Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ И УСЛОВИЯ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ И УСЛОВИЯ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная инфраструктура / институциональная среда / локальная территория / нравственные ориентиры / общество / social infrastructure / institutional environment / local territory / moral guidelines / society

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е.Л. Куршнева, В.А. Кашин

Данная статья посвящена актуальным вопросам формирования и развития институциональной среды социальной инфраструктуры территории, так как одной из важных составляющих развития современного российского общества является комфортная социальная среда. Рассмотрены главные элементы институциональной среды социальной инфраструктуры, включающую в себя социально экономическую, социально политическую и социокультурную среду развития. Так же в представленной статье обозначена главная задача формирования институциональной среды социальной инфраструктуры муниципального образования, которая разбирается как рациональное использование муниципального имущества, ГЧП и привлечение частного капитала. При этом отмечены основные направления совершенствования социокультурных институциональных изменений, которые распадаются на: преодоление коррупционных составляющих элементов в деятельности должностных лиц, участие бизнес-структур в развитии социальной инфраструктуры, активная гражданская позиция населения муниципального образования. Рассмотрены методы управления модернизацией социальной инфраструктуры формируются под воздействием множества факторов, взаимосвязанных и обусловленных. Предложена практика для малых городских и сельских поселений непосредственного участия граждан в решении задач функционирования и развития социальной инфраструктуры территории муниципального образования. Благоприятным условие развития комфортной социальной сферы является совершенная институциональная среда развития и формирования социальной инфраструктуры на основе создания механизмов и инструментов модернизации социальной сферы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Е.Л. Куршнева, В.А. Кашин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE TERRITORY AND THE CONDITIONS OF ITS MODERNIZATION

This article is devoted to topical issues of the formation and development of the institutional environment of the social infrastructure of the territory, since one of the important components of the development of modern Russian society is a comfortable social environment. The main elements of the institutional environment of the social infrastructure, including the socio-economic, socio-political and socio-cultural development environment, are considered. The article also examines and identifies institutional constraints that impede the development of the process of forming and modernizing social infrastructure. The institutional limitations of the socio economic and socio political development environment include legal, organizational and normative value elements. The methods of managing the modernization of social infrastructure are considered, which are formed under the influence of many factors, interrelated and conditioned. The practice for small urban and rural settlements of direct participation of citizens in solving the problems of functioning and development of the social infrastructure of the territory of the municipality is proposed. A favorable condition for the development of a comfortable social sphere is a perfect institutional environment for the development and formation of social infrastructure based on the creation of mechanisms and tools for modernizing the social sphere of society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ И УСЛОВИЯ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10537

Е.Л. Куршнева - доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, канд. истор. наук, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков героя Советского Союза А.К. Серова, e.kurshneva@mail.ru

E.L. Kurshneva - Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Cand. history. Sci., Associate Professor, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots of the Hero of the Soviet Union A.K. Serov

В.А. Кашин - профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, к.и.н., доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков героя Советского Союза А.К. Серова, Valeriy.kashin.51@mail.ru

V.A. Kashin - Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots of the Hero of the Soviet Union A.K. Serov

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ

И УСЛОВИЯ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ FORMATION OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE TERRITORY

AND THE CONDITIONS OF ITS MODERNIZATION

Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам формирования и развития институциональной среды социальной инфраструктуры территории, так как одной из важных составляющих развития современного российского общества является комфортная социальная среда. Рассмотрены главные элементы институциональной среды социальной инфраструктуры, включающую в себя социально - экономическую, социально - политическую и социокультурную среду развития. Так же в представленной статье обозначена главная задача формирования институциональной среды социальной инфраструктуры муниципального образования, которая разбирается как рациональное использование муниципального имущества, ГЧП и привлечение частного капитала. При этом отмечены основные направления совершенствования социокультурных институциональных изменений, которые распадаются на: преодоление коррупционных составляющих элементов в деятельности должностных лиц, участие бизнес-структур в развитии социальной инфраструктуры, активная гражданская позиция населения муниципального образования. Рассмотрены методы управления модернизацией социальной инфраструктуры формируются под воздействием множества факторов, взаимосвязанных и обусловленных. Предложена практика для малых городских и сельских поселений непосредственного участия граждан в решении задач функционирования и развития социальной инфраструктуры территории муниципального образования. Благоприятным условие развития комфортной социальной сферы является совершенная институциональная среда развития и формирования социальной инфраструктуры на основе создания механизмов и инструментов модернизации социальной сферы общества.

