Научная статья на тему 'Методика оценки инновационной привлекательности предприятий АПК'

Методика оценки инновационной привлекательности предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ATTRACTIVENESS / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОЕКТ / ПРЕДПРИЯТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ПОКАЗАТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ / MANAGEMENT INNOVATION ATTRACTIVENESS / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODICAL APPROACH / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / INVESTMENT PROJECTS / ENTERPRISES OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX FIGURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашов К. А.

В статье рассмотрены подходы к определению сущности инновационной привлекательности, приведено определение исследуемого понятия, которое базируется на обобщении уже существующих в литературе; под термином инновационная привлекательность автором предлагается понимать совокупность технических, финансовых, организационных, интеграционных, кадровых характеристик предприятия, оцениваемых потенциальным инноватором (в лице внешнего инвестора или собственника) для принятия инвестиционного решения о вложении средств в финансирование конкретных инноваций. На основе обобщения показателей инновационной привлекательности, приводимых в литературе, разработан авторский методический подход к определению уровня инновационной привлекательности, который позволит выявлять степень готовности предприятия агропромышленного комплекса к внедрению инноваций в различные сферы его деятельности. Особенностью предложенного методического подхода является учет показателей общеэкономического и финансового характера, которые позволяют оценить способность предприятия развиваться в результате внедрения инноваций в перспективе. Рассмотрены качественные характеристики инновационной привлекательности предприятий, которые предлагается оценивать с использованием экспертного метода, дающие возможность учитывать мнение авторитетных специалистов в сфере инвестиционного и инновационного менеджмента. Предложена комплексная система формирования инновационной привлекательности предприятия, которая позволяет поэтапно реализовывать стратегию формирования инновационной привлекательности и достигать высокой степени отдачи от инвестиций в инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation attractiveness evaluation method for AIC enterprises

The approaches to the definition of innovation attractiveness, is the definition of the test concept, which is based on a synthesis of existing literature; the term innovation attractiveness the author proposed to understand the totality of technical, financial, organizational, integration, human characteristics of the enterprise and to estimate potential innovator (in the face of an external investor or owner) for making an investment decision to invest in the financing of a specific innovation. Based on the generalized indicators of innovation attractiveness, given in the literature; the author developed a methodical approach to determining the level of innovation attractiveness, which will identify readiness of agricultural enterprises to innovate in various areas of their activity. Feature of the proposed methodological approach is the accounting performance of the general economic and financial nature, which assess the company’s ability to grow in the future as a result of innovation. Considered qualitative characteristics of innovation attractiveness businesses that offered evaluated using the expert method, which allows taking into account the views of authoritative experts in the field of investment and innovation management. A complex system of innovation attractiveness formation of the enterprise, which allows a phased implement of innovative strategies, is a creation of attractiveness and achieving a high degree of return on investment in innovation.

Текст научной работы на тему «Методика оценки инновационной привлекательности предприятий АПК»

К.А. Кондрашов, аспирант, кафедра бухгалтерского учета, Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, г. Смоленск, Россия, [email protected]

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

В статье рассмотрены подходы к определению сущности инновационной привлекательности, приведено определение исследуемого понятия, которое базируется на обобщении уже существующих в литературе; под термином инновационная привлекательность автором предлагается понимать совокупность технических, финансовых, организационных, интеграционных, кадровых характеристик предприятия, оцениваемых потенциальным инноватором (в лице внешнего инвестора или собственника) для принятия инвестиционного решения о вложении средств в финансирование конкретных инноваций. На основе обобщения показателей инновационной привлекательности, приводимых в литературе, разработан авторский методический подход к определению уровня инновационной привлекательности, который позволит выявлять степень готовности предприятия агропромышленного комплекса к внедрению инноваций в различные сферы его деятельности. Особенностью предложенного методического подхода является учет показателей общеэкономического и финансового характера, которые позволяют оценить способность предприятия развиваться в результате внедрения инноваций в перспективе. Рассмотрены качественные характеристики инновационной привлекательности предприятий, которые предлагается оценивать с использованием экспертного метода, дающие возможность учитывать мнение авторитетных специалистов в сфере инвестиционного и инновационного менеджмента. Предложена комплексная система формирования инновационной привлекательности предприятия, которая позволяет поэтапно реализовывать стратегию формирования инновационной привлекательности и достигать высокой степени отдачи от инвестиций в инновации.

Ключевые слова: инновации, инновационная привлекательность, инвестиции, проект, предприятие агропромышленного комплекса, показатель, управление инновационной привлекательностью, методический подход, стратегия.

