Научная статья на тему 'Формирование информационной компетенции студента в условиях перехода вуза на систему зачетных единиц ECTS'

Формирование информационной компетенции студента в условиях перехода вуза на систему зачетных единиц ECTS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / формирование / информационная компетенция студента / система кредитов ECTS / competence / forming / informational competence of a student / system of ECTS credits

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прилепина Анна Васильевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной компетенции студента в условиях перехода на кредитную систему ЕСТS. Педагогический аспект проблемы повышения информационной компетенции будущих специалистов видится в поиске путей, условий и средств организации работы по формированию умений продуктивной работы с информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Students’ Informational Competence While Transferring Higher Educational Institutions to ECTS

The questions connected with the formation of students’ informational competence while transferring to credit system of ESTS are considered in the article. The pedagogical aspect of the problem of the future experts’ informational competence improving is seen as search of ways, conditions and means of the work organization on formation of productive skills work with information.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетенции студента в условиях перехода вуза на систему зачетных единиц ECTS»

УДК 378

ББК 74.58

Прилепина Анна Васильевна

аспирант г. Оренбург Prilepina Anna Vasilievna

Post-graduate Orenburg

Формирование информационной компетенции студента в условиях перехода вуза на систему зачетных единиц ECTS Forming Students' Informational Competence While Transferring Higher

Educational Institutions to ECTS

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием информационной компетенции студента в условиях перехода на кредитную систему ЕСТS. Педагогический аспект проблемы повышения информационной компетенции будущих специалистов видится в поиске путей, условий и средств организации работы по формированию умений продуктивной работы с информацией.

The questions connected with the formation of students' informational competence while transferring to credit system of ESTS are considered in the article. The pedagogical aspect of the problem of the future experts' informational competence improving is seen as search of ways, conditions and means of the work organization on formation of productive skills work with information.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, формирование, информационная компетенция студента, система кредитов ECTS.

Key words: competence, forming, informational competence of a student, system of ECTS credits.

Настоящее время характеризуется системой реформ высшего профессионального образования, которые, прежде всего, направлены на интеграцию российских университетов в международное образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций с целью повышения качества подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста. Требования к подготовке такого специалиста отражены в приказе

Министерства образования РФ от 15.02.05 № 40, в котором рекомендуется разработать Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [3] и «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) [6]. Основной причиной трактовки результата образования в терминах компетенция / компетентность, и соответственно, введения компетентностного подхода является его обусловленность общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики, и в частности, неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования», что связывается с Болонским процессом. Очень важно, что наряду с переходом на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), универсализацией преобразований в области степеней и их международного признания, принятия двух циклов обучения (достепенного и послестепенного), обеспечения студенческой и преподавательской мобильности, системы образовательных кредитов и их внедрения [1, с.21], Болонский процесс предполагает и определенную терминологическую унификацию. Это относится и к таким терминам, как компетенция / компетентность.

Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонского процесса подготовки высококомпетентного и конкурентоспособного специалиста, способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, обладающего информационной компетенцией, которая позволила бы ему свободно ориентироваться в информационном пространстве и активно включиться в самостоятельную познавательную деятельность в вузе. Современный специалист должен быть способен активно использовать свою

информационную компетенцию и в послеобразовательной деятельности в целях непрерывного прогрессивно-творческого саморазвития.

Как показывают немногочисленные исследования и эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц, главными проблемами вхождения отечественных университетов в международное образовательное пространство являются недостаточное знание иностранных языков и низкий уровень сформированности информационной компетенции студентов, аспирантов, преподавателей вузов. Необходимо выделить и слабую информированность общества о существовании новых, нетрадиционных для России программ обучения, непонимание многими работодателями квалификационных характеристик этих инновационных программ.

Из этого следует, что вопросы, связанные с формированием информационной компетенции студента в условиях системы кредитов, все еще не отвечают потребностям системы высшего профессионального образования и информационного общества. Следовательно, существует необходимость научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования информационной компетенции студента в условиях системы кредитов ЕСТS (Europe credit transfer system).

