Научная статья на тему 'Педагогический потенциал кредитной системы в формировании информационной компетенции студента'

Педагогический потенциал кредитной системы в формировании информационной компетенции студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / POTENTIAL / COMPETENCE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прилепина Анна Васильевна

В статье рассматриваются цели, положения и принципы кредитной системы ECTS, ее структура и педагогический потенциал в формировании информационной компетенции студента, который раскрывается через возможности стимулирования мотивации студента в успешном усвоении образовательной программы, информационных дисциплин за счет внедрения кредитной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic potential of credit system in formation of the information competence of the student

Purposes, positions and principles of credit system ECTS, its structure and pedagogic potential in formation of the information competence of the student which reveals through opportunities of stimulation of motivation of the student in successful mastering educational program, information disciplines due to introduction of credit system are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал кредитной системы в формировании информационной компетенции студента»

грамму ее профессионального обучения, где основным способом формирования гуманитарных знаний и умений студентов является интеграция, системообразующим звеном в которой можно выделить культурологические циклы [8].

В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать гуманитаризацию как особую организацию деятельности высшего учебного заведения, при которой происходит проникновение гуманистических идей и гуманитарной культуры в целом в содержание всех сфер жизнедеятельности вуза, преподавателей и студентов. Таким образом, можно говорить о необходимости создания гуманитарной среды, духовно богатой атмосферы, формирующей ценностные ориентации, мировоззрение, а также целостное развитие самой личности обучающегося, что является одной из приоритетных задач в усовершенствовании системы высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. - 2007. - № 6. -С. 3-10.

2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. Учеб. пособие. - СПб., 2007.

3. Зинченко В.П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М., 1993. - С. 239-240.

4. Ильинский И. М. О высшем образовании для XXI века // Знание. Понимание. Умение. - 2006. -№ 4. - С. 8-15.

5. История философии: Энциклопедия. - Минск: «Интерпрессервис»; «Книжный дом», 2002.

6. Краткий словарь системы психологических понятий / под ред. К.К. Платонова. - М., 1984.

7. Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. -60 с.

8. Надеева М.И. Теория и практика гуманитаризации высшей технической школы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1998. - 36 с.

9. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

10. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.

11. Рубанцова Т.А. Основные парадигмы гуманизма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 5. - М., 2005. - С. 171172.

12. Шеховцов А.Н. Человек-гуманист как условие формирования цивилизации будущего // Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в высшей школе: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. г. Волжский, 20 октября 2003 г. / сост. и науч. ред. В.А. Мейдер; отв. за вып. М.М. Гу-зев. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2004.

13. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991.

14. Яковец Ю.В. Ритмы смены цивилизаций и исторические судьбы России: Науч. доклад на VI междунар. дискуссии. - М., 1994. - С. 56.

15. Яновский Р. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М., 1999.

УДК 378-057.875

Прилепина Анна Васильевна

Оренбургский государственный педагогический университет

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются цели, положения и принципы кредитной системы ECTS, ее структура и педагогический потенциал в формировании информационной компетенции студента, который раскрывается через возможности стимулирования мотивации студента в успешном усвоении образовательной программы, информационных дисциплин за счет внедрения кредитной системы.

Ключевые слова: потенциал, компетенция, формирование, информационная компетенция студента, кредитная система ECTS.

Одним из организационных условий перехода российских вузов к реализации подписанных европейских соглашений является использование кредитной системы (системы кредитов) или системы зачетных единиц. Европейская система перевода кредитов ECTS является рекомендуемой системой для упрощения

перехода из одного вуза в другой, для повышения свободы выбора образовательной траектории студентами, а также для повышения конкурентоспособности европейской системы образования.

Система ECTS первоначально предназначалась для решения мобильности студентов и создания привлекательности европейской системы образова-

© Прилепина А.В., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

115

ния. В настоящее время цели и задачи внедрения ECTS расширились, что позволяет рассматривать эту систему как: инструмент реформирования учебных планов (стандартов) в национальных системах высшего образования европейских стран; систему накопления (аккумулирования) кредитов для обучения взрослых на протяжении всей жизни; средство расширения доступа на рынок труда [4].

Можно выделить следующие исходные положения и понятия ECTS:

1. ECTS является системой, прежде всего ориентированной на студентов. Студенты обязаны выполнять определенную нагрузку для освоения учебных программ. Результаты обучения необходимо отражать в выпускных документах.

2. Кредиты выделяются для всех теоретических и практических компонентов программы (таких, как модули, курсы, практики, дипломная работа и др.). Они отражают количество работы, затраченной на этот компонент, от общего количества работы, которую необходимо выполнить в течение учебного года.

3. Кредиты получают после завершения работы и получения оценки.

