Научная статья на тему 'Формирование информационной картины мира на уроках информатики с использованием Интернет-технологий'

Формирование информационной картины мира на уроках информатики с использованием Интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАТИКА / ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ / КИБЕРНЕТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Н. К.

В статье на основе эмпирического исследования раскрыты способы применения современных технологий обработки и передачи информации на уроках информатики с использованием интернет-технологий с целью формирования информационной картины мира. Подчеркивается актуальность и необходимость разработки методики формирования информационной картины мира у учащихся школинтернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной картины мира на уроках информатики с использованием Интернет-технологий»

2. Ильин В.А., Позияк Э.Г. Основы математического анализа. Часть I. М.: Наука, 1982. 616 с.

3. Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед. вузов, обучающихся по спец. 032100 «Математика»/ С.А. Франгулов, П.И. Совертников, A.A. Фадеева, Т.Г. Ходот. М.: Просвещение, 2002. 238 с.

Об авторе

H.A. Малинникова - канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 371.3

Н.К. Минина

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЫ МИРА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

В статье на основе эмпирического исследования раскрыты способы применения современных технологий обработки и передачи информации на уроках информатики с использованием интернет-технологий с целью формирования информационной картины мира. Подчеркивается актуальность и необходимость разработки методики формирования информационной картины мира у учащихся школ- интернатов. Ключевые слова: технические средства массовой коммуникации, информатика, теории информации, общая теория систем, кибернетика, информационные процессы, интернет-технологии.

Научно-техническая революция и информатизация всех сфер общественной жизни привели к глобальным изменениям в мире, нашим представлениям о нем. Бесконечный поток всеобъемлющей информации, обрушившийся на человека в XX в. и продолжающий расти в третьем тысячелетии, позволил индивидам получить доступ к различным идеям, взглядам, ценностям. Пересматриваются кардинальные научные концепции, расширяются границы нашего познания. С одной стороны, текущие изменения способствуют прогрессу во всех областях социальной жизни, с другой - затрудняют ориентацию человека в мире.

В связи с развитием технических средств массовой коммуникации информация стала представать перед человеком в разных формах. Информационный взрыв, появление различных теорий информации, общей теории систем, кибернетики позволили осознать значительность информационных процессов. Таким образом, в XX в. среди прочих стали выделять информационную научную картину мира (Леонтьев А. Н., Лосев А. Ф., Смирнов С. Д., Петухов В. В.)

Картина мира (или образ мира, автор А.Н. Леонтьев) —- «методологическая установка, предписывающая исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности. Это — многомерный образ мира, образ реальности» [1]

Информатика - одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно информационный подход к анализу окружающей действительности, изучающая информационные процессы в природе и обществе, а также методы и средства получения, хранения, преобразования и использования информации. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение для развития экономики современного общества. Широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового характера. Новый толчок к развитию методической системы обучения информатике дает принятая в феврале 2002 года «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Приказ МО РФ от 11 февраля 2002 г. №393). В этом документе

образование определяется как важнейший фактор развития экономики России, а одним из важнейших направлений в процессе модернизации образования видится его информатизация. Это влечет за собой необходимость совершенствования информационной подготовки школьников. Развитию содержания обучения информатики посвящены исследования A.A. Кузнецова, В.К. Белошапки, A.C. Лесневского, С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной, Б.Т. Захаровой.. Значительную роль в развитии методической системы обучения информатике сыграли теоретические работы Е.П. Велихова, А.П. Ершова, В.П. Разумовского, A.A. Кузнецова, В.М. Монахова, С.А. Бешенкова, С.Г. Григорьева, A.C. Лесневского, А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедева, Н.В. Матвеевой, Е.А. Куприной и др. Теоретические разработки и накопленный опыт обучения этой дисциплине нашли свое отражение в современных учебниках информатики (Бешенков С.А., Лесневский А.С, Ракитина Е.А. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Русаков СВ., Угринович Н.Д. и др.), где рассматриваются и вопросы обучения Интернет-технологиям. Значительная часть исследований в области применения Интернета в школьном образовании состоит в обучении самому Интернету и использованию его коммуникационных (A.B. Шелухина), информационных (Е.В. Якушина) возможностей и создание учебной информационной среды телекоммуникационного обучения (В.П. Мозолин). Практически не изучены вопросы встраивания обучения телекоммуникационным технологиям в контекст решения общеобразовательных задач курса информатики. В то время, как в процессе формирования ключевых компетенций в области информатики, информационные ресурсы и возможности поисковых систем сети Интернет могут быть использованы как средство формирования информационной картины мира, т.к. «модельный характер телекоммуникационной среды создает оптимальные условия для формирования у учащихся, помещенных в эту среду, обобщенных способов действий, развития у них мышления теоретического типа» (Р.И. Круподеров).

С другой стороны, информационная картина мира многогранна, многомерна. Поэтому для ее изучения целесообразно построение ее учебной модели, на основе которой и будет формироваться целостная системно-информационная картина мира. В настоящее время методические разработки, которые бы позволяли использовать образовательные возможности сети Интернет в качестве средства формирования информационной картины мира, то есть интегрировать «цель» и «средство» обучения, отсутствуют. Существующая методика формирования информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева) не предусматривает использования существующего потенциала образовательных возможностей сети Интернет. Существующие разработки по использованию телекоммуникационных технологий в процессе конструирования знаний (A.B. Хуторской) не предусматривают формирования собственно информационной картины мира.

