Научная статья на тему 'Комплексная информационная система формирования кредитных единиц учебного процесса'

Комплексная информационная система формирования кредитных единиц учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНО-ЗАЧЕТНАЯ ЕДИНИЦА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СТУДЕНТА / НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / STUDENT'S CURRICULUM / TEACHERS' LOAD / INFORMATION SYSTEM / CREDIT-CREDIT UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутикова Маргарита Ивановна, Суеткина Марина Александровна

В статье представлена информационная система комплексного формирования индивидуальных учебных планов студентов, перевода академических часов в кредитные единицы нагрузки преподавателей во взаимосвязи с индивидуальными планами студентов на основе алгоритмов перевода нагрузки преподавателей в кредитные единицы, структура электронной зачетной книжки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутикова Маргарита Ивановна, Суеткина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная информационная система формирования кредитных единиц учебного процесса»

вать целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива, повышение профессиональной квалификации, педагогического мастерства и профессионально-педагогической культуры учителей; выработку единых требований для педколлектива [3].

Особенности управления профессиональным учебным заведением определяются их спецификой. Содержание образования зависит от отрасли промышленности, сложности промышленного оборудования, степени автоматизации производства. Обучение профессиям для высокотехнологичных производств должно осуществляться на современном оборудовании, в противном случае будет невозможно обеспечить качество профессиональной подготовки. Централизованное снабжение профессиональных учебных заведений наглядными средствами обучения, лабораторным оборудованием прекратилось свыше 25 лет назад. Преодолеть разрыв между возможностями бюджетных профессиональных колледжей и потребностями предприятий в подготовке высококвалифицированных кадров позволяет их сотрудничество с базовыми предприятиями. Череповецкий индустриальный колледж несколько десятилетий успешно сотрудничает с гигантом черной металлургии ОАО «Северсталь». Для подготовки прокатчиков, сталеплавильщиков, сварщиков, станочников требуются станки, лабораторное оборудование, симуляторы оборудования, металлопрокат, инструменты, которые частично могут быть предоставлены предприятием, заинтересованным в квалифицированных кадрах.

Таким образом, в управлении развитием профессионального образовательного учреждения важно, чтобы деятельность педагогического коллектива начиналась с анализа исходного состояния учебновоспитательного процесса. Цели и перспективные направления развития должны определяться на основе проведенного анализа. Все изменения осуществляются для повышения качества профессиональной подготовки, с целью удовлетворения запросов потребителя услуги - потенциального работодателя выпускников, поэтому направления развития необходимо согласовывать с заказчиком кадров. Планируя деятельность образовательного учреждения, не-

обходимо расставить приоритеты. Первоочередные изменения должны коснуться совершенствования учебно-материальной базы. Деятельность педагогов должна стимулировать их творческую активность и заинтересованность. Активизации творческого потенциала способствуют конкурсы профмастерства, мастер-классы, педагогические чтения, научнопрактические конференции студентов, руководителями которых являются преподаватели, и т. д.

Для повышения эффективности деятельности, направленной на развитие колледжа, важно привлекать всех членов педколлектива к планированию и реализации планов развития; доведя до коллектива перспективы, связанные с введением инноваций, руководитель создает команду единомышленников, сознательно и качественно выполняющих свою работу.

В состав программы развития колледжа может входить несколько отдельных проектов, к реализации которых могут быть привлечены педагоги. Совершенствование учебно-материальной базы требует разработки проектов лабораторий, кабинетов, оснащения мастерских; повышение квалификации педагогических кадров предполагает разработку программ семинаров, педагогических советов, конкурсов профессионального мастерства, программы школы молодого педагога и др. Повышение качества профессиональной подготовки требует разработки программы партнерского сотрудничества с представителями базового предприятия, программ стажировок мастеров производственного обучения. Привлечение педагогов к разработке одного или нескольких проектов увеличивает степень их причастности к общему делу, позволяет разбудить творческий потенциал коллектива.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1. - М., 2008.