Для российской экономики развитие предприятий агропромышленного комплекса (АПК) является индикатором роста всей системы производства. Это связано с тем, что предприятия сельскохозяйственной отрасли крайне быстро реагируют на факторы внешней среды, например, на изменение цен на горюче-смазочные материалы, курсы валют, на колебания погодных условий, уровень жизни в стране, внешнеэкономическую обстановку и пр. Кроме того, нельзя не отметить наличие внутренних факторов, негативно влияющих на деятельность предприятий АПК, таких как изношенность

и устарелость машин и оборудования, используемого на исследуемых предприятиях. Приведенные аргументы обусловливают необходимость активизации инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, с тем чтобы привлечь инвестиционные ресурсы в обновление технологий, оборудования, техники.

Как правило, при исследовании способности предприятия внедрять в свою структуру инновации оценивается ряд параметров, которые и составляют его инновационную привлекательность. Проблема исследования сущности и оценивания инновацион-

г дискуссия

^ журнал научных публикаций

ной привлекательности стала рассматриваться в литературе сравнительно недавно и зачастую тесно перекликается с понятием и оценкой инвестиционной привлекательности. Разграничение этих = понятий является одной из базовых задач в рамках инновационного управления предприятиями АПК.

Инновационная привлекательность рассматривается в большинстве литературных -источников в рамках инновационной политики предприятия. Опираясь на эти данные, по мнению автора, можно утверждать, что активная инновационная политика предприятий АПК (что подтверждается статистическими данными на рис. 1) может стать тем локомотивом, который позволит направить имеющиеся резервы и существующие технологические мощности на развитие всего сельскохозяйственного комплекса страны.

В последнее время всё больше ученых уделяют внимание определению понятий инновация, инновационная политика, инновационная привлекательность. Наибольшего внимания, по мнению автора, заслуживают работы И.Т. Балабанова, Ю.П. До-ценко, О.В. Желтковой, С.Д. Ильенковой, И.Г. Минервина, Ю.П. Морозова, А.И. Николаева, Ю.В. Перевал ова, А. И. Пригожи-на, Э.А. Уткина.

Рассматривать сущность и особенности инновационной привлекательности невозможно без понимания самой категории инновации. Обобщив взгляды приведенных исследователей, предлагаем понимать в данной работе под инновациями систему мероприятий, связанных с внедрением результа-

Активная инновационная политика

предприятий АПК может стать тем локомотивом, который позволит направить имеющиеся резервы и существующие технологические

мощности на развитие всего сельскохозяйственного комплекса страны.

тов научно-технического прогресса, которые заключаются в обновлении, совершенствовании или переориентации основных фондов, технологии или организации произ-= водственного процесса для улучшения качества продукции и повышения экономической эффективности деятельности предприятия.

Учитывая особенности функционирования предприятий АПК, которые существенно зависят от качества сельскохозяйственной техники и технологий обработки и производства агропродукции, особый интерес представляют технологические инновации, а именно — обновление основных средств и разработка прогрессивных технологий производства2.

В реализации этой формы инноваций заинтересованы не только собственники предприятия и инвесторы, но и само государство, поскольку привлечение новейших технологий положительно влияет на экологическое состояние территорий, прилегающих к предприятию АПК, на условия труда сельскохозяйственных рабочих, инвестиционную и инновационную привлекательность государства на международном рынке капиталов, на автоматизацию производства, использование научно-технического потенциала, заложенного в советские времена.

От того, способно ли предприятие внедрить инновации и получить от них отдачу, и зависит степень его инновационной привлекательности. Поэтому прежде всего, по нашему мнению, следует определиться с тем, что понимается под термином инновационная привлекательность: это совокупность технических, финансовых, организаци-

Рис. 1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг1

онных, интеграционных, кадровых характеристик предприятия, оцениваемых потенциальным инноватором (в лице внешнего инвестора или собственника) для принятия инвестиционного решения о вложении средств в финансирование конкретных инноваций (определение разработано автором). Целесообразно заметить, что ценность представляет лишь интегральный анализ этих характеристик, такая ситуация объясняется ограниченностью ресурсов инвестора, ведь при инвестировании в инновационные технологии зачастую нет ресурсов для формирования новой инфраструктуры с целью налаживания недостаточно развитых составляющих. Иначе говоря, сочетание не слишком успешных факторов является более эффективным, чем сочетание в значительной степени развитых и неудовлетворительных, поскольку параллельное развитие каждого элемента является менее затратным для инвестора, чем выравнивание общего уровня развития предприятия.

