УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 378.046.4+004.056
формирование
информационной компетентности специалистов здравоохранения
как фактор обеспечения национальной безопасности*
Л.Ю. ОВСЯНИЦКАЯ,
кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики и математики E-mail: [email protected]
Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, Челябинск, Российская Федерация
Предмет/тема. В настоящее время прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкое качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения и недостаточный уровень финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи.
Цели/задачи. Автором проведен критический анализ специфических особенностей сферы здравоохранения в области, связанной с взаимодействием с информационными и телекоммуникационными технологиями. Выявлены причины возникновения сложившейся ситуации и предложены пути решения проблемы.
Методология. При сопоставлении изучаемых проблем автором применены горизонтальный сравнительный анализ, а также контент-анализ нормативной литературы.
Результаты. Подробно проанализированы возможные последствия некомпетентного выполнения
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском социально-экономическом институте (филиале) Академии труда и социальных отношений.
обязанностей, результатом которого может стать игнорирование общей тенденции развития технологий телемедицины, перехода на электронный документооборот и внедрения автоматизированных рабочих мест специалистов, что приводит к неоправданно большим затратам времени врачей и пациентов на оформление документации и не позволяет уделять должного внимания непосредственному решению профессиональных задач, стирание граней между телемедициной и кибермедициной, приобретение морально устаревшего лечебно-диагностического оборудования и программных продуктов, которые не только не избавляют специалистов здравоохранения от рутинной работы, связанной с ведением документооборота, но и способны нанести вред, вызванный нарушением законов, определяющих жесткие алгоритмы обработки персональных данных.
Выводы/значимость. По итогам исследования автор делает вывод о том, что уровень информационной компетентности специалистов здравоохранения является одним из существенных факторов, влияющих на безопасность общества. При этом повышению уровня информационной компетентности в большой степени способствуют непрерывный про-
цесс преподавания информатики и информационных технологий в системе базового, последипломного и дополнительного образования специалистов здравоохранения, увеличение частоты проведения занятий и расширение аудитории слушателей.
Ключевые слова: национальная безопасность, информационная компетентность, последипломное образование специалистов здравоохранения
Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1, которая является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
В тексте документа указано, что прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают, в частности, низкое качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения и недостаточный уровень финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи. При этом укреплению национальной безопасности в данной сфере будет способствовать повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.
Проанализируем специфические особенности сферы здравоохранения в области, связанной с взаимодействием с информационными и телекоммуникационными технологиями, и попытаемся определить причины сложившейся ситуации и пути решения проблемы.
На сегодняшний день не поддается сомнению, что неотъемлемой частью деятельности специалиста любой области здравоохранения является использование информационных технологий в решении профессиональных задач. Тысячелетняя история становления медицины как науки и развитие здравоохранения как отрасли деятельности государства являются причинами особого отношения к достижениям в области научно-технического прогресса. С одной стороны, очевидна потребность максимально быстрого внедрения передовых достижений инфор-
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Фе-
дерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537
(с изм. и доп.).
мационных технологий в медицину, а с другой — в этой области необходимы разумный консерватизм и многократное подтверждение достоверности результатов новых методов, средств и подходов. Именно дуализм по отношению к современным достижениям науки и техники является признаком обоснованного и грамотного отношения к вопросам безопасности в широком смысле.
В России в последнее время стала проводиться последовательная государственная политика, направленная на создание предпосылок для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития нашей страны, а в конечном итоге, формирования и развития информационного общества2.
В целях решения задач, поставленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Минздравсоцразвития России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС)3 разработало форму программы модернизации здравоохранения субъектов РФ. Проект модернизации предполагает 3 основных направления работы:
1) улучшение материально-технической базы здравоохранения;
2) внедрение современных информационных технологий;
3) внедрение современных стандартов оказания медицинской помощи.
Очевидно, что внедрение современных информационных технологий в медицину становится одним из трех приоритетных направлений развития отрасли [7]. В приказе Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»4 определены цели, принципы, общая архитектура, основные этапы создания информационной системы в сфере здравоохранения, механизм управления и ресур-
2 Шишкина Е.В. Инфосоциализация пациентов в условиях информатизации здравоохранения (По материалам социологических исследований) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1. С. 165-169.
3 Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). URL: http://ffoms.ru/ portal/page/portal/top/index.
4 Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364.
- 2015-
сного обеспечения ее создания и сопровождения, а также ожидаемый социально-экономический эффект. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения представляет собой совокупность информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения [18].
