Научная статья на тему 'Формирование институтов правового государства во Вьетнаме: анализ результатов'

Формирование институтов правового государства во Вьетнаме: анализ результатов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое государство / Конституция / перестройка / социалистическое правовое государство / государственная власть / государство народа / для народа / во имя народа / Rechtsstaat ( State of laws) / Constitution / perestroika / socialist state of laws / state power / state of the people / for the people / in the name of the people

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ле Хуинь Дык

В многополярном мире изучение зарубежных практиках и теорий становится все более актуальным. Вьетнам – страна, добившаяся за последнее время многих достижений в социально-экономическом развитии, основной причиной которых являются государственные и правовые реформы, особенно роль построения модели социалистического правового государства. Методом сравнительно-исторического исследования рассматриваются и сосредотачиваются на анализе контекст и причины выбора правового государства в качестве современной организованной модели, процесс развития осведомленности о правовом государстве и характеристики вьетнамской модели, ее достижения и проблемы в текущий период, а также некоторые предстоящие направления развития. Вывод: правовое государство – распространенное явление в современном мире, но каждая страна имеет свои особенности; Вьетнам – единственная страна в мире, стремящаяся построить социалистическое правовое государство, оба соблюдают ряд общих принципов правового государства и подходят для конкретных условий Вьетнама; Суть данной цели заключается в модернизации вьетнамского государства и права, повышении роли права и эффективности государственного управления в общественной жизни, обеспечении прав человека и обеспечении стабильности национального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INSTITUTIONS OF THE RULE OF LAW IN VIETNAM: ANALYSIS OF THE RESULTS

In a multipolar world, the study of foreign practices and theories is becoming increasingly relevant. Vietnam is a country that has recently achieved many achievements in socio-economic development, the main reason for which is government and legal reforms, especially the role of building a model of a socialist rule of law state. Through the method of comparative historical research, the context and reasons for choosing the rule of law as a modern organized model, the process of developing awareness of the rule of law and the characteristics of the Vietnamese model, its achievements and problems in the current period, as well as some upcoming development directions are examined and focused on analysis. Conclusion: The rule of law is a common phenomenon in the modern world, but each country has its own characteristics; Vietnam is the only country in the world that strives to build a socialist rule of law state, both adhere to a number of general principles of the rule of law and are suitable for the specific conditions of Vietnam; The essence of this goal is to modernize the Vietnamese state and law, increase the role of law and the effectiveness of public administration in public life, ensure human rights and ensure the stability of national development.

Текст научной работы на тему «Формирование институтов правового государства во Вьетнаме: анализ результатов»

Формирование институтов правового государства во Вьетнаме: анализ результатов

Ле Хуинь Дык,

аспирант кафедры истории государства и права, Юридического факультета М.М. Сперанского ИПНБ РАНХиГС E-mail: [email protected]

В многополярном мире изучение зарубежных практиках и теорий становится все более актуальным. Вьетнам - страна, добившаяся за последнее время многих достижений в социально-экономическом развитии, основной причиной которых являются государственные и правовые реформы, особенно роль построения модели социалистического правового государства. Методом сравнительно-исторического исследования рассматриваются и сосредотачиваются на анализе контекст и причины выбора правового государства в качестве современной организованной модели, процесс развития осведомленности о правовом государстве и характеристики вьетнамской модели, ее достижения и проблемы в текущий период, а также некоторые предстоящие направления развития. Вывод: правовое государство - распространенное явление в современном мире, но каждая страна имеет свои особенности; Вьетнам - единственная страна в мире, стремящаяся построить социалистическое правовое государство, оба соблюдают ряд общих принципов правового государства и подходят для конкретных условий Вьетнама; Суть данной цели заключается в модернизации вьетнамского государства и права, повышении роли права и эффективности государственного управления в общественной жизни, обеспечении прав человека и обеспечении стабильности национального развития

Ключевые слова: правовое государство; Конституция; перестройка; социалистическое правовое государство; государственная власть; государство народа, для народа, во имя народа.

S2

со см о см

СП

Вьетнам - государство, расположенное в Юго-Восточной Азии с долгой историей образования. История современного независимого государства Вьетнама началась с 1945 году и была под влиянием глубоко и сильно теорий и модели советского (русского) государства. Исследование перехода государственного аппарата Вьетнама имеет ори-ентационное и справочное значение, а также практическую теорию для Российской Федерации, при условии две страны имеют явное сходство во многих областях, особенно в проблемах, возникающих в процессе демократизации в Российской Федерации.

