Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности будущего специалиста в процессе вузовской подготовки'

Формирование информационной компетентности будущего специалиста в процессе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баннова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности будущего специалиста в процессе вузовской подготовки»

УДК 378.147 А.В. Баннова

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Впервые о глобальном информационном обществе заговорили в конце 1960-х гг., подразумевая под данным понятием общество такого типа, в котором развитие компьютеризации позволяет людям получать информацию из надежных источников, облегчать рутинную работу, автоматизировать производство. Что касается производства, то оно переходит от материального характера продукта к информационному. Основное внимание уделяется совершенствованию средств получения, обработки и передачи информации. Ученые отметили наступление новой эпохи — формирование постиндустриального общества, важной задачей которого является производство услуг, а не предметов потребления. Важнейшей отраслью производства станет интеллектуальное производство, а ведущей отраслью экономики — информационная [4, 7].

В настоящее время под «информационным обществом» в основном подразумевают такое общество, главной ценностью которого являются знания и информация, понимаемые как гаранты благополучия государства и отдельно взятой личности, открывающие каждой личности возможности бесконечной самореализации и самосовершенствования в своих и общественных интересах; общество, в котором постоянно развиваются информационные и телекоммуникационные технологии, предоставляющие всем непрерывный и беспрепятственный доступ к источникам информации [13].

Подобные изменения в обществе не могли не отразиться на характере трудовой деятельности. С какими сложностями сталкивается современный специалист? Во-первых, это постоянное увеличение количества информации. Во-вторых, ускорение информационного оборота, т. е. более быстрое по сравнению с предыдущими годами устаревание информации. В-третьих, увеличение количества источников информации. Сначала информацию получали только из книг и других печатных изданий, затем прибавились радио и телевидение, а теперь, в современном обществе, появились информационные технологии, которые развиваются с космической скоростью, и, чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать данными технологиями. В-четвертых, необходимость перехода к автономному характеру работы с информацией. Последняя сложность объясняется следующим фактом: в настоящий момент никто

не может обеспечить личность достаточным количеством информации, которая, к тому же, будет актуальна на любом этапе ее развития. Поэтому данная ответственность лежит полностью на личности, которой необходимо уметь получать информацию, превращать ее в знания, использовать их в своей деятельности.

Ввиду названных выше причин, необходимым становится постоянное повышение квалификации, главным образом посредством самообразования. Важным моментом в процессе подготовке профессионалов становится формирование информационной компетентности как умения самостоятельно работать с информацией.

Информация является основой, на которой выстраивается весь алгоритм принятия решений в профессиональной области. Поэтому умение добывать информацию, способность ее обрабатывать и адекватно применять в своей профессиональной деятельности является свидетельством сформированной информационной компетентности, а также показателем профессионализма.

Прежде всего необходимо выяснить, что понимается под информацией. Можно выделить следующие основные представления о содержании понятия «информация» [6]:

1) сообщения, сведения о чем-либо, передаваемые между людьми;

2) сообщения, сведения о чем-либо, в результате которых уменьшается или полностью снимается неопределенность;

3) сообщение, представляющее собой совокупность сигналов в единстве их синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах.

В своем исследовании мы будем склоняться к определению информации с точки зрения статистической теории, важной для процесса познания: сведения, сокращающие нашу неопределенность относительно объекта познания и создающие новые возможности принятия решений, или новую неопределенность [11].

В контексте исследования проблемы формирования информационной компетентности будущего специалиста в процессе вузовской подготовки необходимо рассмотреть понятие «информационная культура личности».

В конце XX в. исследователи начали проявлять особый интерес к вопросам формирования информационной культуры личности вообще и специалиста, в частности. К настоящему времени понятие «информационная культура личности» еще не установилось. Ясно только то, что это часть духовной культуры личности, обращение к которой вызвано состоянием современного общества, которое было описано выше. Так, Б.А. Семеновкер [10] определяет информационную культуру личности как обладание адекватным современному этапу развития общества (пространственному и временному континууму) опытом работы с информацией, стилем мышления, способность использовать информационные возможности. Согласно Н.И. Гендиной [7], информационная культура личности — элемент общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Из приведенных определений видно, что под информационной культурой понимается не только количество обладаемой информации, но и степень, принципы ее усвоения, а также эффективность применения на практике.

Включая в себя множество компонентов, возможность формирования которых средствами высшего образования на данный момент до конца не изучена, информационная культура специалиста представляет собой сложное и объемное понятие. Поэтому в нашем исследовании мы обращаемся к более узкому понятию информационной компетентности как составной части профессиональной компетентности специалиста.

