Научная статья на тему 'Формирование инновационной среды Ульяновской области'

Формирование инновационной среды Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качагин Е.А., Гончарова А.А.

В статье раскрывается сущность и предлагается алгоритм формирования инновационной среды региона. На примере Ульяновской области рассматриваются основные этапы формирования инновационной среды региона. Проводится оценка факторов, сдерживающих и способствующих развитию инновационной деятельности в Ульяновской области, выявляются проблемные области и предлагаются пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной среды Ульяновской области»

удк 332.1

формирование инновационной среды

ульяновской области

е. а. качагин,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

E-mail: kea@ulstu. ru

А. А. ГОНЧАРОВА,

аспирант кафедры экономики и менеджмента E-mail: g. anna_87@mail. ru

Ульяновский государственный технический университет

В статье раскрывается сущность и предлагается алгоритм формирования инновационной среды региона. На примере Ульяновской области рассматриваются основные этапы формирования инновационной среды региона. Проводится оценка факторов, сдерживающих и способствующих развитию инновационной деятельности в Ульяновской области. Выявляются проблемные области и предлагаются пути их разрешения.

Ключевые слова: инновационная среда региона, инновационная система, инновационный потенциал, инновационная инфраструктура, инновационная активность.

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние десятилетия радикальные изменения в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Так, целью Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия -2020» (далее - Стратегия) является перевод российской экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития.

Инновационный тип развития экономики как один из важнейших факторов ее роста неразрывно связан с созданием целой системы институтов инноваций. Как показывает опыт развитых стран, именно предпринимательство является главным институтом инноваций. На инновационных предприятиях разрабатывают инновации, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно использу-

ют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции.

По разным оценкам, в России доля инновационно активных предприятий от общего числа предприятий отечественной промышленности невелика, соответствует примерно 9-10 %, что недостаточно для развития инновационной экономики. Причиной этого служат серьезные препятствия и ограничения, на которые наталкивается перевод экономики на инновационный путь развития. В этой связи формирование инновационной среды - совокупности условий, благоприятных для развития инновационной деятельности, является одной из задач современной России.

Практика развитых стран показывает, что уровень инновационного развития страны в целом определяется интенсивностью инновационных процессов на региональном уровне. Так, ряд ученых отмечает [6], что на создании благоприятной среды как условия для эффективной организации инновационных процессов должна концентрироваться именно региональная инновационная политика. Таким образом, на этапе перехода экономики на инновационный путь развития формирование инновационной среды региона является одним из важнейших его составляющих.

Следует отметить, что в рассуждениях о том, что представляет собой инновационная среда, нет полной ясности, как нет и однозначного ответа на вопрос, что является исходным пунктом для ее формирования.

В научной среде отсутствует единая точка зрения относительно понятия «инновационная среда», некоторые отождествляют ее с инновационной системой (рис. 1), другие считают, что инновационная среда характеризуется не только совокупностью субъектов, на которые ложится миссия реализации инновационного

фективность ее функционирования, в связи с чем особенностью сформированной инновационной среды региона будет считаться сочетание в ней механизмов, целостность которых обеспечит движение инновационной среды по пути устойчивого функционирования и развития.

потенциала конкретного государства и его территорий, но и совокупностью различного рода условий (экономических, социальных, политико-правовых, природно-географи-ческих, культурных и других), в которых протекает инновационная деятельность.

Таким образом, под инновационной средой региона следует понимать совокупность факторов, действующих внутри и за пределами инновационной системы и влияющих на возможность эффективно осуществлять инновационную деятельность в регионе. В соответствии с этим инновационная среда региона может иметь следующую структуру (рис. 2).

Как видно из рис. 2, инновационная среда характеризуется множественностью связей и взаимодействий, любое изменение может оказать влияние на эф-

Внешняя инновационная среда региона

Рис. 2. Структура инновационной среды региона

Обобщая точки зрения разных авторов [1, 4] относительно формирования инновационной среды региона, можно сделать вывод, что его интегрированный смысл сводится к тому, что это процесс создания совокупности благоприятных условий, способствующих осуществлению эффективной инновационной деятельности в регионе, обеспечивающих устойчивость элементов инновационной среды, сохраняющих или повышающих имеющийся потенциал элементов и среды в целом.

