Научная статья на тему 'Информационные компетенции как основа развития познавательной активности студентов вуза физической культуры'

Информационные компетенции как основа развития познавательной активности студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА / INFORMATIONAL COMPETENCE / COGNITIVE ACTIVITY / INFORMATIONAL COMPETENCIES FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтухова Мария Александровна

Рассматривается двусторонний характер взаимосвязи между процессами формирования информационных компетенций и развития познавательной активности студентов. В качестве одного из структурных элементов познавательной активности и факторов ее развития рассматриваются информационные компетенции, формируемые в процессе обучения, результативность которого напрямую зависит от познавательной активности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL COMPETENCIES AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY STUDENT''S COGNITIVE ACTIVITY

The article covers the bilateral nature of the relationship between the processes of informational competencies formation and development of student's cognitive activity. As one of the structural elements of cognitive activity and factors of its development are considered informational competencies, which are formed in the educational process, the effectiveness of which depends directly on the student's cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Информационные компетенции как основа развития познавательной активности студентов вуза физической культуры»

УДК 378

М. А. Алтухова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается двусторонний характер взаимосвязи между процессами формирования информационных компетенций и развития познавательной активности студентов. В качестве одного из структурных элементов познавательной активности и факторов ее развития рассматриваются информационные компетенции, формируемые в процессе обучения, результативность которого напрямую зависит от познавательной активности студента.

Ключевые слова: формирование информационных компетенций, информационная компетентность, познавательная активность студента

В условиях современной высшей школы качество подготовки выпускников во многом определяется степенью сформированное™

субъектного отношения студентов к образовательному процессу и, как следствие, уровнем развития их познавательной активности (ПА).

По мнению ведущих ученых, занимавшихся данной проблемой, основы развития ПА закладываются в средней школе [3; 9; 10]. Однако значительную часть контингента поступающих в спортивные вузы составляют молодые люди, у которых в качестве ведущей, в отношении которой они проявляли наибольшую активность, выступала спортивная деятельность. Основной особенностью таких студентов является достаточно узкий круг учебных интересов, ограниченный в основном профильными предметами. Необходимость

изучения остальных дисциплин, не являющихся, по их мнению, важными для будущей деятельности, осознается студентами не в полной мере.

В нашей работе под познавательной активностью понимается интегративное личностное образование, определяющее качественные характеристики познавательной деятельности [2, с. 30-36]. Структура ПА рассматривается в кон -тексте ее развития. При этом выделяются три ключевых уровня: ситуационный, системный и творческий (см. табл.).

Ситуативная ПА обычно наблюдается у студентов, не осознающих целей своего обучения вообще либо применительно к конкретной дисциплине (непрофильный предмет, субъективно сложный или неинтересный материал).

Ключевые уровни развития познавательной активности (ПА)

№ Характеристики уровня Результат проявления ПА

1 Ситуативная познавательная активность: кратковременная вовлеченность в учебный процесс во время некоторых занятий Приобретение компетенций по некоторым вопросам

2 Системная познавательная активность: активность познавательной деятельности в процессе всего цикла обучения, добросовестное отношение к учению Системное освоение базовой учебной программы

3 Творческая познавательная активность: осознание значимости образования, стремление к личностному росту посредством повышения своей компетентности Готовность к дальнейшему профессиональному росту посредством самообразования

170

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

М. А. Алтухова

Информационные компетенции как основа развития познавательной активности студентов вуза...

В структуре ПА на данном уровне ее развития представлены главным образом мотивационный и операциональный компоненты. Основными мотивами обучения могут являться наличие ситуационного познавательного интереса и проявление положительного эмоционального настроя. Операциональный компонент представлен минимальными необходимыми учебными навыками (способность удерживать внимание, совершать основные мыслительные операции, память).

Для системного уровня развития ПА характерно осознание студентом цели обучения. Структурные компоненты первой ступени получают свое развитие: ситуационный познавательный интерес перерастает в устойчивый, проявляющийся не к внешней форме подачи и новизне, а к самому содержанию учебного материала; ситуационный эмоциональный настрой - в общее положительное отношение к предмету [4, с. 211-212]. Увеличивается значимость волевого компонента, расширяется мотивационная сфера, дополненная спектром осознаваемых мотивов. Операциональный компонент дополняется базовыми знаниями и умениями в изучаемой области, появляется способность к их адекватной самооценке.

