МИР
УДК 338.1 DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.96-104
JEL: G18, O31, O32, P25, R1
Формирование инновационной среды в регионе как ключевой фактор осуществления эффективных технологий
михаил Лковлевич Беселовский 1*, Айна Алихановна Абдулвагапова 2
1 2 ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», г. Королев, Московская область * E-mail: consult46@bk.ru
Аннотация
Цель: В статье исследуются теоретические аспекты формирования инновационной среды и особенности, выявлены проблемы развития инновационной среды на примере Чеченской республики, предложены пути решения этих проблем. Целью статьи является анализ текущего состояния в регионе, изучение проблем и препятствий для развития инноваций и выработка предложений, которые благоприятно могли бы сказаться на развитии инновационной среды в Чеченской Республике.
Методология проведения работы: При проведении данного исследования основными источниками являлись материалы государственной статистики. Основой методических разработок являются сравнительные методы анализа.
Результаты работы: Рассмотрено понятие инновационной среды региона, изучены параметры оценки и измерения инновационного потенциала региона, выделены участники инновационной среды, рассмотрены сценарии инновационного развития региона, проанализирована текущая ситуация инновационного развития Чеченской Республики, выявлены проблемы, препятствующие дальнейшему росту, а также предложены пути их решения.
Выводы: К началу XXI века, после военных действий, Чеченская Республика являлась самым отсталым субъектом России. Вместе с внешней оболочкой городов и сёл, были стёрты с лица земли конкурентоспособность, научный потенциал, промышленные кадры региона. Поэтому порой невозможно сравнивать показатели социально-экономического и инновационного развития Чеченской Республики с другими субъектами Российской Федерации, где не было войн. В условиях новых экономических реалий формирование инновационной среды в Чеченской Республике имеет особое значение. На сегодняшний день Чеченская Республика находится в процессе восстановления инновационного потенциала. Для повышения качества инновационной среды Чеченской Республики предложены меры по устранению проблем, препятствующих дальнейшему росту. Результатом осуществления правильной государственной поддержки инновационного бизнеса будет являться создание наукоёмких предприятий в промышленности, привлечение частных, корпоративных инвестиций в инновационную сферу, снижение бюджетных издержек на развитие новых технологий, повышение потенциала Чеченской Республики за счет взаимодействия государственных органов и предпринимателей.
Ключевые слова: инновационная среда, формирование инновационной среды, инновации в Чеченской Республике
Для цитирования: Веселовский М. Я., Абдулвагапова А. А. Формирование инновационной среды в регионе как ключевой фактор осуществления эффективных технологий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 96-104. 001: 10.18184/20794665.2017.8.1.96-104
© Веселовский М. Я., Абдулвагапова А. А, 2017
Formation of Innovative Environment in the Region as a Key Factor of the Implementation of Efficient Technologies
Mikhail Ya. Veselovsky 1*, Ayna A. Abdulvagapova 2
2 State Educational Institution of Higher Education Moscow Region «University of technology», Korolev, Moscow region * E-mail: consult46@bk.ru
Abstract
Purpose: the article examines the theoretical aspects of the innovative environment, and especially the problem of the development of innovative environment on the example of the Chechen Republic.
The aim of the article is to analyze the current situation in the region, to study problems and obstacles of innovative development and offer proposals that could affect positively on the innovative development in the Chechen Republic.
Methods: while conducting this study, the main sources were the materials of state statistics. Comparative analysis methods form basis of methodological development.
Results: the concept of the innovation environment in the region, the parameters assessment and measurement of innovative potential of the of the region had been examined, the participants of innovative environment had been highlighted, the current situation of innovative development of Chechen Republic had been analyzed, problems hindering further growth had been revealed, as well as ways to solve them.
инновации мир
conclusions and Relevance: by the beginning of the 21st century, after the end of military operations, the Chechen Republic was the most backward subject of Russia. Together with the outer shell of cities and villages, competitiveness, scientific potential, high-qualified personnel of the region were erased from the face of the earth. Therefore, it is sometimes impossible to compare the indicators of the socio-economic and innovation development of the Chechen Republic with other subjects of the Russian Federation in which there were no wars. In the context of the new economic realities, the formation of the innovative environment in the Chechen Republic has high importance. Today the Chechen Republic is in the process of restoring its innovative potential. In order to improve the quality of the innovative environment of the Chechen Republic, measures to remove obstacles for further growth had been proposed. The result of the correct state support of innovative business will be the creation of science-intensive enterprises in industry, attraction of private and corporate investments in the innovation sphere, reduction of budgetary costs for the development of new technologies, and the enhancement of the potential of the Chechen Republic through interaction of state bodies and entrepreneurs.
