Научная статья на тему 'Формирование инновационной среды предприятий на основе ресурсно-ориентированного подхода как фактор развития Дальнего Востока России'

Формирование инновационной среды предприятий на основе ресурсно-ориентированного подхода как фактор развития Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / RESOURCE-BASED APPROACH / PROJECT MANAGEMENT / MANAGEMENT TOOL / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехин Александр Владимирович

Управление инновационной привлекательностью предприятий должно основываться на трех составляющих: внешнем инвестиционном климате, внутренних инновационных характеристиках предприятия, показателях экономической эффективности проектов. В результате повышения привлекательности увеличивается инновационная активность предприятий это неотъемлемый элемент достижения стабильного конкурентного преимущества в современных условиях экономики. Основным способом увеличения привлекательности внутренних характеристик является улучшение организационных способностей, поскольку с их помощью осуществляется взаимосвязь между знаниями, инновациями и полученным опытом. На основе организационного потенциала изменяется структура имущественного, трудового и научно-технического потенциалов, что отражается на финансовом состоянии предприятия. В статье рассмотрен механизм управления ресурсным обеспечением инновационности предприятий промышленности строительных материалов. Использование механизма в практической деятельности предприятий совершенствует организационные способности планировать, координировать, своевременно выявлять и распределять все необходимые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A resource-based approach to the formation of innovative environment for enterprises as a development factor for the Russian Far East

Management of innovation attractiveness at enterprises involves three constitutive components: external investment environment, companys inherent innovative features, and efficiency of innovation projects. Growth in attractiveness leads to growing innovative activity, a «must be» for sustainable competitive advantage under contemporary economic conditions. Attractiveness of a companys inherent features depends on its organizational performance that brings together knowledge, innovation, and acquired experience. The organizational potential affects the structure of the assets, labor, and scientific-technical potentials of an enterprise, which tell on its financial well-being. The tool for managing resource allocation to sustain innovation in building and construction materials industry is discussed. Application of this tool may enhance the ability of an organization to plan, coordinate, monitor, and distribute the required resources.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной среды предприятий на основе ресурсно-ориентированного подхода как фактор развития Дальнего Востока России»

УДК 691:338.45

DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(3).450-459

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОМ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИИ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

А. В. Алехин

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 13 октября 2015 г.

Дата принятия к печати 31 марта 2016 г.

Дата онлайн-размещения 10 июня 2016 г.

Ключевые слова

Ресурсно-ориентированный подход;управление проектами; механизм управления; инвестиционная привлекательность; инновационная активность; инновационная привлекательность

Аннотация

Управление инновационной привлекательностью предприятий должно основываться на трех составляющих: внешнем инвестиционном климате, внутренних инновационных характеристиках предприятия, показателях экономической эффективности проектов. В результате повышения привлекательности увеличивается инновационная активность предприятий — это неотъемлемый элемент достижения стабильного конкурентного преимущества в современных условиях экономики. Основным способом увеличения привлекательности внутренних характеристик является улучшение организационных способностей, поскольку с их помощью осуществляется взаимосвязь между знаниями, инновациями и полученным опытом. На основе организационного потенциала изменяется структура имущественного, трудового и научно-технического потенциалов, что отражается на финансовом состоянии предприятия. В статье рассмотрен механизм управления ресурсным обеспечением инновационности предприятий промышленности строительных материалов. Использование механизма в практической деятельности предприятий совершенствует организационные способности планировать, координировать, своевременно выявлять и распределять все необходимые ресурсы.

A RESOURCE-BASED APPROACH TO THE FORMATION

OF INNOVATIVE ENVIRONMENT FOR ENTERPRISES

AS A DEVELOPMENT FACTOR FOR THE RUSSIAN FAR EAST

Aleksandr V. Alekhin

Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Article info

Received October 13, 2015 Accepted March 31, 2016 Available on-line June 10,2016

Keywords

Resource-based approach; project management; management tool; investment attractiveness; innovation activity; innovation attractiveness

Abstract

Management of innovation attractiveness at enterprises involves three constitutive components: external investment environment, company's inherent innovative features, and efficiency of innovation projects. Growth in attractiveness leads to growing innovative activity, a «must be» for sustainable competitive advantage under contemporary economic conditions. Attractiveness of a company's inherent features depends on its organizational performance that brings together knowledge, innovation, and acquired experience. The organizational potential affects the structure of the assets, labor, and scientific-technical potentials of an enterprise, which tell on its financial well-being. The tool for managing resource allocation to sustain innovation in building and construction materials industry is discussed. Application of this tool may enhance the ability of an organization to plan, coordinate, monitor, and distribute the required resources.

Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» рассматривает систему планирования, представленную согласованным взаимодействием участников при их использовании нормативно-правового, инфор-

мационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения1.

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон РФ от 29 дек. 2014 г. № 472-ФЗ // Российская газета. 2014. 3 июля.

© А. В. Алехин, 2016

ISSN 1993-3541

Он определяет приоритеты социально-экономической и научно-технической деятельности участников, а также необходимые ресурсы для достижения поставленных целей и задач. Принцип ресурсной обеспеченности, согласно данному закону означает, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами. Таким образом, процесс ресурсного обеспечения предприятий промышленности оказывается сквозным по отношению к стратегическому планированию инновационной деятельности в целом, а инновационная деятельность предприятий, как способ сохранения долгосрочных конкурентных преимуществ, не оставляет сомнений.

Наиболее приоритетный вид инновационно-инвестиционной деятельности — это инвестиции в реальный сектор экономики (инвестиции в производственную инфраструктуру) [1, с. 436]. А. К. Казанцев дает следующее определение: «Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [2, с. 57]. Главной отличительной чертой инновационного проекта от традиционного является его повышенная неопределенность и риски, следовательно, вопрос определения привлекательности таких проектов имеет существенное значение [3, с. 166]. Определение привлекательности ресурсного потенциала инновационности предприятия промышленности заключается в нахождении «инвестиционного поля» всех объектов рынка и нахождении привлекательности проекта и предприятия, осуществляющего его реализацию, среди всех остальных. Таким образом, оценка привлекательности состоит из трех этапов:

- оценка экономической эффективности проекта;

- оценка внутренних инновационных характеристик предприятия;

- оценка внешнего инновационного климата.

Вопрос о формировании инвестиционной привлекательности проектов неразрывно связан с их экономической эффективностью. Оценка производится для проектов, находящихся на входе в коммерциализаци-онную стадию, у которых уже максимально

устранена рыночная и техническая неопределенность, решается вопрос о ресурсном лимите на проект и его приоритетности среди остальных [4, с. 48].

Рекомендуемые методы оценки стоимости для инновационных проектов: метод «снизу-вверх» и анализ предложений поставщиков2. Метод «снизу-вверх» предполагает составление общей стоимости проекта, состоящей из суммы оценок единиц отдельных видов работ и единиц необходимых материалов; рассмотрение окончательной стоимости, предлагаемой поставщиками за выполнение работы, назначенной в ходе конкурентной борьбы за ее получение.

Сроки исполнения проекта — одна из сложнейших задач на стадии планирования в связи со сложностью определения уровня и продуктивности используемых ресурсов.

К наиболее распространенным методам3 относятся следующие4:

- экспертная оценка, основанная на исторической информации предприятия, либо опыте сотрудника;

- метод проектов-аналогов;

- параметрическая оценка, рассчитанная из норм выработки и объемов отдельных видов работ.

Окончательное значение оценки сроков выполнения проекта рассчитывается на основе суммирования полученных результатов и резервного времени по видам работ. Наиболее подходящей методикой определения резервного времени представляется получение комплексного показателя, полученного на основе расчета срока выполнения работ и коэффициента риска невыполнения графика работ. В дальнейшем оценка сроков и стоимости могут быть усовершенствованы до трехуровневой оценки, описывающей три сценария развития в зависимости от степени влияния неблагоприятных факторов: наиболее вероятный, оптимистичный, пессимистичный. Среднее значение всех трех сценариев принимается к расчету. Погрешности определения сроков и стоимости инновационных проектов на ранних стадиях могут находиться в пределах 50-100 %5.

После сравнения данных показателей оценка производится на основе более под-

Project Management Institute, Inc.,

2 Project Management Book of Knowledge. 5th ed. 14 Campus Boulevard, Newtown Square, Pennsylvania, 19073-3299 USA : 2013. P. 164.

3 I bid. P. 165.

4 I bid.

5 I bid. P. 161.

Ф 0 H

n *

о

о

о

а

S)

о

H

H ф

X X

о

5<

u *

о

X

о 3 s

£

ф

о *

о

5<

а

а

g

ф 3

M

о ^

H

H

M z

¡o

H p

4

Ul

о

5

<0

робных критериев, ориентирующихся на специфику инвестиционной деятельности. В классическом инвестиционном анализе здесь можно выделить три типа математических моделей, в которых определяющие параметры следующие:

- сумма (чистый доход NV; чистый приведенный доход NPV; модифицированный чистый приведенный доход MNPV);

- доходность (чистая норма доходности NRR; внутренняя норма доходности IRR; модифицированная внутренняя норма доходности MIRR; индекс рентабельности PI);

- период окупаемости PP и дисконтированный период окупаемости DPP.