Высший уровень ПА характеризуется развитием мотивационного компонента в сторону преобладания внутренней мотивации к учению над внешней. Переход на этот уровень связан с переосмыслением студентом целей обучения и осознанием личностной значимости образования. Приобретая в процессе обучения определенную компетентность, студент осознает ее общую недостаточность и самостоятельно формулирует цели для дальнейшего личностного роста. При этом его познавательная самостоятельность выражается не только в способности к постановке задач индивидуального развития, но и во владении методами достижения учебных целей.

Рассматривая познавательную активность в контексте ее развития, нельзя не заметить ее тесную взаимосвязь с информационной компетентностью (ИК). В наиболее широком смысле под ИК подразумевается способность к осуществле-

нию информационной деятельности (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача) и готовность к ней [6; 8]. В то же время способность студента выполнять универсальные учебные действия, связанные с восприятием, осмыслением, оценкой информации, составляет базовый минимум операционального компонента ПА.

В более узком смысле ИК может рассматриваться как результат формирования предметных информационных компетенций в образовательном процессе вуза. Основными конструктами при описании данных компетенций, согласно требованиям ФГОС, являются базовые знания из области информатики и информационных технологий, а также умения и навыки получения, хранения и обработки информации с использованием современных технических и программных средств [7].

Проблемой нашего исследования является поиск путей развития ПА в контексте изучения информационных дисциплин (информатика, компьютерные технологии и т. п.). Предметные информационные компетенции, приобретаемые студентами в процессе освоения этих дисциплин, являются основой развития и проявления системной ПА. В свою очередь успешность их формирования зависит от степени проявления ПА студентов во время обучения. Таким образом, в явной форме прослеживается двусторонняя взаимосвязь между процессами развития ПА и формирования информационных компетенций.

Исследование уровня развития ПА у студентов первого курса, проведенное нами в рамках констатирующего эксперимента, показывает, что преобладает низкая ПА, проявляющаяся на ситуационном уровне на фоне слабой базовой подготовки и недостаточного уровня информационной компетентности [1, с. 14-24].

Диагностическое исследование уровня сформированности предметных информационных компетенций у студентов, поступивших на первый курс, показывает очень низкие результаты. Пороговому уровню (50 % верных ответов на тестовые задания) соответствуют только

171

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

М. А. Алтухова

Информационные компетенции как основа развития познавательной активности студентов вуза...

7 % студентов. Большинство опрошенных правильно выполняют от 10 до 30 % заданий.

Недостаточность собственной ИК в целом осознается и самими студентами, которые в результате с предубеждением относятся к изучению информатики. Усугубляет данную ситуацию то, что информационные дисциплины не входят в профессиональный цикл, а следовательно, большинство студентов не в полной мере осознают необходимость их изучения.

С целью повышения ПА в современной педагогике широко используются методы проблемного и контекстного обучения, когда перед студентами ставится некоторая практическая задача, для решения которой необходимо применить определенные знания и навыки из области изучаемой дисциплины [5, с. 39-40]. Однако опыт нашей педагогической деятельности показывает, что использование традиционных методов активизации обучения оказывается малоэффективным до тех пор, пока студенты не овладеют базовыми информационными компетенциями. Постепенное повышение ИК создает

возможности для более активного вовлечения студента в учебный процесс. И если пороговая ИК, выраженная в наличии базовых знаний и умений из области информатики, является одним из компонентов системной ПА, то по мере ее совершенствования появляется все больше возможностей творческой реализации познавательной деятельности.

Таким образом, одним из важнейших факторов проявления и развития познавательной активности выступает формирование информационных компетенций. В свою очередь эти компетенции приобретаются в процессе обучения, и чем более активен в этом процессе студент, тем успешнее идет их формирование. Особая роль в реализации этой двусторонней взаимосвязи принадлежит дисциплинам информационного цикла, приоритетная задача преподавания которых состоит в грамотном сочетании педагогических технологий и приемов, способствующих развитию познавательной активности студентов в контексте повышения их информационной компетентности.

