Научная статья на тему 'Формирование иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность'

Формирование иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛИНГВО-НОРМАТИВНАЯ УЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВО-НОРМАТИВНОЙ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / LINGUO-NORMATIVE ACADEMIC COMPETENCE / ACTIVITIES / ORGANIZATIONAL FORMS AND STAGES OF THE LINGUO-NORMATIVE ACADEMIC COMPETENCE DEVELOPMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роготнева Надежда Сергеевна

В статье формулируется цель развития иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность, описывается соответствующий комплекс упражнений, этапы и организационные формы развития данной компетенции в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Linguo-Normative Academic Competence of 3rd Year Students Majoring in the English Language

The article defines the aim of the linguo-normative academic competence's development of the 3rd year students majoring in the English language; makes a study of the corresponding series of exercises, stages and organizational forms of the competence's development.

Текст научной работы на тему «Формирование иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность»

УДК 372.881.111.1 ББК 448-961.6+Ш143.21-2

Роготнева Надежда Сергеевна

аспирант

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург Rogotneva Nadezhda Sergeevna Post-graduate Ural State Pedagogical University Yekaterinburg

Формирование иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность The Development of Linguo-Normative Academic Competence of 3rd Year Students Majoring in the English Language

В статье формулируется цель развития иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность, описывается соответствующий комплекс упражнений, этапы и организационные формы развития данной компетенции в образовательном процессе.

The article defines the aim of the linguo-normative academic competence’s

rd

development of the 3 year students majoring in the English language; makes a study of the corresponding series of exercises, stages and organizational forms of the competence’s development.

Ключевые слова: иноязычная лингво-нормативная учебная компетенция, упражнения, организационные формы и этапы развития иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции.

Key words: linguo-normative academic competence, activities, organizational forms and stages of the linguo-normative academic competence development.

Важным компонентом содержания обучения иностранному языку на специальном факультете является развитие иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции в составе профессиональной компетентности будущих учителей иностранного (лингвистов), что во многом продиктовано требованиями качества подготовки специалистов в данной области [2].

Становление искомой компетенции происходит на протяжении всего периода обучения в вузе, приобретая особую значимость на основном продвинутом этапе (3-4 курс). Важно отметить, что на данном этапе студенты-лингвисты в идеале достигают свободного профессионального уровня владения иностранным языком [3, с. 387]. Компетенции, сформированные на данном этапе, иноязычная лингво-нормативная учебная компетенция в том числе, опреде-

ляют дальнейшее профессиональное становление выпускников после окончания вуза, а также успешность их самообразовательной языковой дея-

тельности. При этом 3 год обучения характеризуется как начальный этап профессионального самоопределения и, как следствие, сопряжен с неполной сфор-мированностью познавательных мотивов, с недостаточной потребностью в самостоятельном совершенствовании в профессиональной сфере. Существующее противоречие выдвигает на первый план идею целенаправленного специально организованного обучения по развитию иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции с учетом определенных методических требований.

Конечная комплексная цель такого обучения - развитие способности и готовности к эффективному самоуправлению всей учебной деятельностью по обеспечению нормативной правильности иноязычной речи, включая профилактику отклонений, процессуальную коррекцию и коррекцию по результату. Реализация поставленной цели в процессе обучения осуществляется посредством специального комплекса упражнений по развитию иноязычной лингвонормативной учебной компетенции, который разрабатывается нами на материале грамматического аспекта высказывания. Основу разработки соответствующего комплекса упражнений составляет типология умений лингвонормативной самостоятельной учебной деятельности (СУД) и соответствующие аутометодические задачи [2]. Рассмотрим примеры заданий с включением аутометодических задач для каждого искомого типа упражнений.

1. упражнения для развития ау то методических метакогнитивных умений (нацелены на развитие умений управления крупными отрезками/единицами лингво-нормативной учебной деятельности):

1.1. упражнения для развития аутометодических метакогнитивных умений мотивации

• Обсудите в мини-группах, насколько важно будущему учителю иностранного языка уметь владеть правильной иноязычной речью, уметь слышать и вовремя исправлять ошибки в своей речи, нужно ли обучать этим умениям своих учеников.

1.2. упражнения для развития аутометодических метакогнитивных умений целеполагания и планирования

• Определите ближние и перспективные цели развития своей иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции.

1.3. упражнения для развития аутометодических метакогнитивных умений реализации

• В мини-группах обсудите особенности ведения своих учебных картотек, оцените их эффективность для самостоятельной работы над правильностью своей речи, возьмите на вооружение те из них, которые кажутся наиболее эффективными для совершенствования Вашей учебной деятельности по овладению иностранным языком.

1.4. упражнения для развития аутометодических метакогнитивных умений самоконтроля

• Подберите в психологической литературе и выполните тесты на определение уровня (умений) самоконтроля (например, субъективного самоконтроля, самоконтроля в деятельности). Насколько данные тестов могут быть полезны в организации Вашей самостоятельной работы над языком?

