Научная статья на тему 'Формирование инновационной системы управления социальной защиты в регионе'

Формирование инновационной системы управления социальной защиты в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / INNOVATIVE MANAGEMENT SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / LIFE QUALITY SOCIAL STANDARDS / СОЦИАЛЬНАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ / ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ / UNIFIED PORTAL FOR SOCIAL SAFETY NET / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL SAFETY NET / SOCIAL PASPORTISATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Говрякова Наталья Николаевна

Рассмотрена современная система социальной защиты населения, отмечена необходимость формирования инновационной системы ее управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Innovative System for Social Safety Management in the Region

A modern system for population social safety management is considered; the necessity for the formation of innovative system management is stressed upon.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной системы управления социальной защиты в регионе»

72

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Н. Н. ГОВРЯКОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: система социальной защиты, государственно-частное партнерство, социальные стандарты качества жизни, социальная паспортизация, единый портал социальной защиты населения, инновационная система управления

Key words: social safety net, state and prívate partnership, life quality social standards, social pasportisation, unified portal for social safety net, innovative management system

Формированию инновационных моделей и систем управления сегодня уделяется большое внимание, но они редко рассматриваются в контексте управления социальной защитой населения. Необходимо четко сформулировать новые принципы и подходы в управлении социальной защитой населения. Кроме того, важно оценить систему социальной защиты с точки зрения разрешения дезорганизационных процессов в региональном социуме и эффективных затрат на социальную защиту бюджетов разных уровней и субъектов.

Система социальной защиты — это сложный многофункциональный институт, поддерживающий жизнеспособность, целостность и эффективность функционирования социума. Целью и концептуальным содержанием современной системы социальной защиты является право каждого человека на всю совокупность социальных прав, достойную жизнь и самореализацию. Эффективность системы социальной защиты достигается за счет создания комплексной системы, состоящей из адресной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в условиях постоянного источника социальной эксклюзии (социальная помощь, социаль-

ГОВРЯКОВА Наталья Николаевна, доцент кафедры экономической теории Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

ное обеспечение, социальные льготы); системы оперативной социальной помощи в условиях действия деструктивных факторов (социальная поддержка); системы защиты в условиях постоянно существующих факторов риска (социальное страхование)1.

С точки зрения управления социальная защита — это координация совокупности социальных инвестиций в сферу потребления тех категорий граждан, которые более подвержены социальным рискам. Причем виды таких социальных инвестиций могут быть как материально-вещественного плана, так и в форме услуг.

Российская система социальной защиты концептуально и практически формировалась благодаря значительному участию государства. В дореволюционной России она представляла собой систему государственного, церковного, общественного и частного благотворения и призрения на основе идеи христианского милосердия при жесткой административно-бюрократической регламентации. Концепция социальной защиты советского общества исходила из монопольного положения государства в социально-экономической системе и представляла собой централизованную систему социального обеспечения, гарантирующую трудящимся минимальные социальные стандарты в случае потери трудоспособности. Социальная защита российского общества в постсоветский период отражала конъюнктурные «метания» политиков от социального государства к принципам субсидиарности2. В настоящее время стоит задача создания системы социальной защиты, основывающейся на лучших мировых достижениях и учитывающей национальные особенности развития страны.

В Республике Мордовия накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм и методов поддержки различных категорий населения; сформирована законодательная и нормативная база, регламентирующая оказание государственных услуг в сфере социальной защиты населения; создана сеть подведомственных учреждений. В настоящее время функции социальной защиты населения выполняют учреждения, подведомственные Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия.

По состоянию на 1 января 2013 г. в регионе функционируют 4 психоневрологических интерната, 18 домов-интернатов для престарелых инвалидов, 2 детских дома-интерната, 4 реаби-

литационных центра для несовершеннолетних, республиканский приют для детей и подростков, дом ночного пребывания, фонд социальной поддержки населения, «Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск», 23 учреждения социальной защиты населения.

На учете в системе социальной защиты населения Мордовии состоит около 400 тыс. чел., имеющих право на государственные услуги (47,9 % населения Мордовии). Они имеют право на предоставление им 75 государственных услуг, входящих в компетенцию системы социальной защиты населения региона и утвержденных в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 4 апреля 2011 г. № 179-р, в том числе на 168 видов мер социальной поддержки в разрезе 221 льготной категории (ежемесячные пособия на детей, социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, социальное обслуживание и др.). С усилением социальной политики, проводимой в России на фоне социально-демографических изменений (общее старение населения, ухудшение здоровья и рост числа инвалидов, низкий жизненный уровень), ежегодно увеличиваются объемы предоставления услуг. Так, в 2009 г. объем выплат государственных услуг, финансируемых через Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, составлял 1 млрд 622 млн 928,9 тыс. руб., в 2010 г. — 5 млрд 933 млн 677,7 тыс. руб., в 2011 г. — 3 млрд 446 млн 639,2 тыс. руб., в 2012 г. — 3 млрд 523 млн 265,9 тыс. руб.3

Реорганизация, проведенная в 2010 г. в системе социальной защиты населения республики для повышения эффективности работы ее учреждений и создания более комфортных условий для населения, ликвидировала параллельные организационные структуры, организованные по видовому признаку, и создала на их основе новые, действующие по функциональному признаку. К ним относятся социальные службы по работе с клиентами, назначения, выплаты.

