Научная статья на тему 'Формирование инновационных механизмов управления развитием - условие повышения конкурентоспособности приграничных регионов'

Формирование инновационных механизмов управления развитием - условие повышения конкурентоспособности приграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черная Ирина Петровна

В статье раскрывается необходимость и возможности формирования инновационных механизмов управления развитием приграничных регионов. На примере использования маркетингового механизма формирования экспортного потенциала региона показываются приоритетные направления региональной политики для повышения конкурентоспособности Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need and possibility of the creation of innovative mechanism of management development of boundary region analyze in the article. The priority directions of regional police for increasing of Primorskiy Region competitiveness appear in example of the use the marketing mechanism of the creation the export potential of the region.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационных механизмов управления развитием - условие повышения конкурентоспособности приграничных регионов»

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

Формирование инновационных механизмов управления развитием — условие повышения конкурентоспособности приграничных регионов ^ И- п Черная,

I к. э. н., доцент кафедры экономики и менеджмента

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В статье раскрывается необходимость и возможности формирования инновационных механизмов управления развитием приграничных регионов. На примере использования маркетингового механизма формирования экспортного потенциала региона показываются приоритетные направления региональной политики для повышения конкурентоспособности Приморского края.

Вопросы инновационного развития территорий в условиях усиления межрегиональной конкуренции, когда регионы ведут себя одновременно и как квазигосударства, и как квазикорпорации, являясь непосредственными субъектами рынка и, следовательно, конкурентами в рыночном пространстве, требуют нового подхода к региональной политике. Ее задача — не борьба со злоупотреблением доминирующим положением и недобросовестной конкуренцией отдельных предприятий, а создание инновационных механизмов управления развитием территории, нацеленных на формирование устойчивых конкурентных преимуществ, на основе стратегического партнерства власти, бизнеса, общественных институтов.

Механизм региональной политики в широком смысле включает экономические, юридические, социальные и психологические отношения между хозяйственными субъектами региона, определяющими особенности развития региональной экономики. В его структуре следует выделять три основных элемента:

The need and possibility of the creation of innovative mechanism of management development of boundary region analyze in the article. The priority directions of regional police for increasing of Primorskiy Region competitiveness appear in example ofthe use the marketing mechanism of the creation the export potential of the region.

согласование интересов всех субъектов региональной экономики, формирование соответствующей институциональной среды и социально-экономическое обоснование всех региональных проектов. Необходимо учитывать то, что в современной России региональные органы власти мотивированы скорее геоэко-номическими, чем геополитическими соображениями. Особенно ярко это проявляется в приграничных регионах, вынужденных решать проблемы жизнеобеспечения с помощью ресурсов приграничной интеграции. Однако приверженность регионов геоэко-номической стратегии не означает бесконфликтности в ее реализации. К достаточно опасным для национальной безопасности результатам ведет предлагаемая в качестве «панацеи от бед» интеграция через свободные экономические зоны, превращающиеся в зоны теневой экономики. Но и игнорирование географических конкурентных преимуществ приграничья нельзя считать мерой эффективного управления. Достаточно показательно в этом плане решение ко-

миссий Минэкономразвития РФ в ноябре 2005 г. по подведению итогов конкурса на создание в России ОЭЗ, проект Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ, оставляющие депрессивные же регионы, к числу которых относится большинство приграничных территорий, без источников интенсивного экономического роста. Своеобразным продолжением такой политики является и приказ ФСБ РФ от 14 апреля 2006 года «О пределах пограничной зоны на территории Приморского края», в соответствии с которым почти 15% территории края попали под определение «пограничная зона», ограничивающее выполнение ими функций мест работы и отдыха.

