Научная статья на тему 'Формирование института правовых привилегий и ограничений в свете актуализации принципа патриотизма в уголовно-исполнительном праве'

Формирование института правовых привилегий и ограничений в свете актуализации принципа патриотизма в уголовно-исполнительном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПАТРИОТИЗМА / PRINCIPLE OF PATRIOTISM / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / CRIMINALLY-EXECUTIVE RELATIONSHIP / ПРАВОВЫЕ ПРИВИЛЕГИИ / LEGAL PRIVILEGES / ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / LEGAL RESTRICTIONS / ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ / TRADE PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савушкина Юлия Владимировна

В статье рассматриваются проблемные вопросы становления института правовых привилегий и ограничений в уголовно-исполнительном праве. Отмечается важность совершенствования указанного института в свете развития уголовно-исполнительных правоотношений. Функциями правовых ограничений являются основные направления их воздействия на интересы субъектов права. Правовые ограничения выполняют охранительно-регулятивную функцию посредством того, что они направлены на охрану и защиту общественного порядка, основ конституционного строя, законных интересов субъектов права, прав человека, безопасности государства, здоровья населения. Правовые ограничения устанавливают границы между правовым и противоправным и тем самым стабилизируют процессы, происходящие в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the institute of legal privileges and restrictions in the light of the principle of mainstreaming of patriotism in Penitentiary Law

The article deals with problems concerning the institute of legal privileges and restrictions in penitentiary law. The importance of these institutions in the light of the development of penal relations. The functions of the legal restrictions are the main directions of their impact on the interests of the law. Legal restrictions perform protective and regulatory function of the means that are aimed at the conservation and protection of public order, the constitutional order, the legitimate interests of the subjects of law, human rights, national security, public health. Legal restrictions set boundaries between legal and illegal, and thereby stabilize the processes taking place in society.

Текст научной работы на тему «Формирование института правовых привилегий и ограничений в свете актуализации принципа патриотизма в уголовно-исполнительном праве»

УДК 343.8

Ю. В. Савушкина ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВОВЫХ ПРИВИЛЕГИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ В СВЕТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПАТРИОТИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Y. V. Savushkina FORMATION OF THE INSTITUTE OF LEGAL PRIVILEGES AND RESTRICTIONS IN THE LIGHT OF THE PRINCIPLE OF MAINSTREAMING OF PATRIOTISM IN PENITENTIARY LA W

В статье рассматриваются проблемные вопросы становления института правовых привилегий и ограничений в уголовно-исполнительном праве. Отмечается важность совершенствования указанного института в свете развития уголовно-исполнительных правоотношений. Функциями правовых ограничений являются основные направления их воздействия на интересы субъектов права. Правовые ограничения выполняют охранительно-регулятивную функцию посредством того, что они направлены на охрану и защиту общественного порядка, основ конституционного строя, законных интересов субъектов права, прав человека, безопасности государства, здоровья населения. Правовые ограничения устанавливают границы между правовым и противоправным и тем самым стабилизируют процессы, происходящие в обществе.

The article deals with problems concerning the institute of legal privileges and restrictions in penitentiary law. The importance of these institutions in the light of the development of penal relations. The functions of the legal restrictions are the main directions of their impact on the interests of the law. Legal restrictions perform protective and regulatory function of the means that are aimed at the conservation and protection of public order, the constitutional order, the legitimate interests of the subjects of law, human rights, national security, public health. Legal restrictions set boundaries between legal and illegal, and thereby stabilize the processes taking place in society.

Ключевые слова: принцип патриотизма; уголовно-исполнительные правоотношения; правовые привилегии; правовые ограничения; отраслевые принципы.

Keywords: the principle of patriotism; criminally-executive relationship; legal privileges; legal restrictions; trade principles.

В отечественной юридической науке принципы понимаются как руководящие идеи или начала, нормативные обобщения, характеризующие основное в праве и его применении. Правовая доктрина признает за принципами статус источника уголовно-исполнительного права [3, с. 41].

Принципы имеют объективно-субъективную природу. Объективность принципов состоит в том, что они отражают общественно-

© Савушкина Ю. В., 2015.

экономическую природу общества, а также закономерности, которые определяют политику государства во всех сферах общественной жизни, в частности в области борьбы с преступностью. «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» [7, с. 34].

Субъективность принципов права определяется тем, что они формируются конкретными людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию. «Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям» [2, с. 133].

Существующее многие годы традиционное понимание правовых принципов лишь как «руководящих идей», по мнению В. А. Уткина, сохраняет неоправданно высокую степень субъективности в определении как перечня принципов, так и содержания каждого из них. В связи с этим закрепление в законе принципов уголовно-исполнительного законодательства не только не ставит точку в дискуссиях, но и предполагает их активизацию в свете реформирования уголовно-исполнительной системы РФ [6, с. 50].

Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права:

- принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их право-послушного поведения;

- принцип интернационализма;

- принцип ответственности осужденных за уклонение от наказания;

- принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Отмечают принципы, присущие отдельным институтам уголовно-исполнительного права. Для института исполнения наказания в виде лишения свободы характеры следующие принципы:

а) гарантирование прав и свобод осужденных при исполнении наказания с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ;

б) обеспечение прав осужденных на охрану здоровья, социальное обеспечение, юридическую помощь и личную безопасность;

в) соединение наказания в стадии его исполнения с исправительным воздействием;

г) отбывание наказания осужденными в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены;

д) раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях;

е) отбывание осужденными всего срока наказания в одном исправительном учреждении;

ж) дифференциация и индивидуализация исправительного процесса на основе правовой и психолого-педагогической классификации осужденных;

з) оказание осужденным помощи в социальной адаптации [5, с. 211].