Keywords: innovative environment, the formation of innovative environment, innovations in the Chechen Republic
For citation: Veselovsky M. Ya., Abdulvagapova A. A. Formation of Innovative Environment in the Region as a Key Factor of the Implementation of Efficient Technologies. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(1(29)):96-104. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.96-104
Введение
Инновационная среда экономики страны зависима от активности и инициативности регионов, от их экономических возможностей, развитости промышленности в различных сферах деятельности и отраслях. Каждый регион Российской Федерации выбирает свой путь инновационного развития, который решает задачу развития страны в целом. Становится актуальной задача формирования инновационной среды, которая предполагает повышение эффективности технологий малого и среднего инновационного предпринимательства в регионе.
Инновационная среда региона предполагает влияние многих групп факторов, в которых отражаются характерные региональные особенности, приоритеты в инновационном развитии, ориентиры, существующий на текущий момент промышленный и научно-технический потенциал, культурные особенности населения, отношение населения к инновационным процессам.
Необходимо учитывать предпосылки совершенствования новых возникающих экономических взаимоотношений в производственной и образовательной сферах, в сельскохозяйственном секторе и на рынке новых технологий. Для развития инноваций в регионе важно выявление предпосылок, осуществление мониторинга ситуации на существующих рынках, выявление рисков и прогнозирование си-нергетического эффекта и влияния факторов среды.
Инновационная среда региона - это совокупность сосредоточенных региональных фирм и организаций, которые занимаются научными исследованиями, разработками, предоставлением образовательных услуг. Более того, инновационная среда, прежде всего, ориентирована на коммерциализацию технологических решений и разработок.
Обзор литературы и источников. Исследованию различных аспектов формирования инноваци-
онной среды в регионе посвящены работы таких исследователей, как Абрамешин А.Е., Киселева В.В., Твисс Б. Несмотря на достаточно обширный перечень публикаций, которые посвящены вопросам формирования инновационной среды в регионе, недостаточно четко определены аспекты государственной поддержки с точки зрения повышения эффективности её механизма. Повышение механизма государственной поддержки инновационной среды становится предметом обсуждения и научных дискуссий на различных уровнях.
Материалы и методы
В представленной статье применены такие методы, как анализ и синтез, систематизация и сравнение. Полученные при подготовке данной статьи аналитические и информационные материалы обобщены, структурированы в соответствии с общими требованиями к разработке научно-методических основ по теме статьи.
Результаты исследования
Теоретические аспекты. Формирование инновационной среды возможно только при условии сформированной региональной инновационной системы, которая могла бы благоприятствовать инновационной инициативности и активности малых и средних предприятий. Также следует отметить, что преобладающее влияние на инновационную среду оказывает интеллектуальная собственность и новые «ноу-хау», которые качественно отличаются от иных 1.
Мезо-уровень экономики при становлении инновационной среды представляет собой следствие интенсивное развития национальной инновационной системы, которая может обеспечиваться с помощью взаимодействия научных и промышленных предприятий, фирм малого бизнеса и иных субъектов региональной экономики [1].
1 Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 402 с.
МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 96-104
Более того, обеспечение развития инновационной среды того или иного региона происходит за счет наличия инновационных идей, инновационного имиджа тех или иных субъектов региона, отраслевой специфики региона, наукоемких технологичных продуктов, качества оказания инновационных образовательных услуг, коммерциализации инноваций [2].
Развитая инновационная среда характеризуется наличием инвестиций, которые направляются на развитие инновационной деятельности региона, избытком кадров высокой квалификации, ростом издержек на образовательные услуги, прозрачностью экономики региона, присутствием местного спроса на инновационные продукты и услуги, приближением различных технологических процессов к мировым стандартам [3].
Как известно, довольно часто устойчивое экономическое развитие противопоставляют инновационному развитию. Почвой для такого разделения послужили отличающиеся друг от друга цели и задачи, влияющие факторы, среда и способы достижения устойчивого экономического развития и инновационного развития. Если модель устойчивого экономического развития заключается во внедрении ресурсосберегающих технологий, развитии традиционных рынков, то инновационное развитие предполагает диффузию инноваций, открытие и развитие новых инновационных рынков 1.