4. Основные инструменты ECTS: учебный договор (Learning Agreement), каталоги (программы) курсов (Course Catalogue), зачетная книжка (Transcript Records).

5. Накопительная система ECTS используется для описания всего курса программы на основе его длительности. За 3-4 года требуется набрать 180-240 зачетных единиц (не менее 60 кредитов за 1 год).

6. Кредиты не обеспечивают автоматического переноса (перевода), а только содействуют признанию квалификаций.

7. Приложение к диплому (Diploma Supplement) и ECTS только обслуживают процесс принятия решений и признания квалификаций и периодов [5].

Мы рассматриваем кредитную систему ECTS как единую систему оценки учебной трудоемкости, позволяющую выстраивать образовательный процесс современного вуза, ориентированного на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний студентами на основе индивидуализации, выбора образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов (зачетных единиц). Кредиты являются количественным показателем, которые присваиваются отдельному учебному курсу, учитывая время, потраченное на изучение курса, его сложность, профессиональную значимость, профильность и другое. Система кредитов призвана обозначать объем учебной нагрузки и временные затраты, необходимые для освоения того или иного курса или учебной программы в целом, влияющая на повышение мотивации студента, скорости и успешности усвоения им знаний за счет более высокой дифференциации оценки

учебной работы (балльно-рейтинговая система), стимулирование регулярной и результативной самостоятельной работы за счет возможности студенту формировать собственную образовательную траекторию.

Цель системы кредитов соотнесена с мировыми тенденциями, в которые включилась Россия, и соотносится с результатом образования, выраженном в подготовке высококвалифицированного специалиста с набором сформированных ключевых компетенций, в том числе и информационной. Поэтому подцелью образовательного процесса вуза на основе кредитной системы является формирование интегративного качества личности студента-выпус-кника, обеспечивающее успешную интеграцию в информационное пространство и самореализацию в профессиональной деятельности и социально-экономической реальности - информационной компетенции.

Понятие «педагогический потенциал» мы рассматриваем как свойство исследуемого объекта иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе ее образования (Н.А. Аминов, Е.Н. Волкова, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов, Ю.И. Турчанинова).

Педагогический потенциал системы ECTS в формировании информационной компетенции студента раскрывается через возможности стимулирования мотивации студента в успешном усвоении образовательной программы, информационных дисциплин за счет внедрения кредитной системы, которая также предполагает параллельное использование: модульной системы обучения, балльно-рейтинговой системы, индивидуальных форм обучения и специальным образом организованной самостоятельной работы студента.

Идеи модульного обучения раскрываются в работах зарубежных ученых: Б.Ф. Скиннера, Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуенса. Мы придерживаемся мнения П.А. Юцявичене [6], который определяет модуль как блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выявить его высокую технологичность, которая определяется: структуризацией содержания обучения; четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы; вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Таким образом, педагогический потенциал модульного обучения в целом видится в гибком построении образовательного процесса, содержа-

ния дисциплин из блоков; интегрировании различных видов и форм обучения, выборе наиболее подходящих из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе. Кроме того, модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность обучения путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения в рамках системы ЕСТ^.

Для детализации результатов обучения студентов с учетом основных положений ECTS эффективным представляется введение балльно-рейтинговой системы, которая является одной из составляющих мероприятий университета по интеграции в европейское образовательное пространство. Балльно-рейтинговая система оценки знаний является необходимым элементом модульного обучения, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля, каждого вида учебной деятельности, а также одним из средств формирования информационной компетенции студента.

Основными целями балльно-рейтинговой системы являются:

1. Повышение качества подготовки студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.

2. Стимулирование систематической учебной работы студентов в течение всего периода обучения.

3. Стимулирование мотивации студента в успешном усвоении образовательной программы.

4. Развитие навыков исследовательской работы и других форм деятельности студентов в университете [2].

Балльно-рейтинговая система позволяет студенту самостоятельно планировать последовательность и график выполнения учебных заданий, самому распоряжаться своим временем, углубленно изучать интересующие области науки, постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий, сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов.

Европейские университеты и ряд российских вузов в рамках реализации кредитной системы выбирают свою шкалу оценок. Чаще всего используют цифровое (01 до 100 баллов) и буквенное (А, В, С, D, F со знаками плюс и минус) оценивание знаний студентов [1].