Важное место в системе отраслевых принципов уголовно-исполнительного права занимает принцип патриотизма. Его содержание воплощается посредством реализации вышеуказанных принципов.

Принцип патриотизма проявляется прежде всего в том, что уголовно-исполнительное законодательство следует международным нормам не слепо, а с учетом национальных обычаев и условий [5, с. 204]. В ч. 4 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

По мнению П. В. Тепляшина, содержание международного права и правоприменительная практика реализации международных пенитенциарных стандартов и правил должны находиться в определенной зависимости от ментальных стереотипов поведения и правосознания граждан российского общества [4, с. 15].

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не только не копирует зарубежное, но и по ряду позиций, касающихся обеспечения прав осужденных, даже превосходит его.

А. Я. Гришко отмечает, что в некоторых конкретных положениях уголовно-исполнительное законодательство пошло дальше международных норм обращения с заключенными и соответствующего законодательства европейских стран. Так, ст. 35 ИТК РСФСР (в редакции от 12.07.1992) запретила применение к осужденным такого специального средства, как смирительная рубашка. Европейские тюремные правила применение такого средства не запрещают, а Минимальные стандартные правила ООН — прямо допускают (пр. 33). В 1998 г. ведомственными нормативными актами была отменена пониженная норма питания для лиц, содержащихся в штрафных, дисциплинарных изоляторах камерного типа. В ИТК РСФСР это изменение было внесено законом от 12.07.1992. Между тем, правило 32 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными допускает применение к осужденным взысканий, сопровождающихся сокращением питания. Важно лишь, чтобы возможность осужденного перенести такое взыскание была удостоверена врачом.

Закрепляя правовые привилегии, государство приобретает возможность поставить под юридический контроль блага и преимущества, функционально необходимые их обладателям, а также отделить такие преимущества от «теневой» составляющей правовой жизни. Данные

цели являются правильными ориентирами при реализации государственной политики [3, с. 44].

Функциями правовых ограничений являются основные направления их воздействия на интересы субъектов права. Правовые ограничения выполняют охранительно-регулятивную функцию посредством того, что направлены на охрану и защиту общественного порядка, основ конституционного строя, законных интересов субъектов права, прав человека, безопасности государства, здоровья населения. Правовые ограничения устанавливают границы между правовым и противоправным, и тем самым стабилизируют процессы происходящие в обществе.

Правовой привилегии как общеправовой категории присущи основные общеправовые функции, практическая реализация которых связана с местом и ролью привилегий в праве как официально-властном регуляторе отношений между людьми.

Несмотря на то, что в некоторых нормах уголовно-исполнительного права предусмотрен целый ряд льгот для определенной категории осужденных (несовершеннолетие, инвалиды, женщины и т. д.), по нашему мнению, это не может рассматриваться как нарушение требований равенства, В данном случае государство проявляет акт гуманизма в отношении своих граждан.

Несмотря на то, что мы являемся сторонниками прогрессивной системы, в то же время считаем, что такой подход не совсем оправдан, так как с помощью административных мер нельзя установить время и границы, в течение которых осужденный фактически может и должен будет исправиться. Процесс исправления в первую очередь зависит от личности осужденного, от его стремления изменить свой правовой статус в ту или иную сторону. Такая жесткая регламентация может привести к тому что многие осужденные будут вынуждены действительно приспосабливаться, обманывать, лукавить, стремиться всеми правдами и неправдами получить очередные привилегии для того, чтобы приблизиться к более высокой цели.

З. А. Астемиров считает, что «только большая наблюдательность и педагогическое мастерство воспитателей могут помочь отобрать из всего многообразия проявлений осужденного самое главное, выявить его подлинное лицо, правильно фиксировать изменение положительного и отрицательного свойства, давать соответственно объективную оценку и определять наиболее эффективные меры воздействия, безошибочно решать принципиальные вопросы» [1, с. 54].

Уголовно-исполнительное законодательство РФ нуждается в совершенствовании, но в таком, которое не требует колоссальных финансовых затрат. Принцип патриотизма на сегодняшний день является одним из важнейших, требующий повышенного внимания и дополнительного обоснования своей значимости в уголовно-исполнительном законодательстве. Требуются конкретные предложения по решению имеющихся проблем, а не критика. Даже конструктивная критика не дает

таких результатов как выработка путей развития общественных отношений на основе систематического анализа.

Литература

1. Астемиров З. А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право зарубежных социалистических государств. — Рязань, 1979.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 4.

3. Суменков С. Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

4. Тепляшин П. В. Ретроспективные основы и современные проблемы влияния международных стандартов и правил на уголовно-исполнительное законодательство России // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2011. — № 15.

5. Уголовно-исполнительное право : учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть / под общ. ред. Ю. И. Калинина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006.

6. Уткин В. А. Демократизм уголовно-исполнительного права: декларация или реальность? // Человек: преступление и наказание. — 2011. —№ 1.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.