Инновационный потенциал региона включает в себя сформированные правовые основы стимулирования инноваций, организационно-экономическую инфраструктуру, инновационные научные исследования и разработки высших учебных заведений региона, малых и средних инновационных фирм и иных организаций, осуществляющих инновационную деятельность [4].
Оценка инновационного потенциала региона является сложной, комплексной методологической проблемой. Сложность вызвана обоснованием оценочных критериев. На рис. 1 отражен приблизительный список параметров, который может позволить провести диагностику инновационного потенциала того или иного региона.
Региональные власти, предприниматели и местные жители играют различные роли и имеют отличающиеся функции при формировании инновационной среды в регионе. Участниками преобразования инновационной среды являются 2:
1) производители наукоёмкой продукции/услуг.
• научно-исследовательские институты;
• высшие учебные заведения;
• инициативные общества и группы;
• исследователи и изобретатели;
2) посредники инновационного процесса, в деятельность которых входит информационное, юридическое и маркетинговое сопровождение;
3) организации рыночной инфраструктуры инноваций: биржи интеллектуального труда и технологических разработок, выставки, ярмарки и т.д.;
4) инвесторы, бизнес-ангелы, инновационные фонды, агентства интеллектуальной собственности.
Отношения участников инновационной среды характеризуется как финансовым, так и информационным взаимодействием. Инвесторы и посредники инновационного процесса могут активизировать или же ограничивать возможности развития инноваций.
Главные производители наукоёмкой продукции во всех регионах России - это высшие учебные заведения, которые занимаются хранением и распространением новых знаний, исследованием вопросов новой экономики, утверждением новейшей инновационной культуры и анализом нововведений, внедрением федерально-региональной инновационной политики и др. 3
Особая роль университетов в регионах заключается в развитии университетских комплексов, которые влияют на потенциал научных школ, создание наукоемких производств, становление инновационных стартапов. Состояние, статус и уровень предоставляемых услуг университетского комплекса является ключевым индикатором научно-технического, инновационного развития среды.
Необходимо отметить, что инновационное развитие имеет определенные барьеры, постановочные ошибки, заблуждения, субъективность оценок и иные негативные проявления, которые могут исказить фактически сформированную инновационную среду.
Барьеры инновационного развития можно условно разделить на организационные и конъюнктурные. К организационным барьерам относят низкий уровень репрезентативности инновационных предприятий, низкий уровень разветвленности инфраструктуры региональных инноваций, изъяны
1 Инновационный менеджмент: учебник для вузов / А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, О.П. Молчанова, Е.А.Тихонова, Ю.В. Шленов. М.: Вита-Пресс, 2001. 272 с.
2 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 446 с.
3 Там же.
Составлено по материалам: Зайцева И. К. Оценка бизнеса и инноваций:учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ.», 2010.464 с.
Рис. 1. Измерение и оценка инновационного потенциала региона
Fig. 1. Measuring and assessing the region's innovative potential
системы защиты авторских прав. К конъюнктурным барьерам относят отсутствие или дефицит первичных ресурсов, низкий уровень технологий [4].
Перспективы региона имеют два сценария развития: инерционный сценарий и активный сценарий.
Инерционный сценарий предполагает экстенсивное инновационное развитие, ориентированность
на импортные продукты и услуги, ослабевание конкурентных преимуществ, развитие региональных промышленных компаний и отсутствие инновационных комплексов. Активный сценарий инновационного развития региона подразумевает инвестирование в приоритетные инновационные проекты, строительство новых инновационных объектов и развитие существующих 1.
1 Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 402 с.
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 96-104
Формирование инновационной среды в Чеченской Республике. В результате военных действий конца прошлого столетия Чеченская Республика потеряла свою конкурентоспособность, наукоёмкие промышленные предприятия и промышленные кадры. К 2000-2001 гг. Республика являлась самым отсталым субъектом Российской Федерации, поэтому и формирование инновационной среды в этом регионе изначально имеет свои особенности. На сегодняшний день Чеченская Республика находится в процессе восстановления своего научного потенциала.
