ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
УДК 54(07.07):002.6+61(071.1):378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Блажко Н.Н., Фаращук Н.Ф.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждается проблема формирования информационной компетенции у студентов медицинских вузов на базе изучения химических дисциплин. Рассматривается применение для этих целей различных информационно-коммуникативных технологий.
Ключевые слова: информационная компетенция, химическое образование, информационные технологии.
FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF CHEMICAL EDUCATION
Blazhko N.N., Farashchuk N.F.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The article discusses the problem of buiding-up of information competence in students of medical universities based on the study of chemical sciences. Application of various information and communication techniques is considered.
Key words: information competence, chemical education.
Современный выпускник медицинского вуза должен овладеть не только динамическим набором знаний, умений, навыков, но и моделей поведения и личностных качеств, которые позволят ему стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться [3]. Поэтому важным условием повышения качества образования является внедрение и использование компетентностного подхода.
«Компетентностный подход» заключается в направленности процесса обучения на формирование и развитие базовых и предметных компетентностей личности. Данный подход может быть реализован и проверен только в процессе выполнения определенного комплекса действий [9]. Понятие «компетенция» в контексте ком-петентностного подхода имеет свою историю внедрения в образовательный про-
цесс. Условно можно выделить три этапа становления подхода в образовании: первый этап (1960-1970 гг.) - характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция» и созданием предпосылок разграничения понятий «компетенция» -«компетентность». Второй этап (19701990 гг.) - развернутое определение компетенции в работе Дж. Равена: «Компетенция состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга. Некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной. Эти компоненты могут дополнять и заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [15]. Третий этап (90-е годы) - определился с появлением в материалах ЮНЕСКО определенного перечня компетенций, который уже должен рассматриваться как конечный результат
образования. В своей работе И.А. Зимняя утверждает, что: «хотя само понятие «компетенция», входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, компетенция, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как ...», чем к полю «знаю, что ...» [6]. Другими словами, основанный на компетенции подход, прежде всего, подчеркивает практическую, действенную сторону образовательного процесса. Подход, основанный на понятии «компетентность», которое включает собственно личностные (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования [16]. Идеи модернизации образования на компетентностной основе в настоящее время активно обсуждаются и разрабатываются. По мнению
В.А. Болотова и В.В. Серикова: «природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельно-стного и личностного опыта» [2]. При этом необходимо обратить внимание на трактовку И.А. Зимней структуры компетентности, согласно которой: а) компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя; б) компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления; в) содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации и г) являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью ее реализации в любой требующей этого ситуации [6]. Наиболее комплексная классификация компетенций, предложенная И.А. Зимней, выделяет три группы:
1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;
2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;
3) компетенции, относящиеся к деятельности человека [7].
В частности, третья группа включает компетенции: деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий. В своей работе А.В. Хуторской выделяет 7 основных компетенций: ценностно-смысловую; общекультурную; учебно-познавательную; информационную; коммуникативную; социально-трудовую; личностного самосовершенствования» [20, 21].
ОПК 1 требует от обучающихся «готовность решать задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, информационно-коммуникативных технологий и учетом основных требований информационной безопасности». Таким образом, она подразумевает формирование у студента информационной или, по определению других авторов, - информационно-коммуникативной компетенции.
Программа информатизации образования в Российской Федерации потребовала применения информационно-
коммуникативных технологий в современном образовании в связи с невозможностью продемонстрировать сложные технологические устройства или процессы только вербальными средствами или с помощью доски и мела, а также с увеличением числа потенциальных источников информации, доступных для учителей и преподавателей, учащихся и студентов.
Информационная компетенция - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Основой для формирования высокого уровня информационной компетенции студентов являются «информационная грамотность» и «информационная культура». «Информационная грамотность» включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить,
оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Под «информационной культурой» понимают умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [19].
В структуре «информационной компетенции» можно выделить следующие компоненты: когнитивный - отражает процессы переработки информации на основе когнитивных актов (анализ поступающей информации); ценностно-мотивационный - характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе; технико-технологический - отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; коммуникативный - отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных); рефлексивный - заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в управлении поведением личности, а также в самореализации.
Информационная компетенция в образовательном процессе выполняет функции различного направления: познавательную, коммуникативную, адаптивную, оценочную (информативная), интерактивную, которые взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс в целостной системе знаний учащихся. Информационно-коммуникативные технологии повышают эффективность самостоятельной работы учащихся и студентов, дают новые возможности для выявления творческих способностей, позволяют разнообразить методы, используемые на занятиях, экономно использовать урочное время, увеличить объем преподаваемого материала преподавателем [10].
Процесс формирования информационной компетенции связан с формированием
четырех групп умений: поиск информации, обработка информации, представление информации и передача информации. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав и личностную значимость для студентов, позволяющие не только развить умение работать с различными источниками информации, уметь качественно и доступно ее переработать, но и научиться оперировать полученной информацией в разговоре, участвовать в дискуссиях и отстаивать свою точку зрения. На основе анализа современной методической литературы, нормативных документов, касающихся развития сферы образования можно, утверждать, что формирование и повышение уровня информационной компетенции студентов в процессе химической подготовки в высших учебных заведениях имеет большое значение.
