Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры специалиста'

Формирование информационной культуры специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры специалиста»

- выражения, в основе которых лежит греко-римская мифология: Boîte de Pandore — «ящик Пандоры»

- выражения, возникшие из литературы, относящейся к разным эпохам и жанрам:

Allons , saute marquis ! - « пляши от радости, будь доволен собой!» - из комедии Реньяра «Игрок».

Fier comme Artaban - «гордый как Сатана» (букв. Гордый как Артабан, персонаж из романа Ля Кальпренеда «Клеопатра»).

Tirer les marrons du feu pour qn - «таскать каштаны из огня», из басни Ля Фонтена «Обезьяна и кошка».

Большое место во фразеологии французского языка занимают выражения, отражающие общественно-экономическую, производственную и культурную жизнь народа как в прошлом, так и в настоящем:

- выражения, связанные с театральной жизнью:

Faire un four - «провалиться, потерпеть неудачу». В прошлом, если сборы не покрывали расходов на какой-нибудь спектакль, он отменялся. В зале гасили свет и становилось «темно, как в печке» {noire comme dans un four).

- выражения, связанные со спортом:

Avoir barre(s) sur qn - «упустить благоприятный случай». Это выражение связано с игрой «jeu de раите», рассматривается как сокращенная форма выражения manquer une balle quand elle était belle или manquer la balle belle «пропустить хорошо поданный мяч».

- выражения, связанные с военным делом:

Tirer à boulets rouges sur qn - «безжалостно нападать на кого-либо» (букв. Обстреливать раскаленными ядрами). В прошлом, артиллерийский обстрел вражеских позиций вели пушечными ядрами, раскаленными до красна, с тем чтобы они сжигали все, что находилось на месте обстрела.

- выражения, связанные с жизнью моряков и мореплавателей:

Perdre le tramontane - «сбиться с пути; потерять голову; растеряться». Tramontane заимствовано из итальянского tramontana «полярная звезда». В старину, когда еще не было компасов, полярная звезда служила ориентиром для мореплавателей. Потерять ее означало потерять дорогу.

Ни одна культура, ни один язык не развивается в изоляции, и любая национальная культура и язык есть плод как внутреннего так и сложного взаимодействия с культурами других народов. Несмотря на небольшое количество устойчивых сочетаний, заимствованных из других языков, большинство французских фразеологизмов возникло на национальной основе и являлось плодом многовековой умственной и духовной созидательной деятельности французского народа.

Руденко Е.Е

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА.

Современные темпы экономического и социального развития страны выдвигают определенные требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Проблема формирования информационной культуры, особенно на этапе вузовской подготовки, важная задача профессиональной педагогики в современных условиях становления информационного общества.

В условиях нарастающего воздействия информатизации на профессиональную сферу важно, чтобы каждый будущий специалист достиг определенной степени совершенства во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого вида, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. Владение информационной культурой обеспечит ему высокий уровень образованности, создаст прочный фундамент для структурирования знаний, даст средства и методы для развития способности к ориентации в быстро меняющемся мире, позволит успешно освоить любую отрасль деятельности, привьет способность к широкому взгляду на вопросы своей профессиональной деятельности. Безусловно, каждому человеку необходима сегодня компьютерная грамотность и опыт практического использования персонального компьютера.

В понятие информационной культуры вкладывается различный смысл: оно трактуется как умение использовать в деятельности информационный подход (Г.Г. Воробьев), как способность эффективно сотрудничать и обмениваться информацией (А. Матюшкин - Герке, В. Кай-мин), как умение прогнозировать и контролировать последствия компьютеризации (В. и Е. Улениковы), как раскрытие творческих сил и способностей личности (В.В. Бизик) и т.д.

Ю. Брановский в своей статье «Работа в информационной среде» определяет понятие «информационная кулыура личности» как способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации и распространения.

В процессе обучения в вузе студент в основном обращается к информации, которая накоплена обществом (создана ранее) и находится в различных информационных хранилищах, осуществляя при ее освоении целостный познавательный процесс.

Поэтому традиционно предметом пристального внимания отечественных педагогов и психологов являются вопросы формирования умений работы с источником информации.

Достаточно традиционным является также обучение студентов самостоятельному поиску информации с целью подготовки их к эффективному использованию доступных библиотечных ресурсов, в том числе развитие умений получения нужной информации с помощью автоматизированных систем и информационных сетей.

В соответствии с представлениями об информационной культуре И.В. Худякова выделила три условия сформированности информационной культуры: низкий, средний и высокий уровни.

