Научная статья на тему 'Содержательно-методическое исследование эффективности и функциональности профильного обучения математике'

Содержательно-методическое исследование эффективности и функциональности профильного обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сильченко Н. А.

В статье обосновано, что в качестве одного из направлений модернизации российского образования следует создать условия для введения профильного обучения математике на старшей ступени общеобразовательной школы. Автор утверждает, что профили нужно рассматривать в трёх направлениях: общеобразовательном, общенаучном и математическом. Однако в каждом из этих направлений может возникать много различных профилей, которые, в свою очередь, также имеют специфику. Выход видится в личностно ориентированном подходе к изучению математики обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательно-методическое исследование эффективности и функциональности профильного обучения математике»

2. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №2. С. 15-29.

Об авторе

Н.К. Минина - ст. преп., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 371.3

H.A. Сильченко

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В статье обосновано, что в качестве одного из направлений модернизации российского образования следует создать условия для введения профильного обучения математике на старшей ступени общеобразовательной школы. Автор утверждает, что профили нужно рассматривать в трёх направлениях: общеобразовательном, общенаучном и математическом. Однако в каждом из этих направлений может возникать много различных профилей, которые, в свою очередь, также имеют специфику. Выход видится в личностно ориентированном подходе к изучению математики обучающимися.

Ключевые слова: профильное обучение, личностно ориентированное обучение, профессиональная подготовка.

Согласно концепции [1] в качестве одного из направлений модернизации российского образования выбрано создание условий для введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. При этом к образованию предъявляются следующие требования: образование должно стать более эффективным, функциональным, индивидуализированным и вводиться в режиме личностно ориентированного обучения [1].

Развитие математического образования обусловливают две функции:

общеобразовательная, результатом осуществления которой является «интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе» [4];

специализирующая, связанная с «профессиональной подготовкой» учащихся к соответствующим областям деятельности после окончания школы, в том числе и прежде всего к получению высшего образования по соответствующим специальностям» [4].

Возникает ряд вопросов: Ккак осуществлять подготовку будущих учителей к работе в профильных классах? Должна ли методика обучения математике в общеобразовательной школе претерпевать какие-либо изменения применительно к обучению в профильной школе, с чем связаны эти изменения? Что понимать под требованиями эффективности и фундаментальности применительно к обучению математике, и как их реализовать.

Согласно концепции математического образования [4] профили нужно рассматривать в трёх направлениях: общеобразовательном, общенаучном и математическом. Однако в каждом из этих направлений может возникать много различных профилей, которые, в свою очередь, также имеют специфику. В связи с этим возникает необходимость в «переориентации методической системы обучения математике...» [4].

Анализ сборника материалов XXV Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педвузов «Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах» [3] позволил обобщить опыт Российских вузов. Многие авторы отмечают актуальность проблемы подготовки будущих учителей к работе в классах различных профилей.

Можно выделить три основных направления, по которым исследователи предлагают осуществлять такую подготовку будущих учителей математики:

необходимо усилить фундаментальную подготовку будущего учителя (Э.К. Брейтигам, В. А.Каротина, Л.Н. Мохова, Н.П.Рыжова и др.) [3];

необходимо усилить профильно-методическую подготовку учителя (E.H. Перевощикова, И В. Владыкина, Т.С. Кармакова и др.) [3];

необходимо усилить психолого-педагогическую подготовку по изучению особенностей учащихся классов различных профилей (И В. Дробышева, Ю. А.Дробышев, E.H. Перевощикова, О. Б. Епишева, Н. А. Михайленко и др.) [3].

Меры усиления фундаментальной подготовки можно разделить на две составляющие: меры, касающиеся содержательной подготовки, и меры, касающиеся её организации.

Среди мер, касающихся содержательной подготовки учителя, предложены два направления:

Установление связей между изучаемыми предметами в ВУЗе и в школьном курсе математики.

Реализация данного направления осуществляться как на плановых занятиях, так и на спецкурсах («Начала математического анализа в школе», «Свойства функций при решении нестандартных уравнений и неравенств», «Геометрические преобразования плоскости и пространства», «Аналитические методы решения задач школьного курса», «Теория объёмов», «Избранные вопросы теории групп» и т. п.).

Обеспечение постижения студентами смысла понятий, идей, методов математики, а не просто воспроизведение лекционного материала (Э.К. Брейтигам).

Постижение смысла понятий, на наш взгляд, осуществляется через выделение существенных признаков понятия, установление связей с другими понятиями. Смысл утверждений постигается через выделение идей доказательств и их методов. Таким образом, усиление фундаментальной подготовки создает «почву» для особой организации математических знаний будущего учителя, что, в свою очередь, будет способствовать формированию его математической компетентности.