В традиционных системах оценки проектов существует множество недостатков, если их применять к инновационной деятельности. Например, задачи, достижения и инициативы сотрудников не связаны со стратегией, обратная связь в традиционных системах оценки не имеет долгосрочного характера, оценка эффективности базируется исключительно на финансовых показателях. Ключевым элементом концепции инновационной деятельности предприятия служит соответствие целей разработки новой продукции целям предприятия. В противном случае, это может привести к снижению координации, отсутствию критериев развития, несбалансированности инновационных проектов, неэффективному использованию ресурсов [5, с. 35].

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ПРОЕКТОВ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

При определении факторов внешнего инвестиционного климата необходимо рассматривать уровень воздействия реализуемых проектов на факторы внешней среды. Инновационно-инвестиционные проекты должны соответствовать более широкому диапазону требований, чем лишь коммерческая выгода. Эти требования исходят из концепции социальной ответственности бизнеса, или корпоративной социальной ответственности (КСО). В практике западных стран выделяют три основных типа организаций в зависимости от их уровня КСО:

- традиционные (цель — получение исключительно финансовой выгоды);

- «тройного критерия» (цель — улучшение экономической, социальной и экологической ситуации);

- интегрированные (цель — создание ценности новой продукции на основе пара-

дигмы устойчивого общественного развития) [6, с. 8].

Проекты западных предприятий промышленности оцениваются на основании их положительного воздействия на элементы парадигмы устойчивого развития общества, включая экономический, социальный, физический, психологический, материальный, духовный, культурный, экологический [6, с. 7]. Российская концепция КСО находится на стадии формирования, интегрируя наиболее эффективные образцы международного опыта и постепенно вырабатывая свои собственные социальные основания.

В целях стимулирования формирования корпоративно-социальной ответственности инновационных предприятий промышленного сектора правительство Хабаровского края разработало порядок рассмотрения и отбора инвестиционных проектов6. Взаимовыгодное сотрудничество государства и предприятий промышленности, реализующих инновационные проекты, достигается за счет того, что с учетом предоставленных льгот показатели проекта становятся более привлекательными для инвестиционных вложений, в том числе и для иностранных. С учетом повышенного внимания со стороны государства и правительства края к привлечению иностранных инвесторов, такие проекты соответствуют долгосрочным приоритетам развития региона7.

Согласно методике оценки эффективности инвестиционных проектов из постановления Правительства Хабаровского края от 22 марта 2012 г. № 69-пр, расчет итогового значения критерия приоритетности проекта в баллах производится путем перемножения показателя и значимости критерия. Предлагается классифицировать критерии по уровням их значимости, а также определить соответствующую область их влияния на макросреду (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что государство относит к приоритетным те проекты, которые имеют существенную социальную и экономическую значимость, иными словами, следуют концепции компаний «тройного критерия» [7, с. 1]. В последнее время, в условиях ухудшающейся экономической

6 Об утверждении порядка рассмотрения и отбора инвестиционных проектов № 69-пр в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края [Электронный ресурс] : постановление правительства Хабар. края от 22 марта 2012 г. № 69-пр // СПС «КонсультантПлюс».

7 О стратегическом планировании в Хабаровском крае [Электронный ресурс] : закон Хабар. края от 29 июля 2015 г. № 96 // СПС «КонсультантПлюс».

конъюнктуры количество проектов, претендующих на финансирование за счет заемных и привлеченных средств, стремительно возрастает. Из-за повышения процентных ставок по кредитам сроки окупаемости многих изначально привлекательных инвестиционных проектов значительно увеличиваются, что существенно усложняет процесс отбора.

Приоритетные инвестиционные проекты в сфере промышленности строительных материалов получают различные формы правительственной поддержки. Со стороны Правительства РФ осуществляется предоставление налоговых льгот в соответствии с Законом Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» от 10 ноября 2005 г. № 308. Данный закон предусматривает снижение налога на имущество с 2,2 до 1,1 % на период окупаемости проекта, но не более 5 лет с момента ввода в эксплуатацию объектов основных средств; снижение ставки налога на прибыль с 18 до 13,5 % в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет (без учета 2 %, зачисляемых в федеральный бюджет), на расчетный срок окупаемости проекта, но не более 5 лет, начиная с первого числа года, следующего за годом, в котором впервые осуществились инвестиции. Такой срок налоговых льгот представлен с целью стимулирования скорейшего перехода инициаторов проекта на коммерческую эксплуатацию объекта.

ИННОВАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Внутренние инновационные характеристики предприятий заключаются во взаимосвязи между знаниями, инновациями и организационными способностями. Е. Т. Пенроуз утверждает, что границы менеджера как ресурса со временем могут увеличиваться [8]. С получением опыта они совершенствуют свои способности планировать, координировать, своевременно выявлять и распределять необходимые ресурсы по разным стадиям выполнения проекта. От качества организационных способностей зависит эффективность использования и воспроизводства ресурсов на групповом уровне предприятия [9, с. 36]. Увеличение использованных знаний, т. е. усиление организационного потенциала в ходе реализации инновационных проектов, напрямую влияет на эффективность инвестиционных вложений, выражаемую соотношением «инвестиции / выручка» [10, с. 772]. В связи с этим основным внутренним источником роста фирмы является менеджерский ресурс. В ходе анализа необходимо заострить внимание именно на аккумулировании специфических, уникальных активов предприятий.

Именно на основе организационного потенциала происходит изменение структуры научно-технического и трудового потенциалов, а также имущества предприятия, что отражается на его финансовом состоянии (рис.).

Методика определения приоритетных проектов Хабаровского края

Таблица 1

Значимость Критерий Тип Величина

критериев значимости

Наиболее Бюджетная эффективность Экономический 2,5

значимые Влияние создаваемых рабочих мест Социальный 2,0

Вовлеченность других организаций Экономический 2,0

Средняя значимость Инфраструктурное развитие Экономический Социальный 1,5

Уровень заработной платы при выполнении проекта Экономический Социальный 1,0

Снижение уровня цен на отдельные виды товаров Экономический Социальный 1,0

Наименее Соответствие приоритетам государственной политики Политический 0,5

значимые Выполнение мероприятий по улучшению экологической обстановки Экологический 0,5

Ф

п ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

м о

2

Z

ю

О

4

о

5

Организационный потенциал

Имущественный потенциал

Научно-технический потенциал

Трудовой потенциал

Финансовое состояние

Модель взаимодействия составляющих инновационного потенциала предприятий промышленности при управлении инновационными проектами

Результат организационного потенциала — увеличение инновационной активности предприятий. Малым уровнем инновационной активности обладают предприятия, способные лишь удерживать текущие рыночные позиции при помощи инкрементальных инноваций. При переходе на инновационный путь развития эффективная инновационная деятельность, обусловленная эффективным управлением ресурсами, является главным источником конкурентоспособности предприятий, которая исходит из степени их наукоемкости. В наукоемких предприятиях разрабатываются и внедряются, либо адаптируются (из более наукоемких отраслей, либо других регионов) новейшие технологии. На основе собственной научной деятельности предприятия повышают конкурентоспособность продукции.

Наукоемкость предприятий промышленности строительных материалов можно определить исходя из структуры затрат на инновационную деятельность (табл. 2).

Таблица 2

Структура затрат на инновационную деятельность предприятий промышленности строительных материалов Хабаровского края, %

Затраты на ЖБИ-5 База- Ново- Сам-

инновационную лит-ДВ строи строй

деятельность

предприятии

Обучение 0,11 4,55 7,5 0,55

персонала

Приобретение 99,89 90,91 87,5 99,45

техники, оборудо-

вания

Внутрифирмен- 0,00 4,55 5,0 0,00

ные исследования и разработки

В зависимости от вида инновационной деятельности выделяют затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов, и затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с внедрением новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов. Затраты на обучение персонала предлагается рассматривать отдельно, поскольку они могут входить как в состав внутрифирменных исследований и разработок, так и сопровождать приобретение техники и оборудования извне (анализируемые предприятия промышленности в обязательном порядке проводят обучение сотрудников для работы на новом обору-

довании). Таким образом, общие затраты на инновационную деятельность предприятий промышленности строительных материалов формируются на основе затрат на обучение персонала; приобретение программного обеспечения, а также техники и оборудования; внутрифирменные исследования и разработки.

Исходя из предложенной структуры затрат предлагаем следующие инновационные характеристики предприятия (табл. 3).