Особый интерес вызывает возможность использования информационных технологий при изучении химических дисциплин в медицинских учреждениях. В настоящее время среди информационно-
коммуникативных технологий, для применения в высших учебных заведениях, можно выделить несколько форм.
1. Готовые электронные продукты: позволяют интенсифицировать деятельность преподавателя, позволяют повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности (на примере виртуальной химической лаборатории, разработанной для средней школы).
2. Мультимедийные презентации: позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией с определенной последовательностью и взаимосвязью.
3. Ресурсы сети Интернет и электронные библиотеки: позволяют получить учебно-значимую информацию, помогают студентам приобрести навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не
фрагментарно; выделять главное в информационном сообщении.
4. Интерактивная доска, на которой студенты могут видеть большие цветные изображения, схемы и диаграммы, которыми можно манипулировать.
5. Компьютерное оборудование для дистанционного обучения (чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, телеприсутствие).
Медиаобразование в методической системе преподавателя можно определить как использование методических приемов работы с учебной и внеаудиторной информацией с целью обучения химии, а также формирование критического отношения к получаемой информации - как учебной, так и внеаудиторной. Интеграция медиа-образования в химическое образование обеспечивает целесообразное сочетание внимания преподавателя к фактологической основе предмета с развитием критического мышления у студентов [14].
Главной отличительной чертой использования информационных технологий в химическом образовании является перераспределение информации на занятии. Диалог преподавателя со студентами сопровождается цифровым образовательным ресурсом, выступающим в роли третьего участника учебного процесса. При этом студенты превращаются в активных участников образовательного процесса, что приводит к значительному повышению их мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Главная цель применения информационно-коммуникативных технологий в химии -это повышение информативности, нагляд-
ности, привлекательности. Они формируют и развивают умение работать с химической информацией, тем самым повышают уровень информационной компетенции в сфере химического образования. Например, добавление к использованию видеофрагментов компьютерного моделирования процесса или явления позволяет сфокусировать внимание студентов на главном, создавая ощущение вхождения внутрь системы, а использование виртуальных лабораторий облегчает понимание сути химических процессов [1]. Глубокие знания химии студентам медицинских вузов дают возможность более глубоко изучить курсы медицинской физики, биоорганической химии, биохимии, а также сформировать базовые компетенции в системе образования провизоров. В последние годы необходимым условием совершенствования качества научных исследований в медицине стало широкое использование химических методов. Согласно современным требованиям развитие здравоохранения обостряет необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров в области фармакологии, фармтехнологии и биохимии, где особенно необходимо владение информационной компетенцией в области химии.
В заключение можно сказать, что проблемы обучения химии студентов медицинских вузов необходимо решать на основе современного информационного метода, так как химические дисциплины -это важнейший компонент базового общего высшего медицинского образования [22].
Литература
1. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29 - 30 июня 2004., г. Троицк Московской обл.: Изд-во «Тровант». - 2004. - С. 344-346.
2. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. № 10. 2003. - С. 8-14.
3. Гринченко, Е.Л. Анализ состояния проблемы самосовершенствования студентов медицинского вуза в свете компетентностного подхода [Текст] / Е.Л. Гринченко // Актуальные проблемы современной науки. - 2012. - № 1 (63). - С. 48-51.
4. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В. Дворецкая // Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 187-188.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. - М.: ООО «Издательство Ас-ртель». - 2004. - 78 с.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 42 с.
7. Зимняя, И.А. Статья «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования» [Текст] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - № 5. - С. 34-42. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
8. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова под. ред. Д.Ш. Матроса // Информатизация среднего общего образования: Научно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России. - 2004. -384 с.
9. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» [Текст] // Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования. - 2008. - 96 с.
10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001. № 1756-р.
11. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
12. Методические рекомендации. Использование информационных технологий и дистанционного обучения в образовательном процессе [Текст] / Сост.: Кочегарова Л.В., Борисович И.Е., Гурова О.В. - Ю.- С., издательство СОИПиПКК. - 2006. - 120 с.
13. Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. и др. Педагогика [Текст] / А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и [др.] // Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс. - 1997. - 512 с.
14. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В. Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров // Учебное пособие для студ. педвузов и системы по-выш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат. - М.: ИЦ «Академия». - 2002. - 272 с.
15. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / пер. с англ. /Дж. Равен. - М.: Когито-Центр. - 2002. - 396 с.
16. Сахарова, Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Текст] / Н. С. Сахарова // Вестник ОГУ. - 1999. - № 3. - С. 51-58.
17. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.К. Селевко // Серия «Энциклопедия образовательных технологий». - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. - 208 с.
18. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] // Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Минобразования. -2001. - 72 с.
19. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm.
20. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля. - 2002. - Центр «Эйдос». // Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
21. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. -М.: ИОСО РАО. - 2002. - С. 135-157.
22. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина // Академия педагогических наук СССР. - М.: Педагогика. - 1988. - 234 с.