2. Панферова, Н.Н. Управление в системе образования / Н.Н. Панферова. - Ростов н/Д, 2010.

3. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004. - Разд. 2. - С. 146 - 312.

УДК 05.13.18

М.И. Шутикова, М.А. Суеткина

КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ЕДИНИЦ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В статье представлена информационная система комплексного формирования индивидуальных учебных планов студентов, перевода академических часов в кредитные единицы нагрузки преподавателей во взаимосвязи с индивидуальными планами студентов на основе алгоритмов перевода нагрузки преподавателей в кредитные единицы, структура электронной зачетной книжки.

Информационная система, кредитно-зачетная единица, индивидуальный план студента, нагрузка преподавателя.

The article presents the information system of complex formation of students’curriculum; transfer of academic hours in credit units of teachers’ load in relation to students’ curriculum based on algorithms of transfer of teachers’ load in credit units, the structure of an electronic test book.

Information system, credit-credit unit, student’s curriculum, teachers’ load.

Стремительно развивающиеся процессы объединения во всех сферах мирового сообщества находят отражение в интегративном характере образовательных систем различных стран, поддерживаются бурными темпами развития информационных технологий и опираются на Европейскую систему перевода, накопления кредитов (кредитных единиц). European Credit Transfer System (ECTS) - одна из новаций, распространившихся в образовательной практике стран Европы в ходе так называемого Болонского процесса.

Официально задача внедрения системы зачетных единиц по типу ECTS была поставлена перед органами управления образованием и академической общественностью в Плане мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002 - 2010 гг.

Основанием для внедрения балльно-рейтинговой системы и системы кредитно-зачетных единиц оценки успеваемости знаний студентов явились федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 3-го поколения и ряд документов, регламентирующих образовательную деятельность в системе высшего профессионального образования (ВПО) [1], [2].

Существующая балльно-рейтинговая система организации учебного процесса, разработанная для государственных образовательных стандартов 2-го поколения, не в полной мере удовлетворяет требованиям ФГОС, особенно в части реализации образовательных программ на основе кредитно-модульной системы. Следовательно, создание комплексной информационной системы обеспечения уровневой подготовки позволит преодолеть данное противоречие.

Развитие системы профессиональной подготовки на основе ФГОС и кредитно-модульной системы организации учебного процесса позволяет сделать вывод о необходимости разработки организационнометодического комплекса, являющегося технологической основой создания комплексной подготовки и оценки индивидуальных образовательных достижений как системы теоретических положений, описывающих упорядоченную совокупность приемов и способов организации учебно-технологических процессов: подготовки учебно-организационного обеспечения, учебно-методических материалов (модулей); определения требований к результатам подготовки; планирования мероприятий контрольнооценочной деятельности.

Для реализации ФГОС ВПО разработаны примерные рабочие учебные планы по реализуемым направлениям подготовки.

Обучение в рамках нелинейной схемы организации учебного процесса ведется по базовым учебным планам, разработанным в соответствии с ФГОС ВПО.

Трудоемкость базового учебного плана основной образовательной программы (ООП) бакалавриата, магистратуры и специалитета по очной форме обучения за учебный год составляет 60 зачетных единиц (з. е.). Трудоемкость одного семестра составляет 30 з. е.

Индивидуальный учебный план на каждый учебный год формируется студентом.

Индивидуальный учебный план студента включает в себя: базовую (обязательную) часть, состоящую из общих дисциплин по направлению (специальности) и определяющую содержание и общую трудоемкость работы каждого студента; вариативную часть, состоящую из дисциплин курсов по выбору студента, дисциплин специализации, определяющих его образовательную траекторию.

На основе индивидуальных планов студентов рассчитывается нагрузка преподавателей.

Разработанные структурно-логическая и семантическая модели учебной среды, алгоритм движения потоков данных позволили реализовать комплексную информационную систему поддержки учебного процесса в рамках ФГОС [4].