Компетентность в области математики позволяет принимать эффективные решения при её изучении, а, значит, будет способствовать успешности обучаемых. Обучение математике будем считать успешным, если студент (или учащийся) способен самостоятельно получить ответы на математические задания, опираясь как на изучаемые определения, аксиомы или уже доказанные утверждения, так и на общие подходы, идеи, методы решения (доказательства).

Для организации фундаментальной подготовки, где будут созданы условия, позволяющие реализовать принципы гуманизации и непрерывности образования, исследователями предложено:

организовать специальные группы студентов (это могут быть как группы 1- го курса, так и группы магистратуры);

организовать профильные классы на основе университета; организовать подготовку по получению дополнительной специальности; включить студентов в создание и проведение элективных курсов на базе вузовского материала;

организовать курсы по выбору, расширяющие изученное в вузовском курсе. Например, на базе Дальневосточного государ ств ен но го гуманитарного университета был создан институт математики, физики и информационных технологий, который по специальности «Математика» университетского направления стал вести подготовку специалистов, которые смогли бы обеспечить организацию профильного обучения в школах. Выпускники приобретают до пол н ител ьную специальность «Преподаватель», при этом получают методическую подготовку по созданию своих профильных курсов (А.Е. Поличка).

Усиление профильно-методической подготовки включает в себя два аспекта (И.В. Дробышева, Ю.А. Дробышев):

1) рассмотрение тех вопросов курса математики, которые соответствуют содержанию дисциплины в классе определенного профиля, и разработка методики её преподавания;

2) рассмотрение прикладных аспектов математики, соответствующих различным направлениям профилизации, что будет способствовать развитию мотивационного компонента учебной деятельности.

На сегодняшний день существуют следующие возможности реализации этих аспектов:

включить в занятия по методике обучения математике раздел, посвященный методике обучения математике в профильных классах, где могут рассматриваться следующие вопросы: научно-теоретический анализ программ, анализ учебников и учебных пособий для классов различных профилей, базовый анализ ключевых программных тем, методы, формы и средства обучения, организация различных типов уроков (Т.С. Кармакова);

организовать спецкурсы: «Теория и методика профильного обучения математике» (H.A. Малинникова); «Особенности обучения учащихся школ и классов с углубленным изучением математики», «Реализация уровневой и профильной дифференциации в классах нематематической направленности» (С.С. Салаватова);

включить в учебные планы новую дисциплину «Методика профильного обучения математике в старших классах» (E.H. Перевощикова) или «Обучение математике в профильных классах» (Т.М.Сафронова), которая включила бы в себя факультативные дисциплины, по которым предусмотрены лекции и практические занятия: «Особенности обучения математике в классах гуманитарного профиля», «Моделирование уроков математики в классах гуманитарного профиля», «Обучение математике в классах с углубленным изучением математики», «Моделирование уроков математики в классах с углубленным изучением математики»

Анализ представленных результатов позволяет заключить, что методика обучения математике в профильной школе включает в себя:

содержательные особенности обучения математике в том или ином профиле (программы, учебники, темы, прикладные аспекты математики, соответствующие различным профильным классам);

особенности урока в том или ином профиле (формы, средства, методы обучения).

Таким образом, методика обучения математике в профильной школе в сравнении с общеобразовательной школой должна претерпевать изменения, как в содержательном плане, так и при конструировании соответствующих уроков. Однако независимо от того профильный класс или общеобразовательный должны соблюдаться следующие общие методические требования к обучению математике:

в каждой теме должен быть выделен материал, содержание которого должно быть освоено всеми учащимися независимо от профиля (мы называем его ядром);

при изучении темы необходимо соблюдать требования базовых методик обучения математике (методики изучения понятия, методики формирования умения, методики изучения теоремы, методики решения задачи);

на уроке, согласно психологическим требованиям, важно создавать такие условия, чтобы учащиеся были активными участниками процесса обучения, получали и опыт выполнения конкретной деятельности, и интеллектуальное развитие, и опыт общения, то есть обогащали свой субъектный опыт.

Личностно ориентированное обучение позволяет создавать такие условия на уроке, при которых учащийся будет выступать субъектом обучения и собственного развития. Таким образом, требование индивидуализации обучения будет реализовано при

выборе профиля, а также при осуществлении личностно ориентированного обучения в профильной школе [2].

Одной из серьёзных проблем в сложившейся системе педагогического образования является «несогласованность в преподавании дисциплин психолого-педагогического и предметного блоков» (Е.Н. Перевощикова). Следовательно, важным является изучение психолого-педагогических особенностей учащихся различных профилей. К таким особенностям относятся: особенности свойств познавательных процессов, присущих учащимся различной профильной направленности; уровни подготовленности; различные типы мышления; способности; интересы; когнитивные стили; профессиональная ориентация. Рассмотрение этих вопросов должно иметь место при изучении методики обучения математике, то есть проходить во взаимосвязи с профильно-методической подготовкой учителя.