На основе рассуждений относительно основных задач, которые необходимо решать при формировании инновационной среды региона в современных

На основе предложенного алгоритма формирования инновационной среды региона рассмотрим основные его этапы на примере Ульяновской области.

Определяя критерии оценки эффективности инновационной среды Ульяновской области, следует отметить, что основной целью ее инновационной политики является изменение качества экономического развития региона и, как следствие, повышение его конкурентоспособности. Для достижения данной цели в Ульяновской области принята программа развития инновационной деятельности, создаются и работают центры поддержки инновационных предприятий.

Рис. 3. Алгоритм формирования инновационной среды региона: I - значения показателей потенциала инновационной среды; ПК - минимально допустимый уровень нормального состояния показателей потенциала; Эп - плановое значение показателей эффективности инновационной среды региона; Эф - фактическое значение показателей эффективности

инновационной среды региона

Так, с 2011 г. началась реализация областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2011-2015 годы» [5]. Основными целевыми индикаторами целевой программы и, соответственно, критериями оценки инновационной среды региона являются следующие показатели:

• количество ежегодно создаваемых новых субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (не менее 20 субъектов);

• количество ежегодно внедряемых единиц передовых производственных технологий (не менее 60 ед.);

• количество ежегодно создаваемых новых рабочих мест в организациях инновационной сферы (не менее 75 рабочих мест);

• количество ежегодно подготавливаемых менеджеров для коммерциализации научных разработок и продвижения инновационной продукции на рынок (не менее 20 менеджеров).

Кроме того, реализация областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2011-2015 годы» предполагает увеличение доли инновационно активных предприятий с 8,25 до 16 %, увеличение годовых затрат на инновации с 1,9 до 4 млрд руб., увеличение доли инновационной продукции в общем объеме продаж с 9,2 до 20 %.

Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:

• обеспечение эффективности работы инновационной инфраструктуры;

• совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

• создание новых производств, удовлетворяющих современным требованиям и мировым стандартам для изготовления наукоемкой продукции, как результат - создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и загрузка неиспользуемых (простаивающих) производственных площадей;

• стимулирование разработок новой наукоемкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Ульяновской области;

• поддержка ведущих ученых, научных коллективов, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

• создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере.

Решение выделенных задач предусматривает

реализацию мероприятий по следующим направлениям:

1) разработка и совершенствование нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности Ульяновской области;

2) развитие инновационной инфраструктуры региона путем предоставления субсидий организациям областной инновационной инфраструктуры на компенсацию затрат, связанных с осуществлением поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;

3) содействие росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, путем предоставления субсидий (грантов) победителям конкурсов, проводимых Ульяновской областью совместно с Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («Умник» и «Старт»);

4) повышение уровня инновационной культуры; информационное обеспечение инновационной деятельности; развитие имиджа Ульяновской области как территории инновационного развития путем:

• размещения в средствах массовой информации информационных материалов по развитию инновационной деятельности;

• проведения торжественных мероприятий, посвященных Дню российской науки;

• проведения областного конкурса «Инженер года» и «Лучший инновационный проект»;

• участия делегаций Ульяновской области в инновационных форумах, выставках, ярмарках, салонах и др. мероприятиях;

5) развитие кадрового потенциала в инновационной сфере путем:

• организации и проведения обучающих семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;

• обучения и повышения квалификации работников организаций, осуществляющих на территории Ульяновской области деятельность по направлениям развития инновационной деятельности и введения в

хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности; 6) развитие наноиндустрии и нанотехнологий

путем:

• оказания содействия организациям Ульяновской области в формировании заявок проектов для софинансирования ГК «РОСНАНО»;

• разработки и реализации программы стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию;

• проведения социологического исследования отношения внешней среды к нанотехноло-гиям, наноиндустрии и ГК «РОСНАНО»;

• создания закрытого паевого инвестиционного фонда малобюджетных проектов и нанотехнологического центра.

В целях активизации инновационной деятельности в Ульяновской области подписан ряд соглашений, а именно: соглашение о сотрудничестве между Ульяновской областью и Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) с целью содействия вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности предприятий региона; соглашение о развитии системы коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием с целью включения организаций региона в одну систему, предоставляющую на льготных условиях в пользование дорогостоящее научно-исследовательское оборудование для нужд других предприятий.