Программное средство и разработанная информационная система выполняют следующие задачи:

1. Формирование учебного плана по институту:

- формирование учебного плана по специальности, включающего в себя федеральный компонент (базовую часть), региональный компонент и дисциплины по выбору (вариативная часть) (с расчетом кредитно-зачетных единиц по дисциплинам плана);

- добавление новой дисциплины при изменении учебного плана;

- редактирование/удаление дисциплин при внесении изменений в учебный план (по часам и по кредитам);

- формирование нагрузки по дисциплинам и в кредитных единицах по преподавателям (учет базовой и вариативной части учебного плана).

2. Формирование индивидуальной учебной траектории студента, включая:

- выбор студентом специальности в информационной системе института, курса и группы. Предоставляется возможность выбрать свою фамилию из списка группы. При этом для данного студента выводятся дисциплины федерального компонента и количество зачетных единиц по дисциплинам. Студенту дается возможность самостоятельно сформировать учебный план, добавив дисциплины из вариативной части. При добавлении каждой новой дисциплины рассчитывается сумма кредита в целом за год обучения;

- добавление нового студента при его зачислении;

- удаление студента при его отчислении;

- формирование индивидуального учебного пла-

на (ИУП) студента на основе выбора им вариативной части учебного плана;

- формирование электронной зачетной книжки студента. Электронная зачетная книжка связана с индивидуальным учебным планом студента, с модульной структурой изучения дисциплин, с преподавателями, с рейтинговым учетом изучения дисциплин и переводом в кредитно-зачетные единицы.

Комплексная информационная система формирования учебных планов, нагрузки профессорско-преподавательского состава, расчета кредитнозачетных единиц позволит обеспечить методически и организационно образовательный процесс уровне-вой подготовки в вузе [4], [5].

Работа студента выполняется с помощью приложения «Для студента».

В данном приложении работа ведется при использовании четырех вкладок: «Базовая часть», «Вариативная часть», «Изменить вариативную часть», «ЭЗК».

На вкладке «Базовая часть» можно просмотреть дисциплины, которые входят в обязательный список для изучения. Для этого необходимо нажать кнопку «Просмотр» (рис. 1).

На вкладке «Вариативная часть» выводятся дисциплины вариативной части вузовского компонента, и студенту предлагается выбрать дисциплины и курсы по выбору (рис. 2). При двойном щелчке мыши на названии дисциплины выводятся сведения по этой дисциплине во второй таблице. Студент может отменить выбор. При нажатии на кнопку «Сохранить план» индивидуальный план для студента будет сохранен, после чего его можно только изменить на вкладке «Изменить вариативную часть». При успешном сохранении данных система выдает об этом сообщение. Данные выводятся в MS Excel в специи-

альной форме, и при необходимости план можно распечатать.

После выбора студентом дисциплин подсчитывают сумму кредита на основе кредитных единиц за базовую часть и кредитных единиц выбранных студентом дисциплин. В зависимости от общей суммы кредитных единиц, которая составляет не менее 58,5 - 60 к. е., можно произвести корректировку выбранных дисциплин [3].

При первом посещении вкладки «ЭЗК» студент может сформировать на ней свою электронную книжку, а затем, выбирая семестр обучения, просматривать эту книжку.

Работа профессорско-преподавательского состава ведется с помощью приложения «Для Преподавателя». Существует возможность работы с четырьмя вкладками: «Распределение дисциплин», «Просмотр нагрузки», «Внесение данных в ЭЗК», «Общая нагрузка».

Вкладка «Распределение дисциплин». На данной вкладке выполняется распределение дисциплин кафедры между преподавателями, контроль выхода часов и кредитных единиц за допустимые рамки.

Вкладка «Просмотр нагрузки». На данной вкладке можно просмотреть нагрузку по заданной фамилии преподавателя кафедры (рис. 3).

Выбираем из списка фамилию преподавателя кафедры. Для данной фамилии выводятся дисциплины базовой части студентов и дисциплины вариативной части студентов. При двойном щелчке на названии дисциплины вариативной части выводится количество студентов, выбравших данную дисциплину.

