Научная статья на тему 'Этапы формирования информационно-аналитических компетенций студентов вуза'

Этапы формирования информационно-аналитических компетенций студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Елена Александровна

В статье рассмотрены информационно-аналитические компетенции и описаны этапы формирования данных компетенций у студентов вуза. Предложены уровни и критерии сформированности информационно-аналитических компетенций студентов, основанием для которых является продвижение студентов от овладения отдельными информационно-аналитическими операциями к накоплению опыта разработки алгоритмов и сценариев информационно-аналитической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования информационно-аналитических компетенций студентов вуза»

УДК 37.0

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Е.А. Сулейманова (г.Казань, Российская Федерация)

В статье рассмотрены информационно-аналитические компетенции и описаны этапы формирования данных компетенций у студентов вуза. Предложены уровни и критерии сформированности информационно-аналитических компетенций студентов, основанием для которых является продвижение студентов от овладения отдельными информационно-аналитическими операциями к накоплению опыта разработки алгоритмов и сценариев информационно-аналитической деятельности.

Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, информационно-аналитические компетенции, формирование компетенций, этапы формирования компетенций, уровни сформированности компетенций.

STAGES OF FORMATION OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY STUDENT

E.A. Suleymanova (Kazan, Russian Federation)

Abstract. The article explained informational and analytical competencies and described the stages of these competencies formation of university students. Criteria and levels of formation of informational and analytical competencies of students were proposed. Students' promotion from acquisition of detached informational and analytical operations to the accumulation of experience in the development of algorithms and scenarios of informational and analytical activity is the base for the criteria and levels.

Keywords: informational and analytical activity, informational and analytical competencies, competencies formation, stages of competencies formation, levels of competencies formation.

Современная экономика диктует переход к инновационному, компетентностно-ориентированному образованию, удовлетворяющему востребованность информационно-аналитических компетенций специалиста, необходимых при работе в коллективе, ориентации на рынке труда, непрерывном образовании и самообразовании для карьерного роста, адаптации к изменяющимся условиям и направлениям профессиональной деятельности и др. Данные компетенции будущих специалистов могут быть обеспечены в инновационной образовательной среде профессионального учебного заведения на основе интеграции образования, науки и производства. Инновационная образовательная среда позволит обеспечить соответствие способов организации образовательного процесса и критериев его качества инновационным

процессам в мировой образовательной политике [1]. Задачей среды является совершенствование организации учебного процесса, основанное на использовании компетентностного подхода в инновационных образовательных технологиях и информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня есть все основания говорить о необходимости формирования информационно-аналитических компетенций студентов - будущих специалистов [2]. Соответственно ключевыми требованиями, предъявляемыми современным обществом к профессиональной деятельности человека, являются владение информационно-коммуникационными технологиями поиска, анализа, отбора, хранения, переработки информации, наличие опыта работы с информационно-аналитическими инструментами и осознанность действий при решении информационно-аналитических профессиональных задач.

Наиболее полно раскрывает понятие «информационная компетенция» ряд обозначенных ниже толкований. Так А. Семенов определяет состав информационной компетенции через умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [3]. Согласно А. Хуторскому [4] информационная компетенция формируется «при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)» путем самостоятельного поиска, анализа, отбора, организации, преобразования, сохранения и передачи необходимой информации.

Заметим, что внутрикомпонентный состав информационных компетенций динамичен, и меняется в зависимости от овладения и использования новых, еще более эффективных информационно-коммуникационных технологий, характер и инструментарий которых дополняют аналитическим аспектом информационную деятельность. Поэтому информационные компетенции студентов на современном этапе могут быть дополнены аналитическими компетенциями и компетенциями самообучения, саморазвития такими как:

продуктивный поиск информации в Интернет; оценка и классификация данных; структурирование и интерпретация информации; определение и разработка критериев, показателей и индикаторов профессиональной деятельности; визуализация полученных аналитических данных и др. [5].

Под информационно-аналитическими компетенциями предлагается понимать интегральную характеристику личности, позволяющую ей, применяя информационно-коммуникационные технологии, целесообразно и продуктивно осуществлять аналитическую деятельность. Структурно информационно-аналитические компетенции представлены в целостном единстве мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов.

- мотивационно-целевой: готовность к информационной деятельности, осознание своих действий на основе их осознанного анализа;

- когнитивный: знание методов и способов получения, хранения, анализа, классификации и интерпретации информации;

- деятельностный: опыт применения методов и способов получения, хранения, анализа, классификации и интерпретации информации, опыт организации и координации взаимодействия между людьми, опыт устной и письменной коммуникации;

- рефлексивно-оценочный: опыт выделения оснований, критериев и показателей для оценки хода и результатов выполнения учебных задач, опыт проведения самооценки, взаимооценки в образовательном процессе в среде информационно-коммуникационных технологий.