Abstract. This article is devoted to topical issues of the formation and development of the institutional environment of the social infrastructure of the territory, since one of the important components of the development of modern Russian society is a comfortable social environment. The main elements of the institutional environment of the social infrastructure, including the socio-economic, socio-political and socio-cultural development environment, are considered. The article also examines and identifies institutional constraints that impede the development of the process of forming and modernizing social infrastructure. The institutional limitations of the socio - economic and socio - political development environment include legal, organizational and normative - value elements. The methods of managing the modernization of social infrastructure are considered, which are formed under the influence of many factors, interrelated and conditioned. The practice for small urban and rural settlements of direct participation of citizens in solving the problems of functioning and development of the social infrastructure of the territory of the municipality is proposed. A favorable condition for the development of a comfortable social sphere is a perfect institutional environment for the development and formation of social infrastructure based on the creation of mechanisms and tools for modernizing the social sphere of society.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, институциональная среда, локальная территория, нравственные ориентиры, общество

Key words: social infrastructure, institutional environment, local territory, moral guidelines, society.

Социальная инфраструктура является одним важных факторов, обеспечивающих удовлетворение базовых потребностей населения, реализацию конкурентных преимуществ территории муниципального образования, развитие социально-экономического потенциала.

Современное состояние социальной инфраструктуры территории муниципального образования характеризуется рядом проблем, которые отражают полное несоответствие потребностям народонаселения. При этом именно развитая социальная инфраструктура, как правило, способна сгладить социальное неравенство в любом обществе и снижает уровень поляризации в условиях социально-экономического развития пространства территории. При этом именно современная развитая социальной инфраструктурой является одним из важных факторов

повышения качества жизни всего населения территории региона или муниципального образования и реализации человеческого потенциала отдельной личности.

Социальная инфраструктура территории муниципального образования — это комплекс многофункциональных элементов, сгруппированных по критериям сферы проявления, например, объекты здравоохранения, образования, культуры и пр. Для эффективного функционирования и развития необходима институциональная среда.

Институциональная среда - это совокупность традиционных, конституционных и экономических правил, определяющих рамки поведения участников процесса [1].

Формирование эффективной институциональной среды - это процесс развития функциональных экономических, социальных и организационных связей для достижения общественно важных целей.

Особое значение в этом вопросе играет разработка основных элементов институциональной среды и их взаимосвязь. На рисунке 1 представлены элементы, они же основные направления развития институционной среды социальной инфраструктуры.

Рисунок 1 - Элементы институциональной среды социальной инфраструктуры

Социально-политическая институциональная среда - это эффективное управление и расширение функциональных возможностей местного самоуправления в формировании и развитии социальной инфраструктуры локальной территории, снижение административных барьеров, обеспечение правопорядка, открытость взаимодействия власти и народонаселения муниципального образования, а так же консолидации власти и населения, при повышении эффективности бюджетных финансовых потоков.

Социально-экономическая институциональная среда - это стимулирование предпринимательской деятельности, развитие конкурентных преимуществ бизнеса, социальная защита населения, привлечение капитала в развитие социальной инфраструктуры муниципального образования.

Социокультурная институциональная среда - это менталитет, традиции и обычаи, моральные нормы и правила. К ним можно отнести: уважение прав собственности, исключение коррупционных проявлений, высокий уровень ответственности, приоритеты общественных интересов над частными.