Таким образом, государственные программы развития и модернизации здравоохранения всесторонне поддерживают и стимулируют переход на современные стандарты оказания медицинской помощи и развитие медицинской науки. При этом констатируем, что полноценная работа в формируемых условиях возможна только при соблюдении следующих условий:
а) при постоянном повышении уровня знаний, умений, навыков в области информационных технологий;
б) при формировании ответственности за принятие решений, связанных с вопросами информационной безопасности, доверия или отрицания результатов и рекомендаций экспертных систем, разумного отношения к профессиональной информации, полученной из открытых сетевых источников, и др.
Современная мировая тенденция в области образования заключается в переходе от традиционных «знаниевых» подходов к обучению, соответствующих индустриальной эпохе, требовавшей конкретных, получаемых в учебных заведениях знаний, умений и навыков для производства, к ком-петентностному обучению, ориентированному на оптимальность применения полученных знаний и умений. Ускорение темпов развития науки и общества, лавинообразный рост количества информации приводят к невозможности сохранения прежней системы образования. Это вызвано тем, что к окончанию обучения в вузе знания студентов будут устаревать, причем в первую очередь это будет касаться знаний в области информационных технологий.
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей компетентности [9, с. 8]. Поэтому единственно возможный сегодня путь обучения (подобный быс-троизменяющимся областям знаний) — это научить студентов, а впоследствии и специалистов здраво-
охранения самостоятельно ставить цели обучения, добывать и применять полученную информацию. Подобный подход получил название компетентнос-тного подхода, при котором в качестве основного пути обучения рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем.
Способность решать проблемы не сводится к освоению определенной совокупности умений, а обусловлена мотивами деятельности, умением ориентироваться в источниках информации, оптимально применять теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей ее решения.
Информатика не является специализированным предметом для студентов медицинских вузов, поэтому, в отличие от профессиональных курсов, она не ассоциируется с необходимостью глубокого изучения. Необходимость знаний информационных технологий появляется позже, когда врач сталкивается с практическими задачами, которые приходится решать уже самостоятельно.
Как в реальной жизни, так и в медицине многие порой полагают, что обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы работать с любым прибором без предварительного чтения инструкции. Но все программное обеспечение в медицине создано профессионалами и ориентировано на профессионалов. Интуитивная работа с лечебно-диагностическим оборудованием, даже при общей правильной политике, всегда будет поверхностной, без использования различных функций, которые внешне не видны.
Медицинское оборудование, предназначенное для выполнения одинаковых задач, но разных производителей, всегда имеет отличающийся интерфейс. Для того чтобы перейти в работе с одного высокотехнологичного оборудования на другое, нужно или пройти специализированное обучение, или обладать высоким уровнем информационной компетентности, позволяющим перенести навыки и умения работы с одним устройством на другое с учетом всех специфических особенностей последнего. Причем необходимо подойти к этому ответственно (предварительно тщательно ознакомившись с документацией) и осознанно (не пренебрегая требованиями безопасности, ведь многие лечебно-диагностические приборы могут воздействовать на окружающую среду, вызывать превышение допустимых параметров электрических, магнитных полей, рентгеновских излучений, ультразвуковых частот и др.).
-13 (298) - 2015-
На взгляд автора, осознанная безопасная работа с медицинскими программными и программно-аппаратными комплексами является главным показателем высокого уровня информационной компетентности специалиста здравоохранения.
Под информационной компетентностью5 в дальнейшем следует понимать комплексную неделимую структуру, объединяющую и интегрирующую показатели учения (знания, умения, навыки), психологические и физиологические особенности личности, потенциальные способности, мотивацию, ценностные установки личности, ответственность и предвидение результатов своих действий, проявляемые в процессе использования цифровой техники и технологий для решения любых возникающих на практике задач, в том числе в условиях неопределенности, в целях обеспечения медицинского обслуживания населения, сохранения и повышения его уровня жизни. Под цифровой техникой понимается общее определение устройств, у которых хранение, обработка и передача информации осуществляются в цифровом виде. Цифровая техника является продуктом высоких технологий. К ней относятся компьютеры, современная аудио- и видеотехника, диагностические и лечебные комплексы, подключаемые к компьютерам или осуществляющие процессорную обработку информации.
В основе компетентности лежат базовые компетенции, полученный жизненный и профессиональный опыт, обучение на типичных ошибках, личное наблюдение, анализ и оценивание процесса и результата как своей деятельности, так и деятельности своих коллег, понимание и принятие ответственности за свои действия в рамках определенных полномочий.
Анализируя и интегрируя приведенные требования, можно сделать вывод: работа руководителя и специалиста здравоохранения в современных условиях требует постоянного формирования информационной компетентности.
На сегодняшний день существует 3 пути освоения руководителями и специалистами здравоохранения информационных технологий.
