Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности будущих муниципальных и государственных управленцев: проблематика'

Формирование информационной компетентности будущих муниципальных и государственных управленцев: проблематика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KEY WORD: INFORMATION COMPETENCE / MANAGER / PUBLIC ADMINISTRATION / MUNICIPAL ADMINISTRATION / SUBJECT / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донев Д.Д., Киргуева Ф.Х.

В статье обосновывается актуальность формирования информационной компетентности у менеджеров. Исследование проведено на основе обработки данных, полученных от 150 менеджеров низшего и среднего звена муниципальных и государственных структур. Доказана значимость для них информационной компетентности, основанная на субъективно и объективно релевантных обстоятельствах. Установлено, что в структуре информационной компетентности они выделяют информационно-исследовательскую, суггестивную и информационно-коммуникативную компетенции, а ведущим фактором её формирования вузовское обучение. Результаты исследования значимы для разработки подходов к формированию информационной компетентности у студентов будущих менеджеров государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донев Д.Д., Киргуева Ф.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE MUNICIPAL AND STATE MANAGERS: PROBLEMATICS

The article substantiates the relevance of the formation of information competence of managers. The study is conducted on 150 managers of lower and middle level of municipal and state structures. The research proves the significance of the information competence for the participants, based on subjective and objective relevant circumstances. It is established that in the structure of information competence they distinguish information-research, suggestive and information-communicative competence, and the leading factor of its formation university education. The results of the study not only expand the understanding of the information competence of a certain group of managers, but also have practical significance. They are informative for the development of approaches to the formation of information competence of students focused on employment in the field of public administration.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности будущих муниципальных и государственных управленцев: проблематика»

FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE MUNICIPAL AND STATE MANAGERS: PROBLEMATICS. The article substantiates the relevance of the formation of information competence of managers. The study is conducted on 150 managers of lower and middle level of municipal and state structures. The research proves the significance of the information competence for the participants, based on subjective and objective relevant circumstances. It is established that in the structure of information competence they distinguish information-research, suggestive and information-communicative competence, and the leading factor of its formation - university education. The results of the study not only expand the understanding of the information competence of a certain group of managers, but also have practical significance. They are informative for the development of approaches to the formation of information competence of students focused on employment in the field of public administration.

Key word: information competence, manager, public administration, municipal administration, subject.

Д.Д. Донев, ст. преп., Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, г. Пятигорск, E-mail: donev71@mail.ru

Ф.Х. Киргуева, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: kusu@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ: ПРОБЛЕМАТИКА

В статье обосновывается актуальность формирования информационной компетентности у менеджеров. Исследование проведено на основе обработки данных, полученных от 150 менеджеров низшего и среднего звена муниципальных и государственных структур. Доказана значимость для них информационной компетентности, основанная на субъективно и объективно релевантных обстоятельствах. Установлено, что в структуре информационной компетентности они выделяют информационно-исследовательскую, суггестивную и информационно-коммуникативную компетенции, а ведущим фактором её формирования - вузовское обучение. Результаты исследования значимы для разработки подходов к формированию информационной компетентности у студентов - будущих менеджеров государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, государственное управление, муниципальное управление, субъект.

Введение

Непрерывное изменение жизненной реальности, сопровождающееся появлением всё новых и новых технологий, стремительным обновлением и возрастанием объёмов информации, катастрофически усложняет и увеличивает стрессогенность всех сфер деятельности человека [1; 2]. В полной степени это относится к сфере его профессиональной деятельности, сохранение и развитие предметных разновидностей которой требует высокой чуткости к технологическим и организационным новинкам, повышения требований к специалистам за все этапы её реализации. Наибольшая ответственность за эти процессы ложится на руководителей как основных субъектов анализа конкурентной среды, планирования, организации и контроля эффективности и безопасности трудовой деятельности. Не случайно в настоящее время изучение вопросов результативности менеджеров разного уровня и сфер деятельности составляет важный пласт исследовательских интересов социологии, экономики, психологии и педагогики [3].

Педагогика и психология, ведущие человекоцентрированные дисциплины, на текущий момент своего развития в качестве значимого субъектного фактора результативности любого профессионала, в том числе, управленческого звена, рассматривают информационную компетентность [4; 5]. Она позиционируется также предпосылкой воспроизводства организационной безопасности и психического благополучия персонала. Обращаясь к вопросам изучения содержательных и структурных особенностей информационной компетентности, исследователи признают её неоднородность, приводящую к выделению в составе данного образования, в частности, информационно-коммуникативной [6] и информационно-исследовательской компетенций [7]. Однако, очевидно, что управление в силу специфики, априорно заложенной в каждой сфере деятельности, предъявляет вполне конкретные требования к информационной компетентности своих субъектов, учёт которых особенно актуален при построении их профессиональной подготовки. Мы предполагаем, что такой спецификой должна обладать и информационная компетентность менеджеров государственного и муниципального управления.

Целью нашего исследования явилось выявление особенностей информационной компетентности управленцев муниципальных и государственных структур.