Следовательно, формирование и развитие институциональной среды является основополагающим процессом в модернизации социальной инфраструктуры. При этом существуют некоторые ограничения, которые тормозят процесс модернизации и взаимосвязаны между собой, к ним относятся: правовые, организованные и нормативно-ценностные [2]. Данные ограничения оказывают влияние на социально-политическую и социально-экономическую среду.

На рисунке 2 представлены институциональные ограничения развития социально-политической среды социальной инфраструктуры.

Рисунок 2 - Институциональные ограничения развития социально-политической среды

социальной инфраструктуры

На рисунке 3 представлены институциональные ограничения развития социально-экономической среды социальной инфраструктуры.

Рисунок 3 - Институциональные ограничения развития социально-политической среды

социальной инфраструктуры

Главной задачей формирования институциональной среды социальной инфраструктуры муниципального образования является создание необходимых условий для поддержки данных процессов через эффективность работы МСУ, рационального использования муниципального имущества, ГЧП и привлечение частного капитала. Ценностные ориентиры, традиции, обычаи, моральные нормы и менталитет населения оказывает опосредованное, но при этом достаточно значимое воздействие на формирование и развитие институциональной среды социальной инфраструктуры муниципального образования.

Можно выделить основные направления совершенствования социокультурных институциональных изменений.

1. Преодоление коррупционных составляющих элементов в деятельности должностных лиц. Коррупция под прикрытием бюрократии формирует значительную часть трансакционных издержек предпринимателей, совершающих капитализацию объектов инфраструктуры социального назначения. При этом долгосрочные перспективы окупаемости, высокие инвестиционные риски, значительная капиталоемкость лимитируют участие бизнес-структур муниципального образования в участии развития социальной инфраструктуры. Руководители администрации муниципального образования должны представлять социально значимую референтную группу, чьи нравственные устои должны представлять приоритеты общественных интересов над частными. Нравственная культура руководителей МСУ должна являться приоритетным институциональным условием формирования и развития социального партнёрства бизнес-структур и власти, а так же социальной ответственности местного бизнес сообщества и непременного привлечения населения к решению вопросов развития социальной инфраструктуры.

2. Участие бизнес-структур в развитии социальной инфраструктуры. Институциональные модификации должны касаться расширения границ взаимовыгодного партнерства, что требует непременного участия в данном процессе привлечение частного капитала для формирования объектов социальной инфраструктуры. Эти идеи должны являться базой для формирования механизмов взаимодействия местных органов власти и местных бизнес-структур в проблемах развития социальной инфраструктуры, участия в социально значимых проектах на основе социальной ответственности и взаимовыгодного сотрудничества.

3. Гражданская активность населения - это один из важных, но за частую не востребованных в практике МСУ. Доверие населения, гражданские инициативы, массовая коллективная деятельность в решении проблем социального направления формируют благоприятную институциональную среду развития социальной инфраструктуры. Функции социальной активности граждан распадаются на: организационную, нормативную, контрольную,

Эффективность формирования благоприятной институциональной среды развития социальной инфраструктуры определяется качественной последовательной деятельностью по осуществлению приоритетных социокультурных формирований. Нравственные нормы, ориентиры, ценности социальных субъектов, менталитет народонаселения носят устойчивый и постоянный характер, скорость модификации определена уровнем усилий местных уровней власти, религии, образования, СМИ. При этом некоторые элементы меркантильности, эгоизма, утрата культурных традиций и нравственных ориентиров усложняют задачу социальной адаптации. В пространстве социально-культурного пространства общества основной проблемой является отсутствие идеологии, основанной на нравственных принципах, которые утратились в период трансформаций.

Основным трендом институциональных преобразований, должно осуществиться формирование, развитие, закрепление национальной идеологии, основанной на патриотизме, религиозности, нравственности, духовности и коллективизме. Можно смело утверждать, что национальная идеология России может быть сформулирована на основе идеологии консерватизма, что предполагает опору на самые лучшие духовные и нравственные

качества народа России. Идеология «нового социального консерватизма» в большей степени созвучна с «системой ноосферного развития», включающая в себя мировоззрении, образование, культуру, что предполагает альтруизм, конвергенция, универсальность, всеединство и пр.