Во-первых, система государственного дополнительного и последипломного повышения квалификации врачей. После окончания вуза, со-
гласно приказу Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»6, 1 раз в 5 лет необходимо прохождение циклов повышения квалификации.
Отметим, что система дополнительного и последипломного повышения квалификации врачей достаточно инертна и консервативна. С одной стороны, занятия, связанные с изучением информационных технологий, проводятся квалифицированными преподавателями, использующими современные методики преподавания и технические средства, позволяющие за небольшое количество отведенных учебных часов максимально осветить существующие проблемы и текущее состояние информатизации здравоохранения, показать перспективы развития этого направления [6]. С другой стороны, следует учитывать, что занятия, как правило, носят теоретический характер, и количество часов крайне ограничено (от 4 до 16 аудиторных часов в зависимости от продолжительности и тематики цикла), что позволяет только теоретически осветить текущие проблемы и вопросы.
Главная проблема состоит в том, что занятия по информационным технологиям проходят только на циклах последипломного и дополнительного обучения организаторов здравоохранения. Повышение квалификации проходят только организаторы здравоохранения, врачи-статистики, методисты, интерны и клинические ординаторы. У врачей-специалистов данные занятия не планируются.
Известна закономерность: период доминирования каждой последующей технологии проектирования информационных систем сокращается вдвое; одновременно все более многочисленными и масштабными становятся создаваемые системы. На момент окончания студентами вуза возможны не только завершение жизненного цикла программного обеспечения (периода времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации), изучаемого на занятиях по информатике, но и смена технологии.
5 Никитина Е.Ю., Овсяницкая Л.Ю. Построение OLAP-моде-ли компетентности для обеспечения педагогического управления на циклах последипломного образования врачей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 102-112.
6 Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения: приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н (ред. от 26.12.2011).
-13 (298) - 2015-
Во-вторых, коммерческие циклы, организуемые компаниями-производителями высокотехнологичного лечебно-диагностического оборудования или программных продуктов. Данные занятия носят исключительно практическую узкоспециализированную направленность. Занятия проводятся в случае внедрения в лечебно-профилактические учреждения современной цифровой техники или программного обеспечения.
Преподавателями являются квалифицированные специалисты-практики, занимающиеся непосредственно внедрением программно-аппаратных комплексов. Знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях, чрезвычайно полезны для конкретной профессиональной деятельности.
В-третьих, самообразование. Имеется в виду образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения и без помощи обучающемуся человеку.
Данный вид образования, с одной стороны, не всегда систематичен и оптимален в плане подбора источников. Некоторые вопросы, легко и быстро решаемые при общении с преподавателем, могут оказаться достаточно трудными при самостоятельной работе. С другой стороны, при наличии базовой подготовки в данной области, мотивации и доступности информации, в условиях постоянного дефицита времени и отсутствия возможности прохождения курсов подготовки в силу разных причин и обстоятельств самообразование может являться самым продуктивным видом образования взрослых людей [8]. Самообразование как составная часть системы непрерывного образования выступает связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации, переподготовкой специалистов [12]. В настоящее время ситуативное самообразование является основным, а в ряде случаев и единственно доступным способом освоения новых информационных технологий.
В зависимости от выполняемых обязанностей работа специалистов здравоохранения, не обладающих достаточным уровнем компетентности, может привести к возникновению проблем разного уровня.
1. Игнорирование общей тенденции развития технологий телемедицины, перехода на электронный документооборот и внедрения автоматизированных рабочих мест специалистов.
Важной социальной задачей государства является обеспечение прав граждан на получение доступ-
ной, своевременной и качественной медицинской помощи независимо от места жительства и социального положения [1]. Телемедицина — это метод предоставления медицинскими работниками услуг по медицинскому обслуживанию с использованием информационно-коммуникационных технологий там, где расстояние является критическим фактором7 [2]. Будучи с формальной точки зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, телемедицина развивается на качественно иной технологической основе и предполагает возможность диалога между специалистами, включая анализ статистической (рентгенограммы, ЭКГ и др.) и динамической (видео- и аудиофрагменты) информации о больном [14].
Отказ или игнорирование указанных технологий приводят к неоправданно большим затратам времени врачей и пациентов на оформление документации и организацию последующего контроля за выполнением работы, не позволяя уделять должного внимания непосредственному решению профессиональных задач. Распространение телекоммуникационных технологий привело к тому, что задачи, решаемые медицинской информатикой, включают как изучение и внедрение цифровых медицинских приборов и оборудования, так и адаптацию компьютерных систем для поддержки клинических процессов по всем направлениям [20], в частности для электронных медицинских записей и систем обработки изображений8.