Метод или методология проведения работы

В эмпирическую выборку на добровольной основе включены 150 менеджеров низшего и среднего звена муниципальных и государственных структур региона Кавказских Минеральных Вод. В её состав включались субъекты, имеющие не менее 2 лет управленческой деятельности. Средний возраст испытуемых составил 27±3,24 года. Выборка достаточно сбалансирована по половому составу: 82 испытуемых мужского пола (54,7%), 68 испытуемых женского пола (45,3%). Этнический состав выборки приблизительно соответствует этническому распределению управленческих кадров региона Кавказских Минеральных Вод.

Исследование включало пилотажный и основной этапы. Его пилотный этап состоял в опросе подвыборки государственных и муниципальных управленцев (п=50), в ходе которого им предлагалось назвать основные для государственных и муниципальных управленцев информационные угрозы и субъектные компетенции, необходимые для успешной деятельности этой группе управленцев. Полученные данные, подтвердив значимость обладания информационной ком-

петентностью для менеджеров государственного и муниципального управления, послужили основанием реализации основного этапа исследования. Базовым методом основного этапа исследования выступило анкетирование. Испытуемым (п=150) предлагалось в письменной форме ответить на вопросы, направленные на выявление разных аспектов информационной компетентности менеджеров государственного и муниципального управления. Вопросы предполагали выбор, ранжирование или оценивание по 7-мибалльной шкале (1 - полное отсутствие значимости, 2 - отсутствие значимости, 3 - скорее не значимость, чем значимость, 4 - сомнение: и значим, и не значим, 5 - скорее значимость, чем не значимость, 6 - значимость, 7 - полная значимость). Структурно анкета была представлена тремя логическими частями. Первая её логическая часть нацеливалась на выявление причинных оснований субъективной значимости информационной компетентности в структуре личности менеджера государственного и муниципального управления. Вторая логическая часть анкеты ориентировалась на моделирование структуры информационной компетентности менеджера государственного и муниципального. Третья логическая часть подразумевала конкретизацию приоритетности факторов формирования информационной компетентности у рассматриваемой группы.

Результаты исследования

По результатам опроса к основным видам информационных угроз менеджеров были отнесены (по убыванию частотности): избыток информации (п=46, т.е. 92,0%), засорённость информации (п=39, т.е. 78,0%), несвоевременность информации (п=34, т.е. 68,0%), дефицит информации (п=27, т.е. 54,0%), трансфор-мированность информации (п=22, т.е. 44,0%) и фрустрируемость информации (п=19, т.е. 38,0%). Согласно полученным ответам и их распределению опрошенные проявили высокую информированность о разновидностях информационных угроз, что свидетельствует об их актуальности для государственных и муниципальных управленцев.

Значимыми для менеджеров государственного и муниципального управления, согласно данным опроса, явились следующие виды компетенций (по убыванию частотности): информационно-коммуникативная (п=48, т.е. 96,0%), суггестивная (п=42, т.е. 84,0%), перцептивная (п=39, т.е. 78,0%), информационно-исследовательская (п=33, т.е. 66,0%), рефлексивная (п=29, т.е. 58,0%), регулятивная (п=26, т.е. 52,0%) и ориентировочная (п=24, т.е. 48,0%) компетенция. Наряду с многочисленностью информационных угроз, названных испытуемыми, информационная основа компетенций, отнесенных испытуемыми к наиболее значимым для государственных и муниципальных управленцев (информационно-коммуникативная, информационно-исследовательская), подтверждает значимость информационной компетентности для субъектов, занятых в соответствующей сфере деятельности.

Кроме обоснования возможности продолжения разработки проблематики, материалы, полученные в ходе пилотажного этапа исследования, послужили основой для формулировки вопросов для анкеты основного этапа исследования (структура и вопросы представлены в предыдущем разделе).

Основной этап исследования позволил уточнить особенности информационной компетентности менеджеров государственного и муниципального управления.

По результатам анкетирования было установлено, что наиболее значимыми для рассматриваемой категории менеджеров являются угрозы, связанные с

155 N 1991-5497.МИРНАУКИ,КУЛЬТУР Ы, О БРАЗ0ВАНИЯ.№1 (74° 2019

Рис. 1. Распределение средних оценок (по 7-мибалльной шкале) информационных угроз, значимых дляменеджеровгосудорственного и муниципального управления

количественными нарушеиияее (деМихпут. е.нрдыхтатоырмнаюкеичЧыхои)ич-формации (рис. 1).

Наиболее существенным последствием низкого уровня информационной компетентности у менеджеров государственного и муниципального управления испытуемыми были названы (по убыванию частотности): информационный стресс (п=124, т.е. 82.7°Н);низ7ая эфИ-ктивноятьдоотельрости (нЩии 66,0%); плохое самочувствие (п=74, т.е. 49,3%); конфликты с окружающими (п=62, т.е. 41,ЗрУ7Умеоим.нионветам мередаертвоваоанья принуи разнообразных последствий недоразвития информационной компетентности, включающиНоуУеея-внре и обмектиерые паромет|ьы.0еновыуаняь -а пеаьло ке, ответы не только качественно характеризуют проблему но и свидетельствуют о вовлечёньостиопрашияавмыхупра^енцев в пткблему, кекоятто.нньоиною для них.

