Научная статья на тему 'Формирование институциональной платформы глобальной финансовой стабильности'

Формирование институциональной платформы глобальной финансовой стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS/ INSTITUTIONS / FINANCIAL STABILITY / FINANCIAL CRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вовченко Н. Г., Евлахова Ю. С.

В статье рассмотрены вопросы формирования институциональной платформы глобальной финансовой стабильности. После кризиса 1998 г. была разработана теоретико-методическая основа: дано определение понятию «финансовая стабильность», разработаны ее принципы, предложены меры мониторинга финансовой стабильности, преимущественно на национальном уровне. Современный финансовый кризис ознаменовал второй этап формирования институциональной платформы были созданы новые институты, преимущественно на наднациональном уровне, целью которых явилось обеспечение стабильности на глобальном и национальном уровнях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper author considers the ways of forming institutional platform at global financial stability. After 1998 crises the economists made theoretical investigations, such as definition, principles, ways of monitoring financial stability. The modern financial crises meant the second stage of forming institutional platform at global financial stability the new institutions were organized.

Текст научной работы на тему «Формирование институциональной платформы глобальной финансовой стабильности»

© Вовченко Н.Г.,

д.э.н., профессор кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

© Евлахова Ю.С.,

к.э.н., ст. преп. кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Внимание к вопросам обеспечения глобальной финансовой стабильности вызвано периодическими кризисами, которые в условиях финансовой глобализации обрели новые механизмы и каналы распространения и таким образом стали угрожать не только стабильности определенной национальной финансовой систе-

мы, но и стабильности глобальной финансовой системы в целом.

Целью статьи является выявление эволюции теоретико-методологических и практических подходов к проблематике обеспечения финансовой стабильности. Для достижения данной цели в статье будут изучены ключевые моменты формирования институциональной платформы глобальной финансовой системы: деятельность международных финансовокредитных организаций и национальных органов финансового регулирования, связанная с разработкой механизмов оценки финансовой стабильности и их реализацией; создание наднациональных органов, нацеленных на управление системными рисками на финансовых рынках.

Период между финансовыми кризисами (1998-2008 гг.) в экономической науке был посвящен теоретическим изысканиям в области финансовой стабильности и поиску механизмов раннего предупреждения кризисных явлений. В первую очередь было дано определение понятия «финансовая стабильность», основанное на понятиях доверия к финансовым институтам страны, их устойчивости и ликвидности. Систематизация взглядов экономистов на сущность понятия «финансовая стабильность» (табл. 1) проведена по двум основаниям: в первую группу были включены определения финансовой стабильности, отталкивающиеся от финансовой нестабильности; во вторую группу — определения финансовой стабильности, связанные с характеристикой состояния финансовой системы.

Таблица 1. Систематизация теоретических подходов к сущности понятия «финансовая стабильность»

Авторство Определение

1 2

1 группа: финансовая стабильность как противоположность финансовой нестабильности

Джон Чант, специальный советник Банка Канады Финансовая нестабильность — ситуация на финансовых рынках, которая вредит или угрожает экономической деятельности, финансовая стабильность — обратное.

Эндрю Крокет, глава Форума финансовой стабильности Финансовая стабильность — это отсутствие нестабильности, ситуации, в которой экономическая деятельность находится под негативным влиянием колебаний цен финансовых активов или неспособности финансовых учреждений выполнять свои обязательства.

Окончание табл. 1

1 2

Роджер Фергюсон-мл., член Совета управляющих ФРС США Финансовую стабильность целесообразно определять через ее противоположность, — финансовую нестабильность. Понятие финансовой нестабильности для центральных банков и других властей включает понятие рыночного провала или экстерналий, отрицательно влияющих на реальную экономическую деятельность. Таким образом, финансовая нестабильность определяется тремя критериями: (1) ценами на ключевые финансовые активы, которые резко отклоняются от фундаментальных значений и (или) (2) сбоями в функционировании рынков ценных бумаг и доступом к кредиту внутри страны и, возможно, на международном уровне (3) совокупными расходами, существенно отклоняющимися от потенциального значения.

Фредерик Мишкин, профессор Высшей школы бизнеса при Колумбийском университете (Нью-Йорк, США) Финансовая нестабильность возникает, когда финансовая система подвергается шокам, сопровождающимся информационным потоком, так, что она больше не может трансформировать сбережения в инвестиции.

Банк Норвегии Финансовая стабильность определяется как отсутствие кризисов в финансовой системе, то есть финансовый сектор устойчив к шокам финансовых учреждений или финансовых рынков.