Таблица 3 Инновационные характеристики предприятий, %

Показатель ЖБИ-5 База- Ново- Сам-

лит-ДВ строй строй

Доля собственного 0 5 5 0

участия в научно-ис-

следовательских и

опытно-конструкторских работах

Эффективность 0,21 0,71 2,80 0,13

адаптации сотруд-

ников

Степень оснащенно- 76 6 2 14

сти инновационным

имуществом

Инновационная 25 1 5 7

активность

Внутрифирменные исследования и разработки показывают степень самостоятельности предприятия при осуществлении инновационных проектов. Доля собственного участия предприятий определяется отношением затрат на собственные исследования и разработки к общим затратам на инновационную деятельность (см. табл. 2). Обучение персонала помогает повысить адаптацию сотрудников к инновационной деятельности. Отношение затрат на обучение персонала к годовому доходу от инновационных проектов предприятия характеризует эффективность адаптации сотрудников. Приобретение нового оборудования и программного обеспечения характеризует степень оснащенности инновационным имуществом, что позволяет решить вопрос качества продукции и производительности труда. Доля затрат на инновационную деятельность от общих инвестиционных затрат предприятия характеризует его инновационную активность (см. табл. 3).

Следует отметить, что при высокой обеспеченности собственными ресурсами НИОКР, а также возможностями привлечения этих средств извне, некоторые предприятия не осуществляют инновационную деятельность, а расширяются за счет приобретения активов других пред-

приятий, либо проведения аутсорсингов. Потребность в инновациях в таком случае возникает только тогда, когда появляется необходимость сохранять существующие рыночные позиции. Такое поведение называется реактивным — это характеристика «последователя» инновационной деятельности. Малые предприятия, наоборот, активно производят инновационную продукцию с целью создания рыночной ниши, либо новых рынков, позволяющих получить сверхдоход. Это характеризует «инновационное» лидерство.

Смысл инновационной активности заключается в том, чтобы позволять отдельным предприятиям осуществлять выбор направления инновационного развития и формировать на этой основе эффективную инвестиционную политику. Если на предприятии имеется положительный опыт реализации инновационных проектов, особенно в сфере создания принципиально новых продуктов, то такие хозяйствующие субъекты выбирают стратегии исследовательского лидерства. Если на промышленном предприятии превалирует опыт внедрения улучшающих технологий, которые только усовершенствуют и предлагают потребителям модифицированные варианты, то к наиболее вероятным стратегиям можно отнести технологический трансферт, продуктовую имитацию, сохранение технологических позиций, параллельную разработку и лицензионную стратегию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Под управлением проектами следует понимать совокупность процессов по планированию, координации и контролю работ для реализации целей проектов с учетом ограничений на ресурсы, бюджет и требований качества. В более широком смысле под управлением проектами понимается применение знаний, практического опыта, инструментальных средств и методов для удовлетворения потребностей заинтересованных лиц проекта [11, с. 41-42]. Применительно к организационным системам механизм функционирования — это совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы, а механизм управления — совокупности процедур принятия управленческих решений [12, с. 67].

Разделение ресурсов по трем составляющим (человеческие, информационные и финансовые) приводится в табл. 4. Кроме того, рассмотрены потоки проектов между поколениями. В результате оперирования ими решаются вопросы о формировании структуры затрат на инновационную и текущую деятельность, после чего закупается необходимое оборудование, проводятся испытательные и проектные работы и т. д.

Механизм управления ресурсным обеспечением инновационных проектов предприятий промышленности строительных материалов

Таблица 4

Ф

п ч

п *

о

о

о

а ^

о

4

я ф

X X

о

5<

э *

о

X

о 3

5

£

ф

о *

о

5<

а

а

д

ф 3

ю о

2 Z

10

О 4

о

5

Потоки

I поколение (текущие проекты)

II поколение (коммерциализационные проекты)

III поколение (инновационные проекты)

Проектные

Послепроектный анализ-

'Jt

Задачи управления

Оценка эффективности проектов (послепроектный анализ)

Оценка привлекательности проектов

Создание инновационного климата

Финансовые процессы

Финансирование текущей деятельности

Финансирование инвестиционной деятельности

Финансовые

Информационные процессы

Проведение улучшающих инноваций, взаимодействие с поставщиками, клиентами

Испытание, пробный маркетинг, инвестиционное проектирование

Развитие инновационного замысла

Информационные

Человеческие ресурсы

Сотрудники, занятые текущей деятельностью

Команда инновационного проекта

Научно-технические сотрудники

Человеческие

Описание основных процессов

Приобретение оборудования, реализация продукции

Оценка жизнеспособности проектов, бизнес моделирование

Поиск инвестиционных идей, обзор альтернатив

Управление заключается в верном распределении ресурсов по трем поколениям проектов: текущие, коммерциализационные и инновационные [13, с. 5]. Решения по управлению ресурсным обеспечением проектами отражаются в структуре затрат. Механизм управления инновационными проектами должен учитывать своевременное выявление и распределение ресурсов по стадиям выполнения проектов. Со временем проекты переходят от первого поколения к третьему (табл. 4), поэтому важно использовать единые механизмы управления для соответствующих групп, а также учитывать динамику их перехода.

