ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК КОНКУРЕНТНЫЙ РЕСУРС РЕГИОНОВ ДВФО
И.П. ЧЕРНАЯ,
кандидат экономических наук, доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Дальневосточный федеральный округ относят к числу наиболее богатых ресурсами макрорегионов, но в силу того, что он является самой малонаселенной и удаленной от центра территорией, его хозяйство отличается наличием огромного количества проблем. Как правило, они являются непосредственным следствием приоритетов экономической политики советского периода, когда сформировалась узкоспециализированная структура экономики милитаризированного региона, в которой главный упор делался на освоение природных ресурсов в основном для удовлетворения внутренних экономических нужд. Нарушение существующих межрегиональных связей внутри страны в постсоветский период привело к фактической автаркизации Дальнего Востока относительно национального рынка и усилению роли внешнего спроса в развитии региона. Необходимо отметить, что внешний спрос сыграл не просто важную, а абсолютную роль в оживлении дальневосточной экономики в конце XX — начале XXI века.
Вклад экспорта в промышленный рост в 1999 — 2000 гг. составил 107,8 %. При этом доля экспорта в ВРП равнялась 31,9 %, импорта — 5,9 %, внешнеторгового оборота — 37,8 %. Однако эти показатели ниже среднероссийских, равных соответственно 43,7 %, 13,4 % и 57,1 %. Даже в соседнем, более удаленном от границ и зарубежных партнеров Сибирском федеральном округе данные показатели были выше, составляя 45,0 %, 9,1 % и 54,1 %. К тому же доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал в ДВФО даже в самые благоприятные по их притоку годы не превышала 7 — 8 % и была ниже среднероссийской [1]. Таким образом, обладающий уникальным геополитическим и геоэкономическим положением Дальний Восток не только слабо реализует свои сравнительные преимущества в развитии внешнеэкономических связей, но и уступает другим регионам. Иначе говоря, вынужденное форсирование экспорта дальневосточными регионами лишь
создает иллюзию самостоятельной компенсации негативных последствий развала внутреннего рынка.
Недостаточный учет особых условий функционирования экономики дальневосточных регионов привел в современный период к обострению старых противоречий и появлению новых сложных проблем, связанных с включением территории в процесс глобализации. Поэтому перед федеральными и региональными властями стоит первоочередная, своего рода двуединая задача, связанная, с одной стороны, с интеграцией российского Дальнего Востока с Северо-Восточной Азией и, с другой стороны, его реинтеграцией с остальной Россией. В решении этой задачи, как представляется, особую роль должно сыграть приграничное сотрудничество. При этом его необходимо рассматривать не как «подручное» средство «латания дыр» местной экономики, а как стратегический конкурентный ресурс территории, развитие которого при эффективном управлении может стать основой для создания необходимых условий превращения конкурентных недостатков территории в ее сравнительные преимущества.
Рассмотрим особенности развития приграничного сотрудничества ДВФО как конкурентного ресурса на примере российско-китайских связей. Их выбор в качестве основного объекта изучения определяется прежде всего масштабом и динамикой развития в структуре внешнеторгового оборота дальневосточных регионов РФ, позволивших Китаю к концу прошлого века занять преимущественно лидирующие позиции по отношению к своим конкурентам. Хотя, необходимо отметить, что в последние годы первенство КНР оспаривается Японией (рис. 1).
Развитие российско-китайских приграничных связей имеет особое значение и для решения внутренних социально-экономических проблем территорий. Именно китайский рынок в 1990-е годы помог предотвратить почти неизбежное закрытие
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
25
60 50 40 30 20 10 0
/\ - /"ч
—ж
ж-— ^ --А
*-X-*-X-Уг -X
-Япония Китай
- Республика Корея США Прочие
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Рис. 1. Изменение удельного веса стран-контрагентов во внешней торговле Дальнего Востока России, %
действующих на Дальнем Востоке предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, а приграничная торговля китайскими товарами способствовала созданию многих тысяч рабочих мест для российских граждан, оказавшихся без работы в ходе разразившегося экономического кризиса. Как справедливо подчеркивает В. Я. Пор-тяков, сегодня сотрудничество с КНР стало стратегической основой нормальной жизнедеятельности и полноценного развития регионов ДВФО: гипотетическое свертывание связей с Китаем привело бы к падению годового объема ВРП на 40 % [2]. Между тем доля дальневосточных регионов в общем объеме российско-китайской торговли остается чрезмерно малой и несопоставимой с потенциалом территории (рис. 2).