Среди критериев, по которым потенциальные инвесторы (в лице внешних заинтересованных лиц или собственно предприятия) могут выбирать объект для вложения средств в инновации, выделяются финансовое состояние и нематериальные активы, которые принадлежат предприятию (наличие собственной уникальной технологии производства, известной торговой марки, налаженных связей с контрагентами, высокое качество земли, уникальные семена или сорта сельхозкультур и пр.). Однако главным фактором, который влияет на принятие инвестиционного решения,

является качество основных средств, уровень их соответствия современным потребностям и реалиям рынка, а также уровень риска.

Поскольку для оценки перспектив инвестирования средств в инновации необходимо анализировать разные сферы деятельности сельскохозяйственного предприятия, были рассмотрены работы таких авторитетных ученых как С.Е. Егорова, О.В. Рогозин, С.Н. Яшин, Т.М. Крюкова, в которых рассмотрены методические подходы к оценке инновационный привлекательности предприятий и предложен обобщенный перечень показателей, которые позволяют комплексно оценить готовность предприятия к внедрению инноваций. Обобщенный и дополненный автором статьи перечень показателей инновационной привлекательности предприятий АПК с распределением весомости показателей в группах приведен в табл. 1.

Автор считает, что потенциальный инвестор при принятии решения о вложении средств в инновации должен анализировать большое количество показателей, что существенно осложняет процесс принятия решения и не дает возможности получить комплексную оценку инновационной привлекательности. Решить эту проблему позволяет расчет интегрального показателя инновационной привлекательности.

Для определения интегрального значения показателя инвестиционной привлекательности рассчитываются следующие показатели3:

Весомость ]-го показателя в 1-й группе с учетом групповой весомости (Вц):

Таблица 1

Обобщенный и дополненный перечень показателей инновационной привлекательности предприятий АПК

Группа Весомость группы Показатель Весомость показателя в группе

Имущественное состояние 0,25 Активная часть основных средств 0,30

Коэффициент износа основных средств 0,30

Коэффициент обновления 0,20

Коэффициент выбытия 0,20

Финансовая устойчивость 0,25 Собственные оборотные средства 0,30

Собственные долгосрочные и среднесрочные заемные источники формирования запасов и затрат 0,10

Рабочий капитал 0,10

Маневренность рабочего капитала 0,05

Коэффициент независимости 0,10

Коэффициент финансовой устойчивости 0,30

Показатель финансового левериджа 0,05

Ликвидность 0,15 Текущий или общий коэффициент покрытия 0,30

Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности 0,40

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,30

Прибыльность 0,10 Коэффициент доходности инвестиций 0,30

Коэффициент прибыльности собственного капитала 0,20

Операционная рентабельность продаж 0,20

Коэффициент эксплуатационных расходов 0,15

Коэффициент доходности активов 0,15

Деловая активность 0,15 Производительность труда 0,10

Фондоотдача 0,20

Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 0,10

Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах (в днях) 0,20

Оборачиваемость производственных запасов (в оборотах) 0,10

Коэффициент оборачиваемости производственных запасов (в днях) 0,20

Оборачиваемость основного капитала 0,10

Риски в сфере АПК 0,10 Уровень риска использования биологических активов 35

Доля устаревшего с/х оборудования в совокупном объеме активов 20

Темпы роста урожайности (производительности) на единицу площади используемых земель 20

Уровень погодного риска 25

В', х Г

В..= 1

(1)

4 100

где В1] — значение весомости .¡-го показателя в 1-й группе;

П — значение групповой весомости.

Доля вариационного размаха для ]-го показателя в 1-й группе на принятое количество единиц (Ы) во множественном числе (ДУ):

Р.. хР. .

д _ углах г/ппп

ч~ К

(2)

нимается минимальное значение, при 1 = 2 — максимальное. При 1 = 1 значение максимизируется, а при 1 = 2 — минимизируется.

Ранжированые значения ]-го показателя в 1-й группе ^1у):

ф.

V

Р

утшп(тах)

(3)

где Р у — значение экстремальных показателей, которые задаются в зависимости от направления оптимизации, при 1 = 1 при-

где Фу — фактическое значение показателя в соответствии с принятыми множествами ]-х показателей в 1-й группе.