Устойчивость государства в целом обеспечивается устойчивым развитием регионов, которые в свою очередь напрямую зависят от уровня устойчивости развития муниципальных образований [3].

Эффективное управление института местных органов власти как значимого и надежного элемента локальной системы территории развития создает условия для функционирования социальной инфраструктуры и опосредует формирование благоприятной экономической среды, способствующей повышению предпринимательской активности и стимулирование привлечения частного капитала в развитие социальной инфраструктуры.

Институциональные преобразования представляют собой изменение формальных и неформальных условий деятельности основных субъектов, определяющих развитие социальной инфраструктуры, а так же непосредственную модернизацию системы управления данными процессами и явлениями. Модернизация формальных и неформальных условий включает в себя следующие институциональные преобразования: закрепление стандартов фактического управления муниципальной собственностью, расширение полномочий местного самоуправления, его бюджетная поддержка, институционализация автономии местного самоуправления, установление партнерских отношений с региональные и федеральные власти, создают условия для реального участия населения в решении проблем местного значения, государственная система контроля.

Методы управления модернизацией социальной инфраструктуры формируются под воздействием множества факторов, взаимосвязанных и обусловленных. Классификация факторов основана на их группировке по основным областям: экономическим, социальным, политическим, культурным и духовным.

Сложность и масштабность проблем, характеризующих текущее состояние социальной инфраструктуры, ее многофункциональная сущность, требующая интеграции соответствующих технологических, экономических, социальных и управленческих подходов к управлению процессами ее развития, актуализирует потребность высокая степень актуальности подсистемы управления с точки зрения ее сложности.

Специфика современных практик взаимодействия бизнеса и власти для привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры территории развития в современных рыночных условиях требует институциональной перестройки существующих норм и моделей поведения руководителей местных органов власти.

В данных условиях становится необходимым формирование концептуально новой и последовательной муниципальной политики перехода от административного принуждения предприятий к благотворительности и безвозмездной передаче средств на развитие социальной инфраструктуры к целевым инвестициям и взаимовыгодному сотрудничеству. Определенным инструментом повышения уровня доверия между властью и бизнесом может стать внедрение системы частно-государственного партнерства, апробированной уже во многих странах и ряде регионов России. [4].

Для расширения масштабов реализации проектов государственно-частного партнерства, которые являются наиболее эффективной формой взаимодействия бизнеса и власти, необходимы: информационно-консультационная поддержка этих проектов (обеспечение широкого доступа к информации для потенциальные инвесторы; консультационная поддержка частных инвесторов); повышение квалификации соответствующей категории муниципальных служащих (обучение навыкам обучения, сопровождение, регулирование проектов государственно-частного партнерства, предотвращение и устранение конфликтных ситуаций в процессе их реализации); развивать формы взаимодействия местных сообществ и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

В рамках развития социального партнерства между властью и бизнес-структурами можно обозначить следующие рекомендуемые элементы, которые учитывают специфику территориального развития муниципалитетов. Так для крупных города возможно рекомендовать такие инструменты, которые формируют систему общественного контроля. К ним относятся: интернет-взаимодействие (как правило, по вопросам: оценки деятельности органов СМУ, миграции населения, определение главных вопросов бюджетного финансирования и приоритеты развития социальной инфраструктуры), консалтинговая деятельность (как правило, научное сопровождение управленческих решений по согласованию мнений граждан и интерес социальных групп по поводу развития социальной инфраструктуры с учетом имеющихся материально-финансовых возможностей и разработка технологий достижения поставленных целей).

Для малых городских и сельских поселений можно рассмотреть практику непосредственного участия граждан в решении задач функционирования и развития социальной инфраструктуры территории муниципального образования. Отделение имитационного характера взаимодействия населения и местной власти, закрепление обязанности учитывать принимаемые коллективные решения позволит сформировать традиции взаимопомощи, конструктивного взаимодействия с властью и обществом. практика осуществления общественного контроля.