Более того, несмотря на достаточно быстрый рост внешнеторгового оборота, произошло снижение удельного веса регионов ДВФО в его структуре с 16,8 % в 1992 г. до 9,65 % в 2004 г. В 2005 г. наметилась тенденция к повышению: доля регионов ДВФО в торговле с КНР составила 11,1 %. (Для сравнения, в 2004 г. общий объем торговли провинции Хэйлунцзян с Россией достиг 3,83 млрд долл., что составляет 18,8 % внешнеторгового оборота РФ и КНР. В 2005 г. эти показатели были соответственно равны 5,68 млрд долл. США и 19,5 %.
30000т
25000-
20000-
15000-
10000- ■■
5000
V
1992 1997 2001 2003 2004 2005
Рис. 2. Дальний Восток России в структуре российско-китайской торговли
В период с 2000 по 2005 г. среднегодовой прирост товарооборота между провинцией Хэйлунцзян и Россией составил 32,8 %. При этом в торговле с провинцией лидерами являются не дальневосточные регионы, а Сибирь). Такая ситуация обостряет проблему поиска инструментов более эффективного использования приграничных связей территорий сопредельных государств. Ее решением, как представляется, должно стать стратегическое управление приграничным сотрудничеством как конкурентным ресурсом территории.
Изучение российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке как конкурентного ресурса территории предполагает, во-первых, анализ особенностей и проблем его текущего состояния для выделения сильных и слабых сторон по сравнению с альтернативными источниками развития региона, во-вторых, определение факторов конкурентоспособности приграничного сотрудничества, включая заключенную в нем возможность получения геоэкономической ренты, и, в-третьих, выделение основных принципов формирования стратегии конкурентоспособности территории, позволяющей наилучшим образом использовать конкурентный ресурс, содействуя созданию на его основе конкурентных преимуществ.
Рассматривая текущее состояние российско-китайского приграничного сотрудничества, необходимо отметить, что, несмотря на увеличение его абсолютных показателей, качественных улучшений в нем не произошло. Для регионов ДВФО это во многом объясняется сохранением традиционной модели приграничного сотрудничества, достаточно обстоятельно описанной в работах Л. Вардомского [3]. Она базируется на обслуживании внешнеэкономических связей и развитии приграничной торговли,
□ Внешнеторговый оборот РФ с КНР (млн долл.)
□ Внешнеторговый оборот ДВ с КНР (млн долл.)
0
движущей силой которой являются различия в уровне и соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения в соседних странах. Экономический эффект этой модели связан с расширением рынка сбыта для одних участников приграничных связей и получением более дешевых товаров и услуг для других. И то, и другое лежит в основе получаемых по обе стороны границы доходов и осуществляемых сбережений и накоплений.
При значительных объемах приграничной торговли и транзитных товаропотоках возникают предпосылки для экономического подъема приграничных районов. Особенностью традиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распылены между множеством индивидуальных торговцев, мелких и средних частных и государственных фирм, что не позволяет реа-лизовывать крупные инвестиционные проекты без поддержки из бюджетов стран и административных районов. Наибольший эффект от этой модели достигается при согласованных действиях правительств соседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованном изменении курсов национальных валют и при наличии ценовых различий на потребительские товары и факторы производства. Привлекательность приграничных районов для иностранных инвесторов при этой модели определяется транспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного климата, ценой основных факторов производства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы.
Сформировавшийся на Дальнем Востоке азиатский тип традиционной модели имеет пять основных особенностей.