М.Е. Бершадский [5] определяет информационную компетентность как «способность организма воспринимать и распознавать сигналы внутренней и внешней среды, а также трансформировать и сохранять в той или иной форме следы их воздействия для управления собственным поведением с целью удовлетворения потребностей организма». Данное определение выходит из представления о том, что информация есть сигнал, связанный с управлением. Все воспринимаемые организмом сигналы модифицируют состояние и поведение организма. И если информация воспринята правильно, то и поведение относительно окружающей среды выбирается правильное. Если же информация воспринимается неправильно, то это опосредует неправильную установку на поведение. Таким образом, организм, неспособный правильно воспринимать сигналы, проигрывает родственным организмам, которые воспринимают их более адекватно. Информационная компетентность члена

современного общества представляет собой комплекс способностей, необходимых для адаптации к жизни в постоянно изменяющейся информационной среде.

Мы будем понимать под информационной компетентностью способность осуществлять информационную деятельность на высоком уровне с целью успешного осуществления профессиональной деятельности в информационном обществе, а также мастерство работы с информацией, основанное на знаниях и опыте.

Выделяют следующие компоненты информационной компетентности:

♦ мотивационный — наличие мотивации, осознание необходимости в информации, готовность к работе с ней;

♦ когнитивный — знания о способах получения, обработки и хранения информации, о способах конструирования нового знания;

♦ практико-деятельностный — опыт творческой деятельности;

♦ эмоционально-волевой — регуляция информационной деятельности; волевые качества, необходимые для реализации информационной деятельности; возникающие при этом процессы и состояния;

♦ ценностно-смысловой — понимание важности, личностной и социальной значимости информации; данный компонент является ведущим и системообразующим [9]. Важнейшим показателем сформированности

информационной компетентности личности является ее способность осуществлять информационную деятельность, главной целью которой является удовлетворение информационных потребностей, возникающих при решении новых профессиональных задач.

Вслед за В.А. Ухановым [12, с. 153] мы определяем информационную деятельность как социально организованную, специализированную и оснащенную особого рода техникой разновидность духовной деятельности, реализующейся с целью повышения эффективности других видов человеческой деятельности и заключающейся в различных действиях с информацией, основными из которых являются ее создание, трансформация, хранение, передача и потребление.

В структуре информационной деятельности можно выделить следующие компоненты, или этапы информационного процесса [1]:

♦ поиск информации (владение информационными источниками и методами поиска информации);

♦ оценка (оценивание релевантности информации для конкретных профессиональных задач);

♦ обработка (анализ и синтез информации, внесение в знаниевый конструкт);

• хранение (фиксация информации в удобном

для конкретного индивида виде);

♦ применение на практике (использование информации в профессиональной деятельности,

создание новой информации).

Известно [2, с. 23—24], что в ходе работы с новой информацией наш мозг выполняет пять основных функций:

1) ввод (восприятие) информации через органы чувств;

2) сохранение информации в памяти (сюда же можно отнести и способность извлечения сохраненной в памяти информации);

3) анализ (обработка) информации — выявление взаимосвязей между характеристиками изучаемого объекта и его связей (ассоциаций) с другими объектами, а также отличий от других подобных объектов;

4) вывод (передача) информации в некоторой форме (например, в виде продукта творчества);

5) управление всеми мыслительными и физическими процессами, происходящими в мозге и организме человека в целом.

С опорой на вышеприведенные концепты нами было разработано методическое пособие, целью которого является формирование информационной компетентности средствами дисциплины «Иностранный язык». Теоретическую основу разработки составили теория учебной автономности и теория фреймов. Для нашего исследования учебная автономность имеет важность ввиду того, что именно она говорит о психологической готовности личности к получению знаний. Личность, способная к автономному обучению, способна к самостоятельной постановке целей, самостоятельному поиску и отбору информации, к управлению этим процессом, к саморефлексии, оценке и анализу проделанных действий. Способность к автономной деятельности в процессе обучения в учебном заведении говорит о готовности к самостоятельному обучению после его окончания.

Существует ошибочное представление, что в процессе автономного обучения преподаватель играет второстепенную роль, т. е. обучение становится по сути самостоятельным. По нашему мнению, роль преподавателя становится не ведущей (когда он несет полную ответственность за процесс и содержание обучения, указывает обучающемуся, чему учиться, что характерно для традиционной модели обучения), а равной, когда ответственность за процесс равномерно ложится как на преподавателя, так и на обучающегося, когда преподаватель подсказывает, как учиться.

Так как информация представляет собой упорядоченное отражение объектов окружающего мира [8], она существует в нашем сознании не хаотично, а имеет свою особую структуру. Ее компо-

ненты связаны между собой ассоциативной связью, которая может быть определена как фрейм [3].

Теория фреймов реализуется на всех уровнях информационного процесса: в процессе поиска, когда оценивается релевантность информации согласно заданной цели, в процессе восприятия, когда воспринимаемая информация соотносится с тем или иным фреймом, в процессе обработки информации, когда осуществляется структурирование, систематизация и обобщение информации (внесение в имеющуюся фреймовую структуру, возможное изменение этой структуры), в процессе хранения информации (вся информация хранится в нашей памяти в виде фреймов и может сохраниться только благодаря отнесению ее к определенному фрейму), а также в процессе передачи информации, которая организуется в виде фрейма согласно цели сообщения.

