УДК 338.46
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ
© Игорь Анатольевич КУЗНЕЦОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, директор института естествознания, e-mail: [email protected] © Сергей Николаевич БРЯКИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является изучение особенностей инновационной среды жилищного сектора как насущной потребности участников современного жилищно-коммунального рынка.
Ключевые слова: инновационная среда; потребность в инновациях; инновации в жилищном секторе ЖКХ.
Современная жизнедеятельность человека уже не обходится без влияния инноваций. Инновационные процессы все более глубоко вовлекают все аспекты жизни человека как трудовой,так и досуговой.
Жилищный сектор сферы ЖКХ до недавнего времени оставался в тени от иннова-
ционных процессов в силу своей рыночной неразвитости, архаичности отношений собственности, организационно-экономической неопределенности, асимметричности информационных потоков внутри данного сектора, а также глубокой имущественной и финансовой дифференциации собственников жилых
помещений как в многоквартирных домах, так и частном жилом секторе муниципальных образований.
И здесь мы согласимся с мнением М. Пономарева, что: «...человек является субъектом инноваций. Он всегда находится между стремлением формировать инновации, изменять, совершенствовать свою деятельность, свои отношения и страхом перед инновациями, их деструктивными последствиями» [1, с. 29].
Анализируя воздействие инноваций на жилищный сектор сферы ЖКХ, следует понять, что же такое «инновации» и «инновационная среда», а затем рассматривать экономическую составляющую данной характеристики ее процесса, специфику, особенности и последствия инноваций для человека в жилищно-коммунальном ракурсе.
В классической трактовке под инновациями понимаются: «. нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использовании этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности» [2].
Таким образом, приходит понимание того, что жилищный сектор является как бы первичным, с точки зрения первичных потребностей, по А. Маслоу, звеном в потреблении инновационных продуктов и услуг, т. к. является частью инновационной системы и элементом инновационной инфраструктуры экономики.
И здесь нельзя не согласиться с точкой зрения Е.Ю. Меркуловой, что «...Инновационная система представляет собой социальный институт постиндустриального информационного общества, включающей в себя правовые нормы создания, регистрации, движения и использования интеллектуальной собственности, инновационную инфраструктуру, новые правила и стимулы инновационного поведения» [3, с. 147].
На сегодняшний день для жилищного сектора сферы ЖКХ инновации - это некий инструмент развития и саморазвития личности, некого маленького сообщества в рамках ТСЖ, ЖСК и общества в целом в условиях смены экономической парадигмы, развития национального хозяйства России.
Анализируя различные научные источники, становится ясным, что инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, муниципальном, фирменном, бытовом (т. е. жилищном уровне, в рамках многоквартирного дома).
Применительно к нашему исследованию, в рамках жилищного сектора сферы ЖКХ рассмотрим функционирование инновационной среды на примере такой организационно-экономической структуры, как ТСЖ.
«Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме... в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов» [4, ст.135].
Как становится ясным, товарищество собственников жилья (ТСЖ) - это юридическое лицо, имеющее сложную социальноэкономическую организационную структуру, которое само по себе является как источником потребностей в инновациях, так и генератором инновационной деятельности и процесса, которое в своей совокупности и представляет инновационную среду жилищного сектора сферы ЖКХ, представленную на рис. 1.
Инновационная среда ТСЖ - это сочетание внутренней и внешней среды участника инновационного процесса.
Рис. 1. Инновационная среда ТСЖ
Инновационный процесс в жилищном секторе (ТСЖ) - это внутренняя совокупность состояний инновации потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, идеи и предложения по обновлению потребительских свойств жилищно-коммунальных товаров и услуг) в конечное состояние (поступившие в потребление товары, используемые и дающие эффект новые материалы, методы управления, технологии оказания услуг).
Инновационный процесс охватывает создание новой технологии жилищного управления, ее рыночного продвижения, формирование новых форм организационноэкономических структур, использование потребителем и нашедшие поддержку у потребителя.
Наиболее популярные сегодня в науке и практике управления являются инновационные методы управления. Данные методы, с нашей точки зрения, применимы и при управлении в различных организационных структурах жилищного сектора сферы ЖКХ.
Для того чтобы жить и развиваться, организация должна изменяться. И этими изменениями нужно руководить. Особенно это важно при подборе управляющих ТСЖ,
ЖСК, Жилищных Альянсов, Управляющих компаний. Сегодня в наш обиход прочно вошли такие понятия, как креативное мышление, креативный директор, проявляющееся в нестандартном инновационном подходе к принимаемым решениям.
Рассматривая внутреннюю инновационную среду, нужно понимать, что ее основу составляет внутриорганизационные отношения членов ТСЖ, собственников жилых помещений, которые формируют между собой организационные взаимосвязи, влияющие на ее инновационную деятельность.
В состав внутренней среды мы включаем: председателя ТСЖ, правление ТСЖ, общее собрание членов ТСЖ. Это органы управления ТСЖ, которые непосредственно и постоянно принимают все решения в ТСЖ. Данные решения каждый раз должны быть обоснованы инновационными подходами в ответ на постоянно растущие и качественно совершенствующиеся потребности собственников жилых помещений.
Современные процессы трансформации и модернизации жилищных отношений на жилищном рынке обусловлены становлением новых рыночных подходов и выстраиванием совершенно новой системы удовлетворения человеческих потребностей. И здесь иннова-
ционная составляющая жилищно-коммунального процесса очень важна.