Первая из них определяется ролью бартерных сделок в развитии приграничного сотрудничества. В первой половине 1990-х гг. основной причиной популярности бартерных сделок являлось отсутствие у обеих сторон свободно конвертируемой валюты. Кроме того, российские компании получили возможность занижать таможенную стоимость своего экспорта, что позволяло быстро реализовы-вать товар на внутреннем рынке. Китайские компании приобретали на безвалютной основе сырье, расширяли рынок сбыта традиционных товаров. Подобная позиция китайских торговых компаний нашла широкую поддержку в провинциальных органах власти. Так, в провинции Хэйлунцзян власти
постановили, что не менее 70 % импорта из России должно оплачиваться встречными потоками из Китая [4]. Важно отметить, что потери нашей страны в результате занижения экспортных и завышения импортных цен в рамках бартерной торговли с Китаем оцениваются в 350 — 500 млн долл.
В последствии кризис неплатежей и дефицит оборотных средств в России повысил привлекательность операций за твердую валюту. Это отразилось и на динамике показателя бартерных сделок в структуре торговых операций. Доля бартера составляла в 1992 г. — 85 %, в 1995 г. — 28 %, в 1996 г. - 13,8 %, в 1997 г. - 4,2 %, в 1998 г. - 3,5 %, в 1999 г. - 2,5 %, в 2003 г. - 1,3 %, в 2004 г. - 0,9 %. Хотя по данным КПП Суйфэньхэ, Дуннин и Хэйхэ, в настоящее время на смену бартеру как наиболее популярной ранее форме торговли пришел толлинг, товарообменные операции продолжают выполнять определенного рода компенсационную функцию для нестабильной экономики. Лидером по объему бартерных операций среди регионов Дальнего Востока является Приморье, удельный вес которого в общем объеме бартерных операций имеет устойчивую динамику роста: 2002 г. - 78,7 %, 2003 г. - 83,1 %, 2004 г. - 93,9 %, 2005 г. - 94,1 %. При этом происходит увеличение доли бартера в экспорте, но сокращение в импорте.
Сохранение бартера в российско-китайской приграничной торговле имеет, по крайней мере, два объяснения. Первое из них основано на анализе поведения предприятий и рассматривает бартер в качестве способа уклонения от уплаты налогов. В результате российская экономика России рассматривается в качестве посреднической с большой долей в ней неформального сектора. Второе объяснение сохранения бартерных операций исходит из недостаточности рыночных институтов в экономике, соответственно банковская сеть и системы платежей не способны обеспечить доверия при проведении расчетов, так как слишком сегментированы и недостаточно эффективны. Между тем возможности для решения этой проблемы есть и связаны они прежде всего с организацией деятельности банковских подразделений, расположенных непосредственно на приграничных территориях.
Вторая важная особенность сложившейся на Дальнем Востоке традиционной модели приграничного сотрудничества азиатского типа - гигантский разрыв между зарегистрированной и латентной коммерцией. По оценкам китайской стороны, масштабы «теневой» торговли в китайско-российской народной торговле оцениваются приблизительно в
региональная экономикА: теория и практика
27
8 — 10 млрд. юаней. В 90-х годах прошлого века на долю «челночной торговли» приходилось 15 %, а в импорте продовольствия она достигала 50 % [5]. В начале XXI в. на смену «челнокам» пришли так называемые «помогайки». По подсчетам сотрудников Дальневосточной оперативной таможни, совокупный ущерб, наносимый такими «помо-гайками» государству, составляет ежедневно 20 млн руб. В настоящее время региональные власти предпринимают попытки сократить объемы «серой» торговли, в том числе путем отзыва лицензий у турфирм, превративших организацию «помогаек» в доходный бизнес. По пути сокращения «серой» торговли пошло и государство. С 25 февраля 2006 г. вступило в силу постановление Правительства РФ о внесении изменений в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов и сборов на товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, в соответствии с которым сокращена норма беспошлинного ввоза товаров в Россию на одного человека и изменена допустимая периодичность пересечения таможенной границы РФ туристом, перемещающим товары для личного пользования, которые облагаются совокупным таможенным платежом.