2 группа: финансовая стабильность как определенное состояние финансовой системы

Немецкий Bundesbank Финансовая стабильность описывает устойчивое состояние, в котором финансовая система эффективно выполняет свои ключевые экономические функции, такие как распределение ресурсов и сокращение риска, а также проведение платежей.

Вим Дуйзенберг, глава Европейского центрального банка Финансовая стабильность означает сглаженное функционирование ключевых элементов, составляющих финансовую систему.

Майкл Фут, Управление финансовых услуг Великобритании Финансовая стабильность определяется: а) денежной стабильностью; б) уровнем занятости населения, близким к естественной норме занятости в экономике; в) доверием рыночных игроков к финансовым учреждениям и рынкам; г) отсутствием относительных колебаний цен на реальные или финансовые активы.

Эндрю Лярж, заместитель управляющего Банка Англии по проблеме финансовой стабильности Финансовая стабильность определяется доверием к финансовой системе.

Ноут Веллинк, президент Банка Нидерландов Стабильная финансовая система способна эффективно распределять ресурсы и абсорбировать шоки, препятствовать их подрывным эффектам на реальную экономику или на другие финансовые системы.

Источник: [1].

Анализ определения понятия финансовая стабильность свидетельствует о том, что до сих пор не существует общепринятой модели или аналитического механизма для ее оценки или измерения. Многие экономисты рассматривают проблему финансовой стабильности сквозь призму банковского кризиса, государственного долга и дефицита бюджета, падения доверия к банкам, которое вызывает отток вкладов и снижение ликвидности. Возможность кризиса в других финансовых учреждениях способствует банковской панике и создает цепочку неплатежей, влияет на финансовую систему в целом. Такой взгляд на финансовую стабильность очень привлекателен для анализа, поскольку кризис является самым ярким проявлением финансовой нестабильности.

С нашей точки зрения, финансово стабильная система — система, в которой шоки, происходящие или распространяющиеся внутри финансовой системы, связанные с эндогенными и экзогенными причинно-следственными факторами,

существенно не изменяют оптимальных сбережений и инвестиционных планов как государства, так и частных предпринимателей. С одной стороны, финансовая стабильность должна рассматриваться как эффективное сглаживание рыночными игроками потребления в течение экономического цикла. Иными словами, на микроуровне финансовая система должна обеспечивать компенсацию ресурсов в период их дефицита и размещение ресурсов в период их профицита. С другой стороны, финансовая система должна эффек-

тивно выполнять свою главную функцию — способствовать перемещению ресурсов от одного сектора экономики к другому. Можно определить и так, что на макроуровне финансовая система должна успешно поддерживать инвестиционносберегательный баланс: финансировать инвестиционные проекты и экономить ресурсы. Финансовая система должна строго соответствовать принципам стабильности (рис. 1).

В свою очередь, если исходить из перечисленных установок, финансовая нестабильность может быть определена как любое отклонение от оптимального инвестиционно-сберегательного баланса в силу несовершенства финансовой системы.

С целью учета опыта кризисных и предкризисных ситуаций расширяется сотрудничество национальных органов, институтов и заинтересованных международных организаций в области разработки систем анализа финансовой стабильности. Мировой практикой выработан ряд механизмов количественной и качественной оценки финансовой стабильности, в том числе: анализ динамики индикаторов устойчивости финансового сектора, построение системы раннего предупреждения кризиса, анализ чувст-

вительности финансовой системы,

стресс-тестирование, а также прогнозирование основных параметров финансового сектора.

Указанные механизмы оценки финансовой стабильности применимы на национальном уровне на основе регулярного мониторинга ключевых параметров финансовой системы и индикаторов ее устойчивости.

Логическая схема мониторинга финансовой стабильности, показанная, на рис. 2, содержит перечень рисков и вызываемых ими негативных последствий, вызывающих финансовую нестабильность, виды мер, принимаемых на основе результатов оценки макроэкономических и агрегированных макропруденциальных индикаторов.

Проведенные теоретические и практические исследования проблем обеспечения финансовой стабильности на национальном уровне, а также мероприятия по мониторингу устойчивости финансовых систем, проводимые как национальными органами регулирования, так и международными организациями, в частности МВФ, позволили заложить определенный запас прочности в развитии финансовых рынков.

