Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры личности студентов на основе наглядно-модельного обучения'

Формирование информационной культуры личности студентов на основе наглядно-модельного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАГЛЯДНО-МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL SKILLS / INFORMATION CULTURE / VISUAL MODEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестопалова Ольга Александровна

Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования информационной культуры личности на основе наглядно-модельного обучения. В работе актуализируется необходимость формирования информационной культуры и в качестве одной из составляющих данной среды рассматривается повышение требований к подготовке современных педагогов как творчески мыслящих создателей образовательной среды и учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF THE PERSON ON THE BASIS OF VISUAL MODEL TRAINING

This study is devoted to the problem of determining the structural components of the teaching cycle. The article actualizes the necessity of formation of pedagogical tact of future teachers in the process of their professional training in higher education, which requires knowledge of its structural components.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры личности студентов на основе наглядно-модельного обучения»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шестопалова Ольга Александровна

Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (г. Нижневартовск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ

НАГЛЯДНО-МОДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования информационной культуры личности на основе наглядно-модельного обучения. В работе актуализируется необходимость формирования информационной культуры и в качестве одной из составляющих данной среды рассматривается повышение требований к подготовке современных педагогов как творчески мыслящих создателей образовательной среды и учебного процесса.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, информационная культура, наглядно-модельное обучение.

Annоtation. This study is devoted to the problem of determining the structural components of the teaching cycle. The article actualizes the necessity of formation of pedagogical tact of future teachers in the process of their professional training in higher education, which requires knowledge of its structural components.

Keywords: pedagogical skills, information culture, visual model training.

Введение. Информатизация современного общества, повсеместное использование информационных технологий поставили перед высшей школой задачу формирования информационной культуры личности. Одним из средств ее решения может выступать наглядно-модельное обучение, обеспечивающее такую организацию образовательного процесса, в котором преобладает принцип наглядности, позволяющий преодолевать формализм в овладении знаниями за счет детализации и конкретизации абстрактного материала на основе метода моделирования, механизмов чувственного восприятия объектов, ассоциативной памяти, сенсорного анализа и др.

Однако, как свидетельствует практика, формирование информационной культуры личности будущего педагога на основе наглядно-модельного обучения в процессе подготовки студентов магистратуры еще не заняло доминирующего положения. На наш взгляд, это связано с отсутствием единого понимания понятия «наглядно-модельное обучение», недостаточной теоретической и практической разработанностью структурных, содержательных, мотивационных, функциональных и иных компонентов наглядно-модельного обучения как эффективного педагогического средства, опыта использования в познавательной и творческой деятельности студентов моделирования дидактических конструктов в графической форме с использованием компьютерных и информационных технологий.

Изложение основного материала статьи. В последние годы на основе информатизации происходят существенные изменения в сфере отечественного высшего образования, призванного формировать у будущих специалистов, наряду с профессиональными компетенциями, информационную культуру [7]. Лингвистический анализ показывает, что понятие «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях - «культура» и «информация». В «Толковом словаре» В. Даля [5, с. 217] термин «культура» означает обработку, уход, возделывание; а также «образование - умственное и нравственное».

Теоретический анализ показывает, что в современных научных источниках приводится множеством определений понятия «культура», число которых растет ежегодно. Причина кроется в том, что осмысление одного и того же понятия осуществляется на основе множества методологических подходов. Ведущую роль среди них выполняет антропологический подход, в рамках которого сложилось исследовательское направление «Культура и личность». Одним из его результатов явилось выделение функций культуры: человекотворческая; гносеологическая; коммуникативная; ценностно-ориентационная; нормативно-регуляторная. Для выполняемого исследования интерес представляет так называемый символико-интерпретативный подход, сторонники которого [9] определяют культуру как своеобразный механизм, встроенный в информационный процесс и осуществляющий выработку и трансляцию социально значимой информации. Термин «информация» (от лат. informatM - разъяснение, изложение) в научный обиход введен в 1929 году Д. Сциллардом, а с середины ХХ века он широко стал применяться как общенаучное понятие. В практическом смыслеопределение информации сформулировал С.И. Ожегов: Информация - это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Исследуя понятие «информация» в контексте образовательной деятельности, В.А. Ситаров [8, с. 37] отмечает, что она является продуктом деятельности человека и обладает рядом качественных отличий: 1) не уменьшается при потреблении; 2) обладает возможностью одновременного использования многими потребителями; 3) легко и быстро распространяется на большие расстояния; 4) производство разной информации возможно с помощью универсальных средств; 5) рост потребностей в информации не имеет пределов. Наличие последней фазы информации указывает на то, что при ее рассмотрении необходимо учитывать наличие двух сторон - источника информации и ее потребителя. Именно это обстоятельство обусловливает необходимость исследования другой категории - «информационная культура». Считается [7; 9 и др.], что информационная культура - понятие историческое, поскольку неразрывно связано с развитием общественных отношений проявляется на уровне нескольких информационных революций: 1) открытие языка; 2) изобретение письменности; 3) книгопечатание; 4) изобретение электричества; 5) применение компьютерных технологий.