В 2011 г. был подписан приказ Минздравсоцраз-вития России № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»9. В приказе указано, что в первоочередном порядке должны быть регламентированы вопросы автоматизированной обработки персональных данных пациентов, ведения первичной медицинской документации и медицинских архивов в электронном виде, перехода к электронному документообороту в здравоохранении с исключением необходимости дублирования документов на бумажных носителях, использования электронной цифровой подписи в здравоохране-
7 Коробкова О.К. Медицинские услуги в системе электронной медицины // Известия ИГЭА. 2010. № 3. С. 141-145.
8 Трухачева Н.В. Что такое медицинская информатика? / Н.В. Трухачева, А.М. Шайдук, Н.П. Пупырев // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 1-2. С. 30-34.
9 Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 (ред. от 12.04.2012).
нии, обеспечения информационной безопасности при использовании электронных медицинских документов. Должны быть закреплены статус и механизм проведения телемедицинских консультаций и организации консилиумов, в том числе с использованием мобильных устройств.
Отметим еще один факт, влияющий на эффективность работы. Специалисты любой области здравоохранения не работают автоматически быстрее только из-за того, что у них перед глазами появился монитор, а под руками — клавиатура [5]. Результативность зависит от умения пользоваться информационными технологиями, разработанными для создания, хранения, передачи и использования данных. Потеря времени в ходе использования сложных программных продуктов сотрудниками, не обладающими специальными знаниями, снижает показатели контрольной деятельности управления. Снизить отрицательное влияние информационных технологий и максимально увеличить эффективность их использования можно путем проведения специализированного обучения, а также постоянным формированием информационной компетентности в целом.
2. Стирание граней между телемедициной и кибермедициной.
Новая область знания, кибермедицина изучает применение Интернета и глобальных сетевых технологий в медицине. Она возникла на пересечении медицинской информатики и здравоохранения. Кибермедицина вовсе не является синонимом телемедицины. Если в центре внимания телемедицины находится обмен клинической конфиденциальной информацией между ограниченным числом участников (между пациентом и врачом, между врачами), то кибермедицина предоставляет поле деятельности для глобального обмена открытой информацией между пациентом и врачом, врачом и врачом, пациентом и пациентом [15].
Интернет может не только помогать обучению врачей и больных, пропагандировать доказательную медицину, но и способствовать распространению недостоверной информации через электронные версии популярных журналов, дискуссии и форумы. В итоге врачи и пациенты получают почти неограниченный доступ к медицинской информации и возможность обмена мнениями. Качество медицинской информации в Интернете варьируется от современных и научно обоснованных практических рекомендаций до сведений просто неверных, устаревших и опасных, поскольку значительная ее часть
носит явный или скрытый рекламный характер, прямо или косвенно дезинформируя потребителя (врача, пациента) и преследуя коммерческие цели.
Отсутствующая законодательная база виртуального медицинского интернет-консультирования снимает с врачей, принимающих участие в сеансе кибер-медицины, любую ответственность за неправильные, неполные или неадекватные рекомендации.
Решением проблемы могут стать сертифицированные виртуальные центры, дающие гарантии профессионализма врачей, с одной стороны, и несущие юридическую ответственность за свои действия — с другой стороны. Возникающие потребности в необходимости защиты прав и обязанностей врачей и пациентов в условиях кибермедицины могут способствовать разработке соответствующего законодательства.
3. Принятие решения (как по незнанию, так и предумышленно, по коррупционным схемам) о закупках устаревшего лечебно-диагностического оборудования.
Возможны различные варианты указанных закупок:
— закупка оборудования с более низкой стоимостью в пределах одной конкурентной ниши, без расчета экономической эффективности (не учитывается стоимость расходных материалов и сервисного обслуживания и т.д.);
— покупка устаревшего оборудования;
— оснащение отдельных лечебно-профилактических учреждений без решения комплексной проблемы дефицита современного оборудования и оценки потоков пациентов;
— оборудование закупается без анализа прогноза эксплуатации и «истории поломок».
Анализ современной ситуации выявил острую проблему: врачи не всегда информированы о новинках и достижениях в области информационных технологий, а инженеры часто не в курсе потребностей, возникающих у сотрудников здравоохранения на определенном этапе.
Поэтому обязательными составляющими информационной компетентности в здравоохранении должны быть умение общения врачей всех уровней и направлений со специалистами в области информационных технологий; принятие участия в межпредметных конференциях и семинарах в целях взаимного обсуждения проблем и решения указанного противоречия и использование специализированных программных продуктов поддержки принятия решений [19].
4. Некомпетентная работа с программным обеспечением и системами защиты информации.
В настоящее время, несмотря на наличие диагностического оборудования, практически во всех лечебно-профилактических учреждениях отмечаются большие сроки ожидания проведения исследований, причиной которых зачастую являются логистические проблемы, вызванные ошибками регулирования потоков пациентов из-за отсутствия современного программного обеспечения, обеспечивающего управление процессом оказания медицинских услуг10.