После распада Советского Союза, Вьетнам столкнулся со многими серьезными проблемами, одна из которых на одной стороне, должно выбрать новую модель организации государства, но с другой стороны не допускается экономический, социальный и другие кризисы. Характеристикой периода с 1986 года до сих пор во Вьетнаме является осуществление трех основных переходов: по экономическому, от централизованно-плановой к рыночной экономики; по политическому, демократизация от диктатуры пролетариата к социалистической демократии; по государственно-правовому, от государства, построенного на основе модели советской к социалистическому правовому государству [1].

Примечательно, что построение правового государства в условиях, когда государство выбирает цель построения социализма, является совершенно новым явлением как в теории, так и на практике. До настоящего времени, Вьетнам является единственном государством, поставляющим перед собой данную цель в мире. Сравнивая Вьетнам с Россией и Китаем - находящимися в период экономических, политических и государственных преобразований в конце ХХ века, ясно увидят данную уникальность.

В России, в момент перед государством стоила ситуация экономического и социального кризисов, приведших к политическому кризису, «твёрдый» переход (шоковая терапия) был осуществлен, старое государство - советское распалось и появилось новое государство, созданное на основе Конституции, отрицающей ценности старого государства. Авторы считают, что поправки к Конституции Российской Федерации в 2020 году отчасти связано с целью преодоления негативных последствий данного перехода. Таким образом, модель правового государства в России и Вьетнаме имеет как сходства, так и множество различий. Можно резюмировать, что Вьетнам и Россия совместно органи-

зуют государство в форме правового государства в качестве альтернативного выбора советскому государству, но процесс перехода, экономическая и политическая основы, а также преследуемые цели - различны.

По отношению с Китаем - государство также осуществляет «мягкий» переход, как и Вьетнам. В начале, когда столкнулся с кризисом, реформы проводились только в социально-экономических аспектах, а по форме государства, действующая Конституция Китая по-прежнему подтверждает: «Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа» (статья 1 Конституции КНР) [3], другими словами, Китай и Вьетнам оба достигают цели построения социализма, но модели государственной организации отличаются друг от друга, поскольку Вьетнам уже отказался от диктаторского характера и переходил на модель правового государства.

Таким образом, очевидно, что выбор Вьетнама по построению социалистического правового государства является особым явлением, которое необходимо изучить и обсудить в учениях о государстве в мире.

В рамках данного исследования, авторы хотят сосредоточиться на прояснении трех вопросов о социалистическом правовом государстве Вьетнама, а именно:

Во-первых, в каком контексте и почему Вьетнам выбрал модель правового государства для построения государственного аппарата;

Во-вторых, процесс построения и характеристики социалистического правового государства во Вьетнаме;

И наконец, достижения и недостатки этой модели во Вьетнаме.

Можно сказать, что с момента происхождения государства в качестве организации, получившей власть от общества, возникла очень большая проблема: Что делать, чтобы власть не развращала? То есть, она не может быть присвоена как собственной (т. е власть принадлежит только человеку или узкой группе лиц-) или оскорбленной самим сообществом (власть против народа), поэтому история человечества со времен возникновения государства до настоящего времени представляет собой развитие государственных моделей к целю - власть принадлежит народу и правовое государство стало результатом данного процесса развития.

В древнем мире, первое понимание идеи о правовом государстве было выражено древними мыслителями древности, таких как Сократ (469-399 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Данные мысли были позднее развивали как новое юридическое мировоззрение представлены политическими и правовыми мыслителями нового времени, такими как Джон Локк (1632-1704 гг.), Монтескье (1698-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.),... не только на Западе, идея правового государства вскоре оформилась и в Древнем Китае через представи-

телей «Легизма» (Фацзя), применявшаяся в династии Цинь (221-207 гг. до н.э.), а также во многих других цивилизациях.

Надо признаться, что в последние годы XX века, Советский Союз и страны находились под его влиянием впали в кризис системного характера. Вдобавок, то можно выявить черты, несовместимые с уровнем развития, а также политической культурой Вьетнама. Поэтому с самого начала вьетнамские руководства предпринимали многочисленные попытки адаптировать советскую модель к реальной ситуации во Вьетнаме. Одним из конкретных показаний является Конституция Вьетнама 1946 года, с главой редакционного комитета Хо Ши Мина, в данной Конституции первая государственная модель нового независимого Вьетнама, полностью отличалась от советской модели. В данной модели организации государственных аппаратов, ни один орган из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Народный парламент является высшим органом власти Демократической Республики Вьетнам (ст. 22 Конституции 1946 г.) но не является органом, сосредоточившим всю полноту власти, как Советская модель; Правительство Демократической Республики Вьетнам является высшим административным органом страны (ст. 43 Конституция 1946 г.) но не является подчиненным органом Национального Собрания, как в Советской модели. Судебная власть осуществляется системой Судов, организованная по судебной инстанции, а не по административной инстанции (т.е. во Вьетнаме), как в советской модели). Только после 1986 года, когда Советский Союз провел «перестройку», тогда вьетнамское государство получило «пространство» для выполнения ключевых стратегических задач с целью поиска настоящей прогрессивной модели государства. В данном контексте Вьетнам выбрал модель социалистического правового государства.