2. упражнения для развития аутометодически профилированных объектных умений (направлены на овладение конкретными языковыми единицами, сопровождающееся методической регуляцией обучающимися своих действий с целью оптимального усвоения):

2.1. упражнения для развития аутометодически профилированных умений предупреждения ошибок в действиях с нормо-объектами при оптимальном усвоении знаний формы, семантики и употребления единиц грамматического материала:

2.1.1 упражнения для развития аутометодически профилированных умений уяснения формы, значения и правил употребления нормо-объекта

• Объясните правило Вашим одногруппникам, обращая внимания на возможные ошибки.

2.1.2 упражнения для развития аутометодически профилированных умений запоминания нормо-объекта

• Выберите наиболее эффективный прием запоминания данной грамматической единицы.

2.1.3 упражнения для развития аутометодически профилированных умений тренировки нормо-объекта

• Подберите упражнения для тренировки данной грамматической единицы. Определите порядок выполнения упражнений в зависимости от степени их коммуникативности.

2.1.4 упражнения для развития аутометодически профилированных умений употребления нормо-объекта в ситуациях решения сложных коммуникативных задач или наличия факторов, осложняющих эти решения

• Перед выступлением с докладом, составьте опорный конспект (план) вашего выступления. Подберите к каждому пункту плана соответствующие языковые средства. Скомбинируйте этот материал для передачи своего замысла. Представьте себе конкретных слушателей и, обращаясь к ним, произнесите свое высказывание.

2.2. упражнения для развития аутометодически профилированных умений устранения (преодоления) ошибок в различных коммуникативноречевых ситуациях:

2.2.1 упражнения для развития аутометодически профилированных умений обнаружения ошибок

• Найдите и исправьте в тексте (аудиозаписи) ошибки. Определите характер и происхождение ошибок. Составьте упражнения на устранение выявленных ошибок.

2.2.2 упражнения для развития аутометодически профилированных умений актуальной коррекции ошибок (т. е. коррекции ошибок в ходе речевой деятельности)

• Если Вы услышали (или почувствовали), что допустили ошибку, сделайте паузу, вернитесь к началу мысли, переформулируйте предложение мысленно, произнесите его еще раз вслух, на этот раз правильно.

2.2.3 упражнения для развития аутометодически профилированных умений «пролонгированной» коррекции ошибок (с возможным возвратом к этапу

тренировки нормо-объекта)

• Составьте план устранения своих типичных ошибок.

Перейдем к характеристике организационного воплощения разработанного комплекса упражнений на определенных этапах работы по развитию исследуемой компетенции. Руководствуясь целевыми установками по достижению обучающимися соответствующего уровня иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции и требованиями нарастания познавательной самостоятельности, а также принимая во внимания виды деятельности (СУД) по степени ее самостоятельности, выделенные И. А. Гиниатуллиным [1], мы будем разграничивать ряд этапов развития искомой компетенции: вводный этап, этап регламентируемой учебной деятельности, этап ориентируемой учебной деятельности, этап собственно самостоятельной учебной деятельности.

На вводном этапе развития иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции предполагается знакомство студентов с теоретическим аутометодическим блоком относительно организации их лингво-нормативной СУД. В качестве организационной формы работы на данном этапе предусматриваются специализированные модули на занятиях по практике устной речи по материалам учебно-методического пособия «Speak and Write Flawlessly: a Guide to Accurate English» («Говорим и пишем без ошибок: путеводитель по «правильному» английскому»), часть 1 - «Му Self-Access English Language Learning Portfolio» («Портфель самостоятельного овладения английским языком»), которая включает средства диагностики и оценки владения различными аспектами лингво-нормативной СУД и мониторинга динамики овладения ими, методические указания, а также задания, нацеленные на совершенствование стратегий обеспечения нормативной правильности иноязычной речи.

Организационной формой воплощения этапа регламентируемой учебной деятельности являются как занятия по практике устной речи, так и занятия по практической грамматике. В рамках практического курса ИЯ используются материалы учебно-методического пособия «Speak and Write Flawlessly: a Guide to Accurate English» («Говорим и питием без ошибок: путеводитель по «правиль-

ному» английскому»), часть 2 - «Common Grammar Mistakes: Exercises» («Упражнения на типичные грамматические ошибки»), которое имеет целью отработку грамматических правил, представляющих наибольшую трудность для студентов. При этом речь идет о закреплении материала, изучение которого предусмотрено в течение 1-го и 2-го годов обучения. Подчеркнем, что предложенные упражнения не претендуют на коррекцию всех возможных грамматических ошибок, а лишь только тех из них, которые были выявлены в процессе мониторинга устных и письменных высказываний студентов 3 курса Института иностранных языков в рамках занятий по практическому курсу иностранного языка и которые могут быть охарактеризованы как наиболее частотные и типичные для данного контингента обучающихся. На занятиях по практической грамматике в дополнение к базовому УМК вводится серия упражнений с аутометодическими задачами, нацеленными на развитие умений студентов относительно методической регуляции процесса овладения новым грамматическим материалом.