следующую последовательность: вузовское обучение (п=104, т.е. 69,3%); обучение в школе (п=87, т.е. 58,0%); опыт практической работы (п=83, т.е. 55,3%); целенаправленное развитие задатков (п=71, т.е. 47,3%); самовоспитание (п=65, т.е. 43,3%); семейное воспитание (п=58, т.е. 38,7%). Таким образом, наиболее значимым для формирования информационной компетентности менеджеров рассматривается обучениеввузе.

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют о достижении заявленной исследовательской цели. Была подтверждена значимость информационной компетентности для менеджеров государственного и муниципального управления, выявлен ряд её особенностей. Результаты исследования не только расширяют представления об информационной компетентности определённой группы менеджеров, но и имеют практическую значимость. Они информативны для разра-

0

1

□ суггестивная ■ рефлексивная

□ регулятивная Ип врцептивная

□ ориентировочная

□ информационно-коммуникативноая Винформацио нно-исследовательская

Рис. 2. Распределение средних оценок (по 7-мибалльной шкале) необходимости выделения компетенций в структуреинформационной компетентности менеджеровгосударственногоимуниципального управления информационно-исследовательской(1), информационно-коммуникативной (2), ориентировочной (3), перцептивной (4), регулятивной (2) рефле ксивной(б) и с^^ггес^тив^с^йи^^^^п^^^^иий.

Оценкапо7-мибалльнойшкалепозволила рстаиоввть, ^т^о государстверрмго и мунициганьянго^авлеьия в ятууонре ирфоимауио 1Рл°1 компетенфюявинаибнаееврочпфым итизнаюриырвларнеирфирмицвоаио-ио следователинкой, с^гояоияьо^орНи^нциор-оммм^лаиивто0 компмтеи. (рис. 2), которытфероптил, юортпаряфитрввфъял овпоирвмк дмя мсьелжеров государственного и муниципального управления.

Анализ упорядои^^н^^^пс^^^^с^лов.^^^й^л^!^^ дне фоцлирввлпиил йас) сматриваемой группы менеджеров информационной компетентности показал

Библиографический список

ботки подходов к формированию информационной компетентности у студентов, ориентированных на трудоустройство в системе государственного и муниципаль-ногоуправления.

Обосновывая значимость информационной компетентности для менеджеров государственного и муниципального управления, данное исследование способно составить плацдарм для серии исследований, направленных на разработку подходов для формирования этой характеристики у студентов, будущих специалистов в соответствующей сфере.

1. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление. Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект: Материалы XI Международ. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015: 54 - 59.

2. Тылец В.Г, Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде. Современное общество: к социальному единству, культуре и миру. Ставрополь, 2016: 277 - 279.

3. Шебураков И.Б. Обоснование акмеологической концепции повышения результативности деятельности госслужащих. Акмеология. 2014; 3: 12 - 18.

4. БазелюкВ.В., Гнатышина Е.А., Гнатышина Е.В., ДудинаЛ.И. Особенности развития информационной компетентности руководителя в системе повышения квалификации. Мир науки, культуры, образования. 2010; 4: 91 - 93.

5. Сычёва Е.В. Формирование информационной компетентности студента вуза. Проектно-ориентированный подход. Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2014; 5: 130 - 136.

6. Комарова Э.П., Смирнова И.Г. Модель формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза. Перспективы науки. 2010;5:46 -53.

7. Репета Л.М. Механизмы формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся. Общество: социология, психология, педагогика. 2012; 4:16.

References

1. Krasnyanskaya T.M., Tylec V.G. Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost': ugrozy lichnostnomu razvitiyu i ih preodolenie. Razvitie sistemypedagogicheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii: antropologicheskij aspekt: Materialy XI Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. Stavropol', 2015: 54 - 59.

2. Tylec V.G., Krasnyanskaya T.M. Psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti v sovremennoj stressogennoj srede. Sovremennoe obschestvo: k social'nomu edinstvu, kul'ture i miru. Stavropol', 2016: 277 - 279.

3. Sheburakov I.B. Obosnovanie akmeologicheskoj koncepcii povysheniya rezul'tativnosti deyatel'nosti gossluzhaschih. Akmeologiya. 2014; 3: 12 - 18.

4. Bazelyuk V.V., Gnatyshina E.A., Gnatyshina E.V., Dudina L.I. Osobennosti razvitiya informacionnoj kompetentnosti rukovoditelya v sisteme povysheniya kvalifikacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 4: 91 - 93.

5. Sycheva E.V. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studenta vuza. Proektno-orientirovannyj podhod. Nauchnye trudy SZIU RANHiGS. 2014; 5: 130 - 136.

6. Komarova 'E.P., Smirnova I.G. Model' formirovaniya informacionno-kommunikativnoj kompetencii studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Perspektivy nauki. 2010; 5: 46 - 53.

7. Repeta L.M. Mehanizmy formirovaniya informacionno-issledovatel'skoj kompetencii uchaschihsya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2012; 4: 16.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.