Причина вышеуказанного выбора заключается в сходстве между целями вьетнамского государства и принципами правового государства, а именно практическое и эффективное осуществление принципа - власть принадлежит народу, через следующие черты:

• Правовое государство уважает, поддерживает и гарантирует права человека во всех сферах деятельности государства и общества.

• Государственная власть в правовом государстве организуется и осуществляется в соответствии с демократическими принципами: разделение властей (Законодательная, исполнительная и судебная власти возложены на разные государственные органы и между данными органами осуществует взаимно координировать р и следить друг за другом) и контроль над пу- Д бличной властью. Ч

_ т

• В правовом государстве, государственная К власть всегда ограничивается отношениями: ё государство и экономика; государство и обще- у ство. А

CM СП

• Правовое государство организуется и действует в рамках конституции и законов.

В то же время Вьетнам осознает, что модель правового государства имеет распространенность. Следовательно, правовым государством является не тип государства, а форма организации государственной власти на демократической основе. Это объясняет, почему идея верховенстве закона существовала с древних времен. Таким образом, вьетнамские ученые также считают, что на самом деле существует концепция буржуазного правового государства и фактически, правовое государство провозглашается построенным в большинстве развитых и развивающихся государств. Ученые также признаются, что правовое государство может быть построено не только в капиталистических государствах, но и в государствах с социалистической ориентацией.

Как проходил процесс установления модели правового государства во Вьетнаме? Данный процесс начался в 1986 г. - когда состоялся VI съезд Коммунистической партии Вьетнама -во вьетнамскую историю под названием «Дой Мой» (на русском: "политика обновления"). В это время, хотя еще существовала концепция «государство диктатуры пролетариата», но функции государства была реформирована: «...функция государства является правовой институциона-лизацией интересов и обязанности трудящихся и управляется экономикой и обществом в соответствии с законом.» [1;124]. К VII съезду Коммунистической партии Вьетнама (1991 г.) концепция о правовом государстве сделала еще один шаг вперед: «Продолжать ускорять реформу государственного аппарата в направлении: государство народа, для народа, во имя народа. государственная власть едина, но четко распределяется и децентрализуется» [2; 297]. До Национальной конференции депутатов в середине срока VII (1994 г.) КПВ впервые официально использовала термин «правовое государство», согласно которому «продолжать строить и шаг за шагом совершенствовать вьетнамское правовое государство». С тех пор построение социалистического правового государства стало важной целью во Вьетнаме.

До настоящего времени, основываясь на действующих правовых актах, особенно на Конституции Вьетнама 2013 года, основные черты правового государства во Вьетнаме можно определить следующим образом [5]:

• Это государством народа, для народа, во имя народа;

• Организовать и действовать на основе Конституции, уважать и защищать Конституцию;

• управление обществом на основе закона, обеспечивать верховенство закона в общественной жизни;

• Уважение и защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение отношений между государством и гражданами, а также между государством и обществом;

• Государственная власть едина, но законодательная, исполнительная и судебная власти возложены на разные государственные органы и между данными органами осуществует взаимно координировать и следить друг за другом. До сих пор вьетнамские ученые соглашались,

что определение цели построения социалистического правового государства во Вьетнаме знаменует новый этап развития в деле построения нового государства - государство народа, для народа, во имя народа. Данные выдающиеся результаты являются созданием политической и социальной стабильности, помогающая Вьетнаму не только быстрее преодолеть кризисы и всестороннего развития по сравнению со старой государственной моделью: Например, в экономическом плане доход на душу населения увеличился почти в 48 раз (с 86 долларов США на человека в 1988 году до 4.110 долларов США на человека в 2022 году) [6]; по внешнеторговой деятельности, из торгового дефицита Вьетнам перешёл на баланс экспорта и импорта, потом достиг торгового профицита, в 2019 году общий экспортно-импортный оборот Вьетнама достиг более 732,5 млрд долларов США, положительное сальдо торгового баланса было 11,2 млрд долларов США[6]. В социальном плане доля бедных, согласно международной черте бедности, неуклонно снижалась с более чем 70% в 1990 году до менее чем 4% в 2022[7]. Данные результаты являются подтверждением эффективности реформы государственного аппарата во Вьетнаме.