Финансирование деятельности предприятия — это осуществление стратегии на практике: все запланированные решения начинают реализовываться только с момента финансирования проектов. Обеспечение собственными финансовыми средствами происходит от реализации продукции первого поколения. Предприятие финансово обеспечивает процессы всех трех поколений (текущей и инвестиционной деятельности) — это однонаправленный поток (см. табл. 4).

Стабильная инновационная деятельность предполагает такое количество собственного капитала, которого бы хватило на покрытие основной и инвестиционной деятельности, что позволило бы финансировать проекты всех трех поколений за счет собственных средств. В реальных условиях, с учетом ограниченности ресурсов, предприятиям приходится выбирать тот или иной сценарий развития. Поскольку инновационная деятельность характеризуется высокой неопределенностью, предприятиям, выбравшим инновационный путь развития, рекомендуется использовать собственный капитал для финансирования проектов первого поколения, а заемный капитал для проектов второго и третьего поколений. Таким образом, уже сегодня они способны инициировать проекты, которые могут приносить сверхприбыль в будущем, при этом не рискуя заемным капиталом.

Для того чтобы обеспечить оптимальное направление стратегии, а также связать с ней существующие и новые проекты, необходимо своевременно обеспечивать все процессы актуальной, ценной, достаточной и точной информацией. Улучшающие инновации текущих проектов могут происходить на основе данных, полученных от проведения НИОКР для инновационных проектов. Аналогично, направление проведения исследований может происходить на основе опыта, полученного от реализации уже существующей

продукции. Обмен информацией возможен между тремя типами рассматриваемых проектов — это двунаправленный процесс.

Наконец, осуществление любого вида деятельности возможно только лишь при участии сотрудников предприятия. Сотрудники могут быть разделены на две категории: занятые инновационной деятельностью и занятые текущей деятельностью. Первая категория может быть далее разделена как: сотрудники НИОКР, команда инновационного проекта. Команда проекта — это ключевое звено инновационной деятельности, с течением времени она может изменяться по численности и интенсивности, с ней могут быть связаны как сотрудники, занятые текущей деятельностью с целью передачи опыта, так и сотрудники НИОКР. Команда проекта покрывает достаточно широкое поле деятельности: от формирования инновационного замысла до коммерциализации новшества. Как правило, обязанности сотрудников охватывают сразу несколько стадий, а в более конкретных случаях это фиксируется в документации по управлению человеческими ресурсами проектов, поэтому дальнейшее разделение не представляется целесообразным.

В связи с разнонаправленной деятельностью (эффективное управление инновационной деятельностью трудноосуществимо без ротации рабочих мест), людские потоки на предприятии показаны в двух направлениях. Сотрудники являются как источником, так и проводником всей необходимой информации.

Инновационный процесс не прерывается после внедрения, поскольку после распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает раннее неизвестные потребительские свойства. Последующее совершенствование производственных процессов становится возможным при проведении оценки эффективности выполнения проектов (Post Performance Analysis). Такой анализ позволяет выявить слабые места и выбрать те коррективы, которые необходимо внести при выполнении проектов следующих поколений.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Оценка эффективности инновационных проектов представлена на примере предприятий промышленности строительных материалов Хабаровского края (табл. 5).

м Таблица 5

^ Расчет сроков окупаемости проектов предприятий промышленности строительных материалов

§ Хабаровского края на 2012—2021 гг.

Предприятие Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Железобетон-5 (РР = 5,1 лет, DPP = 6 лет) Чистая прибыль -94 367 496 29 644 272 52 579 854 47 321 869 42 589 682 38 330 714 34 497 642 31 047 878 27 943 090 25 148 781

Амортизация 18 000 000 18 000 000 18 000 000 18 000 000 18 000 000 18 000 000 12 000 000

Чистый денежный поток -76 367 496 47 644 272 70 579 854 65 321 869 60 589 682 56 330 714 46 497 642 31 047 878 31 047 878 31 047 878

Чистый дисконтированный доход -76 367 496 39 375 431 48 206 990 36 872 492 28 265 534 21 717929 14 815 582 8 175 877 6 756 923 5 584 234

Ставка дисконтирования, % 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21

Базалит-ДВ (РР = 2,3 года, DPP = 2,6 лет) Чистая прибыль 0 7 000 000 31 500 000 28 350 000 25 515 000 22 963 500 20 667 150 18 600 435 16 740 392 15 066 352

Амортизация 0 1 500 000 1 500 000 1 500 000 1 500 000 1 500 000 1 500 000 1 000 000 0 0

Чистый денежный поток 0 8 500 000 33 000 000 29 850 000 27 015 000 24 463 500 22 167 150 19 600 435 19 600 435 19 600 435