Среди парадигм развития современных информационных технологий можно выделить направление, получившее название «Облачные вычисления» [3, 10]. Идеология облачных вычислений заключается в переносе организации вычислений и обработки данных в существенной степени с персональных компьютеров на серверы Интернета. Размещая основные данные «в облаках», лечебно-профилактические учреждения налаживают систему обмена информацией в реальном времени, делая возможным просмотр данных с помощью мобильных устройств, позволяющих проводить on-line мониторинг состояния здоровья пациентов.
Использование «облаков» позволяет получить современный набор IT-услуг за минимальную стоимость и обеспечить своих пациентов современными диагностическими технологиями. Компании-разработчики (GE Healthcare, Dell и другие) предлагают программные продукты, позволяющие комбинировать электронные медицинские карты пациентов и системы управления лечебным учреждением. Однако обеспокоенность вызывают вопросы конфиденциальности хранения больших объемов данных вследствие смешивания частных и публичных облаков.
Строгое следование требованиям информационной безопасности должно стать первоочередной задачей специалистов всех областей здравоохранения. Действительно, практически вся информация, с которой работают сотрудники здравоохранения, является персональной или профессиональной тайной.
Математические алгоритмы, обеспечивающие работу средств информационной безопасности, являются стойкими к попыткам взлома, однако пароли и электронные ключи, беспорядочно хранящиеся у владельца, делают информацию уязвимой. Отсутствие порядка заполнения и хранения документов
10 Мартынова Н.А. Новые подходы к логистике диагностических услуг // Вестник новых медицинских технологий. 2012. № 2. С. 26-29.
могут дискредитировать любые системы электронного документооборота [16].
Автором было проведено исследование, целями которого являлись получение объективного представления о существующей на настоящий момент ситуации, связанной с применением ключей электронной подписи, проведение анализа полученной информации и разработка рекомендаций по организации структуры защиты информации. Тестирование проводилось в производственных организациях и в учреждениях здравоохранения города Челябинска [13].
Все данные о состоянии здоровья граждан России относятся к числу конфиденциальных. Защита персональных данных граждан в единой системе обеспечивается исключительно использованием инфраструктуры открытых ключей электронной подписи и шифрования данных; обезличиванием персональных данных, получаемых из медицинских информационных систем для централизованной обработки, передачи по каналам связи; использованием организационных мер управления доступа к системе.
Результаты опроса 77 респондентов разного возраста, образования и занимаемых должностей, работающих с электронной подписью, выявили множественные факты нарушения технологии работы с электронной подписью, способные дискредитировать все усилия по обеспечению безопасности и конфиденциальности. Представим лишь некоторые из них:
— несмотря на то, что опрашиваемые специалисты непосредственно использовали в работе электронную подпись, данные опроса показали, для абсолютного большинства респондентов (74 чел.) суть данной технологии является неизвестной;
— пароли, задаваемые респондентами самостоятельно для работы с электронной подписью, более чем в 50% случаев содержали персональную информацию (комбинацию имени, знаменательных дат, адресов и номеров телефонов) и были теми же, которые применялись для общения на форумах, чатах, в социальных сетях и для электронной почты;
— резервное копирование документов сотрудниками (кроме системных администраторов) осуществляется от случая к случаю;
— более 50% респондентов не знали, присутствуют ли в их должностных инструкциях пункты об использовании паролей и ключей, 25% на этот вопрос ответили отрицательно;
— 22 респондента позволяют себе хранить свои пароли на компьютере в открытом виде, что совер-
-13 (298) - 2015-
шенно недопустимо. Тем не менее большинство респондентов (55%) предпочитают запоминать пароли, что является наиболее благоприятным решением.
Исходя из приведенных данных, можно заключить, что, несмотря на совершенство разработанных правовых норм, технологий и компьютерных программ, существует опасность экономических потерь в связи с преступлениями в компьютерной сфере, вызванными неосведомленностью сотрудников. Опрос также показал в абсолютном большинстве случаев отсутствие на предприятиях и в учреждениях здравоохранения документов, с которыми были бы ознакомлены сотрудники, и на которых стояли бы подписи сотрудников, свидетельствующие об их ознакомлении с правилами, устанавливающими и разграничивающими права доступа в помещения и к информации.