Острейшая потребность приграничных территорий в создании действенной системы государственных преференций и в поиске собственных источников инновационного развития требует обоснования новых критериев оценки эффективности российской внешней и внутренней политики с учетом интересов национальной, а в ее рамках и региональной безопасности: защита не только суверенитета и суверенных границ, но и далеко вынесенных на национальные рамки геоэкономических границ как зон экономического влияния. При этом важно не просто извлечь выгоду из своего географического положения или даже правильно позиционироваться, необходимо определить какие факторы внутрирегионального развития могут поддерживать геоэкономические интересы других стран. Поэтому реальное наполнение содержания инновационных механизмов управления развитием приграничного региона, как представляется, может определяться концепцией государственного регулирования экономического развития регионов, названной английским исследователем Г. Камероном «адаптационной моделью». В соответствии с ней государство должно смягчать воздействие стихийных рыночных регуляторов и незначительно корректировать развитие территорий путем ускорения естественных процессов, благодаря стимулированию миграции рабочей силы и инвестиций [1]. Такая модель региональной политики основана на двух мерах повышения инвестиционной привлекательности территории: улучшения свойств территории, т. е. совершенствования инфраструктуры, и предоставления определенного набора льгот инвесторам. Осуществление подобной политики позволяет создать благоприятные условия для роста экономики региона на долгосрочную перспективу. Однако налоговые льготы и финансовая поддержка инвесторов зачастую дает лишь временный эффект, определяемый сроком существования преференций. С позиций устойчивого развития «адаптационные» (по сути реактивные, т.е появляющиеся как реакция по проблемы) механизмы должны сочетаться со своего рода проактивными (профилактическими, опережающими возникновение проблем) механизмами, стимулирующими процесс создания на базе существующих конкурентных ресурсов конкурентных преимуществ территории операционного и программно-стратегического характера.

Среди проактивных механизмов управления развитием приграничных субъектов РФ в современных условиях особое значение должен иметь маркетинговый механизм формирования экспортного потенциала региона как совокупность приемов и инструментов территориального маркетинга, способствую-

щих конкурентному позиционированию региона в глобальной экономике. При этом формы проявления и реализации такого механизма на каждой территории будут иметь свои особенности.

В Приморском крае одной из таких форм может стать создание собственной системы поддержки и стимулирования экспорта в страны АТР. Она должна опираться на систему приоритетов инновационной стратегии развития региона; стимулировать развитие экспортного потенциала региональной экономики; не противоречить и не дублировать федеральные меры; носить низкозатратный, посильный для регионального бюджета, характер. Ее институциональной формой может стать создание региональной организации поддержки экспортеров — совещательного и координирующего органа, объединившего представителей основных групп экспортеров и органов власти и выполняющего главным образом информационно-консультационные и промоционные функции, включая:

► координацию деятельности приморских экспортеров на приграничных рынках и согласование действий между заинтересованными членами объединения в интересах оптимального использования рыночной конъюнктуры и ресурсов экспортеров;

► сбор и распространение среди членов объединения информации о государственном регулировании внешней, включая приграничную, торговли в странах АТР и предоставление консультационных услуг начинающим экспортерам;

► сбор и распространение информации о состоянии и перспективах развития глокального товарного, ресурсного и финансового рынка;

► сбор и распространение информации о требованиях к качеству экспортируемых товаров (с точки зрения интересов потребителя, безопасности изделий, соблюдения экологических и других обязательных норм) и содействие повышению качества этих товаров, удовлетворяющего всем таким требованиям

► координацию усилий и помощи в организации и проведении рекламных акций в интересах приморских экспортеров, содействие участию местных фирм в выставках и ярмарках на территории стран АТР. Важнейшей задачей региональной организации

поддержки экспортеров следует считать и формирование своеобразной «экспортной культуры» в Приморском крае для создания благоприятных условий реализации всех мер поддержки экспорта на приоритетные целевые рынки. Для этого рекомендуется:

► проанализировать потребности различных целевых групп в поддержке экспорта;

► разработать программы по подготовке региональных предприятий к экспорту на основе использования инструментов территориального маркетинга и передать их компетентным образовательным организациям региона, способным обеспечить их выполнение;

► обеспечить информационную поддержку реализации мероприятий по развитию экспортного потенциала края;

► осуществлять мониторинг эффективности существующих форм поддержки экспорта для координации и корректировки совместных действий. Особым направлением развития маркетингового

механизма формирования экспортного потенциала

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007

Приморского края как одного из лидеров российско-китайского приграничного сотрудничества должно стать создание новой модели приграничных связей, основанной на использовании транзитной функции приграничной территории и способной преодолеть сложившуюся автаркизацию дальневосточных регионов относительно национального рынка. Это имеет принципиальное значение, так как предлагаемые обычно варианты расширения сотрудничества в сфере технико-экономических и инвестиционных проектов, редко выходят за рамки сырьевых отраслей, имеющих низкую конкурентоустойчивость и ориентированных на интересы зарубежных партнеров. Использование транзитной функции приграничной территории нельзя ограничивать и созданием транспортных коридоров, так как гораздо больший социальный и экономический эффект территории может принести формирование инфраструктуры обучающего региона.