В качестве третьей особенности рассматриваемой модели необходимо отметить нерациональность структуры приграничной торговли, в которой характер наших и китайских закупок товаров прямо противоположен. Импорт Китая из России, состоящий из сырья, промышленной продукции (в том числе строительных материалов, удобрений), носит исключительно производственный характер. В отличие от этого импорт России из Китая состоит из готовой одежды, обуви, продовольствия и отчасти бытовой электроники, т. е. в основном товаров потребительского назначения. Подобная направленность импорта снижает роль внешней торговли в экономическом развитии этих регионов. Однако вывод некоторых исследователей о том, что характер приграничной и региональной торговли в целом на сегодняшний день более благоприятен для Китая, чем для России, является преждевременным, т. к. не учитывает всей совокупности факторов приграничного сотрудничества. Среди них особое место должен занимать анализ влияния на экономику приграничных регионов сохраняющегося в течение длительного времени положительного сальдо торгового баланса. Как отмечает В. Л. Ларин, если китайское правительство смогло использовать приграничный бум в общегосударственных целях и интересах северо-
восточных провинций, то в России «власти просто проморгали этот процесс, и он способствовал лишь обогащению группы предприимчивых дельцов и директоров некоторых государственных предприятий» [6].
Четвертая особенность сложившейся модели приграничного сотрудничества — цикличность развития приграничных связей (рис. 1). Сильная зависимость от ценовой конъюнктуры на внешних рынках и торгового режима в российско-китайских отношениях на фоне продолжающегося в нашей стране структурного кризиса и нарастания инфляционных ожиданий способствует появлению краткосрочных эффектов, влияющих на активизацию внешнеторгового оборота приграничных регионов. Сохранение этих факторов создает условия для появления механизма самовоспроизводства экзогенных кратковременных циклических колебаний продолжительностью 2 — 4 года. После успешных сделок в сфере торговли военной техникой, лидером которой на Дальнем Востоке стал Хабаровский край, появился дополнительный циклический фактор, связанный с циклом спроса на военную технику за рубежом. Наличие циклических факторов подводит к выводу о развитии в ближайшее время пятого за рассматриваемый период циклического подъема в приграничной торговле Дальнего Востока России и северо-восточных провинций Китая.
И, наконец, пятая особенность традиционной модели приграничного сотрудничества азиатского типа — дополнительные препятствия во внешнеэкономических связях регионов, относящихся к разным культурно-цивилизационным системам. Это проявилось, в том числе, в правовой и хозяйственной культуре участников приграничной торговли. Среди ее особенностей обычно называют разветвленную посредническую сеть китайской торговли, в которой любой гражданин КНР легко вычисляет свой посреднический процент и чувствует себя достаточно защищенным китайским законодательством. Другой характерной чертой торговли с китайцами является «неготовность российского партнера подвергаться постоянному психологическому давлению, где цена является результатом длительного противоборства, где китайский партнер всегда стремится выжать дополнительную прибыль, если не за счет цены, то за счет качества или количества, или способа взаиморасчетов» [7].
В совокупности все названные обстоятельства обусловливают крайне неритмичный характер развития торгово-экономических отношений
между соседними территориями России и Китая на Дальнем Востоке. Несмотря на заинтересованность сторон и огромный потенциал сотрудничества, его результаты нельзя признать удовлетворительными для обоих участников: доля приграничной торговли в ВВП провинции Хэйлунцзян составляет 6 %, для Приморского края и Хабаровского края этот показатель равен 10 %. Сегодня очевидно, что подъемная сила приграничной и челночной торговли уже выработана, а новые стимулы и направления развития приграничной кооперации пока не заработали. С этим связаны современные проблемы сотрудничества на этих участках границы, решение которых предполагает расширение сферы взаимосвязей, в том числе за счет развития рынка услуг и активизации инвестиционной деятельности.