В настоящее время в Ульяновской области определен ряд стратегических направлений, которые связаны с наиболее перспективными и важными для экономики региона кластерами: проект «Ульяновск -авиационная столица России» и проект ядерно-инновационного кластера.

Для решения проблемы подготовки профильных специалистов в реализации проекта создания ядерного инновационного кластера в Ульяновской области открыт Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», где планируется создать образовательную систему, которая должна объединить три ступени образования: школа - техникум - вуз.

В настоящее время научные исследования и разработки на территории Ульяновской области осуществляют 5 вузов, 5 организаций академической науки и общественных объединений, 6 отраслевых научно-исследовательских институтов и научно-

технологических центров, более 10 организаций научного обслуживания и инновационной инфраструктуры, 12 крупных предприятий и более 70 средних и малых предприятий (рис. 4).

К наиболее крупным организациям, ведущим научно-техническую деятельность на территории Ульяновской области, относятся:

- Открытое акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации -Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (г. Димитровград) (ОАО «ГНЦ РФ НИ-ИАР») - крупный научный центр международного уровня, который реализует ряд важнейших проектов по применению ядерных технологий в энергетике, медицине и сельском хозяйстве;

- Открытое акционерное общество «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства» (ОАО «Ульяновский НИАТ») - предприятие, специализирующееся на разработке технологии и производстве оборудования для прокатки листовых профилей из различных металлов и сплавов;

- Ульяновский научно-технологический центр -филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (УНТЦ «ВИАМ») - научный центр, занимающийся разработками в области создания конструкционных материалов с заданными свойствами и композиционных наноматериалов для авиационной и ракетно-космической техники;

- Государственное научное учреждение «Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» (ГНУ УНИИСХ Россельхозакадемии) - специализируется на разработке и внедрении научно обоснованных экологически безопасных систем земледелия, создании и внедрении новых сортов зерновых и зернобобовых культур;

- Открытое акционерное общество «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения» (ОАО «УНИПТИМАШ») - ведет разработку, изготовление, монтаж и наладку оборудования для механизации и автоматизации транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ. Крупнейшей организацией академической

науки Ульяновской области является Ульяновский

со ста

региональный уровень

о £

№ н ев >1 н м

та ^

и и н н н м

Ш

я о м о в н я н

Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2011-2015 годы»

Вузы _

Я >

а я о и

я

к

я

к я

1-3

м ■ч м га

Б

1=1 ■о

5

о ■е к

-а ее -а

а

о

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

О О >4 В"

Ульяновский государственный технический университет

Ульяновский государственный университет

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации

Организации академической науки и общественные объединения

Ульяновский филиал Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова Российской академии наук

Ульяновское отделение Российской академии естественных наук

Ульяновское региональное отделение Академии наук Республики Татарстан

Ульяновский союз научных и инженерных общественных объединений

Димитровградский инженерно-технологический институт НИЯУ МИФИ

■1"

Отраслевые научно-исследовательские институты и научно-технологические центры

ОАО «Государственный научный центр РФ - Научно-исследовательский институт атомных реакторов»

ОАО «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства»

Ульяновский научно-технологический центр - филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»

Государственное научное учреждение

«Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук»

ОАО «Ульяновский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения»

ОАО «Ульяновский Гипроавиапром»

Организации научного обслуживания и инновационной инфраструктуры

ОАО «Ульяновский технопарк»

Ульяновский «Центр научно-технической информации» - филиал Федерального государственного учреждения «Объединение «Росинформресурс»

Инвестиционно-инновационный центр Ульяновской торгово-промышленной палаты

Научно-исследовательский центр САЬЗ-технологий УлГУ

Ульяновский инновационный центр «БИНК»

Исследовательский университет высоких технологий УлГУ

Научно-исследовательский технологический институт УлГУ

Ульяновский центр стандартизации, метрологии и сертификации

Ульяновский областной общественный совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов

НП «Технопарк УлГТУ»

НП «Инженерно-внедренческий центр «Политех»»

Региональный центр трансфера технологий на базе УлГТУ

Инжиниринговый центр УлГТУ

Высокотехнологичные

предприятия \ промышленного комплекса /

Федеральный научно-производственный центр Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Марс»

ОАО «Ульяновское

конструкторское бюро приборостроения»

Государственное предприятие «Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации»

ЗАО «Авиастар-СП»

ЗАО «МИДАУС»

ОАО «Ульяновский автомобильный завод»

ОАО «Утес»

ОАО «Ульяновский

механический завод»

ОАО «Автодеталь-Сервис»

ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод»

ОАО «Ульяновский моторный завод»

ОАО «Контактор»

Более 70 средних и малых

СО

00

Рис. 4. Элементы внутренней инновационной среды Ульяновской области

ю о

филиал Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН. Филиал специализируется на проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области радиотехники, радиофизики, волоконной оптики, оптоэлектроники и информатики, изучении физики жидких сред.