Однако практическая организация и деятельность правового государства во Вьетнаме также выявляет множество проблем:

• Правовая система сложна и пересекается, многие противоречия еще не разрешены, что снижает легитимность правового государства;

• Коррупция ещё серьезна; Эффект от управления и администрирования невысок; Организация государственного аппарата сложна, громоздка и административна;

В ближайшее время Вьетнам реализует следующие направления по совершенствованию модели правового государства:

С точки зрения выборных органов: гарантировать, что передача власти избирателей депутатам должна проверяться и контролироваться, в частности, кандидаты должны иметь планы действий и потом будут баллотироваться на выборах; реализовать механизм, позволяющий избирателям отстранять депутатов от должностей если они не выполнили поставленные задачи или дискредитировали.

С точки зрения исполнительной власти: провести комплексное обновление организационного аппарата, в котором упор делается на его оптимизацию при одновременном повышении эффективности работы; обновление режима государственной службы с карьерных (career-based systems) на рабочие должности (position-based systems); отличать государственную администрацию от го-

сударственной службы; построение электронного правительства.

С точки зрения судебной власти: обеспечить принцип независимого судебного разбирательства, подчиняться только законам; широко развернуть организацию судебной системы в соответствии с юрисдикцией, а не административной инстанцией, минимизируя зависимость судебной системы от других государственных органов в данной местности.

С точки зрения национального надзора: Для социалистических государств, В.И. Ленин рано уже придумал важную ветвь контроля - институт народной прокуратуры. Данная ветвь власти весьма нуждается в продолжении сильной консолидации, предоставление больше конституционных прав для контроля и надзора за исполнением закона всеми органами государственной власти, выступление в качестве координационного центра по обеспечению законности в государстве.

Об организации административного аппарата и местного государственного органа: Во Вьетнаме осуществляется множество крупных тенденций, в том числе слияние административных единиц; построение модели городского управления (в прошлом модель местного государственного органа в городских или сельских районах Вьетнама была в основном одинаковой); пилотирование внедрения местного самоуправления на уровне села (в прошлом не существовало).

В целом можно делать следующие выводы: Правовым государством является популярное в мире явление, но каждая страна имеет свои особенности в построении правового государства; Вьетнамом является единственная страна в мире, которая стремится построить социалистическое правовое государство; В результате мягкого перехода от советской модели государства, вьетнамское правовое государство не только реализует общие принципы правового государство, но также имеет очень отдельные характеристики в организационном аппарате, поскольку государство унаследовало преимущества старого государственного аппарата, в котором есть два особенно важных аспекта, реализация по принципу единства государственной власти, но законодательная, исполнительная и судебная власти возложены на разные государственные органы и между данными органами осу-ществует взаимно координировать и следить друг за другом; однопартийная политическая система, но с широким участием народа через Отечественный фронт Вьетнама и другие общественно-политические организации для контроля над властью государства и Коммунистической партии. И наконец, можно утверждать, что данное правовое государство с верховенством закона (rule of law) является гарантией демократического государства при условии существования только одной правящей партии во Вьетнаме. Можно сказать, что выбор Вьетнама в построении современного государства является уникальное явление в мире, он также имеет много общего с нынешней российской

моделью - социальное государство. Следовательно, исследование и понимание моделей двух государств имеет большое практическое и теоретическое значение, обеспечивая важные предложения и опыты в достижении единой цели: создание справедливого и демократического общества для народа.

Литература

1. Конституция Социалистической Республики Вьетнам (Принята Национальным собранием от 28 ноября 2013 г.). (на вьетнамском, [Эл. ресурс]. URL: http://www.chinhphu.vn/portal/page/ portal/chinhphu/NuocCHXHCNVietNam/Thong-TinTongHop/hienphapnam2013 (дата обращения: 05.08.2023).

2. Конституция Демократической Республики Вьетнам (принята Первым Национальным собранием на его второй сессии 9 ноября 1946 г.). (на вьетнамском, [Эл. ресурс]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Hien-phap-1946-Viet-Nam-Dan-Chu-Cong-Hoa-36134.aspx (дата обращения: 05.08.2023).