Вкладка «Внесение данных в ЭЗК». В первой таблице двойным щелчком мыши выбирается группа и дисциплина. Во второй таблице выводится список студентов данной группы. Преподаватель вносит изменения в таблицу и данные сохраняются.

7 * Формирование учебного плана

Институт информационных технологий Базовая часть ) Вариативная часть | Изменить вариативную часть | ЭЗК | Номер специальности 010500.68 Фамилия ИО Белова А.Ю Группа 1ПМм51 Курс 5

2010/2011

Просмотр

Код Дисциплина Кредит Лек Практ | Лаб -

Федеральный компонент

Семестр 9

ДНМ.01 Современные проблемы прикладной математики и инфор 2 38 19 0

ДНМ.02 Современные компьютерные технологии 2 19 0 38

ДНМ.ОЗ История и методология прикладной математики и инф 2 38 19 0

ДНМ.04 Иностранный язык 1 0 76 0

СДМ.01 Основы искусственного интеллекта 2 38 о Си со

СДМ.02 Методика преподавания информатики 3 38 0 19

РМ.00 Работа магистра(в том числе практики) 1 0 57 0

Семестр 10

ДНМ.01 Современные проблемы прикладной математики и инфор 1 38 19 0

ДНМ.02 Современные компьютерные технологии 1 19 0 38

ДНМ.ОЗ История и методология прикладной математики и инф 1 38 19 0

ДНМ.04 Иностранный язык 1 0 76 0

СДМ.01 Основы искусственного интеллекта 2 38 0 38

сдм.оз Информационная безопасность компьютерных систем 3 38 0 19

СДМ.04 Технологии разработки программного обеспечения 1 19 0 0

РМ.00 Работа магистра(в том числе практики) 1 0 57 0

v

Сумма кредита за дисциплины базовой части на учебный год: 28

Рис. 1. Окно просмотра базовой части индивидуального плана студента

Формирование учебного плана

Институт информационных технологий Базовая часть Вариативная часть | Изменить вариативную часть | ЭЗК |

Выбранные дисциплины

□(о®

код |дисц ауд сем кред |контроль -I

ДНМ.В.00 Некорректные задачи и методы их решения 104 10 1 зачет

► ДВМ.00 ІАктуарная математика і 5Б 10 1 зачет

V

£0 (>

Дисциплина Лек Практ Лаб

Н екорректные задачи и методы их решения 56 0 48

Актуарная математика 38 0 18

Изменить выбор | Кредит за базовую часть на учебный год 28 Кредит за вариативную часть на учебный год 2 Общая сумма кредита на учебный год 30

Сохранить план Печать

Рис. 2. Окно выбора дисциплин вариативной части индивидуального плана студента

ЗГппс [Г1ЦШ

Институт 3 Год [гоШогГЗ]

Кафедра (Прикладная математика Распределение дисциплин Просмотр нагрузки | Внесение данных в ЭЗК | Общая нагрузка ]

По преподавателю |МУХИН В.В.| Должность профессор Всего часов 252,00 Максимальный кредит 16

п „ „ Степень доктор наук Всего к.е. 13,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дисциплины базовой части '

код дисц Чепец курс сем группа Вс_ауд_ч ке ■А-

► ДНМ.01 Современные проблемы прикладной математики и инфор 010500. 68 5 Э 1 ПМм51 57

ДНМ.01 Современные проблемы прикладной математики и инФор 010500.68 5 10 1ПМм51 57 =

РМ.00 Работа магистра(в том числе практики) □10500.68 5 Э 1 ПМм51 57

РМ.00 Работа магистра(в том числе практики) 010500. Б8 5 10 1 ПМм51 57

РМ.00 Работа магистра[в том числе практики) 010500.68 Є 11 ІПМмЄІ 57

0

же 1>.