Таким образом, для предотвращения финансовых потерь и пресечения возможности распространения персональной и конфиденциальной информации, потери информации вследствие неисправности компьютерного оборудования и субъективного фактора необходимо формирование комплекса мер, предусматривающих получение знаний об ответственности и результатах подобного поведения и исключающих влияние возможных личностных качеств (несобранность, непунктуальность) на стиль профессиональной деятельности:
— для каждого сотрудника организации, работающего с информацией в электронном виде, должны существовать регламент и порядок доступа в помещения, причем только к той информации, которая ему необходима для исполнения своих служебных обязанностей;
— обязательно постоянное проведение резервного копирования данных и специализированного программного обеспечения, предусматривающего возможность хранения и восстановления информации за весь период, в течение которого информация является актуальной;
— компьютеры должны быть оснащены лицензионными антивирусными программами и персональными файерволами;
— ключи электронной подписи должны меняться по истечении определенного времени. Однако всегда может возникнуть юридический спор относительно данного электронного документа. Поэтому файл закрытого ключа должен стираться с носителя с применением специальных программных средств или физически уничтожаться вместе с носителем, а файл открытого ключа должен тщательно храниться
в течение времени исковой давности документа для обеспечения при необходимости аутентификации автора и для подтверждения подлинности и целостности документа;
— носитель закрытого ключа должен храниться в сейфе или запираемом шкафу и вставляться в соответствующий порт только в момент подписания документа;
— доступ к ключу должен иметь только его владелец;
— на носителе не должна храниться никакая посторонняя информация;
— для увеличения криптостойкости ключа пароли электронной подписи должны содержать буквы и цифры, желательно в разных регистрах, не связанные смыслом. Ни в коем случае нельзя хранить записанные пароли на бумажках рядом с компьютером.
Соблюдение указанных пунктов становится возможным только при постоянном повышении квалификации и информированности в области защиты информации.
На основе проведенного анализа приходим к следующим выводам:
1) уровень информационной компетентности специалистов здравоохранения является одним из существенных факторов, влияющих на безопасность общества;
2) непрерывный процесс преподавания информатики и информационных технологий в системе базового, последипломного и дополнительного образования специалистов здравоохранения в большой степени способствует повышению уровня информационной компетентности;
3) повышение квалификации в области информационных технологий на сегодняшний день крайне низко по периодичности и охватывает только врачей-организаторов здравоохранения и не предусмотрено для врачей-специалистов. Для того чтобы образование в данной сфере было актуальным и современным, необходимо увеличивать частоту проведения занятий и расширять аудиторию слушателей, охватывая специалистов здравоохранения всех направлений и профилей.
Список литературы
1. Аливаева А.В. Информационные технологии в медицине: доказанные факты и нерешенные // БМИК. 2012. № 11. С. 894-897.
2. Андрушко В.Л. Инновационные сервисы электронного здравоохранения // Бизнес в законе. 2008. № 3. С. 275-277.
3. Волков В.Г. Облачные вычисления в медицине / В.Г. Волков, И.Ю. Копырин, К.А. Хадарцева // ВНМТ. 2011. № 1. С. 168-169.
4. Власенко М.Н. Организационные аспекты и проблемы кадрового обеспечения хозяйствующих субъектов специалистами сферы информационной безопасности в современных условиях рыночной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 24. С. 64-70.
5. Гнатюк О.П. АИС в работе руководителя управления Росздравнадзора // Вестник Росздрав-надзора. 2012. № 3. С. 14-18.
6. Дрошнева В.А. Научно-методические подходы к совершенствованию информационной базы последипломного образования врачей-специалистов. М.: Российский государственный медицинский университет, 2003. 199 с.
7. Зарубина Т.В. Направления информатизации здравоохранения России на современном этапе // Информационные технологии в медицине-2013: мат-лы XIV Всероссийской конференции, Москва, 10-11.10.2013. URL: http://itm.consef. ru/dl/2013/11/19/Directions-of-health-mformatics-of-Russia_Zarubma-T-V.pdf.
8. Зимина Е.И. Информационные потребности врачей первичного звена / Е.И. Зимина, Т.В. Кайго-родова // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2010. № 1. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/174/30.
9. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учебно-метод. пособие / Артюхина А.И. и др.; под ред. Е.В. Лопановой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. 198 с.
10. Кузнецов В.И. Применение облачных технологий в медицинских дистанционных диагностических устройствах / В.И. Кузнецов, С.А. Тараканов, Н.И. Рыжаков, А.А. Рассадина // Врач и информационные технологии. 2012.№ 5. С. 68-72.
11. Крошилин С.В. Информационные войны на микро- и макроуровне и их влияние на экономическую безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 7. С. 46-50.
12. Лобанов Ю.И. Самообразование в условиях информационного общества / Ю.И. Лобанов, Д.Э. Колосов // Институт управления образованием РАО. URL: http://www.iuorao.ru/20120930/224-2012-10-02-09-07-17.