В настоящее время Правительством Чеченской Республики выделены основные отрасли хозяйственного комплекса региона: нефтедобыча и переработка нефти, энергетика, производство автомобилей, автокомпонентов и средств малой механизации, производство строительных материалов, агропромышленный комплекс 1.
Правительство Чеченской Республики утвердило государственную программу Чеченской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» постановлением от 3 сентября 2013 года № 217 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики».
paWITIIi И 34NIHTÜ кйльлреп 1|Иil на рынках томров IL услуг
анализ п прогнсонро №111146 COl L14TMW-IIMHÇUn'ICÏKfWO .........к
СНЦушфйМНЖ
Ли HLItilll L1IL1, nqWpMU
TCMIÛIUp^B
соиерикнствйяание жшптш государстжкно-чктаого пэртнерстта
чффсттнос
фу пкццш при пан hi:
«обыч эконом нчестпш
WH
аырайптка политики к L4|n:fK- pui 4i_LiLknn ня
UK1U9 PNI ПОСТАВКИ
TOnapW
Составлено по материалам: Закон Чеченской Республики от 06 марта 2007 года № 7-рз. Об инновационной деятельности в Чеченской Республике. http://docs.cntd.ru/document/906802974
Рис. 2. Основные направления реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» Fig. 2. The main directions in implementation of the state program "Economic development and innovative economy of the Chechen Republic"
Исполнителями государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» являются Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики, Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, Министерство Чеченской Республики по делам молодежи.
На рис. 2 представлены ключевые направления реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики».
Местными властями Чеченской Республики сконцентрировано внимание на внедрении плана мероприятий, направленного на создание региональной нормативно-правовой базы для развития инноваций. Предусмотрен план снижения административных барьеров и излишнего контроля надзорными органами деятельности инновационных предпринимателей.
Инновационная политика Чеченской Республики направлена на «законодательное, экономическое, информационное, организационно-распорядительное обеспечение в области инновационной деятельности и учитывающая инновационную политику федеральных органов государственной власти, интересы
субъектов науки и производства и приоритетные проблемы социально-экономического развития» 2.
На рис. 3 отражены приоритетные задачи инновационной политики Чеченской Республики.
Господдержка инновационной активности проявляется в следующих формах:
1. «Предоставление в соответствии с законодательством Чеченской Республики о долговых обязательствах гарантий Чеченской Республики под кредиты, выделяе-
ппвышешгс
к|)фск I LI UliLK" ПЕ
госуирстееи них институтов
улучшение HHBt'cmuiLOHiJinu Х.ТИЧЛТчЬ II ||рНПЛСЧ0М1||Г иностранны* ВШССТНЦНЙ
1 Закон Чеченской Республики от 06 марта 2007 года № 7-рз. Об инновационной деятельности в Чеченской Республике. URL: http:// docs.cntd.ru/document/906802974
2 Там же.
сагдашие усшвий. ипкДОЗ&'ггННМч ri.a [v.i'lirul jiuri
HlllUlhlX MU V Ll'HMlllllr ft picif-iiifrlHtf ft Hi miUl' (|,lll
" t1.! Ml pilU'j II J IM'ILSHhl 1.1С CH'll jpij
)gj>th
Пр^СНЕЛрПИЛИ!^' isu Н||ВДъ'|Г>1№!№ ICtVlll» : MIHlulM
мииликтудемсыс и it pen IIKP;Kr iwmi ш ptij. pt I.I
ipflLirВГ £41 til ЕВДрМ .'L.IЙ in |iiarrluiJF|L4fe(iuil :lh I cLiMNtf I ft
иосспркшщ nturrncrii
■ l-JLCil-JflllH
мнил Jlipiimn i?ЛИ1 яin■ _i_ в i■«i■ Hifи ■■■f ri'jI.tL Ь I*¿(Ыт^ЧО ill" i. I lkJiUL J, Mil I i'pil.L i- l!A V II |||Ц1Ш1НЛШЫ1 pC£> (ICC* 1Ы liimpjli КiiKI\ С ШигакЫ! CI L'lt.rll -kl I «!TIID4-IC4rtIl
1ILM IIM."
1ччч:|Г|ерстдЦ:иин\,
0С1РПЮ1М* ft I. 'I li'lLi-'i'll
чиетмч (фЫпмй&Т!!
