пакета документов, который будет предоставляться в таможенные органы. Подготовка к проверке начинается с момента заключения контракта, разрабатываемого индивидуально для каждой сделки с учетом всех особенностей поставки. Кроме этого, необходимо подготовить пакет документов, подтверждающих таможенную стоимость товара, правильность определения кода ТН ВЭД, соблюдение тарифных и нетарифных мер при таможенном оформлении, определение страны происхождения, использование преференций [2]. Эти документы необходимы для того, чтобы максимально снизить вероятность проведения повторного таможенного контроля после выпуска товара.

В случае, когда процедура таможенного оформления завершена и предполагается повторный таможенный контроль, целесообразно осуществить таможенный аудит, как всей внешнеэкономической деятельности, так и отдельных операций с целью корректировки документов и минимизации рисков, связанных с привлечением к ответственности субъектов за нарушение таможенного и валютного законодательства [5, с. 122].

Таможенный аудит - это многоэтапная процедура, связанная с проверкой юридической и финансовой документации субъекта на предмет наличия таможенных рисков. По итогам проверки аудиторы формируют аудиторский отчет с подробным описанием выявленных нарушений и рекомендациями по их устранению. Для создания в странах-участниках ЕАЭС действенной системы таможенного аудита необходимо наличие

определенных предпосылок, к основным из которых, на наш взгляд, можно отнести следующие:

- качество организации таможенного процесса, системы финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

- наличие потребителей и пользователей таможенного аудита, их информационные потребности и ожидания;

- адекватность организационных форм таможенного аудита его целям, задачам, принципам;

- соответствующее качество нормативной и законодательной базы таможенного аудита [8, с. 42].

Подобно сфере практической деятельности аудит построен на входной информации и правовой, теоретической базе, выполняет при несовпадении с теоретической методологическую функцию, является отправной точкой в научно-исследовательской деятельности.

Состояние специальных информационных процедур вытекает из правовых, теоретических и прикладных элементов аудита, то есть межкультурной связи с целью повышения максимального размера познания возрастающих условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, общества в целом.

В связи с этим при организации и проведении таможенного аудита считаем необходимым подчеркнуть важные критерии стратегического планирования развития региона:

- факт присутствия следующих взаимоувязанных элементов: миссия, видение, стратегии, цели, инструменты выполнения, задачи, алгоритм оценки определенных целей;

- степень обеспечения ресурсами. При разработке стратегического планирования развития региона необходимо учесть присутствие частного капитала в его выполнении;

- степень методологического обеспечения. Так как стратегическое планирование роста производится с целью управления их выполнения государственными органами и представляется гражданам и профессионалам, теоретические подходы должна быть связаны с разработкой и отражаться как научное и методическое обеспечение в определенных источниках, но не становится частью стратегического планирования;

- согласование разных интересов партнеров. При стратегическом планировании выделяются разного рода группы воздействия, их интересы, цели и возможный вклад;

- степень детализации и расшифровки. Для разных групп воздействия представляются определенные стратегические программы и планы с разным уровнем детализации. Для внешних групп воздействия приходится наименьшая степень детализации и расшифровки, нежели для внутренних;

- четкое разделение функциональных обязанностей и наличие определенных связей среди разработчиков стратегического планирования роста: страна, регион, субъект. Для соблюдения баланса заинтересованных сторон, укрепления и сохранения единого центра, его важнейших положений в государственном урегулировании, необходимо установить многократную связь между субъектами страны и единым центром;

- наличие альтернативы. Такой поход предполагает создание и определение наилучшего альтернативного варианта из существующих, которые отличаются друг от друга по объемам, составу участников, формам и методам финансирования, срокам выполнения [4].

Считаем, что при осуществлении таможенного аудита главными вопросами станут не только определение законного и целевого характера использования валютных средств, но и эффективность и целесообразность управленческих решений, которые приняты с учетом создания и выполнения стратегического плана развития региона в области внешнеэкономической деятельности [7, с.198].

Стало быть, объектом контрольной деятельности органов таможенного аудита становятся финансовые средства и ресур-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

сы, а также информационные, трудовые, материальные ресурсы и последствия от их применения.

Принципиальное значение контрольной деятельности органов таможенного аудита заключается в том, что контрольные органы не изучают всю систему региональной экономики в целом. При выполнении таможенного аудита, уделяя внимание лишь финансовому элементу, общество не получит полноценной и качественной информации и данных об управлении ими. В связи с этим главной задачей таможенного аудита становится достоверная и полная информация о внешнеэкономической деятельности, оценка и анализ подобной деятельности, оглашение данных по итогам аудита.