В широком социокультурном контексте исследуются обозначенные выше феномены - информационное общество, информатизация, а также информационное образование, информационные технологии и др. В этой связи проблема изучения информационной культуры, специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп приобрела особое значение. Информационная культура обусловливает социальную активность личности. Дело в том, что информация всегда оказывала влияние на формирование личности, ее мировоззрение, стереотипы поведения, степень общественной активности и культурный облик. Возрастающие информационные потоки делают процессы восприятия, понимания и оценки информации все более сложными. В этом контексте необходимо владеть информационной культурой.

Сама по себе информационная культура не возникает, для этого необходимо специальное образование. Заметим, что первые употребления термина «информационная культура» были связаны с деятельностью библиографов, книговедов и относятся к 70-м годам прошлого века. В 80-е гг. прошлого столетия проблематика информационной культуры была существенно расширена. Впервые учеными было осуществлено описание области применения понятия информационной культуры, в т.ч. с педагогической точки зрения. К началу 90-х гг. ХХ в. понятие «информационная культура» приобрело категориальный статус и стало рассматриваться в двух аспектах: как индивидуальная информационная культура и как информационная культура общества. Так, в публикациях Б.Е. Стариченко [9], А.Д. Урсула [10] информационная культура представлена как важнейший компонент духовной культуры общества, а также его социальных групп и отдельной личности. Э.П. Семенюк [7] определяет информационную культуру как информационный компонент человеческой культуры. При этом автор выделяет критерии ее сформированности: - умение четко формировать потребность в информации; - эффективно осуществлять ее поиск; - перерабатывать и оценивать информацию с использованием компьютерных средств. В работах В.А. Виноградова и Л.В. Скворцова информационная культура представлена двояко - в широком и узком смыслах. В первом случае - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их объединение в общий опыт человечества. Во втором - это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач. Согласно А.П. Суханову, информационная культура - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой можно выделить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего. Однако с данной точкой зрения не соглашается В.Ф. Сухина, придавая информационной культуре профессиональный контекст. Такая формулировка предмета, по мнению автора, затрагивает множество смежных областей знаний и имеет несколько аспектов его раскрытия: 1) связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры; 2) связан с особенностями личности, ее потребностями в информации, имеющей биологический и социальный характер, а также проблемами социализации под воздействием информационно-культурной среды; 3) связан с рассмотрением информационной культуры с точки зрения функционирования социальных институтов (учебных заведений, библиотек, информационных центров и т.п.), участвующих в ее формировании своими средствами; 4) заключается в технологии формирования информационной культуры личности в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, ее использования, умения переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.

В некоторых работах [15; 16; 17и др.] информационная культура личности определяется: как умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее; как качественная характеристика личности; как новая социальная технология, направленная на формирование личности, способной жить и успешно функционировать в информационной среде. Следует заметить, что некоторыми авторами (Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, В.З. Коган, Ю.А. Первин и др.) в содержании информационной культуры личности выделяются аксиологическая и мировоззренческая компоненты, которые, по их мнению, играют важную ориентационную роль в деятельности личности в информационной среде. Исследуя противоречия между различными категориями индивидов и их информационной культурой, С.Г. Антонова обратила внимание на влияние технологии на процесс становления информационной культуры личности. При этом к технологии она относит все, что связано с теми или иными способами обращения с информацией: приобретение, хранение, обработка, передача, представление. На наш взгляд, автор имеет в виду информационные технологии, под которыми принято понимать «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности».

С педагогической точки зрения понятие «информационная культура личности» впервые было рассмотрено И.Я. Лернером. Ученый считал, что информационная культура есть необходимая часть учебной культуры личности, направленной на освоение информации. В педагогическом смысле информация выступает базовой категорией теории познания, в которой она проявляется как содержание обучения, опыт, знания, умения и др. Освоение информации происходит в дидактическом процессе на основе речевой и мыслительной деятельностей, детерминированных коммуникативными целями. Информация является объектом взаимодействия между субъектами дидактического процесса - обучающим и обучающимися [2; 3 и др.].