Для обобщения результатов исследования текущего состояния российско-китайского приграничного сотрудничества используем матрицы SWOT-анализа, позволяющие определить сильные и слабые стороны объекта, а также возможности и угрозы его развития. В соответствии с принятыми методиками определим содержание основных понятий матрицы применительно к анализу приграничного сотрудничества. «Сильные стороны»
- это имеющиеся экономические, социальные и иные особенности приграничного сотрудничества, позволяющие формировать его базу и способствующие развитию приграничных регионов. «Слабые стороны» - существующие особенности приграничного сотрудничества, негативно влияющие на развитие приграничных регионов. «Возможности»
- экономические, социальные и иные особенности приграничного сотрудничества, активизация которых может содействовать устойчивому развитию приграничных территорий. «Угрозы» - особенности приграничного сотрудничества, способные отрицательно повлиять на перспективы развития приграничных регионов.
Применяя методику SWOT-анализа, можно установить линии связи между сильными и слабыми сторонами российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, его возможности и угрозы. Результатом анализа стало составление матрицы (табл. 1).
Для успешного применения методологии SWOT-анализа необходимо не только вскрыть возможности и угрозы, но и попытаться оценить их с точки зрения степени важности их влияния на основе использования метода позиционирования на
Таблица 1
Матрица SWOT
Факторы Возможности Угрозы
Сильные стороны 1. Высокая эластичность спроса на китайские товары при насыщении потребительского рынка 1. Высокая эластичность предложения на основе развития «серого» рынка (контрабанда, контрафактная продукция и т. д.)
2. Богатые природные ресурсы и реализация проектов по их совместной разработке и переработке 2. Сырьевая направленность экспорта и примитивизация структуры экономики
3. Создание и развитие предприятий с малым сроком оборота капитала (торговля, пищевая промышленность) 3. Большое количество предприятий с малым объемом инвестиций
4. Положительное сальдо торгового баланса и баланса услуг 4. Несоответствие структуры экспорта и импорта товаров и услуг конкурентным позициям территорий
5. Внимание региональных властей к проблемам приграничного сотрудничества. 5. Недостаток квалифицированных кадров в управлении
Слабые стороны 1. Неразвитая инфраструктура сотрудничества 1. Усиление межрегиональной конкуренции на локальном рынке, связанное с развитием трансграничных отношений
2. Сохранение азиатского типа традиционной модели приграничного сотрудничества 2. Снижение удельного веса регионов ДВФО во внешнеторговом обороте РФ С КНР
3. Низкая инвестиционная привлекательность территорий 3. Отсутствие условий и факторов для формирования единого экономического пространства в рамках ДВФО
4. Дифференциация форм и масштабов приграничного сотрудничества регионов в ДВФО 4. Усиление угроз внешнеэкономической безопасности, особенно ее демографического и продовольственного аспектов
5. Недостаточное использование потенциала приграничного сотрудничества для решения внутренних проблем территории 5. Уменьшение положительного сальдо торгового баланса
соответствующих матрицах. Оценка степени влияния возможностей приграничного сотрудничества показана в матрице возможностей (табл. 2).
Оценка степени влияния угроз на развитие российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке отражена в матрице угроз (табл. 3).
Как показывает практика SWOT-анализа, наибольшее значение для развития объекта исследования в плане увеличения его конкурентных преимуществ и уменьшения конкурентных недостатков имеют возможности и угрозы, имеющие высокую вероятность реализации. Это не означает, что остальные поля матриц не требуют внимания, однако решение связанных с ними вопросов может
быть отсрочено на некоторое время. При этом важно подчеркнуть, что возможности и угрозы могут перерасти в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать дополнительный источник развития, если конкуренты сами не устранили эту угрозу. С учетом этого на основе SWOT-анализа при соотнесении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке можно определить наиболее вероятные его «точки роста»:
• реализация проектов по совместной разработке, а главное, переработке ресурсов;
Таблица 2
Матрица возможностей
Вероятность Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние
Высокая 1.Заинтересованность китайской стороны в получении ресурсов — реализация проектов по их совместной разработке и переработке 1. Повышение качества продукции и расширение ее ассортимента. Стимулирование инновационного спроса и предложения 1. Дифференциация форм и масштабов приграничного сотрудничества регионов — активизация механизмов координации на межрегиональном уровне
2. Высокий инвестиционный потенциал при большом инвестиционном риске 2. Взаимные поставки товаров инвестиционного назначения 2. Осуществления конкурентной политики на целевых рынках
3. Создание и развитие предприятий с малым сроком оборота капитала (торговля, пищевая промышленность)
Средняя Реализация подписанных соглашений о технико-экономическом и инвестиционном сотрудничестве Стимулирование развития сотрудничества в сфере услуг (банковская сфера, образование, гостиничный сервис, туризм, транспорт, коммуникации и др.) Положительное сальдо торгового баланса и баланса услуг — необходимость рационализации структуры экспорта и импорта товаров и услуг
Низкая Изменение существующей модели приграничного сотрудничества на основе европейского образца Сокращение бартера и развитие толлинговых операций Осуществление антициклической политики регулирования приграничного сотрудничества
Матрица угроз
Вероятность Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Высокая Формирование сырьевой специализации регионов Большие масштабы теневого рынка Невостребованность ресурсов устойчивого развития Недостаток квалифицированных кадров в органах власти и на предприятиях
Средняя Несоответствие структуры экспорта и импорта конкурентным позициям региона Усиление проблем внешнеэкономической безопасности Большое количество Отсутствие активности у инвесторов к возможностям региона
Низкая Усиление межрегиональной конкуренции за китайский капитал на дальневосточном и всероссийском рынке Сокращение объемов приграничной торговли Потеря инвестиционной привлекательности сферы услуг Смена регионов — лидеров по различным направлениям сотрудничества в рамках ДВФО
Таблица 3
• использование конкурентных позиций регионов в формировании специализации региона путем создания инновационного и инвестиционного спроса целевых рынков. Такими направлениями могут стать инвестиционное машиностроение (Хабаровский край, Еврейская АО), электроэнергетика (Амурская область), пищевая отрасль (Приморский край), сфера услуг (во всех регионах);
• создание условий для вывода приграничного сотрудничества «из тени», в том числе путем создания необходимой финансовой и торговой инфраструктуры;
• формирование и использование механизмов конкурентной политики управления приграничным сотрудничеством для стимулирования внутренних источников развития пограничного региона;
• повышение качества регионального менеджмента, в том числе регионального маркетинга, на основе совершенствования системы образования и переподготовки кадров. Проведенный анализ приграничного сотрудничества как конкурентного ресурса показывает, что оно нуждается в развитии определенных факторов конкурентоспособности - соответствующих условий активизации и мотивов участников в системе межрегиональной конкуренции. Российско-китайское приграничное сотрудничество на Дальнем Востоке имеет все необходимые условия развития: взаимозависимость экономик сопредельных территорий, благоприятную приграничным связям внешнюю среду и наличие стратегических интересов, однако степень их реализации нельзя оценить однозначно с точки зрения стратегии и тактики конкурентной региональной политики. Как показывает анализ приграничного сотрудничества, в настоящее время пассивность федеральных и региональных органов власти, проявившаяся в том числе и в отсутствии оформленной стратегии действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, приводит к усилению угроз приграничного сотрудничества. Изучение проблем российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке подтверждает выводы А. Федеровского об определении характера и направления действия российского Дальнего Востока на внешнем рынке не столько интересами России, ее отдельных регионов или нарождающегося национального предпринимательства, сколько предпочтениями наших внешних партнеров, прежде всего Китая [8]. Между тем, как справедливо отмечает Е. Спрогис, соотношение
экономических потенциалов Дальнего Востока и приграничных областей КНР уже сейчас складывается не в пользу России, а в дальнейшем, учитывая разнонаправленность векторов экономического развития обеих стран, разрыв в уровнях экономического развития сопредельных территорий двух государств еще более возрастет. В таких условиях тесная привязка дальневосточных районов России к китайской экономике может иметь для нас самые неблагоприятные последствия [9].