Список литературы:

1. О ратификации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза: Закон Республики Казахстан от 9 декабря 2015 года № 439-V ЗРК // Режим доступа: http://adilet.zan.kz

2. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) // Режим доступа: http://www.brokert.ru

3. Агапова А.В. Таможенный аудит: государственный контроль или предпринимательская деятельность? / А.В. Агапова // Ученые записки СПб филиала РТА. 2011. - № 2 (39). - С.17-23

4. Березюк В.И. Теоретические и методические основы таможенного аудита в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС): монография / В.И. Березюк. - Караганда: Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, 2016. - 111 с.

5. Егоров Ю.Н. Предварительное информирование и таможенный контроль: монография / Ю.Н. Егоров, Ю.А. Кожанков, К.А. Корняков -М.: Изд-во Российская тамож. акад. - 2011. - 168 с

6. Мельник М.В. Аналитические процедуры в аудите: проблемы и перспективы // Сборник научных трудов / под ред. Р. П. Булыги. М.: Финакадемия, 2009. - 192 с

7. Мельник М.В. Особенности аудита эффективности государственных (муниципальных) учреждений / М.В. Мельник, Т.В. Антипова; Рецензент Шадрин В.В. // Аудит и финансовый анализ. - 2010 . - № 6. - С.198-208.

8. Мельник М.В. Развитие стратегического аудита // Инновационное развитие экономики. М., 2012. № 4. С. 42-49.

9. Толстая С.Б. Таможенный контроль после выпуска товаров и аудит внешнеэкономической деятельности предприятия (таможенный аспект): сравнительный анализ / С.Б. Толстая // Право и Экономика. 2013. - № 1. - С. 59-64.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.э.н., доцента Березюк В. И. «Совершенствование механизма осуществления таможенного аудита» Создание Евроазиатского экономического союза (ЕЛЭС) и существенное расширение объема внешнеторговой деятельности предполагает разработку новых подходов к администрированию таможенной деятельности. Это, в первую очередь, связано с ускорением и упрощением таможенных процедур на границе, но в этих условиях особо актуально развитие контрольных действий таможенных органов в отношении товаров уже находящихся в обращении на территории ЕАЭС. Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования таможенного аудита, его применения и отражения в законодательстве

ЕАЭС. В таможенном законодательстве понятие таможенного аудита появилось сравнительно недавно, в настоящее время идет активное развитие процедур и методов таможенного аудита, его становление и укрепление позиций в таможенном законодательстве ЕАЭС.

Несмотря на то, что в России достаточно много научных работ, посвященных вопросам развития аудита, оценке его качества, в том числе внутреннего, внедрения внутрифирменных (внутрикорпоративных) стандартов, они редко касаются вопросов таможенного аудита, предпосылок его возникновения и специфических принципов таможенного аудита в рамках ЕАЭС. Более глуюокое раскрытие вопросов, связанных с созданием механизма упрощения и ускорения таможенных процедур и классификацией принципов аудита, позволит четко разграничить содержательную деятельность таможенного аудита и способы его реализации.

Научная статья В.И. Березюк «Совершенствование механизма осуществления таможенного аудита» способствует расширению знаний в области методологии и организации таможенного аудита в соответствии с международными стандартами аудита (MCA), что необходимо не только практическим работникам таможенной службы, но и руководителям организаций, осуществляемых внешнеэкономическую деятельность, юристам и работникам органов государственного управления, а также студентам, магистрам и аспирантам профильных вузов.

Порядок осуществления таможенного аудита по выделенным автором критериям позволит более четко определить содержание таможенной деятельности и таможенного аудита на разных стадиях ее осуществления, что предполагает разработку соответствующих документов, методик и анализ практики осуществления таможенного аудита на разных стадиях продвижения экспортных и импортных товаров на территории страны производителя и потребляющих территориях. Это позволяет в свою очередь более четко понять категорийный статус аудита и поможет избежать разного толкования категорий в правоприменительной и экономической практике.

Изложение материала в статье ведется в строгой логической последовательности, простым доходчивым языком, охватывает основные проблемные позиции методологии и методики осуществления таможенного аудита.

В статье В.И. Березюк четко обоснованы основные этапы развития таможенного аудита, показана его возрастающая роль в условиях глобализации и выделены особенности таможенного аудита на специальных территориях, в рамках которых активизиурется сотрудничество предприятий разных стран и создаются совместные структурные организации на основе разного типа интеграций.

Автор интересно раскрывает особенности таможенного аудита в рамках органов управления и непосредственно в экономических субъектах, осущевляющих экспортно-импортные операции. Это дает возможность представить таможенный аудит как многоэтапную процедуру и предложить методы его осуществления на каждом этапе.

Отмеченное позволяет рекомендовать рецензируемую статью к публикации в профессиональном переодическом издании экономического направления.

Рецензент:

профессор Департамента учета,

анализа и аудита Финансового университета,

д. э.н., профессор

Мельник М.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.