Формирование информационно-аналитических компетенций студентов вуза осуществляется в процессе решения учебных задач, отражающих действия будущего специалиста по анализу профессиональной информации на основе применения компьютерных технологий. Поэтому содержание обучения необходимо конструировать, используя метод целесообразно подобранных задач предложенный Н. Рыжовой [6]. Этот метод позволяет составить учебные профессиональные задачи разного уровня (от простейших познавательных до

сложных творческих задач) и расположить их в последовательности, которая, в рамках нашего исследования, соответствует карьерно-должностным этапам продвижения специалиста в процессе осуществления его профессиональной деятельности. Процесс формирования информационно-аналитических компетенций осуществляется поэтапно от овладения отдельными информационно-аналитическими операциями к накоплению опыта разработки алгоритмов и сценариев информационно-аналитической деятельности.

1 этап - операциональный - овладение информационно-аналитическими операциями. На этом этапе формируются умения-операции при решении индивидуальных задач: простой поиск информации (поиск по терминам), разделение на части, структурирование информации, сравнение объектов, выделение главного, самооценивание по заданным критериям.

2 этап - алгоритмический - разработка алгоритмов решения информационно-аналитических задач: в групповой деятельности формируются алгоритмы поиска информации с использованием языка запросов (сложные логические условия поиска), синтеза целого из отдельных частей, систематизация данных, классификация по заданным основаниям, групповая разработка критериев оценки и взаимооценка по этим критериям.

3 этап - сценарный - разработка сценариев осуществления информационно-аналитической деятельности. При решении совместных задач на разработку сценариев профессионально-ориентированной информационно-аналитической деятельности формируются навыки поиска информации с помощью инструментов поиска (поиск на основе каталогов, фильтров, дополнительных параметров объекта поиска, т.е. студент уже способен выделить у объекта поиска какие-то характеристики: классификационные -отнесение объекта в каталог, критериальные - использование фильтров, параметрические - индивидуальные характеристики объекта поиска), выделение оснований классификации, генерирования нового объекта/новой информации, выделение критериев оценки и обобщение информации на их основе.

Для каждого этапа формирования информационно-аналитических компетенций студентов разрабатывается последовательность задач, способствующих освоению заявленных в компонентах знаний, умений, опыта деятельности и качеств личности. Так, на первом - операциональном - этапе при решении учебных профессиональных задач студенты осуществляют информационно-аналитическую деятельность по подробной инструкции -пооперационально; на втором - алгоритмическом - студенты изучают и осваивают алгоритмы информационно-аналитической деятельности по обобщенным инструкциям, а подробные операции в данных алгоритмах осуществляют самостоятельно; на третьем - сценарном - этапе формирования информационно-аналитических компетенций студенты самостоятельно разрабатывают сценарии информационно-аналитической деятельности на основе композиции алгоритмов и операций, освоенных на предыдущих этапах.

В процессе поэтапного формирования готовность студентов к деятельности перерастает в осознанное осуществление профессиональной информационно-аналитической деятельности; информационно-аналитические составляющие деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов качественно преобразуются в умения и опыт более высокого ментального содержания; когнитивный компонент и коммуникационные составляющие деятельностного компонента претерпевают в основном количественные изменения за счет расширения освоенных методов и способов осуществления информационно-аналитической деятельности и инструментальных средств коммуникаций и лишь в меньшей степени качественные изменения.

Для определения достигнутого студентами уровня сформированности информационно-аналитических компетенций необходимо сформулировать критерии и показатели его оценки: каждый компонент формируемых компетенций детерминируется мотивами и целями, знаниями и умениями, опытом применения этих знаний и умений на практике в контексте профессиональной деятельности будущего специалиста.

С позиций деятельностного подхода в качестве критериев сформированности информационно-аналитических компетенций студентов вуза в нашем исследовании предлагаются следующие основания:

- осознание студентом мотивов и целей информационно-аналитической деятельности;

- наличие у студента технологической базы информационно-аналитической деятельности;

- степень освоения студентом технологической базы информационно-аналитической деятельности;

- сформированность у студента рефлексивной культуры.

Показатели и уровневые индикаторы для каждого критерия раскрыты в таблице 1:

Таблица 1.