Педагогический аспект проблемы повышения информационной компетенции студента видится в поиске путей и средств организации работы по формированию умений сбора, хранения, переработки, распространения информации и развития познавательных, интеллектуальных качеств будущих специалистов в условиях перехода на кредитную систему ЕСТS. В связи с этим, мы выделили цель исследования, которая состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий эффективного формирования информационной компетенции студента в условиях системы ЕСТS. Мы предположили, что для успешного формирования информационной компетенции студента в вузе в условиях системы ЕСТS необходимыми будут такие условия, как:

• формирование у студента устойчивых умений и навыков работы со средствами информатики и вычислительной техники и применения информационных технологий по профилю их деятельности;

• соответствие содержания учебных планов и программ европейским общеобразовательным программам;

• внедрение новых информационных технологий в организацию учебного процесса и наличие современной технической (компьютерной) базы;

• научное обоснование и внедрение методического обеспечения поэтапной реализации процесса формирования информационной компетенции студента;

• высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий. Одна из важнейших задач исследования состоит в уточнении сущности

понятия «информационная компетенция студента». Это понятие на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. Авторы делают разные акценты в расшифровке этого понятия. К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационная компетенция.

В нашем исследовании мы придерживаемся мнения Э.Ф. Морковиной, которая определяет информационную компетентность как «профессионально-значимое интегративное качество личности, необходимое для ориентации и деятельности в информационном пространстве» [5, с.9]. Иными словами можно сказать, что в роли этого качества выступает совокупность знаний в информационно-коммуникационной области. Говоря об информационной компетенции, разделяя понятия «компетентность» и «компетенция», мы делаем

ударение на то, что эта категория имеет деятельную окраску, т.е. информационная компетенция это не только совокупность знаний, но еще и совокупность способов действий в информационном пространстве.

Таким образом, информационная компетенция студента — совокупность профессионоально-значимых взаимосвязанных качеств личности, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности и ориентацию в информационном пространстве.

На основе проведенного анализа современной педагогической литературы, в которой были представлены содержательные характеристики информационной компетенции, мы отобрали наиболее адекватные образовательным задачам в вузе. Среди них: знание информатики как предмета; знание особенностей информационных потоков в своей предметной области; свободное владение современными информационно-коммуникационными технологиями в любой сфере деятельности; умение грамотно и эффективно осуществлять поиск информации, выбирать информацию из разных источников (периодическая печать, учебная и научная литература, электронные коммуникации, средства массовой информации), обрабатывать, интерпретировать и представлять ее в различных формах; умение грамотно работать с источниками информации; умение пользоваться библиотечными фондами; умение оценивать степень достоверности источников информации; умение самостоятельно подготовить информационный продукт или проект (реферат, доклад, презентация, отчет, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, и т.д.) по заданной теме. На основе приведенных характеристик мы выделили следующие основные компоненты информационной компетенции студента:

- информационно-ценностный компонент, который заключается в создании условий для студента, которые способствуют свободному выбору приоритетов ценностей в информационном обществе для удовлетворения его потребностей;

- информационно-когнитивный компонент, который отражает знания об информации и информационных процессах; умение обрабатывать информацию на основе знаний о методах работы с ней: анализ поступающей информации, сравнение, обобщение, синтез, наблюдение, измерение, индукция, дедукция, представление, формализация, моделирование, прогнозирование, структуризация, систематизация, интерпретация, кодирование, декодирование, генерирование, индексация, организация хранения и восстановление информации.;

- информационно-аналитический компонент, который отражает правила и нормы обработки получаемой информации, обеспечивающие продуктивное и качественное выполнение профессиональной деятельности; способность критически относиться к распространяемой по каналам СМИ и компьютерным сетям информации;

-информационно-рефлексивный компонент, который заключается в способности осознавать собственный уровень саморегуляции, на основе которой происходит самоуправление личности собственным поведением; способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности.

Совокупность всех перечисленных компонентов информационной компетенции, на наш взгляд, должны обеспечить студента всеми необходимыми знаниями и умениями, необходимыми для жизнедеятельности в информационном пространстве.

Помимо уточнения понятия «информационная компетенция студента», выделения ее компонентов, определения критериев и показателей ее формирования, разработки модели формирования информационной компетенции студента в условиях системы ЕСТS. Перед нами стояла задача выявить эффективность этой модели в ходе опытно-экспериментальной работы.