3. Конституции Китайской Народной Республики: Принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г. (ред. от 11.03.2018). [Эл. ресурс]. URL: http://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/ content_5276318.htm (дата обращения: 05.08.2023).

4. Документы Съезда КПВ в обновленный период «Дой Мой» (VI, VII, VIII, IX Съезд) // Ханой, «Национальная политика», 2006.С.124.

5. Май Ван Тханг. Основные характеристики вьетнамского социалистического правового государства // Электронный журнал Прокуратуры, опубликован 11 июля 2023 г. [Эл. ресурс]. URL: https://kiemsat.vn/dac-trung-co-ban-cua-nha-nuoc-phap-quyen-xa-hoi-chu-nghia-viet-nam-65855.html (дата обращения: 05.08.2023).

6. Яркое экономическое пятно Вьетнама // Электронный информационный портал Министерства финансов Вьетнама [Эл. ресурс]. URL: https://mof.gov.vn/webcenter/portal/btcvn/ pages_r/l/tin-bo-tai-chinh?dDocName=MO-FUCM268113 (дата обращения: 05.08.2023).

7. Вьетнам - Обзор // Информационная страница Всемирного банка [Эл. ресурс]. URL: https:// www.worldbank.org/en/country/vietnam/overview (дата обращения: 05.08.2023).

FORMATION OF INSTITUTIONS OF THE RULE OF LAW IN VIETNAM: ANALYSIS OF THE RESULTS

Le Huynh Duc

ILNS RANEPA

In a multipolar world, the study of foreign practices and theories is becoming increasingly relevant. Vietnam is a country that has recently achieved many achievements in socio-economic development, the main reason for which is government and legal reforms, especially the role of building a model of a socialist rule of law state. Through the method of comparative historical research, the context and reasons for choosing the rule of law as a modern organized

5

"O

C3 ж

■с

model, the process of developing awareness of the rule of law and the characteristics of the Vietnamese model, its achievements and problems in the current period, as well as some upcoming development directions are examined and focused on analysis. Conclusion: The rule of law is a common phenomenon in the modern world, but each country has its own characteristics; Vietnam is the only country in the world that strives to build a socialist rule of law state, both adhere to a number of general principles of the rule of law and are suitable for the specific conditions of Vietnam; The essence of this goal is to modernize the Vietnamese state and law, increase the role of law and the effectiveness of public administration in public life, ensure human rights and ensure the stability of national development.

Keywords. Rechtsstaat (State of laws); Constitution; perestroika; socialist state of laws; state power; state of the people, for the people, in the name of the people.

References

1. Constitution of the Socialist Republic of Vietnam (Adopted by the National Assembly on November 28, 2013). (in Vietnamese, [Electronic resource]. URL: http://www.chinhphu.vn/portal/page/ portal/chinhphu/NuocCHXHCNVietNam/ThongTinTongHop/ hienphapnam2013 (access date: 08/05/2023).

2. Constitution of the Democratic Republic of Vietnam (adopted by the First National Assembly at its second session on No-

vember 9, 1946). (in Vietnamese, [Electronic resource]. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Hien-phap-1946-Viet-Nam-Dan-Chu-Cong-Hoa- 36134.aspx (accessed: 08/05/2023).

3. Constitution of the People's Republic of China: Adopted at the 5th session of the Fifth National People's Congress on December 4, 1982 (as amended on March 11, 2018). [Email: resource]. URL: http://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/con-tent_5276318.htm (access date: 08/05/2023).

4. Documents of the CPV Congress during the updated Doi Moi period (VI, VII, VIII, IX Congress) // Hanoi, "National Policy", 2006.P.124.

5. Mai Van Thang. Main characteristics of the Vietnamese socialist state of law // Electronic journal of the Prosecutor's Office, published July 11, 2023 [Electronic journal]. resource]. URL: https:// kiemsat.vn/dac-trung-co-ban-cua-nha-nuoc-phap-quyen-xa-hoi-chu-nghia-viet-nam-65855.html (access date: 08/05/2023).

6. Vietnam's economic bright spot // Electronic information portal of the Ministry of Finance of Vietnam [Electronic information portal]. resource]. URL: https://mof.gov.vn/webcenter/portal/btcvn/ pages_r/l/tin-bo-tai-chinh?dDocName=MOFUCM268113 (access date: 08/05/2023).

7. Vietnam - Overview // Information page of the World Bank [El. resource]. URL: https://www.worldbank.org/en/country/vietnam/ overview (accessed 08/05/2023).

OJ O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.