Ведущими высокотехнологичными предприятиями промышленного комплекса Ульяновской области являются:

- Федеральный научно-производственный центр Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Марс» - ведущее предприятие по разработке, производству и сопровождению интегрированных автоматизированных систем управления для Военно-морского флота РФ;

- Открытое акционерное общество «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (ОАО «УКБП»), ведущее разработки систем автоматического управления для самолетов и вертолетов, наземной боевой техники, гидроэнергетики, медицины;

- Государственное предприятие «Ульяновский центр микроэлектроники и автоматизации» (ГП УЦМ) - научно-производственная организация, разрабатывающая и производящая микроэлектронные датчики;

- Закрытое акционерное общество «Микроэлектронные датчики и устройства» (ЗАО «МИДА-УС») - предприятие, специализирующееся на разработке, производстве и продаже микроэлектронных датчиков давления, сопутствующих приборов и медицинской техники.

Следует отметить, что для эффективного функционирования инновационной среды региона необходимо наличие достаточно высокого инновационного потенциала элементов, формирующих структуру внутренней инновационной среды региона.

Анализ инновационного потенциала инновационной системы Ульяновской области, основанный на ресурсно-результативной модели [2], позволяет сделать вывод, что основой ее инновационного потенциала являются кадровая и научная составляющие. Результаты оценки ситуации по «численности студентов вузов региона» и «удельной численности аспирантов и докторантов» показывают, что она благоприятна, по этим показателям Ульяновская область находится в нормальном состоянии.

Менее удовлетворительной выглядит ситуация среди ресурсных показателей в финансовой сфере.

Для Ульяновской области характерна небольшая доля затрат на науку и научные исследования в валовом региональном продукте (менее 3 %). Оценка ситуации по показателю «внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования» (около 2 % от суммы затрат на исследования и разработки) показывает, что здесь наблюдается крайняя стадия кризиса.

Ситуация по результирующему блоку оценивается как тяжелая. По трем из четырех индикативных показателей - «доля инновационно активных предприятий в общем числе промышленных предприятий», «число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения», «доля ППТ (передовых производственных технологий), использующихся менее трех лет, в общем числе ППТ» - Ульяновская область находится в зоне кризисного состояния.

Несмотря на то, что коэффициент изобретательской активности в Ульяновской области высокий, она не относится к числу центров патентной активности. Большое количество патентов не востребовано в новых технологиях. В основном реализация инноваций осуществляется за счет технологий, экспортируемых из других территорий РФ. Так, число созданных в 2010 г. передовых производственных технологий в Ульяновской области составило 5 ед., а число используемых передовых производственных технологий - 1 488 ед.

Подобные результаты свидетельствуют о наличии проблем. Ресурсные характеристики инновационного развития Ульяновской области превышают результативные, что говорит о неспособности инновационной системы использовать те преимущества, которые определяются ее потенциалом в данной сфере.

Ряд показателей свидетельствует о потенциальной способности региона к инновационному развитию, но существующая региональная инновационная среда Ульяновской области пока не обеспечивает достижение целевых результатов.

Для выявления причин данного несоответствия проведены анализ внешней инновационной среды региона и экспертная оценка факторов, сдерживающих и способствующих развитию инновационной деятельности в Ульяновской области. Экспертами выступали руководители инновационно активных предприятий Ульяновской области, доля которых в общем числе промышленных предприятий является одним из главных результирующих показателей инновационного развития региона.

Выявленные в результате анализа факторы, способствующие и сдерживающие развитие инно-

вационной деятельности в Ульяновской области, представлены в таблице.

Для преодоления факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности в Ульяновской области, необходима комплексная работа по переводу

сдерживающих факторов, приведенных в таблице, от категории угроз к категории возможностей.

