Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большая Евразия / евразийская интеграция / национальная безопасность / общеевразийское пространство / системный подход / правовое обеспечение / Greater Eurasia / Eurasian integration / national security / Eurasian space / systems approach / legal support
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Капустина М.А.

к.ю.н., доцент, Университет при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

mkapustina@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: Большая Евразия, евразийская интеграция, национальная безопасность, общеевразийское пространство, системный подход, правовое обеспечение.

Keywords: Greater Eurasia, Eurasian integration, national security, Eurasian space, systems approach, legal support.

Современная концепция Большой Евразии формируется в условиях конкуренции и сотрудничества, регионализации и взаимодействия государств, расположенных на огромной территории Евразийского континента, разных по своей культуре и политико-экономическому статусу. Интеграционные процессы, которые происходят в XXI веке на евразийском пространстве, неразрывно связаны с историей народов, населяющих континент на западе от Атлантического и на востоке до Тихого океана. На них оказывают влияние географические факторы, связанные с расположением стран, соответственно, в европейской и азиатской частях континента, в отдаленных от океанов центральной материковой части и прибрежных регионах. Немаловажное значение имеют и климатические особенности северных и южных территорий Евразии, омываемых Северным ледовитым и Индийским океаном. Сегодня евразийская интеграция представляет собой весьма сложное по своему содержанию явление. Для России - это одно из стратегических направлений обеспечения национальной безопасности в сфере обеспечения стабильности и равноправного партнерства в международных отношениях1.

Концепция Большой Евразии охватывает, как представляется, три важных компонента: современное понятие евразийского пространства, процессы интеграции в различных сферах жизнедеятельности и стратегию обеспечения национальных интересов. Обсуждение понятия евразийского пространства должно вестись в цивилизационном, геополитическом и экономическом аспектах. При этом как раньше, так и сейчас культурная, государственная, хозяйственная деятельность направлена на развитие Евразии, которое невозможно без своей гуманитарной составляющей. Народы Большой Евразии, осваивавшие огромный континент со времен скифов - человеческий капитал, исторически определяющий хозяйственно-экономический потенциал евразийского пространства, становление мультикультурной евразийской цивилизации.

Значение государственного регулирования в развитии евразийского пространства не должно затмевать и принижать ценность человека, человеческого капитала народов Большой Евразии. Концептуально акцент должен делаться не на количестве межгосударственных соглашений, совместных регулятивных актов в той или иной сфере деятельности, а на обеспечении принципа «человечности» в процессах, протекающих в Большой Евразии. На актуальность формирования пространства евразийской интеграции в общегуманистической плоскости обращает внимание Яковен-ко А.В.: «весь исторический опыт добавляет аргументов в пользу отказа от целесообразности планировать, а тем паче пытаться осуществлять значимые действия по созданию предпосылок к более гуманному миропорядку, поскольку, как правило, итогом оказываются очередные драматические войны со всей их страшной атрибутикой последствий. Но правда заключается и в другом. По какой-то до конца неведомой причинности человечество обречено искать, прорабатывать, обсуждать и пробовать созидать идейные остовы, организации и институты, отстаивающие исключительную важность человекоразмерного, как сегодня принято говорить, подхода к эволюции»2.

В цивилизационном аспекте евразийское пространство - это цивилизационное единство в культурном разнообразии евразийских народов. Нельзя исключить из этого пространства антропогенную сферу освоения суши и водного пространства материка, техногенную сферу использования техники и технологий, экологическую сферу безопасности жизнедеятельности человека. В этом смысле формирование евразийского пространства неразрывно связано с научно-техническими достижениями, в частности, с развитием транспортного (водного, автомобильного, железнодорожного, воздушного) сообщения, освоением мирового океана и Арктической зоны, промышленным производством товаров и продуктов питания и др. Сегодня пространство Большой Евразии характеризуется не только географическими, климатическими факторами, но и экологическими показателями, определяющими качество жизни человека.

1 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗРФ, № 1 (ч. II), 04.01.2016, ст. 212.

2 Яковенко А.В. Евразийская интеграция: от общегуманитарного к общегуманистическому пространству // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник: материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. Вып. 3, ч. 1 / Отв. ред.: Герасимов В.И. - М.: ИНИОН РАН, 2020. - С. 271-273.