Дисциплины вариативной части

код Тдисц | Чепец I курс |сем | группа | В с_ауо^ч | ке 1-І

► ДНМ.В.00 Некорректные задачи и методы их решения 010500.68 5 10 1ПМм51 104 ІН

ДНМ.В.00 Некорректные задачи и методы их решения 010500.68 Є 1111 ПМмЄ1 104

м

ІН >

Количество студентов, выбравших дисциплину 0

Рис. 3. Просмотр нагрузки (в часах и кредитах) выбранного преподавателя

Разработанная информационная система отвечает установленным требованиям в соответствии с поставленными задачами. Обеспечивает формирование индивидуальной учебной траектории студентов и создание его электронной зачетной книжки, обеспечивает формирование учебного плана на кафедре и в институте в соответствии с планами студентов.

Приложение осуществляет непосредственный доступ к базе данных, выполняет минимальный набор действий для функционирования информационной системы и реализации информационной составляющей организации учебного процесса.

Очевидна целесообразность применения комплексной информационной системы поддержки об-

разовательного процесса каждым вузом для самостоятельного расчета трудоемкости обучения в кредитах и закрепления этих расчетов в соглашениях, заключаемых с вузами-партнерами по академической мобильности студентов и преподавателей, что соответствует Концепции модернизации российского образования.

Литература

1. Временное положение о модульной организации учебного процесса в системе зачетных единиц. Разработано и внесено Квасниковой Н.М., Беловой М.Г. Утверждено и введено в действие приказом ректора № 01-05-253 от 15.06.2009 г. - Череповец, 2009.

2. Письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г.

№ 14-52-988ин/13 «О направлении методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах». -ЦКЬ: http://magister.marketing.rea.ru/ibs/Russian/maincata-

^ /Studying/mater/Letter.htm

3. Шутикова, М.И. Структурно-функциональная модель и автоматизированная информационная система организации учебного процесса вуза / М.И. Шутикова, М.А. Суеткина // Череповецкие научные чтения. Ч. 3. Технические, естественные и экономические науки. - 2010. -С. 140 - 143.

4. Шутикова, М.И. Кредитно-модульная система учебного процесса в вузе на основе информационно-коммуникационного сопровождения / М.И. Шутикова, И.А. Чес-нокова, М.А. Суеткина. - Череповец, 2011.

5. Шутикова, М.И. Информационно-коммуникационная поддержка кредитно-модульной организации учебного процесса / М.И. Шутикова, М.А. Суеткина // Научная мысль: ежеквартальный науч.-метод. журн. / Филиал ФГБОУ ВПО «Санк-Петербургский государственный ин-женерно-зкономический университет» в Череповце. -2011. - № 1. - С. 44 - 47.

УДК 316.614.6

Е.В. Яковлева

УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСРЕДАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», проект № 110601065а

В статье представлены результаты экспериментального исследования угроз социального развития младших школьников, позволяющие определить перечень наиболее опасных факторов в различных микросредах жизнедеятельности детей.

Социальное развитие младших школьников, угрозы социального развития, микросреда.

The article presents the results of an experimental research of threats of social development of junior schoolchildren allowing to define the list of the most dangerous factors in different micro environment of children’s vital activity.

Social development of younger schoolchildren, threats of social development, micro environment.

Становление личности человека, формирование его основных социальных и индивидуальноличностных качеств в основном происходит в детстве. Под социальным становлением личности понимают «процесс и результат успешного формирования положительного социального опыта» [1]. Социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе приобретения этого опыта, с одной стороны, происходит усвоение детьми правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного «Я» ребенка, его индивидуальности и неповторимости, одновременной определенной независимости от социума и способности гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальный опыт ребенка является результатом социализации, воспитания и самовоспитания. В процессе социального развития ребенок проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, к социально ответственному поведению.

Социальное развитие младшего школьника обеспечивает ребенка научно-практическим опытом познания окружающей действительности и самого себя, формирует целостную картину мира. Младший школьный возраст характеризуется принципиальным

изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой и семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка - это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого, но и для его семьи, для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время; он имеет право на отдых, на досуг, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми, прежде всего учителем, родителями, ор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.