CO L Ll|ll III' I (L* 14 I ¡''ЛИ .П Ч
'ПрИй НЧС1ШМ МПДШ1СШ1 I"
iclilliiiiUuliiLiiiimc
lips.'. Lirpm шли r iM.n mi i
crt.k'ik IbftC fliUttinftfct
tiiu:i%-pnniii'i|l|li|,i% И ШНСфаШЮПЫМА lipOlKCCDft С IJIJIUMil pel fti'll.HiH i'iH L HIIL K- 'M U'flJIIHII,
L'lpiUUIklH ГЩ II r>ui IfallH <1
'ШфМ.Ч.'ЖЬаН
ыгм'Н liiii ц.' | u^HWffl и
Я|||||р.| №k I f J JI>1 idII 41 i Ifr| I'll ljj||llLfj'
1 liWiMHQl] IV' IS 14 Ни rt.
i^fllfi l| 11- |Ч Ч^|||1НЛ II ilri I I.LlllHK ' Airfi, I tl.lll M. I(|I| 1<Ч.<Цк1н ii/TJlLVMN u|L
iin imiUMrtM riLipffH .L'ti (IHIIilHiJlIIIOIII Irtfl Lttl rtllkllinrril
l|h!-J"(f I Ifli IHjUrftC II I* (41 H'-lt|IU.4IM.:i|i KV IfrT) pii. «I titfll№lll? (L
HuhUkiuiuiilirv*! i Ml! ii СЙТО "thlltfpiltf l"
онная экономика» в 2017 году Чеченской Республике выделят для поддержки малого и среднего бизнеса около 180 миллионов рублей. Средства будут использованы по следующим направлениям: финансовая поддержка малых и средних предпринимателей (в том числе ин-новаторов), поддержка молодежного предпринимательства.
Р„! Чь'ИКГГ Ih' npiLII и 11Т ШГ ГС ГШСИI If К*!!1!! рнжх I HrCK : I i|i il ш |Lin;U:fti i|j при
Составлено по материалам: Закон Чеченской Республики от 06 марта 2007года № 7-рз. Об инновационной деятельности в Чеченской Республике. http://docs.cntd.ru/document/906802974
Рис. 3. Задачи инновационной политики Чеченской Республики
Fig. 3. Tasks of the innovation policy of the Chechen Republic
мые для реализации инновационных программ (проектов)»;
2. Осуществление информационной и финансовой поддержки. Органами государственной власти Чеченской Республики сформирована «система мониторинга, накопления и распространения информации о перспективных научных, научно-технических разработках, объектах интеллектуальной собственности и инновационных проектах».
На сегодняшний день на этапе формирования находится «республиканский инновационный банк данных», который уже содержит в себе о перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, инновационных стартапах, поддерживаемых информационно и финансово Правительством Чеченской Республики.
В рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» программы «Экономическое развитие и инноваци-
Создание инновационного строительного технопарка ИСТ «Казбек» в Шалинском районе Чеченской Республики направлено на развитие строительной деятельности и поддержку строительства малоэтажных домов. Кредитором данного проекта выступает государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» 1. Планируется налаживание нескольких видов производств - газобетона, фиброце-мента, извести и сухих строительных смесей. На территории инновационного технопарка будет создано около 400 рабочих мест, примерно 3 тысячи человек найдут работу в смежных сферах. ИСТ «Казбек» можно назвать уникальным по месту расположения, своей инфраструктуре и подбору персонала. Внешэкономбанк планирует завершить строительство технопарка в 2017 году и запустить его 5 октября.
По данным, которые приведены в табл. 1, видно, что совокупная численность кадров, занятого в сфере НИОКР, с 2006 по 2015 год выросла более чем в 2 раза. Большую часть персонала составляют исследователи.
Совокупное число организаций, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, за период с 2006 по 2015 гг. возросло на 33% (см. табл. 2).
1 ТАСС Информационное агентство России. Инновационный технопарк «Казбек» будет запущен в октябре 2017 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/v-strane/3628571
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 96-104
Таблица 1
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (на конец года; человек)
Table 1
Staff number engaged in research and development (end of year, number of people)
Показатели Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Численность персонала - всего 276 351 333 361 412 639 592 646 593 561
в том числе:
исследователи 196 239 253 286 320 514 447 480 449 410
техники 25 31 21 16 26 31 42 77 64 58
вспомогательный персонал 20 36 29 31 37 47 53 52 46 54
прочий персонал 35 45 30 28 29 47 50 37 34 39
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: www.chechenstat.gks.ru.