13. Овсяницкая Л.Ю. Актуальные вопросы защиты информации (на примере промышленных предприятий и учреждений здравоохранения г. Челябинска) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 21. C. 54-59.
14. Рыжов Р.С. Актуальные проблемы правового обеспечения накопления конфиденциальной информации о гражданах в телемедицине // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 247-249.
15. Старостина Е.Г. Некоторые проблемы виртуального медицинского консультирования и пути их решения / Е.Г. Старостина, А.В. Древаль // Сахарный диабет. 2001. № 4. С. 52-57.
16. СтолбовА.П. Анализ последних изменений в требованиях к организации обработки персональных данных в здравоохранении // Врач и информационные технологии. 2014. № 3. С. 58-71.
17. Тумбинская М.В. Организационное обеспечение процесса управления IT-инфраструктурой в системе защиты информации на предприятии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 1. С. 31-41.
18. Фохт О.А. Защита персональных данных. Новое в законодательстве: тенденции, вопросы практического применения в медицинских информационных системах / О.А. Фохт, А.А. Цветков // Врач и информационные технологии. 2013. № 5. С.44-51.
19. Фролов С.В. Рациональный выбор медицинской техники для лечебно-профилактического учреждения на основе системы поддержки принятия решений / С.В. Фролов, М.С. Фролова, А.Ю. Пот-лов // Врач и информационные технологии. 2014. № 3. С. 35-45.
20. Хай Г.А. Информатика для медиков. М.: СпецЛит, 2009. 223 с.
National Interests: Priorities and Security Threats and Security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
BUILDING THE IT COMPETENCE OF HEALTH PROFESSIONALS AS A NATIONAL SECURITY FACTOR
Larisa Yu. OVSYANITSKAYA
Abstract
Importance Currently, low quality of health professionals' training and retraining and insufficient financing of the hi-tech health care development directly affect the national security in health care and health of the nation.
Objectives The author performs a critical analysis of the health care industry specificity in relation to information technologies and telecommunications. The research identifies reasons for the existing situation and suggests options for resolving the problem. Methods When comparing the aspects under study, the author applies a horizontal comparative analysis, as well as the content analysis of regulations. Results The research provides a detailed review of implications incompetent performance may have. Such incompetence may result in disregarding a common trend for telemedicine technology development, adoption of electronic documentation management and integration of automated workplaces. As a result of defying the above innovation, physicians and patients spend too much time preparing documents. Therefore it becomes impossible to pay reasonable and proper attention to solving professional issues; distinction between telemedicine and cybermedicine disappears; health care institutions purchase obsolete diagnostic and therapeutic equipment and software, which may inflict harm arising from violation of laws that set forth stringent algorithms for personal data processing, rather than relieving health professionals from repetitive routines.
Conclusions and Relevance Following the research, the author concludes that IT competence of health professionals is one of the crucial factors that influence national security. Furthermore, IT competencies will significantly enhance provided that classes of information science and information technologies are introduced into the basic, postgraduate and additional education curriculum of health professionals, and such classes take place more frequently and address a broader audience.
Keywords: national security, IT competence, postgraduate education, health professionals
References
1. Alivaeva A.V. Informatsionnye tekhnologii v meditsine: dokazannye fakty i nereshennye [Information technologies in medicine: proven and unresolved facts]. BMIK, 2012, no. 11, pp. 894-897.
2. Andrushko V.L. Innovatsionnye servisy ele-ktronnogo zdravookhraneniya [Innovative e-health care services]. Biznes v zakone = Business in Law, 2008, no.3, pp.275-277.
3. Volkov V.G. Oblachnye vychisleniya v meditsine [Cloud computing in medicine]. VNMT = Journal of New Medical Technologies, 2011, no. 1, pp. 168-169.
4. Vlasenko M.N. Organizatsionnye aspekty i problemy kadrovogo obespecheniya khozyaistvuyush-chikh sub"ektov spetsialistami sfery informatsionnoi bezopasnosti v sovremennykh usloviyakh rynochnoi ekonomiki Rossii [Organizational aspects of and difficulties in recruiting information security specialists in modern conditions of the Russian market economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 24, pp. 64-70.
5. Gnatyuk O.P. AIS v rabote rukovoditelya uprav-leniya Roszdravnadzora [AIS in work of the head of the Federal Service for Supervision of Healthcare]. Vestnik Roszdravnadzora = Bulletin ofRF Federal Service for Supervision of Healthcare, 2012, no. 3, pp. 14-18.
6. Droshneva V.A. Nauchno-metodicheskie pod-khody k sovershenstvovaniyu informatsionnoi bazy poslediplomnogo obrazovaniya vrachei-spetsialistov [Scientific and methodological approaches to improving basic IT competence of medical specialists in postgraduate education]. Moscow, Russian State Medical University Publ., 2003, 199 p.