Так, например, для преодоления сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в Ульяновской области предлагается внесение в качестве

Факторы, способствующие и сдерживающие развитие инновационной деятельности в Ульяновской области

Показатель Факторы

способствующие развитию инновационной деятельности сдерживающие развитие инновационной деятельности

Экономическая сфера 1. Рост среднемесячных доходов населения. 2. Рост потребительских расходов населения. 3. Значительные объемы кредитования 1. Высокий уровень налогов, не позволяющий найти внутренние ресурсы для инноваций. 2. Энергодефицитность региона. 3. Низкое качество трудовых ресурсов. 4. Незначительный рост реальной заработной платы. 5. Высокий уровень банковского процента

Политико-правовая сфера 1. Поддержка региональных властей со стороны федерального центра. 2. Увеличение государственных безвозмездных субсидий на развитие малого бизнеса и инновационной деятельности в регионе. 3. Региональные программы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность 1. Низкий уровень государственных расходов на развитие науки и технологий. 2. Несовершенство российского законодательства в сфере инновационной деятельности

Социальная сфера 1. Высокие темпы нового строительства объектов социальной инфраструктуры 1. Низкие показатели уровня жизни населения по сравнению со среднероссийским уровнем. 2. Неудовлетворительное состояние объектов ЖКХ. 3. Высокая доля населения старше трудоспособного возраста. 4. Отрицательный миграционный прирост и естественная убыль населения. 5. Рост безработицы

Транспортная инфраструктура 1. Достаточно развитая транспортная инфраструктура региона: наличие аэропортов, речного порта, автомобильных и железнодорожных путей 1. Невысокое качество автомобильных дорог

Природно-гео- графические условия 1. Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия. 2. Обеспеченность природными ресурсами 1. Наличие экологических проблем

Бизнес-среда 1. Достаточная емкость рынка. 2. Относительно недорогая аренда площадей производственного и непроизводственного назначения. 3. Безопасность ведения бизнеса в регионе 1. Низкая доля вложений в инновации со стороны бизнеса. 2. Слабая связь между вузами, властью и бизнесом. 3. Конкуренция со стороны иностранных компаний. 4. Отсутствие стимулов у бизнеса к развитию и внедрению инноваций. 5. Наличие сложностей оформления и регистрации инновационных проектов. 6. Длительные сроки окупаемости нововведений. 7. Сокращение промышленного производства. 8. Рост доли убыточных предприятий. 9. Отсутствие прозрачности условий конкуренции в регионе

Культурная среда 1. Развитие проекта «Ульяновск - культурная столица Содружества» 1. Общая для населения тенденция иметь надежную работу, чем работу, связанную с риском. 2. Низкая степень вовлечения населения в инновационный процесс

Технологические условия 1. Развитие ядерно-инновационного кластера 1. Высокая степень износа элементов производственной инфраструктуры

дополнений в областную целевую программу «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2011-2015 годы» следующих направлений:

1) стимулирование разработок и внедрения инноваций в производство путем налоговых рычагов;

2) преодоление бюрократических барьеров при регистрации предприятий и сертификации новых продуктов;

3) популяризация инноваций и инновационной деятельности среди всех слоев населения региона;

4) обучение молодых ученых, аспирантов и студентов вузов региона основам менеджмента инноваций.

Таким образом, предложенный алгоритм формирования инновационной среды региона и полученные результаты анализа внешней инновационной среды региона позволят в будущем разработать комплекс мероприятий по корректировке региональной инновационной политики в целях эффективного функционирования инновационной среды региона.

Список литературы

1. Геращенкова Т. М. Подходы к активизации инновационной среды // Вестник СГУТиКД. 2011. № 2 (16). С. 31.

2. Гончарова А. А. Анализ инновационного потенциала Ульяновской области // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 48 (255). С.16-22.

3. Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности Ульяновской области на 2011-2015 годы»: постановление правительства Ульяновской области от 02.11.2010 № 40/373-П.

4. Роль рыночной инфраструктуры в экономике области // Регион: проблемы планирования и управления / под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. С. 182-183.

5. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации. 2005. № 2(79). С. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Aydalot Ph. (ed.), 1986, Milieux innovateurs en Europe, Paris, GREMI.

Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

ISSN 2073-2872

Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34129 46573 12926

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.