1. Алтухова, М. А. Исследование уровня сформированности познавательной активности студентов первого курса, приступающих к изучению информатики / М. А. Алтухова // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 12 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2012. - С. 14-24.

2. Алтухова, М. А. Структурная модель познавательной активности в контексте ее развития / М. А. Алтухова // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. Вып. 13 / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2013. - С. 30-36.

3. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.

4. Найн, А. Я. Педагогические основы рефлексивного управления профессионально-образовательным учреждением: моногр. / А. Я. Найн. - Челябинск: Уральская академия, 2012. - 392 с.

5. Смолкин, А. М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. - Москва: Высшая школа, 1991. - 176 с.

6. Тришина, С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С. В. Тришина, А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. - 2004. - 22 июня. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Российское образование. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/ portal/spe/index. htm.

8. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

9. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1992. - 209 с.

10. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. -Москва: Просвещение, 1979. - 160 с.

Сдано 21.04.2014

172

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

М. А. Алтухова

Информационные компетенции как основа развития познавательной активности студентов вуза...

M. A. Altukhova

INFORMATIONAL COMPETENCIES AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY STUDENT'S COGNITIVE ACTIVITY

AbstracLThe article covers the bilateral nature of the relationship between the processes of informational competencies formation and development of student’s cognitive activity. As one of the structural elements of cognitive activity and factors of its development are considered informational competencies, which are formed in the educational process, the effectiveness of which depends directly on the student’s cognitive activity.

Keywords: informational competencies forming, informational competence, cognitive activity

References

1. Altukhova, M. A. Research of cognitive activity formation level of the first-year students starting studying of informatics / М. А. Altukhova // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie [Pedagogical science and education]: thematic coll. of sc. works. Rel. 12 / editor-in-chief A.Ya. Nayn. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2012. - P. 14-24.

2. Altukhova, M. A. Structural model of cognitive activity in a context of its development / М. А. Altukhova // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie [Pedagogical science and education]: thematic coll. of sc. works. Rel. 13 / editor-in-chief A.Ya. Nayn. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2013. - P. 30-36.

3. Matyushkin, А. М. Psychological structure, dynamics and development of cognitive activity / А. М. Matyushkin // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. - 1982. - № 4. - P. 5-17.

4. Nayn, А. Ya. Pedagogicheskiye osnovy refleksivnogo upravleniya professional’no-obrazovatel’nym uchrezdeniem [Pedagogical bases of reflexive management of professional educational institution]: monogr. / А. Ya. Nayn. - Chelyabinsk: Ural academy, 2012. - 392 p.

5. Smolkin, А. М. Metody aktivnogo obucheniya [Methods of active training] / А. М. Smolkin. - Moscow: Vyshaya shkola, 1991. - 176 p.

6. Trishina, S. V. Informational competence of the expert in the system of additional professional education [Electronic resource] / S. V. Trishina, А. V Khutorskoy // Eidos [Eidos]: internet-magazine. - 2004. - 22 june. -URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

7. Federal state educational standards of higher education [Electronic resource] // Rossiyskoye obrazovanie [Russian education]. - URL: http://www.edu.ru/db/ portal/spe/index.htm.

8. Khutorskoy, А. V. Technology of key and subject competences design [Electronic resource] / А. V. Khutorskoy // Eidos [Eidos]: internet- magazine. - 2005. - 12 december. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

9. Shamova, Т. I. Aktivizatsiya ucheniya shkol’nikov [Activization of school students training] / Т. I. Shamova. -Moscow: Pedagogika, 1992. - 209 p.

10. Shchukina, G. I. Aktivizatsiya poznavatel’noy deyatel’nosti uchashchihsya v uchebnom protsesse [Activization of pupils cognitive activity in educational process] / G. I. Shchukina. - Moscow: Prosveshchenie, 1979. - 160 p.

Received 21.04.2014

173

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.