Интегральное значение показателя инновационной привлекательности (I):

Таблица 2

Конкретизация основных характеристик, влияющих на инновационную привлекательность предприятия агропромышленного комплекса

Общая характеристика группы факторов Условное обозначение Конкретизация содержания характеристики, оцениваемой экспертом Возможная оценка эксперта

Технические Т степень соответствия сельзохмашин современным требованиям рынка 1-20

наличие ресурсосберегающих технологий 1-25

качество производственных помещений 1-10

степень урожайности земель 1-30

качество биологических активов 1-30

соответствие продукции предприятия международным стандартам качества и соответствия 1-15

Финансовые Ф качество менеджмента на предприятии 1-25

уровень платежеспособности предприятия 1-10

уровень ликвидности предприятия 1-5

уровень финансовой независимости предприятия 1-15

Организационные О качество складских помещений 1-10

уровень оптимальности схемы производства на каждом этапе 1-15

наличие устойчивых и эффективных горизонтальных и вертикальных связей между структурными единицами предприятия 1-10

научно обоснованные показатели эффективности производства на каждом этапе технологического процесса, соответствующие нормам и стандартам 1-20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интегральные I наличие устойчивых связей с контрагентами 1-30

логистический фактор 1-10

лояльность местных органов власти к предприятию, которая обусловлена интегрированностью предприятия в инфраструктуру региона 1-15

наличие и возможность у предприятия государственного заказа 1-20

Кадровые К квалификация административного персонала 1-25

квалификация производственного персонала 1-25

наличие кадрового резерва в регионе, где находится предприятие 1-10

наличие соответствующей инфраструктуры для повышения квалификации существующих кадров 1-10

т п

/ = _, (4)

т п

12Л

«=1 ]=\

где т — количество групп;

п — количество показателей.

Чем ближе значение интегрального показателя к единице (изменяются значения I в интервале от 0 до 1), тем большей является инновационная привлекательность предприятия АПК4.

Однако стоит отметить, что особое внимание следует уделять финансовой устойчивости, имущественному состоянию и рисковости предприятия АПК. Положительные сдвиги в этих сферах в результате внедрения инноваций с высокой долей ве-

роятности приведут к увеличению рентабельности предприятия АПК.

Помимо количественных характеристик при оценке инновационной привлекательности потенциальный инвестор уделяет внимание и качественным характеристикам. Оценку им, как правило, с помощью балльно-факторного метода дают эксперты — по результатам ознакомления с производственными мощностями, характеристиками земельных участков и сельскохозяйственных животных, квалификацией персонала.

Конкретизация основных характеристик, влияющих на инновационную привлекательность предприятия агропромышленного комплекса, приведена в табл. 2 (разработана автором).

/ Цель \ /инвестиционно-\ / инновационное \ / развитие предприятия \

/_±___а \

/ Осуществление \ / инновационной деятельности \

Z_±__±_X

/ Выполнение мероприятий \ / по улучшению инновационной \ / привлекательности предприятия \

Z_±_±_±_\

/ Прогнозирование будущей деятельности с учетом \ / определенных ранее источников инновационной \ активности предприятия

__t t t_J:

Определение факторов и резервов повышения инновационной активности предприятия _i i t_

Анализ текущего состояния инновационной привлекательности

Рис. 2. Комплексная система формирования инновационной привлекательности предприятия

В таблице приведено также максимальные количества баллов, которое может присвоить эксперт, — чем более значимый фактор оценивается, тем большее количество баллов он может выставить.

Структура, представленная в табл. 2 (разработана автором на основе анализа литературы по исследуемой тематике), позволит полно и всесторонне рассмотреть сложившуюся на предприятии ситуацию и дополнит интегральную оценку инновационной привлекательности предприятия АПК, предложенную выше.

Принимая решение о вложении капитала в тот или иной инновационный объект в сфере АПК, инвестор рассматривает инновационную привлекательность комплексно. Ему необходимо учитывать обеспечение высокой привлекательности на всех этапах реализации проекта — от выбора конкретного объекта до технических характеристик инновационного проекта. Отсюда очевидно, что инновационная привлекательность имеет комплексный характер и формируется с учетом принципа синергии. Если предприятие АПК имеет большинство характеристик, оцененных экспертами выше среднего (табл. 2), то степень инновационной привлекательности выше, чем если по некоторым характеристикам оценки близки к максимальным, а по другим стремятся к минимуму.

Такое неравномерное распределение может свидетельствовать о скачкообразном развитии предприятия, неоптимальной организационной структуре, что снижает и инновационную привлекательность предприятия.

Учитывая изложенный подход к определению сущности инновационной привлекательности и уточненный перечень показателей, предлагается комплексная система формирования инновационной привлекательности предприятия (рис. 2).

Приведенная система позволит предприятию поэтапно реализовывать стратегию формирования инновационной привлекательности и достигать высокой степени отдачи от инвестиций в инновации.