7. Zarubina T.V. [Directions of IT implementation in the Russian health care industry at the present stage]. Informatsionnye tekhnologii v meditsine-2013: materialy XIV Vserossiiskoi konferentsii, Moskva,
10-11.10.2013 [Proc. 14th All-Rus. Conf. Information Technologies in Medicine of October 10-11, 2013]. Moscow, 2013. Available at: http://itm.consef. ru/dl/2013/11/19/Directions-of-health-informatics-of-Russia_Zarubina-TV.pdf. (In Russ.)
8. Zimina E.I. [Information needs of doctors of primary care]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya, 2010, no. 1. (In Russ.) Available at: http://vestnik.mednet.ru/con-tent/view/174/30. (accessed 02.04.2010)
9. Artyukhina A.I. et al. Kompetentnostno-orienti-rovannoe obuchenie v meditsinskom vuze [Competence-Based Medical Education]. Omsk, Poligraficheskii tsentr KAN Publ., 2012, 198 p.
10. Kuznetsov V.I. Primenenie oblachnykh tekhnologii v meditsinskikh distantsionnykh diagnos-ticheskikh ustroistvakh [The use of cloud technologies in remote medical diagnostic devices]. Vrach i infor-matsionnye tekhnologii = Information Technologies for Physician, 2012, no. 5, pp. 68-72.
11. Kroshilin S .V. Informatsionnye voiny na mikro-i makrourovne i ikh vliyanie na ekonomicheskuyu bezopasnost' [Information warfare at the micro- and macrolevel and their impact on economic security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 7, pp. 46-50.
12. Lobanov Yu.I. Samoobrazovanie v uslovi-yakh informatsionnogo obshchestva [Self-education in IT society]. Available at: http://www.iuorao. ru/20120930/224-2012-10-02-09-07-17. (In Russ.)
13. Ovsyanitskaya L.Yu. Aktual'nye voprosy zashchity informatsii (na primere promyshlennykh predpriyatii i uchrezhdenii zdravookhraneniya g. Chelyabinska) [Actual issues of data protection (a case study of industrial and health care institutions in Chelyabinsk)]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 21, pp. 54-59.
14. Ryzhov R.S. Aktual'nye problemy pravovogo obespecheniya nakopleniya konfidentsial'noi informat-sii o grazhdanakh v telemeditsine [Actual issues of the legal framework of accumulating confidential information about citizens in telemedicine]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2011, no. 7, pp. 247-249.
15. Starostina E.G. Nekotorye problemy virtu-al'nogo meditsinskogo konsul'tirovaniya i puti ikh resh-eniya [Some problems of the virtual medical consulting
and solutions]. Sakharnyi diabet = DiabetesMellitus, 2001, no. 4, pp. 52-57.
16. Stolbov A.P. Analiz poslednikh izmenenii v trebovaniyakh k organizatsii obrabotki personal'nykh dannykh v zdravookhranenii [Analysis of recent changes in requirements for personal data processing in health care]. Vrach i informatsionnye tekhnologii = Information Technologies for Physician, 2014, no. 3, pp. 58-71.
17. Tumbinskaya M.V. Organizatsionnoe obespechenie protsessa upravleniya IT-infrastrukturoi v sisteme zashchity informatsii na predpriyatii [Organizational framework of IT infrastructure management within the information security system of the firm]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 1, pp. 31-41.
18. Fokht O.A. Zashchita personal'nykh dannykh. Novoe v zakonodatel'stve: tendentsii, voprosy prakticheskogo primeneniya v meditsinskikh informat-sionnykh sistemakh [Personal data protection. Legislative updates: trends, issues of practical application in medical information systems]. Vrach i informatsionnye tekhnologii = Information Technologies for Physician, 2013, no. 5, pp. 44-51.
19. Frolov S.V. Ratsional'nyi vybor meditsinskoi tekhniki dlya lechebno-profilakticheskogo uchrezh-deniya na osnove sistemy podderzhki prinyatiya resh-enii [Reasonable selection of medical equipment for the therapeutic and preventive treatment institution on the basis of a decision support system]. Vrach i infor-matsionnye tekhnologii = Information Technologies for Physician, 2014, no. 3, pp. 35-45.
20. Khai G.A. Informatika dlya medikov [Informatics for health professionals]. Moscow, SpetsLit Publ., 2009, 223 p.
Larisa Yu. OVSYANITSKAYA
Ural Social and Economic Institute,
Branch of Academy of Labor and Social Relations,
Chelyabinsk, Russian Federation
Acknowledgments
The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center at the Ural Social and Economic Institute, Branch of the Academy of Labor and Social Relations.