На этапе ориентируемой учебной деятельности студенты выполняют практикум перспективной лингво-нормативной СУД (с управляющими занятиями контролируемой самостоятельной работы (КСР)) - практикум совершенствования языковой правильности. Данный практикум предполагает работу над типичными индивидуальными ошибками в иноязычной речи студентов. Его содержание заключается в наблюдении студентами за собственной устной и письменной речью, отслеживании и фиксации ошибок, выявлении типичных ошибок, определении причин данных ошибок, подборе материала для преодоления ошибок после консультации с преподавателем, осознанном целенаправленном активном использовании грамматических явлений, представляющих трудности, в речи. Также практикум включает самостоятельную проработку студентами устно-речевой тематики в рамках курса по практике речи по материалам современной англоязычной прессы с последующим выступлениями с докладами на занятиях и написанием эссе. В процессе подготовки докладов/эссе студенты заполняют бланки самооценки, которые позволяют им отслеживать ошибки и предполагают организацию работы по их коррекции.

На этапе собственно самостоятельной учебной деятельности студенты работают по индивидуальному практикуму совершенствования языковой правильности. Данный практикум предполагает выявление типичных ошибок силами студента, самостоятельное планирование деятельности по работе над правильностью речи и не подразумевает занятий КСР, а только консультационные встречи с частично контролирующей функцией. Контроль осуществляется в форме языковых тестов, диктантов-переводов, устного перевода с листа. При этом взаимодействие с внешней образовательной средой постепенно приобретает схожесть с взаимодействием с компонентами будущей профессиональной среды. Итоговый контроль на данном этапе предусматривает участие обучающихся в конкурсе языковой правильности в форме теста.

Таким образом, в настоящей статье сформулирована цель развития иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции студентов 3 курса, изучающих английский язык как специальность, описан комплекс упражнений, этапы работы по развитию искомой компетенции, организационные формы их воплощения в образовательном процессе. Разработанные требования служат основанием для дидактической организации обучения по развитию иноязычной лингво-нормативной учебной компетенции на специальном факультете.

Библиографический список

1. Гиниатуллин, И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете [Текст] : учеб. пособие к спецкурсу / И. А. Гиниатуллин. - Свердловск, 1990. - 94 с.

2. Роготнева, Н. С. Деятельностный аспект лингво-нормативной учебной компетенции [Текст] / Н. С. Роготнева // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы II международной конференции-форума, 24-25 апреля 2011 г. -Ч. I. - С. 138-150.

3. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь [Текст] : более 2000 единиц / А. Н. Щукин. - М.: Астрель : ACT : Хранитель, 2008. - 746 с.

Bibliography

1. Giniatullin, I. A. Self-Access in Foreign Language Acquisition at the Department of Foreign Languages [Text] : Study-Guide for a Special Course /1. A. Giniatullin. - Sverdlovsk, 1990. - 94 p.

2. Rogotneva, N. S. Taxonomy of Activities Within Linguo-Normative Academic Competence [Text] / N. S. Rogotneva // Language Education Today - Vectors of Development: Abstracts of the 2nd International Conference and Forum, April 24-25, 2011. - Part 1. - P. 138-150.

3. Shchukin, A. N. Linguodidactic Encyclopedic Dictionary [Text] : More Than 2000 Entries / A. N. Shchukin. - М.: Astrel : AST : Khranitel, 2008. - 746 p.

УДК 37.032 ББК 74.2

Саблина Мария Александровна

соискатель

кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г.Челябинск Sablina Maria Alexandrovna Applicant for a Degree Department of General and Professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Педагогические условия развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций (на примере изучения предметов гуманитарного цикла в 5-7 классах)

Pedagogical Conditions of Cognitive Independence DevelopmentBy means of Problem Situations (By the Example of Studying the Humanities

in 5-7th Grades)

Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на развитие познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций у учеников 5-7 классов при изучении предметов гуманитарного цикла.

The article is devoted to the cognitive independence development through the problem situations. The essence of the pedagogical conditions that influence the cognitive independence development through the problem situations for pupils of 5-7 class while studying the humanities is revealed.

Ключевые слова: педагогические условия, подростковый возраст, познавательная самостоятельность, предметы гуманитарного цикла, проблемные ситуации, развитие познавательной самостоятельности, средний школьный возраст, учащиеся 5-7 классов.

Key words: pedagogical conditions, adolescence, cognitive independence, the humanities, problem situations, cognitive independence development, middle school age, pupils of 5-7 class.

В свете реформирования системы образования в нашей стране, актуальным

становится воспитание и обучение такой молодёжи, знания и умения которой будут соответствовать современным требованиям. Самостоятельная познавательная деятельность является непременным условием появления такого нового поколения. Актуальным становится качественно новое рассмотрение педагогических условий развития познавательной самостоятельности вообще, и в част-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.