Чистый дисконтированный доход 0 7 024 793 22 539 444 16 849 547 12 602 697 9 431 738 7 063 137 5 161 407 4 265 626 3 525 311

Ставка дисконтирования, % 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21

Новострой (РР = 1,6 лет, DPP = 1,7 лет) Чистая прибыль -600 714 6 121 161 3 752 466 3 377 220 3 039 498 2 735 548 2 461 993 2 215 794 1 994214 1 794 793

Амортизация 525 000 525 000 525 000 525 000 525 000 525 000 350 000 0 0 0

Чистый денежный поток -75 714 6646 161 4 277 466 3 902 220 3 564 498 3 260 548 2 811 993 2 215 794 2215 794 2215 794

Чистый дисконтированный доход -75 714 5 492 695 2 921 567 2 202 701 1 662 864 1 257 082 895 988 583 488 482 221 398 530

Ставка дисконтирования, % 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21

Самстрой (РР = 2,8 лет, DPP= 3,8 лет) Чистая прибыль 0 -4 276 507 13 731 552 12 358 396 11 122 557 10 010 301 9 009 271 8 108 344 7 297 509 6 567 759

Амортизация 0 1 500 000 1 500 000 1 500 000 1 500 000 1 500 000 1 500 000 13 514990 0 0

Чистый денежный поток 0 -2 776 507 15 231 552 13 858 396 12 622 557 11 510 301 10 509 271 21 623 334 21 623 334 21 623 334

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистый дисконтированный доход 0 -2 294 634 10403 355 7 822 703 5 888 516 4437719 3 348 578 5 694 100 4 705 867 3 889 147

Ставка дисконтирования, % 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21

(Л ■Ч

6St~0St "О '£ 6N '93 "1 "9Ю2 "иииэНеме иомээнимономе noHHSiuodeUXsoj hohoiAhcIh виюэяеи

К инновационным проектам в нашем случае мы отнесли приобретение новых и расширение существующих технологических линий производства по сборному железобетону, утеплителю на основе базальтового волокна, композитных навесных фасадных панелей, строительных полиэтиленовых труб. Расчет прогноза продаж составлен методом экстраполирования от предыдущих лет. Предприятия выходят на максимальную производственную мощность технологических линий в течение трех лет с момента запуска производства. Ставка дисконтирования принята равной 21 %8. Показатели чистой приведенной стоимости проектов представлены следующим образом (табл. 6).

Таблица 6

Чистая приведенная стоимость инновационных проектов предприятий промышленности строительных материалов, р.

Продолжи- Железо-бетон-5 База-лит-ДВ Ново-строй Самстрой

тель-

ность

3 года 11 214925 29 564 237 8 338 548 8 108 720

5 лет 76 352 951 59 016 481 12204 114 21 819 940

10 лет 133 403 495 88 463 700 15 821 423 43 895 350

8 Комплект методических материалов по теме «Практика коммерческой оценки и экспертизы инвестиционных проектов в промышленности». М. : Альт-Инвест, 2006. С. 71.

Управление продвижением проектов от инновационного замысла до внедрения на рынок — это главная задача менеджера по управлению инновационными проектами. При отсутствии ключевых ресурсов на предприятии оптимизация скорости процесса (при сохранении качества проекта), предложенной описанной методикой, делает данный механизм необходимым для сохранения конкурентных позиций. При наличии ключевых ресурсов и расширении способностей менеджера оптимизировать инновационный процесс предприятие получает стабильное конкурентное преимущество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хубулава Н. М. Инвестиционная деятельность в условиях девальвации курса рубля / Н. М. Хубулава, В. Г. Ларионов, В. В. Юдина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — С. 435-442. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(3).435-442.

2. Казанцев А. К. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика : учебник / А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. — 2-е изд, перераб. и доп. — М. : Экономика, 2004. — 518 с.

3. Алехин А. В. Управление инновационными проектами: опыт Австралии / А. В. Алехин // Власть и управление на Востоке России. — 2014. — № 3 (68). — C. 165-170.

4. Cooper R. G. Perspective: The Stage-Gate® Idea-to-Launch Process—Update, What's New, and NexGen Systems / R. G. Cooper // Journal of Product Innovation Management. — 2008. — Vol. 25, № 3. — P. 213-232. — DOI : 10.1111/j.1540-5885.2008.00296.x.

5. Cooper R. G. Developing a product innovation and technology strategy for your business / R. G. Cooper, S. J. Edgett // Research-Technology Management. — 2010. — Vol. 53, № 3. — P. 33-40.