Ученые единодушны в мнении о том, что развитие умения структурировать информацию открывает большие возможности для личности в процессе обучения и профессиональной деятельности [2].

Таким образом, внедрение разработанной нами методики, воплощенной в пособии, в процесс преподавания дисциплины «Иностранный язык» в высшей школе преследует цель формирования информационной компетентности у будущих специалистов. Есть основания считать, что реализация данной методики позволит перейти к более автономному характеру учебной деятельности и развить навыки работы с информацией, основанные на фреймовом представлении информации на всех этапах профессионально-сопряженного информационного процесса.

Список литературы

1. Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Аскерко Юлия Ивановна. — Магнитогорск, 2007. — 169 с.

2. Бабич, А.В. Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов: учеб. пособие / А.В. Бабич. — М.: БИНОМ, 2011. — 234 с.

3. Баннова, А.В. Применение теории фреймов для обучения профессиональной терминологии студентов аграрных вузов / А.В. Баннова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2009. — Вып. 5 (36). — С. 94-96.

4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. — М.: Academia, 2004. — 788 с.

5. Бершадский, М.Е. Информационная компетентность / М.Е. Бершадский // Школьные технологии. — 2008. — № 8. — С. 7-12.

6. Ващекин, Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение / Н.П. Ващекин, Ю.Ф. Абрамов. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990. — 296 с.

7. Гендина, Н.И. Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний /

Н.И. Гендина // Библиотековедение. — 2006. —№ 4. — С. 13-15.

8. Готт, В.С. Социальная роль информатики / В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. — М.: Знание, 1987. — 64 с.

9. Ермаков, Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации / Д.С. Ермаков // Открытое образование. — 2011. —№ 1. — С. 4-8.

10. Семеновкер, Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б.А. Семеновкер // Библиография. — 1991. — № 1. — С. 11-15.

11. Урсул, А.Д. Природа информации. Философский очерк / А.Д. Урсул. — М.: Политиздат, 1968. — 288 с.

12. Уханов, В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Уханов Владимир Андреевич. — Екатеринбург, 1997. — 292 с.

13. Формирование информационной компетентности личности в региональной образовательной среде: монография / А.А. Темербекова [и др.]. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. — 226 с.

УДК 377.5

М.М. Абрагимович

Академия социального управления

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях развития рыночной системы отношений существующие проблемы подготовки специалистов и рабочих, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования её взаимоотношений с реальным сектором экономики встали в ряд важнейших общегосударственных задач. Конкурентоспособность будущего специалиста-выпускника приобретает статус одного из важнейших показателей в образовательной деятельности учреждений профессионального образования.

Несоответствие перечня и качества образовательных услуг современным запросам рынка труда стало существенным противоречием в сегодняшней социально-экономической ситуации: студент профессиональной школы не имеет полноценной профессиональной подготовки; приступая к трудовой деятельности, выпускник оказывается к ней недостаточно подготовленным — он что-то знает в одних областях, что-то умеет делать — в других, что-то проектировать — в третьих. Он не приучен делать что-либо целиком и целиком нести ответственность за свои дела. Он не научен общению в коллективе, он не умеет получать наслаждение от своего труда. И поэтому ему приходится действовать не так, как следовало бы, а так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его работы, по знаменитому принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Это — крупнейший недостаток всего нашего образования на всех уровнях [4, с. 98].

В сложившейся ситуации одним из ключевых элементов формирования конкурентоспособного специалиста-выпускника является сфера дополни-

тельного профессионального образования (ДПО). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка трудовых ресурсов стали одними из значимых факторов национального конкурентного преимущества на рынке труда, достичь которых можно только развивая и поддерживая себя в сфере ДПО. Принципы сферы ДПО основываются на опережающем и регулирующем характере содержания обучения, ориентации на развитие специалиста как личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизме и демократичности образования.

В настоящее время в Европе проходят интенсивные интеграционные процессы в профессиональном образовании. Важность участия в общеевропейских процессах развития профессионального образования обусловливается тем, что в странах Европейского Союза наработаны различные положительные механизмы повышения качества и эффективности профессионального образования, позволяющие системам профессионального образования реально способствовать повышению конкурентоспособности экономики и решению важных социальных задач. Международное образовательное пространство предоставляет новые возможности для продвижения российского образования на международной арене, и для полноценного участия России в общеевропейском образовательном пространстве необходимо принять ряд мер по модернизации российского образования.

Современное состояние российского профессионального образования оценивается многими авторами как кризисное, что связано как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с особенностями его развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.