Отсутствие методики формирования информационной картины мира с необходимостью ее формирования в соответствии с целями и задачами школьного курса информатики и составляет суть противоречия, которое определяет проблему настоящего исследования: построения нормализованной учебной модели и ее использования в рамках единой методики, включающей работу учащихся над понятиями, освоение ими логических приемов работы с информацией (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.), и работу с информационными и поисковыми ресурсами сети Интернет.

Особую значимость проблема формирования информационной картины мира приобретает с детьми, обучающихся в школах - интернатах. Картина мира, формируемая у учащихся средних общеобразовательных школ и учащихся школ - интернатов, отличаются. И это связано, прежде всего, с различием их мировидения и возможностей получения информации.

С целью пояснения данного противоречия нами проведено исследование. Исследование проводилось среди учащихся Брянских школ - интернатов и средних обще-

образовательных школ. Общий объем выборки составлял 250 человек. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: Что такое Интернет? Пользовались ли вы услугами сети Интернет? Какие ресурсы сети Интернет вы знаете? С какой целью вы использовали ресурсы Интернет? Какие средства информационного поиска вы знаете?

Свободно ли вы владеете средствами Интернет? Хотели бы вы больше узнать о возможностях сети Интернет?

В результате исследования выявлено:

97% учащихся средних общеобразовательных школ и 72% учащихся школ - интернатов имеют представление о сети Интернет;

78% учащихся средних общеобразовательных школ и 41 % учащихся школ - интернатов пользовались услугами Интернет;

Основная причина использования сети Интернет учащимися средних общеобразовательных школ - поиск дополнительного материала при подготовке индивидуального задания к школьным занятиям; учащимися школ - интернатов - изучение Интернет во время занятий на уроке информатики;

Отечественные поисковые системы являются основным средством поиска для учащихся средних общеобразовательных школ и учащихся школ - интернатов;

90% учащихся средних общеобразовательных школ и 99% учащихся школ - интернатов хотели бы больше узнать о возможностях сети Интернет.

Результаты исследования представлены с помощью диаграммы (рисунок 1.)

я учащиеся средних общеобразовательных школ ■ учащиеся школ — интернатов

Что такое Интернет? Пользовались л и вы Хотели бы вы больше

услугами сети Интернет? узнать о возможностях

сети Интернет?

Рисунок 1. Сравнительный анализ знаний о сети Интернет учащихся средних общеобразовательных школ и учащихся школ - интернатов

Все выше сказанное определяет актуальность и необходимость разработки методики формирования информационной картины мира у учащихся школ - интернатов. Изучение информационной картины мира при обучении информатике может быть более эффективно, если использовать для этого образовательные возможности сети Интернет.

Through the empirical study the article outlines the contemporary methods of information processing and transfer at IT lessons using Internet technologies with the purpose of forming the information world view. The problem of working out the methods of forming the information world view in boarding school students is treated as acute in the article.

Ключевые слова: mass communication technologies, IT, information science, general systems theory, cybernetics, information processes, internet technologies.

Список литературы

1. Леонтьев A.H. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. N2. С. 3-13.

2. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №2. С. 15-29.

Об авторе

Н.К. Минина - ст. преп., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 371.3

H.A. Сильченко

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В статье обосновано, что в качестве одного из направлений модернизации российского образования следует создать условия для введения профильного обучения математике на старшей ступени общеобразовательной школы. Автор утверждает, что профили нужно рассматривать в трёх направлениях: общеобразовательном, общенаучном и математическом. Однако в каждом из этих направлений может возникать много различных профилей, которые, в свою очередь, также имеют специфику. Выход видится в личностно ориентированном подходе к изучению математики обучающимися.

Ключевые слова: профильное обучение, личностно ориентированное обучение, профессиональная подготовка.

Согласно концепции [1] в качестве одного из направлений модернизации российского образования выбрано создание условий для введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. При этом к образованию предъявляются следующие требования: образование должно стать более эффективным, функциональным, индивидуализированным и вводиться в режиме личностно ориентированного обучения [1].

Развитие математического образования обусловливают две функции:

общеобразовательная, результатом осуществления которой является «интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе» [4];

специализирующая, связанная с «профессиональной подготовкой» учащихся к соответствующим областям деятельности после окончания школы, в том числе и прежде всего к получению высшего образования по соответствующим специальностям» [4].

Возникает ряд вопросов: Ккак осуществлять подготовку будущих учителей к работе в профильных классах? Должна ли методика обучения математике в общеобразовательной школе претерпевать какие-либо изменения применительно к обучению в профильной школе, с чем связаны эти изменения? Что понимать под требованиями эффективности и фундаментальности применительно к обучению математике, и как их реализовать.

Согласно концепции математического образования [4] профили нужно рассматривать в трёх направлениях: общеобразовательном, общенаучном и математическом. Однако в каждом из этих направлений может возникать много различных профилей, которые, в свою очередь, также имеют специфику. В связи с этим возникает необходимость в «переориентации методической системы обучения математике...» [4].

Анализ сборника материалов XXV Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педвузов «Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах» [3] позволил обобщить опыт Российских вузов. Многие авторы отмечают актуальность проблемы подготовки будущих учителей к работе в классах различных профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.