Отметим, что концепция «обучающего региона» пока не получила должного развития отечественной научной литературе. Поэтому, не вдаваясь в содержание дискуссий о сущности такого региона, отметим, что наиболее общей его характеристикой различные исследователи считают инновационность. Как отмечает А. Макары-чев, обучающий регион формируется тогда, когда интеллектуальный капитал становится важнейшим фактором, определяющим: принципы взаимодействия региона с внешним миром; роль региона в системе мировых координат; чувствительность к идущим извне новациям; способность региональной административноуправленческой элиты извлекать уроки из положительного и отрицательного опыта других регионов; нахождение регионом собственной ниши в информационном пространстве [2]. В мировой практике к обучающим регионам принято относить Кремниевую долину и Третью Италию. В России отголоски концепции «обучающегося региона» можно найти в идее превратить Калининградскую область в «пилотный регион», а также в предложениях центров стратегических исследований Приволжского и Северо-Западного федеральных округов.

В настоящее время Приморский край, имеющий как и все остальные регионы ДВФО деформированную структуру экономики, не обладает необходимой инновационной базой. Вместе с тем предпосылки для ее формирования именно на этой территории есть. К ним относится достаточно высокий интеллектуальный потенциал территории, доказательством которому, в том числе, могут служить 4-5-е места Владивостока по формальным наукометрическим данным среди научных центров России (выше только Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), а также относительно высокий инновационный потенциал, оценка которого рейтинговым агентством «Эксперт РА», позволяет Приморью находиться в числе трех первых десятков российских регионов в рейтинге. Развитие инновационного потенциала территории имеет непосредственное отношение не только к созданию новых продуктов территории в традиционных экспортных отраслях (например, создание рыбного кластера), но и расширению возможностей отраслей постиндустриальной экономики (информационные услуги).

Для реализации предлагаемой концепции обучающего региона в рамках развития маркетингового механизма формирования экспортного потенциала Приморского края следует использовать потенциал

дальневосточных вузов. Непосредственная географическое соседство с КНР — крупнейшим импортером образовательных услуг, не только определяет конкурентные преимущества региона, но и актуализирует задачу превращения дальневосточных вузов в форпост продвижения российского образования в страны АТР. К тому процесс глобализации образования рано или поздно потребует создания своеобразных «адаптеров», т.е. переходных моделей от одной образовательной системы к другой, например, от азиатской к европейской, роль которых могут сыграть вузы российского Дальнего Востока. Реализация экспортного потенциала дальневосточных вузов может осуществлять только на основе инновационного развития образовательных структур, гармонично встроенного в общее инновационное развитие регионов и страны в целом. Она может быть обеспечена в рамках крупных университетских комплексов, интегрирующих интеллектуальные ресурсы вузов с инфраструктурой академической науки и учебных заведений профессионального образования. Такие инновационные комплексы позволят решать задачи модернизации высшей школы и создания системы подготовки квалифицированных кадров из иностранных рабочих. Обучение иностранных студентов для дальневосточных регионов имеет, по крайней мере, три важнейших последствия, связанных с преодолением проблем существования «демографической ямы», нехватки рабочих рук, перехода от сырьевой модели развития к инновационной на принципах устойчивого развития.

Реализация экспортного потенциала дальневосточных вузов объективно должна сопровождаться совершенствованием инфраструктуры сферы услуг и гостеприимства, необходимых для создания благоприятных условий проживания иностранных студентов на территории. Учитывая, что доля сферы услуг в ВРП субъектов ДВФО постоянно увеличивается, это может стать катализатором роста всей региональной экономики. Кроме того развитие университетских комплексов может стать предпосылкой возникновения приграничных кластеров (рыбного, лесного, пищевого и др.), способствующих повышению конкурентоспособности региона на основе формирования трансрегиональных сетевых структур, необходимых для создания и накопления определенных материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, использование маркетингового механизма формирования экспортного потенциала как совокупности отношений субъектов инновационного развития в системе проактивных механизмов управления приграничным регионом позволит, с одной стороны, улучшить состояние предприятий-экс-портеров, с другой, выявить новые способы распространения и реализации продукции территории на инорегиональных рынках. Решение этих задач, направленных на повышение конкурентоспособности территории, в конечном итоге, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения, и соответственно повышению имиджа региона на всех целевых рынках, что, в свою очередь, станет условием привлечения дополнительных ресурсов развития.

Литература

1. New Directions in Federal Economic Development Programs Explorations // Economic Research. Vol. 4. № 3. 1977.

2. А.Макарычев. Проектные сети, трансферт знаний и идея «обучающегося региона»//Рш et Contra. Том 8. № 2. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.