6. Parker L. D. Building bridges to the future: Mapping the territory for developing social and environmental accountability / L. D. Parker // Social and Environmental Accountability Journal. — 2011. — Vol. 31, № 1. — P. 7-24.

7. Elkington J. Enter the triple bottom line [Electronic resource] / J. Elkington // The Triple Bottom Line, Does it All Add up: Accessing the Sustainability of Business and CSR. — Mode of access : http://www.csr.gov.uk/pdf/ dti_csr_final.pdf.

8. Penrose E. T. The Theory of the Growth of the Firm / E. T. Penrose. — Oxford : Oxford University Press, 1995. — 304 p.

9. Карлик А. Е. Аналитическая структура ресурсно-ориентированного подхода. Ч. 1 / А. Е. Карлик, В. В. Платонов // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 6. — С. 26-37.

10. Чупров С. В. Особенности управления инновационной реиндустриализацией в нестационарной среде региональной экономики / С. В. Чупров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 767-774. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).767-774.

11. Сурин О. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент / О. В. Сурин, О. П. Молчанова. — М. : Инфра-М, 2008. — 368 с.

12. Новиков Д. А. Управление проектами: организационные механизмы / Д. А. Новиков. — М. : ПМСО-ФТ, 2007. — 140 с.

13. Baghai M. The Alchemy of Growth: Practical Insights for Building the Enduring Enterprise / M. Baghai, S. Co-ley, D. White. — Perseus Books Group, 2000. — 272 p.

REFERENCES

1. Khubulava N. M., Larionov V. G., Yudina V. V. Investment activity in the conditions of ruble devaluation. Izves-tiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 435-442. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).435-442. (In Russian).

2. Kazantsev A. K., Mindeli L. E. Osnovy innovatsionnogo menedzhmenta. Teoriya i praktika [Foundations of innovative management. Theory and application]. 2nd ed. Moscow, Ekonomika Publ., 2004. 518 p.

3. Alekhin A. V. Innovative project management: the Australian experience. Vlast' i upravlenie na Vostoke Ros-sii = Power and Administration in the East of Russia, 2014, no. 3 (68), pp. 165-170. (In Russian).

4. Cooper R. G. Perspective: The Stage-Gate® Idea-to-Launch Process-Update, What's New, and NexGen Systems. Journal of Product Innovation Management, 2008, vol. 25, no. 3, pp. 213-232. DOI: 10.1111/j.1540-5885.2008.00296.x.

5. Cooper R. G., Edgett S. J. Developing a product innovation and technology strategy for your business. Research-Technology Management, 2010, vol. 53, no. 3, pp. 33-40.

6. Parker L. D. Building bridges to the future: Mapping the territory for developing social and environmental accountability. Social and Environmental Accountability Journal, 2011, vol. 31, no. 1, pp. 7-24.

7. Elkington J. Enter the triple bottom line. The triple bottom line, does it all add up: accessing the sustainability of business and CSR. Available at: http://www.csr.gov.uk/pdf/dti_csr_final.pdf.

8. Penrose E. T. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford University Press, 1995. 304 p.

9. Karlik A. E., Platonov V. V. Analytical structure of the resource-based approach. Pr. 1. Problemy teorii iprak-tiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2013, no. 6, pp. 26-37. (In Russian).

10. Chuprov S. V. Features of innovative industrialization management in the regional economy's nonstationary environment. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 767-774. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(5).767-774. (In Russian).

11. Surin O. V., Molchanova O. P. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation management]. Moscow, Infra-M Publ., 2008. 368 p.

12. Novikov D. A. Upravlenie proektami: organizatsionnye mekhanizmy [Project management: the organizational tools]. Moscow, PMSOFT Publ., 2007. 140 p.

13. Baghai M., Coley S., White D. The Alchemy of Growth: Practical Insights for Building the Enduring Enterprise. Perseus Books Group, 2000. 272 p.

Информация об авторе

Алехин Александр Владимирович — аспирант, кафедра экономики и управления в строительстве, Тихоокеанский государственный университет, 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, e-mail: [email protected].

Author

Aleksandr V. Alekhin — PhD student, Economics and Management in Civil Engineering, Pacific National University, 136 Tikhookeanskaya St., 680035, Khabarovsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Библиографическое описание статьи

Алехин А. В. Формирование инновационной среды предприятий на основе ресурсно-ориентированного подхода как фактор развития Дальнего Востока России / А. В. Алехин //Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 450-459. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(3).450-459.

Reference to article

Alekhin A. V. A resource-based approach to the formation of innovative environment for enterprises as a development factor for the Russian Far East. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 450-459. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).450-459. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.