Педагогический эксперимент проводился на базе Оренбургского государственного педагогического университета на основе выделенных пяти групп критериев и показателей, которые позволили установить уровни сформированности исследуемого качества и дифференцировать студентов на

уровневые группы. Разными видами эксперимента было охвачено 135 студентов и 36 преподавателей. Нами был проведен комплексный анкетный опрос с целью выявления степени осознания студентами значимости информационной компетенции для будущей профессиональной деятельности и создания мотивации для овладения информационной компетенцией в условиях системы ECTS. Данные анкетирования дополнялись другими методами исследования: тестирование, методы экспертных оценок, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, что способствовало накоплению эмпирического материала, представлению в общем виде состояния проблемы в практике вуза.

В ходе констатирующего эксперимента на основании разработанных и описанных нами критериев и показателей посредством анкетирования, бесед, педагогического наблюдения и тестирования были установлены исходные уровни сформированности информационной компетенции студентов. Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что если не ставить целью формирование информационной компетенции, то уровень ее сформированности у многих студентов будет минимальным, что может повлиять на качество его профессиональной деятельности и самореализацию. Кроме того, результаты эксперимента выявили отсутствие знаний у его участниках о целях, ведущих понятиях и принципах Болонского процесса, системе кредитов, в частности системе ECTS.

Для решения проблемы нами был разработан и предложен научно-методический комплекс, обеспечивающий эффективное формирование информационной компетенции студента и организацию образовательного процесса в условиях системы ECTS. Научно-методический комплекс по формированию базисных знаний, умений и навыков при работе с информационными объектами, в том числе при помощи технических и программных средств включает в себя разработанные лекции и лабораторные работы по предмету «Информатика» и «Программное обеспечение ЭВМ», тестовые задания, позволяющие проводить постоянный мониторинг

исследуемого качества, т.е. информационной компетенции. Для того чтобы раскрыть студентам и преподавателям цели, ведущие понятия и принципы Болонского процесса, дать первоначальное представление об организации образовательного процесса по системе ECTS, мы разработали спецкурс «Информационная компетенция студента в условиях системы ECTS», который также будет способствовать увеличению уровня информационной компетенции студента.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что для успешного и эффективного формирования информационной компетенции студента в условиях системы кредитов также необходимыми будут следующие педагогические условия: формирование у студентов устойчивых умений и навыков работы со средствами информатики и вычислительной техники и применения информационных технологий по профилю их деятельности; соответствие содержания учебных планов и программ европейским общеобразовательным программам; внедрение новых информационных технологий в организацию учебного процесса и наличие современной технической (компьютерной) базы; научно обосновано и внедрено методическое обеспечение поэтапной реализации процесса формирования информационной компетенции студентов; высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.

Информационная компетенция является частью широкой и сложной проблемы профессиональной деятельности человека и имеет большое значение в подготовке будущего специалиста и компетентностного члена информационного общества.

Библиографический список

1. Акулова О. В., Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации [Текст]:2-е изд., стереотип./ О. В. Акулова, Н. А. Вершинина, О. Б. Даутова. / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 175 с.

2. Байденко, В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи,

перспективы» [Текст]. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] - М., 2002. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.htm.

4. Морковина, Э. Ф. Развитие информационной компетентности студентов в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Морковина Эльвира Фаридовна.- ОГПУ. - Оренбург, 2005. - 19 с.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. [Электронный ресурс] - М., 2001. -Режим доступа: http://cebe.sib.ru/doc2.zip.

Bibliography

1. Akulova O.V., Russian Higher School in European Educational Space: Methodological Manual on the Organization of Experimental Work in Context of Bologna Declaration Ideas [Text]: O.V. Akulova, N.A.Vershinin, O.B.Dautova. / Under the editorship of A.P. Tryapitsina.-SPb.: A.I.Herzen's RGPU Publishing House, 2007.- 175 p.

2. Baydenko V. I., .Competences: To Development of Competence Approach // Works of a Methodological Seminar «Russia in Bologna Process: Problems, Aims, Prospects» [Text]. - М.: Experts Quality Preparation Problems Research Center, 2004.

3. The Concept of Modernization of Russian Education for the Period till 2010. [an electronic resource] - M., 2002. Mode of Access: <http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html>.

4. Morkovina, E.F. Development of Students' Informational Competence in the process of Education: abstract. dis. ... can. Ped. Sciences: 13.00.01 / Morkovina E. F.-ОГПУ. - Orenburg, 2005. - 19 p.

5. Strategy of General Education Contents Modernization. Materials for Development of Documents on General Education Updating. [Electronic Resource]-M, 2001. - Mode of Access:<http: // cebe.sib.ru/doc2.zip>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.