По нашему мнению, сочетание кредитной и балльно-рейтинговой систем имеет преимущества и большой педагогический потенциал не только в формировании информационной компетенции, а в целом для всей образовательной системы, так

как она: способствует проявлению индивидуальноличностных качеств студента; помогает точнее оценить уровень знаний студентов, устраняет субъективизм преподавателя; требует от студента постоянной ритмичной работы в течение всего семестра, стимулирует планомерную работу студента; развивает мотивацию к учению за счет стремления соответствовать высокому рейтингу (набрать как можно больше баллов, а следовательно, и зачетных единиц); способствует своевременному и творческому выполнению заданий, достижению успешных результатов обучения, сформированности устойчивой системы знаний; способствует становлению адекватных, ясных отношений между студентом и преподавателем за счет соблюдения оговоренных заранее правил данной системы оценивания [1; 2].

Введение системы зачетных единиц ECTS способствует переходу от коллективной к индивидуальной форме обучения, что предполагает личное участие каждого студента в формировании образовательной траектории (составление личного индивидуального плана на каждый учебный год, возможность выбора определенных дисциплин), стимулирование регулярной и результативной самостоятельной работы, усилению образовательной программы за счет более высокой дифференциации оценки учебной работы студента [3].

Индивидуальная работа студентов является формой организации учебного процесса, которая предусматривает создание условий для наиболее полной реализации творческих возможностей студентов через индивидуально направленное развитие их способностей, научно-исследовательскую работу и творческую деятельность. Индивидуальные занятия проводятся под руководством преподавателя с одним или несколькими студентами в неаудиторное время, составленным кафедрой и утвержденным деканом факультета. Такие занятия на младших курсах направляются по большей части на углубленное изучение студентами отдельных учебных дисциплин, на старших они имеют научно-исследовательский характер. К видам индивидуальной работы относятся консультации, тестирование, индивидуальное учебное задание (разработка конспекта по определенной теме, аннотация прочитанной учебной литературы), написание курсовой, квалификационной, дипломной работ.

Система кредитов ECTS особое значение уделяет организации самостоятельной работы студента, которая является одним из составляющих средств формирования информационной компетенции студента. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

117

Усиление роли самостоятельной работы студентов (50% от общего объема учебного времени) означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидак-тических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления студентов на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель организации самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Работа по совершенствованию планирования и организации учебного процесса на основе системы кредитов ECTS, внедрению новых систем оценки всех видов деятельности студента, увеличению роли самостоятельной работы студента, обеспечению свободы кафедр вуза в формировании образовательных программ, расширению возможностей студентов в индивидуализации подготовки по выбранной специальности способствует не только формированию высокого уровня информационной компетенции, но и повышению качества высшего образования в целом, а также интеграции образования в общеевропейское образовательное пространство. Кредитная система может значительно изменить работу студентов, а именно:

- поставить студентов перед необходимостью систематической учебной работы в течение всего учебного года;

- дать возможность выбора студентам индивидуальной траектории обучения, то есть обеспечит вариативность образования;

- предоставить возможность посещения занятий на других направления и специальностях при соответствующем согласовании расписания, изучения дополнительных дисциплин, освоения смежных специализаций, или получении дополнительных квалификаций;

- обеспечить доступ к учебным курсам и академической жизни в других вузах, в том числе и за рубежом, гарантируя академическое признание результатов обучения при наличии согласования об-

разовательных программ российских и зарубежных университетов,

- стимулировать студента к регулярной самостоятельной работе в течение всего периода обучения, что позволит ему выработать навыки самостоятельного поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний.

Главная цель реализации системы ECTS - повышение качества профессионального образования. Залог успешной реализации системы кредитов видится в активном участии студентов и преподавателей в модернизации учебного процесса. Для полной реализации системы ECTS в образовательном процессе вуза потребуется несколько лет, поскольку преподаватели, тьюторы, кафедры, деканаты будут находятся в поиске оптимальных форм ее использования, так как переход к системе кредитов потребует значительных перемен и изменений в нормативных документах, принципах организации учебного процесса, содержании и структуре государственных образовательных стандартов, учебных планах и программах курсов, определит вопрос об уровне требований, которые предъявляются в разных вузах к оценке знаний студентов.

Библиографический список

1. Акулова О.В., ВершининаН.А., Даутова О.Б. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: метод. пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 175 с.

2. Болонский процесс. - Южно-уральский государственный университет, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fc.susu.ac.ru/ ects.htm#04 (дата обращения: 17.01.2009).

3. ВиландеберкА.А., ШубинаН.Л. Новый учебный процесс: Коротко о главном: метод. пособие для преподавателей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2007. - 54 с.

4. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 434 с.

5. Принципы системы ECTS в едином европейском образовательном пространстве. - 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pdf4.ru/text2029/ects_principals.html (дата обращения: 23.12.2008).

6. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.

7. Diploma Supplement - Общеевропейское Приложение к диплому. - Всемирный университет развития науки, образования и общества (WUDSES) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.wudses.org/ru/postgraduate/DS/ (дата обращения: 13.01.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.