Студентам низкого уровня информационной культуры свойственны формальное принятие культурно-гуманистических ценностей, репродуктивный характер усвоения информационных знаний, стереотипность мышления, произведение учебных действий по образцу, низкий познавательный интерес, пассивность в ситуациях информационного взаимодействия.

Т руппа студентов среднего уровня информационной культуры характеризуется осознанным освоением информационных знаний и этико-гуманитарных представлений, самостоятельностью продуцируемых суждений, решением поставленных задач различными способами, заинтересованностью в получении информационных знаний и умений.

Студенты высокого уровня информационной культуры отличаются принятием на личностном уровне общекультурных и гуманистических ценностей, распредмеченными знаниями, способностью анализировать усвоение, гибкостью мышления, индивидуально-творческим стилем информационной деятельности, осознанной потребностью в полной реализации своих способностей и интересов в информационной сфере.

Сегодняшний выпускник ВУЗа несомненно овладевает определенным запасом информационных знаний и умений работы с конкретным видом компьютерной техники и программного обеспечения, но эти умения остаются в пассивном состоянии до момента их непосредственного востребования.

Между тем в процессе трудовой деятельности специалист имеет дело не с готовыми системными знаниями, а с информацией, из которой новое знание нужно суметь получить. Профессионал должен не просто владеть некоторыми навыками работы с все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а должен быть способен с их помощью извлекать это новое знание, самостоятельно выстраивать целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие - мышление -применение). Чем больше готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширении социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.

Ценностная позиция профессионала должна быть основана на отношении к себе не только как к потребителю общественно-культурных достижений человечества, но и как к созидателю, что ведет к реализации собственного творческого потенциала.

В связи с этим особенно важным представляется рассмотрение вопроса о развитии умений научно-информационной деятельности в рамках формирования информационной культуры личности студента.

Педагогический аспект проблемы повышения информационной культуры студента, по мнению Ю. Брановского, видится в поиске путей и средств сочетания работы по формированию

навыков сбора, хранения, переработки, распространения информации и познавательных, интеллектуальных качеств будущих специалистов.

Осознание студентами того, что приобретая знание и распространяя его, они "работают на будущее", должно стать важным личностным мотивом их активно-отражательного отношения к информации, целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности.

Для развития информационной культуры будущего специалиста, от уровня которой зависит готовность специалиста к непрерывному образованию, процесс обучения в вузе необходимо организовать таким образом, чтобы он максимально способствовал "погружению" студентов в работу с информацией, побуждал их сознательно и целенаправленно овладевать необходимыми для ее осуществления комплексными умениями и навыками, давал возможность закреплять формируемые умения в непосредственной деятельности. Иначе говоря, учебно-воспитательный процесс подготовки специалистов на всех этапах необходимо организовать в контексте научно-информационной деятельности.

При изучении любого учебного предмета необходима активная переработка информации: составление в результате информационного поиска библиографического списка, таблиц, рисунков, аннотаций, рецензий, рефератов. Поэтому организация обучения в контексте научно-информационной деятельности, в процессе которой посткреативная информация, заключенная в тексте первоисточника, становится прекреативной, т.е. информацией о знании, которого еще нет, и конкреативной - вновь создаваемой является принципиальным фактором в решении проблемы формирования информационной культуры студента [2].

Формирование информационной культуры является одной из главных задач современного общества, поскольку: во-первых, она определяет социально необходимый уровень информированности индивида, соответствующий уровню развития общества, во-вторых, она формирует систему ценностных ориентаций, проявляющуюся в отборе циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыслении, в-третьих, информационно-культурная среда способствует усвоению индивидом знаний и ценностей в форме преобладающих в данную эпоху стереотипов, в-четвертых, непосредственным помощником в становлении и воспитании информационной культуры личности сегодня выступают новые информационные технологии, владение которыми становится составной частью информационного общества и способствует наиболее полному раскрытию личности во всех видах деятельности, включая и профессиональную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М., 1990.

2. Брановский Ю. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. -2002.-№ 1.

3. Образовательная политика России на современном этапе (Из доклада Государственному Совету Российской Федерации) "Высшее образование в России. - 2002. - № 1.

4. Ходякова Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников ВУЗа // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Рязань, 2002.

Норкина П.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И КАЧЕСТВА УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ

В наше время, благодаря более интенсивному развитию отношений между государствами, коммуникация, а значит и перевод играют существенную роль во взаимоотношениях между людьми и государствами. Сегодня переводчик возлагает на себя важную миссию по развитию межкультурных отношений не только в области политики, но и во многих других областях общественной и культурной жизни народов разных стран.

Основная задача переводчика - передача информации, которая может быть как в устной, так и письменной формах. Л.С. Бархударов полагает, что «переводом называется процесс пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.