Среди неблагоприятных факторов развития приграничного сотрудничества в современный период необходимо отметить и сокращение конкурентной среды в результате уменьшения количества хозяйственных субъектов на приграничном рынке. Так, по данным президента Информационно-аналитической палаты РФ Е. Б. Бочарникова, происходит смещение центра тяжести торговли из приграничных зон в центр. В 2004 г. на северо-востоке КНР компаний, торгующих с РФ, было столько же, сколько в одном Пекине. Сокращение количества компаний, работающих с РФ, произошло в 2 раза. При этом пекинское представительство в России за эти же годы выросло в 5 раз. Аналогичная картина открывается и на Дальнем Востоке России в отношениях с КНР, где произошло двукратное сокращение операторов в торговых сделках с Китаем. В то же время Москва и Санкт-Петербург увеличили свое присутствие на рынке КНР в 1,75 - 2 раза [10]. Таким образом, происходит перетекание объемов торговли и финансовых потоков из регионов в центр не за счет расширения бизнеса, освоения новых секторов, а за счет перехвата традиционных связей и контактов.
Существование названных и других неблагоприятных факторов чревато потерей не только конкурентных позиций дальневосточных регионов на глобальном рынке, но и возможности получения геоэкономической ренты развития, связанной с распределением финансовых потоков в геоэкономическом пространстве. Между тем исследования показывают, что в современной экономике геоэкономическая рента превращается в основной источник мирового дохода и системной прибыли. Развитые территории, потребляющие огромные товарные ресурсы, покрывают возникающий товарный дефицит в глобальных обменах, как правило, с помощью так называемой ренты развития - взимания платы за пользование идеями, стандартами, информацией и культурными ценностями, а также за допуск представителей менее развитых стран на свои богатые рынки. Но самый большой выигрыш
развитые страны получают за счет стратегического лидерства. Они формируют повестку дня для всего мира, «упаковывая» в свои проекты политическую и экономическую активность других стран, задавая для них направление развития. Менее развитые регионы и страны дефицит своего торгового и платежного баланса в глобальной экономике покрывают, как правило, природными ресурсами: людьми, сырьем, территориями, экологическими квотами — рентой отсталости [11]. В этом плане текущее состояние дальневосточных регионов РФ характеризуется своеобразным парадоксом. Имея положительное сальдо товарного баланса и баланса услуг, отличаясь более высоким инновационным потенциалом, они, тем не менее, платят ренту отсталости сопредельным территориям Китая, что проявляется в том числе в огромных суммах «серой» торговли «челноков» и «помогаек», насыщающих потребительские рынки относительно дешевым ширпотребом. Кроме того, в силу собственной «недоразвитости» дальневосточные регионы вынуждены выплачивать геоэкономическую ренту отсталости и центральным российским регионам, поглощающим человеческий капитал из Дальнего Востока и постепенно устанавливающим контроль за финансовыми и товарными потоками приграничных территорий. Безусловно, такое положение не может быть устранено без участия федеральных властей.
Однако, как показывает SWOT-анализ состояния и потенциала приграничного сотрудничества, дальневосточные регионы на основе использования конкурентной политики имеют возможность перехода к инновационным формам сотрудничества, что будет способствовать получению геоэкономической ренты развития от сопредельных территорий КНР. К тому же возможная реализация функций транспортного посредника (хаб-региона) и связанное с ним закрепление геоэкономической ренты в приграничных регионах позволят устранить существующую дискриминацию в отношениях и с политическим центром страны. Очевидно, что проведение такой политики нуждается в определении стратегии повышения конкурентоспособности территории, предполагающей превращение ее конкурентного ресурса — приграничного сотрудничества в ее конкурентное преимущество.
Для формирования стратегии повышения конкурентоспособности приграничного региона, как представляется, необходимо решение двух важнейших взаимосвязанных проблем. С одной стороны, это — определение приоритетного целевого рынка
для успешного конкурентного позиционирования приграничного региона, с другой, — поиск и использование ключевой компетенции, способствующей превращению приграничного сотрудничества из конкурентного ресурса в устойчивое конкурентное преимущество.
