Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности выпускников вуза в рамках непрерывного дополнительного образования'

Формирование информационной компетентности выпускников вуза в рамках непрерывного дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гостева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности выпускников вуза в рамках непрерывного дополнительного образования»

И.Н. Г остева

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гостева Ирина Николаевна, сотрудник Курского государственного университета, кандидат

педагогических наук, доцент (г.Курск) e-mail: gosteva.irina@mail.ru

В настоящее время остро встает вопрос о повышении конкурентоспособности выпускника вуза, для решения которого необходимо преодоление разрыва между вузовским обучением и реальными запросами предприятий на основе разработки и внедрения инновационной образовательной технологии с целью формирования интегрированной профессиональной компетенции выпускника. Содержание обучения, определяемое вузовским образовательным стандартом, должно быть дополнено таким образом, чтобы оно было ориентированно на кадровые запросы предприятий. В соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р), основой реформирования профессионального образования является внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Для повышения конкурентоспособности выпускника вуза желательно предоставить ему возможность получить дополнительное образование, подтвержденное международными сертификатами, ориентированное на потребности регионального рынка труда. Это трудоемкая задача, решение которой по силам только большому коллективу при соответствующем финансировании. Определением составляющих такого дополнительного образования занимался творческий коллектив Курского государственного университета. Согласно модели, разработанной коллективом авторов - разработчиков концепции в составе: к. психол.н. Ю.А.Лунева -руководителя авторского коллектива, д.ф.н., проф. Т.Ю. Сазоновой, д.с.н., проф. Е.А. Когай, к.п.н., доц. И.Н. Гостевой, к.э.н., доц. Л.А. Ивановой, к.п.н. Р.Н. Проскуриной и к.п.н. Д.Д. Климентьева, обучение должно быть организовано в течение трех-четырех лет и ориентировано на формирование интегрированной профессиональной компетенции, последние один года студенты специализируются в зависимости от выбранной отрасли (предприятия). Программы специализации настраиваются под профили должностей, которые разрабатываются совместно с предприятиями и организациями региона на базе модели интегрированной профессиональной компетенции, включающей в себя следующие базовые компетенции:

• психологическая компетенция (влияние (лидерство), коммуникации организация и координация, управление собой (личностное саморазвитие));

• информационная компетенция (операционные, учетные и управленческие информационные системы);

• межкультурная компетенция (конструктивное деловое общение на родном и иностранных языках);

• управленческая компетенция (экономическая, финансовая, маркетинговая, менеджерская компетенции);

• предметная/техническая компетенция (профессиональные умения по профилю выбранной должности).

В данной статье рассмотрим один из вариантов модели системы непрерывного образования и воспитания на примере формирования информационной компетенции.

Основной целью формирования информационной компетентности является развитие информационной культуры профессионала. Под информационной культурой понимается составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека,

позволяющей ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получение, накопление, кодирование, переработка любого рода, создание на этой основе качественно новой информации, ее передача, практическое использование - и включающей:

• грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов;

• гуманистическую ориентацию, ценностно-смысловую сферу (стремление, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации);

• развитую информационную рефлексию;

• а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности (С.Д. Каракозов).

В рамках модели формирования информационной компетенции были определены следующие специализации.

1. Проектирование и эксплуатация систем электронно-документационного обеспечения управления (ДОУ).

В задачи специалиста входит:

• общее руководство работой офиса компании (электронный офис);

• обслуживание документооборота;

• ведение архива;

• организация защиты информации и т.д.

2. Проектирование, внедрение и руководство IT проектами управления и менеджмента. В соответствии с международной квалификацией - IT специалист.

В задачи специалиста входит:

• обоснование и планирование проекта информатизации компании;

• осуществление внедрения и обучения новым информационно-коммуникационным технологиям;

• реализация функций обработки и анализа финансовой информации;

• представление результатов деятельности компании с использованием web-сайтов, презентаций и т.д.

3. Проектирование, внедрение и эксплуатация информационных систем управления предприятием. В соответствии с международной квалификацией - CIS специалист.

В задачи специалиста входит:

• проектирование автоматизированных информационных систем управления;

• сопровождение и администрирование автоматизированных информационных систем управления;

• оптимизация стандартных автоматизированных информационных систем и т.д.

Основу обучения представляют курсы трех уровней.

Первый уровень - основные курсы, обеспечивающие общую фундаментальную подготовку для всех специализаций. Второй уровень - элективные курсы по выбору специализации. Каждый студент изучает два таких курса. Третий уровень - элективные курсы-надстройки. Расширяют и дополняют квалификацию специалиста; независимо от специализации, каждый студент изучает один из таких курсов.

Структурно-функциональная модель обучения представлена на схеме 1. Необходимым условием успешного завершения обучения на каждом уровне является производственная практика на закрепленном предприятии и выполнение квалификационной работы. После успешного завершения первого уровня обучающиеся получают свидетельство об окончании данного курса. По завершении второго-третьего уровней - один или несколько сертификатов по бизнес-приложениям: ITIL, MOF, MS Project Solutions Providers, MS Business Solutions-Axapta, MS Navision Attain, MCP, Oracle 9i:SQL, SAP/R3, 1С или сертификат MS Office Specialist, в зависимости от выбранной специализации. Ведущими средствами подготовки являются активные методы и формы обучения, при которых характер деятельности обучающихся связан не с внешними условиями, а со свободой самоопределения личности. При разработке данной программы использовались современные методы обучения менеджеров (Management Development), такие как: анализ критических инцидентов, деловые игры, проекты, изучение кейсов, командное обучение, открытое обучение и т.д.

Внедрение предложенной системы дополнительного образования с целью формирования информационной компетентности будущих специалистов, несомненно, будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, но следует отметить, что

это только один из аспектов поставленной проблемы ориентации образования на конечного потребителя.

Структурно-функциональная модель обучения

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Экономическая инс эорматика

Компьютерное делопроизводство Современная оргтехника

Информационные технологии в управлении Информационные системы в экономике

г

Элективные курсы - специализация

ДОУ Информационные технологии в документационном обеспечении управления Информационная безопасность и защита информации

ІТ Разработка ууеЬ-страниц и презентаций Информационное моделирование процессов оптимизации и прогнозирования

СІ8 Алгоритмизация и языки программирования Администрирование прикладных систем управления предприятием

к.

Элективные курсы-надстройки

Информационные системы и технологии бухгалтерского учета Информационные системы правового регулирования экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.