В результате время, затраченное гражданином на сбор единого пакета документов, получение пакета государственных услуг и количество посещений государственного учреждения по социальной защите населения, значительно сократилось. Соответственно, уменьшилось и время, за-

трачиваемое специалистами государственного учреждения по социальной защите населения на каждого гражданина, так как назначение государственных услуг и формирование личного дела в настоящее время не дублируются в различных структурах. «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» стал технологической платформой проведения административных преобразований, т. е. реорганизации системы социальной защиты населения республики для предоставления ему государственных услуг по принципу одного окна.

Государственная монополия в сфере социальной защиты населения приводит к тому, что социальными инвестициями в основном по-прежнему занимается государство, но такая политика сокращает инициативу и ответственность других субъектов социальных инвестиций за минимизацию социальных рисков и за участие в росте человеческого капитала. Поэтому российский патернализм в существующем виде часто противоречит смыслу эффективного социального инвестирования.

Для эффективного управления социальной защитой сегодня необходима интеграция разных субъектов социальной защиты, основанная на государственно-частном партнерстве, которое предполагает взаимную ответственность партнеров за соблюдение своих обязательств. Государственно-частное партнерство уместно для страхования производственного травматизма, создания приемлемых условий для работы, охраны труда, здравоохранения работающих, заключения коллективного договора, включающего пункты социальной защиты в рамках трудовой организации.

Интегрирование усилий крупных участников рынка на принципах государственно-частного партнерства и использование мониторинго-контроллинговой системы, учитывающей изменения социального положения каждой семьи, способны изменить процесс управления системой социальной защиты в направлении достижения оптимума — «выигрыша» как субъектами социальных инвестиций в эту систему, так и нуждающимися в социальной защите населения. Государство, фирмы, общественные организации, домохозяйства получат дополнительный эффект материального и нематериального характера от использования единичного и коллективного человеческого капитала.

Формирование инновационной системы управления социальной защиты населения предполагает необходимость координации, организации и контроля социального инвестирования. Принципами координации должны стать со-финансирование наиболее важных направлений социальной защиты, государственно-частное партнерство, соответствие результатов мониторинга и социальных задач, учет интересов малых групп нуждающихся, индивидуальный подход к незащищенным слоям населения, приоритетность социальной помощи перспективному населению для инновационного развития. В результате такой координации действий будут достигнуты оптимальные пропорции между социальной справедливостью и возможностями экономики4.

В рамках формирования инновационной системы управления социальной защитой целесообразно разработать и (или) модернизировать социальные стандарты качества жизни, так как это влияет на принятие программ и бюджетов социальной защиты, а также на снижение уровня коррупции в этой сфере. Кроме того, необходимо создать систему индивидуального планирования социальной защиты. Это предполагает социальную паспортизацию всего российского населения, что позволит выявить проблемы граждан на основе отклонений от социальных стандартов и фиксировать их в социальном паспорте каждой семьи. При этом каждый житель региона должен иметь доступ к сведениям о самом себе и мерах своей социальной защиты, в связи с этим необходим единый региональный портал социальной защиты населения. К сожалению, до сих пор информация об адресности расходования средств социальной защиты, степени удовлетворения потребностей, размерах социальных выплат и услуг для общественности остается малодоступной. Отсутствие прозрачности в вопросах расходования средств социальной защиты не способствует их сохранности и увеличению, при этом теряется доверие населения к эффективности социальных программ.

Решению проблемы в области предоставления медицинских услуг могут способствовать единые индивидуальные карты медицинского обслуживания для каждого человека, застрахованного в системе обязательного медицинского страхования. Современный способ расходования средств фонда медицинского страхования остается обезличенным, создаю-

щим основу для коррупции и возрастной дискриминации. Единая карта должна быть накопительной, в том числе и в случае зачисления на нее благотворительных средств или денег самого застрахованного.

Таким образом, для совершенствования и модернизации национальной системы социальной защиты населения необходимо создать инновационную систему управления ею, включающую компоненты государственно-частного партнерства, индикативного планирования и социально-стандартного подхода. Инновационная система управления при этом становится интегрированной при участии всех заинтересованных субъектов. Она реализует принципы концепции «эффективность — оптимальность» и определяет расходы на социальную защиту населения в качестве инвестиционных ресурсов, имеющих эффективный результат5.

Возможности формирования инновационной системы управления социальной защитой в Мордовии ограничены рамками законодательства. Однако даже в условиях подобного ограничения в республике Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия прилагает значительные усилия по повышению эффективности управления и формированию инновационной системы управления социальной защитой населения в регионе. В частности, реализованы мероприятия по проведению социальной паспортизации населения, ведутся работы по созданию социального портала, на котором каждый житель республики сможет получить доступ к сведениям о себе и мерах своей социальной защиты, входящих в компетенцию этого министерства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Великанов С.Е. Институциональное развитие системы социальной защиты в России. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-311681.html (дата обращения: 15.03.2013).

2 Там же.

3 Сведения Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия.

4 См.: Якимчук С.В. Формирование и развитие инновационной системы управления социальной защитой в интересах роста человеческого капитала: теория, методология, практика. URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/2/a27.php (дата обращения: 14.03.2013).

5 Там же.

Поступила 26.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.