Таблица 2
Организации, выполнявшие научные исследования и разработки [5]
Table 2
Organizations performing research and development [5]
Показатели Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Число организаций - всего 6 6 6 6 8 8 9 9 8 8
в том числе:
научно-исследовательские организации 5 5 5 5 5 5 6 6 5 5
ВУЗы 1 1 1 1 3 3 3 3 3 3
Источник: составлено авторами по материалам [5]
Выводы
Безусловно, на сегодняшний день уже ведется работа по укреплению научного и технологического потенциала Чеченской Республики. Те технопарки, которые открылись в 2016 году, еще не успели дать существенных результатов. Это отчасти объясняется тем, что существуют сдерживающие барьеры развития инноваций.
Во-первых, в республике нет профессиональных сервисных организаций, которые могли бы содействовать инженерам, изобретателям и начинающим предпринимателям в проведении различных маркетинговых исследований, написании презентабельных бизнес-планов, подготовке стартапов к привлечению инвестиций.
Во-вторых, ограничены бюджетные средства, выделенные на развитие инноваций.
В-третьих, система налогообложения не стимулирует бизнес-ангелов и венчурных инвесторов вкладывать капиталы в нанотехнологии.
В-четвертых, в Чеченской Республике существует большой дефицит специалистов в этой области.
В-пятых, нет «готового» спроса к потреблению на-нотехнологических продуктов.
На этапе становления инновационной среды республики важно содействие инновационным стар-тапам в укреплении межрегиональных связей. Необходимо не только приглашать готовых специалистов, бизнес-тренеров из других регионов, но и «выращивать» своих. Нужно обеспечить качественное обучение региональными тренерами и инженерами местных начинающих специалистов. Когда местные специалисты будут обучены, квалифицированы, появятся и профессиональные реги-
ональные сервисные организации, которые будут сопровождать инновационные проекты на всех этапах развития.
Более того, необходимо содействие в коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ со стороны опытных специалистов из-за рубежа или регионов Российской Федерации.
Также при внедрении инновационных проектов необходимо привлечение не только бюджетных, но и внебюджетных средств, которые основаны на частно-госудаственном партнерстве.
Необходимо привлекать венчурные компании и бизнес-ангелов инвестировать в инновационные стартапы, к примеру, создать стимулирующую систему налогообложения. Опыт развитых стран показывает, что стимулы в налогообложении является катализатором инноваций.
Понимая значение решения задач налогообложения на уровне всей страны, возможности их решениях в рамках одного субъекта Российской Федерации, предлагаем создать существенные льготы по подоходному налогу для инновационных предпринимателей, ввести налоговые каникулы или снизить ставку налогообложения на прибыль для сертифицированных венчурных фирм, освободить от налога на прибыль зарубежных венчурных инвесторов.
При формировании инновационной среды также важно создать опережающий спрос на продукты и услуги нано-технологической сферы, а также создать условия, которые стимулировали бы фирмы к выпуску наукоемкой продукции.
Список литературы
1. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 456 с.
2. ЛисовцеваЛ.Н. Управление инновационным развитием социальной сферы региона: монография / Л.Н. Лисовцева, Ю.П. Анисимов, ТВ. Головачева, С.С. Калашникова. Воронеж: АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2013. С. 19.
3. Филиппов В.М. Инновация - основной фактор повышения эффективности производства. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
4. Борисоглебская Л.Н. Региональная инновационная система как фактор стратегического развития российской экономики / Л.Н. Борисоглебская, Е.И. Маслов Е.А. Бобков // Инновационная Россия: опыт регионального развития: сборник научных трудов / ред. кол.: С.Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская (отв.ред) [и др.]; Курск: Курск. гос.техн.ун-т, 2009. С. 48.
5. Идилов И.И., Тумхаджиев И.А., Абубакарова М.М. Разработка региональных инвестиционных проектов с использованием правовых механизмов государственно-частного партнерства. В сб.: Молодежь, наука, инновации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 246-250.
6. Айдинова А.Т. Инновационный потенциал Чеченской республики: возможности и перспективы развития / А.Т. Айдинова, З.Б. Халикова // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 740-742. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=23610259 (дата обращения: 27.11.2016)
7. Идилов И.И. Финансово-правовой механизм функционирования системы инновационного развития региона / И.И. Идилов, М.М. Абубакарова // Развитие финансовых рынков субъектов Российской Федерации в условиях сохранения международных санкций. Сборник материалов III Межвузовского научно-практического семинара. 2016. С. 59-62.