Критерии, показатели и уровневые индикаторы сформированности

Критерий Показатель Индикаторы и уровни

Низкий Средний Высокий

осознание мотивов и целей информационно- аналитической деятельности целенаправленный интерес к информационно-аналитической деятельности опосредованный интерес к информационно-аналитической деятельности, как интерес к выполнению учебного задания; затрудняется самостоятельно поставить цели своей деятельности непосредственный интерес к информационно-аналитической деятельности, т.е. интересно искать, собирать, сравнивать, обобщать информацию и т.п.; самостоятельно ставит только общие цели деятельности устойчивый интерес к информационно-аналитической деятельности; самостоятельно ставит общие и конкретные цели, направленные на решение задачи

наличие технологической базы информационно- аналитической деятельности знание методов и средств осуществления информационно-аналитической деятельности затрудняется самостоятельно применять имеющиеся знания в типовой ситуации самостоятельно применяет имеющиеся знания в типовой ситуации самостоятельно применяет имеющиеся знания в нестандартной ситуации

степень освоения технологической базы информационно- аналитической деятельности опыт применения методов и средств осуществления информационно- аналитической деятельности информационно-аналитическую деятельность осуществляет по подробной инструкции информационно- аналитическую деятельность осуществляет по укрупненному алгоритму генерирует новые способы информационно-аналитической деятельности на основе имеющегося опыта

сформированность рефлексивной культуры опыт рефлексивно- оценочной деятельности неполно и недостаточно аргументировано проводит самооценку и взаимооценку полно и аргументировано проводит самооценку и взаимооценку по предложенным критериям и умеет полно и аргументировано проводит самооценку и взаимооценку по самостоятельно

скорректировать их разработанным критериям

Достигнутый уровень информационно-аналитических компетенций студентов определяется процентом от набранных студентом на данном этапе баллов по отношению к максимальному баллу этапа: низкий - менее 60%, средний - 61-84%, высокий - 85% и более.

В заключении отметим, что предложенное поэтапное формирование информационно-аналитических компетенций студентов вуза эффективно, что подтверждается данными, полученными нами в трехлетнем экспериментальном исследовании.

Источники:

1. Волик О.Н. Алгоритмы информационно-средового взаимодействия субъектов в системе образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т. 14. № 4. С. 448-456. [Volik O.N. Algorithms subjects information environment interactions in the education system// Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society). 2011. Vol. 14. № 4. p.448-456. (In Russ.)]

2. Кирилова Г.И., Волик О.Н., Грунис М.Л., Шубина Е.А. Проблемы и перспективы создания и использования банка информационных инноваций // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011. Т. 8. № 1. С. 26-34. [Kirilova G.I., Volik O.N., Grunis M.L., Shubina E.A. Problems and prospects of creating and using a bank of information innovation // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 2011. Vol. 8. No. 1. p.26-34. (In Russ.)]

3. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. [Semyonov A.L. The role of information technology in general secondary education. Moscow: Publishing house MIPKRO, 2000. (In Russ.)]

4. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апр. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm [Khutorskoy A.V. Definition of general subject content and core competencies as a characteristic of the new approach to the design of educational standards// Internet Journal «Eidos». 2002. 23 April. Access mode: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (In Russ.)]

5. Кирилова Г.И. Исследовательская компетентность специалиста информационного общества // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2008. Т. 11. № 4. С. 390-395. [Kirilova G.I. Specialist information society research competence // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society). 2008. Vol. 11. No. 4. p.390-395. (In Russ.)]

6. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики: монография. СПб.:

Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. 352 с. [Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shvetskyi M.V. Methodological theory of learning IT: fundamental aspects of the training of future IT teachers: monographs. SPb.: Publishing house of SPb. University, 2003. 352 p. (In Russ.)]

References:

1. 1. Volik O.N. Algoritmy informatsionno-sredovogo vzaimodeystviya sub"ektov v sisteme obrazovaniya // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society). 2011. T. 14. № 4. S. 448-456.

2. Kirilova G.I., Volik O.N., Grunis M.L., Shubina E.A. Problemy i perspektivy sozdaniya i ispol'zovaniya banka informatsionnykh innovatsiy // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo jenergeticheskogo universiteta. 2011. T. 8. № 1. S. 26-34.

3. Semjonov A.L. Rol' informacionnyh tehnologij v obshhem srednem obrazovanii. M.: Izd-vo MIPKRO, 2000.

4. Khutorskoy A.V. Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov // Internet-zhurnal «Eydos». 2002. 23 apr. Rezhim dostupa: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

5. Kirilova G.I. Issledovatel'skaya kompetentnost' spetsialista informatsionnogo obshchestva // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo (Educational Technology & Society). 2008. T. 11. № 4. S. 390-395.

6. Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shvetskiy M.V. Metodicheskaya teoriya obucheniya informatike: aspekty fundamental'noy podgotovki budushchikh uchiteley informatiki: monografiya. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 2003. 352 s.

Зарегистрирована: 16.05.2014

Сулейманова Елена Александровна (г.Казань), Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, лаборатория информатизации профессионального образования. Тел.: (843) 5-60-51-79. E-mail: [email protected]

Suleimanova Elena A. (Kazan), Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE, Laboratory Informatization vocational education. Tel.: (843) 5-60-51-79. E-mail: elena.a.suleymanova @ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.