Исторически важную роль в становлении евразийской цивилизации играла миграция населения - во многом стихийная, хотя и подлежащая государственному регулированию и контролю в целях обеспечения национальных интересов. Сохранение культурной идентичности народов евразийской цивилизации актуализирует проблему языка общения представителей разных народов и культур. Таким языком в ходе исторического развития евразийского пространства, как представляется, стал русский язык - один из мировых языков современности. Русский язык обеспечивает взаимопонимание народов Большой Евразии, способствует общению представителей евразийских народов в самых разных сферах жизнедеятельности. Россия организует целый ряд культурных и образовательных программ, направленных на поддержку русского языка, его изучение. Русский язык важен не только с точки зрения миграционных процессов, но и с позиции евразийской интеграции в целом.

Процессы интеграции на евразийском пространстве наблюдаются в различных сферах жизнедеятельности. Важную роль в интеграционных процессах, протекающих в современной Большой Евразии, играет Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Как отмечает Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, за время существования ЕАЭС сформирована интеграционная модель многостороннего взаимодействия: функционирует общий рынок товаров и услуг, сотрудничество ведется в десятках секторов экономики, обеспечена практически неограниченная свобода передвижения инвестиций, формируется рынок капитала, который охватывает весь спектр финансовых услуг1. Более восьмидесяти процентов товаров на рынке ЕАЭС выпускаются в соответствии с едиными требованиями к безопасности и качеству продукции. В 2019 г. Европейской экономической комиссией ООН в сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией и Китайским национальным институтом стандартизации подготовлено уже третье издание англо-русско-китайского глоссария терминов «Упрощение процедур торговли»2. Одним из центральных вопросов экономической интеграции является единое таможенное регулирование. Оно обеспечивается на основе Таможенного кодекса ЕАЭС 2017 г. Таможенный кодекс ЕАЭС не только унифицировал таможенные процедуры, но и значительно упростил их, сократил время выпуска товаров в свободное обращение и регистрации таможенной декларации.

Страны-участницы ЕАЭС сотрудничают в сферах здравоохранения, социального обеспечения, образования. Интеграционные процессы привели к созданию в ЕАЭС общего рынка лекарственных средств, медицинских изделий. В ЕАЭС взаимно признаются дипломы, что способствует свободе движения трудовых ресурсов.

Евразийская интеграция, в какой бы сфере она не осуществлялась, нуждается в юридическом оформлении. Взаимодействие в языковой и культурной области, решение общих для Большой Евразии экономических и политических задач опосредовано правовым инструментарием, оформляется юридическими документами: национальным законодательством и международными правилами, нормами писаного и неписаного права. В наши дни само правотворчество на евразийском пространстве представляет собой интеграционный процесс. Право создается, с одной стороны, в ходе взаимодействия непосредственных участников отношений в различных сферах евразийской интеграции, например, неписаные нормы юридических обычаев, правовые традиции, характерные для отдельных сфер экономики. С другой стороны, стандарты поведения формируются в результате целенаправленной регулятивной деятельности национальных и наднациональных органов, например, Евразийской экономической комиссии, которая призвана на основе единого правового регулирования обеспечить деятельность межгосударственного интеграционного образования - ЕАЭС.

Концепция Большой Евразии во многом определяется интеграционными процессами в сфере правового регулирования общественных отношений на евразийском пространстве - юридической интеграцией, методологически опирающейся на системный подход. Юридическая интеграция предполагает универсализацию правовых форм и средств решения вопросов в самых разных сферах жизнедеятельности на евразийском пространстве при сохранении суверенности стран Большой Евразии, их национальных политико-правовых систем. В основе юридической интеграции лежат единые принципы правового общения, получившие свое подтверждение в международной практике, в частности, в документах ООН. Кроме того, юридическая интеграция в XXI в. исходит из необходимости формирования сложной системы юридического инструментария. Такая система включает в себя помимо традиционных правовых средств методы воздействия, обоснованные в других областях знания. Причина состоит в том, что в современном мире социальные отношения тесно связаны с естествознанием, техникой и технологиями. Складывается впечатление, что почти не осталось гуманитарных задач, решение которых не требовало бы применения компьютеров, информационных технологий, программного обеспечения. В результате требуется системный подход.