8. Gnezdova Y.V. Modern aspects of the development of internet-economy in Russia / Gnezdova Y.V., Chernyavskaya Y.A., Rubtsova L.N., Soldatova N.F., Idilov I.I. // Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Т. 21. № SPEC. ISSUE 4. URL: http://www.icommercecentral. com/open-access/modern-aspects-of-the-development-of-interneteconomy-in-russia.php?aid=75918
Поступила в редакцию: 15.12.2016; одобрена: 08.02.2017; опубликована онлайн: 31.03.2017
Об авторах:
Веселовский Михаил Яковлевич, заведующий кафедрой управления ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», г. Королев, Московская область (141070, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 42), доктор экономических наук, профессор, consult46@bk.ru
Абдулвагапова Айна Алихановна, аспирант, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», г. Королев, Московская область (141070, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 42), ayna-777777@mail.ru
Заявленный вклад авторов:
Веселовский Михаил Яковлевич - научное руководство, критический анализ и доработка текста.
Абдулвагапова Айна Алихановна - концепция и инициация исследования, сбор и обработка материалов, написание текста. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. S. № 1. С. 96-104
References
1. Twiss B. Management of scientific and technical innovations M.: Economics, 1989. 456 p. (In Russ.)
2. Lisovtseva L.N. Management of innovative development of the social sphere of the region / L.N. Lisovtseva, Y.P. Anisimov, T.V. Golovacheva, S.S. Kalashnikova. M: Publishing Center of "Institute of Management, Marketing and Finance", 2013. p. 19. (In Russ.)
3. Filippov V. M. Innovation - the main factor in increasing the efficiency of production. M.: Education, 2013. 96 p. (In Russ.)
4. Borisoglebskaya L.N. Regional Innovation System as a factor of the strategic development of the Russian economy / L.N. Borisoglebskaya, E.I. Maslov, E.A. Bobkov // Innovative Russia: experience of regional development: a collection of research papers / S.G. Emelyanov, L.N. Borisoglebskaya; Kursk State Technical University. Kursk, 2009. p. 48. (In Russ.)
5. Idilov I.I., Tumhadzhiev I.A., Abubakarova M.M. Development of regional investment projects with the use of legal mechanisms of public-private partnerships - In the
collection: young people, science, innovations. Materials of III All-Russian scientific-practical conference, 2014. p. 246-250. (In Russ.)
6. Aydinova A.T. Innovative potential of Chechen Republic: opportunities and perspectives of development / A.T. Aydinova, Z.B. Khalikova. Young scientist. 2015; (11):740— 742. (In Russ.)
7. Idilov I.I., Abubakarova M.M. Financial and legal mechanism for the functioning of the innovation system development in the region. Development of Financial Markets of the regions in the Russian Federation in the conditions of maintaining international sanctions. Materials of III Interuniversity scientific and practical seminar. 2016. p. 59—62. (In Russ.)
8. Gnezdova Y.V. Modern aspects of the development of internet-economy in Russia / Gnezdova Y.V., Chernyavskaya Y.A., Rubtsova L.N., Soldatova N.F., Idilov I.I. Journal of Internet Banking and Commerce. 2016; 21(SPEC.ISSUE 4). URL: http://www.icommercecentral.com/open-access/ modern-aspects-of-the-development-of-interneteconomy-in-russia.php?aid=75918
Submitted 15.12.2016; revised 08.02.2017; published online 31.03.2017
About the authors:
Mikhail Ya. Veselovsky, Head of the Department of Management in State Budgetary Higher Educational Institution Moscow Region University of Technology (42, Gagarina street, Moscow region, Korolev, 141070), Korolev, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor, sbkalmykov@gmail.com
Ayna A. Abdulvagapova, Post-graduate student, State Budgetary Higher Educational Institution Moscow Region University of Technology (42, Gagarina street, Moscow region, Korolev, 141070), Korolev, Russian Federation, ayna-777777@mail.ru
Contribution of the authors:
Mikhail Ya. Veselovsky managed common research work, critically analysed and composed the text of the article.
Ayna A. Abdulvagapova developed the concept, initiated the research, collected and processed the data, wrote most parts of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.