Это характеризуется тем, что, несмотря на состояние взаимоотношений внутри ТСЖ, каждый индивид как собственник жилого помещения или член семьи во внешней среде имеет различные социальные статусы и играет различные «социальные роли», имеет различные по значимости и популярности институциональные взаимосвязи в обществе в целом. Поэтому инновационная степень участия каждого члена ТСЖ в инновационной деятельности различна.
В общем понимании инновационная деятельность - это совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов [5].
Внешняя инновационная среда ТСЖ, оказывает либо косвенное (макросреда), либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.
В качестве составляющих макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы функционирования ТСЖ.
Составляющими микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования: рынок новшеств, рынок
чистой конкуренции нововведений, рынок инновационных инвестиций, звенья административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.
Экономическая теория определяет, что существует понятие возрастания потребностей человека, как в количественной характеристике, так и в качественной, носящих силу экономического закона.
Маркетологи отмечают, что потребности человека в отличие от нужды, которую испытывают все члены общества в равной степени, обусловлены не только социальнокультурным уровнем индивида, но и социально-экономическим уровнем развития конкретной организации (коммерческой или некоммерческой), муниципального образования, региона и страны в целом.
В свою очередь, растущие потребности человека, подкрепленные его денежными доходами, выражаются через запросы, которые он предъявляет к окружающему миру благ. Запросы носят индивидуальный характер, но взятые в совокупности, в зависимости от степени объединения и места реализации, формируются в рыночный спрос на товары и услуги.
Доминантное состояние потребностей человека в услугах и товарах жилищнокоммунального сектора относятся к жизненно существенным. Значительные изменения физио-биологической и социально-экономической составляющей (ее количественных, качественных и структурных параметров) с неизбежностью ведут к адекватным переменам в системе институтов и ценностей и требуют инноваций во внешней среде.
Таким образом, инновационная среда ТСЖ и ее участники предъявляют требования к инновациям и являются генераторами инноваций на рынке инновационных товаров и услуг, а также инноваций в социальноэкономических и организационных отношениях.
К примеру в макросреде:
- в социальной сфере - требуется институциональная трансформация. ТСЖ как новая организационная форма коллективного жилищно-коммунального сосуществования должна формировать инновационные формы и виды взаимоотношений, традиции, обычаи, нормы которые не всегда можно прописать в достаточной мере в виде законов на региональном и федеральном уровнях;
- в технико-технологической сфере -требуется инновационные системы комплексного учета энергоресурсов; новые негорючие строительные материалы; новые системы светодиодного освещения, которые не только имеют длительный срок эксплуатации, но также не требуют специальных условий утилизации; новая система селективного сбора бытовых отходов, стимулирующая горожан к более полной утилизации ТБО; новая коммунальная техника, новые системы уличного освещения; новые энергосберегающие приборы и технологии; новое инженерное оборудование; новые технологии литья тротуарной плитки и тому подобное;
- в экономической сфере - требуется новая система расчетов за жилищно-
коммунальные услуги; новая система льгот и дотаций из различных уровней бюджетов; формирование новой системы грантов для предприятий ЖКХ; новая система экономической мотивации для предприятий ЖКХ, поставляющих ЖКУ для членов ТСЖ; новые программные продукты, оптимизирующие работу предприятий сферы ЖКХ и ТСЖ и многое другое;
- в политической сфере - требуется новая концепция жилищно-коммунального развития; формирование новой организационной системы государственного исполнительского управления на различных уровнях; новой системы политического восприятия жилищного сектора (через представительство членов ТСЖ и их объединений в различных законодательных органах).
Касаемо инновационной микросреды ТСЖ, то, с нашей точки зрения, она носит формирующийся характер в силу своего отсутствия ранее. Только-только формируется рынок новшеств в жилищном секторе, рынок конкуренции нововведений в жилищном секторе, формируется рынок инновационных инвестиций в жилищный сектор, отлаживаются звенья административно-организационной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что инновационная среда жилищного сектора сферы ЖКХ сегодня носит формирующийся и развивающийся характер. Однако для ее нормального и экономически обоснованного развития требуется пристальное внимание ученых различных специальностей и практиков. Ведь при грамотном развитии инновационной среды на бытовом, жилищно-коммунальном уровне как базов для всей экономической системы государства есть залог успешного развития всей инновационной системы национального хозяйства России.
1. Пономарев М. Управление восприятием инноваций в организации // Консультант директора. 2006. № 2.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2007.
3. Меркулова Е.Ю. Особенности инновационного процесса как объекта управления в постиндустриальной экономике // Социальноэкономические явления и процессы. 2010. № 3.
4. Жилищный Кодекс РФ. URL: http://www. zhilkod.ru
5. Инновации и предпринимательство. URL: http ://www. innovbusiness.ru
Поступила в редакцию 15.11.2011 г.
UDC 338.46
FORMATION OF INNOVATIVE ENVIRONMENT AS IMPORTANT CONDITION OF MAKING EFFECTIVE INNOVATIONS IN SHERE OF HOUSING SECTOR UTILITIES
Igor Anatolyevich KUZNETSOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Political Economy and World Global Economy Department, Director of Natural Science Institute, e-mail: [email protected]
Sergey Nikolayevich BRYAKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
The purpose of this article is to study the characteristics of the innovative environment of the housing sector as urgent needs of the participants of modern housing and utilities market.
Key words: innovation environment; need for innovation; innovation in housing sector utilities.