С учетом проведенного SWOT-анализа приграничного российско-китайского сотрудничества на Дальнем Востоке основными принципами конкурентного позиционирования приграничных регионов являются:
1) приоритетность северо -восточных провинций Китая в качестве внешнеэкономических партнеров;
2) учет в сотрудничестве стратегических интересов РФ и КНР;
3) рационализация структуры экспорта и импорта товаров и услуг на основе перестройки структуры региональной экономики на основе конкурентных позиций региона. Конкурентное позиционирование дальневосточных регионов должно осуществляться на основе использования ключевой компетенции — системы знаний, технологий и отношений организации, направленной на координирование разнотипных производственных навыков и связывание воедино различных технологических потоков для создания уникального товара, обеспечивающего отрыв организации от конкурентов. С учетом значимости экспортной составляющей в развитии приграничных территорий такой ключевой компетенцией может стать маркетинговый механизм формирования экспортного потенциала как совокупности маркетинговых приемов и инструментов, способствующих конкурентному позиционированию региона в глобальной экономике. Вместе с тем очевидно, что стратегия повышения конкурентоспособности дальневосточных регионов не может сводиться только к тому, чтобы сделать экспорт главным источником роста экономики. Для развития внутреннего рынка необходимо одновременное и постоянное увеличение на нем платежеспособного спроса и предложения товаров и услуг, поэтому задачи региональной конкурентной политики состоят в том, чтобы сделать экспорт более эффективным и повысить народнохозяйственную отдачу импорта. В этом плане использование маркетингового механизма экспортного потенциала в качестве ключевой компетенции имеет долгосрочные перспективы. При этом основные формы и направления данной компетенции в каждом дальневосточном регионе будут иметь свои особенности.
В заключение подведем некоторые итоги. Анализ текущего состояния российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке позволяет определять его скорее как потенциальный, чем реальный конкурентный ресурс приграничных регионов. Это связано и с особенностями сформировавшейся модели приграничного сотрудничества экспортно-сырьевой направленности, и с наличием огромного количества угроз, приводящих к увеличению масштабов геоэкономической ренты отсталости, уплачиваемой дальневосточными территориями не только китайским партнерам, но и центральным регионам РФ. Между тем развитие приграничного сотрудничества в ДВФО имеет возможности для создания на его основе устойчивого конкурентного преимущества. Основой этого процесса должна стать реализация стратегии повышения конкурентоспособности приграничного региона в рамках осуществления конкурентной региональной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королев И. С. Перспективы привлечения инвестиций из стран АТР в дальневосточный регион России / Выступление на международном симпозиуме «Дальний Восток и АТР: современная ситуация и перспективы развития». (Хабаровск, 5— 7 мая 2003г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. festrategy. ru/.
2. Портяков В. Я. Роль Китая в мировой экономике и российско-китайские торгово-экономические связи // Дальний Восток России: плюсы и минусы экономической интеграции. - Хабаровск, 2004. С. 26.
3. См., например: ВардомскийЛ. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития. Общие положения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. obvies. orb. ru/.
4. Леонов С. Н. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества Дальнего Востока с Северо-Восточным Китаем // Дальний Восток России — Северо-Восток Китая: Исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества. Пленарные доклады и отчет конференции. Хабаровск, 1998. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www. fessl. ru/.
5. Чжимин Сюй. Добрососедство, дружба, экономические и внешнеторговые связи между Китаем и Россией имеют широкие перспективы // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 6. — С. 77.
6. Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е гг. XX — начало XXI в.). - М., 2005. С. 221.
7. Нырова Н. Н. Некоторые особенности российско-китайской приграничной торговли (опыт и размышления) // Экономический лабиринт. 2000. № 10. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asiapasific. narod. ru/.
8. Федоровский А. Россия на Тихом океане // Экономика России. XXI век. 2001. Апрель. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www/ruseconomy. ru/.
9. СпрогисЕ. Вызовы и возможности экономического сотрудничества // Pro et Contra. 1998. Т. 3. Москва — Пекин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// pubs. carnegie. ru/p&c/.
10. БочарниковЕ. Б. Негативные тенденции, проявившиеся в торговых отношениях между Дальневосточным федеральным округом и провинциями Северо-Востока Китая. Пути их преодоления // Дальневосточный торгово-экономический вестник. 2004. № 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta. azia-press. ru/35/.
11. Дергачев В. Геоэкономика (Современная геополитика). — Киев, 2002. С. 34.; Щедровицкий П. Единое управленческое пространство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. shkp. ru/lib/publications/.