Научная статья на тему 'Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов'

Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова Мария Александровна

В статье освещается вопрос использования концепций компетентностного подхода для решения основных задач образования, к одной из которых относится развитие познавательной активности студента. Основной акцент сделан на соотнесение понятий «информационные компетенции» и «познавательная активность». Обосновывается двусторонний характер взаимосвязи между процессами формирования информационных компетенций и развития познавательной активности студентов. В качестве одного из структурных элементов познавательной активности и факторов ее развития рассматриваются информационные компетенции, формируемые в процессе обучения, результативность которого напрямую зависит от познавательной активности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов»

профессиональное образование

УДК 378

Алтухова Мария Александровна

Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, mat-inf_uralgufk@mail.ru, Челябинск

формирование информационных компетенций как

фактор развития познавательной активности студентов

Аннотация. В статье освещается вопрос использования концепций компетентностного подхода для решения основных задач образования, к одной из которых относится развитие познавательной активности студента. Основной акцент сделан на соотнесение понятий «информационные компетенции» и «познавательная активность». Обосновывается двусторонний характер взаимосвязи между процессами формирования информационных компетенций и развития познавательной активности студентов. В качестве одного из структурных элементов познавательной активности и факторов ее развития рассматриваются информационные компетенции, формируемые в процессе обучения, результативность которого напрямую зависит от познавательной активности студента.

Ключевые слова: формирование информационных компетенций, информационная компетентность, познавательная активность студента.

Altukhova Mariya Aleksandrovna

Postgraduate student of Pedagogy D epartment of the Ural State University of Physical Culture, mat-inf_uralgu/k@mail.ru, Chelyabinsk

informational competencies forming as a factor of student's cognitive activity development

Abstract. The article covers the issue of the use of competence-based approach concepts for solving the main problems of education, to one of which is the development of cognitive activity of the student. The main emphasis is on the correlation of the notions of «information competencies» and «cognitive activity». The author explains the bilateral nature of the relationship between the processes of informational competencies formation and development of student's cognitive activity. Informational competencies are considered as one of the structural elements of cognitive activity and factors of its development . The latter, in turn, are formed in the educational process, the effectiveness of which depends directly on the student's cognitive activity.

Keywords: informational competencies forming, informational competence, cognitive activity.

Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования является компетентностный подход, в рамках которого происходит введение в профессиональное образование помимо знаний, умений и навыков новых образовательных конструктов - компетентностей и компетенций (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. Я. Найна, Дж. Равена, Г. К. Селевко, А. В. Хуторского и др.

В современной педагогике понятие «компетенция» применяется для обозначения

«наперед заданного социального требования к образовательной подготовке специалиста, необходимого для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере» [6, с. ]. Компетентность большинством исследователей признается более широким понятием и подразумевает обладание человеком соответствующими компетенциями, а также личностное отношение к ним и к предмету деятельности [3; 4].

Компетентностная модель образования может быть представлена в виде иерархической структуры, на верхнем уровне которой

_VOCATIONAL TRAINING_

Таблица 1 - Ключевые уровни развития познавательной активности (ПА)

№ Характеристики уровня Результат проявления ПА

1 Ситуативная познавательная активность: кратковременная вовлеченность в учебный процесс во время некоторых занятий Приобретение компетенций по некоторым вопросам

2 Системная познавательная активность: активность познавательной деятельности в процессе всего цикла обучения, добросовестное отношение к учению Системное освоение базовой учебной программы

3 Творческая познавательная активность: осознание значимости образования, стремление к личностному росту посредством повышения своей компетентности Готовность к дальнейшему профессиональному росту посредством самообразования

находятся ключевые компетентности, позволяющие решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. В качестве одной из таких компетентностей выделяют информационную (ИК), под которой в наиболее широком смысле подразумевается способность к осуществлению информационной деятельности (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача) и готовность к ней [9]. Однако зачастую встречается и более узкое понимание ИК, при котором делается акцент на компьютерной грамотности, владении современными техническими средствами информатизации и информационными технологиями.

При проектировании образовательных программ, как правило, оперируют понятием предметных информационных компетенций, формируемых в рамках изучения таких дисциплин как «информатика», «информационные технологии». Основными содержательными конструктами в структуре предметных информационных компетенций, согласно требованиям ФГОС [7], являются базовые знания из области информатики и информационных технологий, а также умения и навыки получения, хранения и обработки информации с использованием современных технических и программных средств.