Рис. 1. Основополагающие принципы стабильности [1]

I риски риски I

-------------------------------------------------,----------------------------------------------------,

Снижение прозрачности, рыночная динамика, моральный риск, системный риск

Финансовые риски:

- кредитные;

- рыночные;

- риски нехватки ликвидности;

- процентный;

- валютный;

- недостаточность капитала;

- слабость информационной технологии;

- бюджетный дефицит;

- уровень государственного долга.

- макроэкономические нарушения;

- институциональные слабости;

- волатильность мировых финансовых рынков;

- стихийные бедствия и политические события.

Рис. 2. Мониторинг финансовой стабильности в условиях финансовой глобализации [1]

Вместе с тем активное использование участниками рынка производных финансовых инструментов, расширение

объемов финансовых рынков и в целом усиление экономических и финансовых взаимозависимостей между странами мира изменили условия обеспечения финансовой стабильности. Так, в настоящее время для сохранения стабильности национальных финансовых систем необходимо обеспечение финансовой стабильности на глобальном уровне.

Современный кризис дал старт формированию институциональной платформы глобальной финансовой стабильности,

включающей создание наднациональных институтов и расширение круга полномочий уже существующих национальных институтов финансового регулирования.

Так, на Лондонском саммите «Группы-20» (апрель 2009 г.) было принято решение об образовании Совета финансовой стабильности 1 (Р8Б), который должен стать механизмом для национальных властей, местных органов власти и международных финансовых учреждений для

1 Форум по финансовой стабильности был реорганизован в Совет финансовой стабильности с увеличенным количеством полномочий для обеспечения финансовой стабильности.

устранения недостатков финансовой системы, а также для разработки и осуществления сильной системы регулирования, надзора в интересах финансовой стабильности.

Страны, входящие в «Группу-20», приняли на себя обязательства по обеспечению финансовой стабильности, открытости и прозрачности в финансовом секторе, а также согласны руководствоваться международными стандартами (в том числе применять 12 основных международных стандартов и кодексов) и подвергаться периодическим проверкам со стороны Совета по финансовой стабильности.

С целью эффективной реализации поставленных задач (табл. 2) в Совете по финансовой стабильности созданы постоянные комитеты: по оценке недостатков финансовых систем; по управлению, регулированию и кооперации; по внедрению стандартов и кодексов.

Совет по финансовой стабильности будет способствовать скоординированному внедрению международных стандартов, выявлять пробелы в законодательстве, связанные с системным риском, целостностью рынка, защитой потребителей финансовых услуг, развитием инфраструктуры, бухгалтерского учета и аудита.

Предполагается, что Совет по финансовой стабильности будет активно сотрудничать с МВФ на взаимодополняющей основе.

Другой инновацией в формировании институциональной платформы финансовой стабильности стало расширение европейской финансовой системы контроля, в которую вошли два новых института:

- Европейский совет по системным рискам (ЕБЯС), задачей которого являет-

ся мониторинг и оценка потенциальных угроз для финансовой стабильности. ЕБЯС призван выявлять и предупреждать о системных рисках, которые могут возникнуть, и, при необходимости, давать рекомендации по борьбе с этими рисками. Создание ЕБЯС нацелено на устранение уязвимости финансовой системы по отношению к взаимосвязанным, комплексным, секторальным и межсекторальным системным рискам;

- Европейская система финансового надзора (ЕББЗ), состоящая из разветвленной сети национальных финансовых регуляторов. Работая в тандеме с новыми европейскими властями, такая система обеспечит не только финансовую устойчивость на микроуровне, но и защиту потребителей финансовых услуг [3].

Новая европейская сеть будет построена на принципах партнерства, гибкости и взаимодополняемости. Ее задачей будет укрепление доверия между национальными органами финансового регулирования и контроля. Новая система контроля является необходимой, прежде всего, для достижения взаимодействия между регуляторами, что позволит взаимно усиливать воздействие на финансовую стабильность и обеспечить в полной мере связь макро- и микроэкономических надзорных структур.

В обязанности Европейского совета по системным рискам (ЕБЯС) входит:

- сбор и анализ информации, необходимой для контроля и оценки потенциальных угроз для финансовой стабильности, которая вытекает из макроэкономических тенденций и событий в финансовой системе в целом;

Таблица 2. Задачи Совета по финансовой стабильности

Задачи деятельности Совета по финансовой стабильности

Задачи, переданные Совету от Форума финансовой стабильности Новые задачи Совета

-оценка уязвимости финансовой системы к кризисным явлениям, - выявление и контроль действий, необходимые для устранения кризисов, - содействие координации и обмену информацией между органами, отвечающими за финансовую стабильность - контроль за развитием финансового рынка принятие соответствующих мер регулирования рынка; - консультирование финансовых институтов и национальных органов власти в отношении применения стандартов, мониторинг реализации стандартов и другие.