Следовательно, и особенности профиля, и психолого-педагогические особенности учащихся различных профилей, и психолого-педагогические модели обучения, будут служить основой для конструирования методик обучения в том или ином профиле.

Перечислим основы конструирования методики обучения той или иной математической теме в классе того или иного профиля:

анализ программ, соответствующих профилю, с целью определения содержания той или иной темы;

базовый анализ математической темы, с целью выделения структуры теоретического и задачного материала, их взаимосвязей;

сравнительный анализ темы в различных учебниках, с целью выделения «ядра» темы, обеспечивающего успешность учащихся и выявления особенностей изложения теоретического и задачного материала в том или ином профиле; разработка методики изучения «ядра» темы;

установление взаимосвязи математического содержания и процесса его освоения с психолого-педагогическими особенностями учащихся различных профилей, с целью выделения основ конструирования методики, учитывающей эти взаимосвязи;

конструирование математического содержания, которое направлено на обеспечение успешности обучения каждого ученика, с учетом его психолого-педагогических особенностей и особенностей профиля;

разработка приемов организации деятельности учащихся в классах того или иного профиля и средств обучения, направленных на обеспечение режима личностно ориентированного обучения математике;

проектирование уроков, демонстрирующих методическую деятельность учителя по организации деятельности учащихся с разработанным математическим содержанием в классах того или иного профиля.

Подводя итог, представим суть требований эффективности и функциональности обучения математике в профильной школе.

Обучение математике в профильной школе будем считать эффективным, если будут созданы условия для успешного формирования математической компетентности у учащихся.

Обучение математике в профильной школе будем считать функциональным, если:

обеспечен перенос учащимися математических приёмов, идей, методов на изучение нового материала;

обеспечено формирование гуманитарных знаний, умений и перенос их на другие предметы (т. е будет реализован принцип гуманитаризации образования); будет создана база для успешного продолжения образования.

The article proves that onc of the ways of modernizing éducation in the RF is providing ail the necessary conditions for specialist training in mat hématies in senior school. The author takes the view that specialist éducation should be treated in threc directions - educational. scientific and mathematical. However in each of these direc-

tions there may appear a number of different sections which in their turn also possess their own peculiarities. The

way out lies in person-oriented approach to studying mathematics.

Ключевые слова: specialist training, person-oriented education, vocational training.

Список литературы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва, 2002.

2. Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся: монография.-Брянск: Изд. БГУ, 2003.

3. Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах: Материалы XXV Всерос. семинара преподавателей математики ун-тов и пед-вузов,- Киров; М.: ВятГГУ, МШУ, 2006.

4. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Седова Е.А. Профилированная школа в концепции школьного математического образования // Интернет-журнал "Эйдос". 2003.

Об авторе

H.A. Сильченко - ассистент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 371.3

М.В. Хохлова, А.И. Дынин

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗАДАЧ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ 5-7-х КЛАССОВ

В статье раскрывается сущность и педтёхнология реализации управления познавательной деятельностью учащихся через систему учебных ситуаций, задач и заданий, обеспечивающих постепенное продвижение школьников к освоению знаний на основе деятельностного подхода. Предлагается типологическая система учебных ситуаций, задач и заданий на основных этапах содержания преобразовательной деятельности человека

Ключевые слова: технология, тренинг-ситуация, тренинг-задача.

С позиции управления познавательной деятельностью учащихся, в психологии и педагогике важная роль отводится учебным ситуациям, задачам и заданиям, обеспечивающим постепенное продвижение школьников по ступеням познания. Эти ступени предусматривают переход от задач низкого уровня проблемности и познавательной самостоятельности учащихся в ходе их решения к задачам творческим, исследовательским и тем самым проектируют сознательное усвоение определенного уровня сформи-рованности свойств, качеств знаний (системности, динамичности, обобщенности т.п.).

Учебные задачи проходят через весь воспитательно-образовательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживают ход процесса учения, являются инструментом для выявления результатов учения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает многоаспекгаость понятия «задача», которая имеет большую историю развития в науки. Ее можно разделить на две группы: психологические определения (Г.А. Балл, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, Я.А. Понамарев, С.Л. Рубинштейн и др.) и дидактические определения (В.И. Гинецинский, К.К. Джумаев, И .Я. Лернер, А.И. Уман, Л.М. Фридман и др.). Один из первых исследователей М.Я. Басов (1892-1931), анализируя деятельность ребенка, отмечал, что для самых разнообразных учебных и жизненных ситуаций общим является момент задачи как таковой. В дальнейшем в работах С.Л. Рубинштейна понятие задачи получило б о-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.