В наглядномодельном обучении чувственное познание носит опосредованный характер, т.к. между познающим субъектом и объектом познания всегда находятся не сами объекты, а средства их отображающие, например, образные модели. Сегодня стало очевидным, что ведущая роль в информационном обеспечении процесса формирования информационной культуры студентов принадлежит различным информационным технологиям, под которыми принято понимать совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, вывод и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. Следуя исследованиям И.В. Роберт [6], информационные технологии в обучении представляют собой синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. С точки зрения В.А. Ситарова [8], информационные технологии обеспечивают научный подход к организации учебного процесса, позволяют его оптимизировать и повысить эффективность.

В процессе формирования информационной культуры личности на основе наглядно-модельного обучения могут использоваться три группы информационных технологий: - универсальные (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы); - компьютерные средства телекоммуникаций; -компьютерные обучающие и контролирующие программы, электронные учебники; - мультимедийные программные продукты. Как нам представляется, процесс формирования информационной культуры личности студента на основе информационных технологий и наглядно-модельного обучения может иметь

двоякий характер: - рецептивное обучение - основано на восприятии и усвоении знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторы, киноустановки, видеомагнитофоны, телевидение и др.); - интерактивное обучение - обучение в процессе взаимодействия обучающегося и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта в экспертных обучающих системах.

В деятельности преподавателя, формирующего информационную культуру студента, несомненную роль в достижении познавательной цели играет такое средство наглядности, как слово. Согласно Л.М. Фридману, основная функция слова преподавателя -обозначающая, т.е. обозначение предмета познания, действий с ним, выделение качеств и отношений. Значение функций слова в своих работах определил А.Р. Лурия: «Человек без слова имел дело только с теми вещами, которые он непосредственно видел, с которыми он мог манипулировать. С помощью языка, который обозначает предметы, он может иметь дело с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые ранее не входили в состав его собственного опыта. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие». Л.С. Трегуб по поводу функции слова пишет: «Оно употребляется нами фактически как модель, как заместитель некоторого множества... как овеществление некоторого свойства или некоторой обоймы свойств. Слово-название подменяет, замещает, называет каждый конкретный объект лишь как элемент некоторого множества.». Заметим, что общий анализ деятельности и ее структурных компонентов (действия и операции) как некого составного, наиболее крупного образования рассмотрены многими авторами (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Е.Б. Моргунов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.В. Суходольский, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.). В этой связи не видим смысла еще раз их подробно анализировать. Здесь же акцент сделаем на характере процессаучебной деятельности, который, по утверждению Н.Ф. Талызиной, отличается следующими особенностями: 1) имеет динамичный характер; 2) имеет собственную структуру; 3) имеет ориентированность на конкретный объект; 4) управляем; 5) предполагает определенный результат. К сказанному следует добавить еще одну особенность, на которую указывал в свое время Б.М. Теплов: процесс деятельности может иметь множество вариантов. Именно эта особенность должна учитываться в процессе формирования информационной культуры личности, осуществляемый на основе наглядно-модельного обучения.

Выводы. Таким образом, наглядно-модельное обучение со всей очевидностью может выступать как процесс формирования информационной культуры личности. Он имеет свои специфические особенности. И наоборот, формирование информационной культуры личности обучающегося есть объект наглядно-модельного обучения как дидактического процесса и в значительной мере зависит от его специфики: психологических, педагогических и методических основ. Структура информационной культуры личности педагога в работе представлена несколькими компонентами (познавательно-интеллектуальный, информационно-коммуникативный, технологический, прогностический, эргономический).

Из сказанного можно сделать заключение: слово как вид деятельности преподавателя является орудием абстракции и средством обобщения. Абстрагируя признаки предмета, обобщая предмет, слово становится орудием мышления. В контексте сказанного, наряду с объяснениями преподавателя в наглядно-модельном обучении при формировании информационной культуры личности студента важно понимание того, что заключено в его речи как результат внутренней психической деятельности обучающегося.

Литература:

1. Антонова С.Г. Информационное мировоззрение: к вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры. 1996. №3. С. 23-28.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М., 2002. - 332 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 480 с.

4. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2005. - 332 с.

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. - М., 2006. - С. 217.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

7. Семенюк Э.П. Глобализация и социальная роль информатики // НТИ. Серия 1. Орг. и методика информ. работы. 2003. №1. С. 1-10

8. Ситаров В.А. Дидактика. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

9. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики: учеб. пособие для вузов. - Воронеж, 2007. - 509 с.

10. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. - М.: Наука, 1975. - 380 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Приказ № 1426 от 04.12.2015 г.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Шибаев Владимир Петрович

Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Шибаева Людмила Михайловна

Северо-Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятию «качество обучения». Данное понятие многоаспектно и определяется результатом переговоров всех заинтересованных субъектов образования по ожидаемым требованиям - студентов, преподавателей, работодателей и др. Перед высшим образованием стоит сложная задача максимально учесть все эти требования, а перед государством -осуществить контроль и создать условия для повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.