Источник: [2].

- выявление приоритетности экономических рисков;

- предупреждение о потенциально значительных рисках там;

- разработка рекомендаций об ответных мерах, которые должны быть приняты в соответствии с выявленными рисками;

- мониторинг необходимых мер по предупреждению рисков и разработки рекомендации по избеганию рисков;

- обеспечение эффективной связи с МВФ.

Главной задачей ЕБЯС является оценка финансовой стабильности на всей территории ЕС в контексте макроэкономических тенденций и общих тенденций на финансовых рынках. Предупреждения и рекомендации, изданные ЕБЯС, могут носить общий характер или касаться отдельных государств-членов. Эти предупреждения и рекомендации, не имеющие обязательной юридической силы, будут направляться через Совет ЭКОФИН и новые европейские органы надзора. ЕБЯС будет полностью подотчетен Совету и Европейскому парламенту.

Важная роль в Европейском совете по системным рискам возложена на центральные банки, поскольку основные функции центрального банка связаны с поддержанием денежно-кредитной и финансовой стабильности. В связи с этим Комиссия ЕС предложила включить в состав данного Совета управляющих центральных банков из 27 государств-членов и президента ЕЦБ. Взаимозависимость финансовых учреждений и рынков явно подразумевает, что мониторинг и оценка потенциальных системных рисков должны основываться на широком наборе соответствующих макроэкономических и финансовых данных. Для того чтобы ЕБЯС могла эффективно работать, состав ее руководителей будет ограничен тремя председателями европейских органов надзора.

Комиссия ЕС регулярно будет проводить мониторинг и анализ макроэкономических тенденций и политики и определять финансовые риски. Участие мини-

стерства финансов в ЕБЯС возможно, поскольку оно играет определенную роль в обеспечении независимого технического анализа макроэкономических рисков.

Таким образом, ЕБЯС будет способствовать усилению влияния ЕС в глобальной системе предупреждения рисков.

Необходимость создания европейской системы финансового надзора (ЕБЕБ) обусловлена отсутствием механизма кооперации руководителей национальных органов финансового регулирования для принятия совместных решений по надзору за транснациональными институтами. Кризис показал, что в Европейском союзе в настоящее время сотрудничество и обмен информацией между национальными надзорными органами развиты недостаточно тогда как совместные действия со стороны национальных властей требуют демонстрации единства и силы. Новая ЕБЕБ будет направлена на преодоление этих недостатков и создаст систему, которая в соответствии с целью создания стабильного и единого европейского рынка финансовых услуг объединит национальных регуляторов в единую сеть.

На уровне ЕС три существующих комитета кураторов будут заменены тремя новыми европейскими надзорными органами, такими как: Европейская банковская администрация (ЕВА), Европейский страховой и профессиональный пенсионный комитет (Е10РА) и Европейский фондовый орган (ЕКА), которые будут поделены по принципу правосубъектности. Эти новые европейские власти примут на себя все полномочия Европейского комитета органов банковского надзора (КССР), Европейского комитета страхования и профессионального пенсионного обеспечения (СЕЮРБ) и Комитета европейских регуляторов ценных бумаг. Координационный центр для оперативного надзора будет оставаться на национальном уровне. Это связано с тем, что финансовые средства для спасения финансовых институтов имеются только у государств-членов в форме поступлений от налогоплательщиков (рис. 3).

Европейская система финансового надзора

1

Рис. 3. Состав Европейской системы финансового надзора

Таким образом, ЕБЕБ будет сочетать в себе преимущества европейской всеобъемлющей системы финансового надзора с опытом местных надзорных органов, которые находятся ближе всего к национальным финансовым институтам. Для эффективной работы ЕББЗ будет необходимо согласовать правила её функционирования с членами руководящего комитета, а также скоординировать их с полномочиями национальных регуляторов.

Каждый из Европейских надзорных органов будет иметь свой собственный бюджет при выполнении условий, поставленных Европейским парламентом, который может включать дотации из бюджета ЕС, а также других источников, таких как взносы от национальных властей. Размер бюджетов надзорных органов соизмерим с их обязанностями по обеспечению своей независимости. Европейские органы системы надзора будут полностью подотчетны Европейскому Совету, Европейскому Парламенту и Европейской Комиссии. Прозрачность станет ключевым моментом в работе Европейской системы финансового надзора, обеспечивающим получение полной и достоверной информации.