Помимо этого к компонентам информационных компетенций следует отнести мотивацию на овладение информационной деятельностью, использование информационных технологий при решении образовательных задач, а также установку на развитие своей информационной компетентности. Однако данные компоненты можно отнести в равной мере и к содержательным характеристикам познавательной активности, под которой мы понимаем интегративное лич-

ностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности [2, с. 30-36].

В нашей работе рассматривается познавательная активность (ПА) в контексте ее развития. При этом выделяются три ключевых уровня: ситуационный, системный и творческий (таблица).

Низший уровень развития ПА характеризуется кратковременной вовлеченностью студента в познавательную деятельность в течение отдельных занятий, которая, однако, не распространяется на весь учебный процесс. Такого рода ситуативная ПА обычно наблюдается у студентов, не осознающих целей своего обучения вообще либо применительно к конкретной дисциплине (непрофильный предмет, субъективно сложный или неинтересный материал).

В структуре ПА на данном уровне ее развития представлены, главным образом, моти-вационный и операциональный компоненты. Основными мотивами обучения могут являться наличие ситуационного познавательного интереса и проявление положительного эмоционального настроя. Операциональный компонент представлен минимальными необходимыми учебными навыками (способность удерживать внимание, совершать основные мыслительные операции, память).

Следующий уровень развития ПА соответствует ее системному проявлению по отношению ко всему процессу изучения дисциплины (учебы в вузе). Для него характерно осознание студентом цели обучения. Структурные компоненты, характерные для первой ступени, получают свое развитие: ситуационный познавательный интерес перерастает в устойчивый, проявляющийся не к внешней форме подачи и новизне, а к самому содержанию учебного материа-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ла; ситуационный эмоциональный настрой -в общее положительное отношение к предмету. Увеличивается значимость волевого компонента: сознательно обучающийся студент в большей степени проявляет настойчивость, усердие. Расширяется мотивационная сфера, дополненная спектром осознаваемых мотивов. Операциональный компонент дополняется базовыми знаниями и умениями в изучаемой области, приобретается способность к их адекватной самооценке.

Высший уровень развития ПА характеризуется развитием мотивационного компонента в сторону преобладания внутренней мотивации к учению над внешней. Переход на этот уровень связан с переосмыслением студентом целей обучения и осознанием личностной значимости образования. Приобретая в процессе обучения определенную компетентность, студент осознает ее общую недостаточность и самостоятельно формулирует цели для дальнейшего личностного роста. При этом его познавательная самостоятельность выражается не только в способности к постановке задач индивидуального развития, но и во владении методами достижения учебных целей. К сожалению, проявление такого творческого уровня развития ПА у современных студентов наблюдается достаточно редко и, как правило, имеет отношение к изучению профильных дисциплин на старших курсах.

Рассматривая познавательную активность в контексте ее развития, нельзя не заметить ее тесную взаимосвязь с информационной компетентностью. Способность студента выполнять универсальные учебные действия (УУД), связанные с восприятием, осмыслением, оценкой информации, составляет базовый минимум операционального компонента ПА. Так, например, Т. С. Фещенко правомерно выделяет особую роль таких УУД как извлечение необходимой информации из текстов, выделение основной и второстепенной информации, умение передавать содержание текста с помощью адекватно построенного речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов ее решения, работа со знаково-символическими средствами представления информации [8, с. 195].

В свою очередь, формирование информа-

ционных компетенций происходит в рамках образовательного процесса, и его результат и успешность зависят от степени проявления познавательной активности студентов. Таким образом, в явной форме прослеживается двусторонняя взаимосвязь между процессами развития ПА и формирования информационных компетенций.

В рамках нашей работы проводилось исследование уровня сформированности информационных компетенций, а также уровня развития ПА у студентов первого курса специальностей физкультурного вуза, приступающих к изучению информатики [1]. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у студентов преобладает низкая ПА, проявляющаяся на ситуационном уровне. Причинами этого выступают как непонимание важности изучения информационных дисциплин и их роли в дальнейшей деятельности, так и низкая информационная компетентность.