Условия модернизации институциональной среды социальной инфраструктуры муниципального образования: общественный контроль в современных условиях: информационная открытость власти; создание организационных структур, гарантирующих артикуляцию и агрегирование интересов граждан, осуществление реальных контрольных мероприятий; привлечение экспертов, ответственных за научную оценку управленческих решений; просветительская работа, направленная на повышение осведомленности граждан о возможных формах участия в системе общественного контроля; оказывать поддержку деятельности инициативных граждан и общественных организаций.

Процесс модернизации институциональной среды социальной инфраструктуры представляет собой систему глубоких преобразований с целью деятельности всех элементов в соответствии с современными требованиями общественного развития, а также потребностями и интересами населения муниципального образования.

Источники:

1. Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В. Государственное регулирование формированием институциональной среды социального партнерства // Вестник института дружбы народов кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством» - Экономические науки, № 1 , (41) 2017г., с.8.

2. Фролова Е.В. Управленческие практики и модель модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований России. Монография. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2014.

3. Arutyunova A.E., Smimova E.V., Isakova Y.I., Zelik V.A., Kozin M.N. Social and economic space of the territory: development conditions, structure, evaluation criteria // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 413-424.

4. Смирнова Е.В., Смирнов Г.С. Развитие институтов социальной ответственности бизнеса // Теория и практика общественного развития № 12, 2015г.

References:

1. Arutyunova A.E., Smirnova E.V. State regulation of the formation of the institutional environment of social partnership // Bulletin of the institute of friendship of the peoples of the caucasus "Theory of economics and management of the national economy" - Economic sciences, No. 1, (41) 2017, p. 8.

2. Frolova E.V. Management practices and a model of modernization of the social infrastructure of municipalities in Russia. Monograph. - M .: Publishing house of the Moscow University for the Humanities, 2014.

3. Arutyunova A.E., Smirnova E.V., Isakova Y.I., Zelik V.A., Kozin M.N. Social and economic space of the territory: development conditions, structure, evaluation criteria // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017.Vol. 15.No. 23.P. 413-424.

4. Smirnova E.V., Smirnov G.S. Development of institutions of social responsibility of business // Theory and practice of social development No. 12, 2015.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10538

М.А. Кярова - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедры «История и философия» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», Mchm-1976@mail.ru,

M.A. Kyarova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of History and Philosophy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ".

М.М. Чажаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Mchm-1976@mail.ru,

M.M. Chazhaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy Management, Chechen State University;

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ SOME ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPALITIES AS SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация. Необходимость обеспечения устойчивого развития депрессивных республик в условиях формирования инновационно ориентированной экономики требует от органов местного самоуправления разработки и задействования характерных демократическим институтам механизмов и инструментариев. В первую очередь, речь идет о таком инструментарии как стратегический подход к управлению региональными и муниципальными образованиями.

В условиях рыночных отношений подобные территориальные образования сами определяют стратегические цели социально-экономического развития, адаптируясь к изменениям условий окружающей (социально-экономической) среды. Понятно, что процесс стратегического планирования затруднен нарастающей неопределенностью окружающей среды. Ее динамизмом, а также необходимостью дальнейшего развития теоретических положений и практических инструментов подготовки и проведения стратегического плана в муниципалитетах. Здесь также надо исходить из того, что социально-экономическое пространство любого муниципального района позиционируется в качестве многофункционального, сложного объекта управления. Эффективность стратегического управления подобными объектами напрямую воздействует на возможности сохранения и увеличения экономического потенциала территории, на уровень и качество жизни населения.

В сельских поселениях трудоизбыточных депрессивных республик СКФО крайне критическое положение с трудовыми ресурсами, особенно, в горных районах.

В этой ситуации очень актуальны задачи разработки научно-обоснованных, методологических положений стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивных территорий.

Abstract. The need to ensure sustainable development of depressive republics in the conditions of the formation of an innovation-oriented economy requires local governments to develop and use mechanisms and tools characteristic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.