Механизмы для регулирования системных рисков на европейском рынке могут работать отлажено, только если ЕБЯС и ЕБЕБ будут сотрудничать эффективно, поскольку целью реформы европейской

1 Составлено автором по [3].

системы финансового регулирования является обеспечение эффективного взаимодействия органов надзора на макро- и микроэкономическом уровнях.

В США также был предпринят ряд мер по обеспечению финансовой стабильности. Учитывая значимость финансового рынка США для глобального финансового рынка, можно говорить о том, что меры по обеспечению стабильности американской финансовой системы вносят свой вклад в сохранение глобальной финансовой стабильности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках борьбы с финансовым кризисом и устранения вызвавших его диспропорций в США было создано Агентство по защите потребителей финансовых услуг (СБРА). В числе задач СБРА следующие действия:

• убедиться, что потребители владеют полной информацией, которую они могут использовать для принятия ответственных финансовых решений.

• защитить потребителей от злоупотреблений, несправедливости, обмана и дискриминации;

• убедиться, что финансовые продукты работают справедливо и эффективно, и финансовый рынок готов к инновациям;

• убедиться, что существует достаточный доступ к финансовым услугам [4].

В состав СБРА входит пять членов, назначаемых президентом, которые утверждаются Сенатом на 5-летний срок; четверо из них должны быть специали-

стами в сфере потребительского кредитования, а пятым является представитель Федеральной резервной системы.

Источниками финансирования деятельности Агентства являются ежегодные ассигнования, а также годовые сборы или взносы с поднадзорных институтов. В основе этих сборов и оценки может лежать: объем потребительского кредита; общая сумма активов, которыми располагает индивидуальный потребитель для проведения финансовых операций. Кроме того, любые взносы, собранные в результате действия агентства, будут использоваться для компенсации «жертвам несанкционированной финансовой практики».

В круг поднадзорных объектов СБРА входят любые фирмы, которые прямо или косвенно осуществляют финансовую деятельность: прием депозитов; предоставление кредита и обслуживание кредитных операций; гарантийные услуги; взыскание долгов; доходы от недвижимости; лизинг движимого или недвижимого имущества; инвестиционное консультирование; обработка финансовых данных или другой финансовой информации.

СБРА обладает широкими полномочиями, в том числе может издавать нормативные акты для выявления и предотвращения несправедливых и несанкционированных действий, для раскрытия информации и обеспечения доступа к данным, которые способны проинформировать потребителя о всех рисках и издержках в четкой и краткой форме. Данные нормативные акты являются обязательными для банковских институтов. Для небанковских компаний, а также для государственных компаний поощряется принятие своих собственных правил для предотвращения несправедливой и нечестной практики.

Значительную роль Агентство играет в стандартизации финансовых продуктов и услуг. Так, Агентство должно определить, что является финансовым продуктом или услугой, с учетом следующих

факторов: доступность финансового продукта или услуги любому хозяйствующему субъекту; степень риска; существование альтернативных продуктов или услуг и другие.

Таким образом, финансовые кризисы, потрясшие мировую финансовую систему в 1998, 2008 гг., акцентировали внимание международных финансовых институтов и национальных правительств на вопросах глобальной финансовой стабильности. Построение институциональной платформы глобальной финансовой стабильности происходило в два этапа. После кризиса 1998 г., наиболее сильно отразившегося на развивающихся странах, была разработана теоретикометодическая основа: дано определение понятию «финансовая стабильность», разработаны ее принципы, предложены меры мониторинга финансовой стабильности, преимущественно на национальном уровне. Современный финансовый кризис, развернувшийся в развитых странах, ознаменовал второй этап формирования институциональной платформы — были созданы новые институты, преимущественно на наднациональном уровне, целью которых явилось обеспечение стабильности на глобальном и национальном уровнях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Вовченко Н.Г. Институциональные преобразования финансовой системы России в условиях глобализации: Монография / РГЭУ «РИНХ». — Ростов н/Д, 2006.

2. «Press release Financial Stability Board meets in Paris 15 September, 2009» // http://www.financialstabilityboard.org

3. «COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES, «European financial supervision», Brussels, 27.5.2009» // http://www.eu.int

4. Summary of Administration-Drafted “Consumer Financial Protection Agency Act”, 07.07.09 // http://www.cfpa.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.