Входная диагностика предметной ИК показывает, что пороговому уровню (50% верных ответов на тестовые задания) соответствуют только 7% студентов. Большинство опрошенных правильно выполняют от 10 до 30% заданий. Поскольку информатика является непрофильным предметом для вуза физической культуры, такие результаты являются в некоторой степени ожидаемыми: среди поступающих велик процент студентов, не расположенных к точным и техническим наукам. Тем не менее, несформированность информационных компетенций проявляется не только в отсутствии предметных знаний, но и в недостаточном владении учебными навыками.

Как показывают наблюдения за студентами на занятиях, наиболее часто возникают сложности восприятия нового материала, ведения конспектов, выполнения поисковых заданий. Студенты с низкой ИК слабо ориентируются в потоках информации, не умеют добывать необходимые сведения из различных источников, критически их осмысливать. Это создает барьер при освоении нового сложного материала, выполнении самостоятельных работ. Не справляясь с запланированным объемом работы, студент теряет веру в свои силы и подкрепляет отрицательный эмоциональный настрой по отношению к дальнейшему обучению, что, как известно, приводит к снижению его ПА.

VOCATIONAL TRAINING

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что использование традиционных методов активизации обучения оказывается малоэффективным до тех пор, пока студенты не освоят базовые навыки работы с информацией. Постепенное повышение информационной компетентности создает возможности для более активного вовлечения студента в учебный процесс. Данное заключение представляется весьма логичным: для того, чтобы у обучаемого появился интерес и мотивация к системному изучению некоторой дисциплины, необходимо наличие хотя бы общего представления о предмете изучения, понятийном аппарате, основных методах данной дисциплины. В противном случае можно ожидать лишь ситуативного проявления ПА.

Студент, обладающий определенным набором знаний, умений и навыков работы с информацией, а также мотивированный к использованию современных информационных технологий, понимающий ценности информационного общества, всегда будет находиться в более выигрышном положении. Такой студент не будет ограничен сведениями, которые выдаются преподавателем на занятиях, но и способен к самостоятельному поиску и систематизации информации по интересующей его проблеме, а также ее переработке и представлению с помощью современных информационных средств. И если пороговая ИК, выраженная в наличии базовых знаний и умений из области информатики, является одним из компонентов системной ПА, то по мере ее совершенствования появляется все больше возможностей творческой реализации познавательной деятельности.

Одним из факторов проявления и развития познавательной активности выступает информационная компетентность. В свою очередь, информационная компетентность приобретается в процессе обучения, и чем более активен в этом процессе студент, тем успешнее идет ее формирование. Вышесказанное демонстрирует двустороннюю взаимосвязь между процессами развития познавательной активности и формирования информационных компетенций. Особая роль в реализации этой взаимосвязи принадлежит дисциплинам информационного цикла, приоритетная задача преподавания которых состоит в грамотном сочетании педагогических технологий и приемов, спо-

собствующих развитию познавательной активности студентов в контексте повышения их информационной компетентности.

Библиографический список

1 Алтухова М. А. Исследование уровня сфор-мированности познавательной активности студентов первого курса, приступающих к изучению информатики // Педагогическая наука и образование : тематический сборник научных трудов. Выпуск 12 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2012. - С. 14-24.

2. Алтухова М. А. Структурная модель познавательной активности в контексте ее развития // Педагогическая наука и образование : тематический сборник научных трудов. Выпуск 13 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2013. - С. 30-36.

3. Дубова М. В. К вопросу обоснования структурных моделей образовательной компетентности и компетенции // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7 - С. 138-145.

4. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. -№ 4. - С. 138-143.

5. Тимофеева Е. В. Технология формирования познавательной активности учащихся и студентов // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 1 - С. 121-126.

6. Тришина С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». -2004. - 22 июня. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm. (дата обращения: 12.01.14)

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // Архив портала «Российское образование». - [Электронный ресурс] - URL: http:// %гл^^и.ги/1Ь/рог1а1^реЛМехЛ1т.(дата обращения: 18.01.2014).

8. Фещенко Т. С. Умение работать с информацией как фактор развития личности и основа непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7 - С. 192-196.

9. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - [Электронный ресурс] - URL: http://www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 18.01.2014).

10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - [Электронный ресурс] - URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 18.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.