Инновационная привлекательность является показателем, который позволяет потенциальному инвестору (которым может выступать и собственник предприятия) оценить степень готовности предприятия к внедрению инноваций и способность улучшить ситуацию на предприятии до такой степени, чтобы возместить затраты, связанные с реализацией инноваций, 'if

Литература

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 15.07.2014).

2. Рогозин О.В. Оценка инновационной привлекательности проекта с использованием нейро-нечет-кого адаптивного программного комплекса // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2012. № 4. С. 26-38.

3. Яшин С.Н., Крюкова Т.М. Методика комплексной оценки эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий на основе формирования системы экономических показателей // Труды Нижегородского государственного

технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2010. № 1(80). С. 251-158.

4. Там же.

5. Егорова С.Е. Стратегический анализ инновационного потенциала предприятия // Проблемы экономики. 2013. № 11. С. 83-96.

6. Жуков М.Ю. Управление инновационной привлекательностью // Вестник Сибирского федерального университета. 2012. № 2. С. 18-22.

INNOVATION ATTRACTIVENESS EVALUATION METHOD FOR AIC ENTERPRISES

K. A. Kondrashov, postgraduate, the department of accounting, Smolensk State Agricultural Academy, Smolensk, Russia, [email protected]

The approaches to the definition of innovation attractiveness, is the definition of the test concept, which is based on a synthesis of existing literature; the term innovation attractiveness the author proposed to understand the totality of technical, financial, organizational, integration, human characteristics of the enterprise and to estimate potential innovator (in the face of an external investor or owner) for making an investment decision to invest in the financing of a specific innovation. Based on the generalized indicators of innovation attractiveness, given in the literature; the author developed a methodical approach to determining the level of innovation attractiveness, which will identify readiness of agricultural enterprises to innovate in various areas of their activity. Feature of the proposed methodological approach is the accounting performance of the general economic and financial nature, which assess the company's ability to grow in the future as a result of innovation. Considered qualitative characteristics of innovation attractiveness businesses that offered evaluated using the expert method, which allows taking into account the views of authoritative experts in the field of investment and innovation management. A complex system of innovation attractiveness formation of the enterprise, which allows a phased implement of innovative strategies, is a creation of attractiveness and achieving a high degree of return on investment in innovation.

Key words: innovation, innovation attractiveness, investment projects, enterprises of agroindustrial complex figure, management innovation attractiveness, methodical approach, strategy.

References

1. Official site of the Federal service of state statistics of the Russian Federation (in Russian). Available at: http://www. gks.ru/ (accessed 15.07.2014).

2. Rogozin O.V. Otsenka innovatsionnoi privlekatel'nosti proekta s ispol'zovaniem neiro-nechetkogo adaptivnogo programmnogo kompleksa [Evaluation of innovative attractiveness of the project using neuro-fuzzy adaptive software system]. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana — Vestnik MGTUn.a. N.E. Bauman, 2012, no 4, pp. 26-38.

3. Iashin S.N., Kriukova T.M. Metodika kompleksnoi otsenki effektivnosti innovatsionnoi deiatel'nosti promy-shlennykh predpriiatii na osnove formirovaniia sistemy ekonomicheskikh pokazatelei [The method of complex estimation of efficiency of innovative activity of industrial enterprises on the basis of formation of the system of economic indicators]. Trudy Nizhegorodskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta im. R.E. Alekseeva — Transactions of Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.Y. Alekseev, 2010, no. 1(80), pp. 251-158.

4. Iashin S.N., Kriukova T.M. Metodika kompleksnoi otsenki effektivnosti innovatsionnoi deiatel'nosti promy-shlennykh predpriiatii na osnove formirovaniia sistemy ekonomicheskikh pokazatelei [The method of complex estimation of efficiency of innovative activity of industrial enterprises on the basis of formation of the system of economic indicators]. Trudy Nizhegorodskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta im. R.E. Alekseeva — Transactions of Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.Y. Alekseev, 2010, no. 1(80), pp. 251-158.

5. Egorova S.E. Strategicheskii analiz innovatsionnogo potentsiala predpriiatiia [Strategic analysis of the innovation potential of the enterprise]. Problemy ekonomiki — The problems of economy, 2013, no. 11, pp. 83-96.

6. Zhukov M.Iu. Upravlenie innovatsionnoi privlekatel'nost'iu [Management of innovative attractiveness]. Vestnik Sibirskogo federal'nogo universiteta — Bulletin of the Siberian Federal University, 2012, no. 2, pp. 18—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.