Преимуществом системного подхода является возможность гармонично включить достижения естествознания, информационные технологии в интегрированную систему правового регулирования на евразийском пространстве. Формирование интегративной концепции Большой Евразии на основе современного системного подхода позволит использовать в регулировании различных сфер жизнедеятельности не только апробированные методы управления, но и методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления, социальных инноваций, которые включают в себя элементы структурно-функционального анализа, математические дисциплины, психологические и лингво-социальные приемы и другие. Цель регулирования, по Т. Парсонсу, - исключить нежелательные для общества конфликты, резкие перемены и т.п. Важнейшим признаком нормального состояния социальной системы Т. Парсонс считал ее равновесие, обеспечивае-

1 Правовой портал Евразийского Экономического Союза. - ЬИр://еес.еаеитоп.о^/гаЮоситеп18/3071-ЕЭК%20Брошюра% 20ЦИФ_17^

2 Правовой портал Евразийского Экономического Союза. - М1р://еес.еаеипюп.о^/гиЮоситеп18/ЕСЕ_ТКАВЕ_377К.еу.2_

01.pdf

мое средствами социального контроля, например, реакцией на поступки людей со стороны окружающих, деятельностью политических субъектов, и, конечно, средствами правового регулирования. Усвоение субъектами социальных стандартов, норм, ценностей обеспечивает своего рода «превращение» общепринятых правил во внутренние мотивы поведения отдельных индивидов. Таким образом, социальные стандарты определяют характер и содержание поведения субъекта, приводят к согласованности действий разных субъектов.

Тяготение к интеграционному праву - характерная черта юридических исследований, начиная с ХХ века. Так, по мнению Дж. Холла, нормы существуют в психологических состояниях и одновременно получают свое внешнее проявление в поведении субъектов. Дж. Холл указывал на необходимость различения функционального предназначения норм как средств выражения значений и фактического характера норм1. Юридические нормы, регулирующие фактические отношения между субъектами, могут быть как устными обыкновениями, так и правилами, закрепленными в документах национального и/или международного характера. Содержание правового регулирования на евразийском пространстве определяется, таким образом, не только деятельностью национального законодателя, но и в результате деятельности наднациональных органов, например, Евразийской экономической комиссии, судебных инстанций, например, Суда ЕАЭС.

В рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве следует обратить внимание на обеспечение национальных интересов, особенно в ситуациях правовой неопределенности, пробелов, коллизий и противоречий между разными видами правил. Надо заметить, национальные интересы на общеевразийском пространстве в современных условиях обеспечиваются в условиях продолжающейся милитаризации в Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Межгосударственные отношения в Большой Евразии выстраиваются все еще с учетом значения вооруженных сил, военно-политического потенциала стран-участниц евразийского диалога. При таком положении дел определение критериев общепризнанности стандартов поведения в евразийском пространстве проблематично. Отношения между государствами, народами в рамках евразийского сообщества являются по своей природе международными отношениями. Поэтому признание регулятивных стандартов общеобязательными должно происходить на евразийском пространстве в конвенциональном порядке согласования позиций участников евразийской интеграции.

Таким образом, сложность и проблематичность определения Большой Евразии во многом детерминирована именно сохранением множества самобытных культур на евразийском пространстве, несмотря на противоборство, войны, переселение народов, исчезновение когда-то существовавших государств и возникновение новых стран и их союзов. Правовое обеспечение национальных интересов на евразийском пространстве охватывает все сферы жизнедеятельности общества, поэтому должно быть системным, последовательным и целостным. В частности, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 г. определила русский язык средством «обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации», основой «развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве»2. В целях стратегического обеспечения национальных интересов поддержка русского языка является составной частью Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, 2018 г.3

С точки зрения национальных интересов интегративная концепция Большой Евразии должна включать вопросы, связанные с экосистемами, производственной сферой и экологическим контролем. Правовое обеспечение национальных интересов в сфере экологии и технобезопасности направлено на общественные отношения в промышленных отраслях, в сфере производства товаров, предоставления различных услуг (например, транспортировка) и научно-исследовательской деятельности, такой как освоение Арктики и использование ядерной энергии. Системный подход к обеспечению национальных интересов на евразийском пространстве требует установления стандартов поведения на основе синтеза выводов гуманитарного знания и естествознания о принципах добросовестного и ответственного поведения. Поэтому задача последовательного и всеобъемлющего обеспечения национальной безопасности на евразийском интеграционном пространстве может быть решена на основе сложного алгоритма системного подхода.

1 Холл Дж. Интегративная юриспруденция // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. - М.: Мысль, 1999. - Т. 3. - С. 741.

2 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //

Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. - № 1 (ч. 2), ст. 212.

3

Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. - № 45, ст. 6917.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.